Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Елена Уайт

Христос – наш Первосвященник

УЧЕНИЕ О СВЯТИЛИЩЕ

Введение

В 1883 году Е. Уайт, обращаясь к молодой адвентистской церкви, писала о ее назначении: «Сознание верующих должно быть направлено к небесному святилищу, куда вошел Христос, чтобы совершить служение примирения для Своего народа» («Избранные вести», кн. 1, с. 67).

Несколько позже, в период кризиса 1906 года, когда некоторые из основ вероучения адвентистов седьмого дня оказались под угрозой, она подчеркивала:

«Правильное понимание того, что есть служение Иисуса Христа в небесном святилище, является основанием нашей веры» («Евангелизм», с. 221).

Конец 2300 дней

Среди библейских пророчеств, послуживших основанием к ожиданию пришествия в 1830-х и ранних 40-х, есть одно, пожалуй, важнейшее пророчество, записанное в Даниила 8:14:

«На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Елена Уайт, полагаясь на свой личный опыт, указывает на то, как эта весть понималась ранее:

«Вместе с остальным христианским миром адвентисты того времени верили, что святилищем является земля или же какая-то часть ее. Они полагали, что очищение святилища означает очищение земли огнем в последний великий день и что это произойдет в момент Второго пришествия Спасителя. Отсюда следовал вывод, что Христос должен вернуться на землю в 1844 году» («Великая борьба», с. 297).

Этот пророческий период подошел к своему завершению 22 октября 1844 года. Велико было разочарование тех, кто ожидал встретить в этот день Господа. Хирам Эдсон из штата Нью-Йорк, прилежно изучавший Библию, описывает, что происходило в группе верующих, к которой он принадлежал.

«Наше ожидание, — пишет он, — было очень напряженным, мы взирали в высь, надеясь увидеть пришествие Иисуса Христа, до тех пор, пока часы не пробили полночь. Затем прошел день, и наше разочарование стало очевидным. Рухнули самые сокровенные надежды и ожидания, было такое желание рыдать, какого я никогда прежде не испытывал. Казалось, с этим нельзя сравнить даже потерю самых близких земных друзей. Мы плакали и плакали до самого рассвета…

Потрясенный случившимся, я размышлял: «Все, что было связано с ожиданием пришествия Спасителя, было моим самым ярким религиозным переживанием… Неужели Библия неверна? Неужели нет Бога, Неба, вечного града Божьего? Право же, неужели это всего лишь хитроумная басня? Неужели не существует реальности, к которой устремлены наши самые сокровенные надежды и ожидания?\"…

Некоторое время спустя я стал ощущать, что мы, разочарованные, можем получить помощь, облегчение, и сказал некоторым из братьев: «Пойдемте в амбар». Мы вошли в житницу, затворили за собой дверь и склонили колени перед Господом. Чувствуя в этом глубокую потребность, мы горячо молились до тех пор, пока не получили свидетельство Духа, что наши молитвы приняты, что нам будет дано разъяснение относительно нашего разочарования, которое обернется отрадой.

За завтраком я сказал одному из братьев: «Пойдемте навестим и поддержим некоторых из наших братьев». Мы отправились, и, проходя через большое поле, я остановился на полпути. Неожиданно мне открылось, и я понял, что великий Первосвященник, вместо того чтобы прийти из Святого святых небесного святилища на нашу землю в десятый день седьмого месяца, в конце 2300 дней, впервые в этот день входит во второе отделение святилища, совершая исключительно важную работу во Святом святых прежде, чем прийти на нашу землю; мне стало ясно, что Он пошел на брачное торжество, или, иными словами, к Ветхому днями, чтобы получить царство, власть и славу, и что мы должны ждать Его возвращения со свадебного торжества. Таким образом, мои мысли сосредоточились на 10-й главе Откровения, содержание которой убедило меня, что видение не было ложным» (Неопубликованная рукопись, частично опубликованная в «Ревью энд Герольд», 23 июня 1921 г.).

За этим событием последовало серьезное исследование Писаний, которое было предпринято Хирамом Эдсоном и двумя его близкими друзьями: врачом Ф. Б. Ханом и учителем О. Р. Л. Крозье. Результат этого совместного исследования был изложен Крозье и опубликован сначала в «Зе Дей даун», газете с ограниченной подпиской, а затем в переписанном и расширенном виде — в специальном выпуске «Дей-стар» от 7 февраля 1846 г Это был один из наиболее читаемых адвентистских журналов, который издавался в Синсиннати, Огайо. Благодаря этому статья достигла большинства верующих, разочаровавшихся в ожидании пришествия. Это обстоятельное исследование, основательно подкрепленное цитатами из Писания, зажгло искру надежды и мужества в их сердцах, поскольку ясно показывало, что святилище, которое должно быть очищено в конце 2300 дней, находится на небесах, а не на земле, как они считали прежде.

21 апреля 1847 г. Елена Г Уайт в поддержку статьи Крозье писала следующее по вопросу святилища:

«Примерно год назад Господь показал мне в видении, что брат Крозье знает истину об очищении святилища и что на то была Божья воля, чтобы он записал все то, чем он поделился с нами в «Дей-стар» 7 февраля 1846 т. Я чувствую себя уполномоченной Господом на то, чтобы рекомендовать этот специальный выпуск воем святым» («Слово к малому стаду», с. 12).

О быстром развитии доктринального подхода, которое последовало за разочарованием, Елена Уайт писала:

«Время, пережитое в 1844 году, было периодом великих событий, открывшим нашему изумленному взору очищение святилища, совершающееся на небесах» (Рукопись 13,1889 г., опубликованная в «Советах писателям и редакторам», с. 30).

Истина, подтвержденная свидетельством Святого Духа

Видение, данное Елене Уайт, не опережало исследование Писания, но подтвердило правильность выводов о том, что с 22 октября 1844 года в небесном святилище началась исключительно важная фаза служения Христа. Верующим во Второе пришествие лишь постепенно открылась широта и глубина этого вопроса. Оглядываясь на опыты прошлых лет, Е. Уайт вспоминает: «Многие из наших братьев не осознают, сколь прочно были заложены основания нашей веры. Мой муж, пастор Джозеф Бейтс, отец Пирс (один из служителей церкви), пастор Хирам Эдсон и другие благородные и честные люди были среди тех, кто, пережив 1844 год, углубился в поиски истины. Встречаясь, мы занимались исследованием Библии и горячо молились. Иногда мы оставались вместе до поздней ночи, а порой и до утра, исследуя Слово и молясь о свете. Снова и снова эти братья собирались вместе, чтобы изучать Библию и понять ее смысл. Это было необходимо для того, чтобы подготовиться и наиболее успешно преподавать Священное Писание. Когда в ходе исследования возникал сложный вопрос, о котором они говорили: «Мы не можем больше ничего сделать», — Дух Господень сходил на меня, я получала видение, разъясняющее исследуемые нами отрывки и то, как можно лучше работать над ними и преподавать их. Так в свете открытой Богом истины мы стали понимать Писание, Христа, Его миссию и Его священническое служение. Путь истины с этого времени и до времени, когда мы войдем в Божий град, стал ясен мне, и я передавала другим указания, данные мне Богом».

«В течение всего этого времени мне трудно было понять рассуждения братьев. Мой ум был закрыт, и я не могла воспринять значение отрывков Священного Писания, которые мы исследовали. Это было одно из самых великих огорчений в моей жизни. И в таком состоянии мое сознание находилось до тех пор, пока принципиальные вопросы нашей веры не обрели ясность в соответствии со Словом Божьим. Братья знали, что я не могла самостоятельно разобраться в этих вопросах без видения, поэтому к откровениям, посылаемым через меня, они относились с доверием, принимая их как свет, посланный с небес» («Избранные вести», кн. 1, с 206, 207).

