– Думаю, нам лучше уйти, – сказал он, – и дать адвокатам поработать. Только вот что… следователь хочет допросить Катю как можно скорее. Может, уже в понедельник. Так что времени совсем мало. Надо придумать, как ей выйти из этой ситуации.
Он наклонился, положил на стол визитную карточку и протянул руку для пожатия.
Эмили глазом не успела моргнуть, как они вышли из комнаты. Она даже не успела обогнуть стол и проводить клиентов до выхода, как обычно делала.
Маркус передал ей карточку.
Адам Тагрин
К. Тагрин Импорт АО
07315688900
Мы делаем прекрасное доступным
Эмили даже сказать ничего не успела – он уже протягивал ей телефон. Трещина на стекле дисплея давала заметную тень, но текст читался легко. Сайт Адама.
К. Тагрин Импорт АО
Фильмы для взрослых
Эротические сцены
– Порнуха, – пожал плечами Маркус. – Этот мухомор занимается порнофильмами.
В мозгу прозвенел звоночек. Имя человека, с которым ей позарез надо поговорить.
Тедди.
8
Роксана помогла убрать со стола. Каспар опять влип в телевизор, отец так и сидел за столом. Даже не сложил вилки и ложки в тарелку. Если он и в самом деле так плохо себя чувствует, как сказала мать, можно простить.
Мать принесла вазу с фруктами, как всегда тщательно подобранную: апельсины внизу, потом яблоки, а сверху – кудрявая шапка винограда.
– Фрукты экологические?
– Не знаю… возьми кишмиш, он из Ирана.
– Надо внимательнее смотреть, что покупаешь.
Отец кашлянул.
– Как называется курс, на который ты записалась?
Роксане вовсе не хотелось заводить этот разговор по второму кругу.
– Курс называется «Пол, власть и этнос», – вяло произнесла она.
– Вот как… и кем ты сможешь работать, когда закончишь это занимательный курс?
Она промолчала. Не стоит ссориться с отцом. Ему пятьдесят восемь. Слишком молод, чтобы сидеть дома и ничего не делать. Работал в коммуне с тех пор, как они приехали в страну в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Лояльность работе – его девиз и его гордость.
– Я мог бы работать здесь инженером, – сказал отец. – Не надорвал бы спину.
Отец прав. В Тегеране он учился в университете, но все закончилось с эмиграцией. Когда сбросили шаха, все радовались: наконец-то можно создать нормальное общество. Но победили фундаменталисты, и тут уже было не до экзамена. Речь шла о спасении жизни.
Она подошла к буфету и начала машинально перебирать компакт-кассеты с любимыми отцовскими записями. Этикетки стерты до полной нечитабельности, но она знала их наизусть: Гугуш, Дариуш, Виген
[23]. Все уже старики и старушки. Странно, но ей тоже нравились их песни.
– Ты же знаешь, теперь все их лоты выложены на Spotify… можно выкинуть это старье.
Отец сверкнул глазами так, что Роксана вздрогнула. Встал и взял одну из кассет, такую старую, что стерся даже яркий логотип «BASF».
– С ума сошла? Этот святое. Не прикасайся к моим кассетам.
Зарядили посудомоечную машину. Мать принесла чай – по второму или третьему заходу. Роксана поставила перед Каспаром вазочку с фисташками.
– А знаешь, Рокси, – сказал брат и расщепил скорлупку зеленого орешка. – Они правы.
– Кто – они?
– Родители. Если бы постаралась, запросто могла бы поступить на психологию.
Она молча присела рядом.
Что тогда было?
Тридцать миллиграммов, не больше – Зет минут десять шарил на сайтах Flashback и «Магические молекулы», пока не накопал все, что нужно: сколько и как. Втянуть носом, как заправский кокс. Роксана и раньше пробовала «э» и «спид»
[24]. Запомнилось странная смесь чувств: ощущение собственного всемогущества и тяжелого беспокойства. Потом она прочитала: это называется акатизия. Невозможность найти себе место, сохранить одну и ту же позу. Нет, есть вещи получше.
