Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Гибсон Алан



\"ЭФФЕКТИВНЫЙ ВИН-ЧУН\"

Важные замечания

Если вы имеете серьезное заболевание или подозрения на него, то не применяйте техники, описанные в книге, без предварительной консультации с вашим лечащим врачом. Некоторые из упражнений требуют высокого уровня силы и гибкости и могут нанести вред человеку, не обладающему подобными характеристиками.

Автор и издатели не несут никакой ответственности за любые обвинения, предъявляемые в результате использования или пренебрежения данными техниками, а также за любые травмы, раны или повреждения, вызванные ими.

Благодарности

Симону Хайсу за прекрасные иллюстрации и Бену Ингдолби за техническую фотосъемку (b_ingdolby@hotmail.com). Россу Мэтьюзу за дополнительную съемку. Нейлу Биддлекомбе за дизайн обложки. Андре Иветт за помощь в сфере истории. Виксу Дарби за карикатуры и Филу Халлу за моделирование. Лиз Кент, Джонни Темплтон, Джон Брогден и Пин Харви помогли мне решить технические проблемы. Без стараний этих людей данная книга никогда бы не увидела свет.

Я хотел бы выразить особую благодарность Мастеру Ип Чуню, Клайв Поттер и Мастеру Ван Кам Ленгу.

Спасибо всем моим ученикам и соперникам в бою: вы научили меня всему, что я знаю.

Предисловие

Стиль Вин Чун — гибкая и детально проработанная система китайского кунфу. Ее корни уходят далеко вглубь веков, к традициям храма Шаолинь.

Легенда гласит, что эту систему боя разработала в 1645 году буддийская монахиня Нг Мой. Ее ученицей стала девушка по имени Им Вин Чун, позже разбившая нос вожаку местной банды, который хотел ее изнасиловать.

Искусство Вин Чун было тайной на протяжении поколений, мастера передавали его секреты только членам семьи и самым близким друзьям. Только когда Великий Мастер Ип Мен (к сожалению, уже ушедший от нас) прибыл в Гонконг, завеса тайны приоткрылась.

Вин Чун не применяет силу против силы, а использует уникальное понимание геометрии человеческого тела и чувствительность, чтобы погасить агрессивную атаку (сила, возраст и пол не играют особой роли).

Во многих упражнениях применяется научный подход, а регулярные занятия могут установить атмосферу дружбы и сотрудничества вместо злости и соперничества. Это позволяет ученикам двигаться вперед в своем темпе.

Новичок может овладеть основными навыками в течение года, хотя, конечно, в любом настоящем искусстве это только начало. Для развития, совершенства и личных наработок нет предела.

Эффективность Вин Чун для защиты или уличного боя бесспорна, система шлифовалась именно для этих целей в течение веков. Конечно, стиль Вин Чун не настолько ярок и зрелищен, как некоторые другие боевые искусства, но это только потому, что под кажущейся простотой его техники скрывается огромная мощь и скорость.

Основные техники включают: захваты, быстрые удары ногами в нижний уровень, ведение ближнего боя и резкие, очень точные удары рук.

Введение

Я намеренно не описывал в этом тексте особенные техники (их вы найдете в моей следующей книге). В нем приведены основные понятия и биомеханические принципы стиля; я надеюсь, что это будет интересно не только мастерам боя, но и всем, кто занимается боевыми искусствами.

Я постарался объяснить, на чем основан Вин Чун, в чем причина того, что этот стиль насколько эффективен, и почему его техника так сильно отличается от других боевых искусств. Методы Вин Чун весьма разнообразны, поэтому книга поделена на несколько частей, которые позволяют ясно представить процесс обучения, рассмотреть каждую ступень без особых усилий.

Конечно, в основе Вин Чун лежит не одна теория, и существует много способов применения этого стиля. Я описал ну систему, которую преподаю лично, потому что уверен в ней на сто процентов. Я включил в книгу ряд аналогий и анекдотов, чтобы объяснить, что Вин Чун значит для меня, и помочь вам лучше понять суть учения.

Сейчас выходят сотни книг и видеозаписей под общим названием «Как это сделать». Очень часто они не представляют никакой ценности, уверяя вас, что вы можете постичь искусство в одиночку. Что касается стиля Вин Чун, то его практически невозможно изучить без партнера.

Тем более, очень трудно двигаться вперед, когда рядом нет кого-то, с кем можно было бы сравнить свое умение. И конечно, ничто не сможет заменить хорошего, опытного учителя.