Понимание того, что Христос вошел во Святое святых небесного святилища, чтобы начать для нас завершающее служение, отображенное в образах служения святилища древнего Израиля, наполняло сердца первых адвентистов отрадой и чувством ответственности перед другими людьми. Эти истины были настолько ясными, величественными и жизненно важными, что невозможно было не поделиться этим светом с другими. В это решающее время Елена Уайт писала: «Мы должны основать нашу веру на истине, которую обрели в самых ранних опытах. В то время одно за другим возникали ошибочные мнения, служители и богословы излагали новые доктрины. Мы должны были исследовать Писание со многими молитвами, и только тогда Святой Дух мог открыть наши умы для понимания истины. Иногда целые ночи были посвящены исследованию Писаний и горячим просьбам о руководстве Божьем. С этой целью собирались группы посвященных преданных людей. На меня нисходила сила Божья, и я была способна четко различить, где правда, а где заблуждение».

«Когда таким образом пункты нашего вероучения определялись, наша вера приобретала все более прочное основание: мы принимали истину шаг за шагом под руководством Святого Духа. Я получала видение, в котором мне давались разъяснения. Мне открылось небо и святилище, откуда на наш народ изливались яркие, ясные лучи света».

«Я знаю, что мы имеем ясное и правильное понимание истины о святилище, и этому пониманию мы верны уже многие годы» («Служители Евангелия», с. 302, 303).

Пионеры движения считали истину о святилище основополагающей во всей системе доктрин адвентистов седьмого дня. Джеймс уяугт в 1850 году переиздал основную часть первого изложения этого вопроса О. Р. Л. Крозье, пояснив:

«Истина о святилище должна быть тщательно изучена, поскольку она лежит в основании нашей веры и нашей надежды» («Адвент Ревью», специальный объединенный выпуск).

Святилище и Суббота

Наряду с вопросами о святилище в видении, данном Елене Уайт 13 апреля 1847 г. в доме на Хауланде, в Топшеме, штат Мэн, была подтверждена истина о Субботе. Она пишет об этом:

«Мы испытывали необычайное желание помолиться, а когда совершили, молитву, на нас сошел Дух Святой. Мы были очень счастливы. Вскоре я перестала замечать вое то, что меня окружало, и погрузилась в созерцание славы Божьей. Я увидела ангела, летящего ко мне. Он вознес меня от земли во Святой город. В городе я увидела храм, в который вошла, и, пройдя через дверь, подошла к первой завесе. Первая завеса была поднята, и я прошла во Святое. Здесь я увидела жертвенник курений, светильник с семью лампадами и стол, на котором лежали хлебы предложения. После того как я увидела славу Святого, Иисус поднял вторую завесу, и я прошла во Святое святых.

Во Святом святых я увидела ковчег; сверху и со всех сторон он был отделан чистым золотом. Прекрасные херувимы, стоявшие по обеим сторонам ковчега, простирали над ним свои крылья. Лица херувимов были обращены друг ко другу, а взоры направлены вниз. Между ангелами находилась золотая кадильница. А над ковчегом поднималось яркое сияние славы, подобное трону, на котором восседает Бог Иисус стоял возле ковчега, а когда молитвы святых восходили к Нему, фимиам в кадильнице начинал куриться, и Христос обращал их мольбы с курением фимиама к Отцу Небесному В ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и каменные скрижали, которые складывались вместе, как книга. Иисус открыл их, и я увидела Десять Заповедей, начертанных перстом Божьим. На одной скрижали было четыре заповеди, на другой — шесть. Первые четыре заповеди на каменной скрижали сияли ярче, чем остальные шесть. Но четвертая, заповедь о Субботе, светилась ярче остальных, ибо Суббота была отделена, чтобы ее соблюдали во славу святого имени Божьего. Ореол славы обрамлял заповедь о святой Субботе. Я поняла, что заповедь о Субботе не была «пригвождена» ко кресту. Если бы это было так, то и другие девять заповедей были бы пригвождены, и мы имели бы право нарушать их, как и четвертую. Я поняла, что Бог не изменил Субботы, ибо Он никогда не изменяется» («Ранние произведения», с. 32,33).

Истина о святилище подвергается нападкам

Те, кто ясно понимали повеления Божьего Закона и начали соблюдать седьмой день, Субботу, согласно четвертой заповеди Закона Божьего, неожиданно столкнулись с сильным противодействием. Елена Уайт писала:

«Было предпринято много настойчивых попыток, чтобы поколебать их веру. Всякому было понятно, что если земное святилище являлось прообразом небесного, то Закон, сохранявшийся в ковчеге завета на земле, представлял собой точную копию Закона, находящегося в ковчеге завета на Небе. Более того, принятие истины о небесном святилище включало в себя признание требований Закона Божьего и обязательства соблюдать Субботу согласно четвертой заповеди. В этом и кроется секрет упорного и решительного сопротивления правильному толкованию Священного Писания, которое указывает на служение Христа в небесном святилище» («Великая борьба», с. 35).

Неудивительно, что в последующие годы, отступив от Церкви адвентистов седьмого дня, эти люди сделали истину о святилище предметом нападок. Так было со Снуком и Бринкерхофом, служителями конференции Айова, которые отошли в середине 1860-х годов. За ними последовал Д. М. Конрайт, служитель, пользующийся большим авторитетом; он оставил Церковь христиан адвентистов седьмого дня в 1887 году, став ее ярым врагом и критиком. Нет ничего странного в том, что пантеизм, исповедуемый и защищаемый на исходе века как медицинскими работниками, так и служителями церкви, был направлен непосредственно против этой основополагающей доктрины. В связи, с этим Елена Уайт, предостерегая, писала 20 ноября 1905 года:

«Этим миссионерам-медикам и служителям, которые жадно впитывают научную софистику и очарованы баснями, против которых вы предостережены, я бы сказала: «Ваши души в опасности». Мир должен знать, чему учите вы и что исповедуют адвентисты седьмого дня. Бог призывает всех, кто принял эти разрушающие душу заблуждения, не колебаться между двумя мнениями. Если Господь есть Бог, то последуйте за Ним.

Сатана со своим воинством вышел на поле битвы. Воины Христовы должны сплотиться сейчас вокруг знамени, обагренного кровью Еммануила. Во имя Господа, оставьте темное знамя князя тьмы и встаньте в ряды Князя небес.

«Имеющий уши да слышит». Читайте Библию! Всецело основываясь на указаниях, данных мне Богом, я излагаю вам это. Близко время, когда обольстительная сила сатаны обретет полную мощь. На одной стороне находится Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, а на другой — сатана, постоянно направляющий свою силу на то, чтобы совратить, обольстить, прибегая к спиритуалистической софистике. Он хочет вытеснить Бога из сознания людей.

Сатана постоянно стремится внушить надуманные суждения о святилище, противоречащие чудесному Промыслу Божьему и служению Христа ради нашего спасения. Для него важно подчинить эти суждения пристрастиям плотского ума. Он искажает и нейтрализует в сознании верующих правильные представления и подменяет их фантастическими теориями, чтобы восполнить ими недостаток истины о примирении и разрушить нашу уверенность в доктринах, которые мы почитаем святыми с тех пор, как была дана трехангельская весть. Таким образом, он порабощает нашу веру и ту весть, которая сделала нас отделенным народом, — весть, которая отличает нашу работу и придает ей силу» («Особые свидетельства», серия В, № 7, с. 16,17).

Во время кризиса, связанного с интересом к пантеизму, Елена Уайт выступила на Генеральной Конференции в 1905 году и высказала мысли, имеющие огромное значение и сегодня:

«В будущем возникнут всевозможные заблуждения, и нам необходимо твердое основание. Нам необходим монолитный столп в основание здания нашей веры. Ни одна йота не должна быть изъята из того, что установил Господь. Дьявол породит ложные теории, как, например, теорию о том, что святилища не существует Это один из вопросов, из-за которого люди будут оставлять веру где нам искать укрытие, как не в истинах, которые Господь давал нам на протяжении последних пятидесяти лет?» (.«Советы, писателям и редакторам», с. 53).

Елена Уайт говорила, что целью пантеизма является «покончить с Богом» («Особые свидетельства», серия В, №7, с. 16) и свести на нет истину о святилище.

Примерно в то же время один из наших служителей, которого мы условно назовем «Пастор Дж.», изложил свою точку зрения. Он утверждал, что Христос по завершении служения на земле предстал перед Богом, и это место, где находится Бог, по-видимому, и является Святым святых, поэтому Иисус не входил во второе отделение святилища 22 октября 1844 года. Обе эти концепции, противоречащие тому, во что мы верим и чему учим, побудили Елену Уайт не раз выступать и опровергать их, восстанавливая подлинный смысл этого пункта вероучения.

