поп отказывается.[708]
—————————————————————————————————
литературство — проституция.[709]
—————————————————————————————————
Разве не то же самое делает человек, когда одурманивает себя табаком, вином, опиумом? Трудно разбирать в жизни верный путь, чтобы не сбиваться, и, когда сбился, опять выбираться на дорогу. И вот люди, чтобы не трудиться разбирать путь, тушат в себе единственный свет — разум — куреньем, пьянством.
Учится ходить.
—————————————————————————————————
Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
Могила дедов — жили. И я умру. Зачем?
—————————————————————————————————
Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же ей за это награда? Перерезать горло и съесть.
читает бумаж[ку].
—————————————————————————————————
Если бы вино, табак, опиум не действовали на разум, заглушая его, и потому не давали бы волю дурным желаниям, никто не стал бы пить или вдыхать горький напиток или дым.
Абрикосову Евангелие.
—————————————————————————————————
Не умерщвляйте своих сердец излишней пищей и питьем.
Человек текучее существо — ни добрый, ни злой.[710]
Магомет.
—————————————————————————————————
10 МАЯ.
Хотят завладеть Китаем японцы. Китайцы хотят себя отстоять, — а все это только совершающееся единение — людей. Причащение желтой расы к христ[ианскому] мировоззрению.[711]
—————————————————————————————————
Как тяжелая одежда мешает движениям тела, так и богатство мешает движению души.
Пишет Le Bon: не только будут делать пищу в лаборатории, но работать не нужно будет. Люди так устрои[ли] себе свои два отправления: пищи и работы, что, вместо радости, эти отправления для них мучения и поэтому хотят избавиться от этих отправлений и заменить их. Всё равно, как если бы люди так изуродовали свои отправления пота и дыхания, что искали бы средств заменить их.[712]
Демофил.
—————————————————————————————————
Чем больше живешь, тем меньше становит[ся] время жизни.[713]
Если бедный завидует богатому, то он не лучше богатого.
—————————————————————————————————
Только когда живешь без соображения времени — прошедшего и будущего, — жив[ешь] жизнью истинною.[714]
Нечувствителен и равнодушен к чужому горю бывает человек богатый.
—————————————————————————————————
Ошибка социализма: умнейший, сильн[ейший] всегда будет иметь больше, если будет служить себе, а не миру.[715]
—————————————————————————————————
Талмуд.
Для того, чтобы жить с Богом, Богом, в Боге, нужно не ждать ничего извне и жить вне времени — прошедшего и будущего, а только в настоящем.[716]
—————————————————————————————————
Богатство, которое с такими усилиями и с такими грехами наживается и бережется людьми, если и имеет какую-нибудь ценность, то ценность эта только в том наслаждении, которое может испытать человек, отказавшись от него.
Социалисты признают, что главное поднять нравственно и физически рабочих. Это можно сделать только религиозным воспитанием.[717]
—————————————————————————————————
Если государство управляется на началах разума, то надо стыдиться, если есть бедность и нищета; если же государство управляется не на началах разума, то надо стыдиться богатства и почестей.
Ищите Ц[арства] Б[ожия] и правды Е[го], а остальное прил[ожится] есть единственное достижение целей социализма.[718]
Китайская мудрость.
—————————————————————————————————
Никто не спорит, что дурно. Лекарство одних: фатализм религиозн[ый], 2) др[угих]: наилучшее устройство, постепенство, 3) социализм, 4) революция. Не верьте — только внутр[еннее] религиозн[ое]. Как лечат дыры.[719]
Мудрый человек не дожидается того, чтобы воры отняли у него его богатство. Он сам отнимает его у себя, чтобы ворам уже нечего отнимать было.
—————————————————————————————————
Люди жалуются на бедность и всякими средствами стараются добыть богатства, а между тем нужда и бедность придают людям твердость и силу, а напротив, излишество и роскошь приводят людей к слабости и погибели.
Пот[омственный] поч[етный] гражд[анин] И. П. Попов.
Напрасно хотят бедные люди переменить полезную для тела и души бедность на вредное для тела и души богатство.
—————————————————————————————————
С одной частью материи я связан так, что могу направлять ее.[720]
Ничто так не приучает к гордости, жестокости, самодовольству, невежеству и разврату, как обладание богатством.