Хороший учитель?



Преподавание само по себе является искусством, которое требует от учителя владения навыками общения и открытого разума. Ученики не должны бояться задавать вопросы, которые касаются процесса обучения. Вы никогда не должны делать что-либо, потому что «вам так сказали» или «это традиция». В то же время учитель не имеет права скрыть от ученика информацию, потому что «это секрет».

Ответ учителя должен быть ясным, точным (по возможности научно доказанным) и соответствующим уровню понимания ученика. Он не должен представлять собой смесь непонятных, мистических фраз и невнятного мумбо-юмбо. Я слышал, что некоторые учителя, пытаясь скрыть свое незнание, бьют ученика по лицу. Это неприемлемо и ни к чему хорошему не ведет.

Учителя нужно уважать за его способность обучать. Ученики не должны испытывать страха перед мастером, на силу полагаются только не учителя, которые хотят таким образом скрыть свои слабости и промахи.

Наконец, ученик должен гнаться не за силой и быстротой учителя, не за его умением и знаниями, а за тем, чтобы понять, как передать эти знания уже своим ученикам.

Когда ученики достигают определенной ступени в изучении искусства, они могут начать объяснять теорию и практику новичкам.

Это не только упрочит их понимание, но и поможет стать хорошими учителями в будущем.

Многие боевые искусства скрыты под пеленой мистики и противоречий; это не приносит ни малейшей выгоды тем, кто их изучает. В стиле Вин Чун нет никаких секретов, разными бывают только его интерпретации.



Традиции против современности



Мы начинаем изучать каждое искусство с помощью учителя, а позднее, поднаторев, начинаем развивать собственный стиль, который может быть прямо противоположен тому, чему нас обучали. Так происходит потому, что нам всем дана способность размышлять.

Новшества — естественная и неотъемлемая часть всех боевых искусств; без нее они давно бы ушли в небытие.

Пока мы придерживаемся основных рамок стиля Вин Чун, никаких ограничений не существует. Люди, чье мнение отличается от общепринятого, должны не стесняться и представить его на общее рассмотрение, особенно в таких упражнениях, как Чи Сао, противопоставленных бою и агрессии. Драка, где бы она ни велась — в клетке, на ринге или на улице, доказывает только одно: один человек может избить другого под влиянием обстоятельств. Вин Чун, напротив, являет собой искусство, и это никоим образом не подрывает его эффективности.

Дружеский обмен идеями между школами и стилями может принести только пользу. Ученики могут больше узнать о техниках и способах работы, применяемых в других школах. Конечно, некоторые так никогда и не примут другую точку зрения, но не всегда бывает так, что прав только один, просто иногда у людей разные взгляды и разные уровни понимания.

История стиля и легенды

Большая часть древней истории Вин Чун — легенда, сильно приукрашенная в политических целях, и никаких доказательств в подтверждение ее правдивости мы найти не можем. Версий очень много. Почти все документы были уничтожены как во время разрушения Шаолиня, так и в ходе Культурной Революции. В итоге мы имеем только слухи и сплетни, на которые можно положиться с большим трудом. Что касается жизни Ип Мена, но она великолепно описана его сыном Ип Чунем в книге «Столетний юбилей Великого Мастера Ип Мена» (1993).



Храм Шаолинь



Храмы Шаолинь считают истоками, как искусства кун-фу, так и многих тайных кланов, таких, как Триада, Белый Лотос, Восемь Триграмм и Боксеры. Первый храм, построенный императором Ксяо Вэй из династии Северных Вэй около 495 г. н. э., находился в провинции Хэнань. Шаолинь очень сильно повлиял на распространение буддизма на Востоке. Главный храм находился у подножия Сон-Шань или «Центральной Горы». Он был построен в честь индийского монаха по имени Бануо или Фо Туо, как его называют в Китае. Его статую можно увидеть в китайских буддийских монастырях — это большой, дружелюбный монах.

Позднее, в шестом веке н. э., храм Шаолинь посетил другой индийский монах — Боддхидхарма, известный в Китае под именем Да Мо. Он обучил монахов технике медитации, и его учение легло в основу новой школы Буддизма, известной как Чань в Китае и Дзэн в Японии. Монахи долгое время проводили в медитациях, и чтобы помочь им преодолеть усталость, Боддхидхарма научил их дыхательным упражнениям и техникам, которые стали основой боевых искусств.