«Дети Божьи ни своими словами, ни поступками не вызовут в ком-либо сомнения относительно ясного понимания Личности Бога и относительно святилища и служения в нем.

Истина о святилище должна занимать наш ум. Богу не угодно, чтобы несовершенные человеческие уста ослабляли веру нашего народа в то, что на небесах есть святилище и что по его образцу некогда была построена скиния на земле. Бог хочет, чтобы Его народ был знаком с учением о небесном святилище; Господь влиянием Своего Духа помогает мысленно представлять совершенную скинию, где Всевышний — все во всем. Мы должны укреплять свой разум молитвой и изучением Слова Божьего, чтобы быть способными понять эти истины» (Письмо 233,1904 г.).

Неправильное использование Священного Писания

Касаясь вопроса о работах пастора Дж., посвященных святилищу, Елена Уайт в 1905 г указывала на то, что он неверно изъяснял эту доктрину и необъективно использовал доказательства Священного Писания.

«Я просила Господа, — пишет она, — о силе и мудрости, чтобы восстановить дело наших братьев, идеи которых были подтверждены в вероучении и в ранней истории адвентистской вести. После переживаний 1844 года они получили откровение и ходили во свете, а когда пришли люди, претендующие на то, что обладают новой истиной, со своими странными теориями относительно различных пунктов Писания, мы получили через воздействие Святого Духа свидетельства именно по этому вопросу. Такие свидетельства предотвращали влияние ложных вымыслов, которым некоторые, как, например, пастор Дж., посвятили все свое время. Этот бедный человек решительно работает против истины, подтвержденной Святым Духом.

Когда Господь в Слове Своем свидетельствует о том, что есть истина, то эта истина остается неизменной навсегда. Не нужно после этого принимать предположений, противоречащих данному Богом свету. Несомненно, появятся люди, неверно объясняющие Священное Писание, для которых их неверные истолкования кажутся истиной. Именно для настоящего времени Бог дал нам истину как основание нашей веры. Он Сам учил нас, что есть истина. Не исключено, что появятся носители «нового откровения», которое противоречит свету, данному Богом через Святого Духа. Но до сих пор еще живы некоторые из тех, кто пережил опыт, полученный в процессе обретения этой истины. Бог, по милости Своей, сохранил их жизни, чтобы они неустанно повторяли до конца дней своих опыты, через которые они прошли, так же как это делал апостол Иоанн до самой смерти. А те, кого уже нет среди нас, могут свидетельствовать посредством своих произведений. Мне было сказано, что таким образом их голос будет услышан. Ибо то, что они проповедуют, есть истина для нашего времени.

Мы не должны принимать точку зрения тех, кто приходит с идеями, противоречащими важнейшим пунктам нашего вероучения. Они подбирают множество библейских текстов, пытаясь обосновать ими свои надуманные теории. Они предпринимали это снова и снова в течение последних пятидесяти лет. Но поскольку Писание есть Слово Божье, и к нему должно относиться с благоговением, то подобное истолкование библейских текстов является великой ошибкой, так как рушит один из столпов основания, поддерживаемого Самим Богом на протяжении последних лет. Тот, кто использует Священное Писание таким образом, не знает чудесного проявления Святого Духа, Который наделял властью и силой прежние вести, данные народу Божьему.

На доказательства пастора Дж. нельзя положиться. Если их принять, то они разрушат веру народа Божьего в ту истину, которая и сделала нас теми, кем мы являемся.

Мы должны быть решительными в этом вопросе, ибо положения, которые он пытается доказать Писанием, неверны. Они предполагают, что прежний опыт народа Божьего был заблуждением. У нас есть истина, ангелы Господни направляют нас. Истолкование истины о святилище было дано под непосредственным руководством Святого Духа. Это достаточно красноречивое доказательство, которое может заставить замолчать любого, кто не принимал участия в разработке тех или иных пунктов нашего вероучения. Бог никогда не противоречит Сам Себе. Доказательства из Священного Писания применяются неверно, когда их искусственно подбирают для подтверждения того, что не есть истина. Будут приходить все новые и новые люди, принося, как они полагают, великий свет, силясь доказать это. Но мы стоим, оберегая старые вехи» («Избранные вести», кн.1, с.160 —162).

Реальное существование небесного святилища

Снова и снова мы находим в произведениях Елены Уайт утверждения о реальности существования небесного святилища, его обстановки и совершаемого в нем служения. Одно из таких описаний датируется 1880-ми годами, когда она рассказывает о переживаниях адвентистов после разочарования:

«В своих исследованиях они поняли, что земное святилище, построенное Моисеем по повелению Божьему и образцу, показанному ему на горе, было «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы» (Евр. 9:9), что два отделения в скинии были «образом и тенью небесного» (Евр. 8:5), что Христос, наш великий Первосвященник, есть «священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2)…

Святилище на небесах, в котором Иисус совершает служение для нас, является тем образцом-оригиналом, копией которого было земное святилище, построенное Моисеем…

Несравненная красота земной скинии являла человеческому взору славу небесного храма, где Христос, наш Предтеча, совершает для нас служение перед троном Бога.

Небесное святилище, как и святилище на земле, имеет два отделения: Святое и Святое святых. Ковчег завета, в котором находился Закон Божий, жертвенник курений и другие предметы служения, находившиеся в земном святилище, имели свои образцы в небесном святилище. В видении апостолу Иоанну было позволено войти на небеса, и там он созерцал светильник и жертвенник курений, и храм Божий, отверзтый; он видел также ковчег завета Его (см. Откр. 4:5;8:3; 11:19).

Те, кто ищет истину, находят неопровержимые доказательства существования святилища на небесах. Моисей построил земную скинию по образцу небесной, которая была ему показана. Павел называет ее «скинией истинной» на небесах, а Иоанн свидетельствует, что видел ее». «Дух пророчества», т. 4, с. 260, 261).

Ранее вестница Божья писала, уделяя особое внимание предметам, находящимся во святилище:

«Мне также было показано земное святилище, состоящее из двух отделений. Оно походило на небесное, и мне было сказано, что оно являлось образом небесного. Предметы, находящиеся в первом отделении земного святилища, были теми же, что и в небесном. Завеса поднялась, и я, взглянув на Святое святых, увидела, что предметы, находящиеся в нем, были точно такими же, что и во Святом святых в небесном святилище» («Ранние произведения», с. 252, 253).

Ковчег завета и скрижали Закона в небесном святилище

В различных случаях Е. Уайт говорила и писала о ковчеге завета во Святом святых в небесном святилище. Одно такое утверждение было сделано в проповеди в Оребро, в Швеции, в 1886 году.

«Я предостерегаю вас, не оспаривайте достоинство Божьих заповедей, ибо закон является тем самым, который начертан Иеговой в небесном храме. Человек может пренебрегать им здесь, на земле, но он остается неизменным, ибо прообраз его находится в ковчеге Божьем на небесах; а на крышке этого ковчега, непосредственно над законом, находится престол благодати. Иисус стоит там, прямо перед ковчегом, чтобы ходатайствовать за Человека» (Комментарии Елены. Г. Уайт. «Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 1109).

А в 1903 году она снова писала о реальности небесной скинии:

«Я могла бы много сказать о небесном святилище; о ковчеге завета, в котором хранится Закон Божий; о крышке ковчега, символизирующей престал благодати; об ангелах, стоящих по обеим сторонам ковчега, и о многом другом, связанном с небесным святилищем и великим Днем примирения. Я могла бы еще многое сказать о небесных тайнах, но уста мои закрыты: я даже не пытаюсь описывать их» (. Елена Уайт, Письмо 253,1903 г.).

Заблуждения последних дней связаны с жизненно важной истиной

Очевидно, что враг рода людского, сатана, будет стараться поколебать нашу веру, дискредитируя доктрину о святилище. Вновь процитируем важные слова Елены Уайт:

«Спаситель предсказал, что в последние дни появятся лжепророки. Они увлекут за собой Его последователей. Те, кто в это опасное время останется верным истине, о которой говорится в книге Откровение, встретятся с доктринальными заблуждениями настолько правдоподобными, что невозможно будет не прельститься даже избранным.

