Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Джозеф Кардильо

Быть как вода

Жизненная мудрость боевых искусств

Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Лао-цзы.
Посвящается моей жене, Элайне, и нашим маленьким домочадцам: Миньоне, Руссе, Шароне, Джойли, Альбинони, Силии и Эльзе.



Мне хотелось бы поблагодарить всех моих родичей за ценные советы и помощь, позволившие привести этот проект к завершению. Мне также хотелось бы поблагодарить всех своих коллег и партнеров по боевым искусствам, чья братская и сестринская поддержка была со мной на протяжении всего этого поразительного путешествия.

Я особенно благодарен Дорин и Барри Бедоу, Алфио и Джозефине Кардильо, Альфреду и Кэти Кардильо, Марии и Кристоферу Коновер, Молли Чихак, Элайне Макгенри, Элеанор Макгенри, Мэттью Папа и Мишель Тесслер.

А также я благодарен всем, кто верит в безграничные возможности жизни и духа.




«Захватывающая и полезная книга для каждого, кто пытается отыскать смысл в нашем безумном мире».
Джо Хаймс, автор книги «Дзен в боевых искусствах»


Введение

Более семидесяти процентов земного шара покрыто водой. Все живые существа состоят из воды. Вода необходима всем нам, чтобы жить. Вода — это символ чистоты, рождения и возрождения. Когда вы воплощаете в себе свойства этой животворной силы, вы плывете по течению. Каждый миг вашей жизни делается насыщенным, вы не расходуете сил впустую, вы ощущаете взаимосвязь со всем вокруг. Следуя по течению, вы становитесь уравновешенным и спокойным. В идеале нам нужно стремиться к тому, чтобы всегда и во всем быть как вода — ибо вода мягка, и при этом сильна. Она может пребывать и в покое, и в движении. Она может просачиваться куда угодно. Она может растворять в себе различные вещества, поддерживать предметы на поверхности, либо поглощать их. Она может делаться холодной и горячей, легкой и тяжелой, превращаться в лед или в пар. Она не имеет формы, но с легкостью заполняет любой сосуд. Прочитав эту книгу, вы узнаете, как уподобиться воде. Эта книга рассказывает, как остаться собой в непрестанно изменяющемся мире и сохранить рассудок в мире абсурда. Попросту говоря, это книга о том, как плыть по течению. Плыть по течению — вот путь мастера боевых искусств.

Хотя боевые искусства начинаются с развития стиля и корнями уходят в Китай, на три тысячелетия назад, их слияние с философией произошло намного позже. В 525 г. н. э. Шаолиньский монастырь посетил буддийский монах из Индии. Монаха этого звали Бодхидхарма. Он обнаружил, что здешние монахи несовершенны и духовно — ибо им недостает знаний и глубины проникновения в суть вещей, и физически — ибо они не в состоянии защититься от нападения. Их уязвимость глубоко встревожила Бодхидхарму.

В результате он обучил монахов медитации, правильному дыханию и множеству принципов, ведущих к более просветленному образу жизни. Бодхидхарма также обучил их комплексу упражнений, построенных на подражании движениям животных; эти упражнения вошли в распорядок дня монахов. Со временем, благодаря их упорным трудам, этот комплекс упражнений развился в боевое искусство, ныне известное под названием кун-фу. Многие уверены, что именно кун-фу лежит в основе всех ныне существующих боевых искусств.

Уроки Бодхидхармы направили боевые искусства в новое русло: от однобокого изучения техники единоборств — к целостному учению, посвященному совершенствованию тела, разума и духа. Хотя единоборствам по-прежнему отводилось важное место, монахи, приученные избегать конфликтов, никогда не становились их зачинщиками. Напротив: эти искусства помогали им исполнять роль духовных наставников и целителей.

В середине девятнадцатого века, когда потребность в воинских навыках на Востоке уменьшилась, главное содержание боевых искусств сместилось от совершенствования тела к совершенствованию разума и духа. На самом деле, именно в это время к названиям многих стилей боевых искусств добавилось слово «до», означающее «путь». Вот несколько примеров:

Кендо — путь меча.

Дзю-до — путь мягкости.

Таэквондо — путь руки и ноги.

Айкидо — путь гармонии духа.

Киайдо — путь лука.

Будо — путь воина.

Каратэ-до — путь пустой руки.



В наши дни боевые искусства делают основной упор на развитие личности и духа; они помогают лучше жить, помогают каждому совершенствоваться как родителю, как другу, да и просто как человеку. Принципы единоборства дополнились идеями самопознания и благоденствия, а также разнообразными аксиомами — например, принципом «максимальный результат при минимальных усилиях».

Суть боевых искусств — не выигранная драка, а победа над собой. Боевые искусства учат верности и искренности. Они учат никогда не отступать и без страха смотреть в лицо смерти. Они дают надежду сделать нашу жизнь более счастливой, более свободной, более продолжительной и, возможно, достичь просветления, включающего в себя выход сознания за телесные пределы. Тех, кто постигает боевые искусства, учат множеству способов и методов, ведущих к достижению этих целей. Их учат использовать те способы, которые работают, а не те, которые диктуются шаблонами культуры. Их обучают му-син, то есть, учат освобождать свое сознание от чувства вины, сомнений, страха, ненависти и других отрицательных эмоций, что мешают достижению цели, а воину мешают выиграть бой. Они учатся наращивать и развивать свою ци, внутреннюю энергию, и применять ее в самореализации, исцелении и совершенствовании своих способностей. И еще их учат передавать приобретенную мудрость следующему поколению.

Что постиг я сам в собственном пути к более насыщенной и осмысленной жизни, так это то, что знание говорит с нами множеством голосов — через философию, теологию, науку, спорт, искусство и многое другое. И нельзя сказать, что какой-то из этих путей безоговорочно лучше всех прочих. Для меня наиболее подходящим оказалось изучение боевых искусств. И я в душе надеюсь, что мне удастся поделиться с вами частью приобретенных знаний. И неважно, занимаетесь ли вы каким-либо из боевых искусств, или нет — принципами, изложенными в этой книге, может воспользоваться любой.

Пробуждение в себе чистой, положительной энергии — увлекательный процесс. Вы буквально-таки почувствуете, как ваше тело очищается. Вы начнете мыслить яснее и чувствовать глубже. Вы обретете уверенность в собственных силах и поймете, что способны позаботиться о себе. И вполне вероятно, что с вами произойдет еще множество удивительных вещей. Я же желаю вам тепла на душе и радости в сердце, силы и красоты.

Как пользоваться этой книгой

«Будь как вода» — это не руководство по совершенствованию техники рукопашного боя. Это скорее простое изложение основных философских принципов, пронизывающих собою боевые искусства, и рассказ о том, как их применить для духовного развития и самосовершенствования. Моя цель неразрывно связана с основами мышления, свойственного воинским искусствам, и заключается она в том, чтобы вложить в ваше сердце дух воинских искусств, и вернуть ваш собственный дух к исходно свойственному ему состоянию непосредственности, чтобы вы могли сделать свою жизнь насыщеннее и свободнее.

Те, кто практикуют боевые искусства, получают максимум пользы в физическом, эмоциональном и духовном плане, соединяя боевую систему избранной ими школы с ее философией. Без философии мастер боевых искусств ничем не лучше обычного уличного драчуна. А потому каждая глава этой книги содержит в себе некое понятие из арсенала боевых искусств, короткую иллюстрацию, показывающую, как это понятие можно использовать за пределами татами, и описание ежедневных упражнений, которые я назвал медитациями и выводами.

