Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Любовь Божия в жизни

Пусть каждый день вашей жизни будет насыщен интересными, волнующими событиями.
Краткая аннотация

Хватит ли у вас мужества, чтобы любить всем сердцем? Чтобы доверять и прощать людям? Чтобы быть отзывчивым и сострадательным? Любить людей иногда легко и приятно. Иногда труднее всего на свете. Как бы то ни было, это самое стоящее и благодарное дело. В этой книге рассказывается о том, как стать любвеобильным человеком.

Кратко об авторе книги

Дуглас Купер в 1964 году окончил колледж в городе Валла–Валла и в 1968 году — Теологическую семинарию при университете им. Эндрюса со степенью доктора богословия. В течение пяти лет он был служителем церкви в штатах Вашингтон и Аляска. В настоящее время он является пастором Церкви АСД на собственном обеспечении. Он помог создать церковь на одном из самых больших американских островов — Кодиаке. Брат Купер является автором книг «Приключенческие рассказы из Аляски» «Только теперь началась настоящая жизнь», «Лучшее время нашей жизни».

Глава первая

Настоятельная потребность в любви

«Светильник Господень — дух человека» Прит 20. 27
Издали здание государственной тюрьмы для наркоманов штата Калифорния имеет вид фешенебельного дома отдыха, каким оно некогда и было. В уединенном местечке, окруженном холмами, близ небольшого городка Корона когда–то отдыхали голливудские звезды. Затем последовало падение популярности. Доходы уменьшились, и обеспокоенные владельцы продали это поместье государству.

Небольшое приятное зелено голубое озеро, окруженное по берегам тенистыми деревьями, по–прежнему успокаивает и умиротворяет посетителей. Но часовые в униформе, толстая колючая проволока и внушительные железные ворота сразу наводят на мысль, что не все обитатели этого места находятся здесь по доброй воле.

Наша группа выстроилась в одну цепочку, приготовившись начать осмотр этого учреждения. Часовой поставил каждому из нас на внутренней стороне запястья невидимый штамп. Нам сказали, что этот штамп необходим для пропуска при просвечивании ультрафиолетовыми лучами, чтобы нас выпустили на свободу, когда мы будем возвращаться обратно. Это окончательно убедило нас в том, что мы направляемся в тюрьму.

Время шло быстро, когда нас водили по разным частям тюрьмы и объясняли принципы и методы лечения наркоманов. Через некоторое время администрация пригласила нашу группу побеседовать с некоторыми обитателями этого учреждения.

Именно здесь я познакомился с Джимом. Он выделялся среди заключенных. Это был красивый мужчина лет сорока, высокого роста, с проседью в висках. Казалось, в нем было что–то необычное.

Я заметил, что во время беседы он все время молчал, в то время как многие другие заключенные свободно рассказывали о себе и своих проблемах.

Джим не говорил ничего до тех пор, пока не понял из разговора, что среди нашей группы посетителей было несколько служителей церкви.

Когда он тихо откашлялся, все замолчали. Джим тихо заговорил: «Я хочу кое–чем поделиться с вами. Может быть, это вам пригодится.

Я врач. Я имел хорошую частную практику. У меня была красивая, преданная жена, два прекрасных сына. Я пользовался уважением и доверием людей. Моя клиентура все время расширялась, график операций уплотнялся, осмотр пациентов в больнице занимал все больше времени Вскоре я не имел даже полдня отдыха в неделю. Я стал урывать время от сна. Почти каждую ночь был экстренный случай или роды.

В конце концов я решился на отчаянную меру Чтобы обеспечить себе дополнительный подъем сил, я начал принимать наркотики Конечно, на первых порах я принимал их в умеренных дозах, как раз столько, чтобы во время трудных операций сохранять работоспособность. Вначале это даже не беспокоило меня. Я был уверен, что смогу контролировать себя.

Но со временем случилось непоправимое Прежде, чем я осознал всю пагубность новой привычки, я уже был ее рабом. Я не мог остановиться; я не мог работать без наркотиков. Я знал, что погибну, если откажусь от них Если бы это произошло, для меня это был бы конец всего. Я был в этом уверен.

Верите вы этому или нет, но я не знал, что мне делать Я прекрасно понимал, что нуждаюсь в помощи Я чувствовал, что не могу довериться ни одному врачу Я боялся, что мои слова не будут сохранены в тайне и я потеряю право работать врачом».

Сказав это, Джим остановился и пристально посмотрел на свои руки. На несколько секунд в комнате воцарилось полное молчание. Затем он продолжал: «Да, хочу заметить, что все это время я был членом церкви. Ко: да у меня было время, я посещал церковь даже после того, как стал работать врачом.

Я решил, что есть только один человек, с кем я мог бы поделиться своим горем — это мой пастор. Я надеялся, что он поймет меня, и решил обратиться к нему Я желал, чтобы кто–нибудь помог мне установить контакт с Богом Уже тогда мне казалось, что это единственный выход.

Я назначил встречу с пастором и пришел в его канцелярию В то время я находился в отчаянном положении Встретившись с ним, я не стал тратить попусту время и сразу же рассказал ему обо всем. Я признался, что злоупотребляю наркотиками, что стал по сути дела наркоманом и что не вижу выхода из создавшегося положения.

Полагаю, что я был слишком откровенным, — сказал Джим. — Я никогда не забуду реакцию пастора. Он посмотрел на меня с ужасом и изумлением, а затем выпалил «Боже мой! Джим! Неужели это правда?»

Потом он стал читать мне мораль о том, какой ужасный вред я причиняю себе, своей семье и церкви. Он долго говорил о том, как это может отразиться на моей работе и репутации. В конце он напомнил мне, что эта ужасная ошибка, конечно же, приведет меня к гибели в геенне огненной».

Джим остановился Когда он заговорил снова, его речь была еще более мягкой и вдумчивой, чем прежде.

«Никогда в жизни я не чувствовал себя таким разочарованным, униженным и одиноким. Мне нужен был человек, который смог бы выслушать меня, поговорить со мной, попытаться понять меня и помочь.

Я и сам понимал, что совершаю большой грех. Я знал, что мне нужно остановиться. Именно поэтому я и пришел к нему Мне не надо было напоминать о том, что я и так знал.

Я полагаю, что потерял всякую надежду выкарабкаться и оказался в этой резервации отчасти из–за того разочарования, которое я пережил в тот день. Пожалуйста, поймите меня правильно. Я никого не обвиняю, кроме самого себя. Я сам себя погубил. За время своего пребывания здесь я многое узнал о жизни и о себе. И часто мне хотелось, чтобы многое изменилось в лучшую сторону Быть может, не все еще потеряно».

Затем он посмотрел нам в глаза, и в его взгляде мы прочли всю ту боль, обиду и отчаяние, которые он испытал в тот день, когда обратился за помощью к пастору, которые он до сих пор не мог забыть. «Я хочу вам дать только один совет, — продолжал он, — пожалуйста, если наркоман или любой другой грешник, нуждающийся в помощи, придет к вам, не читайте ему морали. Выслушайте его и полюбите его таким, как он есть. Может быть, вы сможете помочь ему».

Неспособность проявить любовь к человеку всегда приводит к трагедии. Почему? Потому что центром христианства является Бог любви, Который желает, чтобы Его любовь раскрывалась во взаимоотношениях между людьми. Когда бессердечность, равнодушие, предубеждения или множество других возможных препятствий встают на пути — чудесный план Божий расстраивается. Даже если это бывает однажды, последствия будут катастрофичны.

Поскольку план небесного Отца, состоящий в том, чтобы повлиять на сердца нуждающихся, грешных, погибающих людей, должен осуществиться через служение преданных ему детей, которые должны открыть миру Божию любовь, — благая весть в наиболее полном своем выражении есть любовь к людям. Мы должны любить людей такими, какие они есть. Это воистину евангельская работа в самом высоком смысле этого слова.