Бог хочет, чтобы всякое благородное, достойное чувство победило. Сатана может умело играть жизнью многих людей. Он действует в высшей степени ловко и обольстительно, чтобы запятнать веру народа Божьего и разочаровать его… Он порабощает людей сегодня так же, как некогда ангелов на небесах, — желая разделить народ Божий на этой самой последней стадии земной истории. Дьявол стремится внести разногласия, вызвать раздоры и споры и, если возможно, извратить неизменные библейские истины, данные народу Божьему Он стремится сделать так, чтобы люди думали, будто Господь противоречит Сам Себе.

Когда сатана является в виде ангела света, люди прельщаются и становятся его пленниками. Те христиане, которые самоуверенно считают, что научены Богом, станут исповедовать ложные теории и, распространяя их, по существу, будут осуществлять волю дьявола, вводя в заблуждение многих людей. Таким образом, сатана предстанет в их глазах ангелом света, умело выдавая обман за правду.

Нам придется столкнуться с этими лжепророками. Они попытаются обольстить многих, увлекая их ложными теориями. Тексты Писания будут не только ложно истолкованы, но и представлены людям в виде учений, основанных на словах, изреченных Богом. Драгоценную истину будут использовать для того, чтобы подтверждать и обосновывать заблуждения. Лжепророки, заявляющие, что они научены Богом, будут использовать ряд текстов Писания, впечатляющих своей вдохновенной силой и красноречием, чтобы ими, как одеждой, прикрыть ложь и опасные идеи. Среди этих учителей окажутся даже некоторые из тех, которым Господь даровал здесь славу и почет. Незаметно они так далеко отойдут от первоначальной истины, что начнут оспаривать многие пункты нашего вероучения, включая вопрос о святилище» (Рукопись 11, 1906 г.).

Позже Е. Уайт писала о важности правильного понимания этой истины:

«Я знаю, что мы имеем ясное и правильное понимание истины о святилище, и этому пониманию мы верны уже многие годы. Дьявол вводит умы в заблуждение, он удовлетворен, когда знающие истину всецело поглощены подбором текстов Писания для того, чтобы обосновать достоинство своих ложных теорий, не имеющих основания в богооткровенной истине. Такое использование Писания неверно; им было поручено укреплять истину, а не обосновывать заблуждения» («Служители Евангелия», с. 303).

Взирая на скинию Господню

Мы никогда не должны упускать из виду важность того, что совершается для нас в небесном святилище. Мы получили серьезное предостережение:

«Как народу Божьему, — пишет Е. Уайт, — нам необходимо быть серьезными исследователями пророчества; мы не должны успокаиваться, пока не будем понимать истину о святилище, которое было показано Даниилу и Иоанну. Эта истина проливает свет на наше положение и задачу, стоящую перед нами, проливая свет на смысл нашего благовествования, убеждая в том, что Бог вел нас в этом драматически пережитом опыте. Именно этот вопрос объясняет разочарование 1844 года, подчеркивая, что святилище, которое должно было быть очищено, не является землею, как мы предполагали. Господь нам открыл, что Христос вошел тогда во Святое святых небесного святилища, совершая заключительную работу Своего священнического служения, во исполнение слов, сказанных ангелом пророку Даниилу: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

Наше вероучение, основанное на первой, второй и третьей ангельской вестях, — верно. Неизменные указатели пути, пройденные нами, — незыблемы. И хотя воинства ада могут пытаться изменить направление этой стези, наслаждаясь торжеством своего преуспеяния, — это не так. Столп Божественной истины стоит неколебимо, как скала: ни человек, ни дьявол не одолеют ее. Нам многое доступно для понимания, и поэтому мы должны постоянно исследовать Священное Писание, чтобы убедиться, действительно ли это так. Народу Божьему необходимо устремить свои взоры на небесное святилище, где совершается заключительное служение нашего великого Первосвященника в деле суда, где Он ходатайствует за Свой народ» («Евангелизм», с. 222, 223).

Примечание

За исключением нескольких ссылок и вопросов для изучения, приведенных в конце каждой главы, данный материал принадлежит исключительно перу Елены Уайт и включает в основном выдержки из глав книг «Патриархи и пророки» и «Великая борьба», а также отрывки из различных опубликованных работ Е. Уайт. В каждом случае указывается источник. Поскольку большинство читателей имеют книги Елены Уайт, мы считаем нецелесообразным включать разделы глав, не относящиеся непосредственно к вопросу служения Христа в небесном святилище.

Попечители литературного наследия Е. Уайт

ХРИСТОС В СИСТЕМЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ

Грех наших прародителей положил начало преступлениям и скорбям, и если бы не милосердие и сострадание Бога, то человечеству не на что было бы надеяться1.

Падение человека наполнило небо печалью. Мир, сотворенный Богом, оказался запятнан проклятием греха, и его населяли существа, осужденные на страдание и смерть. Казалось, не было никакого избавления для согрешивших…

Но Божественной любовью еще раньше был замыслен план искупления человека. Нарушенный закон требовал смерти грешника. Во всей Вселенной был только Один, кто ради человека мог бы удовлетворить требования закона. Так как Божественный Закон свят в той же мере, что и Сам Бог, только равным Богу был способен искупить совершенное беззаконие2.

О плане спасения человеку впервые было сообщено в приговоре, произнесенном сатане в саду Господь сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:75). Этот приговор стал обетованием для наших прародителей. Говоря о неизбежности борьбы между человеком и сатаной, он в то же время предрекал, что в конце концов великий обманщик будет побежден. Хотя могущественный враг и будет причинять людям страдания, но теперь они могли уповать на грядущую победу3.

Небесные ангелы более полно развернули перед нашими прародителями план спасения, который был предначертан для их спасения. Адама и Еву уверили, что, несмотря на их большой грех, они не будут оставлены на произвол сатаны. Сын Божий пожертвует Своей жизнью ради их искупления.

Они должны будут подвергнуться испытанию, и через покаяние и веру во Христа вновь станут детьми Божьими.

Святость Закона Божьего

Жертва, которую нужно было принести ради спасения, открыла Адаму и Еве святость Закона Божьего; они впервые осознали преступность греха и его ужасные последствия 4.

Закон Божий существовал задолго до сотворения человека. Он управлял ангелами. Сатана пал, потому что нарушил принципы Божьего правления. После сотворения Адама и Евы Бог открыл им Свой Закон. И хотя Он не был тогда написан, Бог раскрыл людям его суть.

После того, как Адам согрешил, из Закона Божьего ничего не было изъято. Принципы Десяти Заповедей существовали до грехопадения и соответствовали условиям непадшего мира 5.

Эти принципы были более подробно сформулированы после грехопадения и выражены на языке, доступном падшим существам. Это было необходимо, ибо вследствие вселенской трагедии ум человека был ослаблен6.

Система жертвоприношений, установленная тогда, требовала принесения в жертву животных, чтобы постоянно напоминать падшему человеку то, в чем змей заставил Еву усомниться: возмездие за грех — смерть. Нарушение Божьего Закона неизбежно привело к тому, что Христос умер жертвенной смертью. Это великое событие дало возможность человеку избежать возмездия, и сохранить тем не менее честь Закона Божьего. Так как вследствие грехопадения человеческая природа подверглась нравственной порче, система жертвоприношений должна была воспитывать в человеке смирение, вести его к покаянию и вере в единого Бога, в то, что Он через обещанного Искупителя простит человечество за нарушение Его Закона 7.

Важно помнить, что система жертвоприношений дана Адаму Самим Христом, чтобы через символы рассказывать о грядущем Спасителе8.

Человек приносит первую жертву

Принесение первой жертвы было для Адама в высшей степени мучительной церемонией. Своей рукой ему предстояло отнять жизнь, которую мог дать только Бог. Так впервые Адам увидел смерть и понял, что если бы он остался верен Богу, то ни человек, ни животное не оказались бы подвластны смерти. Убивая невинную жертву, он содрогался при мысли, что за его грех прольется кровь непорочного Агнца Божьего. Он глубоко и ясно осознал весь ужас своего преступления, которое не могло быть искуплено не чем иным, как только смертью любимого Сына Божьего. Адам был поражен той Безграничной Добротой, которая заплатит столь огромный выкуп ради спасения грешника. Звезда надежды осветила мрачное будущее, вселяя веру и радость9.