Было уже пять утра.
Через несколько минут препарат начал действовать.
Сначала похоже на экстази, хотя как-то мягче и уютнее.
…тело стало покалывать иголочками будто она его отсидела диван бесконечно мягкий тонула и тонула в подушках как в море постоянное погружение а Билли и Зет в десяти метрах от нее а потом еще дальше комната растянулась как резина а тело как желе или теплый и приятный слайм сейчас начнется паника но паника ушла и она уже не знала открыты ли у нее глаза или закрыты стены и двери двигались пока не слились в мягкий водоворот огоньков мигающих в такт с ударами сердца с Билли Зетом и космосом огоньки мигали все ярче и слились в заполнивший пространство белый свет и она хотела плыть в этом туннеле света и может быть умирала но знала что не умирает и увидела черно-белый негатив Билли вверх ногами квартира исчезла она стояла под балконом на промерзшей траве и не чувствовала холода даже приятно и она стала с землей одно целое с камешками и мохнатыми корнями а Зет начал хихикать сказал что она похожа но лосиху а сам выглядел как яблоко зеленый и блестящий это было так прекрасно что они не могли остановиться и хохотали и она хохотала и Зет хохотал и Билли хохотала и не надо было ни о чем думать и стараться произвести впечатление и следовать правилам давайте рисовать сказала она и они стали рисовать Билли предложила рисовать роботов мы же сами роботы и Роксана поняла почему отец никогда не подкидывал ее в воздух когда она была ребенком как другие папы и пик постепенно кончился попробовала встать но не смогла в квартире морская качка засмеялась и опять села на диван…
Через десять минут все было как всегда. Зет гуглил что-то на айфоне, поднял глаза.
– Вот это да.
Билли встала. Странно – ее нисколько не качало.
– Лучший кайф в моей жизни. Во всей моей жизни.
Когда Роксана вернулась от родителей, Зет смотрел документальный фильм «Взлет и падение Ланса Армстронга». Забавный он парень, этот Зет: увлечется чем-то, так должен знать все до малейшей детали. Своего рода помешательство. Он и сам над собой подшучивает.
– Ты поел? А то я захватила кое-что от родителей… на случай, если захочешь…
– Ну да? Какая ты умница…. А что – тушеная баранина? Или вегетарианское?
– Горме сабзи. Но не мой вегетарианский вариант, а как положено.
– Ага! Тут, значит, вот что: ничего вкуснее в мире нет!
Роксана присела рядом на диван. Позавчерашний день не выходил из головы. Они положили пакеты с кетамином в тайник и закрыли щитом – все, как было, только гвозди забивать наглухо не стали.
Зет переключил ТВ на другой фильм, тоже документальный. Собственно, не фильм, а бесконечное интервью с Сьюзан Сонтаг
[25]. Очень старое.
«Не надо думать, – сказала Сонтаг, – что порнография – это о сексе. Это о смерти».
Интересно – похожа на персиянку. Хотя скорее всего еврейка. Симпатичная.
– Хорошо бы смотаться в «Даски», – Зет пожал плечами.
Роксана знала про этот клуб на Сёдере. Он набирал популярность и даже иногда арендовал помещения в Ульфсунде. «Очень атмосферно», – сказала Билли.
Еще бы не атмосферно – шикарные диджеи, приглашают самые модные группы, Ора Флеш, к примеру… фотомодель, замужем за бородатым фотографом с СДВГ. Его последний проект – гимн Багармоссену
[26]. Говорят, потрясающе.
– Я бы пошла, – сказала Роксана. – Но у меня нет приглашения.
– И у меня нет. Может, Билли поможет? Позвони ей… скажи, прихватим веселого порошка. Она кипятком писала.
«The really important thing not to reject anything»
[27], – сказала с экрана Сьюзан Сонтаг.
Роксана потянулась за телефоном. Надо подумать, как лучше сформулировать… все же унизительно – просить кого-то об одолжении. Тем более Билли.
9
Уже вечер, «работа» с Деяном окончена. Тедди за рулем своей машины, которая после деяновой «теслы» кажется прошлым веком.
