Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Валерий и Вероника Высоцкие

Дрессировка отечественных волкодавов

Посвящается Варлаю — кавказцу, воспитавшему авторов…
ОТ АВТОРОВ

Эта книга написана для настоящих и будущих владельцев кавказских и среднеазиатских овчарок — с единственной целью: избавить их от иллюзий.

Пребывая в плену у общепринятых понятий, очеловечивания своих любимцев, люди оказываются совершенно не готовы к тем трудностям, которые неизбежны в процессе создания их «семьи-стаи». Непонимание собачьих законов и, что еще хуже, нежелание учитывать их подчас приводит к серьезным последствиям, а иногда и трагедиям.

Возможно, книга, которую вы держите в руках, станет тем «ключиком» к взаимопониманию, который поможет вам в освоении сложной науки сосуществования с представителем другого вида живой природы.

И тогда вы сможете пережить то ни с чем не сравнимое наслаждение, которое дает общение ссобакой-волкодавом!

ВВЕДЕНИЕ

Если вы считаете волкодава просто «полезным животным» — вам не нужно читать эту книгу. Думаю, вполне достаточно надежной цепи и осторожности.

Если кавказец или азиат для вас — это только символ, атрибут вашего благосостояния или деталь интерьера вашего жилища — не тратьте времени на бесполезное для вас чтение.

Но если же вы действительно любите свою собаку то наверняка задаете себе вопросы, ответы на которые не всегда оказываются бесспорными или удовлетворительными. Тогда, возможно, эта книга окажется вам полезной.

Как воспринимает нас наша собственная собака?

Что позволено нам по отношению к ней и что позволительно ей?

Как наказывать собаку? Почему одни кавказцы подчиняются своим хозяевам, а другие — нападают на них и даже убивают?

Как воспринимают собаки наших детей? Как подчинить себе волкодава, избегая жестокости.

Какие методы воздействия на собак наиболее действенны?

Конечно, ответы на некоторые из этих вопросов могут носить лишь гипотетический характер. Но это все же ответы!

Как часто практикующие дрессировщики становятся свидетелями и участниками повторяющейся с завидным постоянством ситуации: хозяин тщетно пытается справиться со своей собакой (с которой прожил уже год, наказывал и даже бил), но при приближении дрессировщика (который видит ее первый раз в жизни!) она становится не просто послушной, но даже всячески демонстрирует свою подчиненность.

Например, хозяин пытается добиться от собаки подхода на его зов. Дрессировщик (только один раз!) показывает хозяину, как это нужно делать. Затем возможны два варианта, одинаково точно подтверждающие неприятное для владельца обстоятельство: игнорируя его, собака слушается… постороннего человека, каковым является для нее дрессировщик.

В первом случае собака по команде хозяина «Ко мне!» бежит к дрессировщику,[1] во втором — последнему достаточно просто указать пальцем на хозяина и произнести: «Быстро к «папе» («маме»)!»

В чем же тут дело?

Почему в условиях домашнего пансиона волкодав! за месяц осваивает 10–15 команд-умений, а на той ж площадке хозяин нередко за 3–4 месяца не может добиться простого движения рядом без поводка? Только ли в профессионализме дело?

Почему у одних владельцев даже «проблемные» собаки начинают работать быстро, а у других — абсолютно податливые собаки очень долго не хотят соглашаться с предъявляемыми требованиями?

Конечно, здесь важны и физические данные человека (хотя сотни миниатюрных женщин лучше управляются со своими кавказцами, чем иные здоровые мужики с эрделями или овчарками), и опыт (хотя мне известны люди, одинаково мучающиеся уже с третьей-четвертой собакой независимо от породы, и новички, удивляющие специалистов уже своей первой собакой, причем «неудобной» породы), и возможности самой собаки.[2]

Нужен и определенный талант. Как без него! Но есть все же некий набор, состоящий из скромного объема знаний, простых действий и перечня недопустимых ошибок. Обладание этим «набором» способно облегчить жизнь любому владельцу.

И если книга, которую вы держите в руках, станет таким «набором», значит, мы с вами не напрасно проводим время.

Глава 1. НЕКОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ВОЛК В СОБАЧЬЕЙ ШКУРЕ

Интересно, стал бы человек беспечно относиться к живущему рядом с ним волку? Конечно, нет, ведь это опасно! Но ведь, по сути, живущая с нами собака — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПРИРУЧЕННЫЙ ВОЛК.

Глядя на то, как содержат волков в зоопарке, понимаешь — человек по достоинству оценил возможности этого зверя (прошу не вкладывать в это слово привычный отрицательный смысл!). А между тем известный специалист Леон Фрэдли Уитни в своей книге «Психология собаки» (М., 1999) пишет: «Владельцы собак в большинстве случаев не дают себе труда поинтересоваться естественной для собак средой обитания, ее предками и их образом жизни, а в результате испытывают нечто вроде шока, узнав, что собака — это волк.

… Все, что делает волк, он совершает с целью продолжения существования вида.

… Приспособленность действий волка, каждое из которых способствует выживанию вида… в целом идентичны действиям собак. Поняв волка, мы поймем и собаку».

Леон Ф. Уитни называет волка «фактически основной породой собак, которая до сих пор существует». К этому мнению можно относиться по-разному, но действительно: волк и собака имеют такое очевидное сходство, что игнорировать его невозможно.

Да, заключив давний договор с собакой, человек резко и радикально изменил условия ее жизни, особенно в последние 100 лет. За этот небольшой с точки зрения эволюции вида срок собака по-прежнему во многом осталась волком, но учел ли это обстоятельство человек? Как видим — нет!

А теперь представьте, каково приходится волку, пусть и домашнему, в условиях мегаполиса. Я не буду говорить об очень сложной социальной организации волчьей стаи. Во-первых, здесь нас в основном интересует вопрос установления иерархии. Во-вторых, мы насильно лишаем собаку этой традиционной стаи, предлагая ей нашу стаю — семью. Здесь и находится основная причина конфликта человек — собака, несмотря на «дружественный» характер их союза.

Дело в том, что, живя в условиях новой стаи, собака продолжает жить по старым законам. Эти законы практически неизвестны или непонятны значительному числу собаководов. В результате собака сталкивается с вопиющим нарушением «Закона стаи» и реагирует соответственно. Не понимая, что движет собакой, человек требует соблюдения своих правил. Кто окажется сильнее? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить физические возможности человека и кавказской овчарки…

Единственное средство избежать этого конфликта — доходчиво объяснить каждой собаке еще в щенячьем возрасте «Новый закон стаи».

Иначе не знающий аналогов союз двух хищников — собаки и человека — будет грозить все новыми и новыми конфликтами.

И волк, и собака предельно точно и строго выполняют все предписания касательно взаимоотношений в стае. Общеизвестно» насколько скрупулезно соблюдаются эти предписания. Вспомним хотя бы «ложную атаку». Суть этого явления, безупречного с точки зрения этологии, состоит в следующем: в случае конфликта между двумя волками, если один из них признает свое поражение, а второй уже не может остановить свою атаку, последний совершает «ритуальное убийство», а именно — смыкает свои челюсти в сантиметре от шеи (яремной вены) противника.

Естественно, что за соблюдением Закона следит вожак. В классической стае он может быть не один, но в интересующей нас человеческо-собачьей «семье-стае» он должен быть только один.

И этим единственным вожаком должны быть только вы, уважаемый читатель!

Только в этом гарантия вашей безопасности и залог взаимной счастливой жизни — вашей и вашего волкодава.

Но как занять это место? По сути, все собаки делятся всего лишь на два типа. Лауреат Нобелевской премии, «отец» этологии Конрад Лоренц определял их как произошедших от волка («волчьи») и тех, чьим прародителем был шакал («шакальи»). Первые — независимы, смелы, самостоятельны. Собаки «волчьих» пород в подавляющем большинстве стремятся занять место, вожака в стае. Вторые — сориентированы на человека и довольствуются любым местом в стайной иерархии. Конечно, в любой породе есть собачьи «личности», не вписывающиеся в подобную классификацию, но исключение лишь подтверждает правило, верно? И если великий этолог ошибался относительно происхождения разных пород собак от разных предков, то его психологические портреты представителей двух типов собак не стали от этого менее точными. Таким образом, дорогой читатель, если вы выбрали породу собак из первой группы, вы наверняка будете иметь потенциального претендента на место вожака, то есть ваше место, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если же из второй — покладистого «компаньона»[3] и слугу. В то же время, представитель первой группы, не слишком усердствующий в постижении науки подчинения владельцу, наверняка будет великолепным охранником (иногда даже излишне ревностным), а представитель второй — всегда будет искать вашего заступничества. Тут уж ничего не поделаешь: «закон сохранения энергии» в собаководстве существует в интерпретации — «где прибавится, там и убавится».