Адаму было велено научить своих потомков страху Божьему: своим личным примером, смирением и послушанием воспитать в них чувство благоговения к жертвоприношениям, которые символизировали грядущего Спасителя. Адам бесконечно дорожил тем, что Бог открыл ему, и передавал этот завет из поколения в поколение10.

У врат рая, охраняемых херувимами, являлась слава Божья, и туда приходили молящиеся. Здесь они воздвигали свои алтари и приносили жертвы11.

Каждая жертва, возложенная на алтарь, говорила о грядущем Искупителе. С облаком фимиама из каждого кающегося сердца возносилась молитва о том, чтобы Бог принял жертву как свидетельство веры в будущего Спасителя12.

Система жертвоприношений, данная Адаму… была искажена его потомками. Суеверие, идолослужение, жестокость, безнравственность извратили простое и важное служение, определенное Богом. Длительное общение с идолопоклонниками привело к тому, что Израильский народ перенял многие языческие обычаи, соединив их с обрядами своего служения. Потому на Синае Господь дал определенные указания относительно жертвенного служения13.

Крэг Шоу Гарднер

1 «Патриархи и пророки», с. 61.



Возвращение в хаос

2 Там же, с. 63.

Пролог

Все будет в огне и крови!

3 Там же, с. 65—66.

Как легко ими управлять! Люди так молоды и не shy;опытны. Ну что можно знать в восемнадцать лет?

Вампиры оказались немногим лучше. Когда его план начал осуществляться, большинство из них сразу ж покинули Хеллмут – Адову Пасть, где разворачива shy;лась жестокая борьба за власть. Но неважно, несколь shy;ко миль или целый континент будут разделять их – им не спастись от его гнева.

4 Там же, с 66.

Некоторые вампиры остались – глупые, наивные и неопытные, – ими он и воспользуется. А также людь shy;ми, управлять которыми еще проще, несмотря на все их знания и умения.

Грядут перемены! Его план, вынашиваемый годами, осуществлялся. Он чувствовал, что любимцы Хаоса уже стоят на пороге действительности. Скоро к ним присоединятся и другие, менее подготовленные; ни shy;кто не помешает ему достичь поставленной цели. А как же Истребительница? Мысль о Баффи вызвала улыбку на его лице. За shy;бавно, что изменение природы вещей произойдет во дворе дома самой же Потребительницы, той, которая должна оберегать мир. Но когда воцарится Хаос, Вла shy;дыкой которого станет он, мир Истребительницы, где есть семья, работа, школа, все людские горести и радо shy;сти, просто исчезнет.

5 «Дух пророчества», т. 1, с. 2б1.

Что же, интересно, она будет оберегать?

6 «Знамения времени», 15 апреля 1875 г.

Он решил, что дарует Истребительнице долгую жизнь, пусть увидит перемены. Пусть полюбуется, как люди ублажают Владыку, а он решает, даровать им жизнь, убить или сделать безумными. Конечно, после shy;днее ожидает большую часть людей. Но это его не слишком заботило, они все равно останутся верны Владыке.

И вот когда Истребительница наконец поймет, что ее мир полностью разрушен, он уничтожит и ее. Что он сделает с Баффи: убьет или заставит служить ему?

7 «Дух пророчества», т. 1, с. 261, 2б2.

Он еще не решил. Но судьба ее будет не из легких.

Глава 1

8 «Знамения времени», 15 июля 1880 г.

Спрятавшись в тени, куда не доставал свет улич shy;ных фонарей, он впервые увидел их, двигавшихся бы shy;стро и бесшумно. Все сразу стало понятно.

Вампиры. Их преследовали вампиры.

9 «Патриархи и пророки», с. 68.

Ксандр Гаррис вздохнул. Почему все прогулки по Саннидейлу заканчиваются именно этим?

Один из преследователей вышел из темноты и остановился, ожидая, пока они подойдут. Плохой знак, подумал Ксандр. Да, вампиры никогда не приносят радость.

– Просто не смотри туда, – сказал он девушке, иду shy;щей рядом. – Это ночная десятичасовая вылазка.

10 «Дух пророчества», т. 1, с. 59.

Баффи Саммерс, нахмурившись, взглянула на друга:

– Десять часов. Где он? Ксандр указал рукой:

11 «Патриархи и пророки», с. 83, 84.

– Вообще-то стоит под тем фонарным столбом. – Он посмотрел на часы. – Я ошибся. Сейчас десять сем shy;надцать.

Баффи кивнула, заметив неподалеку высокого блед shy;нолицего парня.

12 «Ревью энд Геральд», 2 марта 1886 г.

– Я заметила кое-кого в кустах. Это определенно вампир. Пойду гляну.

13 «Патриархи и пророки», с. 364.

Ксандр знал, что она имеет в виду. Он тоже видел высокую, неповоротливую, безмолвную фигуру парня в футбольном шлеме, грязных джинсах и желтой изо shy;рванной майке с номером тринадцать. Ксандр еще по shy;думал, что это весьма кстати.

Тринадцать – число несчастливое. Да уж, если вы вампир, то встреча с Баффи явно не предвещает удачу.

– Игрок семнадцать! – позвал вампир,

Вопросы для изучения

– Что? – Баффи торопливо рылась в своем истре shy;бительском рюкзаке, который ночью всегда брала с собой. – Что означает «игрок семнадцать»?

– Может, он только что вернулся из Лас-Вегаса, – предположил Ксандр. Он не имел ни малейшего пред shy;ставления о том, что могли означать слова вампира.

1. Почему только Некто, равный Богу, мог совершить примирение за нарушение Закона Божьего?

Ксандр, как обычно, шутил.

Он не любил футбол. Он вообще не любил спорт с тех пор, как, участвуя в школьных соревнованиях по плаванию, чуть не стал обедом огромной рыбы-монстра.

2. Что означало для сатаны, а также для Адама и Евы провозглашение обетования Быт. 3:15?

– Наконец-то! Нашла! – сказала Баффи, оставив в покое свой рюкзак. – Плохо, что он появился здесь за полгода до начала футбольного сезона.

– Если судить по одежде, – ответил Ксандр, – я бы сказал, что он лет на десять опоздал.

3. Почему было назначено время для испытания верности?

– Игрок семнадцать! – закричал футболист. Ксандр снова заметил движущиеся тени.

– Это все, что он умеет говорить? – поинтересова shy;лась Баффи, спокойно вытаскивая один из самых ост shy;рых колов, которые всегда держала при себе.

– Может, во время игры он часто ударялся голо shy;вой, – предположил Ксандр.

4. Какие цели преследовал Бог, дав систему жертвоприношений?

Баффи ухмыльнулась. Она уже держала кол на shy;готове.

– Думаю, – мягко заметила она, – что его дни со shy;чтены.

5. Почему Адам должен был сам совершить первое жертвоприношение?

– Игрок семнадцать! – еще раз произнес этот бу shy;гай. Он кого-то ждал, озираясь по сторонам. Но, кроме них, на улице никого не было. ,

– Стоять! – приказала Баффи. – Послушай, маги shy;ческие числа могут и обманывать.

6. Где Адам и Ева установили свой первый жертвенник? Имеет ли это какое-либо значение?

Вампир выглядел обескураженным, как будто не ожидал, что с ним станут разговаривать подобным то shy;ном. Баффи шагнула вперед, сжимая в руке кол. С диким ревом вампир кинулся ей навстречу. Баффи тоже рванула; в ее движениях сочетались самые прекрасные элементы спортивной гимнастики и приемы единоборства из арсенала Джеки Чана. Каж shy;дый раз, наблюдая за ней, Ксандр восхищался. Вампир, казалось, не ожидал такой атаки, он издал какой-то , нечленораздельный звук, что-то среднее между криком и рычанием, как будто хотел разбудить весь квартал,

Баффи, легко перевернувшись в воздухе, оказалась, рядом с вампиром. Затем стремительно повернулась, а вампир приготовился к следующему нападению, бы shy;стро встав к ней лицом. Но Баффи уже воткнула де shy;ревянный кол прямо в его сердце. Тот мгновенно пре shy;вратился из хищника-вампира в взорвавшуюся тучу пыли.

НЕБЕСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ В МИНИАТЮРЕ

– У него были кое-какие навыки. Но, к сожалению, он неточен в движениях, – вздохнул Ксандр с облег shy;чением. Сколько раз они с Баффи попадали в такие экстремальные ситуации, но до сих пор он никак не мог к ним привыкнуть. Но ведь они вампиры, в конце-то концов, убеждал он себя.

– Смотри, Ксандр! – позвала Баффи. Теперь Истребительница кое-что заметила. – Похоже, он привел с собой всю команду.

Три громадных силуэта маячили под уличным фо shy;нарем. Их футбольная форма была даже более потре shy;панной и грязной, чем у только что отправившегося на тот свет номера тринадцать.

В то время, когда Моисей находился на горе, ему было дано повеление: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их (Исх. 25:8). Ему также были даны подробнейшие указания насчет постройки святилища. Отступив от Бога, Израиль утратил благословение присутствия Божьего, и устройство святилища на некоторое время стало невозможным. Но после того, как израильтяне снова обрели благоволение Неба, великий вождь Израильского народа приступил к исполнению Божественного повеления.

Однако Ксандра сейчас волновало совсем не это. Его насторожил шелестящий звук, раздававшийся позади него из-за кустов. Ксандр не имел представления, что это может быть.

Неожиданно три вампира, не издав ни единого зву shy;ка, побежали вперед. Гораздо хуже, когда они молчат. Взглянув на Баффи, Ксандр понял, что она готова к новой атаке.

Для строительства священного здания Бог одарил необыкновенными умениями и мудростью избранных для этого дела людей. Сам Бог дал Моисею план постройки с точными указаниями размеров и форм, используемого материала и всех необходимых предметов обстановки. Святилище, построенное человеческими руками, было задумано по «образу истинного», «небесного» (Евр. 9:24, 23) — миниатюрная копия небесного храма, где Христос, наш Великий Первосвященник, после принесения Себя в жертву должен был служить для блага грешника. Бог показал Моисею на горе небесное святилище и повелел ему сделать все соответственно данному образцу. Эти указания Моисей тщательно записал и передал вождям народа.

Ксандр обернулся. Семь или восемь мужчин, вы shy;шли из-за кустов и направлялись к ним. Ксандр сразу догадался, кто это. За номером тринадцать последова shy;ла вся команда. Кроме футболок разного цвета и раз shy;ных номеров, ничто не отличало их от того кровопий shy;цы, которого только что уничтожила Баффи.

– Эй, ребята, – позвал Ксандр. Если он не может унич shy;тожить вампиров, то надо хотя бы отвлечь их внима shy;ние. – А не поздновато ли вы собрались погонять мяч, а?

Футболисты остановились, уставившись на него. Отвлекающий маневр в какой-то мере сработал. Вся команда дружно зарычала.

Для постройки святилища необходимо было провести большую подготовительную работу, требовалось немалое число драгоценных камней и дорогих материалов, однако Господь мог принять только добровольное приношение. «От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне», — гласило Божественное повеление, которое Моисей передал всему собранию. Преданность Богу и дух жертвенности — вот что прежде всего требовалось для устройства обители Всевышнего.

– Ой, вы, наверное, немного расстроены? Вам что, не продлевают контракт? – предположил Ксандр.

Кажется, этого не следовало говорить. С грозным рычанием вампиры-футболисты двинулись вперед. Кеандр понял, что им недоступны тонкости сарказма.

Весь народ единодушно откликнулся. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд. И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу».

Он быстро отступил. В случае нападения его жизнь полностью зависит от Баффи. А Баффи сейчас занята.

Ксандру удалось убить только нескольких вампи shy;ров, и то по счастливой случайности. Набросившись на одного, он в исступлении чуть ли не до смерти заколотил его. Но дюжина вампиров… Впрочем, выбора у него нет.

«И каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их. И каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии».

С шумом вампиры выбирались из кустов. К своему ужасу, Ксандр увидел, что их гораздо больше, чел» он предположил вначале. Вся команда в сборе. Само со shy;бой разумеется, его хотят не просто убить, а разодрать в клочья! А уж потом они бы с радостью поиграли его головой в футбол. – Извини, приятель!

Какой-то молодой парень, похоже, ровесник Ксан-дра, спрятав лицо под капюшоном плаща, пробежал между ним и образовавшими линию футболистами. В руках у незнакомца было что-то похожее на лук-са shy;мострел, и он молниеносно выстрелил в двух стоящих рядом вампиров парой маленьких, похожих на стрелы штучек – дротиков, вот как они называются.

«И все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого цвета и виссон. И все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть».

Оба вампира, пошатнувшись, взорвались, их тела разлетелись на мельчайшие частички. Кем бы ни ока shy;зался этот таинственный незнакомец, было понятно, что у него весьма серьезные намерения. Он тут же при shy;нялся расправляться с остальными игроками. Ксандр уже и забыл, что совсем недавно вампиры представля shy;ли реальную угрозу. После их неуклюжей попытки ата shy;ковать незнакомец, кувыркнувшись, покатился к де shy;реву и, согнувшись под ним, выпустил следующую пару деревянных дротиков. Все это время он не сни shy;мал свой длинный плащ.

Если бы Ксандр когда-нибудь и попытался осуще shy;ствить нечто подобное, он бы промахнулся или неча shy;янно выстрелил бы в самого себя. Кто этот парень – Бэтмен?

«Князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений» (Исх. 35:23—28).

Еще несколько вампиров превратились в пыль: – Ксандр!

Он быстро обернулся и увидел, что Баффи только что проткнула колом одного из нападавших на нее вам shy;пиров.

По мере того, как постройка святилища продвигалась, весь народ — старые и молодые, мужчины, женщины и дети — продолжал нести свои дары, пока наконец приставленные к этому люди не нашли, что принесенного достаточно и даже больше, чем требуется. Тогда Моисей был вынужден объявить по всему стану, чтобы «ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище, и перестал народ приносить».

– Я здесь! – отозвался он. – У нас тут кое-что про shy;исходит! Какой-то новенький…

Баффи вновь вступила в бой, так что Ксандр не смог закончить фразу. Незнакомец тем временем простре shy;лил еще двух, а Баффи проткнула грудь еще одному вампиру. Ксандр же, как никогда, чувствовал свою бес shy;полезность.

Ропот Израильского народа и те суды Божьи, которые постигли их за их грехи, записаны как предостережение всем грядущим поколениям. Но преданность, усердие, щедрость израильтян являются образцом, достойным подражания. Все, кто ревностно поклоняется Богу и дорожит благословением Его священного присутствия, проявят такой же дух жертвенности при устройстве дома, где Он будет встречаться с ними. Они пожелают принести Господу самые лучшие дары, какими только обладают. Дом, построенный для Господа, не должен оставаться в долгах, ибо таким образом Бог будет обесчещен. Все необходимое для работы в доме Божьем нужно приносить добровольно, чтобы рабочие могли сказать подобно строителям храма: «Не приносите больше приношений».

Но не надо расстраиваться! Конечно же, супер shy;звезды хорошо дерутся на поле боя, но им просто не shy;обходим парень для подмоги, не так ли? Ксандр при shy;сел на корточки возле рюкзака Баффи и вытащил пару кольев.

– Баффи! – позвал он, глядя на свою подругу и в каждой руке держа по заточенному колу.

Скиния и ее строительство

Истребительница выхватила их так быстро, что он еле успел уловить ее движение. Через несколько секунд еще двумя кровопийцами стало меньше. , Вот все и закончилось. Вампиры мертвы. Мистер «плащ-с-капюшоном» безмолвно оглядывал теперь уже спокойную и пустынную улицу. В этом и была вся прелесть борьбы с вампирами. Когда их уничтожают, они взрываются, рассыпаясь на мельчайшие частички пыли, которую потом даже убирать не нужно.

Баффи улыбнулась незнакомцу:

– Спасибо. Но, кажется, мы еще не познакомились. Незнакомец кивнул головой, покрытой капюшоном.