– Да, слушаю, – сказал он намеренно нейтрально.
Наверное, двадцатый звонок. Эмили. Но на этот раз он нажал на зеленую трубочку в кружочке – стало любопытно. Хотя обида осталась.
– Привет, это я.
– И слышу, и вижу, что это ты. Представь, твой номер все еще светится у меня в контактах. Чем обязан?
Он резко нажал на педаль газа. Лобовое стекло опять запачкалось, хотя он только что включал омыватель. Рычажок на себя – брызнули веселые струйки, лихорадочно заработал дворник. Главное, непонятно, откуда берутся эти грязные кляксы: дождя нет, а ближайшая машина метрах в пятидесяти впереди. Загадка. Наверное, уличная грязь мечтает добраться до него самого, но стекло мешает.
– Тедди… тут кое-что случилось.
Тедди отпустил газ. Не хватало только лишиться прав, которые он только что получил. Десять лет без прав. Спасибо Деяну – получил разрешение на инструктаж и добросовестно ездил с Тедди по Стокгольму.
– Что именно?
– Именно?
– Что именно случилось?
– Нам надо встретиться, – сказала Эмили.
Он еле удержался, чтобы не затормозить.
– Зачем?
– Не по телефону. Можем мы увидеться или нет? Это касается наших с тобой старых дел.
Тедди еще в прошлом году твердо решил – больше не копаться в семейных делах Эмануельссонов. Они с Эмили сделали все, что могли. Все были уверены, что Матс, человек, которого Тедди и Деян похитили десять лет назад, покончил с собой. Но когда в доме в произошло убийство, подозрения пали на сына Матса, Беньямина. Тедди и Эмили постепенно поняли, что Матс жив, но вынужден скрываться, инсценировав самоубийство, – он случайно наткнулся на разветвленную лигу педофилов. Мало того – в деле были замешаны и коррумпированные сотрудники полиции, прилагавшие все усилия, чтобы правда не выплыла на свет. В конце концов Матс был вынужден выйти из тени, потому что его сыну грозило тюремное заключение за преступление, которого он не совершал. Именно тогда он передал полиции жесткий диск с садистскими фильмами, запечатлевшими издевательства над девочками-подростками. Но Тедди и Эмили так и не удалось вычислить, кто стоит за всей этой историей. След закончился на единственной фамилии: Педер Хульт. Но найти его так и не удалось. Возможно, псевдоним. И никто не гарантирует, что этот загадочный Хульт и его подельники не продолжают заниматься тем же самым.
Тедди давно сформулировал для себя простой принцип: всему свое время. В детстве отец читал ему Екклезиаста: время разбрасывать камни и время собирать камни. Нельзя постоянно оглядываться на прошлое. Хватит.
Но позвонила Эмили, и он, будто со стороны, услышал свой голос:
– Сейчас приеду.
Через полчаса он стоял перед массивной дубовой дверью на втором этаже основательного дома на Хантверкаргатан. Такие дома строили в начале двадцатого века: высокие потолки с лепниной, винтовые лестницы. Четыре медных таблички: «Мартин Коор, адвокатура», «Челль Альблум, адвокатура», «Сами Гитеррес, адвокатура», «Эмили Янссон, адвокатура».
Почему бы им не объединиться? Было бы солидней.
Эмили открыла мгновенно, словно стояла за дверью и дожидалась звонка. В ее конторе было почти темно, но Тедди, как всегда, отметил ее походку. Она переносила вес с одной ноги на другую, будто укачивала сама себя, повинуясь одному ей слышному внутреннему ритму. Средним и безымянным пальцем заправила за ухо выбившийся локон – тоже чертовски привлекательно.
Обошлись без традиционных объятий.
Понятно, почему темно: зажжена только маленькая настольная лампа. На одном конце картонная коробка с недоеденными суши, на другом – огромный дисплей «мака» и клавиатура. И все, если не считать большого блокнота и разбросанных по столу тут и там шариковых ручек и цветных маркёров.