Нужно ли говорить, что интересующие нас кавказцы и азиаты являются ярчайшими представителями именно первой группы?!

Если отбросить те случаи, когда хозяин сам провоцирует собаку на наглость и хамство, то случаи стайных конфликтов имеют место исключительно в пределах первой группы, что и понятно.

И если мы склонны считать собак первой группы наиболее близкими к волку, то нелишним будет познакомиться с социальной организацией этого удивительного зверя, неслучайно названного великим Данте Алигьери «царем хищников».

Многочисленные наблюдения за волками позволяют с уверенностью утверждать, что доминирующим признаком стайной иерархии является линейность. Всех членов стаи можно расставить от более сильного к самому слабому.

Вожак стаи образует со своей партнершей пару, которая только и дает потомство.

Вожак имеет неограниченные права, именно он наблюдает за соблюдением Закона стаи. Он же ведет стаю и первым вступает в поединок с врагами, посягающими на ее территорию. Обращаю внимание читателя на это обстоятельство, к детальному рассмотрению которого мы вернемся немного позже.

Стоит ли говорить, что вожак никогда не злоупотребляет своими правами. Иерархия четко просматривается в очередности подхода к пище: первыми насыщаются более сильные члены стаи, но достается она в конечном счете всем.

Любые посягательства на права вожака встречают жесткий отпор со стороны последнего. Но молодой претендент получает трепку сильную ровно настолько, насколько она необходима для того, чтобы поставить наглеца на место. Это второе обстоятельство, на которое я хотел бы обратить особое внимание читателя.

Старшая самка обладает особыми правами по причине своего семейного статуса. Любопытно, что именно она может иногда демонстрировать некую «стервозность», выживая из стаи потенциальных соперниц из числа своих сестер и дочерей. Никто, кроме старшей самки стаи, не может давать потомство. Семейная пара «Вожак — Старшая самка» сохраняется до гибели одного из партнеров. Исключительная верность, не правда ли? Жаль, что этот факт не слишком оценен людьми, больше восхищающимися «лебединой верностью».

Взрослые члены стаи выполняют функцию «среднего звена». Они даже помогают выкармливать щенков доминантной пары, принося им пищу в собственных желудках и срыгивая. Именно отсюда и происходит собачья привычка облизывать лицо человека или морду более сильного собрата: так они стимулируют срыгивание пищи. Взрослые особи принимают самое непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения.

Если кто-то из взрослых волчиц постоянно подвергается нападкам со стороны старшей самки — ее участь предрешена. Даже если одна из них наиболее полезный член стаи во время охоты, все равно рано или поздно ей придется уйти и искать одинокого волка, который станет ее «супругом». Так возникнет новая стая, где изгнанница уже сама станет старшей сукой. Может она пойти и «в приживалы»: среди волков распространи обычай принимать чужаков в свою стаю, хотя и не слишком часто.

Если же с вожаком случается несчастье, старшая сука выбирает ему замену и стая продолжает жить по вечному Закону. Но только в том случае, если молодой претендент «сдаст экзамен» старшей самке.

Таковы общие принципы. Но есть в жизни волчьей стаи моменты, которые могут удивить и поразить даже людей искушенных. Как волки определяют, кого из чужаков принять в стаю, а кого убить? Почему главенствующей самке позволяется вести себя как беспощадной царице? Какой необходимостью это продиктовано?

Наблюдения за волчьими стаями в заповеднике «Желтые камни» доказывают, что для волков непреложным законом являются некоторые необъяснимые с точки зрения целесообразности вещи. Зачем «царица» прогоняет из стаи «золушку», ведь именно ее стараниями охота становится не только удачной, но и безопасной и легкой для других членов стаи?

Почему все «военные» вопросы решает вожак — но через буферную зону, мимо «химических запрещающих знаков» (меток), на чужую территорию стаю ведет не он, а главенствующая самка?

Остается только удивляться мудрости природы! Например, чего стоит система волчьих табу! Помните — «ритуальное убийство»? Много ли людей, способных быть такими благородными?

Известно, что весной не только родившую самку, но и всех волков переполняет гормон пролактин. Все волки стаи не только добровольно подкармливают волчат, они приносят им… игрушки, и с огромным удовольствием возятся с волчатами, совершенно добровольно беря на себя обязанности нянек.

Все прекрасно знают о таком загадочном явлений, как волчий вой. Но решительно непонятно, зачем стая сама заявляет о своей слабости, когда она воет без басовых нот?

И последний штрих, чтобы портрет стал детальнее: волк очень осторожен априори, в том числе и во время иерархических поединков. Это и понятно — любая травма очень сильно понижает шансы волка выжить и подрывает обороноспособность стаи.

И собаки, эти домашние волки, во многом очень сильно напоминают волков диких.

Мы лишили кавказских и азиатских овчарок их естественной стаи, дав им взамен совершенно иную стаю. Что же она значит для собаки? Давайте попробуем разобраться.

СТАЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

Если беспристрастно рассмотреть большинство событий, происходящих вокруг нас, то совсем несложно заметить, что все они в той или иной степени преследуют всего лишь две цели:

1) создать как можно более сильную стаю;

2) занять в ней как можно более выгодное положение. Судите сами: самая большая из известных нам стай — земляне, с вожаком человеком. Членами этой стаи являются все живые существа нашей планеты. О соперниках этой стаи можно лишь предполагать, но как активно мы готовимся к встрече с ними! Вспомните все известные вам фантастические романы и фильмы. Территория нашей стаи — планета Земля. Все ее жители принципиально делятся на хищников и жертв. Любопытно, что объединения жертв носят названия, отличные от стай хищников, — стада, косяки и пр.

Основным признаком стаи является ее территория. И, если вы помните, основным делением человеческой стаи является территория — государство. А из-за чего происходили решительно все известные вам войны? Правильно, «территориальные претензии», то есть борьба за территорию чужой стаи с тем, чтобы улучшить жизнь своей собственной.

Вообще создается впечатление, что тот же человек только и делает, что ищет повод для создания более удобной для себя стаи.

Итак, на этом этапе основным признаком стаи становится государство. Здесь же наблюдается «обратная связь»: государство для усиления своей стаи ищет сильных союзников. Так возникают всевозможные блоки: НАТО, Евросоюз, СССР и т. д.

Сама же стая продолжает «делиться», а на самом деле — объединяться по ряду возможных признаков:

• по уровню благосостояния (олигархи, закрытые клубы);

• по принадлежности к политическим партиям (коммунисты, фашисты и пр.);

• по профессиям (профсоюзы, цеха, «военные» и пр.);

• по увлечениям (филателисты, нумизматы и пр.)

Дальше: футбольные болельщики делятся на «фанов» той или иной команды, меломаны-на поклонников той или иной группы или исполнителя (причем до этого они разделились/объединились по своей принадлежности к направлению в музыке: «рокеры ненавидят реперов» и т. д.)

И так до бесконечности! Жители городов противостоят селянам, образуя, в свою очередь, «районные стаи». Дальше объединяются соседи по дому (двору), лестничной площадке и т. д. В конце концов мы приходим к человеческой «семье-стае». Весьма показательно, что абсолютно всегда в организации этих стай, будь то парламент или бандитская группировка, мы можем наблюдать линейность как характеристику ее иерархического построения.

Стаи хищников (тех же волков) достаточно стабильны: выяснив свой статус, волк практически никогда не пытается его пересмотреть. Существует мнение, что более сильная особь в силу временных обстоятельств может занять подчиненное по отношению к более слабой особи положение. И так будет уже в течение всего времени, пока будет существовать стая!

Читатель, обрати на это обстоятельство свое благосклонное внимание! Ведь тебе предстоит создавать стаю с самым сильным и гордым представителем семейства псовых.

