Те, кто внимательно вслушивался в песни Высоцкого, не могли не заметить одну их особенность: автора интересует буквально все, что происходит вокруг, он не ищет сюжеты и героев, тем более не «отбирает» их, следуя какому-то особому принципу. Его интересуют люди всех профессий, самые разные характеры, типы, возрасты, разные человеческие связи, разные «места действия».
И нет ничего удивительного, что однажды он взял да и написал веселую, остроумную поэму про школьников и забавные приключения двух приятелей. Одному из них он дал имя своего друга — Ивана Дыховичного, который тогда был артистом Театра на Таганке, а сегодня является известным кинорежиссером. Так и в песнях Высоцкий иногда называл своих героев какими-то известными именами — ради улыбки, которую очень любил в людях.
Знавшие Высоцкого близко помнят, как уважительно он относился к детям, к подросткам — разговаривал с ними, как со взрослыми, никого не поучал, а на фотографиях, которые у него просили подписать, часто писал: «Будь умным и добрым». Он действительно хотел одного — чтобы люди были умными и добрыми. Шутливая его поэма освещена тоже умом и добротой.
Рисунки К. ОРЛОВА.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА
И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО
— ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.
Глава 1
Что случилось с 5-м «А»? Как вам это нравится? Вера Павловна сама С ним не может справиться. От стены к доске летели Как снаряды «Фау-2» То тяжелые портфели, То обидные слова. Бой кипел, и в тайных целях Кто-то партой дверь припер, Но и драка на портфелях Не решила этот спор. Раз такая кутерьма — Ожидай не то еще! Что ж случилось с 5-м «А»? Почему побоище? Догадалась чья-то мама, Мамы вечно начеку: — Это проигрыш «Динамо» В первом круге «Спартаку». — Нет,— сказал отец Олега,— Спорят там наверняка, Кто допрыгнет без разбега До дверного косяка. И послали в поздний час, В половине пятого, Разобраться в этот класс Пионервожатого. Пионервожатый Юра Крик услышал со двора: — Всех главней литература!— А в ответ неслось: — Ура-а-а! Но сейчас же крикнул кто-то Из раскрытого окна: — В век космических полетов Только техника нужна! И решил вожатый вмиг: — Сам был в пятом классе я, Все понятно — там у них Просто разногласия. Первый голос был обычный — И не резок, и не груб — Это Ваня Дыховичный, Всем известный книголюб. Но и голоса второго Трудно было не узнать: Только Витьке Кораблеву Мог такой принадлежать. Ну, теперь для пап и мам Все яснее ясного: Не случилось в пятом «А» Ничего ужасного. Ваня необыкновенный, Ну, такой рассказчик был — Что порой на перемены Целый класс не выходил. Языки болтали злые, Что он слишком толстый... Пусть! Но зато стихи любые Ваня шпарил наизусть. Про Мадрид и про Алтай, Про отважных конников — И полкласса, почитай, Ваниных поклонников. Ну, и Витька тоже в массе Заимел авторитет: Сделал Витька в третьем классе Гидропневмопистолет! Испытанье за рекою Он устроил для ребят — Пистолет стрелял водою Метров на сто пятьдесят! И по всем дворам вокруг, Всем дружкам-приятелям Было лестно, что их друг Стал изобретателем. Если Витьке оба глаза Толстым шарфом завязать, Он на ощупь может сразу Два транзистора собрать. Сконструировал подъемник В сорок лошадиных сил, И вмонтировал приемник В холодильник марки «ЗИЛ». Месяц что-то мастерил Из кастрюль и провода, И однажды подарил Витька школе робота. -Что-то Витька в нем напутал — Всем законам вопреки Робот раньше на минуту На урок давал звонки. Он еще скользил по полу И врывался к Витьке в класс. Деда Витькиного в школу Вызывали много раз. — С Витькой мне не совладать — У него наследственность. На него должна влиять Школьная общественность. Не кончал я академий, Вы решайте,— дед сказал, Кстати, дед и сам все время Что-то там изобретал.