– Значит, это твоя новая контора? А почему на стенах нет работ выдающихся мастеров живописи и графики? – неуклюже пошутил Тедди и сел.
Намек на кабинет ее бывшего шефа. Собственно, он собирался спросить, как у нее дела, как с работой: серьезное все-таки дело – собственная адвокатура. А может, нашла кого-то, кто подходит ей больше, чем бывший уголовник Тедди. Хотя он иногда сомневался, бывают ли такие вообще – бывшие уголовники. Не пожизненная ли это профессия.
– Не время шутить, Тедди… – Она почему-то отвернулась и посмотрела в сторону. – Меня попросили представлять интересы молодой женщины… которая побывала у них. В их руках. – Она коротко пересказала историю Кати и посмотрела ему в глаза. – И я хотела тебя спросить… вернее, не спросить, а попросить. Попросить помочь. Ей нужна любая мыслимая поддержка.
Наступило молчание. Урчание проезжающего автобуса показалось невыносимо долгим.
– Эмили… разве это не дело полиции?
– Что-то я не вижу результатов. Этот чертов диск у них в руках уже больше года, но они, по-видимому, не чешутся. К тому же… думаю, что именно люди Педера Хульта подложили бомбу в твою квартиру. Когда чуть не погиб Никола.
История с Матсом Эмануельссоном будет преследовать меня всю жизнь, с горечью подумал Тедди. Значит, Катя – одна из тех несчастных девчушек…
Эмили пристально смотрела ему в глаза.
– Ты должен помочь мне, Тедди. Поднять нить там, где мы ее потеряли.
– Почему именно я?
– Потому что ты знаешь людей, к которым у меня нет и не может быть подходов. Потому что… потому что я знаю: ты хочешь жить нормальной жизнью, я ценю и уважаю тебя за это, но мы ведь так и не нашли тех, кто виновен в твоих злоключениях. Тех, кто чуть не убил твоего племянника. Мы остановились на полдороге.
Тедди прекрасно знал, что означает этот взгляд. Неподвижный, приказывающий и умоляющий.
Она не отступит.
А он?
10
Через каждые пять шагов на стенах закреплены металлические флаконы с дезинфицирующим средством. Для тех, кто не знает: обычный спирт. Правда, с какими-то добавками. Мекка для алкашей.
Приходи в больницу с пустой бутылочкой и цеди из флаконов, пока в коридоре пусто. Добавки – хрен с ними, главное, бесплатно. Яду не добавят. На вкус, правда, так себе.
Никола поначалу заблудился. Непрерывно и неторопливо, как ветряки, вращаются стеклянные турникеты. К окошку с информацией очередь. На полу разноцветные линии. Похоже на схему метро, но разобраться, какая куда ведет, невозможно. Ухо, горло, нос – голубая. Исчезает, потом появляется опять. Непонятные коды, чужой язык. Как, скажем, письменность амаринья
[28].
Три дня назад они с Юсуфом привезли Шамона в больницу. Носилки сразу подхватили и захлопнули дверь перед носом. Посторонним нельзя, извините.
И никто не объяснил – опасна ли рана, какие последствия, если Шамон выживет.
Перед глазами одна и та же картина, будто пленку раз за разом перематывают назад: изувеченное лицо друга. Саунд-трек: его булькающее, неживое дыхание.
Прошло три дня. Шамон жив.
Механический женский голос: «Третий этаж». Никола вышел из лифта и посмотрел на таблички. Отделение 345. Да, это здесь. Папа Шамона рассказал, куда его перевели из интенсивной терапии. Триста сорок пятое отделение. Челюстно-лицевая хирургия. Иначе ни за что не найти.
Дверь начала жужжать, потом все же открылась – автоматика. Тут везде автоматика. Вход свободный – это вам не интенсивка. Посещения разрешены. Что известно полиции? Знают ли, что произошло с Шамоном? Сам Никола никому ничего не говорил и был почти уверен: ни одному из ребят в спортзале даже в голову не пришло рассказать полицейским, как все случилось. Святое правило: со снютами в разговоры не вступать.