Вы можете читать эту книгу так, как вам удобнее. Вы можете читать медленно, задерживаясь, дабы освоить разнообразные методики, описанные в каждой главе. А можете прочитать всю книгу сразу, а затем возвращаться к советам, наиболее соответствующим вашей нынешней жизненной ситуации, к тем, которые покажутся вам сейчас наиболее полезными. Хотя я пытался изложить информацию в таком виде, чтобы ее легко было понять и использовать, я все же не могу не подчеркнуть, что использование подобных приемов — это процесс, длящийся всю жизнь. Необходимо осмыслять его через призму вашего личного опыта — тогда он будет способствовать развитию вашего мастерства и приближать вас к вашей истинной сущности и к Абсолюту. Хотя медитации изложены в определенной последовательности, вы можете, прочитав книгу, выстроить их по-другому, так, как вам будет удобнее. Выводы призваны помочь вам внести в вашу жизнь новую красоту и положительную энергию, а также приблизиться к достижению ваших целей. Основная цель медитации и выводов — помочь вам найти способы внедрения принципов боевых искусств в вашу жизнь.

Возможно, вам захочется создать собственные выводы. Попробуйте записывать их в дневник, который можно держать в тумбочке, или брать с собой на работу, или возить в машине. Пишите их на листках бумаги и развешивайте у себя дома или в рабочем кабинете, чтобы они часто попадались вам на глаза. Можно также думать об этих выводах во время медитаций или проговаривать их вслух в течение дня. Если вас посетит вдохновение, попробуйте изложить их в стихах или, скажем, составить с их помощью календарь. Те, кто любит рисовать или увлекается фотографией, тоже могут пустить в ход свои таланты и создать новые интересные вариации на эту тему. Я советую вам без колебаний изменять свои выводы по мере того, как вы начнете лучше проникать в смысл этих слов, сливаться с ними. Экспериментируйте.

«Будь как вода» — это мой способ передать то, что я постиг за время занятий боевыми искусствами. Я рассказываю об этом в надежде, что эти знания помогут вам сделать вашу жизнь более насыщенной и прекрасной. Как только вы овладеете навыками, описанными в данной книге, эти знания станут вашими, и вы сможете передать их другим. И всякий раз, делясь с другими, вы сами будете глубже постигать эти философские принципы и технические приемы. Будьте счастливы.

Глава 1

Вызываем ци

Найдите ваш энергетический центр

Вся вселенная сосредоточена в теле. Шри Рамана Махариши.
Китайское слово «ци» (яп. «ки») означает как жизненную энергию нашего тела, так и энергию вселенной, энергию Абсолюта, присутствующую во всем. Человек рождается с определенным запасом ци, и любой из нас способен увеличить этот запас. Ци — это суть всего сущего. Она — неотъемлемая часть концепций и техник всех воинских искусств. Понятие «ци» лежит в основе всех идей, содержащихся в этой книге.

В повседневной жизни ци дает нам силу переживать те периоды нашей жизни, когда мы оказываемся в тисках обстоятельств, и наш разум, тело либо дух страдают от наложенных этими обстоятельствами ограничений. Ци — это сила, стоящая за хорошим здоровьем, уверенностью, счастьем, силой, чувством собственного достоинства, сосредоточенностью, энергичностью, возрастающей эффективностью мышления и успехом. Эта сила, таящаяся в нас самих и недоступная взору, энергия, вызывающая все наши перемены к лучшему. Это сила, дающая нам ощущение безопасности, подвижности и исцеления. Одним словом, ци невозможно описать — но можно почувствовать и применить.

Центром сосредоточения ци в теле является нижний дань-тянь (яп. «тан-дэн»), место, расположенное в нескольких дюймах[1] ниже пупка. Интересно отметить, что здесь же находится центр тяжести тела. Таким образом, внутри каждого из нас находится неисчерпаемый источник энергии — энергии вселенной, энергии Абсолюта. Через него проявляется наша связь со всем миром, со всем, в чем только содержится ци.

Большая часть тех, кто практикует воинские искусства, в конечном итоге начинают уделять основное внимание не совершенствованию техники рукопашного боя, а более мягким внутренним приемам развития ци. Это происходит, когда мы начинаем осознавать, что наша способность добиваться успеха как на татами, так и в обыденной жизни прямо пропорциональна нашей способности обращаться к внутренним силам.

Чем больше мы тренируемся, тем глубже становятся наши знания о ци, и тем чаще мы начинаем прозревать заключенные в ней поразительные возможности. Сила ци безгранична. И я, подобно миллионам других людей, был восхищен этим чудом и сделал его основным содержанием своих тренировок, ибо боевые искусства — это способ отпереть двери ци.



Во-первых, вам следует найти ваш энергетический центр. Когда я еще только начинал изучение боевых искусств, мой учитель каратэ и кун-фу уже на раннем этапе занятий познакомил нашу группу с понятием ци. Я помню, как он рассказывал нам, как следует держать руки — перед собой, так, словно у тебя в руках мяч, левая рука снизу, правая сверху, пальцы расставлены.

«А теперь, — сказал он, — расслабьтесь и сосредоточьтесь на нижнем дань-тянь».

Он учил нас концентрироваться. Считается, что концентрация способствует созданию гармонии между телом, разумом и духом, а также помогает развивать ци.

Он подчеркивал, что необходимо полностью расслабиться, но при этом сохранять концентрацию.

Затем он приказал нам закрыть глаза. «Представьте себе, что ваш вес опускается вниз. Почувствуйте силу тяжести, но не поддавайтесь ей. Расслабьте все мышцы и связки. Почувствуйте землю у себя под ногами. Представьте, как ваши ноги становится одним целым с нею. Это называется «пускать корни».

Многие предпочитают представлять пуповину, соединяющую их хребет с землей, по которой в их тело и поступает энергия.

«Пусть энергия земли войдет в вас. Делайте глубокий вдох через нос и выдыхайте через рот, — объяснял он. — Пусть воздух проходит через все ваше тело — горло, живот, руки и ноги».

Потом он велел нам, не открывая глаз, представить себе наше дыхание как безупречно белое облачко, питающее и исцеляющее все, с чем оно только соприкоснется. Мы начинали учиться регулировать дыхание.

«По хлопку начинайте вдыхать, — сказал он. — Медленно».

Он быстро считал до десяти. «Теперь задержите дыхание». И снова считал до десяти. «А теперь выдыхайте, так же медленно». И снова счет до десяти.

Он велел нам следовать за нашим дыханием, вниз, и продолжать концентрироваться на нижнем дань-тянь. Это — энергетический центр тела.

Еще в Шаолине, начиная с 525 г. н. э., обучали правильному дыханию как способу увеличить сосредоточенность во время молитвы и силу во время боя.

«Наши тела — это сосуды, — сказал мой наставник. — И они могут вместить в себя лишь ограниченное количество энергии, как хорошей, так и плохой».

Он велел нам продолжать концентрироваться на нижнем дань-тянь и представлять ци в виде белого света, пульсирующего при каждом вдохе и выдохе.

«Попытайтесь сделать так, чтобы ваша ци вышла за пределы тела, — сказал он. — Почувствуйте, как она входит в руки. Ощутите ее руками».

Правильное дыхание, согласованное с вызовом и высвобождением ци, помогает очистить тело от скверной энергии и наполнить его новой, положительной.

В то время мне казалось, что боевые искусства — это прежде всего физические упражнения и базовая техника, которую можно использовать для создания уверенности в своих силах, для самозащиты и, возможно, для снятия стрессов. Но мой учитель требовал, чтобы я дышал иначе, и говорил, что «внутренняя» концентрация увеличит не только мою общую силу сосредоточения, но и мои физические силы. Я был зачарован.

