Уайт Елена Г
Свидетельства для Церкви (Том 7)
Елена Уайт
СВИДЕТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕРКВИ
Том седьмой
Свидетельство № 35
СОДЕРЖАНИЕ
Время и обстоятельства при написании седьмого тома
Раздел I ПРИЕМЛЕМОЕ СЛУЖЕНИЕ
1. Работа спасения душ 9
2. Призыв к проповеди Евангелия 13
- Постоянно растущая работа 14
3. Работа для членов церкви 18
- Пустынные места земли 22
- Миссионеры на своем содержании 23
4. Работники, выдвинутые из рядовых членов 25
5. Распространение победы креста 29
- Работа церкви 30
- Святой Дух - наша сила 30
- Сила, дарованная апостолам 31
- Та же сила должна проявиться и сегодня 32
6. Работа в городах 34
7. Работа в великом Нью-Йорке 37
8. Не медлите больше 40
9. Семейное богослужение 42
10. Обязанности семейной жизни 45
Раздел II НАША МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА
11.Расширение работы 51
- Город Нью-Йорк 54
- Южные штаты 56
- Во всех странах 58
12. Знание принципов здоровья 62
13. Высокое призвание работников наших санаториев 68
14. Весть для наших врачей 72
15. Ценность пребывания на свежем воздухе 76
16. Вдали от городов 80
17. В сельской местности 85
18. Подальше от общества богатых 88
19. Тщательное обдумывание при строительстве 90
20. Не для искателей удовольствии 95
21. Централизация 99
22. Отличительный знак нашего вероучения 104
Раздел III ЗДОРОВАЯ ПИЩА
23. Медико-миссионерская работа в городах 110
24. Работа столовых 115
- Забота о сотрудниках 117
- Наши столовые закрыты по субботам 121
25.Здоровая пища 124
26. Приготовление здоровой пищи 127
- Обращение к нашим собратьям всех стран 128
- Недобрая работа 129
27. Учите народ 132
Раздел IV ИЗДАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
28. Божье намерение о наших издательствах 138
- Свидетели истины 138
- Демонстрация христианских принципов 142
- Средства миссионерской работы 144
- Подготовительные школы для работников 146
- Осуществление Божьего намерения 148
29. Литература нашего вероисповедания 150
- Главная цель наших изданий 150
- Работники должны иметь личные опыты 152
- Материал для опубликования 155
- Единство 156
- Случаи из личного опыта 157
- Весть для настоящего времени 157
- Издание книг 158
- Цены 159
- Переводы 160
30. Коммерческая работа 161
- Возможности в коммерческой работе 161
- Не ставить на первое место 162
- Цены 163
- Развращающая литература 164
31. Издательства в миссионерских полях 169
32. Отношения между издательствами 171
- Объединение 172
- Соперничество 173
- Сотрудничество 174
33. Литературный евангелизм 175
34. Автор 176
35. Церковь и издательство 182
- Обязанности церкви по отношению к издательству 182
- Обязанности издательства по отношению к церкви 187
36. Святость Божьих учреждений 191
37. Зависимость от Бога 194
38. Сотрудничество 197
39. Самообладание и верность 199
40. Опасное влияние вредной литературы 203
41. Избегайте долгов 206
42. Вера и мужество 210
43. Самопожертвование 215
Раздел V В ЮЖНОМ ПОЛЕ
44. Нужды Южного поля 220
- Обращение к цветной расе 223
- Зов цветной расы 226
- Евангелие для бедных 226
- Что может быть сделано 226
45. Центры влияния 231
- Нашвилл как центр 232
46. Наставления для работников 235
47. Будьте мужественны 242
Раздел VI СОВЕТЫ ДЛЯ НОСИТЕЛЕЙ БРЕМЕНИ
48. Проповедники и деловые вопросы 246
- Подготавливайте людей для выполнения деловых операций 247
- Необходимо руководствоваться правильными принципами 248
49. Находите время для беседы с Богом 250
50. Работа служителя 254
51. Совещания комитетов 256
- Питание и деловые заседания 257
52. Церковная дисциплина 260
53. Будем внимательны друг ко другу 265
54. Учителям наших школ 267
- Ревностные усилия 268
- Приветствие Христа миру 268
- Печальное состояние мира 270
- Сила свыше 273
55. Уважение к людям, борющимся с трудностями 277
- Неразумные изменения 280
- Призыв к служению 280
56. Разумное распределение средств 283
57. Наши престарелые работники-пионеры 286
58.Забота о работниках 290
- Невнимание к работникам 291
- Дома для работников 291
- Наши санатории - к услугам работников 292
- Фонд для работников 294
ВРЕМЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИ НАПИСАНИИ СЕДЬМОГО ТОМА [3]
Седьмой том \"Свидетельств для Церкви\" издан в конце 1902 г. почти два года спустя после выпуска шестого тома; но в эти немногие месяцы произошли великие, эпохальные события, особенно в реорганизации работы нашего движения.
38 лет назад, в 1863 г., была организована Генеральная конференция АСД, объединившая в пределах США шесть местных конференций. Тогда было лишь 30 проповедников, обслуживавших 3500 членов в 125 церквах. В то время среди АСД еще не было ни школ, ни санаториев, было лишь одно издательство.
Каждое последующее десятилетие приносило с собой удвоение числа членов и работников и возникновение новых направлений в работе. К концу XIX в. дело Божье расширилось до всемирных масштабов. Статистический отчет 1900 г. свидетельствует, что уже тогда литература печаталась на 39 языках в 16 издательствах. 500 рукоположенных проповедников вместе с 1000 других работников в различных отраслях нашей церкви обслуживали 66000 членов в 1892 церквах. Эти верующие входили в состав 45 местных конференций и 42 местных миссионерских полей. Местные конференции в Австралии и Европе были объединены в унионные конференции.
По мере развития издательской, медицинской и воспитательной работы, а также субботней школы, формировались автономные организации, чтобы заботиться об этих отраслях дела. В то время работали следующие организации: Всемирное Объединение субботней школы, Общество медиков-миссионеров, Общество религиозной свободы, помимо различных издательских и воспитательных обществ. Работа иностранных миссий управлялась Правлением иностранных миссий. Хотя интересы этих различных организаций были тесно связаны между собой, однако каждая из них считалась [4] автономной организацией с центрами, далеко отстоящими друг от друга на территории США. К примеру, контора Правления иностранных миссий располагалась в Нью-Йорке из-за того, что здесь находился главный портовый центр. Общество субботней школы избрало своим центром ради удобства всех служителей город Окленд, штат Калифорния. Центр Общества религиозной свободы располагался в городе Чикаго, штат Иллинойс, и центр медицинско-миссионерской работы был сосредоточен в Батл-Крике, штат Мичиган.
Нетрудно заметить, что церковь АСД в своем естественном развитии далеко превзошла все первоначальные административные установки Генеральной конференции 1863 г. Назрела необходимость сделать некоторые изменения. Комитет Генеральной конференции состоял из 12 членов, четверо из которых находились в Батл-Крике. Могли ли эти несколько человек проявлять заботу о быстро развивающейся работе, принявшей теперь всемирные размеры? Все местные конференции и миссии по всему миру, кроме Австралийской и Европейской унионных конференций, согласно выработанному положению должны были обращаться за руководством непосредственно в Генеральную конференцию. Посему не удивительно, что нуждами некоторых полей пренебрегали, или руководство ими было недостаточно эффективным. Затруднения еще более увеличились, когда некоторые отрасли непомерно увеличивали свои притязания и становились независимыми от общей организации.
Такая ситуация сложилась в церкви АСД по состоянию на апрель 1901 г., когда сестра Уайт, лишь недавно возвратившаяся из Австралии в США, обратилась к собранию Генеральной конференции при ее открытии. Она призвала к основательной реорганизации работы, особенно подчеркивая нужду в распределении обязанностей и ответственности. В то время была очевидная нужда в преодолении всех сложных, запутанных проблем. И теперь, когда прозвучал призыв к действию, при помощи мужей, обладавших даром предвидения и веры, работа Генеральной конференции была реорганизована. Во-первых, был одобрен план создания унионных конференций, [5] начало реализации которого было положено в Австралии, а затем перенесено в Европу. Это освободило Генеральную конференцию от многих забот, которые можно и необходимо было преодолеть на месте. Во-вторых, была проведена основательная работа по введению различных автономных организаций, таких, как издательство, субботняя школа, медицинская и воспитательная службы, в состав Генеральной конференции на правах отделов. И в-третьих, комитет Генеральной конференции был расширен и в него включили все мировые поля и направления.
Некоторые сферы деятельности Генеральной конференции были реорганизованы весьма быстро. Сразу начали функционировать отделы субботней школы, воспитания и религиозной свободы. Для других отраслей дела перестройка заняла некоторое время, в определенных случаях многие не видели нужды в перемене, пока не случилось бедствие. Это в особенной мере относилось к медицинской работе здесь была необходимость, чтобы процесс реорганизации созрел в мышлении людей, связанных с ней; требовалось, чтобы изменился их взгляд на работу, в которой они были заняты. Батл-Крикский санаторий во время сессии Генеральной конференции 1901 г., кажется, достиг зенита своей славы и со своими сопутствующими институтами составлял большую часть работы АСД. Стало очевидным, что руководители санатория представляли себе великую христианскую медико-миссионерскую работу, по своему характеру как бы совершенно отдельную от Церкви АСД. Они даже полагали, что их служение должно вскоре превзойти и затмить работу Церкви АСД.