Неспособность любить человека — это серьезный изъян в характере, поскольку в этом случае некто может лишиться вечной жизни Черствость и жестокосердие могут оттолкнуть человека от Бога в тот момент, когда он больше всего в Нем нуждается.

Именно это случилось с Джимом.

Вне всякого сомнения, большинство людей не могут понять или пережить любовь Божию в отрыве от других людей. Прежде, чем она станет для них реальностью, прежде, чем они смогут откликнуться на нее, она должна отражаться на них из зеркала другой души. По непостижимым для нас причинам небесный Отец отдал Себя на наш суд — положился на нас, чтобы мы человеческим языком выразили, кто Он есть на самом деле и в чем заключается Его любовь.

Библия говорит: «Светильник Господень — дух человека» Прит 20: 27 Таким образом, через Свой народ Небесный Отец желает осветить весь мир Своей любовью.

Теперь вы понимаете, почему бывают такие странные последствия, когда мы проявляем черствость по отношению к ближнему? Человек, по отношению к которому было проявлено безразличие и черствость, может усомниться в существовании любящего Бога.

В своей книге «Счастье в семье» Джордж Вандеман драматически показывает, что развод — это широко распространенное социальное зло, следствие деформации любви в человеческих взаимоотношениях — является трагическим потому, что Бог «желает через вашу любовь, отцы и матери, открыть ребенку Свою любовь. Но теперь Он не может это сделать («Счастье в семье», с. 34).

Я вспоминаю личный опыт— как я пытался дать совет 14–летнему мальчику Он был одним из самых трудных учеников в церковной школе. Угрюмый, необщительный, уединенный. Казалось, никто не мог найти с ним общий язык.

После смерти матери отец бросил его. Ранние годы жизни были проведены в сиротском доме. Совсем недавно его перевезли из одного такого дома в другой. А затем ему пришлось жить в одной семье. Они были членами церкви. Но, несмотря на свой опыт и терпение в воспитании детей, они были намерены отказаться от содержания этого несчастного подростка.

Однажды я разговаривал с ним в маленькой тесной библиотечной комнате, куда директор школы направил его, чтобы побеседовать со мной.

Я до сих пор вспоминаю, как рассказывал ему о любви Небесного Отца.

Теперь я удивляюсь, почему он не засмеялся мне в лицо. Я заслуживал этого.

Поймите, тому, кто не знает, что такое родительская любовь, очень трудно понять любвеобильный характер Небесного Отца. Существуют многочисленные эмоциональные барьеры, которые затрудняют восприятие духовных истин. Как могут они поверить, что Бог, Которого они не видят, любит их, если люди, с которыми они встречаются, никогда по–настоящему не любили их? Если к ним не было проявлено любви в те моменты, когда они сильно нуждались в ней?

Любой человек, переживающий духовный и эмоциональный кризис, должен глубоко прочувствовать тепло, ту истинной человеческой любви, прежде чем он сможет или пожелает откликнуться на Божию любовь.

В мире много людей, неуверенных в себе и испытывающих острый дефицит любви. В США, примерно, один из трех заключенных браков оканчивается разводом. А большинство остальных часто бывают несчастными Если разрушается Богом установленный институт человеческой любви, множество людей будет страдать от духовного опустошения. Это затрудняет доступ людей к Богу и Его любви.

Муки виновной совести, страх и глубокая тревога усиливаются. Раковые опухоли ненависти, возмущения, недовольства, разочарования и насилия с каждым днем прогрессируют Зло и порок наступают.

Но наиболее пагубные последствия такого положения не сразу бросаются в глаза. Они простираются намного дальше отдельных безнравственных поступков, нарушений законности, фактов падения нравов и проявлений бесчинства.

Христиан беспокоят не этические корни умножения греха.

Нечто худшее наносит непоправимый ущерб душам несчастных обитателей планеты Земля. Библия выразительно говорит о величайшей трагедии, связанной с небывалым ростом беззакония, которое будет иметь место накануне второго пришествия Христа.

«И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» Мат 24: 12.

Первостепенная задача христиан сегодня не заключается в том, чтобы сокрушаться по поводу повсеместного распространения и наступления бурных вод беззакония. Это не принесет нам никакой пользы. Скорее этот факт свидетельствует о необходимости уделить главное внимание проповеди Евангелия, которое является благой вестью о Боге и любви для поколения, не знающего, что такое любовь, поскольку взрыв массового беззакония по сути дела уничтожил правильное понятие о ней в сознании и жизни большинства людей.

Мы весьма нуждаемся в том, чтобы иметь любовь, данную нам Иисусом, и делиться ею с окружающими людьми. Она должка стать преградой на пути умножающегося нечестия и греха. В этот последний час мы должны помочь людям испытать эту любовь во всей ее глубине через наше доброе влияние. Мы не можем и не должны проявлять черствость к людям — мы должны любить их всем сердцем.

Эта книга призвана помочь всем нам с Божьей помощью выполнить этот первостепенный долг каждого христианина.

Глава вторая

Величайший грех

«Совратились каждый на свою дорогу» Ис. 53. 6
Она ожидала рождения своего первого ребенка. Комната, которая давно предназначалась для малыша, была чисто вымыта, пол натерт до блеска. На стенах висели картины с изображением танцующих лошадок и прижавшихся друг к другу щенков.

Новая коляска также обращала на себя внимание Она величественно стояла в центре комнаты Поддерживающие ее ножки были покрыты занавесом из белого шелка, который внизу был отделан тонким кружевом Внутри поверх пушистого, желтого шерстяного одеяла лежали две пары ботиночек аккуратной ручной вязки Одна пара была розового цвета, другая — голубого.

Когда начались схватки, ее охватило приятное волнение Но к тому времени, когда ее доставили в больницу, она почувствовала что–то неладное.

Пришел врач Он взял ее за руку, которая теперь была мертвенно бледной. Синие прожилки вен отчетливо проступали через кожу Минуту доктор спокойно держал ее руку скорее по привычке выражая озабоченность и сочувствие Он сказал ей, что произошли серьезные осложнения.

Была необходима срочная операция. Как можно ласковее он объяснил, что операция необходима для спасения ее жизни Спасти ребенка было уже невозможно.

Доктор, будучи христианином, впоследствии рассказывал, какое сокрушительное действие произвела эта новость на молодую женщину В отчаянии она решила пригласить своего пастора и мужа. В соответствии с учением той церкви, которой она принадлежала, в такие моменты нужно было совершать определенные обряды. Эта женщина была предана своей церкви и хотела, чтобы все было совершено, как положено.

Врач сразу же позвонил проповеднику и, объяснив ему, что случилось, попросил его приехать как можно скорее. Человек на другом конце провода ответил, что в настоящий момент он занят Он сказал, что ему удобнее приехать завтра, когда у него будет больше времени Он добавил, что при данных обстоятельствах сам врач или медсестра могли бы предпринять практические шаги, которые заменили бы отправление необходимых обрядов в отношении ребенка. Сказав это, он повесил трубку.

Для многих грех ассоциируется с неверием в определенные догматы или с нарушением известных нравственных норм. Люди думают, что грех заключается только в явном нарушении десяти заповедей. Но подобное суживание понятия греха препятствует осознанию всей его мерзости.

У Исаии есть текст, который гласит: «Все вы блуждали как овцы» Ис. 53; 6. Большинство правильно понимает этот стих. Он говорит о том, что все люди — грешники Это место подкупает тем, что автор не ограничивается одним метким наблюдением. Далее он дает самое откровенное определение греха, какое только можно найти в Библии. Он просто добавляет «Совратились каждый на свою дорогу».

Вот в чем состоит грех Он ставит собственное я» человека на первое место, а Бога и ближних на второе Он заставляет человека ходить своими путями, какими бы «нравственными» или «благопристойными» они ни были, тогда как путь Божий остается в пренебрежении или отвергается.