Глава 2
И устроили собранье. Стали думать и гадать: Как на Витьку и на Ваню Целым классом повлиять? У историка ходил Ваня в званьи лучшей, В математике он был В роли отстающего. Он знаток литературы — Тут четверки — ни одной. На уроках физкультуры Притворялся, что больной. А на всех соревнованьях: — Кораблев — вот это да! Ну, а Дыховичный Ваня Был болельщиком всегда. Витька ж книжек не читал, Знал стихи отрывками, Запинался и писал С грубыми ошибками. А однажды на уроке Сказанул такое он!.. Будто во Владивостоке Протекает Волга-Дон. Путал даты он несносно. Сам учитель хохотал. Но зато молниеносно Он делил и умножал. Шло собранье — шум и гам, Каждый хорохорился. Разделились пополам — Так удобней ссориться. И девчонки там и тут Разделились поровну, И поддерживают ту И другую сторону. Раньше в девичьем народе Наступал быстрее мир: Тот, кто в классе верховодил, Тот и был у них кумир. А сейчас — два фланга бьются — Два пути — куда свернуть? Два великих полководца, Два вождя — к кому примкнуть? В общем, страсти накалились, Все решалось впопыхах, И подруги очутились Во враждебных лагерях. Эти — хором: — Физкультура! Но не сбить им тех никак. Те кричат: — Литература! Эти снова: — Техника! Ванька слаб, а Витька ловкий Сам он робота собрал! — А Титов на тренировки Пушкина с собою брал! Им бы так не удалось Спор решить неделями. Все собрание дралось Толстыми портфелями. Но услышав про Титова, Все по партам разошлись. После Ваниного слова Страсти сразу улеглись. И когда утихла ссора, Каждый начал понимать, Что собрались не для спора, А обоим помогать. И придумало, как быть, Бурное собрание: Их друг к другу прикрепить В целях воспитания. Витька с Ванею, в чем дело, Не могли никак понять. Но собранье так хотело,— Значит, надо выполнять! — Значит, так — бегом до Химок! — Витька Ване приказал. Ваня зубы сжал, весь вымок, Но до дома добежал. И напрасно хохотал Кораблев над Ванею. Дома Ваня Витьке дал Книгу про Испанию. Было много ссор и шума — Ни присесть, ни полежать. Ведь вначале каждый думал, Как другого измотать. Ваня просто чуть не плачет — То присядь, то подтянись, То возьми реши задачу, То приемником займись! Но и Витьку он добил Рыбами и птицами — Тот теперь стихи учил Целыми страницами! Как-то Витька Ваню встретил И решил ему сказать: — Знаешь, Ванька, я заметил, Интересно мне читать! И ответил Ваня сразу: — Щупай мышцы на руке! Я теперь четыре раза Подтянусь на турнике! Хорошо, что приобщил Ты меня к атлетике! А вчера я получил Пять по арифметике! И захохотали оба. И решили меж собой, Что они друзья до гроба, В общем, не разлить водой. Может, случай не типичный, Но во множестве дворов Есть и Ваня Дыховичный, Есть и Витька Кораблев. И таких примеров тьма — Можно в школе справиться. Вот что было в 5-м «А». Как вам это нравится?
ПРОЧИТАЙТЕ СНОВА
ПРО ВИТЬКУ КОРАБЛЕВА
И ДРУГА ЗАКАДЫЧНОГО
- ВАНЮ ДЫХОВИЧНОГО.
— Слушай, Ваня, хватит спать. Договаривались в пять, Ведь корабль межпланетный никого не может ждать! Все готово: два лимона, Длинный шнур от телефона, Компас, спички, много хлеба И большая карта неба! Ваня тут же слез с балкона И спокойно доложил: — Видишь — леска из нейлона, Не порвет и крокодил. Не забудь о катастрофе, Предстоит нелегкий путь. Йод, бинты и черный кофе, Чтоб в полете не уснуть! Витьку разве кто осудит? Скажет он — как гвоздь вобьет: — Катастроф в пути не будет! Лишнего не брать в полет! И к тому же заметят родители, Что лекарство и кофе похитили, А при старте каждый грамм Будет десять весить там, И откажут ракетоносители... — Так за дело! Не зевай! Что ты тянешь? Отпирай! Вот бесшумно отворили Старый дедовский сарай. Ни секунды проволочки, Все проверено до точки, Все по плану: третье марта, 5.15 — время старта. Им известно: после пуска Будет двигатель реветь И наступит перегрузка — Это надо потерпеть. Перед стартом не до шуток. Витька первым в люк залез. Он не ел почти пять суток: Пища — тоже лишний вес. Ну, а Ваня Дыховичный Еле втиснулся, весь взмок, Хоть ему свой опыт личный Витька передал как смог. Ощущенье у них непривычное, Но и дело для них необычное. Витька взял бортжурнал И красиво написал: «Настроение, в общем, отличное!» Пристегнулись, а затем — Десять, девять, восемь, семь... Ждет корабль. Конец проверке Бортовых его систем. Время! Вздрогнули антенны, Задрожали в доме стены, Что-то вспыхнуло во мраке, И залаяли собаки.