Во время своего расцвета, около 1300 лет назад, храм насчитывал около 1500 монахов, 500 из которых были мастерами боя. Шаолинь тренировал воинов по просьбе императора Тай Цунга, который в случае опасности желал всегда иметь под рукой труппу монахов-воинов. Он пытался убедить монахов стать его телохранителями, но те наотрез отказались, сказав, что их долг — защищать храм и мирных монахов.

Тысячу лет спустя с просьбой о помощи в храм обратился другой император. В 1674 году 128 монахов во главе с бывшим сторонником династии Мин Чен Кван-Таном отправились на помощь императору Кань-ши. Чен проявил себя на войне с маньчжурами, после чего стал адептом Шаолиня. Монахи оказали императору неоценимую помощь, но после войны вновь отвергли предложение стань телохранителями, и вернулись обратно в храм.

Разгневанный император послал на усмирение зарвавшихся монахов армию во главе с монахом-ренегатом Ма Нинь И. Храм был сровнен с землей, и в живых осталось только несколько монахов. Пятеро из них продолжили изучение искусства боя и разработали новые, более действенные системы.

Они были известны как Пять Предков или Великолепная Пятерка. Именно благодаря им шаолиньское искусство не исчезло.

Но его изучение требовало долгого времени, поэтому мастера решили создать упрощенную систему, которую можно было бы постичь за меньший срок.



Конец 1600х



Монахи начали развивать новое искусство, но еще до того, как они смогли воспитать первых учеников, монастырь был вновь атакован и много монахов было убито. Среди тех, кому посчастливилось сбежать, была монахиня Нг Мой, мастер боя руками. Свои знания она передала девушке по имени Им Вин Чун (Прекрасная Весна), которая стала ее надеждой на будущее. Система позже получила ее имя, и говорят, что именно с помощью Вин Чун девушке удалось «отшить» неудачливого поклонника.



1700–1800



Вскоре Им Вин Чун вышла замуж и поделилась своими знаниями с мужем, Лян Бок Чоу, который стал настоящим мастером. Он передал свои знания травнику Лен Ян Кваю, который, в свою очередь, обучил Вонга Ва Бо, лидера актерской труппы «Красный Тростник». Позднее старейшина храма научил одного из членов группы, рыбака Ляна И Ти, использованье в качестве мощного оружия лодочный шест.

Шест стал излюбленным оружием в искусстве. Ножи-бабочки, скорее всего, тоже вошли в систему боя во времена «Красного Тростника».



Конец 1800-х



Начало появления более достоверных документов.

Около ста лет назад Лян Йен, искусный врач из Пекина, был удостоен чести изучать стиль Вин Чун вместе с несколькими избранными. Люди очень уважали его за то, что он никогда не выставлял свое кун-фу напоказ. По соседству с Ляном жил меняла по имени Чен Ва Сун, неплохой боец, тоже уважавший соседа за его мастерство. Он попросил Ляна научить его секретам кун-фу. Вначале Лян не хотел учить чужака, но потом переменил свое мнение.

Поскольку Чен был крупным и сильным мужчиной, Лян учил его несколько другим техникам, нежели своих сыновей, Лян Бика и Лян Цуня. Юноши были маленького роста и не обладали столь внушительными габаритами, как Чен, поэтому для боя с более сильными противниками им требовалась совершенно другая техника.

Позднее Лян Бик уехал в Гонконг, а Чен остался в Пекине, где у него уже были свои ученики.



1899–1905



Среди этих учеников был мальчик по имени Ип Мен. Он предложил Чену триста серебряных монет за обучение. Вначале Чен отказался, думая, что деньги украдены, но после встречи с родителями мальчика он узнал, что Ип долго и тяжело трудился, чтобы их заработать.

Пораженный, Чен взял мальчишку в ученики.

Ип Мен четыре года изучал кун-фу под руководством Чена, а после смерти учителя продолжил тренировки у мастера Ни Чанг Сао — такова была последняя воля Чена.



1908



Ип Мен приехал в Гонконг и поступил в колледж. У него уже была репутация хорошего бойца. Друзья познакомили Ипа, как они выразились, с «эксцентричным старичком», великолепно владеющим боевыми искусствами. Этим «старичком» оказался не кто иной, как Лян Бик, сын Лян Йена, исповедовавший совершенно другой стиль, нежели Ип Мен. Бик взял юношу в ученики и обучил его разнообразным новым техникам и способам ведения боя. После окончания учебы Ип Мен вернулся в Пекин, обогащенный полученными знаниями. В следующие двадцать лет он работал в армии и полиции, женился и стал отцом четверых детей. Даже когда в Китай в 1937 году вторглись японские интервенты, Ип Мен продолжал свои тренировки и в 1941 начал обучать своих первых учеников.