Согласно определению Самого Господа Божий путь, суть христианства, заключается в любви к Богу и к людям от всего сердца. Из этого следует, что антиподом христианства, апофеозом греха является черствость к людям, отсутствие любви в сердце.

Попросту говоря, грех — это отсутствие любви в сердце, равнодушие к нуждам ближних из–за того, что на первое место ставится личная корысть. Это и есть возвращение на свой путь, совращение на свою дорогу. Именно так поступил священнослужитель, отказавшись прийти в больницу в тот день, когда несчастная молодая женщина так нуждалась в его помощи.

В мире и церкви много людей, которые живут только для себя и поэтому не оправдывают ожиданий Бога и людей Большинство даже не сознает всю греховность эгоцентристского образа жизни. Множество так называемых христиан сегодня настолько поглощены суетой, так ревностно защищают своекорыстные интересы, столь надежно отгородились от мира стеной эгоизма, что им нет никакого дела до нужд окружающих людей.

Правительство, руководимое такими людьми, в конце концов приведет к гибели даже самую сильную нацию.

Предприятия, руководимые людьми, которые не заботятся о благополучии окружающих, но пекутся лишь о своей корысти, окажут пагубное воздействие на нравственное состояние всего общества.

Церковь, члены которой пренебрегают нуждами других людей, не служит ни Богу, ни людям, какие бы правильные идеи она ни проповедовала. Многие искренно проповедуют Евангелие, но им недостает самого главного. Факел любви не поднят ими на достаточную высоту огонь едва теплится. Примером для нас служат опыты Ефесской церкви. Вначале их служение Богу радовало Господа. Небесный свет отражался в их жизни Дух Христов наполнял сердце нежностью и состраданием.

К сожалению, наступило время, когда они перестали дорожить любовью Божией. Ее вытеснили другие идеалы На первое место выступило собственное «я» Переместились акценты, и христиане Ефеса перестали выполнять свой главный долг перед миром, они перестали открывать ему Божью любовь, они не относились к людям с той нежностью и состраданием, которые питает к ним Христос.

Огонь потух.

На протяжении всей истории христианской церкви неоднократно повторялась эта трагедия. И мы имеем ясное предостережение, что и последняя Лаодикийская церковь совершит эту ужасную ошибку Она достигнет такого состояния, когда ее величайшая нужда будет заключаться в реальном, практическом познании любви Божией. Истинный Свидетель вынужден констатировать, что ее единственная надежда кроется в том, чтобы ревностно искать «золота, огнем очищенного» — золота любви.

Это — разбогатевшая и преуспевающая церковь. Она имеет успех. В ней много одаренных людей; у нее есть все, и она ни в чем не имеет нужды, кроме любви.

«Состояние многих из тех, кто претендует на звание детей Божьих, точно представлено в вести к Лаодикийской церкви», — писала Е. Г Уайт, христианская писательница. «Те, кто имеет познание истины, не понимают ее во всей полноте. Они не желают принять любовь Христа в свое сердце и жизнь».

Церковь сегодня имеет высококвалифицированных, одаренных проповедников, которые красноречиво возвещают истину и защищают веру.

Церковь имеет высококвалифицированных администраторов, которые управляют и руководят делом не хуже, чем менеджеры наиболее прибыльных предприятий.

Церковь имеет высококвалифицированных специалистов в области общественных связей — людей, основательно обученных искусству формирования в обществе правильного представления о нашей организации.

Церковь имеет опытных финансистов, прекрасно разбирающихся в финансовых операциях, что дает возможность церкви эффективно управлять своими многочисленными учреждениями и организациями.

Посвященное служение высококвалифицированных специалистов в различных областях позволило церкви создать прекрасную, современную, мобильную организацию.

Все это хорошо, полезно и необходимо. Но скажите мне, где найти высококвалифицированных специалистов в области любви к людям?

Где те, которые могут удовлетворить глубочайшие потребности встревоженных, мятущихся людей, живущих в этом гибнущем мире? Где заботливые, отзывчивые христиане, чуткие к нуждам окружающих? Где те, которые могут выслушать и понять, выразить сочувствие, утешить и ободрить?

Столкнувшись на углу улицы с проповедником, настойчиво утверждавшим, что «Бог есть любовь молодой человек из Гарлема пожаловался: «Я устал слушать все эти разговоры о любви. Я хочу увидеть живую любовь».

Есть ли в церкви люди, желающие помочь этому юноше? Кто может облечь любовь Божию в слова, как это делал Христос? Слова, которые бы соответствовали словарному запасу рыбака или необразованной блудницы?

Где те, которые способны передать любовь Божию одним взглядом, в интонации речи?

Где, о где же знатоки любви? Гибнущее человечество, испытывая величайшую нужду ожидает их запоздалого выхода на арену.

Мир ни в чем так не нуждается, как в любви Спасителя, проявляющейся в человеческих взаимоотношениях Все небо ожидает мужчин и женщин, через которых Бог может открыть эту великую силу христианства. Бог есть любовь. А кто есть ты?

Глава третья

Знатоки любви

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» Иер.31 3.
Однажды утром мой друг, который работал пастором в больнице, вошел в палату, где лежала недавно поступившая больная. Он увидел полную женщину лет 50–ти с седеющими волосами. Она выглядела не столько больной физически, сколько взволнованной и обезумевшей от горя.

Присев у ее кровати, он нежным, спокойным голосом представился ей.

Не дав ему закончить, женщина раздраженно прервала его «Я не хочу видеть никаких проповедников. Я принадлежу к своей церкви. Мне нравятся принципы моей веры, и я не желаю, чтобы мне говорили о чем–то другом. Я не желаю, чтобы вы посещали меня, пока я нахожусь. Здесь. Пожалуйста, оставьте меня в покое».

Пастор спокойно встал и собрался уходить. Затем он остановился и мягко сказал: «Я пришел сюда не для того, чтобы проповедовать вам. Я пришел из–за любви к вам».

Больная на мгновение потеряла дар речи от удивления. Затем она расслабилась, улыбнулась и сказала: «Хорошо, в таком случае войдите и сядьте. Я так нуждаюсь в этом именно сейчас и обязательно воспользуюсь вашим вниманием ко мне».

Во время длительного пребывания больной в госпитале мой друг ежедневно посещал ее. Между ними установились. теплые дружеские отношения. Как он признался впоследствии, именно этой пациентке ему удалось оказать значительное духовное служение за время ее пребывания в больнице. Он это чувствовал.

Психологи выявили, что каждый человек испытывает величайшую потребность в любви и внимании. Все остальное в жизни зависит от того, насколько полно удовлетворена эта главная потребность.

Сам Бог вселил в сердца всех людей глубокое желание иметь общение с себе подобными. Это Его универсальный дар Своим детям, включая самых сильных и волевых.

Христос во время душевной агонии и испытания в Гефсимании жаждал сочувствия со стороны Своих учеников. Он желал, чтобы кто–нибудь был с Ним; Он жаждал внимания и понимания. Но, как это ни трагично, никто из учеников не поддержал Его. Напористый, волевой и энергичный апостол Павел часто нуждался в сочувствии и общении, когда совершал свою трудную миссию первопроходца в деле Божьем.

Бог с определенной целью вселил во всех нас основополагающее желание быть любимым. Удовлетворяя эту человеческую потребность, Отец Небесный входит в нашу жизнь.

Когда человек пытается удовлетворить насущную потребность в любви и внимании, он неожиданно находит Бога. На этом уровне Небесный Отец привлекает всех людей к Себе.

На этом уровне и верующие должны стремиться утвердить Царство Божие в сердцах своих ближних. Кажды^ человек, который будет спасен, будет спасен через любовь. А любовь исходит от Бога. «Любовью вечною \'Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволений» Иер. 31: 3.

Только любовь устраняет преграды. Только любовь делает сердца людей восприимчивыми к истине, когда она восполняет их величайшую нужду Верно то, что каждый, подобно женщине в больнице, «может воспользоваться ею».