Наставник велел нам открыть глаза и посмотрел на меня.

— Что ты чувствуешь? — спросил он.

— Ну, я точно не уверен… — сознался я. — Но, кажется, я ощущал тепло — как будто через меня шел теплый поток.

— Это оно и есть, — сказал наставник.

Многие другие ученики тоже почувствовали нечто подобное.

— Запомните это ощущение, — велел наставник. — Нам многое предстоит сделать с его помощью. Но пока что нам многому предстоит научиться.

Он имел в виду некоторое количество тогда еще неизвестных нам приемов, позволяющих усилить способность чувствовать ци и понимать, когда и как ее лучше всего вкладывать в движения.

— А пока, — подвел он итог, — просто учитесь ощущать и запомните: куда проникает разум, проникнет и ци.



Некоторое время спустя мне нужно было уложить несколько кордов[2] дров, заготовленных на зиму, в поленницу. Вечерело. Золотистый осенний закат догорал, и небо начинало темнеть. Воздух был свежим и пьянящим; пахло костром.

Я поставил себе целью уложить один корд. День выдался тяжелый, так что я охотно отложил бы эту работу на потом, но метеорологи пообещали дождь, и я понимал, что дрова лучше бы уложить, пока тут все не развезло.

Насколько я помню, одолев примерно около половины корда, я решил развлечься и испытать в деле один из преподанных мне принципов боевых искусств. Я расслабился, как описывал нам наставник, отрегулировал дыхание, затем сосредоточился, сконцентрировавшись на нижнем дань-тянь, и представил, как он сияет энергией. Я представил, как мое дыхание, белое, целительное, растекается по всему телу.

И моя работа преобразилась в своего рода медитацию. Не то, чтобы я так задумывал — это просто произошло, да и все. Вскоре я позабыл об усталости и энергично трудился, продолжая выполнять дыхательные упражнения. Работа, вместо того, чтобы раздражать меня, приносила мне удовольствие. К тому моменту, как она окончилась, я чувствовал себя прекрасно. Вместо того чтобы устать, я исполнился бодрости. Я не только справился с задачей, затратив куда меньше сил, чем обычно — я чувствовал себя счастливым.

Так я узнал, что положительная энергия помогает нам выполнить задачу и почувствовать радость. Мало того — я ощутил это на себе. Я был в восторге и начал размышлять, где можно было бы применить эти навыки. Я ни на миг не сомневался, что не раз еще смогу использовать их в самых разнообразных ситуациях.

С тех пор я привык постоянно пользоваться этим методом развития здоровой, положительной энергии; я применял его во время тренировок, при выполнении письменных работ в колледже, где я тогда учился, да и просто для того, чтобы прибавить себе сил во время прогулки или работы в саду.



Наши тела — это сосуды. Они могут вместить в себя лишь ограниченное количество энергии, как хорошей, так и плохой. Найдите ваш центр сосредоточения. Очистите ваше тело от дурной энергии и наполните его энергией позитивной. Почувствуйте себя бодрым и энергичным. Пусть ваша работа придает вам силы, а не истощает их. Творите радость.

Медитация

Вызываем ци

Тот, кто осознает свою истинную сущность, обретает понимание. Тот, кто обретает понимание, находит свою истинную сущность. Цзыжи.
Расслабьтесь. Не забывайте, что ваш разум тоже должен расслабиться, чтобы ци возрастала. Вообразите небольшой шар. Теперь представьте его прямо перед собой, перед вашим нижним дань-тянь — местом, расположенным в нескольких дюймах ниже пупка.

Расположите свои руки так, как если бы они и вправду удерживали этот воображаемый шар. Почувствуйте его у себя в руках.

Затем представьте, что оболочка шара исчезла, но воздух, который находился внутри и по-прежнему остается у вас в руках, сохраняет свою форму. Это и есть ощущение, которое вызывает ци. Подержите этот шар, поводите ладонями по нему. Постарайтесь усилить вашу чувствительность. Попробуйте сжать шар в руках и ощутите его сопротивление.

Теперь сосредоточьтесь. Сконцентрируйтесь на вашем нижнем дань-тянь. Расположите свои руки так, чтобы вам удобнее было направлять дыхание. Дышите глубоко и ровно, при каждом вдохе и выдохе считайте до десяти. Если это для вас слишком много, попробуйте считать до пяти. Выберите тот промежуток, с которого вы сможете пойти дальше.

Задержите дыхание, досчитав про себя до той же цифры, до какой вы считали при вдохе, потом медленно выдохните.

Направьте ваше дыхание вниз, в нижний дань-тянь, и почувствуйте, как там собирается энергия. Почувствуйте, как вы впитываете энергию из земли. Пусть эта энергия также собирается в нижнем дань-тянь. Точно так же позвольте энергии космоса входить в ваш верхний дань-тянь (чакру, расположенную у вас на макушке). Пусть эта энергия тоже течет сквозь вас и собирается у вас в руках.

Постарайтесь зрительно представить себе, как энергия входит в вас, и как ваша ци собирается у вас в ладонях. Используйте глубокое дыхание, чтобы направить ци в любую точку вашего тела. Если нужно, можете помогать себе при этом руками. Прежде всего, взмахните пальцами, чтобы позволить вашей ци циркулировать. Затем прикоснитесь к тому месту, которое вы пытаетесь оздоровить и усилить; тем самым вы создадите цель, куда сможете направить свое дыхание. Ощутите эту чистую, питающую, целительную энергию.

Говорите с вашим телом. Постарайтесь определить, в чем оно нуждается, в каких физических, эмоциональных и духовных питательных веществах. Представьте ответы вашего тела в виде цветных пятен. Ваша задача — определить, какой цвет чему соответствует, в плане физической, эмоциональной и духовной пищи.

Вы также можете сосредоточиться на своем внутреннем голосе. Прислушайтесь к потребностям вашего тела и используйте свою ци, чтобы посылать телу покой, силу и исцеление. Пусть ваш внутренний голос поможет вам обнаружить и выбрать самые эффективные способы подпитывать вас энергией в ваших ежедневных заботах.



В состоянии концентрации вы сливаетесь со своей глубинной сущностью. Почаще прислушивайтесь к ее голосу. Пусть ваши мысли и действия исходят из точки равновесия.



Усложненный вариант. Поместите руки перед собой и представьте, как ваша ци течет наружу и собирается у вас между ладонями. Вам должно казаться, будто вы держите в руках мяч без оболочки. Пусть энергия растекается по вашему телу. Ощутите ее целительное тепло кожей. Наслаждайтесь ею. Пусть она успокаивает и исцеляет вас.



Еще более сложный вариант. Попытайтесь перемещать ци без помощи рук. Куда проникает разум, проникнет и ци. Подходите к этому процессу творчески. Ищите новые способы использования ци, которые помогут вам почувствовать себя лучше и обогатят ваши взаимоотношения с окружающими.



Я настоятельно советую вам использовать эту технику в движении, будь то пешие прогулки, работа по дому, во дворе или в офисе. Учтите: чем более плавными будут ваши движения, тем легче ци будет течь по вашему телу. Пусть развитие ци наполнит ваши будни ощущением благополучия и силы. Почувствуйте гармонию окружающего мира.



Не забывайте: вы можете вместить в себя лишь определенное количество энергии. Отрицательная энергия лишь сделает сильнее вашего противника. Изгоните ее. Положительная энергия питает и исцеляет нас. Приучите себя пользоваться этой энергией, дабы сделать жизнь такой, как вы хотите. Пусть она придаст вам сил.

Выводы

Вызываем ци

Сегодня я сосредоточусь и буду действовать, опираясь на точку равновесия.