В коридоре на штативе-каталке – целый штабель замысловатых врачебных приборов. То тут, то там собираются группки врачей и сестер в одинаковых кожаных шлепанцах и зеленых пижамах, коротко о чем-то беседуют и разбегаются, улыбаясь, – вряд ли о работе. Серо-голубой пластиковый пол отмыт до зеркального блеска. Никола наклонил голову и увидел свое отражение. Круглая пиктограмма величиной с дорожный знак: перечеркнутый мобильный телефон.
Никола не знал точно, в какой палате лежит Шамон. Большое дело – палат не так много, можно заглянуть. И наверняка здесь кто-то из людей Исака. Но в коридоре не видно – наверное, сидит в палате.
Почему-то сильно пахнет вареной картошкой. Шаркая, по коридору прошел пожилой дядька с забинтованным лицом – жуткое зрелище. Ужасняк. Будто в одном из операционных залов ожила мумия и решила пройтись по больнице. Чем-то напомнил Бояна, деда Николы, – тот тоже к старости стал волочить ноги. Будто ему надоело тратить силы, чтобы ходить как люди. Непостижимое сочетание: могучий дед и эта шаркающая походка.
Мимо неторопливой побежкой проскользнула сестра – на табло под потолком замигали красные цифры. Номер палаты. Кто-то из больных нажал на кнопку экстренного вызова. Этому кому-то нужно помочь повернуться в постели, дотянуться до стакана с водой. Дать болеутоляющее. Подложить судно.
Никола потрусил с ней вровень.
– Простите, где лежит Шамон Ханна?
– В конце коридора налево, вторая направо, – бросила сестра на ходу и скрылась в палате. Над дверью злобно мигала красная лампочка. – Только я думаю, он спит.
Рукоятка на двери просто огромная. Интересно, зачем. В голове опять начали проскакивать молнии. Никола остановился и огляделся – может быть, присесть на секунду? Вспышка памяти: он сам в такой палате, после взрыва. Голубые шторы на окне. Стакан сока на тумбочке. Отчаянные глаза матери, уже двое суток сидящей в кресле в углу… Он положил ладонь на глаза и зажмурился. Пока еще не придумал способ, как избавляться от этих молний.
Это другая палата, другая больница, и на койке лежит не он. Его друг. Шамон. Лица почти не видно, сплошная повязка. Огромные свинцово-бурые синяки под глазами и на скуле. А где его роскошная золотая цепочка с золотым же массивным крестом? Наверняка стащили в суматохе. Колеса койки зафиксированы. Рядом – стойка с капельницей. Наверное, сам есть не может, все, что надо, вводят в вену.
Никола осторожно присел на единственный стул. Шамон, похоже, и вправду спит. Вспышка молнии: фитнес-зал, дикий вопль, оглушительные, отраженные эхом двойные хлопки пистолетных выстрелов. Изуродованное лицо Шамона, прерывистое, затрудненное дыхание, кровь на двери в конторку. Фрагмент челюсти на футболке…
Он внезапно вздрогнул: пусто! Ни в палате, ни в коридоре – никого. Кто угодно может зайти! Он же зашел – и ему никто не мешал. Сестра на бегу указала палату… Шамон даже очнуться не успеет.
Никола набрал Юсуфа. Никто не ответил. Написал эсэмэску:
Я у Ш. Здесь никого нет. Почему? Пошли кого-нибудь. Белло? Н.
Белло – надежный парень. Как они отжигали на квадроциклах еще в школе – он, Шамон и Белло! Никола даже не знал настоящее имя. Все называли его Белло, и никто не мог вспомнить, почему.
Он выждал несколько минут. Шамон лежит неподвижно, дыхания не слышно. Да дышит ли он вообще?
Дышит. Слава богу. Несомненно дышит. Грудь поднимается и опускается, совершенно беззвучно.
В телефоне пискнуло. Юсуф.
Я там был сегодня. Думаю, все спокойно. Под контролем.
Кто-то все равно должен дежурить.
Через несколько секунд:
Они охотились не на Ш. На Мистера Первого.