Скиния была устроена так, чтобы ее можно было разбирать и переносить во время путешествий, поэтому ее следовало сделать не больше пятидесяти пяти футов в длину и восемнадцати футов в ширину и высоту. Однако это было прекрасное сооружение. Для постройки скинии и всех необходимых для нее предметов использовалось дерево акации (ситтим), которое отличалось прочностью среди всех остальных деревьев, растущих на Синае. Стены скинии состояли из вертикальных досок, вставленных в серебряные гнезда и прикрепленных к столбам кольцами. Все это было покрыто золотом, и создавалось впечатление, что все здание сделано из литого золота. Крышу скинии составляли четыре набора цветных покрывал: нижний слой «из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти» с херувимами искусной работы, а далее в указанном порядке еще три: из козьей шерсти, из красных бараньих кож, из синих бараньих кож, — они были расположены так, чтобы обеспечить полную водонепроницаемость.

– Мне нельзя здесь оставаться! – Он повернулся и исчез во тьме.

Баффи и Ксандр остались одни. Баффи вздохнула:

Скиния разделялась на два отделения великолепной занавесью, или покрывалом, подвешенным на позолоченных столбах, такая же занавесь закрывала вход в первое отделение. Эти занавеси, подобно внутреннему покрову, образующему потолок, были сделаны из шерсти чудесных цветов — голубой, пурпуровой и червленой, красиво чередующихся, а на них золотыми и серебряными нитями были вытканы херувимы, представляющие сонм ангелов, несущих службу в небесном святилище и являющихся служебными духами для народа Божьего на земле.

– Ну вот… Еще одна ночь в Хеллмуте.

Священный шатер находился на открытом пространстве, называемом двором, который был окружен завесами, или ширмами, сотканными из крученого виссона и прикрепленными к медным столбам. Вход во двор располагался с восточной стороны, он закрывался завесами из дорогой материи чудесной работы, хотя и не столь великолепными, как завесы святилища. Завесы двора были только вполовину высоты стен скинии, поэтому она хорошо была видна снаружи. Во дворе около входа стоял медный жертвенник всесожжения. На нем сжигались все жертвы, приносимые Господу, и его рога окроплялись искупительной кровью. Между жертвенником и входом в скинию помещался умывальник, тоже медный, который был сделан из зеркал, добровольно пожертвованных израильскими женщинами. Тут священники должны были омывать руки и ноги всякий раз, когда они входили во святилище или приближались к жертвеннику, чтобы совершить всесожжение Господу.

В первом отделении, или во Святом, находились стол для хлебов предложения, светильник и жертвенник курения. Стол для хлебов предложения стоял на северной стороне скинии. Вместе со своим изразцовым венцом он был весь покрыт чистым золотом. Каждую субботу на этом столе священники раскладывали стопками двенадцать хлебов и окропляли их ладаном. Хлеб, который убирали, почитался святым, и его должны были есть только священники. На южной стороне находился семисвечник с семью лампадами. Его украшали тончайшей работы цветы, которые напоминали лилии. Весь светильник был сделан из цельного слитка золота. Поскольку в скинии не было окон, лампады никогда не гасились, освещая помещение днем и ночью Перед завесой, отделяющей Святое от Святого святых — места непосредственного присутствия Божьего, — стоял золотой жертвенник курения. На нем священник должен был утром и вечером воскурять фимиам; рога жертвенника мазали кровью жертвы за грех, а в великий День искупления он окроплялся кровью. Огонь на жертвеннике был зажжен самим Богом и свято оберегался. День и ночь по всему святилищу и вокруг него распространялось благоухание святого фимиама.

– Ларри Хенсон, главный инженер «Атласа»?

– Точно.

За внутренней завесой находилось Святое святых — место прообразного служения примирения и ходатайства, образующее собой связующее звено между Небом и землей. В этом отделении помещался ковчег завета, сделанный из дерева акации, покрытый снаружи и внутри золотом и обрамленный сверху золотым венцом. Он служил местом хранения каменных скрижалей, на которых Сам Бог начертал Десять Заповедей. Поэтому он был назван ковчегом Божьего откровения, или ковчегом завета, так как Десять Заповедей стали основанием завета, заключенного между Богом и Израилем.

– Я вас ждал. Мне сказали, что вы имеете привычку заходить сюда перед тем, как ехать домой. Я не хотел разговаривать с вами в офисе.

Он положил на прилавок кожаный бумажник и раскрыл его. В одном из отделений находился полицейский значок, а в другом, под целлофаном, удостоверение личности на имя Джона Эгана из уголовной бригады. Хенсон почувствовал, как похолодело у него внутри.

– Чем могу быть вам полезен?

Крышка священного ковчега завета называлась престолом благодати. Она была сделана из цельного слитка золота, и ее осеняли два золотых херувима, находящихся на разных концах крышки. Одно крыло каждого из херувимов было простерто вверх, а другое укрывало тело (см. Иез. 1:11) в знак благоговения и скромности Положение херувимов с обращенными друг к другу лицами и их благоговейный взор, опущенный на крышку ковчега, символизировали благоговейное отношение небесных воинств к Закону Божьему и их заинтересованность в плане спасения.

Эган сделал глоток пива.

– Довольно странная ситуация... Я бы не хотел причинять кому-нибудь неприятности – по возможности. Поверьте мне, мистер Хенсон, полиция не хочет никому докучать, особенно если человек, будь то мужчина или женщина, встал на прямой путь.

Над престолом благодати находилась Шекина, знак Божественного присутствия, — между двумя херувимами Бог открывал Свою волю. Иногда Божественная воля сообщалась первосвященнику голосом из облака. Порой свет падал на херувима, стоящего по правую сторону, и это означало одобрение или принятие, а когда тень или облако покрывало херувима, стоящего по левую сторону, это означало неодобрение или отвержение.

– Вполне возможно.

Лейтенант Эган вынул из кармана фотографию и показал ее Хенсону. Тот понял, что это полицейская фотография. На ней была изображена Ванда с большим номером, закрывавшим ее грудь.

– Вы знаете эту девушку?

Закон Божий, находящийся в ковчеге, является великим мерилом праведности и справедливости. Этот закон объявлял смерть грешнику, но над законом находился престол благодати, выше которого открывалось присутствие Божье и откуда, благодаря примирению, было даровано прощение кающемуся грешнику. Так в служении Христа ради нашего искупления, символически представленном служением святилища, милость и истина встретились, правда и мир облобызались (см.Пс. 84:11).

– Естественно. Это моя секретарша мисс Ванда Галь.

Эган убрал фото в карман.

– Нам это сообщили в Де-Мейн. Сколько времени она у вас работает?

Никакие слова не в состоянии описать великолепие внутреннего устройства святилища. Облицованные золотом стены отражали свет золотого светильника, роскошно расшитые занавеси с сияющими херувимами, стал и жертвенник курений, мерцающие золотом, за второй завесой священный ковчег с его таинственными херувимами, а над ним святая Шекина, видимая слава присутствия Иеговы, — все это являлось лишь слабым отражением славного храма Божьего на небе, великого центра работы для спасения человека.

– Приблизительно три месяца. Но в компании она служит уже больше года.

– Ну и как она в качестве секретарши?

– Удовлетворительно. Не лучше и не хуже других.

Почти полгода ушло на устройство святилища. Когда оно было закончено, Моисей проверил всю работу строителей, сравнивая ее с образцом, показанным ему на горе, и сверяя с указаниями, полученными от Бога. «Как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей». С нескрываемым интересом израильтяне столпились вокруг, чтобы увидеть священное сооружение. Когда они с чувством благоговейного удовлетворения созерцали эту картину, облачный столп опустился на святилище и окутал его. «И слава Господня наполняла скинию». Там присутствовало Божественное величие, и некоторое время даже Моисей не мог войти туда. В сильнейшем волнении смотрел народ на знамение, означавшее, что их работа была принята. Ни единым громким возгласом он не выразил своей радости. Торжественное благоговение охватило всех. То, что переполняло сердца людей, выразилось в слезах радости и в искренних словах благодарности, что Бог удостоил их Своим пребыванием.

