Сказанное касается любого животного, упомянутого в Коране,
\"заколотого без произнесения
имени Аллаха\" , поскольку оба эти жертвоприношения направлены на прославление выдуманных
божеств. Разница лишь в том, что в ранее упомянутом варианте
\"то, что заколото не с именем
Аллаха\" принесение в жертву животного выполнялось вдали от идола и упоминалось лишь его
имя в процессе жертвоприношения, в то время как во втором случае жертвоприношение
совершалось непосредственно перед идолом на алтаре, предназначенном для этого, и,
следовательно, не было необходимости произносить над ним имени идола.
Язычники, разместившие свои алтари вокруг Каабы, считали, что таким образом они отдают дань
уважения Священному Дому. Коран своим ясным запретом исключил это заблуждение людей,
отнеся его к категории
\"то, что заколото не для Аллаха\".
Исключение - морские животные и саранча
Исламский шариат исключил рыбу, китов и других морских животных из категории запретной
мертвечины. Когда у Пророка (Мир ему) спросили о морской воде, он ответил:
\"Вода [морская]
чиста, и умершие (его обитатели) в ней являются халялом\" 1.
Всевышний Аллах говорит:
\"Дозволено вам ловить морскую тварь и [другую морскую] еду \" (Коран, 5:96).
24
Умар объяснил, что
«морская тварь» - это то, что поймано в море, а
«[другую морскую] еду»
- это то, что выброшено им. Ибн Аббас пояснил, что под словами
«[другую морскую] еду»
подразумеваются умершие морские животные\".
В двух сборниках \"Сахих\" аль-Бухари и Муслима, по утверждению Джабира, рассказывается, что
Пророк (Мир ему) однажды послал нескольких своих сподвижников в экспедицию. В пути они
нашли мертвого кита, выброшенного морем, которым питались более 20 дней. По возвращению в
Медину они рассказали Пророку (Мир ему) об этом, и он сказал:
\"Ешьте из того, что Аллах
предоставил вам, и угостите нас, если у вас осталось\" . Тогда они дали ему немного китового
мяса, и он съел его 2.
1. Передано Ахмадом и другими.
2. Передано аль-Бухари.
Умершая саранча то же, что и морская мертвечина, поскольку Пророк (Мир ему) разрешил ее
есть. Ибн Абу Ауфа сказал: \"Мы были с Пророком (Мир ему) в семи военных походах, и мы ели
саранчу вместе с ним\"1.
Использование кожи, костей и шерсти издохших животных
Запрет на мертвечину касается лишь употребления в пищу мяса животного. Человек может, и
даже должен, использовать его кости, кожу, рога и шерсть, ибо выбрасывать их - это
расточительство, а расточительство недопустимо.
В связи с этим Ибн Аббас рассказывал: \"Свободной служанке жены Пророка Маймуне дали овцу,
которая вскоре сдохла. Пророк (Мир ему) проходил мимо мертвой овцы и спросил:
\"Почему ты
не снимаешь ее шкуру, чтобы выделать ее и использовать?\" \"Но она же мертвая!\" -
ответила служанка. Пророк (Мир ему) сказал:
\"Запрещено лишь есть ее\" 2.
1, 2. Передано в шести сборниках хадисов, за исключением Ибн Маджи.
Пророк (Мир ему) ясно дал понять, что после выделки шкуры сдохшего животного она становится
чистой. Он говорил:
\"Выделка кожи животного – равносильна его закалыванию\" 1, имея в
виду, что точно так же, как закалывание делает употребление в пищу мяса овцы или коровы
дозволенным, так и выделка кожи делает ее использование разрешенным.
Он также сказал:
\"Выделка кожи делает ее чистой\" 2, то есть
\"Если кожа выделана, она
очищена\" 3.
Эти последние хадисы применимы, когда речь идет о коже практически всех животных, в том
числе собаки и свиньи. Таково было мнение захиритов (последователей школы Ибн Хазма,
буквально принимавших нас, - перев. ), а также Абу Юсуфа, ученика Абу Ханифы, на последнего в
частности ссылался аш-Шаукани.