—————————————————————————————————
Пюисьё.
Весь мир есть то, что я ощущаю. Но что такое я? Я это то, что действует.[721]
—————————————————————————————————
Хорошо, когда богатые видят грех своего богатства и не осуждают бедных за их зависть и недоброжелательство. Но плохо, если они осуждают бедных за их недоброжелательство, а не видят своего греха. И так же хорошо, когда бедные видят свой грех в зависти и недоброжелательстве к богатым и не осуждают богатых, а жалеют их. И плохо, когда они осуждают богатых и не видят своего греха.
Еще о том, что чел[овек] текучее.....[722]
—————————————————————————————————
Отнимите у человека или у народа деньги, товары, скот, и ваш грабеж окончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не сделает вашего преступления делом хорошим, но оно уничтожит его последствия. Оно быстро уходит в даль прошлого вместе с людьми, которые участвовали в нем.
Каждый человек не совершенен и совершенен по-своему, и один предъявляет к другому требова[ния].[723]
Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого нового ряда сменяющихся поколений, для каждого нового года, для каждого нового дня.
—————————————————————————————————
Генри Джордж.
В Москве религиозная дикость вследст[вие] развлечений и хлопот.[724]
11 МАЯ.
—————————————————————————————————
Человек изменяется как peepshow.[725]
Как лошадь на рушильном колесе не может остановиться, а должна итти, так и человек не может ничего не делать. И потому в том, что человек работает, заслуги столько же, как и в том, что лошадь передвигает ноги, стоя на колесе; важно то, чтò человек делает.
—————————————————————————————————
Чувство, что всё матерьяльное только кажущееся.[726]
Одна из самых лучших и чистых радостей это — отдых после труда.
—————————————————————————————————
Кант.
Забава —
—————————————————————————————————
Кто не работает землю, тому земля говорит: «За то, что не работаешь меня правой и левой рукой, вечно будешь ты стоять у чужих дверей вместе со всеми попрошайками, вечно будешь пользоваться объедками богатых».
Военная служба приучает к отречению от своего разума.[727]
Зороастр.
—————————————————————————————————
Есть два воззрения на мир; мир есть нечто определенно существующее и мир есть нечто постоянно текущее, образующееся, к чему-то идущее. При первом взгляде ищешь спокойно[го] пользования тем, что есть, и от этого недовольство — при втором ищешь способов содействия тому, что делает[ся] и должно быть, и от того спокойств[ие] и довольство.[728]
Европеец восхваляет перед китайцем преимущество машинного производства: «Оно освобождает человека от труда», говорит европеец. — Освобождение от труда было бы великим бедствием, — отвечает китаец. — Без труда не может быть счастья.
—————————————————————————————————
Корыстолюбие, честолюбие очень просто и тем заманчиво — рубль к рублю.[729]
Нельзя радоваться рождению детей у богатых сословий — разводятся дармоеды.
—————————————————————————————————
Говорил с Евг[ением] Ив[ановичем] о том, что ему хорошо, а мне худо. Он сказал, что ему худо за его ответственность. И мне вдруг ясно стало, что все различия наших положений в мире ничто в сравнении с нашими внутренними состояниями. Всё равно, как безразлично то или другое состояние волн для человека, умеющего или не умеющего плавать.[730]
Никто еще не составил расчета тех тяжелых, напряженных миллионов рабочих дней и сотен, может быть, и тысяч жизней, которые тратятся в нашем мире на приготовление увеселений. Оттого и не веселы увеселения в нашем мире. Невеселы они потому, что это не увеселения, а грехи.
—————————————————————————————————
Говорил с Пешковой о женском вопросе. Есть вопрос свободы, равенства для всех, вопрос женский включен в эти вопросы.[731]
Сила Божия в жизни людей делает то же, чтò делает человек, журавцом вытягивая бадью: опускает то, чтò было высоко, и поднимает то, чтò было низко. Сила Божия отнимает у тех, у кого много, и дает тем, у которых мало. У богатого человека больше вещей, но меньше радости от них. У бедного меньше вещей, но больше радости. Вода из ручья и корка хлеба в много раз вкуснее бедному, потрудившемуся работнику, чем самые дорогие кушанья и напитки богатому праздному человеку. Ему все приелось и прискучило и нет ни от чего радости.
