Кабардинские народные сказки
СКАЗКИ КАБАРДИНСКОГО НАРОДА
Кабардино-Балкария — один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Природа щедро одарила наш край: высокие горы, увенчанные снежными вершинами, плодородные равнины, густые леса, звонкие горные реки. В Кабардино-Балкарии находится высочайшая вершина Европы — гора Эльбрус (по-кабардински — Ошхамахо, что значит «Гора счастья») и знаменитые Голубые озёра. Даже в ненастный день вода в них синяя-синяя, словно здесь навсегда отразилось небо солнечного летнего дня.
Но главное богатство республики — её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино-Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям — защитникам от иноземных пришельцев.
Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа — кабардинцы и балкарцы.
Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев — в их фольклоре.
С давних пор кабардинцы и балкарцы жили в дружбе, совместными усилиями отражая натиск многочисленных врагов. В суровых битвах эти народы сумели сохранить свой язык, обычаи, богатейший фольклор.
Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» — общее название и двух других, родственных кабардинцам народов — адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных областях.
В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.
Величественные сказания о богатырях — нартах, песни о борцах за народное дело — храбром Айдемиркане, Хатхе Кочасе и других народных героях, задушевные лирические песни, разнообразные сказки — всё это общее достояние трёх народов.
В нашу книгу вошли сказки, записанные на территории Кабардино-Балкарии, рассказанные на кабардинском языке, и потому она так и называется: «Кабардинские народные сказки».
Древнейшие жители Северного Кавказа, кабардинцы до Октябрьской революции не имели своей письменности.
Вот почему в устном народном творчестве кабардинцев запечатлелись и важнейшие исторические события жизни народа, и его национальные обычаи, и его представления об идеальном герое-богатыре.
Сказки знали все — и старый, и малый. Долгими вечерами на высокогорных пастбищах, во время сельскохозяйственных работ их рассказывали друг другу.
В большом почёте были у кабардинцев люди, которые мастерски исполняли различные произведения устного народного творчества. Их называли «джегуако», что буквально означает «играющий», то есть артист.
Без участия джегуако не обходился ни один народный праздник.
Слава и влияние выдающихся джегуако были исключительными. Они пользовались огромной любовью народа. Джегуако бережно хранили произведения фольклора, передавая их из поколения в поколение.
Герой кабардинских сказок всегда побеждает своих врагов — жестоких, завистливых и чванливых князей, страшных чудовищ. Сражаются герои и с великанами — иныжами. Иныжи наделены огромной силой. Они бывают и добрыми, и злыми, и умными, и глупыми. Но всегда человек оказывается и сильнее, и мудрее этих гигантов.
В кабардинских сказках рассказывается о борьбе народа не только с иноземными захватчиками, но и с местными богачами, угнетавшими трудовой люд. Зревший в народе протест против социальной несправедливости звучит во многих сказках, даже в сказках о животных, которые, по словам А. М. Горького, «обнажают социальные отношения людей, чего обычно в сказках о животных не видят».
Верным помощником сказочного героя, как правило, выступает его конь. Он даёт батыру мудрые советы, помогает в самые трудные минуты. Жизнь героя неотделима от жизни его коня. В некоторых песнях и сказках герои рисуются приросшими к седлу, они даже спят, сидя на коне. И это не случайно: кабардинцы издревле занимались коневодством. Всемирно известна порода кабардинских скакунов.
Кабардинский народ всегда ценил шутку, острое слово. Вот почему сказки о проделках Хоже, известного у других народов под именем Ходжи Насреддина, пользуются огромной любовью.
Другой любимый герой народных сказок — Куйцук, что значит «Маленький плешивец». Неказистый на вид, всегда голодный и оборванный, Куйцук оказывается умнее своих врагов — князей и иныжей — и всегда побеждает.
Кабардинские сказки не только повествуют о занимательных приключениях сказочных героев, но и учат, каким должен быть человек: добрым, отзывчивым, трудолюбивым, скромным. Примечательна сказка о единоборстве комара с могучим львом: как только комар зазнался, вообразил себя сильнее всех на свете, так и погиб — попал в сети паука.
Кабардинские народные сказки уже издавались на родном языке. На русском языке и в обработке для детей кабардинские народные сказки впервые вышли в издательстве «Детская литература» в 1969 году.
