Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Бедняга гид из кожи лезет, добросовестно пересказывая, что в свое время вычитал из книг, и со знанием дела сообщает нам убежденно:

«Не могли бы вы ее отодвинуть? Чтобы я выехал».

а) что за красота была здесь, пока все не развалилось;

Май Чим была в короткой бежевой юбке и кремовой шелковой блузке с длинными рукавами на пуговицах, две верхние были расстегнуты и приоткрывали жемчужное ожерелье. Туфли на высоких каблуках, длинные ноги без чулок, в такую томительную жару чулки выглядели глупой формальностью. Весь вечер она была разговорчивой и оживленной, может быть, потому, что выпила два бокала фруктового ликера и еще вместе с Мэтью они распили бутылочку «Пино Грижо». Она склонила голову ему на плечо, взяла его под руку и мечтательно смотрела на огоньки лодок, видневшихся в заливе.

б) как могло случиться, что от прежнего великолепия почти ничего не осталось;

Мальчишка подогнал к ним машину, пересел на пассажирское сиденье и открыл дверцу.

в) кому мешало, что все здесь было в целости и сохранности;

г) как ухитрились люди сровнять все это с землей;

д) куда залезали для того, чтобы получше все развалить.

Вынести это невозможно, особенно вдохновенный голос гида, который шпарит наизусть:

— Вступив в крепость, мы ходим по маленькому холмистому дворику, где в изобилии произрастает кустарник и шумит одинокая ель…

— Смотрите у меня, — пригрозил я однажды такому гиду, поднося кулак к его лицу, — как бы я не сообщил в лесное управление про эти безобразия. Елям положено расти в лесу, а не на каких-то там двориках. Леса охраняются государством. А у вас на двориках шумят ели. Дворики предназначены не для того, чтобы на них шумели деревья! Спрашиваю в последний раз: что сделали вы лично, чтобы помешать захламлению дворика кустарником и елями? В Праге цыпленка не дают во двор выпустить, а вы тут целые джунгли развели.

Он обалдело посмотрел на меня, но все-таки продолжал как сомнамбула:

— На противоположной стороне дворика мы видим стену с бойницами и мысленно переносимся в ту эпоху, когда здесь жили мужественные рыцари и в лесах раздавались веселые звуки рогов, созывающих охотников на коварных медведей, рыскающих стаями волков и диких кабанов…

— Сударь, — строго перебил я его, — вы глубоко заблуждаетесь, полагая, будто в лесах было веселее оттого, что вместо белочек и зайцев в них шлялись медведи, волки и дикие кабаны. Вам также должно быть известно, что медведи вовсе не коварные животные, как вы осмеливаетесь утверждать. Медведь — животное славное, добродушное и ласковое. Вы когда-нибудь видели медведя?

— Да.

— Где же?

— В Хрудиме, он ходил с поводырем.

— Когда это было?

— Лет пятнадцать назад.

— А что вы делали пятнадцать лет назад в Хрудиме?

— Я был там на ежегодной ярмарке.

Реплика

— Так, так, а почему вы именно пятнадцать лет назад отправились на ежегодную ярмарку? Что привлекло вас там? Какие цели вы преследовали? Какие у вас были мотивы?



Я достал из кармана блокнот и самописку без чернил.

ЖИВОТ МОЙ — ВРАГ МОЙ

Гид посмотрел на меня, в два прыжка очутился за стенами полуразрушенной башни и вскоре уже карабкался но уступам скалы над глубокой пропастью.



Он промелькнул, как серна, внизу, его кепка замаячила где-то среди покрывавшей долину поросли кустарника и наконец совсем скрылся из виду. А я кричал ему вслед:


*********************************************************************************************

Далеко не всегда кассовый успех фильма может гарантировать, что «хитовая» картина действительно обладает высокими художественными достоинствами. Кроме того, рейтинг американского проката зачастую расходится с оценками отечественных критиков и зрителей. Видимо, все-таки мы с ними в чем-то очень разные. Нечто подобное произошло и с вице-чемпионом США-96 — фантастической комедией Тома Шедьяка «Чокнутый профессор («The Nutty Professor»).
*********************************************************************************************


— Мой взор наслаждается видом развалин замка высотой в два этажа со стороны фасада, с низкой оградой. За ней слева высятся величественные стены с круглой башней и многочисленными бойницами. Так, что ли?

Америка катастрофически полнеет. Не в том смысле, что в список ее штатов со дня на день добавятся новые названия. Нет. я имею в виду стремительное увеличение веса среднего американца, наблюдаемое в последние годы. Поверить в это достаточно трудно: как-никак именно в США изобрели аэробику и сжигатель жира. И тем не менее факт есть факт: с каждым днем на улицы американских городов выходит все больше людей, образно выражаясь, слоновьих габаритов. Почему так происходит? Причины лежат на поверхности (малоподвижный образ жизни, склонность к мучному), однако самим толстякам от этого не легче: обижают их несознательные граждане, потешаются над ними, обзывают «коровами» и «жиртрестами»…

Ответа не последовало, и я растянулся во дворике, погрузившись в раздумья о том, что в этих развалинах вполне можно обойтись без провожатого, хотя полчаса назад смотритель замка уверял меня, что они доступны исключительно в сопровождении гида.