1949



После войны, в 1949, к власти пришли коммунисты. Ип Мену пришлось оставить все и уехать в Макао.

Впоследствии он вернулся в Гонконг вместе с Лян Шуном, который стал его первым гонконгским учеником, и создал школу Вин Чун в здании Ресторана Рабочего Профсоюза. Его репутация прекрасного бойца и джентльмена продолжала расти.

Переезды Ип Мена в Макао и Гонконг значили очень много для искусства Вин Чун. Останься он в Китае, и стиль претерпел бы огромные изменения. Коммунисты считали боевые искусства бесполезными и устаревшими. Они изменили суть многих стилей, добавив в них множество театральных и акробатических трюков для увеличения привлекательности, и назвали это «современным ушу». Правительство Мао Цзэдуна наполнило новые боевые искусства западными идеями борьбы и соревнования и пропагандировало современное ушу, во-первых, чтобы укрепить социалистический дух, а во-вторых, с целью уничтожить ту ауру мистики и секретности, которая окружала боевые искусства на протяжении их существования.

В течение следующих 22 лет Ип Мен воспитал многих учеников, некоторые из них стали мастерами и понесли учение Вин Чун по всему миру.



1970-е



Наиболее известным из учеников Ип Мена был, конечно же, Брюс Ли.

На Востоке он уже в то время был известен как актер. Снявшись в голливудском блокбастере «Остров Дракона», Ли стал знаменит во всем мире. Вслед за успехом фильма на Западе последовал взрыв интереса к кун-фу и восточной культуре.

Ип Мен умер в своем доме в Гонконге 1 декабря 1972 года в возрасте 72 лет. Многие его ученики, в первую очередь сыновья Ип Чунь и Ип Чен, продолжают преподавать стиль Вин Чун во всем мире.

Вин Чун имеет богатое наследие и историю и благодаря стараниям и любопытству многих тысяч последователей живет и развивается как искусство, спорт и образ жизни.





Рис. 1. Великий Мастер Ип Чунь отдыхает у себя дома, в Гонконге

Основные принципы Вин Чун

Триангуляция



Сила в Вин Чун исходит из понимания теории триангуляции. Формы треугольника и пирамиды просты и легки для восприятия.

Теорию треугольников очень легко понять и применить, потому что наше тело устроено именно так. Стойка — прямая и прочная вследствие триангуляции (смотрите раздел о стойках); это, в свою очередь, поддерживает корпус, который дает твердую основу рукам, представляющим собой стороны треугольника.

Нам нужно сделать так, чтобы руки действовали наподобие клина.

Это направит атаки в одну сторону. (Рис. 2)





Рис. 2. Вид тела, представленный в геометрических формах поможет лучше понять принципы Вин Чун и ускорить процесс обучения



Затем мы можем направить этот клин в центр (смотрите раздел «Теория центральной линии») или нижний уровень защиты соперника.

При правильном выполнении триангуляция позволит нам использовать силу углов вместо того, чтобы перенапрягать мускулы.

Этот метод превосходен, поскольку позволяет рукам оставаться в расслабленном состоянии, меняя позиции быстро и свободно без всякого мускульного напряжения.



Нейтрализация силы



Тело должно действовать подобно вращающемуся цилиндру. Если к нему приложить силу, он будет крутиться в том же направлении, что и она.

Помните, что когда одна сторона цилиндра движется назад, другая идет в прямо противоположную сторону — вперед.

Когда силу применяют против практикующего Вин Чун, его тело и руки вертятся в том же направлении, что и атака. При повороте тела одна его сторона уходит от противника, другая же, напротив, приближается. Контратака проводится именно с помощью этого движения, к мощи атакующей руки добавляется вес тела. Рука, идущая назад, сдерживает атаку, обычно для этого используют короткий, резкий рывок (также с помощью поворота), что заставляет соперника потерять равновесие и убрать руки с линии встречного удара (смотрите раздел «Лоп сао»). Разворот также убирает ваш центр тяжести с линии атаки. Таким образом, можно рассеять силу соперника и нанести ответный удар.

Во время разворота позвоночник должен быть прямым, чтобы поворот был быстрым и четким. Работу ног при повороте составляют быстрые, короткие шаги: они особенно важны, если противник двигается очень быстро.

Тело должно двигаться четко вокруг точки контакта.