Смена расстановки в волчьей стае происходит только в случае форс-мажорных обстоятельств. В человеческих стаях действуют другие принципы. И здесь я хотел бы подробнее остановиться на одной интересной детали, на одной особенности человека.

По сути, человек — единственный хищник с возможностями жертвы (запомни это, читатель! К этому обстоятельству мы еще будем вынуждены вернуться). И действительно, по своим физическим возможностям человек — самый слабый из хищников. У него нет зубов и когтей; он слаб физически, да еще с плохоньким нюхом; его кожа абсолютно не способна ни защитить, ни спрятать, ни спасти от холода; реакция и скорость его весьма посредственны. Без оружия человек не способен убить даже теленка, чтобы утолить свой голод. Но милость Природы позволила ему стать безраздельным властелином над всеми живыми существами. Она дала ему мозг. По этой причине человек стал Человеком. Разум дал человеку возможность удесятерять, а в конечном счете и увеличивать в миллионы раз свои силы, превращая в оружие окружающие его предметы, а не свое собственное тело[4]. Это привело к весьма специфическим переменам. Теперь человеческая стая может рассматривать как свою территорию, находящуюся в тысячах километрах от территории ее проживания. Теперь человек имеет возможность занять более высокое положение в стае не благодаря собственным возможностям, а посредством специфических видов оружия, каковыми являются лесть, обман, интриги, подлость, ложь, клевета, наследство, воровство и пр., пр., пр.

Где уж тут волку тягаться…

Человек изобрел деньги, которые стали служить в том числе и мерилом значимости в стае того или иного ее члена.

В этой связи мне вспоминается один хрестоматийный пример сущности денег.

Некая дама приехала в гостиницу и заплатила вперед за неделю 1000 рублей. Хозяин гостиницы отнес их автослесарю, которому должен был за ремонт автомобиля; тот занес их владельцу магазина готовой одежды за костюм; хозяин магазина отдал их домовладельцу в качестве арендной платы; последний же вернул эти деньги хозяину гостиницы, так как одалживал у него. После этого вернулась дама. сообщила о своем нежелании жить в гостинице. Более того, она заявила, что деньги, которые она дала, — фальшивые, и сожгла их.

Что мы имеем в итоге? Любопытный феномен, не правда ли?

Разум изменил и саму суть инстинктов человека.

Например, половой инстинкт, или «инстинкт любви» (по определению Конрада Лоренца), человек из инстинкта продолжения рода превратил посредством своего разума в источник получения физического удовольствия, устранив его суть — собственно продолжение рода. Презервативы, проституция, половые извращения, аборты, порнография, нетрадиционная половая ориентация, всевозможные аксессуары — какое все это имеет отношение к воспроизводству своего рода?

Для сдерживания другого великого инстинкта — агрессии — человек вынужден изобретать по сути бессмысленные спортивные состязания, в то же время как бы решающие чисто иерархический вопрос лидерства в формальной или даже вовсе несуществующей стае.

Понимая сложность своего существования разумом, зная, опять же благодаря разуму, о своей конечности (ведь человек единственное существо, знающее о своей смертности!), человек пытается отключить свой разум алкоголем, наркотиками или хотя бы снотворными средствами. Но это уже другая история.

Претерпевая такие серьезные изменения, человек пытается сдержать многие нежелательные тенденции, ставя на их пути морально-этические барьеры и создавая Закон.

Но основные законы человеческой стаи остаются неизменными — борьба за лидерство (власть) внутри стаи и охрана территории стаи.

Обратите внимание на то, как ведут себя люди одной национальности в чужом государстве: они создают всевозможные землячества, диаспоры и союзы. Это вам ничего не напоминает?

И еще два примера из жизни человеческой и животной стай.

Знаете ли вы о том, что… оказавшись на территории чужой стаи, крыса мгновенно умирает от разрыва сердца? Таким образом милосердная природа избавляет ее от неизбежной и страшной смерти от зубов сородичей.

… В течение тысячелетий еврейский народ подвергался ужасным гонениям, а антисемитизм и сегодня широко распространен практически во всем мире. В чем причина? Не в том ли, что евреи как стая были лишены своей территории?

Одной из специфических человеческих стай являются собаководы, они же «собачники».

Решив завести азиатскую/кавказскую овчарку, вы вольно или невольно становитесь членом этой стаи. Теперь вам станут близки и понятны проблемы, о существовании которых еще вчера вы и понятия не имели. Очень скоро вы поймете, что проблемы эти одинаковы для всех ваших новых знакомых и друзей. И рано или поздно, но вы обязательно почувствуете единение с ними. Если же, не дай Бог, вы станете участником какого-нибудь конфликта, связанного с собаками, то наверняка выступите уже в роли защитника интересов своей стаи. Так или примерно так происходит становление человека-собачника.

С очень большой вероятностью я могу предположить, что отныне вас начнут раздражать «спортсмены», любящие побегать трусцой исключительно в местах выгула собак. Вы станете иначе относиться к дворнику, делающему вам замечания, и к людям, то советующим надеть на собаку намордник, то высказывающим свое недовольство, дескать, людям кушать нечего, а тут «собак позаводили». Вас станут раздражать люди, не любящие собак, потому что вы начнете считать это не вполне нормальным. И если вы случайно станете свидетелем того, как «живодеры» умерщвляют бездомных собак, то вполне вероятно, что вы испытаете приступ такой жгучей ненависти, что сами испугаетесь.

И однажды вы обязательно задумаетесь над теми переменами, которые в вас произошли, и поймете, что вы стали считаться с законом собачьей стаи, то есть Закон этот стал вам понятен. Но это только внешняя часть проблемы. Чтобы ваша собственная собака не доставляла вам огорчений, вам предстоит создать новую «стаю», с новым Законом. И самое сложное здесь то, что каждый раз это предстоит делать заново, каждая новая человеческо-собачья стая начинает свое «законотворчество», что называется, с нуля. И я здесь могу помочь только советом. Все остальное зависит только от вас.

Итак, дорогие читатели, вы стоите на пороге важнейшего события в вашей жизни. Сейчас вы начнете меняться, начнет меняться ваш быт и образ жизни, и, самое главное, изменится ваша семья. На ваших глазах она превратится в «стаю-семью».

Но не бойтесь, я буду рядом с вами.

«СОБАКОЛЮДИ» ИЛИ «ЧЕЛОВЕКОПСЫ»?

Русская православная церковь считает, что собаке не место в доме. Мусульмане считают собаку грязны животным. О чем это свидетельствует? Неужели люди в компетенции которых находятся человеческие души, не понимают, как собаки эти самые души лечат? Вероятно, консерватизм, помноженный на чисто человеческий эгоцентризм.

Да и Церковь ведь тоже могла ошибаться, верной Иначе не извинялся бы Папа Римский перед народами за преступления Католической церкви перед ними… Наверное, в этом вопросе у каждого своя правда. Д так и должно быть.

Но коль уж вы приняли решение завести собаку, то для вас наступило время действовать, а не философствовать. За исключением тех случаев, когда вы решили просто посадить собаку «на цепку». Здесь ваши мозги напряжения не испытают и будут себе сладко дремать и дальше.

Если же вы хотите жить вместе с волкодавом, то вам предстоит сложный и увлекательнейший процесс соотнесения человеческого и собачьего «законодательств» и обеспечения их бесконфликтного сосуществования.

Задача, доложу я вам, еще та! Но вы ведь сами этого захотели, верно?

Мне кажется, что по своему отношению к собаке все люди делятся на четыре категории, то есть на тех кто:

1) не любит собак и не живет вместе с ними;

2) не любит собак, но живет с ними (нужны в хозяйстве);

3) любит собак, но не живет вместе с ними (нет возможности);

4) любит собак и живет вместе с ними (активные или собачники).

Выразив свое понимание позиции первых (уважая их как противников — членов другой «стаи»), свое презрение — вторым и сочувствие — третьим, я подробно коснусь только четвертых. Именно они являются нашими с вами «состайниками».

Вот они-то, собачники, как раз и делятся на «собаколюдей» и «человекопсов». Не подумайте, что это просто «фигура речи». При похожести названий эти группы собаководов исповедуют принципиально различные этологические подходы в построении своих взаимоотношений с собственной (да и с чужой тоже!) собакой.

«Собаколюди» пытаются понять собаку. Для этого, прочитав всю доступную им литературу, они стараются в каждой сложной ситуации поставить себя на место собаки, сами становятся как бы «немного собакой».