—————————————————————————————————
17 М[арта].
Ад скрыт за наслаждениями, а рай — за трудами и бедствиями.
—————————————————————————————————
Магомет.
Когда сам виноват, ищешь вины другого...[732]
—————————————————————————————————
Простота жизни, языка, привычек придает силу народу, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели.
Жизнь в настоящем, всегда жизнь в Боге.[733]
Рёскин.
—————————————————————————————————
12 МАЯ.
Тебе что за дело до Льва Никол[аевича]?[734]
—————————————————————————————————
Я знаю про себя, что я не хочу делать зла, а если делал и делаю, то оттого, что не мог удержаться. Все другие люди такие же, как и я; если они делают зло, то тоже оттого, что не могут удержаться. Так зачем же я думаю о них дурное и осуждаю их?
Думать о будущем есть безумие и от того гадание.[735]
—————————————————————————————————
Для того, чтобы не делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем дурного; а для того чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нем дурного, не допускать в свою душу чувство недоброжелательства.
Ананьин. Б[ольшое] Евангелие 3 т[ома], Тихвинская ул. д. Жиделева. Бутырское мужское училище.[736]
—————————————————————————————————
Можешь ли ты сердиться на человека за то, что у него гнойные раны? Он не виноват, что вид его ран тебе неприятен. Точно так же относись и к чужим порокам.
Всякая победа над врагом есть увеличение своей силы.[737]
Но ты скажешь, что у человека есть разум для того, чтобы он мог сознавать и исправлять свои пороки. Это верно. Стало-быть, и у тебя есть разум, и ты можешь обсудить то, что тебе не сердиться надо на человека за его пороки, а напротив, постараться разумным и добрым обхождением без гнева, нетерпения и надменности пробудить в человеке его совесть.
—————————————————————————————————
Марк Аврелий.
Свечн[ой] пер. д. 7, к. 5.
Петр Марков[738]
Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба. Какую бы величину ни помножить на ноль, будет ноль. Если бы один из двух не держал бы на душе зла, то не было бы вражды.
—————————————————————————————————
Для телеграммы
Когда ты бранишь человека и враждуешь с ним, ты забываешь, что люди — твои братья, и ты делаешься им врагом, вместо того чтобы быть им другом. Этим ты сам себе вредишь, потому что когда ты перестал быть разумным и добрым существом, каким тебя Бог создал, ты потерял самую дорогую свою собственность. Ты чувствуешь потерю кошелька с деньгами, почему же ты не чувствуешь самой тяжелой потери — потери твоей разумности и доброты?
Владивосток Гучкову
По Эпиктету.
Для писем
Казалось бы так ясно, что гнев никак не может быть ни добрым, ни полезным чувством, а как часто, почти всегда, мы стараемся оправдать его, называя его негодованием и предвидя от него какую-то пользу.
Владивосток, Канцелярия Охран[ной] стражи Восточной Китайск. жел. дор. Ф. И. Гучкову.[739]
С самого утра надо следить за собой и сказать себе: сейчас может случиться, что придется иметь дело с дерзким, наглым, лицемерным, докучливым, озлобленным человеком. Часто бывают такие люди. Люди эти не знают, чтò хорошо и чтò дурно. Но если я сам твердо знаю, в чем добро и зло, понимаю, что зло для меня — только то дурное дело, если я сам его сделаю, если я знаю это, то никакой злой человек не может повредить мне. Никто ведь не может заставить меня делать зло. Если же я помню еще и то, что всякий человек не по плоти и крови, а по духу близок мне, что в каждом из нас живет дух Божий, то я не могу сердиться на такое близкое мне существо. Я ведь знаю, что мы сотворены друг для друга, призваны помогать друг другу, как рука — руке, нога — ноге, как глаза и зубы помогают друг другу и всему телу; как же мне отворачиваться от ближнего, если он противно своей истинной природе делает мне зло?
—————————————————————————————————
Марк Аврелий.
Чувствует себя часть[ю][740]
—————————————————————————————————
Мы часто полны самых гадких грехов, а не пропустим, не осудив, и самого малого греха в других людях.