Ванин папа спал прекрасно, Вдруг вскочил, протер глаза: Что такое? В небе ясно, А как будто бы гроза! Дом от грома содрогнулся, Стекла в окнах дребезжат! Витькин дед — и тот проснулся, Хоть и был он глуховат. — Управдома! Где б он ни был! Отыскать, спросить его! Весь квартал глазел на небо, Но не видел ничего. Ванин папа — он страха не чувствует, Мама Ванина что-то предчувствует. Вдруг — о ужас! — Вани нет! То же видит Витькин дед, Что и Витька в постели отсутствует. Слышно только «ах» и «ох», Поднялся переполох. Витькин дед от этих охов Окончательно оглох.
А тем временем в ракете Их отчаянные дети, Продырявив атмосферу, Вышли курсом на Венеру. И мечтали, если выйдет, Привенериться на ней. Сколько там они увидят Удивительных вещей!.. Например, хотелось Ване, Если точно прилетят, Чтобы Ване венеряне Подарили аппарат. Небольшой, красивый, модный, Вроде солнечных очков, Чтобы в нем читать свободно На любом из языков. Он за это расскажет про море им, И как лазили в сад в Евпатории, И как Витька там чихнул, И как сторож их спугнул, И другие смешные истории... Ну, а Витька, сжав штурвал, Тоже время не терял, Но с закрытыми глазами Он другое представлял: Путь окончен. Все в порядке. После мягкой их посадки Вдруг со всех сторон несутся К ним летающие блюдца. И оттуда, словно белки,— Венеряне. А потом На летающей тарелке Их катают с ветерком. А в тарелке кто-то ранен. Витька сразу все решил, Самый главный венерянин Витьке место уступил. Управлять ему не ново: — Надо? Все! Какой вопрос?! И мгновенно он больного К поликлинике подвез. И ему в конце полета С благодарностью вручен Вело-мото-кино-фото- Видеомагнитофон.
Скоро будут смотреть телезрители, Как на Землю спешат победители, А когда прилетят, Их, конечно, простят Витькин дед и Ивана родители. Но что это? Как понять? Кто-то начал к ним стучать, И мечтатели в кабине Разом кончили мечтать. Быть не может! Неужели До Венеры долетели? Ну, а может быть, забылись И случайно прилунились? Хорошо, что все закрыто. А снаружи так стучат! — Витька! Вычисли орбиту По шкале координат! Что же это за планета? Мы ж летели полчаса! Слышишь, Витька? Я ведь где-то Слышал эти голоса! Надо было на что-то решиться им: Или ждать, или выйти открыться им! Вот друзья открыли люк И увидели вокруг Всех жильцов И сержанта милиции. Тот сказал:— Какой скандал! Я такого не видал, Чтобы только два мальчишки Разбудили весь квартал! И чужие папы, мамы Покачали головами. Ванин папа извинялся, Витькин дед не появлялся... Витька думал: «В чем же дело? Что с ракетой? Где секрет? Почему же не взлетела?!» Тут примчался Витькин дед. Как же Витькин дед ругался! — Не умеешь, так не сметь! Коли уж лететь собрался — Надо было уж лететь! — Как же так? А голос зычный: — Почему ж ты оплошал? Только Ваня Духовичный Знал причину и молчал.
Ну, а дня через два, после ужина, Та причина была обнаружена: Просто Ваня не сказал, Что с собою книгу взял, И ракета была перегружена... Вот, друзья, давай решать, Можно ль Ваню осуждать? Он ведь взял «Трех мушкетеров», Чтоб дорогой дочитать. Можно спорить, но решить как? Благородный парень Витька После долгих ссор и споров Стал читать «Трех мушкетеров». Их девиз «Назад ни шагу!» Сразу Витьку покорил. Д’Артаньян своею шпагой В пользу Вани спор решил. Призадумались мальчишки, Новый сделали расчет, Чтобы брать такие книжки В каждый будущий полет. Разногласия земные Удалось преодолеть. Им теперь в места любые Можно запросто лететь. Одолеют они, без сомненья, Лишний вес и Земли притяженье, Остается только ждать. Мы желаем им удач. И счастливого возвращенья!