«Человекопсы» просто боготворят собаку; они стараются понять ее, перенося на нее свои сугубо человеческие понятия, мотивы и оценки. И действительно, собаку легче понять, если убедить себя в том, что она точно такая же, как ты сам. Для этого ни читать, ни думать особо не надо.

Нужно ли говорить, что мне верной представляется позиция «собаколюдей»? Более того, я очень надеюсь, что сам принадлежу именно к ним. Я уверен — с кавказцами и азиатами нормально жить могут только они…

Боюсь, что позиция «человекопсов» изначально запрограммирована на ошибки, могущие привести к серьезным последствиям. Хотя их отношение к своим любимцам мне очень понятно и, конечно, вызывает, чисто по-человечески, уважение.

Позволю себе привести лишь несколько наиболее характерных примеров.

Мой клиент, человек с университетским образованием, абсолютно серьезно поведал мне следующую историю.

Как-то раз они с друзьями поехали отдохнуть на один из днепровских островов, прихватив с собой несколько ящиков баночного пива и мяса для шашлыка. Уже приехав на место, они увидели, что случайно забыли в машине шампуры, и значит, кому-то придется на лодке за ними возвращаться. Ехать вы пал жребий хозяину лайки, он и поехал.

Но друзья его не дождались — принялись за пиво намного раньше. Одним словом, когда хозяин лайки вернулся, пиво уже закончилось. Несдержанные друзья стали извиняться (получи лось действительно некрасиво), и здесь из кустов вышла лайка, причем в зубах она держала… правильно — банку пива! На мое замечание: «Хорошая байка!» — рассказчик обиделся. Он искре» не верил в правдивость этой истории, и никакие доводы и аргументы не могли убедить его в обратном.

Выходит так, что лайка как минимум:

1) знакома с арифметикой;

2) обладает даром предвидения (знает, что хозяин вернется настолько поздно, что пива ему не хватит);

3) беспокоится о здоровье хозяина (прячет всей лишь одну банку) и т. д.

Способны ли собаки на такие действия? Конечно нет. Это всего лишь пример того, как человек перенес свои черты на собаку. На самом деле собаке эта ситуация видится просто: никто из членов стаи от пищи-добычи не уходит. Да и может ли в глазах собаки жестянка с пивом являться пищей-добычей?

Второй случай уже не так безобиден и очень четко иллюстрирует подход к проблеме взаимоотношений с собакой «человекопсами».

1993 год, дрессировочная площадка «Республиканский стадион» в Киеве. Среди участников группы — очень крупный кобель, ротвейлер двух лет отроду, и его хозяйка, 40-летняя ж< шина с очень тихим голосом и не очень хорошим зрением.

К сожалению, изменить стиль их общения так и не удалось, что закончилось для хозяйки сломанным предплечьем (вследствие укуса).

А стиль был следующий.

Хозяйка (тихим голосом): Сядь.

Ротвейлер недовольно «рыкает».

Хозяйка (так же): Ну сядь, что тебе стоит.

Ротвейлер рычит.

Хозяйка (не изменяя интонации и тембра): Ну посмотри, все собачки уже давно сели, а ты… Не стыдно тебе? Ну сядь, сядь. Ну что тебе стоит, а? А я тебе дома колбаски дам. Ну, смотри, какие все собачки послушные, один ты не хочешь слушаться. (И дальше все в таком же духе.).

Вероятно, хозяйка была искренне убеждена, что ее уговоры собака понимает дословно. Рывок поводком или подзатыльник она считала по меньшей мере садизмом, а строгий ошейник — орудием пыток, доставшимся нам от инквизиции. Ротвейлер же вел себя именно так, как и должен был себя вести.

Задайте себе вопрос — правильно ли это? Если это демонстрация самому себе собственной доброты, то просто преступно по отношению к собаке.

Иногда начинающих собаководов вводит в заблуждение стиль общения «собаколюдей» со своими собаками. Да, взрослая собака понимает своего вожака с полуслова и полувзгляда. Как правило, произносится (негромко и спокойно) только кличка собаки. Новичков это впечатляет. Но дело тут вовсе не в том, что собака воспринимает вербальное значение обращенных к ней слов. Просто ее отношения с вожаком были построены на доступных и привычных ей Законах стаи, а проведенные вместе годы научили по мимике, жестам и тону вожака (иногда подкрепляемых незаметным жестом) «угадывать», что именно требует он в том или ином случае. Оговорюсь сразу — исключительно в спокойной обстановке; при возникновении экстремальных ситуаций стиль общения мгновенно меняется.

«Помогают» прийти к «человекопсовству» и всяческие кинофильмы и телепередачи. Здесь человек обычный монтаж принимает за чистую монету, в другом случае — непрофессионализм ведущих, не видящих примитивное трюкачество, но ищущих сенсацию, приводит к обману (иногда- невольно, иногда — умышленно).

В 2000 году в программе «Ноев Ковчег плывет» был показан сюжет следующего содержания: дворняжка (владелец назвал ее «боксером финских линий») умела совершать арифметические действия любой сложности. Например, «в уме» извлекала квадратный корень. Ведущая испытывала просто мистический ужас пополам с восторгом, неискушенный зритель был потрясен. Это и понятно — для части аудитории слова «квадратный корень» мгновенно поставили программу на уровень научных, а тут еще собачка отвечала на вопросы, на которые сам зритель затруднялся ответить даже при наличии калькулятора.

И рождается «Великая Загадка»!

На самом же деле любой дрессировщик научит этому трюку подходящую собаку минут за 20–30, был бы темперамент да (как следствие) желание «тявкать». Например, хозяин прикрывает на мгновение веки, и собачка начинает лаять, а прекратить лай может только повторное прикрытие век или полное физическое истощение собаки. Вот и весь фокус. Главное тут — самому знать ответ да со счета не сбиться. Причем это всего лишь один из вариантов.

Точно так же можно научить добрых до идиотизма собак кусать человека, привязывая к любой части тела любимую игрушку, а затем прикрывать ее одеждой. Да мало ли! Лично меня больше всего поразил рассказ одного собачника, всерьез утверждавшего, что собаку его знакомого научили бросаться на человека… по фотографии! Надеюсь, комментарии здесь излишни.

Итак, резюме. Если вы любите собаку-не очеловечивайте ее сверх меры. Здоровая доля антропоморфизма, конечно, не повредит (особенно в случае болезни собаки), но палку перегибать нельзя!

Иначе окажетесь в числе «человекопсов». А они — прекрасные люди, но плохие собаководы.

Ваша цель — «собаколюди».

ВЫ СОЗДАЕТЕ «СЕМЬЮ-СТАЮ»

Итак, несмотря ни на что, вы решили стать собачником. Причем не просто собачником, а кавказистом или азиатчиком. Поздравляю. В вашей жизни начинается совершенно новый этап. Казавшиеся еще недавно незыблемыми истины будут наверняка пересмотрены, укоренившиеся привычки изменятся. Если, конечно, вы не собираетесь просто посадить собаку на цепь или попросту не замечать ее, выводя на 10 минут на «прогулку» дважды в день.

Вам предстоит интереснейшая задача — адаптировать в семье представителя совершенно иного вида, который склонен считать себя таким же, как вы, и, стало быть, распространяющий на вас свои Законы. Вы же неизбежно будете применять к нему свои. Вот вам и повод для конфликта.

Моя задача — помочь вам в решении этой проблемы, насколько это возможно, ведь очень скоро вы поймете, что никакие книги и советы не смогут полностью заменить опыта и умений, которые придут к вам лишь с течением времени.

Но от самых основных ошибок попробуем подстраховаться. Некоторые моменты я уже упомянул:

1) с небольшими оговорками, но иерархическая структура в вашей «семье-стае» будет линейной, и недооценивать это обстоятельство никак нельзя;

2) ваше единственно возможное место в этой «семье-стае» — место вожака, оберегающего беспрекословное подчинение «Закону стаи»;

3) было бы ошибкой встать на позиции «человекопсов», как бы морально привлекательно они ни выглядели.

Теперь давайте попробуем представить себе, кем же считают нас наши собаки. Этот вопрос не так прост, как может показаться. Более того, боюсь, современная наука этология однозначно на этот вопрос ответить не может. Принципиально существуют всего лишь две возможности: собаки могут считать нас собаками или кем-то другим.