Но вот 18 февраля 1902 г. произошло первое бедствие. Главное здание Батл-Крикского санатория сгорело до основания. В то время, когда согласовывались меры по восстановлению утраченного, урок, преподнесенный пожаром, наряду с данными советами Духа пророчества в течение нескольких месяцев был усвоен многими работниками и заставил их более трезво посмотреть на действительное место медико-миссионерской работы как важной, но неотъемлемой части работы Церкви АСД. Последовал призыв распространить и учредить многие медико-миссионерские центры, но не слишком большие по своим масштабам. [6] Именно об этом написано в статьях сестры Уайт в разделе \"Наша медицинская работа\". Они включены в 7-й том, чтобы продолжать свое служение для нашей Церкви.
Несколько ранее, когда были учреждены издательства \"Ревью энд Геральд\" и \"Пасифик Пресс\", созрела необходимость иметь полностью оборудованные цеха, чтобы выпускать хорошо оформленные книги по умеренной цене. Вначале издательства не имели такой загрузки, чтобы выпускать литературу исключительно для церкви АСД. Для обеспечения работы типографий, содержания штата издательств наши издательские дома прибегали к печатанию коммерческой литературы. Такая работа включала в себя изготовление канцелярских бланков и даже выпуск больших переплетных книг. Все это хорошо оплачивалось и помогало содержать оборудование и специалистов издательств на здравой основе.
Но в данном случае возник ряд проблем, связанных с коммерческими изданиями. Были предложены и приняты рукописи книг, не вполне возвышенного характера. А некоторые книги содержали серьезные доктринальные заблуждения и посему были весьма вредными. Такое положение достигло своего апогея в период написания 7-го тома. Издательства получили вести Духа пророчества, указывающие на опасности в этой работе и призывавшие к реформе. Затем, по мере того, как работа нашей Церкви расширялась, все оборудование и персонал издательств должны были использоваться исключительно в пользу Церкви АСД. Однако этого не произошло до тех пор, пока оба издательства - \"Ревью энд Геральд\" и \"Пасифик Пресс\" - не были уничтожены огнем... Когда была проведена работа по восстановлению зданий, руководители снова начали трудиться с верой, используя здания и оборудование для выпуска литературы исключительно для Церкви АСД. Они так поступили, исходя из советов 7-го тома, имевших формирующее влияние на нашу издательскую работу по всему миру. [7] Во время путешествия сестры Уайт от санатория \"Св. Елены\" в Калифорнии до города Батл-Крик, штат Мичиган в 1901 г., (ради посещения сессии Генеральной конференции), она избрала южный маршрут. Прежде всего Уайт остановилась в Нашвилле, чтобы познакомиться с основанным там издательством и посетить новые школы в других местах. Все эти учреждения были построены в ответ на ее призывы в журнале \"Ревью\", как начало расширения работы на Юге. Ее советы вдохновляли и руководили теми, кто совершал эту работу, хотя во время написания призывов и советов она находилась в Австралии. Теперь ей представлялась возможность увидеть, что было достигнуто.
Увидев все совершенное в Южном поле и его нужды в новом свете, дополненные откровениями, которые были даны ей, сестра Уайт настоятельно призывала к увеличению числа постоянно занятых работников и рядовых членов в Южных штатах. Цель этого свершения - воспользоваться преимуществами для распространения вести и решить проблемы ради успешного свершения работы среди белых и цветных людей. Эти волнующие призывы, написанные в течение двухлетнего периода, образуют важную часть 7-го тома. Они способствовали тому, что многие семьи направились на Юг, чтобы возвещать весть через спокойную, благочестивую жизнь и активную миссионерскую работу. Сегодня виден обильный урожай этого посева.
По мере того, как Адвентисты седьмого дня в своих ранних опытах учили и практиковали проведение реформ на деле, они пришли к выводу о необходимости приготовления здоровых продуктов питания. Это имело целью заменить вредные продукты и помочь приготовлять аппетитную и всесторонне сбалансированную пищу. Такие учения и практические усилия положили основание великому принципу приготовления продуктов, который развивался в последующие годы, хотя производство таковых началось еще в предыдущие времена. Так, в период написания 7-го тома уже действовал целый ряд наших центров приготовления [8] здоровой пищи и в некоторых городах функционировали рестораны, готовящие здоровую пищу. Несколько глав, появившихся в 7-м томе, представляли в этом отношении хороший совет, побуждая проводить курс, содействующий отличительной вести, которую наш народ возвещает по всему миру.
Вести периода написания 7-го тома также призывают к работе в городах. Хотя такие призывы имели место и в последующие годы, все же нужды наших великих городов в данном случае представлены пред нашим народом в начальном разделе данной книги. Эта работа не ограничивается кругом работников местной конференции. В ней должны принять участие и рядовые члены Церкви. Это особенно относится к великим центрам населения. В то время уже началась большая миссионерская программа, которая продолжается уже много лет.
Когда из печати вышел VII том, Адвентисты седьмого дня уже более чем пол-столетия совершали активную работу. По мере уходящих лет становилось все больше работников, которые должны были сложить свои полномочия и оставить свои труды из-за возраста или болезней. Таковые жертвовали всем и трудились, чтобы созидать дело Божье, но когда наступило время и они оставили работу и более молодые взяли их бремя, для таковых не было никакого обеспечения для дальнейшей жизни. Эта нужда и пути для ее преодоления были ясно открыты сестрой Уайт, и в ее заключительных вестях VII тома она в нежных словах изложила ответственность и заботу Церкви о своих престарелых работниках. Плод ее призыва о фонде для таких уходящих на покой работников виден и сегодня в специальном плане поддержки, который вошел в действие несколько лет спустя после напечатания этого тома.
Таким образом, VII том посвящен лишь немногим видам наставлений, но его жизненно важные советы простираются весьма далеко и приносят богатые плоды.
Доверенные по изданию трудов Е. Г. Уайт. [9]
СВИДЕТЕЛЬСТВО ДНЯ ЦЕРКВИ № 35 (1902 г.)
Раздел I
ПРИЕМЛЕМОЕ СЛУЖЕНИЕ
\"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная\" (Рим. 12:2).
1. РАБОТА СПАСЕНИЯ ДУШ [9]
Бог дал мне весть для Его народа. Люди должны пробудиться, распространить свои шатры и расширить свои пределы. Братья и сестры, вы куплены дорогою ценою, а посему все, что вы имеете и что собою представляете, должно быть употреблено во славу Бога и для блага ваших ближних. Христос умер на кресте для того, чтобы спасти мир, погибающий во грехе. И Он просит вашего соучастия в этом деле. Вы должны быть Его рукой помощи; С искренним, неослабевающим усердием старайтесь спасать погибающих. Помните, что крест стал необходимым именно по причине ваших грехов. Приняв Христа, как своего личного Спасителя, вы дали торжественное обещание объединиться с Ним и вместе нести крест. Живете ли вы или умираете, вы соединены с Ним как часть великого плана искупления.
Преобразующая сила благодати Христа совершенствует человека, отдающего себя на служение Богу. Исполненный Духом Искупителя, он готов к самоотречению, готов нести крест и идти на любую жертву ради Господа. Такой человек не может больше оставаться равнодушным к душам, погибающим вокруг него. Его собственное \"я\" отошло на задний план. Он стал новой тварью [10] во Христе, и удовлетворение эгоистичных интересов не имеет уже места в его жизни. Он полностью сознает, что все его существо принадлежит Христу, искупившему его от рабства греха и что каждый шаг его будущей жизни куплен драгоценной кровью единственного в Своем роде Сына Божьего.
Настолько ли вы понимаете жертву, принесенную на Голгофе, чтобы все остальные интересы подчинить делу спасения душ? То же пламенное желание спасать грешников, которое характеризовало жизнь Спасителя, отметит жизнь и Его истинного последователя. У христианина нет стремления жить только для себя. Он находит радость в том, чтобы посвятить все, что имеет и чем обладает, служению Господу. Он движим непреодолимым желанием спасать души для Христа. Тем же, которые не испытывают в себе такого желания, следовало бы более серьезно позаботиться о своем личном спасении. Пусть таковые молятся о достижении истинного духа служения.
Как я могу наилучшим образом прославить Того, Кому я принадлежу по праву творения и искупления? Вот вопрос, который мы должны задавать себе. С искренней озабоченностью истинно обращенный христианин будет стремиться спасать тех, кто по-прежнему еще находится во власти сатаны. Он откажется от всего, что могло бы воспрепятствовать ему в этом святом деле. Если у него есть дети, он осознает, что его работа должна начаться с его собственной семьи, ибо дети очень дороги ему. Помня, что дети являются младшими членами Христовой семьи, истинный христианин всеми силами будет стараться помочь им стать на сторону Господа. Он дал торжественное обещание служить Христу, прославить и повиноваться Ему, и он терпеливо и неустанно будет стараться воспитывать своих детей так, чтобы они никогда не были во вражде со Спасителем.