Сауда, жена Пророка (Мир ему), сказала: \"Одна из наших овец сдохла, мы выделали ее кожу и
сделали из нее сосуд для воды, а затем подслащивали в нем воду фиником. И так мы делали, пока
сосуд не износился\"4.
1. Передано Абу Даудом и ан-Насаи.
2. Передано аль-Хакимом.
3. Передано Муслимом и другими.
4. Передано аль-Бухари и другими.
Необходимость допускает исключения
Все вышеупомянутые запреты касаются ситуаций, в которых у человека есть выбор. Тем не менее
в случае крайней необходимости применяется другое правило, о чем было сказано ранее.
Всевышний Аллах говорит:
\"Ведь [Аллах] разъяснил вам, что Он запретил вам [есть], если только вы не будете
вынуждены к этому\" (Коран, 6:119).
После упоминания о запретах, касающихся мертвечины, крови и всего остального, Он говорит:
\"Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и
преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий,
Милосердный\" (Коран, 2:173).
Законоведы единодушны в том, что под необходимостью здесь подразумевается утоление чувства
голода запретной пищей из-за отсутствия иной. Некоторые из них придерживаются мнения, что,
по меньшей мере, для этого должны пройти сутки без еды. В этом случае человек может съесть
ровно столько, сколько надо, чтобы утолить голод и спасти себя от смерти.
Имам Малик сказал: \"Допускается наесться и взять с собой про запас, пока не найдется другого\".
А другие говорят: \"Количество пищи не должно превышать объема еды, необходимого для
утоления голода, и человек не должен есть больше количества, необходимого для поддержания
жизни\". Это, возможно, объясняет значение слов Аллаха \"не будучи нечестивцем и преступающим
25
свой долг\", т.е. не наслаждающимся этой пищей и не чрезмерно наедающимся ею. То, что голод
может считаться причиной, вызывающей необходимость, ярко выражено в аяте Корана: если
\"кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть
запретное], то ведь Аллах - Прощающий, Милостивый\" (Коран, 5:3).
Необходимость в лекарстве
По поводу необходимости в лекарстве, если данное лекарство входит в перечень запретного,
мнения законоведов разошлись. Одни из них считают, что лекарства не относятся к случаям
крайней необходимости, как это сказано ранее по поводу пищи. Они подтверждают эту точку
зрения хадисом:
\"Поистине, Аллах не дает вам исцеление в том, что Он запретил вам\" 1.
1. Передано аль-Бухари со слов Ибн Масуда.
Другие утверждают, что необходимость в лекарстве подобна случаю с пищей, поскольку и то и
другое необходимо для сохранения жизни. В поддержку своей позиции в отношении запретного,
которое может быть использовано в лечении, они приводят довод, что Пророк (Мир ему) позволил
Абдур-рахману Ибн Ауфу и аз-Зубаиру Ибн аль-Авваму носить шелк, поскольку они страдали от
чесотки, несмотря на строгое его запрещение2.
2. Текст этого хадиса приведен в подразделе этой главы под названием \"Об одежде и
украшениях\".
Возможно, эта точка зрения ближе к исламскому духу, поскольку Ислам всегда проявляет заботу о
сохранении человеческой жизни. Тем не менее, принимать лекарства, содержащие запретные
вещества, разрешается лишь при соблюдении следующих условий:
1. Когда здоровье больного подвержено опасности в случае непринятия этого лекарства.
2. Если нет другого, аналогичного лекарства или его заменителя, приготовленного из
разрешенных компонентов.
3. Лекарство должно быть назначено врачом-специалистом, являющимся богобоязненным
мусульманином.
Однако мы считаем, на основании наших собственных наблюдений и мнений опытных медиков,
что едва ли существует какая-то медицинская необходимость, вынуждающая принимать
запретное, в том числе лекарство. В то же время, мы излагаем это на случай, если мусульманин
окажется в ситуации, когда у него не будет выбора.