Могут ли собаки отождествлять нас с собой? В чем-то, безусловно, да. Но все же остаются очень серьезные аргументы, не позволяющие считать это утверждение истинным.

Могут ли собаки не замечать наших с ними различий, ведь мы иначе двигаемся (собак настоящих они ведь выделяют визуально сразу же!), не метим территорию, не едим вместе с ними их пищу, уступаем им половых партнеров (несмотря на то, что являемся в большинстве случаев вожаками)? Со сменой времени года наш внешний вид странным образом изменяется.

Почему, в конце концов, кобели никогда не воспринимают женщин даже как гипотетических половых партнеров?

Есть и более тонкие наблюдения. Те же кавказские овчарки в собачьих поединках никогда не стремятся (по указанным в начале книги причинам) убить или покалечить противника, но на человека это правило не распространяется. Иными словами, для кавказской овчарки чужой человек — враг, которого можно убивать, то есть он не является собакой (представителем того же вида, что и кавказец). Любопытно, не правда ли?

Но факт отсутствия другой стаи, применение к нам, людям, собачьих «понятий» (перемечание деревьев после хозяина, вылизывание лица и т. д.) свидетельствуют о том, что все-таки в чем-то мы — собаки для наших любимцев. Получается, что мы с вами, дорогие читатели, собаки, но какие-то странные, не совсем обычные в собачьем восприятии. Это, кстати говоря, осложняет для нас решение задачи — занять место вожака. И здесь нам необходимо использовать свою необычность, то есть убедить кавказскую овчарку в своей исключительности, что ли, не дать понять нашу (с точки зрения собаки) ущербность.

Запомните! Ущербный, неполноценный по собачьем законам не может быть вожаком! Это аксиома.

ИНФАНТИЛИЗМ КАК РЕГУЛЯТОР ОТНОШЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОВЧАРОК В СТАЕ

Инфантилизм — «затянувшееся детство» — привычно воспринимается нами как нечто отрицательное. И действительно, в отношении представителей вида «человек разумный» это утверждение вполне справедливо: такой человек в обществе несуразен, а иногда и опасен. Искаженное восприятие действительности, полнейшее отсутствие чувства ответственности, неспособность отвечал за свои поступки — таковы основные характеристики человеческого инфантилизма.

Однако с представителями вида «собака домашняя» лишенных моральных и этических оценок, свойственных людям, и движимых исключительно целесообразностью и необходимостью тех или иных форм поведения, подобная категоричность в оценке будет ошибочна.

Наблюдение за кавказскими и азиатскими овчарками, живущими в семьях и содержащимися в питомниках, позволили автору сделать некоторые выводы которые, надеюсь, могут показаться любопытными владельцам собак этих пород. Замечу сразу, что не следует путать инфантилизм и ошибочное восприятие человеком кавказской овчарки и ее поведения по причине размеров и «свирепости».

Во втором случае речь идет о том, что, введенный заблуждение физическими возможностями 8-10-месячного кавказца, даже сам владелец иногда склонен вое принимать такого щенка более взрослым, чем он есть на самом деле, а его поведение (соответствующее его развитию, то есть абсолютно нормальное!) характеризовать как инфантильное.

Общеизвестно, что среднеазиатские (САО) и кавказские (КО) овчарки — собаки позднего развития имеющие значительную (по сравнению с другими по родами) продолжительность жизни. До трехлетнего возраста большая часть поголовья этих овчарок в той ил1 иной степени сохраняет в своем поведении «щенячесть», завершая психическое формирование (взрослея) к трех четырехлетнему возрасту.

Нас же интересуют проявление инфантилизма у взрослых особей волкодавов, как способа построения внутристайных отношений, и практическая польза, которую мы можем извлечь, поняв этот механизм.

Кому не известно утверждение о том, что «собаки до самой смерти остаются детьми»? И хотя подтверждается оно лишь частично, люди склонны к обобщениям и в силу этого обстоятельства распространяют его на всех без исключения собак. На самом же деле все сложнее. А нас интересуют те случаи, когда КО/САО прибегают к такой своеобразной мимикрии.

Приведем несколько примеров.

Взрослый кобель кавказской овчарки находится в окружении щенков. Невозможно без улыбки наблюдать за его поведением: сама серьезность, солидность, «взрослость» и легкое недовольство теми неудобствами, которые создают щенки. Но вот появляется вожак-хозяин. Охарактеризовать происшедшую перемену можно очень просто — одним щенком стало больше.

Очевиднее такая перемена в ситуации, когда кавказец выполняет охранные функции («работает с чужим»), а затем неожиданно появляется вожак-хозяин. Переход от дикой злобы к безудержной радости мгновенен. Но это не просто радость! Поведение в это мгновение утрированно инфантильно: взрослый кобель валится на спину, подставляя живот, или тыкается головой в вожака, совершая корпусом и хвостом движения с максимальной амплитудой.

Еще более показательный пример-реакция на воздействие со стороны вожака. Взрослый кобель, способный молча переносить ужасную боль во время поединка с человеком или теста с соплеменником. может «вскрикнуть», если хозяин-вожак нечаянно наступит ему на лапу или накажет, слегка хлопнув ладонью по крупу.

Есть ли какое-то несоответствие, или даже ненормальность, в таком поведении кобеля кавказской овчарки? Конечно, нет! Скорее наоборот. Известный московский специалист Александр Власенко отмечал «повышенные» театральные способности азиатских и кавказских овчарок, совершенно (на мой взгляд) справедливо объясняя их сильнейшим фактором — необходимостью выжить в стае.

Действительно, щенок или подросток, не владеющий необходимым языком — не умеющий быстро и максимально понятно продемонстрировать свое подчинение, — обречен. Взрослые, сильные, стоящие выше на иерархической лестнице кобели будут увеличивать давление на него до тех пор, пока он не согласится со своим поражением. Иными словами, выживет он вряд ли…

Замечена и еще одна особенность КО — они почти никогда не лижут владельца в лицо, а лишь тыкаются носом. Вероятно, это объясняется тем, что взрослой собаке «неудобно» проявлять свои чувства таким щенячьим способом. Общеизвестно, что такое вылизывание |лица означает всего лишь просьбу поделиться съеденной пищей: обычная стимуляция отрыгивания части добычи и, таким образом, подкормка легкоусвояемой пищей щенка.

Но, как видим, в случае с болевыми воздействиями со стороны вожака и при исполнении ритуала приветствия взрослые кобели не ограничивают себя в проявлении щенячьих черт поведения, то есть демонстрируют инфантильность во взаимоотношениях с вожаком-хозяином.

Как следует относиться к этим проявлениям? Очевидно, приветствовать. Во всяком случае проявление инфантилизма по отношению к вожаку — начинающему собаководу — может служить гарантией его безопасности, что, согласитесь, немаловажно. Инфантилизм по отношению к членам стаи свидетельствует всего лишь о том, что собака безропотно занимает подчиненное место в стае, а не о слабости нервной системы или излишней жестокости владельца.

К сожалению, иногда приходится сталкиваться с прямо противоположным вариантом поведения: тиран в семье при столкновении с первым же противником (не важно — человеком или собакой) всячески подчеркивает свое подчиненное положение — вплоть до непроизвольного опорожнения мочевого пузыря. Слава Богу, такой стиль поведения кавказским овчаркам не присущ.

Однако порой встречаются ситуации, когда неопытные собаководы понять поведения своей собаки не могут. Рассмотрим один наиболее показательный пример.

Владелец собаки подвергается нападению уличного хулигана. Для решения этого конфликта со стороны собаки требуется всего-навсего рыкнуть, но она просто стоит и никак не реагирует на происходящее! Было бы понятно, если бы собака испугалась, но этого нет и в помине! Собака стоит безучастно — и все…

Владелец в недоумении, а между тем все достаточно просто: мы имеем в данном случае проявление инфантилизма как следствие «неправильного» контакта с КО. Часто это излишне авторитарный способ общения со своей собакой — она теперь просто не смеет предпринимать что-то в присутствии вожака. В подобной ситуации собака подчас считает себя щенком, и тогда подавайте сколько угодно команд на поражение — вероятнее всего, КО их проигнорирует.

Мне могут возразить, что все дело тут в чужой территории, дескать, собаки пород КО и САО слишком территориальны.