Об этом хорошо сказано в одной из популярных песен: «Мир нуждается в нежной любви. Это то, чего ему не хватает».

У Христа было достаточно любвеобильное сердце, чтобы удовлетворять потребности всех нуждающихся в любви и сочувствии. Он и сегодня может в изобилии излить Свою любовь на весь мир.

Существует только одна проблема. Любовь не является реальной и не имеет никакой ценности, если она не проявляется на деле. По причинам, известным только Богу, Он поручил Своему народу открыть миру Свою любовь. Он помещает Свое драгоценное сокровище в земные сосуды. Он избрал людей, чтобы передать Свои благословения миру Он хочет, чтобы Его слава сияла через них, рассеивая мрак греха. Бог желает, чтобы Его дети с любовью служили грешникам и нуждающимся и вели их к Нему.

Бог использует человека как посредника, чтобы передать теплоту Своей любви миру «Светильник Господень — дух человека» Прит 20: 27

Как ужасно, что народ Божий часто не выполняет это великое поручение. Он не открывает Его любовь так, как должно. Эгоизм и холодность почти погасили огонь любви. Многие, заявляющие, что являются христианами, забыли, что Бог ожидает от них Христоподобной жизни.

Что значит Христоподобная жизнь? Это значит, ни больше, ни меньше, чем открывать любовь Божию к людям так, как это делал Христос. Именно это привлекало людей к Нему Выражение любви на Его лице, красота Его характера, открываемая в нежном, взгляде и интонациях речи, влекли к нему тех, кто не ожесточился в неверии. Неисчерпаемая любовь Божия была излюбленной темой Спасителя. Он часто говорил о ней, Он жил ею, Он был Самой Любовью в человеческом образе. Такое изумительное, радостное проникновение в сущность того, кем в действительности был Бог, несло людям особые благословения. Христос пришел для того, чтобы открыть людям живую истину о том, как Отец Небесный жаждет удовлетворить самую настоятельную потребность человечества.

То же самое драгоценное знание о Боге, то же самое познание любви Божией на личном опыте является великим даром, вверенным народу Божьему И Господь искренно желает, чтобы Его последователи передали этот дар миру.

Каждый человек должен быть передатчиком любви!

В какой–то момент каким–то образом это Божественное намерение в отношении нас было почти потеряно. Мы склонны обращать внимание на менее важные вопросы.

Величайший грех очень легко совершить. Это самое утонченное зло. Его очень трудно распознать в себе Общество быстро призывает к ответу убийцу Нарушающий супружескую верность знает в своем сердце, что он обманывает Рассудительный вор обычно сознает, что его действия безнравственны и несправедливы. Но тот, кто нарушает закон любви, часто почти не чувствует упреков совести, вследствие ожесточения своего сердца. Но и этот едва различимый голос совести можно легко заставить замолчать навсегда.

Из–за нашей склонности жить только для себя черствость и нечуткость разрастаются в нас, подобно скрытой раковой опухоли. Мы становимся безразличными к нуждам других, едва ли сознавая, что с нами происходит.

Например, врач может настолько привыкнуть к своей работе, настолько формально подходить к исполнению своих обязанностей, его сердце может стать настолько черствым, что вскоре он уже не будет лечить больных, а просто оказывать им первую помощь при лечении язвы желудка или при переломе большой берцовой кости. Он уже не сознает, что его труд является служением исцеления людей. И это в то время, когда почти девять десятых пациентов, приходящих к нему со своими страхами, тревогами, разочарованиями, нуждаются не просто в лекарствах или в хирургическом вмешательстве, но в гораздо большем.

Проповедники также подвержены величайшему греху Они могут основательно износить свою машину, трудясь над осуществлением годового плана церкви. Они могут хорошо планировать бюджет, создавать советы и говорить библейски верные проповеди о состоянии мертвых И в то же время они могут совершенно упустить из виду состояние живых людей с их нуждами; людей, которые хотят, чтобы кто–то (тот же пастор) позаботился о них, попытался понять их. Людям нужен человек, с которым они могли бы обсудить волнующие их проблемы, который мог бы помолиться с ними и за них не только по долгу службы во время запланированного двадцатиминутного посещения один раз в год.

Проповеднику легко предаться внутреннему чувству, что он не может иметь успеха как проповедник, если не станет пастором крупной церкви. В этом случае он обычно предпочитает перейти на административную работу, где, как ему кажется, он сможет служить Господу более продуктивно и эффективно.

Хотя административная работа необходима для организации практического служения в церкви и кто–то должен ее выполнять, существует реальная опасность, что такая должность может отдалить служителя от людей и их реальных нужд.

Говоря о растущем равнодушии к нуждам ближних, доктор Давид Даффи пишет в своей книге «Психология и христианская религия» «Иногда врач проявляет больше интереса к тому, чтобы поставить научно обоснованный диагноз, чем помочь людям. Таким образом, он становится «хорошим» ученым, но плохим врачом. Подобное искушение приходится преодолевать и духовному работнику Он может ревностно оберегать чистоту христианского вероучения, но не применять его на практике Таким образом, он становится «хорошим» богословом, но плохим служителем».

Любой служитель, какое бы положение он ни занимал, может проявить невнимательность по отношению к другим. И все же черствость и бесчеловечность во взаимоотношениях друг с другом остаются величайшим грехом.

Слово «бесчеловечность» обычно ассоциируется у нас с пытками невинных людей, с чудовищными орудиями пыток, сожжением на костре или с варварскими обычаями татаро–монгол.

У них был отвратительный обычай привязывать к лошадям человека, которого они хотели четвертовать. Затем четырех сильных животных били плетью, чтобы они неслись галопом в разные стороны и разрывали несчастного на четыре части.

Я всегда считал этот обычай непревзойденным образцом жестокости и бесчеловечности во взаимоотношениях между людьми. Поэтому я никак не мог согласиться с тем, что мой главный грех — бесчеловечность.

В конце концов, мне никогда не доставляло удовольствия кого–то пытать. Я не считал себя жестоким по природе. В этом отношении моя совесть была совершенно спокойна, потому что я был уверен в своей невиновности.

И только когда я глубоко осознал, что христианство — это любовь к Богу и ближним, служение людям, о чем ясно сказал Христос, я понял, что часто был виновен в бесчеловечности и что это мой самый большой грех.

Если христианство предполагает нежнейшую привязанность и любовь друг к другу, то антиподом христианства будет отсутствие любви, жестокосердие.

Осознав это, я ужаснулся своей греховности. Я понял, что часто думал только о себе, что я «совращался на свою дорогу» Я обнаружил, что согласно библейскому определению я глубоко погряз в греховном эгоизме И это несмотря на то, что я тщательно соблюдал все заповеди Божии, был добропорядочным христианином и вел «нравственный» образ жизни.

Я понял, что плохо было не то, что я делал, а то, что я упускал сделать, обманывая ожидания людей. В конце концов, поняв свою истинную сущность, я смог только воскликнуть: «Отче, прости мне мою бесчеловечность по отношению к ближним».

Глава четвертая

Что такое любовь?

«Иисус сказал ему: «Возлюби…» Мат 22. 37
Никакое другое явление в мире не порождает столько предвзятых мнений и неправильных суждений, как любовь. Самое прекрасное, что Бог может сделать для вас и для меня — это открыть нам, что любовь не имеет ничего общего с традиционными представлениями о ней.

Многие считают, что любовь — это теплые чувства к другому человеку Обычно считают, что, если вы не испытываете добрых чувств, расположения или сочувствия к человеку, вы его не любите.

Это определение человеческой любви, но не христианской. Христианская любовь — не просто чувство. Это сознательное отношение к Богу, добровольное решение подчиниться Богу и служить Ему.

Любить — это просто использовать Божественный дар свободной воли, чтобы говорить или действовать в интересах и на благо другого человека, независимо от испытываемых чувств.