– А вы знаете что-нибудь о ее частной жизни?

Хенсон почувствовал, что на его лбу проступил пот.

– Очень мало. В общем, я вижу ее от десяти утра до пяти часов вечера, и все.

Священники и их облачение

Эган наклонил голову.

– Это то, что мы уже знаем. Вы женаты, не так ли?

– Кажется, вы основательно познакомились с моим досье! Женат. Вот уже двадцать четыре года.

Согласно Божественному повелению колено Левия было выбрано для служения в святилище. В древние времена каждый мужчина являлся священником своего семейства. В дни Авраама священство рассматривали как первородное право старшего сына. Теперь вместо всех первенцев Израиля Господь принял колено Левия для служения в святилище. Оказав им эту честь, он засвидетельствовал одобрение их верности как в служении, так и в исполнении Его суда, когда Израиль совершил отступничество, поклоняясь золотому тельцу. Все же за семьей Аарона было оставлено право священства. Только Аарон и его сыновья имели право служить пред Господом; а на остальных из этого колена возложили работу в скинии и заботу о предметах, находящихся в ней. Они также должны были помогать священникам во время их служения, но уже не имели права приносить жертвы, воскурять фимиам или смотреть на непокрытые святые предметы.

– И у вас есть сын по имени Джим, лейтенант флота?

– Совершенно верно.

Священникам в соответствии с их служением полагалось носить специальную одежду. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия», — гласило Божественное повеление. Одеяние простого священника шилось цельным, из одного куска белого полотна. Одежда была длинной, до самых пят, в талии схвачена льняным поясом, расшитым голубыми, пурпуровыми и красными нитями. Льняная митра, или кидар, дополняла верхнее одеяние. Возле горящего куста Моисею было дано повеление снять обувь, ибо земля, на которой он стоял, была святой. Так и священники не могли входить во святилище обутыми. Ведь приставшая к подошве пыль оскверняла бы святое место. Они должны были оставлять обувь во дворе, перед тем как войти во святилище, а также мыть руки и ноги перед служением в скинии или у жертвенника всесожжения. Это являлось постоянным напоминанием о том, что все нечистое следует удалить от тех, кто желает находиться перед лицом Бога.

– Вы считаете, что ладите со своей женой?

– Настолько хорошо, насколько можно ладить через двадцать четыре года после свадьбы... Но что означают ваши вопросы, лейтенант?

Одеяния первосвященника делались из дорогого материала искусной работы, приличествовавшего его высокому положению. Кроме льняной одежды обыкновенного священника, он носил еще голубое одеяние, также сотканное как одно целое, края подола были украшены золотыми колокольчиками и гранатами из голубых, пурпуровых h алых нитей. Поверх этого надевался ефод, верхняя укороченная риза, сотканная из золотых, голубых, пурпурных, червленых и белых нитей. К ефоду полагался еще пояс великолепной работы таких же цветов. Ефод был без рукавов, и его расшитые золотом плечи украшали два оникса, на которых были вырезаны имена двенадцати колен Израилевых.

– Простая формальность. Вы знали, что мисс Галь в прошлом была судима?

– Нет.

Лейтенант Эган доверительно сообщил:

Поверх ефода надевался нагрудник, самая священная часть в облачении первосвященника. Нагрудник был сделан из той же материи, что и ефод, и представлял собой квадрат в пядь длины и ширины, прикрепленный к плечам голубыми шнурами, вдетыми в золотые кольца. Нагрудник был окаймлен различными драгоценными камнями из тех же самых, что образуют двенадцать оснований города Божьего. В нагрудник были вставлены двенадцать драгоценных камней в золотой оправе, расположенных по четыре в ряд, на которых подобно камням на плечах были выгравированы имена двенадцати колен. Повеление Божье гласило: «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх. 28:29). Так и Христос, Великий Первосвященник, который представляет Свою Кровь пред Отцом, ходатайствуя за грешников, носит в своем сердце имя каждой раскаявшейся, верующей души. Псалмопевец говорит: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне» (Пс. 39:18).

– В этом нет ничего страшного. Просто, когда ей было семнадцать лет, она провела несколько месяцев в исправительном лагере. После чего, насколько нам известно, она встала на прямой путь. Но в семнадцать лет она связалась с одним жуликом, которого потом осудили на четыре года. На процессе и в суде она утверждала, что ничего об этом не знала. Он подтверждал ее слова. И эти шесть месяцев, которые она провела в колонии, были, можно сказать, не наказанием, а, что называется, наставлением на путь истины. После заключения она вела добропорядочную жизнь.

– Мне все-таки непонятно, почему вы спрашиваете меня обо всем этом, – заявил Хенсон.

– Том Коннорс, любовник мисс Галь, был обнаружен сегодня мертвым. Он лежал в кустарнике Линкольн-парка возле зоологического уголка.

Урим и Тумим

– Вот как! А какое отношение имеет к этому мисс Галь?

– Мы не знаем, замешана она в это дело или нет. Но, вспомнив ее старую связь с Коннорсом, мы, как только обнаружили труп, направились по последнему адресу мисс Галь: 1212, Норч, Селл-стрит. Привратница сообщила, что сегодня между двенадцатью и тринадцатью часами она переехала и не оставила адреса.

На правой и левой стороне нагрудника размещались два больших, ярко сверкающих камня. Они известны как Урим и Тумим. При помощи этих камней первосвященник узнавал Божью волю. Когда на суд Божий выносились вопросы, ореол света вокруг драгоценного камня справа был знаком Божественного согласия или одобрения, а облако, затемняющее камень слева, означало отвержение или неодобрение.

Хенсону захотелось рассказать Эгану правду, и только страх быть замешанным в полицейское расследование остановил его. Кроме того, ему хотелось убедиться, что «да» Ванды было серьезным. А впоследствии он с удовольствием расскажет лейтенанту все, что случилось.

– Она не сообщила вам, что переехала? – осведомился Эган.

– Нет, – солгал Хенсон, – она мне ничего не сообщила.

На митре первосвященника, представлявшей собой белый льняной тюрбан, была прикреплена голубым шнуром золотая дощечка с надписью «Святыня Господня». Всем своим внешним видом и поведением священники должны были внушать людям ощущение святости Бога, святости Его служения и чистоты, которая требовалась от всех приходящих пред Его лицо.

– Может быть, будет лучше, если я поднимусь и поговорю с ней в конторе? Но, что касается меня, то я считаю, что найдется очень мало женщин весом в пятьдесят килограммов, способных прикончить мужчину весом в девяносто и перенести его за семь миль. Хочу заметить, что без помощи другого мужчины это сделать просто невозможно, По сведениям, которые я выудил у жильцов дома, за те два года, что она там прожила, никто никогда не видел, чтобы ее посещал мужчина.

Эган допил пиво и поднялся.

Служение во святилище

– Ну что ж, мистер Хенсон, благодарю вас за любезность. Я говорил капитану, что, по-моему, малышка не может быть замешана в этом деле.

Хенсон остановил его.

Не только святилище, но и служение священников должно было «служить образу и тени небесного» (Евр. 8:5). Следовательно, это было очень важно, и Господь через Моисея дал исчерпывающие и точные указания по каждому пункту прообразного служения. Служение в святилище разделялось на ежедневное и годовое. Ежедневное служение совершалось на жертвеннике всесожжения во дворе скинии и во Святом, а годовое служение — во Святом святых.

– Минутку, лейтенант...

– Да?

– Судя по вашей карточке, вы из уголовной бригады. Но у прочел сегодня в «Нью» про Коннорса. Там говорилось, что смерть явилась результатом пьяной драки.

Ни один смертный, кроме первосвященника, не должен был видеть внутреннее отделение святилища. Только раз в году первосвященник мог войти туда, и то после самого тщательного и торжественного приготовления. С трепетом он являлся пред лицо Божье, в то время как народ в благоговейном молчании ожидал его возвращения, вознося сердечные молитвы о Божественном благословении. Перед престолом благодати первосвященник совершал примирение за Израиля. И в облаке славы Бог встречался с ним. Если первосвященник задерживался там дольше обыкновенного, народ начинал бояться, как бы из-за их или его личных грехов слава Господня не убила его.

Эган задумался.