Сегодня я откроюсь благу вселенной. Я буду осознавать, что ее энергия принадлежит мне, а моя — ей. Я буду стараться, чтобы наша энергия текла в одном русле.

Сегодня я буду сохранять сосредоточенность даже в напряженных ситуациях, и следить, как факторы, вызывающие стресс, развеиваются без следа. Я буду наслаждаться приобретенной уверенностью в своих силах.

Сегодня я постараюсь ни на миг не забывать, что с каждым вдохом я вбираю в себя силу вселенной — и с каждым выдохом должен возвращать ей себя.

Сегодня я буду благодарить Абсолют за то, что он поделился со мной целительной силой.

Глава 2

Очищаем сознание

Как избегать предубеждений

Спокойствие создает порядок в мире. Лао-цзы.
Му-син,[3] или пустое сознание — это приемы, практикующиеся в большинстве школ боевых искусств и позволяющие достичь спокойствия. Суть их заключается в том, чтобы очистить разум от всех стремлений и отрицательных эмоций, таких как гнев, вина, нерешительность, страх и ненависть. Вне зависимости от того, идет ли речь о тренировках или о любой бытовой ситуации, ясный и спокойный разум будет реагировать на происходящее более плавно и эффективно. В таком состоянии мы менее склонны попадать в ловушки или вязнуть в делах, не имеющих ничего общего с нашими целями.

Мастера боевых искусств стараются избегать предубежденности и отрицательных чувств, потому что они неизбежно ведут к проигрышу. Они — словно отрава, что замедляет ваши реакции и даже делает их видимыми для противника, тем самым снижая эффективность ваших действий. Отрицательные чувства делают вас зажатым, закрепощенным, а когда вы теряете гибкость и маневренность, ваш противник может пройти через вашу оборону с той же легкостью, с какой вода обходит камень.

Вы хотите, чтобы ваше тело двигалось как можно более плавно и естественно. Представьте себе, что ваше сознание — это поплавок, плывущий по течению; он мгновенно и естественно реагирует на малейшее движение рядом с собою; он легок, и ничем не скован.

Одна старинная поговорка утверждает: «Если чего ищешь, то никогда не найдешь». А правило спарринга гласит: «Не считай, что знаешь, что произойдет, прежде чем это произошло». Я же со своей стороны могу сказать, что всякий раз, когда я решал, что события движутся к определенному результату, все завершалось совсем не так, как я предполагал. Например, я наносил противнику удар ногой, рассчитывая, что тот поставит блок, а он вместо этого отступал назад или в сторону и отвечал серией ударов — а я оказывался не готов их остановить. Я и так уже был в уязвимом положении из-за того, что наносил удар. А все, что я ни предпринимал, только ухудшало ситуацию.

Складывалось впечатление, что каждый раз, как мне казалось, будто я знаю, что делаю, и даже когда я делал все строго по правилам, в результате я все равно оставался в проигрыше. Естественно, это меня бесило, как и всякого новичка в боевых искусствах.

Как-то раз, после одного агрессивного спарринга с другим учеником, учитель отвел меня в сторону. «Я хочу тебе кое-что показать», — сказал он.

Мы начали поединок. Он двигался легко и мягко. Глаза его были широко открыты и глубоки, словно у кошки; они напоминали зеркала — их взгляд был сосредоточен на мне, насторожен, и в то же время каким-то образом оставался пустым. Это был тот самый взгляд, который многие приписывают мастерам боевых искусств. Я почувствовал, что мой наставник понимает, что я собираюсь сделать, раньше, чем я сам это осознаю. Я буквально-таки ощущал его силу, и это при том, что он не делал ничего.

— Вот та сила, которой ты желаешь, — сказал он.

Я понял, что он имеет в виду. Во время предыдущего спарринга я выказывал ту разновидность грубой силы, которую используют, например, при рубке дров. Этот вид энергии являет собою воплощенное намерение.

В спарринге же вы начинаете понимать, что ваша задача — сохранять сосредоточенное внимание, которое можно описать как состояние активного, или бдительного бездействия. У вас нет никаких заранее сформированных представлений, касающихся ваших действий или вашего противника. Вы очищаете свой разум и воспринимаете каждое движение тогда, когда оно происходит. Вы расширяете границу вашего зрительного восприятия, улавливаете все, что только возможно, а когда наступает нужный момент, вы перемещаетесь, — плавно, словно перетекаете, — и наносите удар.

Му-син поддерживает нас в состоянии подвижности и помогает привести наши желания в соответствие с нашими потребностями. Разум, который чем-то занят, не в состоянии сконцентрироваться. Подобное состояние — результат заранее составленных представлений и предубеждений. Оно приводит нас в замешательство как раз в тот самый момент, когда нам необходима ясность мышления. Му-син же, с другой стороны, учит нас принимать мысль, не застревая на ней: так озеро позволяет отражению скользить по своей поверхности. В результате мы обретаем способность двигаться и мыслить свободнее.

Если говорить о житейских навыках, му-син — это методика, которую я применяю изо дня в день. Почему? Да потому, что очень легко начать гонять скверные мысли, эмоции, предчувствия, а в результате лишь крепче к ним прилипнуть. Так что строить предположения вредно, а зачастую и опасно; это может приводить к совершенно противоположным результатам.



Некоторое время тому назад я захотел переоформить свою закладную. Когда я позвонил банковскому менеджеру, она разговаривала со мной таким тоном, словно с ней случился пресловутый критический день. Она, нимало не колеблясь, вывалила на меня свое раздражение и, хотя я этого никак не проявил, ее отношение меня расстроило. Позднее я понял, что подобные вещи происходят то и дело, особенно с теми, кому по долгу службы приходится постоянно общаться с людьми. Но я все равно не мог избавиться от неприятных ощущений, весь день преследовавших меня после этого звонка, и от воспоминаний о тоне менеджера.

Когда отец спросил меня о закладной, я сказал ему, что ставки неплохие, и я, пожалуй, приму условия банка — только вот менеджер у них очень грубый. А потом я словно бы услышал свои слова со стороны, и мне стало стыдно. Я понял, что мое раздражение накапливается и постепенно толкает меня к конфликту. И мне представилось, как я отвечаю на ее грубость грубостью. И еще я понял, что этот путь никуда не ведет.

Когда же мы в конце концов встретились с этим банковским менеджером, я успокоился и очистил свое сознание от эмоционального осадка, оставленного предыдущим разговором. Я решил избавиться ото всех предположений, которые я сделал насчет этой женщины. Я сказал себе, что эта встреча должна меня только порадовать — в конце концов, благодаря новой закладной банк должен был сберечь мне несколько тысяч долларов. Я отнесся к ней весело и дружелюбно, и она ответила мне тем же. И оказалось, что это на удивление приятная женщина с великолепным чувством юмора. Она была очень внимательна ко мне и выказала себя прекрасным профессионалом. Да, бывает иногда, что на удар следует ответить пинком, но это был совершенно не тот случай.

В тот день я получил сразу несколько уроков. Я понял, что могу применять му-син в повседневной жизни. А еще я понял, что отвечать на гнев гневом — означает лишь усиливать противостояние. Кроме того, самонадеянный разум, если дать ему волю, отравит взаимоотношения и повредит успеху.



Всякому человеку трудно отвергнуть отрицательные эмоции и предположения, но как только мы попытаемся это сделать, то сразу же поймем, насколько это полезно. Главное — это следовать за ситуацией, а не пытаться контролировать ее. Позвольте себе отказаться от отрицательного подхода. Не доверяйте ему. Он работает против вас.