Вот оно что… никто не собирался убить Шамона. Логично. Но все же…
Он послал сообщения нескольким знакомым и через десять минут уже знал номер Исака. Впервые звонил боссу напрямую.
Сигналы странные, как будто он звонит в другую страну.
– Король на проводе.
– Исак… – сказал Никола по-ассирийски, – я в Каролинке у друга… ты знаешь.
– Как он?
– Не знаю. Жив. Он жив. Его прооперировали.
– Да, я знаю… слава богу. Его ждет подарок, когда вернется домой.
Никола уже слышал про этот подарок. Семидесятивосьмидюймовый телевизор «Самсунг» с вогнутым экраном. Суперзвезда нынешнего рынка. Но зачем он Шамону, пока он здесь?
– Исак… меня беспокоит одна штука.
– Какая штука, сынок? Какая штука тебя беспокоит?.. Погоди-ка, я сейчас…
Никола подошел к окну. Как сформулировать, чтобы случайно не ущемить самолюбие? Отсюда виден главный вход Каролинского госпиталя, наверное, самого большого в Швеции. Множество людей: пенсионеры, мигранты, просто какие-то несчастные, истасканные люди. Поперечный срез страны… нет, вряд ли. Люди, толпящиеся у входа, не представляют Швецию на все сто. Это те, кого дед называет радничка класа. Рабочий класс. А где все остальные? Где жители центральных районов, бизнес, обеспеченные снобы? Может, у них теперь отдельные больницы… или, скорее всего, не болеют так часто.
– Я слушаю.
В туалет, что ли, сбегал?
– Исак… здесь никого нет, кто присмотрел бы за Шамоном. Сюда пройти, как два пальца облизать.
– Вот как? Это плохо… пришлю кого-нибудь.
Нет, не в туалет. Скорее всего, сходил за жратвой. Чавкает оглушительно.
– Я не могу сидеть здесь целый день, – постарался объяснить Никола. – Хорошо бы кто-то подъехал прямо сейчас.
– Оня. Окао мошь?
Понял. Пока-то можешь? – Никола с трудом сообразил, что хотел сказать Исак – тот говорил с набитым ртом
– Самое большее, пару часов. Мне на работу. Обещал шефу… а во-вторых, надо еще набрать часы, чтобы получить лицензию электрика.
– Пошлю прямо сейчас. Успеешь.
Никола отвернулся от окна и посмотрел на Шамона. Кровный брат. Преданный, бесстрашный воин Исака. Никогда не подведет. Никогда не струсит. Не то что он, Никола.
– Хабиби, – еле слышный, скрипучий голос.
Глаза открыты. Никола чуть не подбежал к койке и сел рядом.
– Говорить можешь?
Шамон попытался что-то сказать. Гримаса боли. Лица почти не видно, а гримасу видно. Николе показалось, что Шамон его не узнал.
Неважно… живой.
Шамон потянулся за блокнотом на тумбочке и медленно написал крупными неуверенными буквами:
Очень больно говорить. Буду писать.
– Понял.
Снюты пытались меня допросить. Я сделал вид, что не в себе.
– О’кей.
Юсуф приходил.
– Сейчас его нет.
Не знаю, куда подевался. Кто это был?
– Понятия не имею. А снюты что говорят?
Ноль. Спросили только, кто в меня стрелял. Еще хотели узнать, кто был в зале. Хотят допросить всех.
– Ты сказал?
Нет. О таком со свиньями не говорят.
– Знаю. А им что-то известно?
Не думаю.
– Опять явятся.
Другие расскажут побольше.
– Не понял? – удивился Никола. – Какие другие?
Ручка покатилась по одеялу и упала на пол. Никола поднял и протянул другу. Шамон очевидно устал, но ручку взял и написал на удивление разборчиво:
Никому нельзя верить. Хочу завязать.
Что он имеет в виду? Пока Никола пытался понять, Шамон закрыл глаза и задремал.