ЛАШИН
Часто мой дед рассказывал эту сказку. Он слышал её от своего деда, а тот — от своего. А прапрадед будто бы сам был свидетелем того, о чём в ней рассказывается.
Было то или не было — не знаю. Напал на Кабарду какой-то хан. Расположился он на берегу быстрой реки Баксан. Враг был очень силён, и кабардинцы не решились вступить в открытый бой. Хан тоже не спешил начинать битву и прислал к кабардинскому князю своих послов.
— Наш хан не хочет кровопролития, — сказали послы. — Пусть поборются два силача — ваш и наш. Если победит наш силач, кабардинцы должны будут платить хану такую дань, какую он назначит. А если победит ваш силач, хан с войском уйдёт к себе.
Князь попросил дать ему три дня сроку.
Созвал он стариков для совета. Долго думали мудрые старцы и наконец решили, что надо принять предложение хана. Раньше на Кавказе часто так решали исход битвы: чей силач победит, тот и победитель.
Стали думать, кто мог бы вступить в единоборство с ханским силачом, и выбрали Кургоко, сына старика Хату.
Позвали Кургоко. Молодой джигит был хвастлив и заносчив.
— Не страшен мне никакой силач! Я надеюсь на себя, — сказал он.
— Если не боишься, то через два дня будь готов к бою, — сказал ему князь и отправил к хану своих послов известить, что через два дня состоится поединок.
В этот же вечер кабардинцы услышали в стане хана страшный рёв.
— Кто это ревёт? — спрашивали они друг друга.
Оказалось, что так страшно ревёт не зверь, а ханский силач — богатырь громадного роста и с безобразным лицом.
Он был прикован цепью к столбу, и кормили его только сырым мясом.
Услыхал эти рассказы Кургоко, перепугался. Пожалел он, что похвастал тогда перед князем. Не надеялся Кургоко на свои силы — так и сказал он своему отцу.
Задумался старик.
Вошла в саклю жена Кургоко. Звали её Лашин.
— О чём вы задумались? Какая беда у вас случилась?
— Молчи, не спрашивай! — отвечал ей Кургоко. — Если мы думу думаем, то есть на это большая причина.
— Какая же? Может быть, я помогу вам?
Засмеялся Кургоко:
— Не женского ума дело — речь идёт о судьбе нашего народа. Твоё дело растить детей, коров доить, готовить обед.
Обиделась Лашин, ни словечка не сказала мужу, ушла доить корову.
Старику Хату понадобилось что-то во дворе, вышел он следом за невесткой и видит, что одна корова не даёт себя доить. Рассердилась Лашин, схватила её одной рукой под брюхо и перебросила через плетень.
Удивился Хату богатырской силе своей невестки, обрадовался, поскорее вернулся в саклю. Пришла ему в голову мысль — вот кто выручит сына!
— Отец, научи, как мне быть? Завтра поединок. Боюсь, не одолеть мне вражеского богатыря, — сказал Кургоко.
— Не горюй, сын мой, — отвечал ему Хату. — Послушай, что я тебе скажу. Из далёкого аула пробрался к нам один молодой кабардинец. Он ещё почти мальчик, но очень силён. Он и поборет ханского богатыря. Завтра рано утром этот юноша приедет сюда. Ты ни о чём не расспрашивай его, поезжай с ним в степь, на место боя. Когда появится ханский силач, ты скажи: «Разве это богатырь? Не хочу марать о него свои руки. Слишком он слаб для меня. Пусть он попробует победить моего младшего товарища» — и укажи на своего спутника.
В это время в саклю снова вошла Лашин. Старик Хату послал сына во двор задать корму коням. А когда Кургоко вышел из сакли, старик рассказал невестке, какая случилась беда.
— Только ты поможешь нашему горю и горю всего народа. Ты одна сумеешь победить ханского богатыря.
— Да, — ответила Лашин, — я чувствую, что есть у меня силы. Но ведь я женщина, и народ не допустит…
— Ты надень старую черкеску Кургоко, а шапку надвинь на самые глаза. Когда поедешь в степь, ни о чём не говори с Кургоко и никому не открывайся, что ты женщина, до тех пор, пока я не подойду к тебе…
— Я сделаю так, как ты сказал, — обещала Лашин.