На отцов и матерей Бог возложил ответственность за спасение их детей от власти сатаны. Это их работа, [11] которой они ни в коем случае не должны пренебрегать. Те родители, которые поддержат живую связь со Христом, не будут находить себе покоя до тех пор, пока не увидят своих детей в рядах Церкви. Это цель всей их жизни.
Родители, не пренебрегайте работой, предстоящей вам в вашей домашней церкви. Это ваше первое поле миссионерской деятельности. Самая важная работа, которую вы можете сделать,- приобрести своих детей для Господа. Когда они заблуждаются, будьте с ними нежны, но в то же время решительны. Помогите им объединиться с вами в борьбе со злом, через которое сатана пытается погубить души и тела человеческие. Разделите с ними тайну креста, тайну, которая для вас означает освящение, искупление и вечную победу. Какую великую победу вы одержите, если будете брать детей с собой на служение Господу!
Если окружающие вас семьи противятся истине, старайтесь побудить их прислушаться к голосу Христа. Действуйте терпеливо, мудро, осмотрительно, привлекайте их нежным служением любви. Представьте истину такой, чтобы она была видна во всей ее красоте и оказала такое влияние, которому нельзя противостоять. Таким образом стены предубеждений будут устранены.
Если бы эта работа выполнялась добросовестно, если бы отцы и матери ревностно трудились для членов своих собственных семейств, а также и для окружающих их людей, превознося Христа своей благочестивой жизнью, тогда тысячи душ были бы спасены. Когда дети Божьи будут истинно обращенными, когда они осознают возложенную на них обязанность трудиться для своих ближних, когда они будут использовать все средства для освобождения грешников от власти сатаны, тогда с наших Церквей снимется поношение.
В нашем распоряжении остается слишком мало времени для приготовления к вечности. Поэтому пусть Господь откроет сомкнутые глаза Своих детей и пробудит их [ 12] притупленные чувства, чтобы люди могли понять, что Евангелие есть сила Божья ко спасению всякому верующему. Пусть они посмотрят, как важно представить Бога так, чтобы мир мог видеть Его во всей Его красоте. Пусть они будут настолько исполнены Духа Святого, Который пребывал в Нем, чтобы мир не имел силы препятствовать им указывать на те чудесные возможности, которые открываются перед каждым человеком, принимающим Христа.
Во всех отраслях нашей работы ощущается нужда в большей серьезности. Время идет. Служители Божьи не должны ослабевать в усердии, пламенеть духом в служении Господу. Люди нуждаются в истине, и она должна быть возвещена им со строгим и искренним усердием. Нужно искать души, молиться за них, трудиться для них. Нужно обращаться с серьезными призывами. Нужно возносить горячие молитвы. Наши слабые, безжизненные прошения должны смениться пламенными молениями. Слово Божье говорит: \"Много может усиленная молитва праведного\" (Иак. 5:16).
Мир - это наше поле миссионерского труда, и мы должны усиленно трудиться, окруженные атмосферой Гефсимании и Голгофы. [13]
2. ПРИЗЫВЫ К ПРОПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ
Это вечный закон Иеговы, чтобы всякий, принявший истину, в которой так нуждается мир, считал своим первым долгом возвещать эту истину другим. Однако где же те, которые смотрели бы на несчастье погибающих грешников как на свое собственное несчастье? Когда я смотрю на так называемых детей Божьих и вижу их нежелание служить Ему, мое сердце исполняется болью, которую нельзя выразить словами. Как мало людей проявляют истинное единодушие с Богом в Его важной завершающей работе. Еще тысячи людей должны быть предупреждены, и, однако, как мало христиан полностью посвящают себя делу спасения, желая идти на все, лишь бы только быть способными приобретать души для Христа. Иисус умер, чтобы спасти мир. С полным смирением, скромностью и самоотречением Он трудился и трудится ради спасения грешников. В то же время многие их тех, кто должен был бы сотрудничать с Ним, крайне самодовольны и беспечны.
В народе Божьем наших дней наблюдается отсутствие той любви, которую следовало бы испытывать к гибнущим душам. Мы говорим о христианских миссиях. Звуки нашего голоса слышны, но чувствуем ли мы нежное влечение Христа к тем, которые блуждают вне церкви? Если же наши сердца не бьются в унисон с сердцем Христа, то как можем мы понять святость и важность той работы, к которой Господь призывает нас, говоря: \"Неусыпно пекитесь о душах... как обязанные дать отчет\" (Евр. 13:17)?
Бог ожидает, чтобы в людях пробудилось сознание их ответственности. Он ждет, чтобы они объединились с Ним. Пусть же они услышат зов к проповеди Евангелия и не будут медлить в исполнении воли Господа. [14] Сознаем ли мы, какое огромное множество людей в мире следит за нашими движениями? Из разных уголков, откуда мы меньше всего ожидаем, будут раздаваться голоса, побуждающие нас ускорить возвещение миру последней вести благодати. Служители и весь народ, пробудитесь! Спешите оценить и использовать каждое преимущество, каждую возможность, предлагаемую нам Провидением. Бог, Христос и все небесные ангелы делают все возможное, чтобы сдержать ярость сатанинского гнева и не допустить нарушения планов Божьих. Бог живет и царствует. Он управляет всеми делами вселенной. Пусть же Его воины смело идут к победе. Пусть в их рядах царит совершенное единство. Пусть они ведут битву до конца. Господь, как Всемогущий Победитель, будет помогать им.
Пусть евангельская весть звучит в наших церквах, призывая народ ко всеобщему подъему и действию. Пусть члены Церкви укрепляются в вере, перенимая рвение от своих невидимых небесных союзников и умножая его сознанием своих неистощимых источников; они также должны осознавать величие дела, в котором они принимают участие, и силу своего Вождя. Те христиане, которые полностью подчиняются руководству Божьему, желая, чтобы Он Сам вел их и управлял ими, своими глазами увидят точное исполнение предопределенных Богом событий. Исполненные Духом Того, Кто отдал Свою жизнь за жизнь мира, они не будут больше бездействовать, ссылаясь на то, что они не могут сделать. Облекшись в небесные доспехи, они вступят в бой, готовые действовать и рисковать ради Бога, зная, что Его Всемогущество восполнит их нужды.
ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЮЩАЯ РАБОТА
Служители Божьи должны использовать каждую возможность для расширения Его Царства. Апостол Павел говорит, что \"это хорошо и угодно Спасителю нашему, [15] Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины\", и для этого необходимо \"совершать молитвы, прошения и моления и благодарения за всех человеков\" (1Тим. 2:3-4, 1). И Иаков пишет: \"Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов\" (Иак. 5:20). Каждый верующий обязан соединиться со своими собратьями, чтобы возвещать приглашение: \"Идите, ибо уже все готово\" (Лук. 4:17). Всякий должен ободрять и других людей, чтобы и они были готовы совершать работу ревностно, от всего сердца. Живая Церковь будет обращаться к миру с горячими призывами, и жаждущие души будут направлены к источнику жизни.
Апостолы добросовестно выполнили возложенные на них обязанности, стремясь расширить сферу своей деятельности и возвестить Евангелие в других странах. Их пример убеждает нас в том, что в винограднике Господнем нет места лентяям. Служители Божьи должны непрестанно расширять круг своих стремлений. Они должны всегда делать больше, но никогда не меньше. Работа Божья должна постоянно расширяться и углубляться, пока не охватит весь мир.
Завершив свое миссионерское путешествие, Павел и Варнава на обратном пути вновь посещали основанные ими церкви, избирая людей для совместного труда в святом деле. Точно так же служители Божьи должны трудиться и сегодня, избирая и воспитывая молодых людей в качестве своих преемников. До поможет нам Господь освятиться, чтобы по нашему примеру и другие могли освятиться и стать способными успешно выполнять работу приобретения душ для Христа.
Мы подходим все ближе к окончанию истории нашей земли. Вскоре мы предстанем перед великим белым престолом. Вскоре навсегда окончится время нашей работы. Ищите же каждый удобный случай, чтобы вовремя сказать слово тем, с кем вам приходится общаться. [16] Не тратьте время на то, чтобы сначала познакомиться с ними, а потом уже предлагать им бесценные сокровища истины. Идите работать - и перед вами откроются все пути.
В день суда обреченные на погибель люди вполне осознают значение жертвы, принесенной на Голгофе. Они увидят, чего они лишились, не пожелав быть верными Богу. Они будут размышлять о высоком, святом общении, о том преимуществе, которое они могли получить в свое время. Но будет слишком поздно. Последний призыв уже прозвучал. И поэтому раздастся плач: \"Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены\" (Иер. 8:20).
На нас лежит серьезная ответственность предупредить мир о его приближающейся гибели. Со всех сторон из дальних и близких мест слышны призывы о помощи. Бог призывает Свою Церковь подняться и облечься в Его силу. Бессмертные венцы должны быть приобретены; Царство Небесное должно быть достигнуто; мир, погибающий в неведении, должен быть освещен истиной.
Мир не убеждается учением, проповедуемым из-за кафедры, но жизнью Церкви. Проповедник за кафедрой провозглашает теорию Евангелия, сила же его демонстрируется практическим благочестием Церкви.