Я убежден, что это неверно и слишком надуманно. Готов согласиться, что если человек ведет себя индифферентно, то на «чужой» территории КО и САО будет вести себя спокойно.

Но не в случае, когда владельцу угрожает опасность! Иначе мы вынуждены будем признать, что отары овец на Кавказе выпасаются исключительно возле жилища чабана.

Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного?

1. Проявление инфантилизма со стороны КО и САО (особенно кобелей) по отношению к владельцу свидетельствует всего лишь о том, что последний занял в «стае» место вожака. Эти проявления свидетельствуют также о том, что собака не будет претендовать на главенство в стае, а значит, конфликты исключены.

2. Излишне авторитарный способ общения с КО и САО, подавляющий ее инициативу и лишающий ее самостоятельности, гасит в собаке ее врожденные охранно-защитные склонности. В результате собака может вести себя неадекватно в экстремальных ситуациях.

3. Чувство меры, справедливость во взаимоотношениях, умение дозировать предъявляемые к собаке требования и применяемое наказание вместе с пониманием того, что именно движет собакой в той или иной ситуации, позволяют воспитать из КО и САО надежного охранника и настоящего «состайника».

Теперь, помня об основных принципах построения стаи, давайте поближе познакомимся с теми, с кем вам нужно будет ее создавать, — с уникальными собаками, имя которым кавказские и азиатские овчарки.

Глава 2. КАВКАЗСКАЯ И СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

КАВКАЗСКАЯ ОВЧАРКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Познакомившись с основными теориями происхождения собак, мы можем попытаться проследить пути возникновения одной породы — кавказских чабанских собак, или волкодавов, получивших официальное название «овчарок».

Единственным оправданным гипотетическим предком кавказского волкодава может быть тибетский дог, которого нельзя ни в коем случае путать с современным, так называемым «тибетским мастифом» — английской «реконструкцией» древней собаки. Дело в том, что любая реконструкция (воссоздание), какой бы научной она ни была, всегда будет гипотетической. Поэтому, отдавая дань уважения английским селекционерам, заметим, что в этом случае любые аналогии неуместны.

Подарок китайскому императору — травильный тибетский дог — упоминается еще в 1121 г. до н. э. Эти собаки, претерпевая закономерные, но не принципиальные изменения, через некоторое время распространились в Монголии и других азиатских регионах. Древние пастушьи и одновременно охранные собаки оказались в Греции и Риме, оттуда вместе с войсками и торговыми караванами распространились по всему европейскому континенту. Вероятно, в этой миграции особую роль играл Дербентский проход, находящийся на территории современного Дагестана.

С этого момента и начинается история кавказского волкодава, следовательно, порода насчитывает никак не меньше двух с половиной тысячелетий.

Исторические, социальные и географические особенности этого региона, являющегося своеобразным евразийским перекрестком, формируют уникальную породу собак, оптимально видоизмененную и приспособленную к местным условиям, в последствии получившую название «кавказская овчарка».

Здесь и разошлись пути наших кавказцев и азиатов. Они оказались в роли родных братьев, которых разлучили, а затем вырастили и воспитали в разных условиях.

Сам по себе Кавказ — регион очень сложный и интересный. Он никогда не был изолирован так, как азиатские территории, но был разобщен и изолирован, если можно так выразиться, внутри себя. В изолированных высокогорных районах и селениях очень ценились чуткие, агрессивные, мощные охранно-защитные собаки, выполняющие и функции пастухов — сторожей стад. Ведь скотоводство (прежде всего овцеводство) и по сей день имеет большое значение на Кавказе. Таким образом, сохраняя необходимые физические параметры, эти собаки ориентировались на двух главных врагов — волка, как самого распространенного хищника, и пришлого человека — чужака. Точно такие же собаки нужны были ив городах-государствах, городах-крепостях, самым известным из которых является Урарту. Так и появилась основная психическая характеристика кавказских волкодавов — злобность и нелюбовь к чужакам как некая этологическая общность. С тех пор и возникла совершенно уникальная «философия» этих собак — деление мира не по принципу «хороший- плохой», а по принципу «свой (хороший) — чужой (плохой)», сделавшая их непревзойденными охранниками, не имеющими аналогов в мировой кинологии.

Во время длительных переходов со стадами кавказцы оставались предельно изолированными, общаясь лишь с чабаном-вожаком. Вероятно, именно в этом обстоятельстве следует искать корни беспрецедентной верности кавказцев, и поныне пользующихся заслуженной репутацией «собак одного хозяина». Занимаясь по роду своей деятельности обучением собак на домашнем пансионе, когда она живет у дрессировщика, я могу засвидетельствовать: только эти собаки действительно тяжело переживают самую кратковременную разлуку с хозяином, каким бы «плохим» он ни был! Даже азиат воспринимает это обстоятельство спокойнее. По этой причине я, как и многие мои единомышленники, отказался от практики пансионов для КО, исключением могут быть лишь «питомниковские» собаки, фактически не имеющие хозяина.

В то же время климатические условия делали кавказцев допустимо вариабельными, что закреплялось изолированностью селений вплоть до середины XX века. Так появились типы кавказских овчарок, исчезнувшие с развитием транспорта и коммуникаций. Нам же природа продемонстрировала прекрасный пример того, как тесный инбридинг в сочетании с жесточайшим естественным отбором и работой может дать гениальный результат, воспроизвести который в современных условиях не представляется возможным.

Возникновению различий внутри породы способствовали различия климатические, мы уже упоминали об этом. Как же это происходило на практике? Согласно законам — не более того. В условиях высокогорья воздух более разрежен, чем на равнинах. Следовательно, чтобы обогатить кислородом организм, необходимо было максимально увеличить объем легких и, стало быть, объем грудной клетки. В то же время основное требование горных троп к живому организму — устойчивость. Отсюда более короткие рычаги передних и задних конечностей. В свою очередь, холодный горный воздух провоцировал собаку хорошо «одеваться». Наверное, так и сформировался тип горных кавказцев: очень мощные, приземистые, коренастые, длинношерстные собаки, смотрящиеся чуть растянутыми.

В предгорьях необходимости в такой адаптации не было, но высоконогость строго регламентировалась возможностью вести поединок с волком. Появлялись собаки более компактные и стройные, с несколько укороченным шерстным покровом.

Хочется сразу оговориться: не следует современных нетипичных собак оправдывать так называемым «степным» типом — плохое разведение не может иметь оправдания! Узкогрудых, вздернутых на ногах, «голых», прилобистых с вздернутыми носами («дельфинов») необходимо исключать из разведения, продолжая любить как членов «стаи-семьи».

Среда, в которой происходило формирование породы, создала в лице кавказца пре любопытнейший этологический феномен. Условия тяжелейших суточных переходов за овцами выработали у этих собак своеобразный режим «экономии энергии». Суровая жизнь и не слишком обильное питание вынудили кавказца любую остановку использовать для отдыха.

Современные КО свято соблюдают этот закон: до определенного момента при любом содержании они неторопливы, не любят суеты и беготни (вспомните характерные для кавказского волкодава аллюры!), предпочитают полежать в максимально выгодном положении. Кстати говоря, это делает их очень удобными при квартирном содержании (заметим — не лучшем для КО), поскольку эти огромные собаки практически не заметны на самой ограниченной жилплощади.

И здесь природа преподносит человеку еще один, весьма болезненный для его самолюбия урок — ей удается создать большую собаку, которая мало ест и пьет, в характере которой удивительным образом сочетаются черты поведения сенбернара и добермана! Я имею в виду легендарный взрывной характер волкодавов, умеющих из лежачего положения (максимальная расслабленность) провести молниеносную атаку, смертоносную для врага, даже не успевшего ее проследить, с мгновенным переходом в состояние полного спокойствия! Что же это, как не предельная уравновешенность протекания нервных процессов?

Вплоть до 30-х годов XX столетия кавказские волкодавы культивировались методами народной селекции и не подвергались до 70-80-х годов целенаправленным изменениям со стороны селекционеров-кинологов, что и спасло породу от так называемой социализации, то есть не сделало из нее «прислугу». Так мы получили счастливую возможность узнать этих собак, не имеющих аналогов в мире.