Чистая и святая любовь не является чувством. Это — принцип.

Наибольшая заповедь Божия не гласит: «Ты должен почувствовать любовь» но «возлюби» Пока наш разум бодрствует, мы можем повиноваться этому повелению. Для этого нужно избрать любовь к Богу и ближним.

Многие христиане, борющиеся с трудностями, серьезно обеспокоены тем, что они чувствуют по отношению к Богу Многие впадают в уныние и разочарование; им кажется, что они никогда не испытали той глубины чувств, какую, по их мнению, настоящий христианин должен иметь по отношению к Богу Они все время ощущают на себе бремя вины из–за того, что не чувствуют в себе какой–то особой теплоты и любви к Богу.

Находящиеся в таком затруднительном положении понимают, что они должны любить Бога больше, чем что–либо или кого–либо. Все же, несмотря на все старания, они не могут развить по отношению к Нему даже те чувства, которые они питают к некоторым людям. Многие испытали в связи с этим такое разочарование, что даже отошли от христианства. Они решили, что никогда не смогут питать такую любовь к Богу, какую должны были бы. Они приходили к выводу, что для них нет никакой надежды.

Столкнувшись с аналогичной проблемой, я в конце концов должен был признать, что питал более глубокие чувства к своей жене, чем к Богу. Вне всякого сомнения, я был привязан к ней больше, чем к Богу.

Все же, несмотря на это, я использовал и продолжаю использовать силу своего ума, чтобы поставить Бога на первое место в своей повседневной жизни. Я решил и сегодня решаю поставить Его превыше жены, детей и самого себя. Теперь я знаю, что люблю Бога больше всего на свете!

Если бы желания моей жены противоречили воле Бога, я бы предпочел исполнить волю Божию. Моя любовь к Богу глубже, хотя в чувственном отношении я больше привязан к Кате. Используя свободу волеизъявления и деятельности, я доказываю, что служение Богу для меня превыше всего.

Хотя Бог, Которого мы не видим, может иногда казаться чужим и далеким, мы все же можем любить Его больше, чем кого–либо или что–либо, избирая то, что Ему угодно, и действуя согласно своим внутренним убеждениям, независимо от чувств.

Тот же Божественный принцип применим и к отношениям между людьми.

Мы можем твердо решить в разуме своем любить даже тех, к кому не чувствуем ни малейшей симпатии, а затем выразить нашу любовь в словах и поступках, независимо от чувств, как это желает Бог.

Только так мы можем любить тех людей, которые нам не симпатичны, которые не вызывают у нас положительных эмоций.

Именно так Иисус Христос мог любить тех, кто плевал на Него, кто проливал Его кровь розгами; людей, которые безжалостно распяли Его, будучи одержимы дьяволом.

Его слова и поступки несли этим презренным, несчастным грешникам определенную весть: «Вы можете делать со Мной все, что хотите, но помните: никакие ваши действия не заставят Меня разлюбить вас. Я твердо решил любить вас и буду говорить и действовать в духе любви к вам».

Нельзя сказать, что в последний критический час Иисус страстно желал быть разлученным со Своим Отцом и умереть за недостойных этой жертвы, малопривлекательных людей. Между прочим, Он молил Бога о том, чтобы Он пронес эту чашу страданий мимо Него.

Когда в конце концов было принято последнее мучительное решение, оно было сделано не потому, что Иисусу была приятна мысль о крестных страданиях, а потому, что Он так любил Отца, что решил во что бы то ни стало исполнить Его волю. При этом Он не сообразовывался со Своими желаниями.

Величайший акт любви, который когда–либо видела Вселенная, не основывался на чувствах! Это непостижимое чудо, которое на протяжении всей вечности будет предметом благоговейных размышлений людей и ангелов, стало следствием свободного выбора Того, Кто твердо решил Своим разумом предпочесть волю Божию Своим собственным чувствам и влечениям.

Этот беспримерный поступок Иисуса Христа продемонстрировал всем людям, в какую бы эпоху они ни жили, что в действительности представляет собой Божия любовь.

Пример Христа побуждает нас решительно избрать любовь к тем людям, с которыми у нас не ладятся отношения, которые нам неприятны, которые, может быть, ставят нам палки в колеса, независимо от того, что они делают, говорят нам или какие чувства они к нам питают.

Такая любовь непонятна человеку Она названа тайной благочестия. Сколько бы человек ни старался, он не сможет воспроизвести ее в своем сердце. Все же, несмотря на это, Иисус смело учил Своих последователей: «Любите врагов ваших» Его повеление несет с собой заверение, что мы можем продолжать любить даже тех, к кому мы испытывали даже ненависть. Он даст нам силы относиться ко всем людям с любовью так, как относился Он.

Известный американский негритянский педагог Букер Т Вашингтон однажды сказал Я не допущу, чтобы кто-либо своим отношением ко мне заставил меня унизиться до ненависти к нему».

Люди, которые шли по стопам Господа и продолжали любить, несмотря на великую враждебность и ненависть по отношению к ним, могли поступать так потому, что, подобно Букеру Т Вашингтону, решительно избрали для себя этот высокий идеал. Бог почтил их выбор и дал им Свою сверхъестественную силу и способность воплотить это решение в слова и поступки.

Таким образом, христианская любовь предлагает господство разума над чувствами. Имея ум Христов, человек свободно избирает любовь, которая не ставит условий, никогда не перестает и не зависит от эмоций.

В этом случае христианин по своему свободному выбору всегда относится с любовью к людям, какими бы непривлекательными они ни были.

Какой бесценный дар! Вот что такое любовь. Любовь в ее самом полном выражении. Любовь, освобожденная из плена изменчивых чувств!

Это сокровище, которым могут обладать все дети Божьи.

Это ваше и мое наследие, которым мы должны делиться с погибающим миром!

Глава пятая

Любовь без всяких «если»

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Рим. 5. 8.
Готовилась интересная встреча. Будущие пасторы и служители церкви в сопровождении своих наставников приезжали из учебных заведений всей Южной Калифорнии. Некоторые из них уже проходили практику в психиатрических больницах, другие — в мужских или женских тюрьмах. А некоторые, подобно мне, занимались в клиниках общего профиля.

Поскольку все приглашенные были либо священнослужителями, либо семинаристами, я ожидал увидеть строго одетых людей. И, надо сказать, мои ожидания оправдались. Все были аккуратно одеты. На многих были черные или темно серые костюмы, узкие галстуки, обувь была начищена до блеска. Все эти выпускники богословских факультетов и семинарий выглядели так, как я и предполагал, за исключением одного человека — Павла.

Когда он вошел в аудиторию, я заморгал глазами от удивления. Он напоминал участника фестиваля рок–групп. Его волосы свисали до плеч. Вместо костюма он носил сильно помятые брюки из зеленого вельвета и старую рубашку в красно–белую полоску с короткими рукавами.

Вначале я подумал, что это какой–нибудь несчастный, которого пригласили с целью продемонстрировать нам, как пастор должен беседовать с людьми, попавшими в беду Представьте мое изумление, когда он представился студентом богословского факультета и сказал, что готовится стать пастором. Этот парень должен стать служителем или пастором? О нет, только не он!

Внутри меня росло негодование. Что этот малый хотел показать своим видом? Прийти на такую важную встречу в этих лохмотьях! Это было оскорбительно Кроме того, как он мог посещать больницу и беседовать с доверенными ему больными с такой неопрятной шевелюрой? Это какое–то юродство.

Я почувствовал сильную неприязнь к этому странному субъекту Мне хотелось, чтобы он немедленно покинул помещение или хотя бы потрудился изменить свою внешность, чтобы быть похожим на всех нас.

Я был уверен, что никогда не смог бы стать другом Павла, потому что испытывал к нему враждебные чувства. Я боюсь, это мешало мне любить его как ближнего Неприязнь к этому человеку сделала меня неспособным открыть ему более совершенный путь, передать ему волю Божью относительно его жизни.