Занимайтесь му-син. Очистите свой разум от осадка эмоций и не цепляйтесь за отрицательную реакцию. Гнев — ваш враг. Старайтесь не строить предположений ни о себе, ни о других. Не думайте, будто знаете, что произойдет, до того, как это действительно случилось. Будьте бдительны и расширяйте свое восприятие. Применяйте на практике активное бездействие. Производите положительную энергию. Доверяйте себе.

Медитация

Очищаем сознание

Ни за чем не гонись. Откажись размышлять, не отказываясь. Брюс Ли.
Закройте глаза и представьте себе какого-нибудь человека, внушающего вам гнев или негодование. Пусть эти чувства усилятся, чтобы вы могли явственно узнать их. Затем представьте, будто вы пишете имя этого человека на листке чистой бумаги, или действительно сделайте это. Пишите медленно. Затем, стараясь писать как можно медленнее и красивее, запишите, что именно сделал этот человек, и какие чувства это в вас вызвало. Пишите вдумчиво и четко — это важно. Если на самом деле вы не пишете, а только представляете, представьте, как эта надпись появляется на бумаге, буква за буквой, слово за словом. Затем твердо скажите себе, что вы намерены избавиться от этих чувств, потому что они висят на вас, словно гиря, и ограничивают ваши силы и ваше восприятие жизни.

Чтобы проделать следующий шаг, вам придется выйти из дома. Изорвите бумагу на мелкие клочки, положите в какую-нибудь консервную банку и сожгите. Посмотрите, как она горит. Если потребуется — подожгите еще раз. От бумаги должен остаться лишь пепел.

Если вы мысленно представляете себе этот процесс, то, не жалея времени, проследите, как пламя пожирает каждый клочок бумаги, и как вместе с ней исчезают слова, буква за буквой.

А теперь развейте пепел по ветру.



Усложненный вариант. Вместо того, чтобы сразу сжечь свои записи об инциденте, отравляющем вам жизнь, аккуратно сверните листок и положите в карман, или прикрепите к зеркалу. Оставьте их там ненадолго и постарайтесь осознать, какую дань взимает с вас эта пакость, день за днем отнимая у вас умственные и физические силы, которые можно было бы употребить с большей пользой. Когда же вы наконец сожжете листок, избавление от всей этой грязи доставит вам еще больше удовольствия.

Выводы

Очищаем разум

Сегодня я буду стараться очистить свой разум и создать больше места для добра, приходящего ко мне.

Сегодня я откажусь от стремления строить предположения.

Сегодня я справлюсь с привычкой делать выводы заранее.

Сегодня я очищу свое сознание от сомнений.

Сегодня я очищу свое сознание от гнева.

Сегодня я очищу свое сознание от ненависти.

Сегодня я очищу свое сознание от страха.

Сегодня я очищу свое сознание от чувства вины.

Сегодня я очищу свое сознание от стыда.

Сегодня я откажусь от стремления все контролировать.

Сегодня я буду отвечать на силу мягкостью.

Сегодня я предпочту направить в иное русло отравленную энергию, что стремится взять надо мною власть.

Сегодня я откажусь от стремления предугадывать результаты.

Сегодня, открывшись беспредельной пустоте, я буду находиться в безопасности, и буду за это благодарен.

Сегодня я препоручу себя Абсолюту.

Глава 3

Будь пламенем, будь рукой

Присматривайся и прислушивайся к окружающим

Все сущее — наша родня. Черный Лось (1865–1950), праведник из племени оглала-сиу.
Истинные мастера боевых искусств не полагаются на предписанные действия. Они полагаются только на то, что на самом деле творится вокруг в данный момент.

«Попробуй представить горящую свечу, — однажды посоветовал мне мой учитель. — Представь, что ты водишь рукой вокруг пламени, отдалясь или приближаясь к нему, но не обжигаясь. Вот так тебе нужно двигаться, естественно и непосредственно. Ты можешь быть пламенем или рукой».

Когда я впервые решил испробовать этот способ, я выключил свет в комнате и зажег свечу. Когда я начал водить рукой вокруг нее, высокий язычок огня принялся плавно тянуться к моей руке. Я ускорил движения. Пламя последовало моему примеру. Оно льнуло к ладони, повторяя мои движения. Если я наступал, оно двигалось навстречу, заставляя меня держаться на определенном расстоянии. Я буквально-таки чувствовал, какой траектории мне следует придерживаться, если мы хотим и дальше двигаться вместе, и чувствовал, что если я сойду с этой тропы, то обожгусь либо потеряю контакт с пламенем.

Несколько раз я обжигался. Мне пришлось научиться двигаться, сохраняя незамутненность сознания, бдительно наблюдая за пламенем, и действовать в соответствии с его движениями, а не со своими намерениями. Я обнаружил, что правильная траектория постигается через непрерывное наблюдение. До тех пор, пока я сохранял гармонию движений, я был в состоянии ощущать безопасную тропку.

Я не мог просто наблюдать — мне также приходилось прислушиваться к тому, что говорило мне пламя. Кто бы из нас двоих ни начинал движение, как только я сокращал разделявшую нас дистанцию, моей руке тут же приходилось уходить на определенную орбиту, чтобы избежать ожога. Точно так же пламени приходилось отклоняться от своего обычного местонахождения и начинать двигаться, чтобы я его не задул. Но было еще и третье, совместное движение — соразмерный, гармоничный путь, — при котором оба мы находились в безопасности. Как только мне удавалось на него выйти, отношению «мой путь — это только мой путь» места не оставалось, ибо путь постоянно, с каждым движением изменялся. Ни рука, ни пламя не главенствовали. И эти отношения возникали почти сразу же после начала движения.

Привычка прислушиваться и присматриваться к другим существам со стратегической точки зрения — залог нашего личного благополучия во взаимоотношениях с окружающим миром, происходит ли это в спортзале или в обыденной жизни.



Концепция руки и пламени может применяться во множестве житейских ситуаций. Скажем, совсем недавно мой студент-первокурсник с литературного факультета в начале семестра неделю просидел на лекциях с неправильным планом занятий. Он получил план совершенно другой группы. К несчастью, я не отследил этого, и осознал происходящее лишь после того, как получил по электронной почте письмо от одного из административных работников колледжа. Я был озадачен. Я совершенно не понял, как же этому студенту мог достаться не тот план, и в панике ринулся разбираться.

Коллеги советовали мне просто выдать студенту нужные материалы и на том успокоиться. И хотя казалось, что это дело действительно проще пустить на самотек, мой наставник дал мне иной совет. Нам с этим студентом нужно было поговорить начистоту и найти общий язык. В конце концов, ему же почему-то оказалось удобнее обсудить возникшую проблему не со мной, а с кем-то другим, — а подобное поведение с его стороны могло создать проблемы и в будущем.

Хотя мои коллеги полагали, что ситуация уже сделалась щекотливой, поскольку студент начал предпринимать какие-то действия, я осторожно взялся за дело. Я поставил себе целью избегать какой бы то ни было конфронтации.

Я собрал воедино свою энергию и убедился, что держу себя в руках и сохраняю спокойствие. Я приложил все усилия, чтобы очистить свое сознание от любых предвзятых, заранее составленных суждений, и быть наготове, дабы воспринять любую возможность перейти к тому, что станет нашим совместным движением. Я постарался вести себя как можно мягче, и начал с упоминания о том, что мне лишь в общих чертах известно о произошедшем недоразумении. И добавил, ибо тут это было как нельзя более уместно, что я непременно обеспечу его нужными материалами. Все это время я старался держаться ненавязчиво, но сохранял готовность действовать.