Мне хотелось бы отметить два важнейших обстоятельства, наложивших свой отпечаток на современных кавказцев. Очень часто, говоря об исчезновении «типов» кавказцев, мы подразумеваем только экстерьер. И хотя реально различия сохраняются, даже видоизменившись (достаточно сравнить экстерьер российского и украинского поголовья кавказцев), нельзя упускать из виду то обстоятельство, что кавказцы разнятся еще и по этологическим особенностям.

Во всяком случае, невозможно не признать существования совершенно обособленных линий кавказцев. Одну из них (в Киеве, например, это линия Старого Кяфра) при общей злобности отличает дружелюбное отношение к собакам! И это легко объяснимо: их «генная память» не включает инстинкт агрессии на подобных себе. Вот и уходят они раз за разом из тестовых поединков, высоко задрав хвост, ввергая «специалистов» в недоумение.

Другая проблема — «кавказистые» азиаты и «азиатистые» кавказцы. Мы еще коснемся так называемой иранской переходной породной группы — собак, живущих на границе ареалов обитания КО и САО. Это собаки, о которых невозможно сказать — кавказец это или азиат.

Но есть еще одна грань сосуществования этих пород. Представьте себе далеко не выдуманную ситуацию: привозят с Кавказа настоящую аборигенную собаку. По документам она КО, по характеру — тоже, а по экстерьеру — чистейший азиат. Кстати говоря, обратная ситуация (по документам — азиат, на самом деле — кавказец) встречается значительно реже, и, как правило, здесь мы имеем дело с банальным мошенничеством. Но, возвращаясь к первому случаю, мне хотелось бы отметить одно политическое обстоятельство, вмешавшееся в историю кавказской овчарки. Упоминание о нем есть в книге «Кавказская овчарка» О. Красновской, Н. Пшеничниковой и др. (М., 1998). Я имею в виду репрессии 1930-1940-х гг. против ряда кавказских народов и их переселение в азиатский район. Естественно, что брать с собой собак они не могли, зато наверняка везли назад после войны собак-азиатов. Понятно, что на Кавказе они метизировались с местным поголовьем КО, и результаты этого мы можем наблюдать еще и сегодня.

Не могут пройти бесследно и селекционные потуги некоторых «бойчатников», бессовестно заливающих в кавказца кровь догов, тоса-ину и даже питов! Таких собак часто приходится видеть на тестовых турнирах. Хочется напомнить, что в результате получается не новая «бойцовая» порода, а «выродки», дающие дегенератов уже во втором-третьем колене потомков.

СЛАВЯНСКИЙ СЛЕД

Если после прочтения предыдущей главы у вас, уважаемые читатели, возникло чувство, что в вопросе возникновения кавказских овчарок все ясно, я постараюсь вас разочаровать.

С кавказской овчаркой связано очень много парадоксов, и я предлагаю взглянуть на историю возникновения и формирования породы под необычным углом зрения.

В последнее время сразу несколько авторов вполне заслуженно «прошлись» и по надоевшему всем «тибетскому догу», и по несоответствию названия «овчарка» в варианте принадлежности ко II группе FCI, и по многим другим вопросам, связанным с происхождением кавказской овчарки. Как тут не вспомнить высказывание уважаемых Мычко и Беленького: «… получается, что походы Александра Македонского имели главной целью экспорт-импорт собак по маршруту Европа — Азия». Как это верно подмечено!

По большому счету, тема «тибетского дога» уже полностью «выработана», тем более что любители разных пород видят в его облике что кому нужно: кто кавказца, кто ротвейлера, кто сенбернара.

Давайте попробуем все же определить основные позиции, не вызывающие никаких сомнений, от которых мы будем отталкиваться в дальнейшем:

1. Не только происхождение кавказской овчарки, но даже наша собственная история изобилует такими огромными «белыми пятнами», что порой трудно сказать, чего больше — пробелов или строчек.

Если в вопросе отечественной истории опираться на «Повесть временных лет», картина будет одной, а если на «Сказание о Словене и Русе» — то совершенно другой. Но в любом случае мы уверены, что русские, белорусы и украинцы являются по происхождению братскими народами… Для нас сейчас это важно на том основании, что мы будем рассматривать такой период истории, когда она была для них общей.

2. Кавказская овчарка возникла как порода в четко очерченном регионе между Черным и Каспийским морями. Не вызывает сомнения азиатское происхождение кавказца, на которое указывал Мазовер, но порода сформировалась именно в этом регионе.

3. Можно говорить о трех- и даже пятитысячелетней истории породы, но представляется справедливым утверждение, что подобный современному облик кавказские овчарки приобрели где-то на рубеже «до нашей эры» и «нашей эрой».

Чтобы это утверждение стало понятнее и объемнее, предлагаю вспомнить о том, что история немецкой овчарки насчитывает 100 лет. Теперь возьмите фото начала XX века и покажите не слишком осведомленному собаководу. Бьюсь об заклад, он не узнает в этой собаке немецкую овчарку. Надеюсь, уникальность кавказской овчарки теперь стала более понятна. И возможные нюансы в их облике в I веке н. э. тоже.

4. История породы насчитывает, строго говоря, всего два периода: дозаводской, или примитивный, и заводской. Последний длится всего лишь три десятилетия, а два предшествующих десятилетия были чем-то вроде переходных.

5. Покорение Кавказа относится к 1765 году. С тех пор прошло без малого 250 лет. Предлагаю эту цифру соотнести с историей той же немецкой овчарки.

6. СССР существовал до 1991 года.

Теперь, если вышеназванные факты не вызывают у вас внутреннего протеста, предлагаю провести любопытный эксперимент: наложить как кальку историю славян на выбранный нами период на рубеже эр — до и после Р. Х. Не будем считать это строго научным исследованием и отнесемся к нему с допустимой легкостью — авось и обнаружим что-нибудь! Что было тогда с нами и с кавказской овчаркой?

«Велесова книга» говорит, что предками славян были киммерийцы. Для себя отметим, что античные авторы выводили их название — «киберийцы» — из… имени Кербера (Цербера), хорошо известного каждому мало-мальски образованному человеку пса-охранника.

Дальше еще интересней: три тысячи лет, начиная с гомеровских времен, во всем мире нас величали скифами. В Несторовой летописи Русская Земля также зовется Великой Скуфью. Да что там говорить — почитайте Валерия Брюсова, Андрея Белого, Александра Блока или Сергея Есенина.

В. Н. Татищев подчеркивал русское происхождение наименования «скифы». У доктора философских наук Демина находим следующее объяснение: «В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносится как «скит/ф/ы». Второй слог в греческом написании слова «скифы» начинается с «теты», в русском озвучивании она произносится и как «ф», и как «т». (До XVIII в. слово «театр» звучало как «феатр»). До реформы русского алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква «фига», предназначенная для передачи заимствованных слов, включающих букву «тета». И слово «скифы» в дореволюционных изданиях писалось через «фигу».

«Скит» — чисто русский корень (скитаться). Следовательно, «скифы-скиты» дословно обозначает «скитальцы», «кочевники». А какой же кочевник без собаки? Внимание, мы уже вплотную приближаемся к интересующему нас времени! Помимо чисто славянской любви к пьянству (пожалуй, самое сильное доказательство — народные традиции), скифы известны тем, что через Кавказ они вторглись в Переднюю Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и дошли до Египта, лишь по причине пьянства не завоевав его. А пришли они (примерно 700 г. до н. э.) из Закаспия.

Теперь наложите названные географические ориентиры на «регион кавказской овчарки», очерченный нами вначале. Улавливаете? Могли ли разудалые кочевники, воины и скотоводы пройти мимо собак, столь точно соответствующих их «менталитету» и столь необходимых при таком образе жизни в их нехитром хозяйстве? Вряд ли!

А если еще добавить тот факт, что скифское племя саков обитало в Средней Азии? Напомню, еще 700 лет до Р. Х.!

Многим досталось от скифов. Вторгся Дарий на южные земли современной России и Украины — и еле ноги унес. Причем разгромили его войско наши предки исключительно методами партизанской войны. А пригодились ли бы в такой войне собаки, какими были тогда кавказцы? Отвечайте на этот вопрос сами, все равно ничего доказать нельзя. Но одно замечу: воин-кочевник был ленив на изобретения (да и то не всегда, но об этом чуть позже), но не использовать такое грозное (особенно по тем временам) оружие, как кавказец? Да ни за что не поверю! При таком-то совпадении характеров?!