Прошло два часа. На смену никто не явился. Шамон спал. Никола пододвинул стул к окну и смотрел, не отрываясь, как неослабевающим потоком входят и выходят люди. Купил в автомате у лифта пару банок Red Bull – он и сам боролся со сном. Ладно, Георг Самуэль подождет – Шамон важнее. Непонятно, почему не явился человек Исака.
И тут он увидел. Увидел то, что ни при каких обстоятельствах видеть бы не хотел. Увидел то, чего подсознательно боялся. Тремя этажами ниже.
Он обратил на них внимание, потому что они шли быстрее других. Два парня в солнцезащитных очках. И даже не потому, что быстрее. Походка. Та самая походка. Небрежная и в то же время напряженная. Как будто ни на секунду не забывают, что должны двигаться именно так, а не иначе. Он не видел лиц, но уже знал: они. Те самые, что ворвались тогда в спортзал. На этот раз вдвоем. Идут доделать незаконченную работу. Шамон…
О, дьявол. Дьявол…. Что делать?
Он выскочил в коридор. Рядом с палатой мирно беседовали две женщины в белых халатах. Одна, должно быть, врач, другая – медсестра.
– Вы можете мне помочь?
Старшая повернулась к нему: очки и бейджик на груди. Бритт Фуентес.
– Пожалуйста, помогите мне. Я должен перевезти моего друга в другое место, – он старался говорить тихо и убедительно, но получалось плохо.
– Как это – перевезти?
– Бритт, я вас очень прошу. Он не может здесь находиться.
И без того морщинистый лоб Бритт Фуентес сделался похожим на смятый лист бумаги. Глаза округлились.
– Нет, ни в коем случае. Мы не переводим и не перевозим пациентов по желанию родственников.
Убийцы не должны были знать, в каком отделении лежит Шамон – но они знали. Шли быстро и уверенно.
– Поймите, это неважно… неважно, как вы переводите пациентов. Вы должны мне помочь. Не перевести в другое отделение, а спрятать. Не хотите помочь – я сам.
Никола бросился в палату, взялся за койку, но она была точно приколочена к полу. Тормоз! Несколько секунд ушло, чтобы сообразить, на какую из десятка педалей нажать.
Обе женщины встали в дверях, наперебой уговаривали Николу, попытались его удержать. Они ничего не понимали.
Никола разогнал тяжелую койку, как таран, и они были вынуждены его пропустить.
– Что ты делаешь? – истерически крикнула медсестра.
Он, не останавливаясь, толкал койку вперед, почти бежал по коридору. За спиной, как привязанная к хвосту собаки консервная банка, грохотал упавший штатив капельницы. Он на ходу выдернул канюлю из вены – несколько минут друг обойдется без внутривенного питания.
Шамон спал.
Путь ему преградил здоровенный медбрат.
– Что здесь происходит? – спросил он, напряженно улыбаясь.
Улыбка не сулила ничего хорошего.
– Моего друга необходимо срочно перевезти в другое отделение.
– Ну нет, этот номер не пройдет.
Медбрат преградил ему путь.
Довольно. Если он не скажет в чем дело, ничего не выйдет.
– Сюда идут двое, они хотят его убить, – на высокой ноте выкрикнул Никола. Почти завизжал: – Пропустите!
Теперь их было трое. Кто-то еще бежал на шум. Никола отбивался руками, пытаясь хоть на сантиметр сдвинуть койку. Бесполезно. Трубки ламп на потолке, как разделительная линия на шоссе.
Дверь в конце коридора открылась, и они появились. Никола прекрасно понимал, зачем они пришли, но не понимал, как их остановить.
Ультрарапид. Будто кто-то покадрово разложил для возбужденных, кричащих людей эпизод боевика. Раскрасневшиеся лица, открытые рты, но слов не слышно.
Эти двое так и не сняли темные очки. Они шли, вертя головами по сторонам, как тиранозавры на охоте.
– Нет!!!
Они подошли совсем близко. Женщины никак не могли взять в толк, что происходит, тянули кровать назад.
В руке у одного из них – пистолет. В трех метрах. Наконец-то Бритт Фуентес заметила и отчаянно закричала.