Чертк[ов]. Англич[анин]
Чужие грехи видны нам так же, как грязь на чужом лице, а свои не видны, потому что мы не смотрим в зеркало. Зеркало — это наша совесть.
Александрополь Эриванск. губ. Семену Казазианцу. С пер[едачей] Семену.[741]
Почаще поглядывай на это зеркало. Почаще, когда ты рассуждаешь сам с собой, вспоминай все то дурное, чтò ты делал. Почаще делай так, и ты все меньше и меньше будешь осуждать людей и все чище и чище будешь сам становиться.
—————————————————————————————————
13 МАЯ.
К Сытину. Накашидзе.
—————————————————————————————————
Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание — то, что какие бы ни были у него достоинства и как бы он об этом ни старался, люди не любят его.
Нет возможности проявить себя — умру дураком в глазах людей, и это пишу для людей.[742]
—————————————————————————————————
Человек прав, если он верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его, но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек ниже его.
Gospel of Budda.[743]
H. H. Ге [?]
Гордые люди так заняты тем, чтобы поучать других, что им некогда подумать о себе, да и не зачем: они и так хороши. И потому, чем больше они поучают других, тем все ниже и ниже они сами падают.
—————————————————————————————————
1-й Ушаковский переул[ок] д. Соболевой № 26, кв. 5.
Никто так, как дети, не осуществляет в жизни истинное равенство. И как преступны взрослые, научая их тому, что есть короли, богачи, знаменитости, к которым надо относиться с уважением, и есть слуги, рабочие, нищие, к которым можно относиться только с презрительным снисхождением.
Семен Ефимов Чернов.[744]
—————————————————————————————————
Глупость и вред гордости, признания себя одного или вместе с некоторыми выше других людей, казалось бы, могли бы быть видны всякому, так как гордящиеся люди не могут не знать, что есть другие, такие же гордящиеся люди, как и они, и что такие люди не их, а себя считают самыми лучшими людьми или самым лучшим народом, и что поэтому наверное кто-нибудь да ошибается. Но гордые люди не смущаются, и каждый из них вполне уверен, что ошибаются все, кроме него.
отдал больш[ое] Ева[нгелие]
Николай Яковлев Тароватый,[745]
Поучитесь от вод в глубинах морей и в горных ущельях: шумно бегут ручейки, но безбрежное море безмолвно, едва колышется.
Новая Божедомка, Александровская площ[адь] д. № 21.
Буддийские Сутты.
Амиран 48
—————————————————————————————————
Дети, играя, разделяются на две враждебные партии, но они знают, что, как только кончится игра, они опять равны. Люди же, разделяющиеся на партии, сословия, народы, остаются в них на всю жизнь.
Сборник матерья[лов], выпуск 10-й.
—————————————————————————————————
Гордость людскую очень трудно уничтожить: только заштопал одну дыру — не успел оглянуться, она снова выглядывает из другой, а заткнешь эту — она торчит из третьей, и т. д.
Доктора, Таня, туберкулы.
По Лихтенбергу.
—————————————————————————————————
Одна община само государство не терпит.
Принадлежность к одному кружку людей, считающих себя выше других, доводит людей до такого безумия, что они даже гордятся своими дурными делами: тем, что они роскошествуют, пользуются трудами других людей, что они много награбили, много убили людей.
—————————————————————————————————
Н. А. Альберг, Поварская ул., Мерзляковский пер. д. Гирша, кв. 34.[746]
Уже один принятый везде обычай говорить одним людям ты, другим вы, одним подавать, другим не подавать руку, одних звать в гостиную, других принимать в передней — показывает, как далеки люди от признания единого духовного начала во всех людях.
—————————————————————————————————
14 МАЯ.
Женщина мож[ет] быть свободна только если она христианка. Освободившаяся женщина не христианка есть ужасный зверь.[747]
—————————————————————————————————
Только привыкни делать то, чего требуют «все», и не успеешь оглянуться, как ты уже будешь делать дурные дела и будешь считать их хорошими.
Сергей Никитин Хазов. Фабрика Саввы Морозова. Станция Орехово- Зуево Московско-Нижегородской ж. д.