Рано утром проснулся Хату, проснулся Кургоко. Вышли они во двор, а молодой джигит уже ожидает их.
Сел Кургоко на коня и вместе с молодым джигитом поехал на поле боя…
А там уже собралось много народа.
На кургане для хана был расстелен роскошный ковёр. Хан сидел, поджав под себя ноги, и курил трубку. Он был уверен в победе.
А ханский богатырь стоял на поле и показывал свою силу. Он ломал руками толстые деревья, словно это были тонкие прутья.
Поле, на котором должны были биться богатыри, кончалось скалистым обрывом.
Слезая с коня, Кургоко громко сказал:
— Разве это богатырь? Не хочу марать о него свои руки. Слишком он слаб для меня! Пусть он попробует победить моего младшего товарища. — И Кургоко указал на молодого джигита, с которым приехал.
Хан дал знак, и борцы стали сходиться. Богатырь хана схватил своего противника, но не смог сбить его с ног. Тогда молодой джигит схватил ханского богатыря, приподнял и с силой ударил его об землю, а потом потащил к обрыву и сбросил со скалы.
Радостный крик победы раздался в рядах кабардинцев.
А хан не мог слова вымолвить — ведь он был уверен, что победит его богатырь! Пришлось ему признать себя побеждённым.
— Теперь я вижу, что твои богатыри сильнее моих, — сказал наконец хан кабардинскому князю.
Тут из толпы выступил старик Хату и подошёл к победителю.
— Смотрите все, ханского богатыря победила женщина, жена моего сына! — И он снял с неё шапку.
Большие чёрные косы упали из-под шапки на плечи Лашин.
Крик удивления пронёсся по толпе.
— Счастлив народ, у которого такие женщины, — сказал хан. — Если ваши женщины так сильны, то какою же силой должны обладать мужчины? Нет, с таким народом я буду жить в дружбе.
И хан со своим войском ушёл из Кабарды.
А скала, с которой был сброшен богатырь, с тех пор стала называться скалой Лашин.
КАК ЧЕЛОВЕК ПОБЕДИЛ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ
Было это давным-давно, когда на земле только появились люди и звери. Вот и решили звери каждому определить своё место.
— Ты, Рыба, будешь жить под водой.
— Ты, Паук, будешь днём и ночью плести паутину.
— Ты, Волк, будешь жить в лесу и пугать зверей.
— Ты, Лев, самый сильный, будешь царём зверей.
Стали думать, кому отдать ум и хитрость.
— Ум и хитрость надо отдать Человеку, — сказал Лев. — Я всегда справлюсь с Человеком — ведь у меня будет сила!
Так было определено место каждого на земле.
Однажды собрались звери в лесу. Вдруг слышат стук топора. Видят — Человек рубит дерево.
— На этом первом Человеке я испытаю свою силу, — прорычал Лев. — Сейчас я его съем!
Громко рассмеялся Человек.
— Над чем ты смеёшься, маленький Человек? Я пришёл съесть тебя!
— Я смеюсь над твоей глупостью. Я пришёл, чтобы помочь тебе, а ты хочешь съесть меня. У тебя всегда будет много врагов — ведь ты силён и могуч. Когда враги станут преследовать тебя, тебе понадобится укромное место, где ты сможешь спрятаться. Вот я и хочу помочь тебе — сделать укрытие.
— Я не знал этого, — сказал Лев. — Хорошо, сделай для меня доброе дело.
И Человек принялся за работу. Он сколотил огромную клетку.
— Взгляни, царь зверей, что я построил для тебя, — сказал Человек и велел Льву войти в клетку.
Вошёл Лев в клетку и спрашивает:
— Ну что, не видно меня?
— Убери хвост, тогда не будет видно, — отвечал Человек.
Лев убрал хвост, а Человек быстро захлопнул дверь клетки.
— Видишь, царь зверей, одной силой ничего не сделаешь, если у тебя нет ума.
Понял Лев, что Человек победил его. Заревел Лев, стал звать на помощь зверей. А звери в страхе разбежались.
— Тот, кто смог победить царя зверей Льва, легко справится и с нами, — говорили они.
Так Человек победил всех зверей.