Встречались скифы и с уже упоминавшимся Александром Македонским. Для нас в этой «встрече» интересно то, что произошла она в древнем городе Мараканде — современном Самарканде. Для тех, кто не уловил, напомню, что кавказскую овчарку называют «отечественная порода собак азиатского происхождения».

Чтобы закончить со скифами, напомню еще два факта из их, то есть нашей с вами, читатель, истории:

1) отличительной чертой скифской культуры является так называемый «звериный стиль»;

2) для европейцев скифы всегда ассоциировались с территориями, прилегающими к Черному морю (см. регион происхождения КО).

Что было дальше? А дальше были сарматы. А Сарматия — значит Россия (в широком смысле этого слова, не только Российская Федерация). Во всяком случае, на карте ученого-энциклопедиста II в. н. э. Клавдия Птолемея на месте современной России начертано — «Сарматия». Напоминаю, что сарматов называли еще савраматами и что корень «сар» не что иное, как «царь». Помимо всех характеристик, данных скифам, и все тех же территорий, у сарматов еще и женщины, воевали наравне с мужчинами. Ну а уж если и женщины воевали, то неужели они не использовали бы собак? Ведь кавказцы уже точно были — II в. н. э. все-таки!

Но есть тут еще один любопытный психологический момент: именно сарматы изобрели конницу «Закрытый панцирь» (сначала из распиленных лошадиных копыт, а затем и металлических «чешуек»). Всадник, вооруженный длинным копьем, наносил сокрушительный таранный удар по врагу. Ничего не напоминает? А ведь именно такая тактика ведения поединка априори свойственна кавказской овчарке!

Любопытно, что 18 веков спустя эта тактика нашла свое воплощение в украинской системе обучения «собака сопровождения», в которой очень высоко ценится умение наносить врагу таранные удары (в том числе в наморднике). Вот вам и исторические корни.

Для любознательных сообщу, что эти сарматские всадники именовались красивым, но трудно запоминаемым словом «катафорактарий».

Если вы еще не слишком устали, то позвольте предложить вам еще одно свидетельство славянского участия в создании породы «кавказская овчарка», на этот раз — еще более конкретное. Современный армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет изучавший общие корни происхождения русского и армянского народов, в своем итоговом труде «История России: Армянский след» (М., 1997) отмечает, что в Урарту (времена Ассирийской державы) правила целая династия царей с именем Руса, а бывший некоторое время столицей город назывался Русин. А в древнеармянской клинописи «рус» тоже означает «русый» в смысле «русоволосый». Айвазян отстаивает «араратскую концепцию» происхождения славян и армян и их совместное пребывание в Южном Закавказье. Просто армяне остались здесь навсегда, а славяне… впрочем, вы и сами об этом знаете.

Хотите еще пример? Пожалуйста!

Как известно из школьного курса истории, наши предки были порабощены готами. Но они не покорились, продолжая сражаться за свою свободу. Появление на нынешней российской территории гуннов усилило русское сопротивление германской оккупации. Уже внучатому племяннику Германариху-Винитарию пришлось вести войну на два фронта — против гуннов и против славян — русских племен антов.

Теперь внимание, читатель, нас ждет любопытнейший пример наложения славянской истории и истории Кавказа, а «вплести» сюда интересующих нас с вами собак и вовсе просто. Славяне-анты разгромили армию гота Винитария, но он хитростью пленил их князя Божа, его сыновей и старейшин племени, предав их всех мучительной казни. Все это — согласно хронике Иордана. В «Слове о полку Игореве» это роковое событие названо «время Бусова». Академики А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков и Д. С. Лихачев доказали, что Бож из хроники Иордана и Бус из «Слова…» — одно и то же лицо.

«К чему все это?» — спросите вы. Да к тому, что в 30 километрах от Пятигорска находится величайшая святыня Кавказа — курган Буса Белояра. Еще в XIX в. на нем можно было увидеть статую древнерусского князя, названного в «Велесовой книге» Бусом Белояром (сейчас статуя находится в запасниках Исторического музея в Москве). Эту статую подробно описал просветитель кабардинского народа И. Б. Ногмов (1794–1844) в своей книге «История адыхейского народа», вышедшей в Нальчике в 1847 г.

«Бусово время» относится к IV в. н. э. Кавказская овчарка уже точно была. Какое место занимала она в жизни и кавказских народов, и славян, живших на смежных территориях, мы никогда не узнаем точно, поскольку свидетельств не сохранилось. Но тот факт, что это было, сомнений не вызывает. Как влияли славяне на кавказскую овчарку, использовали ли они ее только в хозяйстве или же и в военных действиях — неизвестно. Здесь история оставляет неограниченные возможности для любых гипотез, которые лишь гипотезами и останутся…

При таком переплетении историй народов и отсутствии свидетельств мы уже никогда не определим вклад каждого из нас в создание уникальной породы собак — кавказских овчарок.

Историю породы (как и историю вообще!) нельзя, нарисовать в виде прямой линии, где все понятно и логически «вытекает одно из другого». История всегда больше похожа на лабиринт из детского журнала, где к цели ведет самый запутанный и сложный путь.

Казаки, всегда говорившие «по-русски», прочно связаны своим происхождением с Северным Кавказом и хорошо известными хазарами (хазар — козак — казак). В XVIII в. русский генерал А. И. Регельман записал на Дону народное предание, выводящее род казаков от слияния воедино черкесских (касоги), рокса-ланских (славяне) и казарских (хазары) племен.

В «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в. н. э.) находим описание и самих хазар, и рассказ об их присутствии на Кавказе.

Уже упоминавшиеся гунны, захватившие не только часть Азии, но и большую часть Европы, имели в своем составе племя савиров. Считается, что именно они дали название… Сибири. Задайте себе вопрос, какие собаки у них были!

Тюрко-язычные булгары в результате исторических коллизий и «путешествий» стали славянскими болгарами, имеющими уникальных каракачанских собак (болгарский горан), удивительно похожих на кавказскую овчарку! А язык болгар, отделенных от России и Украины не славяноязычными Румынией и Молдавией, оказался ближе к русскому и украинскому, чем язык граничащих с ними поляков и словаков. Это не я заметил, а доктор философских наук Валерий Никитич Демин.

Знаете вы и о событиях более близких во времени, когда с середины XVIII в. Кавказ был завоеван Российской империей? А кавказские собаки становились даже объектом и причиной специальных приказов.

И последнее. Заводская история кавказской овчарки неразрывно связана с работой русских, украинских и белорусских кинологов. О «Красной звезде» знают все. А 1988 год — село Ильинское- чем не историческая веха в истории породы?

Кстати, в книге В. В. Тян «На ринг вызываются…» (М., 1990) читаем: «сейчас порода в надежных руках, вниманием и заботой окружены эти собаки на Украине, где сосредоточено основное племенное ядро породы».

«Что из этого всего следует?» — спросите вы. «Одно замечание и целых два заявления», — отвечу я.

1. Официальный патрон породы «кавказская овчарка» — Россия, что само по себе является фактом признания славян как одних из создателей породы.

2. Дорогие коллеги из кавказских государств! Если вы прочтете эту статью, не думайте, что кто-то умаляет ваши заслуги! Упаси Бог! И в мыслях этого не было.

3. Дорогие кавказисты Украины и Беларуси, для которых эти собаки — любовь и смысл жизни!

Если вы по привычке назовете кавказца «отечественником» — не спешите краснеть, опускать стыдливо глаза и сбивчиво давать объяснения. Вы заслужили право так его называть. Будьте выше политических карт для общеобразовательных учреждений. История — вещь сложная, кавказец — порода сложная и загадочная. И все в них неоднозначно и даже спорно.

Надеюсь, мне удалось вас в этом убедить!

ХАРАКТЕРИСТИКА

Собака не для слабонервных, мало испорченная заводским разведением. Отмечена настолько выраженным охранным инстинктам, что охраняет решительно всегда, даже когда не надо.

Защищая, эта собака способна расправиться практически с любым противником. Безусловный лидер (и часто — инициатор) в любых собачьих драках. Слабого противника просто не замечает. Инстинкты сохранились в достаточно чистом виде; делит мир на «свое» и «чужое», фанатично дорожит Законом стаи. Предельно выражен инстинкт лидерства.