Направьте атаку соперника ниже первоначального уровня, силу применяйте, только чтобы контролировать его руку или сбить ее с курса.

Уйдите с линии атаки (выберите путь наименьшего сопротивления) и контратакуйте из нового центра.

Убедитесь, что во время разворота ваш вес приходится на пятки, а не на носки (это гасит скорость) и что бедра поворачиваются свободно.





Рис. 3. Разворот и атака из нового центра.

Поворот должен быть быстрым, прочным и уверенным. Вы должны научиться выполнять его под давлением



• Во время поворота держите голову прямо, бедра должны быть расслаблены и выдвинуты немного вперед (см. стойки)

• Если атака направлена не в центр, направление поворота ясно (убирайте атакованную сторону с линии атаки).

• Если атака направлена в центр, поворот может быть осуществлен в любом направлении.

Направление движения может быть выбрано и под влиянием положения рук или ног.



Теория центральной линии



Поворот легче выполнить, когда вы поймете суть теории центральной линии. Эта линия (в наиболее простом понимании) представляет собой воображаемую прямую или плоскость, проведенную от вашего центра в направлении взгляда (обычно к сопернику/партнеру). Ее также можно назвать направлением вашего внимания или действия.

До начала боя обе руки — передняя, выдвинутая для защиты, и задняя, готовая к атаке (By Сао), находятся на центральной линии (Рис. 4).







Рис. 4 (а, б). Центральная линия — воображаемая плоскость, которая движется одновременно с нами. Она помогает нам достичь триангуляции



Она используется, чтобы обнаружить или установить направление атаки противника и решить, в какую сторону необходимо развернуться и какое положение рук будет наиболее подходящим. Если центральная линия защищена правильно, соперник будет вынужден атаковать под неправильным утлом, другими словами, атака пройдет справа или слева от вашего центра. Это и определит ваш следующий маневр и правильную защитную стойку. В подобной ситуации единственно правильным решением для оппонента будет попытка заставить вас раскрыться, используя силу, которую вы вполне можете погасить с помощью поворота. Овладение центральной линией также дает вам возможность провести любую вашу атаку по кратчайшему пути.

Итак, наши движения должны оставаться спокойными и плавными, основанными на базовых принципах, даже при встрече с агрессивным противником. Если мы последуем правилам и четко защитим свою центральную линию, соперник прилет в замешательство и попытается перенаправить атаку, что даст нам необходимое время и требуемую информацию для проведения собственной. Такая система будет работать даже под давлением.

Когда в поединке встречаются соперники, силы которых равны, его исход зависит от того, кто из них вынудит другого допустить ошибку, либо, изменив направление атак или защиту, либо совершив настолько быстрое и четкое движение, что противник не успеет защититься до момента, когда будет уже слишком поздно.

Удар, нанесенный из стабильной стойки, может быть настолько силен, что его нельзя остановить без применения силы. Противник может быть намного сильнее, и подобная защита вас не спасет.

Становится ясным, что необходимо не только защищать центральную линию, но и атаковать противника ударами в центр (чуть ниже центральной линии). Это непросто, так как практически все уязвимые точки находятся ниже центра тела.

Когда мы бьем противника, то желаем, чтобы удар принес максимальный эффект. Мы хотим, чтобы вся наша сила достигла цели. И чтобы соперник испытал на себе всю тяжесть удара, мы не должны позволить ему свободно вертеться, гася и рассеивая силу. В этом и заключается смысл атаки центра.

Если удар направлен в центр тела, оно получает всю его энергию и откидывается назад, такой удар не теряет силы при развороте. Важно заметить, что линия атаки прочерчена от точки приложения силы к центру тела (или позвоночнику) соперника. Ее угол не совпадает с углом линии, проведенной через фронтальную плоскость, если только атака не направлена в тело точно по прямой (Рис. 5).





Рис. 5. Удары должны быть направлены в центр тела соперника, чтобы лишить его возможности развернуться. Это позволит ударам иметь максимальный эффект



В стиле Вин Чун прямой удар рукой легко достигает цели, если его направление совпадает с внутренней линией. Если такой удар осуществляется из-под руки партнера, он поразит центр под небольшим углом, зависящим от ширины плеч атакующего и направления линии атаки по отношению к центру тяжести. Мы должны быть уверены, что наша атака проникает в центр тяжести противника. Скользящие удары неэффективны. Примером этого может стать бильярд: когда игрок хочет, чтобы белый шар остановился после удара по цветному, удар должен быть нанесен под прямым углом (сейчас не обращаем внимания на обратный откат). Если удар нанесен под утлом, белый шар продолжит свое движение, не передав всю свою энергию цветному.