ЛИСА И БАРСУК
Шли по дороге Лиса и Барсук и нашли мешок варёного мяса. Лиса говорит:
— Как быть? Надо поделить мясо по справедливости.
— Решай, мудрая Лиса, как лучше нам поступить, — говорит Барсук.
— Кто из нас старше, тот пусть и съест мясо.
— Сколько же тебе лет? — спросил Барсук.
— Скажи лучше ты, сколько тебе лет, — ответила Лиса.
Подумал Барсук и сказал:
— Когда небо над нами только ещё начинало голубеть, когда только ещё начинала застывать земля, я появился на свет.
Вдруг Лиса горько-горько заплакала.
Удивился Барсук.
— Что случилось, почему ты плачешь, рыжая? — спросил он.
— Я вспомнила, что тогда умер мой единственный сыночек!
Всё мясо досталось хитрой Лисе.
Съела она его, и пошли они дальше. Шли, шли и видят — лежит на дороге вяленый бараний бок.
— А с этим как нам быть? — спросил Барсук.
Сытой Лисе есть больше не хотелось. Она и говорит:
— Давай ляжем спать, и пусть бараний бок достанется тому, кто увидит самый интересный сон.
Решено — сделано. Улеглись они под кустиком. Сытая Лиса сразу уснула, а Барсуку не спится на голодный желудок. Съел он баранину и тоже крепко уснул.
Выспалась Лиса, встала и растолкала Барсука:
— Расскажи, какой сон тебе приснился?
— Теперь твоя очередь начинать первой, — ответил Барсук.
Лиса и говорит:
— Приснилось мне, будто стала я дочерью хана. Только и дел у меня — что пиры да веселье. Верные слуги не успевают подавать лучшие вина да вкусные яства.
Обрадовался Барсук:
— Правда, Лиса, и я видел, какой чудесный сон приснился тебе. Вот я и подумал, что ты после таких яств не захочешь есть сушёное мясо. Встал я и съел его сам!
ТРУДОВЫЕ ДЕНЬГИ
Жил-был один крестьянин. От зари до зари трудился он в поле — очищал его от камней, сеял кукурузу, выхаживал её. Нелегко было ему работать, никто ему не помогал.
Был у того крестьянина сын, лентяй — второго такого во всём свете не сыскать! Отец выходил в поле задолго до зари и возвращался, когда совсем стемнеет, а сын с утра до вечера бездельничал.
А к отцу тем временем старость подкралась, стали убывать его силы. Понял он, что хоть и поздно, а надо приучать сына к труду. Никак не мог он заставить сына работать на своём поле и решил отдать его в батраки.
Отвёз крестьянин сына в соседний аул батрачить за один золотой год.
Удивился хозяин, почему старик крестьянин запросил за своего сына такую малую плату.
«Видно, он богач, — подумал хозяин, — неспроста этот человек отдал мне своего сына. Чтобы не обидеть старика, я не буду заставлять работать этого парня».
А лентяю только того и надо. Живёт лентяй в своё удовольствие — поздно встаёт, ест лучшие куски, наряжается да веселится.
Когда прошёл год, хозяин дал лентяю золотой и с почётом проводил его.
Пришёл лентяй домой.
— Как тебе жилось-работалось, сынок? — спрашивает отец.
— С утра до вечера трудился я не покладая рук. Хозяин остался доволен мною.
Протянул сын золотой, а отец взял деньги и, даже не взглянув, бросил в огонь.
Ни слова не сказал лентяй. Не удивился, отчего это отец вдруг стал деньги в огонь бросать. Повернулся и пошёл себе спать. Подумаешь, деньги — один золотой!
Понял отец, что ничему не научился его сын, и решил отдать его к другому хозяину. Отвёз он сына в другой аул.
Новый хозяин, как и первый, решил, что неспроста старик отдал своего сына в работники. И тоже не заставлял лентяя работать.
И снова незаметно пролетел год. Опять лентяй получил золотой.
Приходит он к отцу.
— Ну как, сынок, тебе работалось?
— Работал я от зари до зари. Вот мой заработок, — ответил сын.
— Дай-ка его сюда!
Протянул сын золотой, и снова отец взял деньги и, даже не взглянув, бросил в огонь. И опять ни слова не сказал лентяй. Даже не спросил, почему это отец деньги в огонь бросает. Повернулся и пошёл себе спать. Подумаешь, деньги — один золотой!