Он слишком отличался от меня. Его внешность не соответствовала моим ожиданиям, поэтому я относился к нему неодобрительно. Я не желал принять его таким, каким он был.

Мое отношение к нему вряд ли изменилось бы, если бы мы не столкнулись с ним в вестибюле, когда возвращались с обеда. Мы познакомились и стали разговаривать. Наконец, я мог откровенно поговорить с ним.

Я признался ему, что его внешний вид мне кажется не совсем уместным, и поинтересовался, не мешает ли это его взаимоотношениям с больными.

Через несколько минут я уже многое знал о Павле. Он был открытым, дружелюбным человеком и свободно рассказывал о себе. Он объяснил, что у него очень мало денег и ему необходимо работать, чтобы иметь средства для учебы. Его работа заключалась в том, что он играл вечерами в музыкальной группе на площади в Лос–Анджелесе. Как и другие рок–музыканты, он носил длинные волосы. Свой единственный хороший костюм он берег для сцены.

Когда он говорил о работе в больнице, к которой был прикреплен, я мог понять, что он искренно заботится о людях и желает помочь им.

Делясь опытом, я почувствовал, как мое сердце оттаивает К моменту окончания нашей беседы у меня уже не было предвзятого отношения к Павлу Мы расстались хорошими друзьями. Мне по–прежнему не нравилась его прическа и его небрежный вид, но я полюбил Павла как личность, смог понять его.

Одна мысль все же не давала мне покоя. А что, если бы я не заговорил с ним? Если бы у Павла не хватило терпения объяснить мне причины своего странного поведения? Неужели в моем сердце навсегда осталась бы неприязнь к нему? Сколько раз я поступал подобным образом в отношении других? Неужели я часто привешиваю ярлыки к людям только из–за их внешнего вида? Или потому, что мне не нравятся их убеждения, их мышление, их привычки и нравы? Неужели чувство неприязни к людям, нежелание понять их мешали мне открыть им ту любовь, которую питает к ним Бог?

Мой опыт с Павлом в тот день помог мне понять со всей ясностью и определенностью, что любовь Божья не ставит условий. Любовь без условий достаточно велика и глубока, чтобы принимать людей такими, какие они есть, просто потому, что они живут на свете Как это ни печально, такая любовь — редкое явление даже в церкви Нам свойственно выдвигать различные условия Мы готовы любить лишь тех, которые оправдывают наши ожидания.

К несчастью, обычный человек от самого рождения способен любить только на условиях.

По этой причине с возрастом мы все более склонны считать, что любовь надо заслужить: хорошим поведением, снисходительностью к чужим промахам, щедростью, добротой или просто приятными манерами Но это порождает лишь круговую поруку и жизнь по принципу «ты — мне, я — тебе».

Поскольку в глубине нашего сознания формируется установка делать приятное» родителям, товарищам и другим людям, чтобы добиться их расположения, мы ожидаем, что и окружающие люди будут «ублажать нас, если только они хотят нам понравиться.

Эта глубоко укоренившаяся привычка делает невозможным с человеческой точки зрения любить того, кто не согласен с нами, кто не разделяет наших убеждений или поступает не так, как нам бы этого хотелось.

Поскольку все люди хотят любить и быть любимыми, они предпринимают титанические усилия для того, чтобы оказать давление на других, переделать их, изменить по своему образу и подобию, чтобы потом полюбить их. Вот почему многие усиленно пытаются повлиять на ближнего, диктовать ему свои условия, изменить его поведение и жизнь.

К сожалению, при «возвещении истины» мы часто руководствуемся этим порочным мотивом. Мы считаем, что нам поручено идти и изменить мир Изменить людей настолько, чтобы мы могли полюбить их и Бог мог полюбить их А когда они изменятся в достаточной мере, спасти их.

Если вы и я совершаем нечто подобное, то мы виновны в грубом искажении Божественного характера. В результате у людей может сложиться неправильное представление о Божьей любви. Они будут считать, что она также условна, как и человеческая любовь. Но благая весть состоит в том, что Бог не ставит никаких условий!

Возможно, ошибочное представление о Божьей любви сложилось у нас еще в далеком детстве, когда мама говорила нам «Ты — непослушный мальчик. Разве ты не знаешь, что Иисус не может любить тебя, когда ты ведешь себя таким образом?» Такие люди не понимают всей глубины Божественной любви, не ограниченной условиями, потому что они не испытали ее.

Все же с течением времени влияние этих людей формирует наши внутренние установки И в итоге мы постепенно вырабатываем ошибочное и опасное мнение, что люди должны действовать определенным образом, чтобы удостоиться любви Божьей.

Нет, не такую весть доверил нам Отец Небесный! Бог не поручал нам оказывать нажим на людей, с тем чтобы изменить их Он просит нас просто любить их такими, какие они есть — как любит их Он Сам.

Во время Своего земного служения Иисус Христос никогда не оказывал давления на людей. Он не говорил «Изменитесь до такой степени, чтобы Небесный Отец мог полюбить вас!» Или. «Изменитесь настолько, чтобы Небесный Отец мог спасти вас!» Люди, соприкасавшиеся с дивным Спасителем, каялись не для того, чтобы Он полюбил их Они каялись, оставляли грех и менялись потому, что Он горячо любил их, не ставя при этом никаких условий.

Любовь Христа к людям была столь глубокой, искренней и непринужденной, что Он мог постоянно принимать их такими, какие они есть — со всеми их грехами и слабостями.

Христос имел все основания для того, чтобы совершать служение только для «порядочных» людей — для людей с незапятнанной репутацией, которые часто мылись, хорошо одевались и имели приличный вид.

Он мог бы легко найти предлог для того, чтобы не общаться с таким человеком, как Мария Магдалина. В конце концов, Он имел полное право не рисковать Своей репутацией в обществе и не ослаблять Свое влияние, дружески общаясь с уличной девкой. Это могло отразиться на чистоте Его характера и помешать Ему совершить служение для более достойных людей! Зачем Он тратил Свое драгоценное время на отбросы общества в то время, когда до окончания Его миссии на земле оставались считанные месяцы?

Разве Он был не вправе решить, что было бы целесообразнее послать к Марии женщину, библейского работника, чтобы она побеседовала с ней? Он мог бы оповестить об этом деле служителей храма. Они знали, как нужно обращаться с такими людьми. Можно было бы в конце концов проинформировать отдел общественного здраво охранения.

К счастью для нее и для нас, Спаситель не ограничивав действие Своей любви. Она была так же доступна пьянице, вору и блуднице, как и любому другому человеку Это была Божья любовь, которая не осуждает, но заключает в объятия. Любовь, которая не отвергает, не порицает, но возвышает и исцеляет Прожив короткую жизнь, наполненную делами любви и сострадания, Спаситель пожертвовал ею, продемонстрировав непревзойденны образец безусловной любви, которую Вселенная не видела и больше не увидит «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» Рим 5 8

Принимая во внимание готовность Бога так любить и столько раз прощать жалких грешников, каковыми мы все являемся, мы не имеем ни малейшего права требовать от наших ближних каких–то изменений в поведении и считать их по каким–то причинам недостойными нашей несовершенной любви.

Когда мы пытаемся оказывать давление на людей, мы совершаем еще более неблаговидные действия, чем должник из притчи Иисуса.

Занимая пост министра финансов в правительстве своей страны, он задолжал сумму, равную 6 млн. долларов в современном исчислении — из–за неумения вести дела. Милосердный царь освободил незадачливого министра от всех его личных обязательств, простив ему весь долг Если бы не милость царя, он был бы продан в рабство с аукциона вместе с женой, детьми и всем своим имуществом.

В тот же самый день этот человек, которому было проявлено так много милости, встретил своего подчиненного, который был должен ему примерно 60 долларов.