Слабая и несовершенная, постоянно нуждающаяся в советах и предостережениях, Церковь тем не менее является предметом наивысшей заботы Христа. Посредством Своей благодати Он совершает такие опыты над человеческим сердцем и достигает такого преобразования характера, что даже ангелы приходят в изумление и выражают свой восторг в хвалебных гимнах. Они радуются при мысли о том, что грешный, заблуждающийся человек может быть изменен и преобразован. [17] Когда весть третьего ангела превратится в Громкий клич, великая сила и слава будут сопровождать ее провозглашение. Лица детей Божьих будут сиять светом.
Господь приготовит мужчин, женщин и даже детей, подобно Самуилу, для святой работы, сделав их Своими вестниками. Тот, Кто не дремлет и не спит, внимательно наблюдает за каждым работником, избирая для него сферу его деятельности. Все небо следит за борьбой, которую слуги Божьи ведут при обстоятельствах, кажущихся иногда совсем безнадежными. Но когда дети Божьи сплотятся вокруг знамени своего Искупителя, подвизаясь добрым подвигом веры, будут одержаны новые победы, будут приобретены новые почести. Небесные ангелы окажут поддержку верующему народу Божьему, и когда воинства работников Господних поют здесь, на земле, свои хвалебные песни, хор ангелов в небе присоединяется к ним в благодарении, вознося хвалу Богу и Его Сыну.
Никто не кажется более беспомощным и в то же время никто не является в действительности более непобедимым, чем душа, сознающая свое ничтожество и всецело полагающаяся на заслуги Спасителя. Бог скорее пошлет любого из небесных ангелов на помощь такой душе, нежели допустит, чтобы она оказалась побежденной.
Боевой клич к проповеди Евангелия звучит по всей линии борьбы. И пусть каждый воин Креста выступит вперед не со своей самонадеянностью, но в кротости, смирении и с твердой верою в Бога. Ваша работа, моя работа не прекратятся в этой жизни. Короткое время мы будем отдыхать в могиле, но когда раздастся зов, мы вновь, уже в Царствии Божьем, вернемся снова к нашей работе. [18]
3. РАБОТА ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ
Господь послал нам весть, чтобы сообщить ее миру, весть, которую нужно провозглашать в полноте силы Святого Духа. Пусть же наши служители увидят всю необходимость своих стараний по спасению погибающих. Необращенные должны услышать пламенные, ясные призывы. \"Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?\" - спрашивали фарисеи учеников Христа. В ответ Спаситель сказал: \"Я пришел призвать не праведников, но грешников к показанию\" (Матф. 9:11, 13). Вот работа, которую Христос поручил нам совершать. И она никогда не была более необходимой, чем в настоящее время.
Бог не поручил Своим служителям заниматься разбором церковных дел. Ибо скорее, чем эта работа будет совершена, ее нужно начинать сначала. Члены Церкви, о которых заботятся или для которых трудятся подобным образом, становятся духовно слабыми людьми. Если бы девять десятых всех усилий, прилагаемых к уже знающим истину христианам, были направлены к людям, никогда не слышавшим об истине, то успех был бы несравненно большим! Бог удерживает Свои благословения, потому что Его народ не действует согласно Его указаниям.
Христиане духовно слабеют, когда они, зная истину, ожидают, чтобы служители тратили на них свое время и способности, которые следовало бы применить для работы с необращенными. Во многих наших городских церквах служители проповедуют из субботы в субботу, и из субботы в субботу члены церкви приходят в дом Божий, не произнося ни одного слова другим людям о благословениях, полученных ими. Они не трудятся в течение недели, чтобы претворять в жизнь те наставления, которые были преподаны им в субботу. И до тех пор, пока члены церкви не будут прилагать усилий, чтобы [19] оказывать другим людям помощь, уже полученную ими, в их рядах будет наблюдаться крайняя духовная слабость.
Самая великая помощь, которая может быть оказана нашему народу, заключается в том, чтобы научить их работать для Бога и полагаться на Него, а не на служителей. Пусть они присоединятся к воинству Его работников и совершают для Него верное служение.
Время от времени наши проповедники должны говорить по субботам в церквах краткие проповеди о жизни и любви Христа. Однако члены церкви не должны ожидать проповеди каждую субботу.
Следует помнить, что мы лишь странники и пришельцы на этой земле, направляющиеся в лучшую небесную страну. Поэтому будем трудиться с такой серьезностью, с таким посвящением, чтобы грешники обращались ко Христу. Каждый, кто соединился с Господом в завете служения, тем самым объединился с Ним в великой, благородной работе спасения душ. Пусть же члены церкви в течение недели верно исполняют свою часть труда, а в субботу рассказывают о своих опытах. Тогда собрание будет как бы пищей вовремя, дарующей всем присутствующим новую жизнь и свежие силы. Когда дети Божьи увидят великую потребность так трудиться, как трудился Христос в деле обращения грешников, тогда их свидетельства, представляемые на субботнем богослужении, будут преисполнены силы. С радостью они будут говорить о ценных опытах, приобретенных в работе для ближних.
Наши проповедники не должны тратить время, работая с теми, которые уже приняли истину. С Христовой любовью, горящей в их сердцах, они должны идти и приобретать грешников для Спасителя. Они должны сеять семена истины у всех вод. Необходимо посещать [20] одно место за другим, чтобы одна за другой формировались новые церкви. Принявшие истину должны организовываться в церкви, после чего проповедник обязан переходить на другие, столь же важные поля.
Сразу же, как только организуется новая церковь, проповедник обязан поставить всех ее членов на работу. Необходимо научить их, как лучше и успешнее совершать святое дело. Пусть служитель посвящает больше времени воспитанию, нежели проповедыванию. Пусть он учит новообращенных, как передавать другим те знания, которые они получили сами. Уча новообращенных обращаться за советом к более опытным собратьям, необходимо в то же время указать им, чтобы они не ставили проповедника на место Бога. Проповедники всего лишь люди, подверженные, как и все, человеческим слабостям. Лишь Христос - это Тот, к Кому мы должны обращаться за руководством. \"Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины... И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать\" (Иоан. 1:14, 16).
Сила Евангелия должна снизойти на вновь организованные церкви и приготовить их к служению. Некоторые из новообращенных членов будут настолько исполнены силой Божьей, что немедленно приступят к работе. Они будут трудиться с таким рвением, что у них не будет ни времени, ни желания ослаблять руки своих собратьев злой критикой. Их единственное желание - нести истину в новые места.
Господь указал мне на ту работу, которая должна совершаться в наших городах. Верующие в этих городах могут работать для Бога в семьях, живущих с ними по соседству. Они должны трудиться спокойно и смиренно, неся с собой всюду, где бы они ни находились, атмосферу неба. Если они оставят свое \"я\", всегда указывая лишь на Христа, то сила их влияния будет явной и ощутимой. [21] Когда работник полностью посвящается на служение Господу, он приобретает опыты, которые сделают его способным наиболее успешно работать для Господа. Влияние, привлекшее его ко Христу, поможет ему привести и других ко Христу. Возможно, на него никогда не будет возложена обязанность стать публичным оратором, и, тем не менее, он - служитель Божий, и его работа свидетельствует о том, что он рожден от Бога.
Господу не угодно, чтобы на служителей возлагалась большая часть работы в посеве семени истины. Людей, не призванных к делу служения, также необходимо поощрять работать для Господа в меру их способностей. Сотни наших братьев и сестер, ныне бездеятельных, могли бы совершать приемлемое служение. Неся истину в семьи своих друзей и соседей, они могли бы выполнить великую работу для Господа. Бог нелицеприятен. Он использует смиренных, посвященных христиан, даже если они и не получили столь основательного воспитания, как некоторые другие. Пусть таковые совершают для Него служение своей работой из дома в дом. Сидя возле камина, они могут, если только будут смиренны, благоразумны и благочестивы, сделать даже больше для удовлетворения насущных потребностей семейств, чем это сделал бы рукоположенный проповедник.
Почему верующие не проявляют более глубокой, более искренней заботы о людях, не знающих Христа? Почему они не собираются вместе по двое или по трое и не молятся горячо о спасении сначала одного какого-то человека, а потом другого? Пусть в наших церквах организуются группы христиан для совместного служения. Пусть наши собратья объединятся в труде как ловцы человеков. Пусть они стараются извлекать души из развращенного мира и приводить их к спасительной чистоте Христовой любви.
На необходимость образования небольших групп, как основы христианских усилий, было указано мне Тем, Кто никогда не ошибается. [22] Если церковь большая, пусть ее члены сформируют небольшие группы, чтобы вместе трудиться не только для своих собратьев, но и для неверующих. Если в каком-либо месте лишь двое или трое знают истину, то они должны составить группу работников. Пусть таковые сохраняют свои узы единства нерушимыми, сплотившись в любви и согласии, вдохновляя друг друга на труд и умножая мужество и силу благодаря совместной поддержке. Пусть таковые, подобно Иисусу Христу, проявят снисходительность и терпение, не произнося необдуманных слов и используя дар речи для утверждения друг друга в святой вере. Пусть таковые с любовью Христа трудятся для спасения блуждающих, находящихся вне Церкви, забывая себя в стремлении помочь другим. И когда они будут работать и молиться во имя Христа, их ряды будут умножаться, потому что Спаситель говорит: \"Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного\" (Матф. 18:19).