Что интересно, его настроение несколько улучшилось сразу же после того, как я упомянул, что предоставлю ему то, что он желает — то есть, материалы по нужному курсу. Так мне представилась возможность перейти к следующему шагу. Я начал новое движение, и он, как огонек свечи, заколебался под ним. Я спросил студента, как так вышло, что к нему попали не те материалы. Он объяснил, что пропустил первое занятие — возможно, разгадка крылась именно в этом. Так мы оказались на общей траектории.

Я без нажима откликнулся на его движение, сказав «а, понятно», но добавил, что он, конечно же, лишь отчасти виноват в том, что я по недосмотру, в суете выдал ему не те материалы. Теперь мы двигались согласованно, и я чувствовал, как наша беседа принимает позитивное направление. Мы пришли к совместному движению. Оно породило ощущение благополучия, и это пошло на пользу нам обоим.

Не останавливайтесь. Продолжайте наблюдать и прислушиваться, даже когда события развиваются благоприятным для вас образом. В тот раз мой студент избавился от напряжения, почувствовал себя свободнее и заговорил о том, как он запаниковал и кинулся к администратору, решив, что три недели просидел не в своей группе. Пока он рассказывал, его тревога окончательно развеялась, и я понял, что же ему на самом деле нужно.

«Представляю себе, как это неприятно, — сказал я. — В смысле, вот так вот сидеть и не понимать, что происходит. Кошмар». Я интуитивно уловил, что именно вызвало его тревогу и раздражение, и мне захотелось показать ему, что я все понимаю. Так проявляет себя гармония. Она не только делает ваши движения более плавными, но и помогает породить сочувствие и покой.

Студент посмотрел на меня с явным облегчением и медленно кивнул. Он рассказал мне о домашних заданиях — не тех домашних заданиях, — которые успел сделать за это время. Он заверил меня, что теперь с ним все будет в порядке, и мы расстались; каждый из нас получил то, в чем нуждался. Связь между нами была налажена и сохранилась и впредь.



На самом деле, временами бывает весьма непросто предпринять действия, что помогли бы перевести и удержать на общем пути людей, будь их двое или больше, не совпавших между собою по духу. Однако же, при некоторых навыках и неослабном внимании эти пути зачастую обнаруживаются сами. Стоит нам постараться понять чувства другого человека и проявить побольше сочувствия к окружающим, как они тоже начнут откликаться и охотно идти нам навстречу. И мы увидим, что относимся друг к другу куда спокойнее и миролюбивее, а не раздражаемся и не стараемся держаться подальше друг от дружки.

Однако же, одно лишь желание не в состоянии изменить взаимоотношения. Не забывайте: необходимо присматриваться и прислушиваться к окружающим. Это позволяет искренности проявиться свободнее и без конфликтов. Подобно руке и пламени, мы придаем друг другу сил, если наши действия, как начальные, так и ответные, развиваются в гармонии, а не в разногласиях. Нужно относиться друг к другу доброжелательно, сочувственно и уважительно — это позволит нам понять, как нам реагировать на действия окружающих, дабы внести в нашу жизнь больше добра и любви. Мы станем более спокойными и менее склонными к конфликтам. Нам станет легче увидеть хорошее в окружающих, а им — в нас. Мы будем стараться облегчить их ношу, а они — нашу.



Не будьте предвзяты. Проявляйте терпение. Не нужно решать ситуации с позиций силы. Не нужно стремиться подчинять. Мягкость сэкономит вам силы. Присматривайтесь и прислушивайтесь к окружающим. Если отношения гармоничны, все равно, руководить или подчиняться. Все происходит само собою. Будьте пламенем. Будьте рукой. Стремитесь к гармонии. Все, что нужно, само придет к вам. Уважайте окружающих. Радуйтесь, когда вас уважают. Будьте спокойны. Будьте благожелательны.

Медитация

Будь пламенем, будь рукой

Все проявляет себя через гармонию. Конфуций.
Эту медитацию лучше всего исполнять в полутемной комнате. Первым делом зажгите свечу, лучше всего такую, у которой фитиль дает длинный язычок пламени. Потом поднесите открытую ладонь к пламени, так, чтобы чувствовать его тепло. Затем начинайте медленно водить ладонью вокруг пламени. Держите руку достаточно близко, чтобы ощущение тепла сохранялось.

Старайтесь не касаться пламени. Ваша задача — заставить пламя двигаться, причем так, чтобы оно не просто следовало за вашей рукой, но еще и отклонялось либо к ней, либо от нее — по сути говоря, именно так и создается ваше совместное движение.

Постарайтесь почувствовать (а не предугадать), как пламя будет реагировать на ваши попытки установить контакт. Будьте внимательны. Почувствуйте гармонию его движений. Доверьтесь своим чувствам и поверьте, что они приведут вас к безопасности и гармонии.



Усложненный вариант. Он представляет собою описание мысленного упражнения. Представьте себе человека, ставшего для вас источником напряженности. Подумайте, что именно является причиной вашего конфликта. Представьте себе какую-нибудь типичную вашу встречу. Теперь вспомните, как ваша рука двигалась вокруг пламени. Вспомните, как пламя подпадало под притяжение энергии, исходящей от вашей руки. Представьте, что вы пребываете в расслабленном, но бдительном состоянии пустого сознания. Это важно, ибо именно в этом состоянии возможности вашего мышления беспредельно возрастают. Взаимодействуя с этим человеком, присматривайтесь и прислушивайтесь к себе и к нему. Представьте себя рукой, а этого человека — пламенем, либо наоборот, а ваш разговор — движением руки вокруг пламени.

Найдите родство и гармонию между словами и жестами. Оставайтесь в этом состоянии мягкости и открытости, сохраняя сосредоточенную готовность; позабудьте обо всех чувствах, которые вы испытывали по отношению к этому человеку, отриньте все, кроме восприимчивости, ничего не ждите, ни о чем не судите, ничего не желайте. Ваша задача — войти в энергетическое поле, которое вы создаете совместно. Используйте это поле, дабы познать этого человека. Подождите, пока истина всплывет на поверхность. Когда это произойдет, отвечайте на нее открыто и сочувственно.

Работайте над тем, чтобы это умение стало привычным для вас в вашем повседневном общении.

Выводы

Будь пламенем, будь рукой

Сегодня я, вместо того, чтобы злиться и раздражаться, положусь на пребывающую во мне жизненную силу. Я буду верить, что она приведет меня к гармонии с окружающими.

Сегодня я буду помнить, что когда я пребываю в гармонии с окружающим миром, мне ничего не грозит.

Сегодня я не стану навязывать свои ценности и мнения тем, кого я хочу узнать получше.

Сегодня я буду внимательно присматриваться и прислушиваться к тем, с кем я общаюсь.

Сегодня я избавлюсь от сомнений и позволю своим чувствам и интуиции вести меня в должном направлении.

Сегодня я буду искать возможность получше узнать тех, кого я, как мне кажется, уже знаю.

Сегодня я не стану ни осуждать, ни оправдывать людей, откровенно проявляющих свою сущность.

Сегодня я стану уважать мнения и чувства окружающих, даже если не буду их разделять.

Сегодня я буду помнить, что моему молчанию недостает лишь одного — звука моего голоса.

Сегодня я ничего не стану требовать. Я буду решать проблемы, опираясь лишь на восприимчивость.