Схватив его, недавно прощенный должник потребовал немедленной уплаты долга. Несмотря на все мольбы и просьбы несчастного, кредитор заключил его в тюрьму Этот поступок лишил должника возможности возвратить долг, но удовлетворил жажду мести, которой был одержим недавно прощенный министр.

Вскоре об этом узнал царь. Он обличил жестокого слугу, отменил свое прежнее милостивое решение и приговорил его к наказанию. Обличительные слова царя имеют неоценимое значение для всех нас: жестоких, немилосердных, недостойных грешников.

«Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Матф. 18: 33.

Если Бог готов любить и принимать меня такого, как я есть — эгоистичного, недружелюбного, непривлекательного, бесчинствующего, грубого, придирчивого, непокорного, маловерного, то какое я имею моральное право осуждать, отталкивать и ненавидеть своего ближнего?

Как писал Шекспир: «Не торопись судить, ведь грешники мы все».

Непостижимый факт! Божья безусловная любовь побудила Его полностью простить крайне недостойного Дугласа Купера! Когда я думаю об этом, у меня захватывает дух. Как я могу теперь сказать хоть одно грубое слово осуждения в адрес другого человека, независимо от того, нравятся мне его слова, поступки, внешний вид или нет.

Мой долг перед Богом настолько огромен, а жалобы, которые я имею на других людей, настолько ничтожны и малы в сравнении с ним, что я, по справедливости, должен позволить им раствориться во всепоглощающем потоке нежной Отцовской любви и сострадания.

Только совершив этот шаг я смогу научиться отражать Его любовь ко всем людям.

Если и есть в мире абсолютно свободная любовь, так это любовь Божья. Без Бога человеческая любовь, какой бы чистой и глубокой она ни была, всегда имеет ограничение «если» своего рода ценник с указанием стоимости Такая любовь может удовлетворить лишь поверхностные нужды других Она не может исцелять. Она не может поднимать павших Она не может спасать Она позволяет любить лишь «приятных людей» которые нам симпатичны, и притом до тех пор, пока они будут нам симпатичны Такая ограниченная любовь обрекает на гибель тех, кто отчаялся и потерял всякую надежду.

Один из малопривлекательных героев повести Катерины Анны Портер «Корабль глупцов» горько восклицает «Люби меня Люби меня, несмотря ни на что! Независимо от того, люблю я тебя или нет! Достоин ли я любви или нет; можешь ты меня любить или нет Даже если на свете нет любви, все равно люби меня!»

Это тайное желание глубоко скрыто в сердце каждого человека, не познавшего любовь Небесного Отца. Никто не может сам по себе удовлетворить это желание Но если ты и я откликнемся на этот отчаянный, зачастую невысказанный вопль души, мы можем быть уверены, что Бог работает в нас и через нас с тем, чтобы излить на мир Свою спасительную любовь, не ограниченную никакими условиями.

«Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской» Втор. 10: 19

Глава шестая

Любить тех, кого трудно любить

«Но вам говорю, любите врагов ваших, и если любите любящих вас, какая вам за это благодарность?» Лук. 6. 27 32.
Два психиатра, кабинеты которых находились в одном здании, часто по утрам поднимались вместе в одном лифте. Тот, кто выходил первым, неизменно поворачивался и плевал в своего коллегу Другой, прежде чем выйти на следующем этаже, доставал свой носовой платок и вытирал лицо и костюм.

Наблюдая некоторое время за этим странным явлением, лифтер не вытерпел и полюбопытствовал: «Доктор, я не понимаю этого. Скажите мне, почему ваш коллега плюет на вас каждое утро?»

«Я не знаю, — ответил психиатр, — это его проблема!»

В нашем обществе модно быть «терпимым» По крайней мере, внешняя терпимость к чужим взглядам, верованиям и поступкам становится все более распространенным явлением. Однако рассказ о двух психиатрах ясно показывает, что одной лишь внешней терпимости недостаточно Представьте себе наше отчаяние, если бы Бог просто относился к нам терпимо, как к грешникам, и ничего бы не предпринял для изменения нашего положения.

Наш психиатр должен был бы не просто терпеливо сносить оскорбительное поведение своего коллеги, но и попытаться помочь ему освободиться от дурного нрава.

Он терпеливо сносил обиду, но оказался неспособным послужить или помочь своему ближнему.

Христиане сталкиваются с аналогичными трудностями.

Терпеть тех, кто неприятен нам, кто раздражает нас — это одно дело. В конце концов, у них есть свои проблемы — рассуждаем мы. Поэтому мы должны стараться терпеливо относиться к их недостаткам.

Но совсем другое дело — проявить участие к ним попытаться помочь им в разрешении конфликтных ситуаций в духе любви и искреннего сострадания и тем самым содействовать восстановлению их физического, душевного и духовного комфорта. Это требует от нас гораздо большего, и мало кто идет на такие жертвы.

Куда с большим удовольствием мы ограничиваемся общением с приятными и интересными людьми — с теми, от кого хорошо пахнет, с кем интересно общаться, с людьми, которые имеют хорошие манеры, прилично одеваются, аккуратно укладывают волосы и следят за собой.

Мы жаждем их общества. Мы любим приглашать их после собрания на обед. Такие люди нам по вкусу У нас много общего с ними. Они думают так, как мы. Они нам нравятся.

В то же самое время мы обходим вниманием старых, безобразных, скучных и надоедливых людей, менее развитых в интеллектуальном отношении. Мы сторонимся тех, кого мы считаем безнравственными или просто малопривлекательными. Мы оставляем их на попечение благотворительных, церковных и общественных организаций.

Конечно, мы оказываем им внешние знаки внимания: мы признаем их существование, с притворным расположением пожимаем им руку, задаем вопрос об их самочувствии, не глядя при этом им в глаза, проявляем наигранный интерес к тому, что они рассказывают нам. Но, несмотря на все это, мы сохраняем между собой и ими определенную дистанцию и всем своим видом даем им понять, что они должны знать свое место. Мы уделяем больше времени и внимания любимым домашним животным, чем этим людям.

Иногда мы даже ставим себе в заслугу то, что избегаем общения с некоторыми категориями людей: например, с недружелюбными или критически настроенными людьми; с теми, кто своим вечным недовольством и озлобленностью возбуждают ссоры и создают неприятную обстановку в обществе; с теми, кто то и дело «плюют» в людей оскорбительными словами; с теми, кто производит от талкивающее впечатление из–за своей чрезмерной болтливости; с молчунами, в обществе которых всегда чувствуешь себя неловко; с грубыми, бестактными, «толстокожими», легкомысленными, обидчивыми, излишне самолюбивыми людьми.

Вместо того чтобы помочь им, мы отмежевываемся от них и считаем это вполне нормальным явлением. Это не есть христианская любовь.

Наша способность любить всегда и во всех обстоятельствах проверяется во взаимоотношениях с близкими людьми — с теми, кого мы считаем достойными нашей любви: с женами или мужьями, с детьми, с лучшими друзьями или со служителями церкви. Как мы реагируем, когда они совершают неблаговидные поступки и роняют свое человеческое достоинство? Продолжаем ли мы любить их в те моменты, когда они падают, когда по тем или иным причинам у них происходит срыв?

У меня был знакомый проповедник, которого все знали как добрейшего и отзывчивого человека. Хотя ему было уже за сорок, он был полон поистине безграничной энергии. Своим энтузиазмом он вдохновлял людей на большие дела. Вместе с тем это был уже достаточно опытный и зрелый человек, способный принимать тщательно продуманные и взвешенные решения. Все свои способности он направлял на служение людям и церкви. Он всегда мог понять человека, снизойти до его нужд. Со всеми, кто к нему обращался за помощью или с каким–то делом, он был одинаково терпелив и дружелюбен. И только один раз у него произошел срыв.

Я был одним из организаторов палаточного лагеря для молодежи нашей церкви. Мы наметили программу на целую неделю, но погода помешала нам реализовать ее. Все время лил дождь и дул шквальный ветер. Пришлось отменить большую часть запланированных мероприятий. Настроение у всех испортилось.