Рис. 6 (а, б). Объединяя три пройденных принципа, мы видим, что: во время разворота (или ухода) с линии атаки контратака идет либо по направлению новой центральной линии, либо ниже ее плоскости. Триангуляция помогает перенаправить атаку соперника, сохраняя устойчивое положение



Использование локтей



Мастера Вин Чун часто говорят о «силе локтя» и концентрации энергии в локтях. Этот метод поможет вам понять, как правильно использовать руки и не подвергать их лишнему напряжению.

Локти в Вин Чун используются в основном для защиты и перенаправления атак противника (см. Бонг сао, Фук сао и Тан сао), а также для ударов, захватов и контроля над конечностями соперника (см. Синхронная атака и защита). При атаке тыльной стороной руки ладонь или кулак находятся в прямом положении, такой эффект достигается благодаря значительной силе локтя. Если ваша рука находится снаружи руки противника, локоть должен защищать центр, что приводит к направлению ладони или кулака вертикально вниз. Заметьте разницу между ударом ладони в конце первой, и началом третьей части Сю Лим Тао.



Эффективное использование энергии или силы



Мастера Вин Чун знамениты своей скоростью и способностью достигать огромной эффективности в ближнем бою. Суть этого искусства состоит в правильном использовании мускулов и сухожилий, применяя ровно столько силы, сколько нужно, чтобы достичь цели.

Если вы попросите кого-нибудь напрячь руку, он, скорее всего, напряжет все мышцы, бицепсы и трицепсы, чтобы сразу спало видно всю мускулатуру. Выглядит внушительно, но настоящей силы в этом абсолютно нет, порому что мышцы — антагонисты, одни сгибают руку, а другие разгибают. И здесь буден уместно задать вопрос: где же сила?

Когда человек отжимается, его бицепсы расслаблены, позволяя трицепсам и грудным мышцам работать в полную силу. Прямой удар в Вин Чун не использует силу бицепсов, исключая случаи, когда необходимо остановить руку, проникшую слишком далеко или быстро изменить положение тела. Любое лишнее напряжение в верхней части руки замедляет скорость удара и гасит его силу.

Положение локтя бьющей руки (вместе с плечом, запястьем и пальцами) и приложение энергии или напряжения в момент контакта так же помогает придать удару большую силу и четкость. После удара рука немедленно должна вернуться в расслабленное состояние.

Такое правильное и эффективное использование мускулов и связок изучается в формах стиля (см. Сю Лим Тао) и используется в каждой технике и позиции.



Взрывная сила и короткий удар



Вин Чун известен своим легендарным коротким ударом. Как уже говорилось выше, руки должны быть расслаблены для того, чтобы быстро менять положение или направление. Поэтому жизненно важной становится способность обретать силу в любом положении, особенно в ближнем бою.

Регулярно тренируясь, несложно наработать короткий удар за сравнительно небольшое количество времени. Тем не менее, важно понимать, откуда исходит сила, необходимая для удара, чтобы использовать всю его мощь (см. также главу о стойках). Простой и систематический подход к занятиям поможет вам легко выработать правильные навыки.

Если вы сумеете добиться правильного напряжения мышц, группировки суставов и положения тела, то будете наносить удары с помощью веса всего тела, а не только силы и скорости руки, и они приобретут настоящую мощь.

Использование стойки для повышения силы удара даст максимальный эффект при минимуме усилий. Ваши ноги достаточно сильны, чтобы выдерживать вес тела и направлять его вперед, увеличивая силу вашего удара. Понимание связи между вашим основанием и ударом очень важно (см. главу о стойках).



Учитесь бить



1. Начните с наработки способности ускорять движение из расслабленного, изогнутого положения руки. Ладонь должна быть открыта, локоть опущен вниз. Не отклоняйтесь назад во время удара, и не двигайте тело (стойка должна быть стабильной). В конце движения должно следовать расслабление (Рис. 7).







Рис. 7 (а, б). Учитесь быстро и резко бить от локтя.

Вначале полностью расслабьте руку, затем в конце движения напрягите кулак.

Рука должна вернуться назад естественным образом



2. Затем научитесь напрягать кулак в конце движения, убедившись, что два нижних пальца также напряжены и движение идет от локтя. Пальцы «скручиваются», пока рука двигается вперед.