Человек не будет прибегать к вынужденным действиям, если в обществе учитываются
его потребности
Человек не будет вынужден (потреблять запретную пищу), если в его окружении есть люди,
мусульмане или зимми1, которые имеют дозволенную пищу. Это снимает с него необходимость в
потреблении харама. Исламская община помогает своим членам, дополняет и восполняет их, как
наши органы слагают единый организм, как кирпичи в стене, поддерживая друг друга, составляют
здание.
Идея социальной солидарности очень ярко выражена известным законоведом имамом Ибн Хазмом,
который сказал: \"Мусульманин не должен быть вынужденным питаться мертвечиной или
свининой, когда рядом с ним есть люди (мусульмане или зимми), имеющие разрешенную пищу.
Долг того, у кого есть пища, - накормить того, кто голодает, чтобы он не потреблял запретную
пищу. Если человек, у которого есть излишки еды, отказывает ему в этом, у голодающего есть
право бороться за пищу. Если погибнет голодающий, то отказавший в пище приговаривается к
смерти за убийство ( кысас), а если будет убит отказавший в пище, то он будет проклят Аллахом,
т.к. отказал голодающему в его праве и проявил непослушание\".
Всевышний Аллах говорит:
\"Если же одна [группа] из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь
против той, которая несправедлива, пока она не признает величия Аллаха\" (Коран,
49:9).
1. Зимми - немусульмане, живущие под защитой исламского государства.
Тот, кто лишает прав своего брата, является нечестивцем. Вот почему Абу Бакр ас-Сиддик
боролся с теми, кто отказывался платить закят (будучи мусульманами)\" 1.
1. Ибн Хазм. \"Аль-Мухалля\", том 6, с. 159.
2. ПРАВИЛА ЗАКАЛЫВАНИЯ1 ЖИВОТНЫХ
1. Закалывание – араб. закят – букв. очищение, это означает также сделать мясо ритуально
чистым, разрешенным.
Все морские животные разрешены
26
В зависимости от среды обитания животные подразделяются на два вида: морские и наземные. К
морским животным относится любая живность, обитающая в водной среде. И независимо от того,
выловлено ли это животное из воды мертвым или живым, маленькая это рыба или кит, носит ли
оно имя морской собаки или свиньи, поймано оно мусульманином или кем-либо другим, – все они
разрешены к употреблению в пищу. Всевышний Аллах разрешил без каких-либо ограничений
питаться морской живностью и без закалывания. Человек волен вылавливать эту живность любым
способом, но так, чтобы при этом минимизировать ее страдания. Напоминая нам о Своих
щедростях, Всевышний Аллах говорит:
\"Он – тот, кто сделал покорным [вам] море, чтобы вы обрели для питания свежее мясо\"
(Коран, 16:14). \"Дозволено вам ловить морскую тварь и еду ее [морскую], то же и
путникам...\" (Коран, 5:96).
Всевышний ничего не упускает:
\"А Господь твой не забывает [ни о чем]!\" (Коран, 19:64).
Запретные в пищу наземные животные
Что касается наземных животных, Аллах запретил употреблять в пищу только свинину, а также
мертвечину, кровь и мясо заколотых без упоминания имени Аллаха животных. Эти запрещения
ясно выражены в тексте Корана, которые включают, как уже было сказано, четыре вида и десять
подвидов.
Одновременно Коран говорит о Посланнике Аллаха (Мир ему):
\"Он велит им творить добрые дела и запрещает мерзости\" (Коран, 7:157).
Под мерзостью подразумевается то, что не соответствует общепринятым нормам приличия, хотя
для кого-то это может статься нормальным. Примером тому может служить запрет Пророка в день
Хайбара приема в пищу мяса домашних ослов1. Другой пример приведен в хадисе, переданном
аль-Бухари и Муслимом, когда Пророк \"запретил есть мясо любых хищников, имеющих клыки, и
хищных птиц, имеющих когти\". Хищные животные и птицы – те, что нападают на других животных
и питаются ими, такие, как лев, леопард, тигр, волк, ястреб, сокол и им подобные.