Палатки протекали; холодало. Обитатели палаток выражали недовольство — в общем, приятного мало. В заключительный день разбушевавшаяся стихия перешла в решительное наступление.

Ливневый дождь, сопровождаемый сильным ветром, начался как раз в то время, когда упомянутый пастор, как директор лагеря, спешно пытался вдохновить всех присутствующих на выполнение необходимых работ по свертыванию лагеря.

Некоторые молодые люди не желали мокнуть и мерзнуть в то ужасное утро и не покидали палаток. Даже взрослые организаторы норовили найти себе работу недалеко от лагерного костра или внутри палаток.

Указания руководителя побудили к действию лишь немногих.

Мы должны были уложиться в расписание. Ответственный проповедник мог иметь большие неприятности, если бы лагерь не был собран вовремя и молодежь не смогла бы отправиться домой. Он бегал вокруг палаток, выполняя сам значительную часть работы, тщетно ожидая помощи. Сильно промокший, озябший, он имел жалкий вид. Но ему надо было спешить.

Полагаю, что я действовал тогда правильно, работая под дождем. Случилось, что проповедник проходил мимо меня, когда я как раз всецело был поглрщен работой. Он сразу же заметил, что я выполнял работу не совсем так, как он этого желал.

Возможно, он считал, что может положиться на меня, а теперь вдруг оказалось, что я также не оправдал его надежд. Я не знаю, что его так раздосадовало, но в тот момент он потерял контроль над собой и превратился в обычного человека. Его лицо, всегда такое приятное, стало жестоким; глаза загорелись яростью.

Тело его напрягалось от гнева; он подошел к тому месту, где я стоял, и грубым, неприятным голосом сделал мне резкое замечание. Затем он быстро повернулся и зашагал дальше.

Я не старался оправдываться или протестовать. Возможно, потому, что мне просто не была предоставлена такая возможность, или, может быть, от того, что я был сильно удивлен. Я только что стал свидетелем странного, но, увы, нередкого явления: всегда приятный и любезный человек внезапно стал неприятным и непривлекательным.

До этого случая проповедник не давал мне ни единого повода питать к нему какие–то другие чувства, кроме самой теплой привязанности и любви. Он всегда пользовался моей любовью и уважением.

Теперь у меня был предлог чтобы перестать любить его Нет нужды говорить о том, что к вечеру, когда суматоха закончилась, пастор снова стал терпеливым, приятным человеком, каким он был всегда Хотя он вслух не извинился, всем своим видом и действиями он ясно дал понять, что весьма сожалеет о случившемся.

В нашей жизни бывают случаи, когда даже самые любимые люди становятся такими, что их трудно любить. Они могут на время потерять живую связь со Христом, и в этот момент их ветхая природа может взять верх.

Проявляем ли мы любовь к нашим ближним в эти трудные для них моменты? Или платим им той же монетой? Будем ли мы возмущаться их поведением, если для этого есть, казалось бы, все основания? Заставят ли нас их слова и поступки изменить отношение к ним, разлюбить их?

Мы уже говорили, что самое трудное дело в мире — это любить людей, потому что любить–то приходится грешников, каковыми мы все являемся. Это значит любить нечестивых, эгоистичных, обманщиков, гордых, гневливых, неблагодарных, раздражительных, ибо такова суть падшей человеческой природы. Эти качества, увы, довольно часто дают о себе знать — даже в жизни тех людей, о которых мы были более высокого мнения.

Мы должны честно признать, что совершенно неспособны любить таких грешников. Это неприятное известие, если учесть, что этими грешниками могут оказаться ваша жена или муж, ваши дети или ваш проповедник, товарищ по работе или пожилая соседка.

Поскольку наша любовь ограничена условиями, мы не можем любить таких несовершенных людей: они рано или поздно разочаруют нас, потому что они не смогут все время соответствовать нашим критериям.

Поскольку все наши ближние, включая супругов, детей и служителей церкви, несовершенны по природе, мы не можем своими силами любить их постоянной, неизменной любовью.

Однако христианин, длительное время изучающий Библию, понимает, что она зовет нас к более высоким идеалам, к более возвышенной и святой жизни. В ней просто сказано о том, что Иисус Христос желает поселиться в нашем сердце и произвести в нем нечто сверхъестественное.

Священное Писание безапелляционно заявляет, что мы еще ничего не достигли, если любим только тех, кто любит нас. «Ибо если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» Лук. 6: 32.

Слово Божие указывает нам на неограниченную, неослабевающую, неизменную любовь, которая намного превосходит то, что мы называем «естественной привязанностью» и которую Небесный Отец желает вложить в нас. Это феноменальная любовь, непостижимая разумом. Она дает возможность любить даже тех, кого трудно любить; тех, кто у «нормальных» людей вызывает отвращение.

Но что еще более удивительно, это уникальное свойство дается даром. Это плод личной, спасительной связи с Христом.

Бескорыстная любовь — это самый лучший дар, который Бог может дать. Эта любовь не является результатом временного порыва или побуждения. Это божественный принцип. Это постоянная сила. Она может зародиться только в сердце тех людей, которые принимают Христа. Только те, кто покоряются любви Иисуса, могут открыть ее другим.

Когда ап. Павел рассказывает о самых замечательных плодах Духа Божия, действующего в жизни христиан (Гал. 5: 22–23), он ставит любовь на первое место. Она произвольно зарождается в сердцах тех, кто очарован характером Христа. Его дух дает нам возможность проявить в практической жизни Божественную любовь.

Часто мы пытаемся полюбить тех, кого трудно любить, из чувства долга или вины. Но это напрасные усилия В конце концов, пройдя нелегкий путь, мы должны прийти к пониманию того, что вымучивать из себя любовь столь же нелепо и бессмысленно, как и пытаться своими силами обрести спасение. Как бы искренно мы ни пытались полюбить человека, у нас ничего не выйдет, если мы не поймем одной важной истины.

Не нужно стараться полюбить друг друга. Прежде всего мы нуждаемся в том, чтобы любовь Христа наполнила наши сердца. Когда наше «я» растворится во Христе, тогда истинная любовь проявится естественно и непринужденно.

Какое облегчение! Какое бремя снято с нас! Я был освобожден от необходимости делать то, что невозможно сделать человеческими силами, но сделать все–таки нужно. Теперь я знаю, что мой дивный Спаситель сделал за меня то, что мне было не по силам.

Поверьте мне, важнейшая часть Евангелия Христова состоит в том, что оно делает возможным для меня и для тебя приобрести недосягаемую прежде любовь. К сожалению, на эту часть Евангелия слишком редко обращают внимание.

Если мы взираем на Иисуса, мы лучше понимаем характер Божий. А взирая на Бога, мы изменяемся в Его подобие. Благочестие, любовь к другим людям становятся естественной потребностью.

Таким образом, вы и я можем обладать недосягаемой любовью Божьей.

Глава седьмая

Любовь проявляется в действии

«Уповай на Господа и делай добро» Пс. 36. 3.
Иисус Христос, пытаясь помочь одному законнику, раскрыл самую сокровенную суть любви. Подобно многим нашим современникам, этот законник мог «красиво рассуждать» о значении любви, но он понятия не имел о том, как практически проявить любовь.

Хотя законник тогда не принял слова Иисуса, эта история дошла до нас через столетия как несравненный пример того, как Бог определяет истинную любовь.

Ниже этот отрывок Евангелия передан в изложении Коттона Пача:

«Однажды учитель библейской школы для взрослых встал и задал Христу испытывающий вопрос: «Господи, что должен человек делать, чтобы спастись?»

Иисус ответил: «Что говорит Библия? Как ты понимаешь ее?»

Учитель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца и от всей души твоей, всем разумом своим и всеми своими силами. И возлюби ближнего твоего, как самого себя».