Видит отец, что напрасно прошли два года.
Решил он в третий раз отдать сына в работники. Отвёз его в самый дальний аул, выбрал бедного крестьянина. В доме у него было много едоков, да мало работников.
— Вижу я, трудно тебе живётся, — говорит старик отец бедняку, — нет у тебя помощников. Оставляю тебе на год своего сына: научи его работать как следует, а платы с тебя никакой не надо!
Новый хозяин с первого же дня заставлял лентяя работать наравне с собою.
Вставали они чуть свет, работали без передыху и заканчивали, когда все звёзды на небе зажгутся.
Медленно потянулись дни, каждый казался лентяю таким длинным! Трудно было ему с непривычки: пот катился градом по его лицу, а хозяин не разрешал утереться.
Не взвидел лентяй белого света, а потом стал привыкать к работе и вскоре уже не мог без дела сидеть. И снова быстро побежало время.
Кончился год.
Теперь парень уже не был похож на прежнего лентяя: нарядная одежда его поизносилась, на руках появились мозоли.
Пришла пора отправляться домой.
На прощанье хозяин и говорит ему:
— Твой отец не просил с меня никакой платы, но ты хорошо потрудился! Вот тебе два золотых — купишь себе новый бешмет.
Приходит сын к отцу.
— Ну как, сынок, тебе работалось?
— Хорошо работалось.
— А заплатил ли тебе хозяин за твои труды?
Протянул сын отцу два золотых, а тот даже не взглянул на них — в огонь бросил.
Не выдержал тут сын, закричал, стал голыми руками раскалённые угли разгребать;
— Как же можно трудовые деньги в огонь бросать!
ЛЕНИВЫИ ШАДУЛА
Не то в нашем ауле, не то в соседнем жил-был бедняк Шадула, по прозванию Лентяй. С утра до вечера он лежал на солнышке да ещё старался пореже с боку на бок поворачиваться. Ничего у него не было, всё время голодал он. Наконец надоело ему голодать. Так надоело, что решил он пойти к мудрецу — узнать, отчего он такой бедный и как ему разбогатеть.
Едва стало светать, пустился Шадула в путь — бежит, да так быстро, что сыромятные чувяки с ног падают.
Вдруг навстречу ему Волк. Огромный старый Волк, да такой худой — кажется, что рёбра вот-вот прорвут шкуру и вылезут наружу.
— Куда бежишь, отчего так спешишь? — спрашивает его Волк.
Рассказал Шадула, почему так спешит.
Волк и говорит:
— Сделай милость, Шадула, спроси мудреца, не сможет ли он и моей беде помочь. Сколько я ни ем, никогда не наедаюсь — видишь, как отощал!
Шадула обещал ему помочь и пустился со всех ног дальше. Бежал, бежал, притомился. Глядь — у дороги огромная яблоня, а на ней видимо-невидимо яблок, спелых да красных. Наклонил он ветку, сорвал яблоко, надкусил да как бросит:
— Тьфу, какая горечь!
Вдруг заговорила яблоня человечьим голосом:
— Каково мне, Шадула, это терпеть? Вот так всякий путник: отведает моё яблоко и бранится. Сделай милость, спроси мудреца, нельзя ли мои яблоки сделать сладкими.
Обещал Шадула помочь яблоне и побежал дальше. Бежал, бежал он, и захотелось ему пить. А тут, на счастье, увидал он речку. Припал к воде, пьёт.
Вода в речке холодная, прозрачная. И видит Шадула на дне большущую Рыбу. Лежит она, смотрит на Шадулу, а рот у неё разинут…
Вдруг Рыба поднялась со дна, высунула из воды голову и спрашивает:
— Куда ты идёшь, Шадула?
Рассказал он, куда путь держит, а Рыба и говорит:
— Сделай милость, узнай у мудреца, нельзя ли помочь мне: вот уж двадцать лет я не могу закрыть рот, совсем пропадаю!
— Ладно, спрошу, — обещал Шадула и пустился дальше.
Прибежал он наконец к мудрецу. Сидит мудрец, читает огромную книгу.
— Зачем пришёл, Шадула? — спросил мудрец.