ПУСТЫННЫЕ МЕСТА ЗЕМЛИ
В смиренном уповании на Бога христианские семьи должны поселяться в пустынных местах Его виноградника. Посвященные братья и сестры должны стоять, как плодоносные деревья праведности в пустынных уголках земли. В вознаграждение за свои самоотверженные старания сеять семена истины они пожнут обильный урожай. В то время, как они будут посещать различные семьи, поясняя Писания находящимся в духовной тьме, многие сердца будут тронуты.
В тех полях, где условия настолько неблагоприятны и безотрадны, что многие работники отказываются идти туда, могут совершиться чудесные преобразования через самоотверженные усилия рядовых членов. Эти смиренные труженики достигнут многого, потому что они будут трудиться терпеливо и упорно, полагаясь не на свою [23] человеческую силу, но на Бога, проявляющего к ним Свое благоволение. Мера добра, совершенная этими работниками, никогда не станет известной в этом мире.
МИССИОНЕРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА СВОЕМ СОДЕРЖАНИИ
Миссионеры, находящиеся на своем содержании, часто имеют большой успех. Их работа, начатая в смирении с малого, постепенно увеличивается по мере их продвижения вперед под руководством Духа Божьего. Пусть два, три или больше человек совместно приступят к евангельскому делу. Они могут и не получать со стороны руководителей Церкви финансовой поддержки, тем не менее, пусть они идут вперед, молясь, воспевая Господу, проповедуя и живя в соответствии с принципами истины. Они могут распространять литературу и таким образом нести свет истины во многие семьи. Трудясь настойчиво и самоотверженно, они приобретут драгоценный опыт. Сознание своей беспомощности делает их скромными и смиренными, однако Сам Господь идет впереди их, и они находят благосклонность и поддержку как среди богатых, так и среди бедных слоев населения. Даже бедность этих преданных миссионеров служит средством доступа к людям. Проходя свое поприще, они получают многообразную помощь от тех, кому они несут духовную пищу. Они провозглашают весть, данную им Богом, и их старания увенчиваются успехом. Так к познанию истины будут приведены многие из тех, которые без этих смиренных учителей никогда бы не обратились ко Христу.
Бог призывает работников выйти на побелевшие нивы. Можем ли мы ждать, если сокровищница опустела и едва ли покрываются расходы для содержания работников, трудящихся ныне на ниве Божьей? Идите в вере - и Бог будет с вами, ибо Он обещал: \"С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои\" (Пс. 125:6). [24] Никто так не преуспевает, как человек, стремящийся к успеху. Будем же настойчиво стремиться к нему - и тогда наша работа пойдет вперед. Откроются новые поля и многие души будут приведены к познанию истины. А для этого нужна всевозрастающая вера в Бога.
Наш народ получил много света, и все же много сил проповедники тратят на церковную работу, поучая тех, которые сами должны быть учителями; просвещая тех, которые должны быть \"светом миру\"; утоляя жажду тех, от которых должны истекать реки воды живой; обогащая тех, которые могли бы сами быть рудниками драгоценной истины; повторяя евангельский призыв тем, которые, рассеявшись до краев земли, сами должны бы нести небесную весть людям, не слышавшим ее; насыщая тех, которые сами должны идти по дорогам и изгородям, приглашая: \"Идите, ибо уже все готово!\"
Те люди, для которых оковы греха навсегда разбиты, которые взыскали Господа с сокрушенным сердцем и получили ответ на свои пламенные моления о праведности, никогда не будут холодными и бездушными. Их сердца исполнятся бескорыстной любовью к грешникам. Они отвергнут всякое мирское честолюбие, всякое своекорыстие. Их неразрывная связь с Богом делает их все более и более подобными Спасителю. Они торжествуют в Его победе, они исполнены Его радостью. День за днем они растут, достигая полного возраста во Христе. [25]
4. РАБОТНИКИ, ВЫДВИНУТЫЕ ИЗ РЯДОВЫХ ЧЛЕНОВ
Бог с большим интересом наблюдает за этим миром. Он отмечает способность людей ко святому служению. Взирая сквозь века, Он предвидел своих работников, как братьев, так и сестер, и приготовил пред ними путь, говоря: \"Пошлю к ним Моих вестников, и они увидят великий свет, сияющий среди мрака. Приобретенные для служения Христу, они употребят свои таланты для прославления Моего имени. С искренним рвением и преданностью они будут трудиться для Меня. Благодаря их стараниям, истина во всей своей силе воздействует на тысячи душ, и люди, духовно слепые, станут зрячими и увидят Мое спасение. Истина будет представлена настолько отчетливо, что всякий поймет ее. Для достижения сердец будут открыты сотни путей. Некоторые из методов, используемых в этой работе, будут отличаться от применявшихся в прошлом. Но пусть никто из-за этого не увлекается критикой, преграждая путь делу Божьему\".
Христиане, которых Бог избирает как Своих работников, не всегда талантливы, согласно оценки мира. Иногда Он избирает неученых людей. Таковым Он дает особую работу. Они входят в контакт с такими классами человеческого общества, к которым другие не могли бы найти доступа. Открывая свое сердце для истины, они становятся мудрыми во Христе и чрез Христа. Их жизнь вдыхает и источает благоухание благочестия. Прежде чем высказать какую-либо мысль, они тщательно ее продумывают. Таковые искренне заботятся о благосостоянии своих ближних. Они приносят облегчение и счастье нуждающимся и опечаленным. Они сознают необходимость постоянно учиться у Христа, чтобы быть способными работать в согласии с волей Божьей. Они учатся, как лучше следовать по примеру Христа в несении креста и самоотречении. Они -свидетели Бога, являющие [26] Его сострадание и любовь и приписывающие всю славу лишь Тому, Кого они любят и Кому служат.
Они постоянно учатся у Великого Учителя и достигают все более высокой степени превосходства и в то же время всегда сознают свою слабость и неспособность. Искренняя, пламенная любовь ко Христу неотвратимо влечет их к горнему. Они проявляют Его добродетели, ибо их жизнь уподобляется Его жизни. Они неуклонно продвигаются все вперед и выше, принося благословение миру и честь своему Искупителю. О таковых Христос сказал: \"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю\" (Матф. 5:5).
Таких работников следует поощрять. Их работа совершается не для вида (чтобы блеснуть пред людьми), а для прославления Бога, и посему она несет на себе одобрение Бога. Господь приводит таких работников к связи с теми, которые наделены более явными способностями, чтобы заполнить ощутимый пробел. И Ему угодно, когда их ценят, потому что они являются необходимыми звеньями в цепи Его служения.
Люди, высоко мнящие о себе, сознающие непревзойденность своих собственных способностей, не уделяют должного внимания этим смиренным, ничем не выделяющимся работникам; однако Бог ни на миг не выпускает их из Своего поля зрения. Он отмечает все, что они делают, и помогает тем, кто нуждается в их помощи. И в небесных чертогах, когда все искупленные соберутся в Отцовском доме, таковые будут ближе стоять к Сыну Божьему. Они будут ярко сиять в чертогах Господних, почитаемые Им, потому что они всегда считали для себя великой честью служить тем, за кого Он отдал Свою жизнь.
Бог повлияет на простых, смиренных людей провозглашать весть настоящей истины. Многие из таковых будут спешить из одного места в другое под влиянием Духа Божьего, чтобы нести свет находящимся во [27] тьме. Истина, подобно огню в их костях, исполнит их пламенным желанием просвещать сидящих во мраке. Многие, даже не имеющие теологического образования, будут возвещать Слово Божье. Дети будут побуждены Святым Духом идти и распространять небесную весть. Дух будет излит на всех, кто повинуется Его побуждениям. Отвергнув человеческие ограничительные постановления и меры предосторожности, они присоединятся к армии Господа.
В будущем люди простых профессий под действием Духа Господня оставят свои обычные занятия и пойдут возвещать последнюю весть благодати. Поэтому необходимо как можно быстрее приготовить их к работе, чтобы их старания могли увенчаться успехом. Они сотрудничают с небесными служителями, поскольку готовы отдаться Господу и принять участие в служении Господу. Никто не имеет права препятствовать таким работникам. Наоборот, им нужно всячески содействовать в выполнении их великого поручения. Ни одно язвительное слово не должно быть высказано по их адресу, когда они сеют семена Евангелия на целинных местах земли.
Самые драгоценные блага земли - простота, честность, правдивость, чистота, незапятнанная репутация - не могут быть ни куплены, ни проданы. Они свободно предлагаются каждому - необразованному и ученому, чернокожему и белокожему, простому крестьянину и царю, восседающему на своем престоле. Смиренные работники, которые не полагаются на собственные силы, но трудятся в простоте своего сердца, всегда уповая лишь на Бога, будут разделять радость со Спасителем. Их неотступные молитвы приведут многих душ ко кресту. Используя их самоотверженные старания, Иисус будет влиять на сердца, совершая великие чудеса в деле обращения душ. Множество людей будут приведены в ряды Церкви. Будут построены [28] новые молитвенные дома и открыты новые школы. И при виде спасения Божьи работники исполнятся истинной, светлой радостью.