3. Заставьте тело двигаться за ударом. Этого можно достичь небольшим поворотом или с помощью маленького шага вперед из начальной стойки. Здесь очень может помочь боксерская груша, чтобы убедиться, что вы не теряете силы в суставах (запястье, локте и плече), а также не отклоняетесь от цели удара.

4. Работайте с партнером или грушей. При работе с партнером используйте подходящий протектор (можно использовать телефонный справочник или толстую книгу, примотав ее на грудь), чтобы не было ненужных синяков и ушибов. Дотроньтесь до него пальцами и начинайте отрабатывать удар. Вообразите, что никакого препятствия перед вами нет, и нанесите быстрый, расслабленный удар, как будто вы бьете по воздуху.

Представляйте свой удар сильным на всем его протяжении.

Кулак держите напряженным.



Полезные советы



• Не толкайте партнера, хотя на первых порах это может помочь ухватить суть идеи.

• Не бейте по поверхности протектора, удар должен быть проникающим.

• Ваш удар должен пройти те же стадии, как если бы вы били по воздуху, это поможет, если вы работаете с опытным напарником.

• Когда у вас начнет получаться, убедитесь, что тренировки проходят в безопасном месте, т. е. с согласия взрослых и вдали от стеклянных дверей и других опасных объектов (в идеале удар может отбросить человека на несколько метров).

• После удара ваша рука и кулак должны немедленно вернуться в расслабленное состояние, чтобы быть готовыми ударить снова или выполнить любое другое движение.

Короткий удар ладонью применяется наряду с ударом кулака, но вы должны добиться того, чтобы ладонь двигалась от локтя.

Это можно отработать на груше. Сделав небольшой поворот, направьте свой вес в сторону цели. Одновременно с этим нанесите короткий, резкий удар, направленный чуть вверх. Не отклоняйтесь назад и не теряйте силы в суставах. Если у вас нет груши, вы можете использовать (только осторожно) крепкие стены или двери на петлях.

При правильном выполнении вы сможете почувствовать некоторую дрожь в теле.

Силу можно брать из большинства основных узлов человеческого тела — локтей, плеч, ног, коленей и даже пяток.



Простота



Другой аспект стиля Вин Чун, принесший ему столь большой успех, — это его простота: вместо того, чтобы разрабатывать огромное количество техник, адепты Вин Чун пытаются понять, как применить простые техники стиля к различным ситуациям.

Основные позиции приведены в третьей части первого комплексаСю Лим Тао (маленькая идея), которая относится к простым упражнениям для работы рук. Эти идеи получают дальнейшее развитие во второй технике — Чум Кю (поиск моста), где представлены повороты, шаги и удары ногами наряду с синхронным использованием обеих рук, ведущие к технике Лоп сао.

Чи сао позволяет нам подробно рассмотреть все возможные комбинации и техники движений. Подобный процесс обучения дает ученикам легкое понимание целей, к которым нужно стремиться.

Когда ученик достигает одной ступени, полученные навыки помогают ему свободно постигать следующую.

Наиболее часто встречаются следующие техники: Бонг сао, Тан сао и Фук сао.



Базовые формы



Бонг сао (руки-крылья)



Бонг сао — мягкая техника, в которой не должны быть напряжены предплечья (пальцы держите свободными). Мышцы плеча должны поддерживать локоть в правильном положении, верхняя часть руки расположена параллельно центральной линии, а локоть защищающей руки находится чуть выше локтя атакующей.





Рис. 8. Базовые положения Вин Чун: Бонг сао, Тан сао и Фук сао. Поворот сбивает атаку, устанавливая новый центр



Бонг сао работает как наружу (правый Бонг, левая рука), так и внутрь (правый Бонг, правая рука). Во втором случае нужно быть осторожным, чтобы не травмировать локоть.

Бонг сао может использоваться как связующий мостик. Применение его такое же, как во второй части второго комплекса (Чум Кю). В нашем случае руку можно направить вперед для захвата руки соперника, пока защитник уходит с линии атаки. Пока рука ищет руку соперника, нужно сделать небольшой шаг в сторону. При контакте рука Бонг сао может перейти в Лоп сао или держать контроль рук соперника.

Эти вариации Бонг сао используют различные позиции и точки приложения сил, давая разные перспективы центральной линии, было бы полезно познакомиться с каждой из них.