Глава 4

Оценка угрозы

Победите свой страх

Перестань говорить и думать, и тогда не останется ничего, чего бы ты не понял. Сэн-сань.
Мы не в состоянии насовсем изгнать боль из нашей жизни, но мы можем контролировать свое отношение к ней. Большинство людей, занимающихся боевыми искусствами, уже на раннем этапе занятий понимает, что в том, что касается боли, первым делом нужно научиться отличать истинную угрозу от ложной. Лично я впервые узнал о том, чем они друг от друга отличаются, когда в первый раз увидел чужую ногу, летящую прямо мне в голову. Должно быть, со стороны я в этот момент смотрелся весьма нелепо. Я застыл в ожидании словно парализованный, так что ничего не мог сделать, чтобы избежать удара, даже если бы и хотел. И, как нетрудно догадаться, тут же получил кулаком под ребра.

Сходная ситуация повторялась в течение нескольких ближайших занятий. В конце концов, мой тренер, видевший, как я получаю удар за ударом, решил со мной поговорить.

«Большинство тех ударов, от которых ты цепенеешь, — объяснил наставник, — вообще не могли до тебя достать. Их наносили со слишком большой дистанции». Он объяснил, что я, подобно многим новичкам, не могу пока что победить свой страх. А чтобы сделать это, я сперва должен оценить угрозу. Он велел мне представить, что меня окружает сфера — все равно, какого цвета. Диаметр сферы должен быть чуть больше расстояния, с которого можно нанести удар ногой. Затем тренер велел вообразить вторую сферу, другого цвета, с диаметром чуть больше дистанции удара рукой. Вот пространство, которое следует контролировать.

«Если противник входит в это пространство, тебе следует расценивать его действия как угрозу, и реагировать соответствующим образом».

Я могу в таком случае блокировать удар противника, контратаковать, отступить, — выбрать любое из этих действий или любую их комбинацию, как мне покажется удобнее. Однако же, если противник остается за пределами этих сфер, он может шуметь, как ему угодно, изображать любые удары, дразнить меня и вообще делать все, что ему заблагорассудится, но я останусь спокоен: он не представляет для меня никакой угрозы.

Но ложная угроза работает. Один из основных тактических приемов, применяющихся во время спарринга, это финт, или отвлекающий маневр. Его любят все. Мы изображаем удары руками или ногами, которые наш противник воспринимает как угрозу. А пока он на них отвлекается, мы наносим тот единственный удар, который на самом деле имеет значение. Это делают все, кто занимается боевыми искусствами. Почему? Да потому, что этот прием работает — даже против самых опытных бойцов.

Вот вам пример: однажды мы с еще одним учеником спарринговались. Мы сошлись в ближнем бою, и он внезапно выбросил руки вперед, как будто собирался нанести мне удар ребрами ладоней по голове, с двух сторон одновременно. Когда же я попытался заблокировать эти удары, он тут же отдернул руки и нанес мне серию прямых ударов в корпус, как будто вознамерился пройти через меня насквозь. Несмотря на то, что его финт был примитивным и, как вы наверняка думаете, очевидным, он сработал. Я просто поверить не мог, что меня ловят на такой трюк. Даже после того, как я начал засекать отвлекающие маневры, этому моему товарищу все равно удавалось их проводить. Помнится, я тогда думал, что такие штуки действенны лишь против новичков. Тогда я попытался применить этот самый финт против опытного ученика, и, к моему удивлению, он вновь сработал. Правильно оценить угрозу трудно, и над этим нужно постоянно работать. Здесь весь фокус в том, чтобы победить свой страх.



Мой учитель применял на тренировках несколько упражнений, предназначенных для того, чтобы помочь нам избавиться от излишних страхов и сосредоточиться на том, что действительно важно. Как-то раз он принес пару здоровенных, раз в пять больше кулака, боксерских перчаток. Тренер поставил меня в пару с еще одним учеником и велел мне заложить руки за спину. Нас поставили лицом к лицу, и мой партнер, на которого надели перчатки, должен был бить мне в голову, примерно в три четверти силы. Мне же следовало, не отступая, уклоняться от его ударов (при этом, кстати, моему партнеру сказали, что потом мы поменяемся местами).

Видимо, у нас на лицах отразилось нечто такое, что наш тренер отобрал у моего партнера перчатки и сообщил, что намерен нанести каждому из нас по несколько ударов примерно в четверть силы. Я помню, что тогда я боялся даже настолько легкого удара, но потом, когда все-таки получил его, я понял, что это пустяки. Ощущение было такое, словно меня стукнули небольшой подушкой. Угроза развеялась, а вместе с нею и страх.

Это избавление от страха помогло нам сосредоточиться на действительно стоящих вещах. Как только мы с партнером перестали бояться получать удары, нам удалось сосредоточиться на сути упражнений — отработке движений и уверенности, позволяющих увернуться от наносимого удара. Так напугавшее меня поначалу упражнение стало одним из моих любимых. С тех пор я часто его использовал для совершенствования своих боевых навыков и для избавления от излишних страхов.

Конечно же, сказать «победите свой страх» куда легче, чем и вправду это сделать. Иногда угроза является вполне реальной, и это довольно болезненно. Такое происходило время от времени, и я обнаружил, что приемы достижения спокойствия — правильное дыхание и му-син — позволяют ощутимо ослабить боль. А в некоторых случаях сосредоточенная и направленная ци позволяет предотвратить боль либо не обращать на нее внимания. Я не скажу, что это легко, или что этого можно добиться вот так вот сразу, но все же существует некий набор приемов, который стоит осваивать и вводить в жизнь, ибо они приносят массу пользы.

Недавно мне представился случай использовать эти навыки во время операции. Мне должны были делать лапроскопию, и собственное воображение сыграло со мной дурную шутку. Я начал бояться: а вдруг со мной во время операции что-нибудь случится? Я попытался сосредоточиться и перестать видеть в этой процедуре угрозу. Я сам выбрал именно этот вид хирургического вмешательства, и знал, что хотя он действительно сопряжен с болью, она будет терпимой, а срок выздоровления — минимальным. Кроме того, врач был уверен, что операция пройдет нормально, а это значило, что я избавлюсь от недомогания, уже давно изводившего меня.

Однако же, когда подошел срок операции, меня по-прежнему терзали опасения. Я постарался очистить свое сознание от эмоций и сосредоточился на какой-то диаграмме, висевшей на стене. Хотя я и не мог прочитать, что там написано — я лежал слишком далеко, — этого оказалось достаточно, чтобы отвлечься от происходящего и свести свои страхи к минимуму. Я упорядочил дыхание и старался сохранять спокойствие. В результате мне удалось отрешиться от неприятных ощущений. В конце концов я услышал вопрос врача: «Ну, как? Ведь правда, все не так страшно?»

Я утратил ощущение времени и был очень удивлен, поняв, что операция уже закончилась. «Да, — сказал я. — Не страшно».

Когда бы вы ни использовали навыки, помогающие выйти за пределы пугающей ситуации, это придаст вам новые силы. Ваша способность защититься от опасностей наполнит вас гордостью и уверенностью. Вы станете чувствовать себя свободнее и увереннее. Ваша жизнь станет более насыщенной, и вы начнете больше успевать.



Вы можете контролировать свою реакцию на боль. Учитесь оценивать угрозу. Победите свой страх. Используйте свои навыки, чтобы пресекать реальную угрозу и не обращать внимания на угрозу ложную. Сохраняйте спокойствие. Будьте гибкими. Верьте в себя.

Медитация

Оценка угрозы

Избегай путаницы в мыслях, дабы узреть объяснение в Раю. Дивни Шамси Табриза.
Представьте ситуацию, приносящую вам боль — физическую, эмоциональную или душевную. Определите, где и когда это происходит. Закройте глаза и представьте себе действующие лица и происходящие события, как это выглядит с вашей точки зрения или со стороны (во втором варианте вы станете одним из действующих лиц и можете посмотреть на себя с разных сторон — сзади, сверху, снизу, спереди, и так далее). Вы можете также взглянуть на происходящее глазами любого из участников или даже любого предмета. Я настоятельно советую вам испробовать различные точки зрения.