Когда искупленные будут находиться в присутствии Божьем, они увидят, насколько недальновидными были их заключения, касающиеся успеха, в сравнении с оценками неба. Вспоминая свои старания добиться успеха, они увидят, насколько бессмысленными порою были их планы, насколько ничтожными были их мнимые испытания, насколько необоснованными были их сомнения. Они увидят, как часто они терпели неудачу в своей работе вследствие того, что они не верили обетованиям Божьим. И тогда одно станет ясным: занимаемое положение не дает человеку права на вход в небесные чертоги. Они увидят также, что честь, воздаваемая человеку, присуща исключительно Богу, и что Ему принадлежит вся слава. И из уст небесных ангелов и всего множества искупленных раздастся хвалебная песнь: \"Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят\" (Откр. 15:3-4). [29]
5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОБЕДЫ КРЕСТА
\"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?\" (Римл. 8:32).
Когда Господь даровал этот чудесный, бесценный дар, вся вселенная была потрясена, пытаясь понять неизмеримую любовь Божью, пробуждающую в человеческих сердцах благодарность, соответствующую цене дара. Можем ли мы, за которых Христос отдал Свою жизнь, колебаться в нерешительности, \"хромать на оба колена\"? Можем ли мы возвращать Богу лишь мизерную долю тех способностей и сил, которые Он даровал нам? Как можем мы допускать это, зная, что Христос, который был Повелителем неба, снял Свои царские одежды и венец и, видя всю беспомощность падшего человечества, пришел на эту землю в человеческой плоти, чтобы мы могли соединить свое земное естество с Его божественной природой? Он стал нищим, чтобы мы могли получить право обладать небесными сокровищами, иметь \"в безмерном преизбытке вечную славу\" (2Кор. 4:17). Чтобы спасти нас, Христос, обладающий божественно-человеческой природой, претерпел всевозможные унижения и страдания вплоть до Голгофского креста,- таким путем Он привлек всех людей к Себе. Сын Божий не мог принять большего унижения; Он снизошел до его крайнего предела.
Это и есть тайна благочестия, тайна, которая вдохновляет небесных ангелов оказывать на падшее человечество такое воздействие, которое может возбудить в мире живой интерес к плану спасения. Это - тайна, побуждающая все небо соединиться с человеком в выполнении великого плана Божьего по спасению погибающего мира. [30]
РАБОТА ЦЕРКВИ
Людям поручена работа: повсеместно распространить победу креста. Как Глава Церкви, Христос авторитетно призывает каждого верующего в Него последовать Его примеру самоотречения и самопожертвования в деле обращения тех, кого сатана и его полчища всячески стремятся погубить. Бог призывает Своих детей немедля сплотиться под обагренным кровью знаменем Иисуса Христа. Не останавливаясь, они должны продолжать свою борьбу против врага, вести ее до победного конца. И всякому, кто вступает в ряды Церкви через обращение, необходимо указать его место и обязанности. Каждый должен внести свой вклад в эту борьбу. Когда члены Церкви будут прилагать все усилия к распространению евангельской вести, тогда они будут жить в радости Господа и им будет сопутствовать великий успех. Победа всегда приходит после решительных усилий.
СВЯТОЙ ДУХ - НАША СИЛА
Христос, как Посредник, дарует Своим последователям присутствие Святого Духа. Именно сила Духа делает людей способным быть представителями Искупителя в деле спасения душ. Чтобы трудиться вместе со Христом в этом деле, мы должны отдаваться преобразующему влиянию Его Святого Духа. Благодаря полученной таким образом силе, мы можем сотрудничать с Господом в узах единства, как Его соработники. Каждому, самоотверженно отдающему себя на служение Господу, будет дарована сила для достижения больших успехов. [31] Господь Бог обещает ниспослать силу и благодать каждому человеку, который освятится чрез повиновение истине. Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, с любовью сотрудничает со Своими последователями - искренними душами, которые ежедневно питаются живым хлебом, \"сходящим с небес\" (Иоан. 6:50). Церковь на земле, соединенная с церковью на небе, сможет выполнить все задачи.
СИЛА, ДАРОВАННАЯ АПОСТОЛАМ
В день Пятидесятницы Безграничный Бог открылся Церкви с великой силой. Через Своего Святого Духа Он нисшел с высот небес в виде сильного, порывистого ветра и наполнил горницу, где собрались ученики. Казалось, что на протяжении веков эта сила сдерживалась, и вот теперь небо радовалось, получив, наконец, возможность излить на Церковь богатство силы Духа. И под влиянием Духа Святого слова покаяния и исповедания смешались с хвалебными песнями за прощенные грехи. Повсюду были слышны слова благодарения и пророчеств. Все небо склонилось, чтобы созерцать и восхищаться неповторимой мудростью непостижимой любви. Изумленные апостолы и ученики лишь могли признать: \"Вот какова великая любовь!\" (1Иоан. 4:10). Они с радостью приняли ниспосланный дар. И каковы же были результаты? Тысячи обратились в один день. Меч Духа, заново отточенный силою и могуществом небесных молний, проложил себе путь через неверие.
Сердца учеников были преисполнены такой полной, такой глубокой, такой непреодолимой благожелательностью, что она побуждала их идти до краев земли и свидетельствовать: \"Да избавит нас Бог, чтобы мы чем-либо хвалились, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа!\" Они от всего сердца хотели [32] приводить в Церковь тех, которым надлежит получить спасение. Они призывали верующих подняться и выполнить свою долю труда, чтобы все народы услышали истину и вся земля наполнилась славою Господа.
ТА ЖЕ СИЛА ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬСЯ И СЕГОДНЯ
Чрез благодать Христа апостолы стали такими, какими мы их знаем. Искреннее посвящение и смиренная, серьезная молитва привели их к тесной связи с Господом. Вместе с Ним они пребывали в небесных местах. Они вполне осознали, насколько велик их долг перед Ним. Их горячие, неотступные молитвы принесли им излитие Святого Духа, и теперь они всецело отдались святому делу, сознавая всю необходимость спасения душ, и исполнились ревности, чтобы распространить победу креста. И, благодаря их усердным трудам, многие души были приведены от тьмы к свету и воздвигнуты многие церкви.
Можем ли мы теперь проявлять меньшую ревность, чем апостолы? Можем ли мы оставаться равнодушными к тем обетованиям, которые тронули их до глубины души; можем ли мы просить с живою верою у Господа Иисуса исполнения Его слов: \"Просите и получите\" (Иоан. 16:24)? Не должен ли и сегодня Дух Божий прийти в ответ на искреннюю, настойчивую молитву и наполнить людей силою свыше? Не говорит ли Бог и сегодня Своим молящимся, верным, уповающим на Него работникам, которые поясняют Писание душам, ничего не знающим о содержащейся в них драгоценной истине: \"Се, Я с вами во все дни до скончания века\" (Матф. 28:20)? Так почему же Церковь так слаба и безжизненна?
Как ученики Христа, исполненные силою Духа, пошли, чтобы повсюду проповедовать Евангелие, так должны идти повсюду служители Божьи и сегодня. Исполненные бескорыстным желанием нести весть благодати всем, находящимся во мраке заблуждения и неверия, мы должны совершать работу Господа. [33] Он поручает нам выполнить нашу часть в деле сотрудничества с Ним, и Он также побудит сердца неверующих продвигать Его работу еще дальше в новые, неосвоенные места. Ныне уже многие получают Святой Дух, и пусть этот путь никогда не закроет холодное равнодушие.
Для чего же записана история о работе учеников Христа, трудившихся со святым усердием, воодушевляемых и оживляемых Святым Духом? Не для того ли, чтобы из этого описания дети Божьи сегодня черпали вдохновение для ревностного труда во имя Христа? То, что Господь сделал для Своего народа в то время, Он, вне всякого сомнения, сделает еще больше для Своего народа сегодня. Все, что делали апостолы, сегодня должен делать каждый член Церкви. Более того, мы обязаны работать с еще большим усердием и получить излитие Духа Святого в еще большей мере, поскольку умножение беззакония требует более решительного призыва к покаянию.
Всякий человек, озаренный светом настоящей истины, должен проникнуться чувством сострадания к тем, кто еще блуждает во тьме. От всех верующих должен исходить свет, отражаясь ясными, отчетливыми лучами. Господь сегодня хочет совершить работу, подобную той, которую Он совершил чрез Своих избранных вестников после Пятидесятницы. И в это время, когда всему близок конец, не должно ли рвение адвентистской Церкви превзойти ревность ранней Церкви? Ревность ради славы Божьей побуждала учеников свидетельствовать об истине с великой силой. Не должен ли этот энтузиазм зажечь и наши сердца желанием поведать миру об искупительной любви, о Христе и притом Христе распятом? Не должна ли сила Божья проявиться сегодня еще более могущественно, чем во дни апостолов? [34]
6. РАБОТА В ГОРОДАХ
Окленд, Калифорния, 1 апреля 1874 года
Я видела сон о том, как некоторые из наших братьев вырабатывали специальные планы деятельности на время предстоящего сезона. Они сошлись во мнении, что лучше не идти в большие города, а начинать работу в небольших селениях, вдали от крупных городов; здесь они встретили бы меньше сопротивления со стороны духовенства и избежали бы больших финансовых расходов. Они рассуждали, что наших служителей, из-за малочисленности, нецелесообразно использовать для наставления и помощи тем, кто может принять истину в городах. Ведь такие церкви из-за мощного сопротивления духовенства будут нуждаться в большей помощи, чем церкви, находящиеся в сельской местности. Вследствие этого результата серии проповедей, если их представить в городе, будут в большей мере снижены. Кроме того, было подчеркнуто, что в виду ограниченных денежных средств и из-за многочисленных переездов, неизбежных в больших городах, очень трудно организовать такую церковь, которая была бы оплотом дела Божьего. Мой муж настаивал на том, чтобы, наоборот, братья на медля выработали более широкие планы для работы в больших городах, вполне отвечающих по своему размаху и .грандиозности проповедуемой нами вести. Один работник рассказал несколько случаев из своей практики в городах, отметив какими ничтожными были результаты работы там, и в то же время он засвидетельствовал явный успех в небольших городах и селениях.