Я вспомнил, как всю дорогу сюда гид приставал ко мне с вопросами:

Утешить страждущих взялся популярный актер Эдди Мерфи, снявшийся в комедии с элементами НФ «Чокнутый профессор». Сюжет картины несложен: на редкость тучный профессор биологии Шерман Кломп изобрел лекарство, позволяющее ему на несколько часов превращаться в стройного красавца. Нельзя сказать, чтобы это изобретение целиком и полностью отвечало чаяниям толстяков (те, понятно, предпочли бы превращение не временное, а постоянное), но и оно для определенной части населения как бальзам на раны. Правда, коварный сценарист предусмотрел «двойную метаморфозу»: одновременно с изменением тела у Шермана имело место изменение душевного состояния — из милого, доброго и безобидного существа он превращался в наглого и самодовольного типа, которого звали уже не Шерман, а Бадди Лав. Да, вы не ошиблись, история о недотепе профессоре плавно перерастает в вариацию на тему доктора Джекилла и мистера Хайда, причем в отличие от «первоисточника» в рецензируемой картине все кончается замечательно: в борьбе за обладание собственным организмом победил «хороший парень», окружающие по ходу действия физически не пострадали, а в качестве приза Шерману Кломпу досталась любовь обворожительной и очень-очень грациозной Карлы (ее играет Джейда Пинкетт).

— Хотите ли вы увидеть прелестнейший уголок земли? Желаете ли насладиться зрелищем величественной природы?

— Да, не мешало бы, — ответил я ему.

Столь благостный финал не мог, однако, не навести рецензента на мысль об «идеологическом содержании» картины. В чем, собственно, ее мораль? Толстяком быть не стыдно, утверждает она, главное — нравственные свойства. Сколько бы ты ни весил, будь хорошим — и все к тебе придет: и любовь длинноногой красотки, и материальное благополучие (в конце ленты некий богач вручил Шерману 10 миллионов долларов на продолжение исследований). Истинно «политкорректный» вывод, из которого, кстати, следует, что чрезмерно полным людям не нужно изнурять себя физкультурой и диетами, а можно спокойно лежать на диване и рассуждать о «генетической предрасположенности» к такому образу жизни. Вообще-то во все века подобное именовалось ленью… «Политкорректность» создателей фильма столь велика, что всем ее противникам (а их всего двое) они уготовили печальную участь: первого, Бадди Лава, победил Шерман Кломп, второй, артист разговорного жанра в клубе «Вопль», высмеивавший физические недостатки посетителей, в свою очередь был выставлен на посмешище, а заодно и избит…

После этого он умолк и молчал до самого верха, где снова затараторил:

Кстати, раз уж речь зашла о смехе, давайте поглядим, насколько смешно смотреть «Чокнутого профессора», который, как уже говорилось, является комедией. В целом фильм вполне соответствует стилю его режиссера Тома Шедьяка, снявшего знаменитого «Эйса Вентуру — сыщика по розыску пропавших зверюшек». Правда, в новой картине шутки еще более грубые и плоские. Например, показывается семейная трапеза в доме Кломпоы: никто из домочадцев (кроме Шермана) не умеет вести себя за столом, отец и младший брат главного героя то и дело, извините, портят воздух, а престарелая бабушка предается воспоминаниям, где, с кем и каким образом она вступала в интимную связь…

— Вступив в крепость, мы ходим по-маленькому…

Уж и не знаю, зачем Эдди Мерфи выбрал именно этот сценарий в своей попытке вернуться в число кинозвезд первой величины. Вероятно, решил пойти дорогой Джима Кэрри, но стоило ли так поступать актеру, за плечами которого — «Полицейский из Беверли-Хиллз», «48 часов», «Поездка в Америку»? В «Чокнутом профессоре» он сработал отменно, сыграл — благодаря гриму и компьютерным спецэффектам — сразу шесть ролей (Бадди Лава, Шермана Кломпа. а также отца, мать, старшего и младшего братьев последнего). Но ведь картина-то получилась так себе…

Звали его Марек. А теперь скалу, нависшую над


Борис АНИКИН



кустами, где скрылась из виду его кепка, местные жители называют «Мареков утес». До недавних пор на одном из уступов трепетал на ветру обрывок его штанины…

Надеюсь, теперь вы в полной мере представляете себе, что на свете нет ничего более неблагодарного, чем труд гида.



* * *



Есть у этой профессии и другие теневые стороны, например, если попадается не пассивный посетитель развалин, а, наоборот, обладающий повышенной любознательностью, обуреваемый желанием разузнать в подробностях, как и кто все это разрушил, и так далее, то даже самый болтливый гид не в состоянии удовлетворить его любопытство. Я испытал это на собственной шкуре, и мне стоило немалого труда избавиться от подобных экскурсантов.