«Христианское Учение». [748]
—————————————————————————————————
Если заботиться об одобрении людей, то бывает трудно на что-нибудь одно решиться. Люди одобряют одни за одно, другие — за другое. Надо самому решать. Оно и короче.
Хорошему сыну состоянья не заводи, дурному не оставляй.[749]
—————————————————————————————————
Очень трудно бывает отступить от принятых обычаев, а между тем всякий шаг к тому, чтобы становиться лучше, прежде всего натыкается на принятые обычаи, на мнение людей.
Бог не знает, когда будет пробуждение людей.[750]
—————————————————————————————————
Общество говорит человеку: «думай, как думаем мы; верь, как верим мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся». Если же кто не поддастся этим требованиям, общество замучает его своими насмешками, сплетнями, ругательствами. Трудно не покориться этому, а между тем покорись, и ты уже не свободный человек, а раб.
Мое пробуждение состояло в том, что я усумнился в реальности матерьяльн[ого] мира. Он потерял для меня всё значение.[751]
По Люси Маллори.
—————————————————————————————————
Трудность представления изменения миросозерц[ания]. А возможно![752]
Дурно раздражать людей, отступая от принятых ими обычаев, но еще хуже отступать от требований совести и разума, потворствуя людям.
—————————————————————————————————
Я гадаю, спрашивая: если я буду действовать, как должно, то будет ли всё хорошо, уничтожатся ли все препятствия?
Мне стыдно вспоминать о том, как часто я жил не по совести, а подчинялся глупым обычаям и правилам, принятым всеми.
Вопрос этот плеоназм, это вопрос о том, что, когда я буду действовать в обще[стве], где нет препятствий, будут ли препятствия.[753]
По Эмерсону.
—————————————————————————————————
Удивительно, как мы непонятливы и неблагодарны. Бог открыл нам путь жизни, свободный, радостный путь любви, заказал нам все другие пути, устроив так, что всё сгоняет нас, заставляя страдать, с тех вредных для нас путей, и мы все-таки не идем на этот путь и жалуемся на то, что страдания отталкивают нас от пропасти, в к[оторую] мы хотим идти.[754]
Бывает неприятно, когда тебя напрасно хвалят за то, чего ты не сделал, и так же неприятно, когда бранят за то, чего ты не заслужил. Но можно и в напрасной похвале и в напрасной брани найти пользу. Если ты не сделал доброго дела, и тебя хвалят за него, постарайся сделать то, за что тебя хвалят. А если тебя бранят за то, чего ты не делал, то постарайся вперед не делать того, за что тебя бранят.
<1) Понимающему значение своих поступков....
2) Средство давно известно и проповедовалось с древнейших времен христ[ианскими] учителями от Терт[уллиана] сначала и Оригеном и потом мононитами, квакерами, Даймондом, в последнее время Гаррисоном, Балу и др. исповедник[ами] непротивления. Я уж более 20 лет пишу одну книгу и стат[ью] за другою, указываю людям на это средс[тво]. Мало того, средство, давно употреблявшееся мучениками христ[ианскими] с древнейших времен, и в позднейшее вр[емя] стало всё чаще и чаще применяться.>
Надо быть благодарным людям, если они осуждают нас и этим указывают нам наши недостатки. Когда недостатки наши нам известны, они начинают тревожить нас, не дают совести заглохнуть и мы стараемся освободиться от них.
—————————————————————————————————
Паскаль.
Деньги в Воскресенье.
—————————————————————————————————
Самое важное для тебя — то, как ты сам себя понимаешь, потому что от этого ты будешь или счастлив или несчастлив, а никак не от того, как другие будут судить о тебе. И потому не думай о суждении людском, а только о том, как тебе не ослабить, а усилить свою духовную жизнь.
Барышня просится приехать.
15 МАЯ.
—————————————————————————————————
Одна из настоятельнейших потребностей после — даже наравне с едой и пр. — это проявить себя — я знаю —говорить и т. д.[755]
Люди не верят в то, что за зло надо воздавать добром, а не злом, только оттого, что их с детства научают тому, что без этой отдачи злом за зло расстроится вся жизнь людская.
—————————————————————————————————