На этом собрании присутствовал Тот, Кто всегда бывает на всех наших собраниях и совещаниях. Он с глубоким интересом прислушивался к каждому слову. Затем Он начал говорить, медленно, тщательно подбирая слова, но с полной уверенностью подчеркивая: \"Весь мир - это огромный Божий виноградник. Города и деревни представляют из себя часть этого виноградника, и она [35] должна быть обработана. Сатана будет вмешиваться в наше дело и разочаровывать работников, чтобы воспрепятствовать им нести весть света и предостережения как в крупные города, так и в уединенные селения. Огромные усилия будут приложены к тому, чтобы отвратить народ от истины к заблуждению. Небесным ангелам поручено сотрудничать с работниками Божьими. Служители Божьи должны поддерживать и укреплять непоколебимую веру и надежду, как в свое время это делал их Глава Христос. Они должны с сокрушенным и смиренным сердцем предстоять пред Богом\".
Бог желает, чтобы Его драгоценное Слово с вестью предостережения и ободрения стало достоянием душ, блуждающих во тьме и неведении относительно нашей веры. Слово Божье должно достичь всех людей и быть для них свидетельством, независимо от того, примут ли они его или отвергнут. Не думайте, что на вас лежит обязанность убедить и обратить слушателей. Только Сила Божья может смягчить человеческое сердце. Вы должны проповедывать Слово жизни, чтобы все люди могли иметь возможность принять истину, если они захотят. Если же они отвратятся от истины небесного происхождения, это будет им в осуждение.
Мы не должны прятать истину где-то в малоизвестных уголках земли. Она должна быть возвещена всем. Она должна воссиять в больших городах. Во время Своей земной миссии Христос, совершая Свою работу на земле, часто останавливался на берегу моря или на оживленных перекрестках дорог, где Он мог встретиться с людьми со всех концов мира. Он проповедывал истинный свет. Он сеял Евангельское семя. Он освободил истину от заблуждения и представил ее в первоначальной простоте и ясности, чтобы таким путем люди могли понять ее.
Небесный вестник, присутствующий среди нас, сказал: \"Никогда не упускайте из виду факт, что весть, проповедуемая вами - это всемирная весть. Она должна [36] звучать во всех городах и селениях, она должна возвещаться на всех улицах и переулках. Вы не должны ограничить ее возвещение лишь в отдельных местах\". В притче о сеятеле Христос наглядно показал, в чем заключается Его работа и работа Его слуг. Семена падают на разного рода почву. Некоторые семена попадают на очень плохую почву. Однако сеятель по этой причине не должен приостанавливать своей работы. Вы должны сеять семена истины на всяком месте. Где только представляется возможность, возвещайте Слово Божье. Сейте при всех водах. Вы не сразу увидите результаты своих трудов, но не разочаровывайтесь. Говорите слова, какие Христос дает вам. Трудитесь, как Он трудился. Идите повсюду, как шел Он во время Своего земного служения.
Спаситель мира имел много слушателей, но мало последователей. Ной проповедывал 120 лет допотопному миру, и только несколько человек должным образом оценили это милостивое время испытания. Кроме Ноя и его семьи, ни один человек не вошел в ковчег. Из всех жителей земли только восемь душ приняли весть, но эта весть осудила весь мир. Им был дан свет, чтобы они поверили; отвержение же света привело их к гибели. Наша весть к миру будет живительным запахом жизни для всех, принимающих ее, и осуждением для всех, ее отвергающих.
Небесный Вестник обратился к одному из присутствующих и сказал: \"У тебя слишком узкое представление о современной работе. Свет не надо удерживать в каком-либо одном ограниченном месте; его не следует держать под колпаком или под кроватью. Напротив, его нужно поставить на подсвечник, чтобы он озарял всех, пребывающих в доме Божьем, т. е. во всем мире. Ты должен иметь более широкий взгляд на дело Божье, чем до сих пор\".
7. РАБОТА В ВЕЛИКОМ НЬЮ-ЙОРКЕ
\"Св. Елена\", Калифорния, 1 сентября 1902 года
Настало время, когда мы должны приложить решительные усилия для возвещения истины в наших больших городах. Весть должна звучать с такой силой, чтобы она могла убедить слушателей. Бог воздвигнет работников для совершения этого дела. И пусть никто не препятствует этим избранным Богом людям. Не мешайте им. Бог предопределил для них эту работу. Они будут иметь особые сферы влияния и понесут истину в такие места, которые сегодня не подают никаких надежд. Некоторые из тех, которые некогда были врагами, станут ценными помощниками, продвигая дело своими средствами и влиянием.
В этих больших городах нужно организовать миссии, где бы работники могли учиться, как лучше нести народу особую весть для нашего времени. Все наставления, которые могут дать эти миссии, крайне необходимы.
В Нью-Йорке под Божьим руководством уже начала действовать такая миссия. Эта работа должна продолжаться в силе того же Духа, Который способствовал ее созданию. Тем, кто выполняет работу в великом Нью-Йорке, должна быть оказана помощь со стороны самых лучших работников. Здесь необходимо создать центр для дела Божьего, и пусть все, совершаемое здесь, служит символом той работы, которую Господь желает совершить во всем мире.
Если в этом великом центре есть возможность наладить медицинско-миссионерскую работу с помощью опытных людей, которые могли бы дать правильное представление об истинных медицинско-миссионерских принципах, то это стало бы огромной силой в оказании должного впечатления на людей. [38] В каждом городе, куда только представляется возможность проникнуть, следует закладывать прочное основание для постоянной работы. Необходимо пользоваться методами нашего Господа. Идя из дома в дом и проводя библейские чтения в семьях, работник может получить доступ ко многим людям, которые ищут познание истины. Открывая Священное Писание, молясь и проявляя веру, он должен научить людей путям Господним.
В великом Нью-Йорке есть много драгоценных душ, которые не преклонили своих колен перед Ваалом. Есть также и такие, которые пошли по пути заблуждения из-за духовного неведения. Над таковыми должен воссиять свет истины, чтобы они увидели Христа как Путь, Истину и Жизнь.
Мы обязаны представлять истину в любви Христа. Никакие крайности или хвастовство не должны проявляться в нашей работе. Работу необходимо совершать по примеру Христа - в кротости и в простоте Евангелия. Пусть наши работники не останавливаются ни перед какими внешними препятствиями. Проповедуйте Слово, и Господь через Своего Святого Духа Сам пошлет убеждение слушателям.
После того, как истина произвела должное впечатление на сердца и жаждущие души приняли ее, к ним нужно относиться, как к собственности Христа, а не как к собственности человека. Никто не должен пытаться привязывать к себе других, использую свое право духовно управлять ими, повелевая им делать одно и запрещая другое, командуя, диктуя и действуя, подобно офицеру, приказывающему роте солдат. Именно так поступали священники и духовные руководители во дни Христа; однако это неверный путь. Работники должны трудиться сообща в христианском единстве, и никакой неразумный авторитет не должен проявляться над теми, кто принял истину. Во всем - в словах и делах - должна проявляться кротость Христа. [39] Пусть работник покажет свое возрастание в благодати путем подчинения воле Божьей. Таким образом он приобретет богатый опыт. Если он с верой принимает Христа, верит и повинуется словам Христа, тогда налицо будет и напряженность усилий; тогда в нем будет укрепляться вера, движимая любовью и очищающая душу. Плоды Духа будут видны в его жизни, и сила Духа проявится в его работе.
Христос - наш пример, наше вдохновение, наша неизмеримо великая награда. \"Вы - Божья нива, Божье строение\" (1Кор. 3:9). Бог - главный Строитель, человек же обязан принимать определенное участие в общем деле. Он должен сотрудничать с Богом. \"Мы - соработники с Богом\" (1Кор. 3:9 - перевод с англ.). Никогда не забывайте слова: \"С Богом\".
Помните, что сотрудничество со Христом, как с вашим личным Спасителем, есть ваша сила и ваша победа. Это есть та часть, которую каждый со своей стороны должен выполнить. И людям, которые ее выполнят, дано заверение: \"Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими\" (Иоан. 1:12). Христос говорит: \"Без Меня не можете делать ничего\" (Иоан. 15:5). И смиренная верующая душа отвечает: \"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе\" (Фил. 4:13)..
Христос - сочувствующий, сострадающий Искупитель. В свое время Он дал поручение: \"Идите по всему миру\" (Марк. 16:15). Все должны услышать весть предостережения. Самая великая награда ожидает каждого, бегущего на христианском ристалище. Кто бежит с терпением, тот получит неувядаемый венец жизни. [40]
8. НЕ МЕДЛИТЕ БОЛЬШЕ
Наши работники не трудятся в полную меру своих возможностей. Наши руководители не сознают вполне значения той работы, которая должна быть выполнена. Когда я думаю о городах, в которых сделано еще так мало, в которых столь многим тысячам людей еще нужно возвестить о скором пришествии Спасителя, меня охватывает горячее желание видеть наших братьев и сестер идущими на выполнение этого дела в силе Святого Духа, исполненных любовью Христа к гибнущим душам.