Рассказал Шадула, какая у него беда.
Раскрыл мудрец огромную книгу. А в ней написано, кого какая судьба ожидает.
— Ты не богатеешь потому, что ленишься, — прочитал мудрец. — Ведь недаром говорят: «Тот, кто работает, без доли не бывает». Если ты станешь работать, будешь богаче всех.
— По дороге я встретил Волка, и он просил узнать у тебя, отчего он совсем отощал, как ему поправиться, — спросил Шадула мудреца.
— Он вылечится, если съест лентяя, — ответил мудрец.
— Когда я шёл к тебе, видел я одну яблоню. Она просила узнать, почему у неё яблоки такие горькие!
— Яблоки горькие потому, что под этой яблоней зарыт кувшин с золотом. Если кто-нибудь выкопает этот кувшин, вкуснее тех яблок не будет на целом свете!
— Чуть не забыл я спросить ещё вот о чём, — сказал Шадула. — Когда я шёл к тебе, одна Рыба просила узнать, отчего она не может рот закрыть.
— У неё во рту застрял кусочек золота, и, если вынуть его, рот закроется, — сказал мудрец.
Поблагодарил Шадула мудреца за советы и пустился в обратный путь.
Первой его встретила Рыба.
— Что посоветовал мне мудрец? — спросила Рыба.
— У тебя во рту застрял кусочек золота. Если его вытащить, рот и закроется, — сказал Шадула.
— Ах, добрый Шадула, вытащи кусочек золота — оно тебе пригодится! — взмолилась Рыба.
— Нет, мудрец сказал, что я и без этого разбогатею, — отказался ленивый Шадула.
Пошёл он дальше, и встретилась ему яблоня.
— Что посоветовал мне мудрец? — спросила она.
— Он сказал, что под твоими корнями зарыт кувшин с золотом. Если кто-нибудь выкопает этот кувшин, вкуснее твоих яблок не будет на целом свете.
— Пожалуйста, выкопай кувшин — он пригодится тебе! — попросила яблоня.
— Нет, мудрец сказал, что я без того разбогатею, — отказался ленивый Шадула.
Пошёл он дальше, и встретился ему Волк.
— Ты спросил обо мне у мудреца?
— Спросил. Он сказал, что ты вылечишься, съев лентяя, — ответил Шадула.
Стал Волк спрашивать, кого ещё видел Шадула. Рассказал ему Шадула всё по порядку: как встретил он яблоню и Рыбу; как мудрец посоветовал выкопать кувшин с золотом из-под яблони и вытащить кусок золота из горла Рыбы.
— Сделал ли ты это? — спросил Волк.
— Зачем же, — ответил Шадула, — я и без этого стану богатым!
— А как же ты разбогатеешь, что сказал тебе мудрец? — опять спросил Волк.
— Мудрец сказал, что я должен работать! — ответил ленивый Шадула.
— Я вижу, другого такого лентяя мне не найти, — сказал Волк и проглотил Шадулу.
КОМАР И ДУБ
Летел Комар по своим комариным делам.
Вдруг поднялся сильный ветер, подхватил он Комара и понёс через поля, через леса, через высокие горы.
Хочет Комар остановиться, да не может. Вдруг видит — несёт его прямо на огромный столетний дуб.
«Тут мне и конец, — подумал Комар. — Ударит меня о дуб — что от меня останется?»
Закричал Комар со страху:
— Убирайся с дороги, старый дуб, а не то выворочу тебя с корнем!
А ветер пронёс Комара между двух толстых ветвей и утих.
Обрадовался Комар и давай хвастать:
— Говорил я тебе, глупый дуб! Не послушал меня — вот и разломил я тебя пополам!
РАЗУМНАЯ СНОХА
Жил на свете хан. И был у него единственный сын. Пришла ему пора жениться, стал хан невесту для сына искать.
В соседнем ауле жила девушка. По всей Кабарде шла молва о её красоте и уме. Её и посватал хан за своего сына.
По обычаю, положено было послать невесте подарок. Дал хан своим слугам — унаутам кусок парчи и велел отвезти девушке.
Приехали унауты, передали ей от хана поклон и богатый подарок. Приняла невеста подарок и видит: отрезали унауты себе немного парчи.