Согласно правовой школе Ибн Аббаса, запретными животными являются только четыре вида,
упомянутые в Коране. Возможно, он считает, что под запрещением Пророка есть хищников
имеется в виду не харам, а макрух. Мог он и не знать об этом хадисе. Ибн Аббас сказал: \"Люди
времен джахилийи ели одни виды пищи и исключали другие, считая их нечистыми. Затем Аллах
послал Своего Пророка и Книгу, определил, что дозволено, а что запретно. Поэтому то, что Он
разрешил, - это халял, а то, что Он запретил, - это харам, то, о чем Он умолчал, - разрешено\".
После этого Ибн Аббас процитировал Коран:
\"Скажи [,Мухаммад]: \"В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять
в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи – ибо все это скверна, а также [мясо]
запретного [животного], заколотого не с именем Аллаха\" (Коран, 6:145) 2.
1. Передано аль-Бухари. Было также сказано, что запрет есть мясо ослов был временным и
вызван необходимостью, поскольку ослы были нужны для верховой езды. Это подобно
ситуации, в которой из-за недостатка мяса правительство может запретить забой телят,
чтобы дать возможность им вырасти и т.д.
2. Приводится Абу Даудом как высказывание Ибн Аббаса.
На основе этого аята Ибн Аббас считает, что мясо домашнего осла разрешено употреблять в пищу.
Имам Малик соглашается с ним в этом вопросе, а хищных животных считает скорее
отвратительными (макрух), чем запретными (харам).
Законоведы сходятся во взглядах относительно того, что, если заколоть животное (по
предписанию), которое запрещено к употреблению в пищу, его мясо не становится дозволенным
(халял), хотя разрешается использовать его шкуру без выделки.
Требования, предъявляемые к закалыванию домашних животных
Наземные животные, являющиеся разрешенной пищей, подразделяются на два вида. Первый
включает домашних животных (на которых не ведется охота), таких, как верблюды, коровы, козы,
куры и другая домашняя птица. Ко второму виду относятся неприрученные дикие животные. Для
того чтобы мясо первого вида стало разрешенным (халял), необходимо, чтобы они были забиты по
предписанию шариата.
Условия закалывания по шариату
Согласно шариату, закалывание (очищение) мяса животных требует, чтобы были соблюдены
следующие условия:
27
1. Животное следует закалывать острым предметом (хорошо отточенным), способным вызвать
отток крови путем перерезания кровеносных сосудов, будь то каменный или деревянный предмет.
Ади Ибн Хатим ат-Таи рассказывал, что он спросил Пророка (Мир ему): \"О Пророк Аллаха, мы
ходим на охоту, и иногда у нас нет с собой ножа. Мы можем найти острый камень, деревянную
палку или трость\". Пророк (Мир ему) ответил:
\"Требуется пустить кровь с помощью того
предмета, который у вас имеется, и с упоминанием имени Аллаха\" 1.
1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой, аль-Хакимом и Ибн Хайаном.
2. Забивание должно осуществляться путем перерезания горла животного или пронзанием
верхней части груди (у верблюдов) для его умерщвления. Лучший способ - это перерезать
дыхательное горло, глотку и две яремные вены1.
Однако бывают случаи, когда домашнее животное падает в колодец вниз головой так, что
невозможно к нему подступиться, либо животное убегает или становится неуправляемым, в
таких случаях поступают, как на охоте, где животное пронзается острым предметом в любое
место, чтобы вытекла кровь.
Рафи ибн Хадидж рассказывал: \"Мы с Пророком (Мир ему) были в пути и увидели, как от людей
убегал верблюд, а у них не было лошади (чтобы догнать его). Один человек пустил стрелу, а
затем поймал верблюда, на что Пророк (Мир ему) сказал:
\"Некоторые домашние животные
становятся дикими, так поступайте с ними, как с дикими животными\" 2.