Бонг сао начинается с поворота локтя внутрь и образования руками клина для защиты центра. После того, как практикующий поворотом нейтрализует силу нападавшего, агрессор вынужден изменить направление атаки или прекратить ее. Финальная стойка Бонг сао приводит нас в исходную позицию для Лоп сао или прямого удара из By сао (Рис. 9).





Рис. 9. Защита локтем в Боне сао. Здесь By сао позволяет перейти в Лоп сао или нанести удар



Тан сао (блок ладонями)



Тан сао — очень сильная форма, ее можно считать противоположностью Бонг сао (Рис. 10). Суть Тан сао — в движении рук вперед от локтя с поддержкой трицепсов и внутренних дельтовидных мышц, которая делает его очень сильным на всем протяжении. Бицепсы используются для поворота ладони внутрь и наружу. Тан сао — прекрасная позиция для перехода к техникам Лоп сао или Пак сао.

Тан сао блокирует атаки как внутрь (правый Тан, левая рука), так и наружу (правый Тан, правая рука).

Чрезмерная сила при выполнении Тан сао (через центр) сделает движение более слабым или заставит его перейти в другую форму вроде Бонг сао.







Рис. 10. Тан сао блокирует атаку как внутрь, так и наружу, в то время как свободная рука атакует центр



Заметьте, что рука защитника вначале находится внутри, а заканчивает свое движение снаружи руки соперника, при этом контакт и контроль не прерываются ни на миг. Эта последовательность движений может идти и в обратном порядке, когда Бонг сао, продолжаясь по спирали, переходит в Тан сао.



Фук сао (мост на руке)



Фук сао используется для внешнего контроля положения руки противника. Энергию снова нужно сконцентрировать в локте и верхней части предплечья. Рука не должна давить вниз или вперед.

Локоть снова используется для контроля над центральной линией.

Когда направление атаки выявлено, практикующий поворачивается в безопасную сторону, за локоть (Рис. 11).











Рис. 11. Фук сао используется для контроля руки противника снаружи



Если свободная рука остается активной, это движение способствует переходу в Лоп сао, Ют сао или Пак сао.

Фук сао также может «развиться» или перейти в другие положения рук — такие, как Юм сао (см. «Липкие руки») или Хьен сао (руки-кольца). Еще раз скажу, что во время этих переходов необходим постоянный контакт и контроль. Другие положения рук такие, как Гонг сао (Рис. 12), тоже могут использоваться для воздействия снаружи.





Рис. 12. Гонг сао тоже может быть использовано для отражения атаки с внешней линии



Вся защита в Вин Чун строится на этих положениях, и крайне необходимо обрести глубинное понимание их сути; то есть не только понять, как и когда их можно применять, но и осознать, как они могут переходить из одного в другое, когда использовать напряжение во время этих переходов и как повороты или работа ног может увеличить их эффект.

Четкое представление ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, приводит к искусному и эффективному Вин Чун. Это может показаться сверхпростым, но на самом деле, чтобы полностью понять скрытые стороны этих трех форм и добиться мастерства в их применении, требуются годы и десятилетия.

Обратите внимание на то, что, когда рука не выполняет задания, она остается в положении By сао (рука-страж). By сао находится на центральной линии, закрывая горло, подбородок и нос в случаях, когда атака противника пробивает защиту. By сао также является позицией готовности, рука может при случае атаковать из центра или принять любое другое положение.

Практикующий Вин Чун пытается достичь положения максимальной силы и лучшего утла атаки каждым простым движением. Во время любой защиты, атаки, работы ног или перемены стойки должен присутствовать строгий контроль центральной линии, который лишает соперника преимуществ и заставляет его атаковать либо защищаться под плохим углом.

Во время тренировок каждое движение может быть рассмотрено отдельно, чтобы выбрать наилучший вариант. Затем отдельные движения могут быть слиты воедино в индивидуальный комплекс, где они плавно переходят друг в друга. Изучение правильного положения и направления действий может быть трудным: сначала нужно обрести четкое понимание стоек, положений рук и центральной линии, а затем закрепить его, практикуя Чи сао.

Другая сторона простоты стиля заключается в том, что основной целью Вин Чун является захват и удержание центра. Так что цели стиля и его общая идея довольно просты.



Контактные рефлексы



Благодаря проникающей системе стиля Вин Чун, построенной на быстроте реакции (см. также «Тренировки»), техника впечатывается глубоко в подсознание практикующего и становится рефлексивной (минуя процесс обдумывания). Это дает ученику возможность реагировать намного быстрее, чем при видимом рефлексе. Правильный рефлекс срабатывает моментально.