Поблагодарила невеста за подарок, щедро угостила, а на прощанье сказала унаутам:
— Передайте хану такие слова: «Ради твоего сына, ради твоей невестки не наказывай твоих унаутов».
Вернулись унауты к хану и слово в слово повторили то, что им сказала невеста.
Понял хан, что слуги украли кусок парчи. Жалко было ему парчи, да не стал он наказывать унаутов. Хан обрадовался, что у его сына невеста очень разумная.
А ханский сын, которому досталась такая умная невеста, был круглым дураком.
Через месяц после свадьбы говорит хан своему сыну:
— Собирайся в поход, сын мой.
Вот выехали они в дальний путь.
Едут-скачут. Едут-скачут. Изрядно проехали.
Говорит отец сыну:
— Сын мой, перережь-ка дорогу.
Тотчас дурак спрыгнул с коня, вытащил шашку и давай рубить шашкой поперёк дороги, так что пыль столбом!
Едут они дальше. Изрядно проехали.
Отец говорит сыну:
— Сын мой, положи на дороге лестницу.
Спрыгнул дурак с коня. Туда-сюда поглядел — нигде нет лестницы. Недолго думая он сам улёгся на дороге.
Не выдержал хан, разозлился, что сын такой глупый, и отстегал его плетью.
Дальше они не поехали, домой воротились.
Хан приказал слуге-унауту спрятаться в комнате сына и подслушать, о чём они с женой будут говорить.
— Завтра утром ты передашь мне всё, что услышишь, — сказал он.
Ханский сын пришёл к своей жене опечаленный.
— О чём ты задумался? Что с тобой приключилось? — спрашивает жена.
— Собрались мы с отцом в поход. Поехали. Едем-скачем. Изрядно уже проехали. Отец говорит мне: «Перережь дорогу». Я тотчас спрыгнул с коня, вытащил шашку и перерезал дорогу этой шашкой как умел. Затем снова уселся на коня. Поехали мы дальше. Ещё больше проехали. Отец говорит мне: «Положи на дороге лестницу». Я тотчас спрыгнул с коня. Никакой лестницы нигде не видать. Тогда я сам лёг на дороге, вытянулся во весь рост насколько мог. Да, видно, на старости лет отец ослабел умом: отстегал он меня плетью и повернул обратно. — Так жаловался ханский сын.
— Вовсе не ослабел умом старый хан, — отвечала жена. — Мало он сек тебя, глупого. Хан сказал: «Перережь дорогу». И это означало: «Сойди с коня, отвяжи от седла припасы, давай отдохнём и закусим». Хан сказал: «Положи на дороге лестницу». И это означало: «Затяни-ка песню, хорошую ли, плохую ли, — путь скоротаем». Ты затянул бы, он подхватил бы.
Слуга-унаут подслушал этот разговор и всё рассказал старому хану.
Порадовался старый хан, что сноха у него такая разумная.
Однажды говорит хан своему сыну:
— Стар я уже стал. Последний раз схожу в поход, чтоб оставить внукам добрую память о себе, а там и на покой пора.
Снарядился он в поход. Долго ездил хан, много славных подвигов совершил. По всей Кабарде шла молва о храбрости старого хана.
Настала ему пора возвращаться домой. Едет хан по дороге, а навстречу ему отряд разбойников — абреков.
— Давно уж ищем мы тебя, старый хан!
Много было абреков, не смог хан победить их. Видит хан — пришла его погибель. Пустился он на хитрость.
— Отведите меня к вашему предводителю, — попросил хан.
Отвели абреки пленника к главному разбойнику.
— Я владетель нескольких аулов, — сказал ему хан. — Много у меня богатств и разного скота. Мои люди ничего не пожалеют, чтобы выкупить меня из плена. Пошли трёх верховых в мой аул.
Позвал предводитель трёх разбойников-абреков, и хан сказал им:
— Передайте моим аульчанам, что я попал в плен и велел им выполнить такой наказ: «Один столб в проходе у кунацкой [Кунацкая — дом или комната для гостей] подпилите, а два совсем свалите. Дайте посланцам сотню коров красной породы, но безрогих. Дайте сотню быков красной породы, но однорогих».
Поехали посланцы в аул и слово в слово передали наказ хана.