Жители наших городов - наши ближайшие соседи - каким-то странным образом остаются в пренебрежении. Необходимо ныне приложить все усилия к тому, чтобы возвестить им настоящую истину. Необходимо вложить в их уста новую песнь. Они также должны идти и передать другим, находящимся во тьме, свет трехангельской вести.
Нам всем нужно по-настоящему пробудиться, чтобы, когда откроется путь, мы могли развернуть нашу работу в больших городах. Мы остались далеко позади, не следуя за открывающимся светом, повелевающим нам войти в эти города и воздвигнуть повсюду памятники для Бога. Шаг за шагом мы должны вести души к полноте света истины. И эту работу следует продолжать до тех пор, пока в данном месте не будет организована церковь и не будет построен скромный молитвенный дом. Я больше чем уверена, что многие приверженцы других вероисповеданий будут в значительной мере помогать нам своими средствами. Мне сказано, что во многих местах, особенно в великих городах Америки, чрез таких лиц нам будет оказана большая помощь.
Работники Христа в городах обязаны внимательно читать 10 и 11-ю главы Послания к Евреям и применять к себе те наставления, которые в них содержатся, 11-я глава - это описание опытов верных. Все трудящиеся для Бога в городах должны действовать в вере, прилагая со своей стороны максимум усилий. И когда они будут [41] бодрствовать, трудиться и молиться, тогда Бог услышит и пошлет ответ на их просьбы. Они приобретут опыт, который окажется для них исключительно ценным в будущей работе. \"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом\" (Евр. 11:1).
Мой разум глубоко встревожен. В каждом городе еще остается много работы. Наши работники должны идти в большие города и организовывать лагерные собрания. На этих собраниях необходимо использовать самых талантливых проповедников с тем, чтобы истина могла провозглашаться с великою силою. В собраниях должны принимать участие люди с различными дарованиями. Один человек не обладает всеми дарами, необходимыми для работы. Поэтому для того, чтобы лагерное собрание было успешным, нужно присутствие нескольких работников. Пусть никто не считает своим правом или привилегией, что он сам сможет выполнить всю важную работу.
И когда на этих собраниях говорящие станут возвещать истину в силе Духа, многие сердца будут тронуты. Любовь Христа, принятая в сердце, превозможет любовь ко греху.
Нам крайне необходимы такие лагерные собрания, которые проводились еще на первых этапах нашей работы, лагерные собрания, совершенно не связанные с работой конференций. На лагерных собраниях наши работники должны быть полностью свободны, чтобы иметь возможность делиться познаниями об истине с теми, которые пришли впервые.
Наши лагерные собрания должны быть организованы так, чтобы бедные могли получить здоровую, хорошо приготовленную пищу по самой дешевой цене. Должен действовать также и ресторан, в котором бы приготовлялась полезная для здоровья пища и обслуживание в котором проводилось бы на должном уровне. Это послужило бы хорошим назиданием для многих, не исповедующих нашей веры. Пусть эта часть работы отнюдь не рассматривается на лагерных собраниях как отдельная от других сторон работа. Каждая часть дела Божьего тесно связана с любой другой частью, и все вместе должно совершаться в абсолютной гармонии. [42]
9. СЕМЕЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Если когда-либо и было такое время, чтобы каждый дом стал домом молитвы, то это время настало именно теперь. Повсюду господствует неверие и скептицизм. Беззаконие умножается. Разложение и безнравственность течет по самым нежнейшим каналам души, и восстание против Бога принимает необратимый характер. Нравственные силы, порабощенные грехом, находятся под тираническим влиянием сатаны. Душа превратилась в мишень для его искушений. И если могущественная Рука не протянется, чтобы спасти человека, великий обманщик превратит его в свою верную добычу.
И все же в такое крайне опасное время некоторые из именующих себя христианами не имеют семейного богослужения. Они не чтут Бога в своих домах, они не учат своих детей любить и бояться Бога. Многие настолько отдалились от Него, что чувствуют себя осужденными, когда приближаются к Нему. Они не могут приступать \"с дерзновением к престолу благодати... воздевая чистые руки без гнева и сомнения\" (Евр. 4:16; 1Тим. 2:8). Они не имеют живой связи с Богом. У них сохраняется лишь вид благочестия, лишенный всякой силы.
Понятие о том, что молитва не является чем-то существенным и необходимым, служит одним из наиболее успешных средств сатаны, жаждущего погибели душ. Молитва - это общение, связь с Богом, Источником мудрости, силы и счастья. Иисус молился Своему Отцу \"с сильным воплем и слезами\". Павел увещевает верующих молиться \"непрестанно\", всегда в молитве и прошении, с благодарением открывая свои желания пред Богом\". \"Молитесь друг за друга, - говорит Иаков, Много может усиленная молитва праведного\" (Евр. 5:7; 1Фес.5:17;Иак.5:16).
Своей искренней, горячей молитвой родители должны воздвигать ограду вокруг своих детей. Они должны [43] с полной верой молиться, чтобы Бог пребывал с ними и чтобы святые ангелы руководили ими и оберегали их детей от деспотической власти сатаны.
В каждой семье должно быть установлено определенное время для утреннего и вечернего богослужения. Как важно и ценно, когда родители собирают всю семью для молитвы перед завтраком, чтобы возблагодарить Небесного Отца за Его ночную охрану, и обращаются к Нему за помощью и руководством на предстоящий день! Как серьезно и необходимо с наступлением вечера сделать так, чтобы семья еще раз собралась и возблагодарила Его за все полученные благословения в течение дня!
Отец семьи, а в его отсутствие мать должны руководить этим богослужением, избирая для чтения тексты Писания, которые наиболее интересны и легко понимаемы. Такое богослужение должно быть кратким. Когда прочитывается большая глава и возносятся длинные молитвы, богослужение становится утомительным и при его окончании испытывается чувство облегчения. Бог бесславится, когда время, отведенное для семейного богослужения, становится скучным, утомительным, однообразным, когда оно лишено надлежащего интереса, живости и дети просто боятся этого часа.
Отцы и матери! Сделайте все это для того, чтобы семейное богослужение стало интересным и оживленным. Нет причины, почему это время не может быть самым приятным и радостным часом дня. Краткое обдумывание при подготовке к нему позволит вам сделать его полным интереса и пользы. Время от времени разнообразьте служение. К прочитанным текстам Писания можно поставить вопросы и сказать несколько серьезных, уместных замечаний. Можно спеть псалом. Возносимая молитва должна быть краткой и выразительной. В простых, сердечных словах пусть молящийся вознесет благодарение Богу за Его доброту и попросит у Него помощи и защиты. Если позволяют обстоятельства, хорошо сделать так, чтобы и дети участвовали в чтении и молитве. [44] Только вечность откроет то величайшее благословение, которое несет с собой семейное богослужение.
Жизнь Авраама, друга Божьего, была жизнью молитвы. Где бы только он ни раскидывал свой шатер, рядом с ним тут же воздвигался и жертвенник, на котором приносились утренние и вечерние жертвы. Когда же лагерь снимался, жертвенник оставался. И странствующие хананеяне уже знали, кто был здесь. Ставя свои палатки, они восстанавливали жертвенник и поклонялись Живому Богу.
Так и теперь семьи христиан должны быть светом в этом развращенном мире. Из этих домов, как приятный фимиам, утром и вечером должны возноситься к Богу молитвы. И, подобно утренней росе, Его благословения и милости будут нисходить на преклоняющихся пред Ним.
Отцы и матери! Ежедневно утром вечером собирайте вокруг себя своих детей и в смиренной мольбе возносите свои сердца к Богу с просьбой о помощи. Ваши дорогие дети постоянно подвергаются искушениям. Ежедневно затруднения осаждают как молодых, так и старых. Кто желает жить жизнью терпения, любви и бодрости, должен молиться. Только получая постоянную помощь от Бога, мы можем одержать победу над самими собой.
Каждое утро посвящайте себя и своих детей Богу на предстоящий день. Не делайте расчетов на отдаленные месяцы и годы: они не принадлежат вам. Вам дан лишь один короткий день. Посвятите часы каждого дня работе для Господа, проживите его так, как если бы это был последний день вашей жизни. Изложите все ваши планы пред Богом, и пусть Он по Своему Провидению исполнит или же переменит их. Примите Его планы вместо своих, даже если принятие потребует отказа от ваших любимых планов. Тогда ваша жизнь будет все более и более совершенствоваться по божественному образцу и \"мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе\" (Фил. 4:7). [45]
10. ОБЯЗАННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Дорогие брат и сестра! Вы заключили между собой завет на всю жизнь. Ваше воспитание в супружеской жизни только начинается. Первый год супружеской жизни - это год накапливания опыта, год, в который муж и жена изучают различные черты характера друг друга, как ребенок изучает азы науки в школе. Пусть же в этом первом году вашей супружеской жизни не будет таких дней, которые могли бы омрачить ваше будущее счастье.