---------------------------------
1. Некоторые законоведы приводили и другие аргументы, но мы опустили их, поскольку не нашли
текстов, в которых они были бы четко сформулированы. Методы закалывания животных издревле
известны всем людям, и углубляться, вдаваться в детали этого вопроса не соответствует Исламу,
стремящемуся к облегчению понимания законов жизни и простоте. Чем больше деталей эти
законоведы стараются перечислить, тем больше возникает путаницы. Например, они рассуждают,
следует ли перерезать все четыре части: дыхательное горло, глотку и две яремные вены или лишь
некоторые из них? Должен ли нож быть направлен вниз или вверх? Может ли быть поднята рука
до того, как закалывание будет закончено, или нет? И т.д., без конца, и каждый
взаимоисключающий ответ на эти вопросы найдет поддержку среди некоторых законоведов.
2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
3. При закалывании может упоминаться только имя Аллаха, и все законоведы единодушны в этом.
Арабы во времена джахилийи старались задобрить своих богов и идолов, принося им в жертву
свой скот с упоминанием их имен, либо клали животное на жертвенный алтарь.
Уже упоминалось правило:
\"Вам запрещено ... то, что заколото без упоминания имени Аллаха… и то, что заколото
на [языческих] жертвенниках\" (Коран, 5:3).
4. Имя Аллаха должно быть произнесено во время закалывания животного. Это становится ясно из
насов. Всевышний Аллах говорит:
\"Ешьте то, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамение\" (Коран,
6:118). Также Он сказал: \"Не ешьте того, что [было забито] без упоминания над ним
имени Аллаха, ибо такой поступок - грех...\" (Коран, 6:121).
Посланник Аллаха (Мир ему) произнес:
\"Если кровь потекла (из животного) и имя Аллаха
было упомянуто над ним, то ешьте\" 1.
1. Передано аль-Бухари и другими.
Это условие в дальнейшем подкрепляется другими достоверными хадисами, утверждающими, что
имя Аллаха должно быть помянуто во время охоты, перед тем как стрела выпущена или охотничья
собака пущена по следу. Этот вопрос обсуждается в другом разделе.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что имя Аллаха должно быть упомянуто, однако нет
необходимости произносить Его во время закалывания животного. Будет достаточным упомянуть
Его во время еды, поскольку в этом случае не будет считаться, что оно съедено без упоминания
имени Аллаха над ним. У аль-Бухари мы находим слова Айши, которая сказала: \"Некоторые люди,
недавно принявшие Ислам, спросили Пророка (Мир ему): \"Люди приносят нам мясо, и мы не
знаем, упоминали ли они имя Аллаха над ним или нет. Можно есть его или нет?\" Пророк (Мир ему)
ответил:
\"Упомяните имя Аллаха (над ним) и ешьте\".
Смысл закалывания и как этот смысл обосновывается
Смысл закалывания (по шариату) заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и
наименее мучительным способом; при этом необходимо использовать острый прибор для
перерезания горла, так как это считается наиболее оптимальным способом умерщвления
28
животного. Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинит
животному большую боль и ведет к его удушению.
Пророк (Мир ему) предписывал остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя
положение
: \"Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то
умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом,
наточив нож и положив животное в удобное положение\" 1.
1. Передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса.
В другом хадисе, рассказанном Ибн Умаром, Пророк (Мир ему) сказал:
\"Совершая
закалывание, доводите его до конца\" 2.
2. Передано Ибн Маджой.
Ибн Аббас передал, что Пророк (Мир ему), увидев человека, точащего нож перед уложенным для
закалывания бараном, сказал ему:
\"Ты хочешь, чтобы он умирал несколько раз? Почему ты
не наточил нож перед тем, как уложить его?\" 1.
1. Передано аль-Хакимом, который охарактеризовал его как \"достоверный\" в соответствии
с критерием аль-Бухари.
Однажды Умар увидел мужчину, волочившего за ноги барана, предназначенного для закалывания.
Он сказал: \"Несчастный! Веди его на смерть наилучшим образом\"2.