Обдумайте все подробности представшей перед вами картиной и определите разницу между угрозой истинной и ложной. Отвергните ложную угрозу. Скажите себе, что она не имеет над вами власти.

Если потребуется, перенесите внимание на что-либо в вашем окружении, что вы не воспринимаете, как угрозу — это может помочь вам изменить состояние духа. Воспользуйтесь этим, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Обратитесь к вашей ци за силой и защитой. Почувствуйте прилив энергии. Ощутите, как через вас струятся сила и любовь.

Спросите у своей внутренней сущности, какие орудия, какие средства нужны вам, чтобы справиться с проявившей себя истинной угрозой. Что вам потребуется — мягкость, спокойствие, мудрость, благодарность, сострадание, радость, сочувствие, доброжелательность, юмор, сила духа? Представьте себе человека, заведомо обладающего качествами, нужными для того, чтобы уничтожить подобную угрозу. Поместите этого человека в данную ситуацию. Когда мы открываемся другим людям с их дарованиями, их способностями, мы создаем возможность воспринять эти способности. Как стал бы выбранный вами человек реагировать на эту ситуацию? Какие орудия он избрал бы, чтобы сделать свою реакцию действенной? Добавьте эти орудия к тем, которые вы уже сочли уместными, и просто обратитесь к ним ко всем вместе. Почувствуйте, как они приходят к вам. Будьте внимательны. Дождитесь наилучшего момента для использования этих орудий.

Выводы

Оценка угрозы

Сегодня я буду постоянно помнить, что я волен выбирать, как мне реагировать на испытания.

Сегодня я буду стараться сохранять спокойствие и гибкость в своих попытках отличить истинную угрозу от ложной.

Сегодня я будут искать возможность определить и отвергнуть ситуации, не содержащие в себе угрозу.

Сегодня я отнесусь к событиям нынешнего дня без страха.

Сегодня я наполню силой Абсолюта свой разум, тело и дух и препоручу себя этой силе.

Сегодня я препоручу себя любви и силе, составляющим мою истинную сущность. И буду благодарен за них.

Глава 5

Видеть кожей

Развивайте свою чувствительность и интуицию

Забудь о кисти и туши — лишь тогда ты познаешь красоту пейзажа. Цинь Хао.
Чувствительность — одна из главных составляющих тренировок в боевых искусствах. Мой тренер очень любит повторять: «Видеть надо кожей».

«Чувствительность, — сказал бы он, — это ключ, открывающий множество дверей.

Как нетрудно заметить, само понятие «чувствительность» связано с чувствами. Его можно истолковать как «способность понимать что-либо достаточно хорошо, чтобы действовать, опираясь на это понимание». Возможно, лучше всего толковать его просто как интуицию.

Чувствительность — явление совершенно естественное, и она очень важна. В определенном смысле слова, это такой язык. Подумайте хотя бы, как много можно иногда сказать, просто положив человеку руку на плечо. Сколько слов потребовалось бы, чтобы объяснить все, что вы чувствуете и желаете выразить в это мгновение?



Я помню, как мой наставник во время тренировок впервые познакомил нас с концепцией чувствительности. Мысль о том, что способности чувствовать надо учиться заново, произвела на меня глубокое впечатление.

— Сосредоточься на своих ногах, — сказал он. — Что ты чувствуешь под ними?

— Пол, — ответил я.

— Закрой глаза. Глаза могут вводить в заблуждение, — заявил он. — Тебе придется научиться видеть кожей.

Я закрыл глаза, на несколько мгновений погрузился в молчание и сообщил:

— Я чувствую подошвы ступней, воздух вокруг них и кровь, текущую через них.

— Это хорошо. Теперь заставь себя почувствовать больше. Что еще ты чувствуешь?

— Кожу и мышцы, — ответил я.

— А еще?

— Свои голени, бедра, свой вес, остальное тело — корпус, плечи, кисти рук, руки, голову, свое дыхание, вас — да, я сколько-то чувствую вас, — добавил я. — А еще здание и всякие механизмы в здании, потоки энергии сверху и снизу, и ветерок, влетающий в окно.

— Вот оно, — сказал наставник.

Видеть кожей — это значит использовать для наблюдения за окружающими не только глаза. Вы можете чувствовать при помощи более глубокого восприятия и осознания. Используйте все ваши резервы. Чем больше вы сумеете почувствовать, тем лучше вы сможете определить, как и в какой момент стоит отреагировать на действия вашего противника — если на них вообще стоит реагировать. Чувствительность поможет увеличить скорость вашего мышления и развить интуицию.

Тренер попросил меня встать перед ним. На этот раз он закрыл глаза, положил ладонь мне на грудь и велел ударить его. Я повиновался, и он мгновенно блокировал этот удар. Так он вновь продемонстрировал сверхъестественную способность угадывать мои намерения.

— Наноси любые удары, какие захочешь, — сказал он.

И как я ни старался достать его рукой или ногой или поймать на захват, он всегда успевал заблокировать или парировать мой удар.

— Войдя в контакт с противником, тебе следует чувствовать, каким будет его следующее движение, — подчеркнул тренер.



Существуют два типа чувствительности, внутренняя и внешняя — инь и ян. Инь (внутренняя) связана с нашей загадочной силой интуиции, в то время как ян (внешняя) связана с силой разума. Инь — это творческая энергия Вселенной, а ян — рациональная.[4]

Видеть кожей — это, если говорить по сути, перемещение нашего внимания внутрь, где отклик зависит не столько от общей мышечной силы, сколько от глубокой чуткости к ци. Это перемещение внимания существенно увеличивает нашу способность чувствовать движения окружающих. В тот самый миг, когда мы интуитивно воспринимаем движение и действуем, полагаясь на это знание, мы перемещаем внимание от инь к ян, от внутреннего к внешнему — и тем самым создаем гармоничный поток энергии, вкладываем ее в наши действия и в нашу жизнь.

Заставляя себя осознать это перемещение внимания и регулярно упражняясь в нем, мы можем развивать нашу чувствительность, или интуицию, и вкладывать ее в свои действия. Мы начнем двигаться более плавно. Нам легче станет достигать гармонии с другими людьми и с окружающим нас миром. Мы чаще станем ощущать окружающих. Наш разум станет быстрее, а впечатления — глубже.



Сперва я думал, что мы оттачиваем чувствительность просто ради того, чтобы улучшить силу и точность ударов. И хотя это и вправду было так — отчасти, — я тогда плохо понимал, что истинная цель этих упражнений — помочь нам выйти за пределы ограничений, свойственных нашему телесному восприятию.

Одно из самых известных и самых продуктивных упражнений, направленных на развитие чувствительности, которое мы применяли на тренировках, именуется ци сао — “липкие руки”. Для его выполнения нужно было поставить руки перед собой, так, словно держишь примерно в футе[5] от груди небольшой мяч. Затем два человека становились лицом к лицу, в одинаковую стойку, так, чтобы касаться друг друга запястьями. Из этого исходного положения нужно было мягко толкать свой воображаемый мяч к середине груди партнера, при этом то и дело проворачивая его на пол-оборота, вправо-влево. Задача тренирующихся — не размыкать рук и стараться особенно остро ощутить энергию партнера. Нам требовалось направить нашу энергию внутрь, сосредоточиться и пытаться при помощи интуиции ощутить малейшее движение напарника. Нам приказывали искать просвет между руками партнера, возможность пройти между ними, и, обнаружив этот просвет, наносить удар.