Никола среагировал инстинктивно: что есть силы толкнул койку назад, к дверям палаты, мимо убийц.
Грохот, крик, паника.
Парень с пистолетом что-то прошипел, Никола не расслышал. Повернулся и пошел назад, на ходу поднимая пистолет. Никола бросился на него. Последнее усилие.
Он схватился за руку с пистолетом и рванул что есть сил. Пистолет покатился по полу,
– Сука, – рявкнул убийца.
Он словно проснулся – понял, что без оружия ему не справиться, и начал отступать. Второй последовал за ним, оттолкнул одну из женщин, чуть не повалил на пол Бритт Фуентес, остановился на секунду у койки. Бритт вцепилась в него, как ребенок в детском саду цепляется за мать. Оглушительный крик, грохот. Теперь кричали все.
Парень кое-как стряхнул с себя Бритт и выскочил из коридора.
Никола выдохнул и постарался унять противную дрожь. Обошлось?
Суета продолжалась. Сестры, врачи, еще какой-то персонал бегали по коридору, как пьяные куры.
Шамон пошевелился. Средних лет худощавый мужчина с врачебным бейджиком покатил куда-то его койку. Появился парень в форме охранника, подобрал пистолет.
Никола догнал врача. Посмотрел на Шамона.
Шамон не шевелился. Врач что есть силы давил кулаком на его живот. Только теперь Никола заметил: на простыне расплывалось зловещее красное пятно. Что случилось? Почему?
Он уже понял. Врач пытался остановить кровотечение, но куда там… уже целое озеро крови.
Тот, второй, который пытался стряхнуть с себя Бритт, успел выстрелить. В живот.
– Шамон! – выкрикнул он и задохнулся от слез.
Шамон не шевелился. И не дышал.
Шамон… брат.
11
«Риш»: классный, стильный величественный, лучший стокгольмский ланч-ресторан уже для многих поколений. А по вечерам – вневременной, всегда модный бар, numero uno в этом городе.
Впрочем, даже работая в «Лейоне», Эмили никогда не чувствовала себя здесь как дома, но Йоссан обожала «Риш», и ей было лень возражать. Послушно села на автобус и поехала в «Риш». Время от времени она встречалась со старой подругой. А почему бы и не «Риш», в конце концов? Как ностальгический визит в зоопарк, куда тебя водили в детстве. Эмили вспомнила: пусть и не в «Рише», но в похожем, не менее снобском «Покет-Сити» Магнус Хассель порекомендовал ей взять на работу Маркуса.
Ослепительно сияющие бокалы подвешены вверх ножками над стойкой. Наверняка сунули в посудомойку двойную порцию глянца. Неизвестно, как с экологической точки зрения, но блеска – на весь квартал. Над столами – цветы лилий, тоже вверх ногами. Контраст: после ланча ей надо в полицию с Катей. Второй допрос. Накануне состоялся первый.
Они встретились у главного входа на Полхемсгатан. Адам тоже пришел. Высокий остекленный вестибюль. Будка вахтера и турникет. Посторонним вход воспрещен. По правде сказать, Эмили никогда здесь раньше не была. Просто не было случая: дела были не особо крупные, и допросы проходили либо в местных отделах полиции, либо в полицейском управлении на Кунгсхольмен, 29, либо в местах предварительного заключения. Она выступала в роли адвоката защиты, а на этот раз представляет истца. Женщина-следователь работает в НОО, Национальном оперативном отделе. Раньше он назывался Государственным отделом уголовной полиции, в просторечии Госугол.
– Она не хочет! – первое, что сказал Адам после рукопожатия.
Эмили положила руку Кате на плечо. Костлявое, хрупкое плечико. Кожаная куртка вряд ли греет, а морозец приличный.
– Я все проверила. Катя. Если вы просто откажетесь от допроса, вас начнут разыскивать. Но я не считаю, что вы должны идти на поводу. Ни в коем случае. Вы имеете право поставить определенные условия. И я все время буду с вами. Буду следить, чтобы все шло как надо.
– Все равно не хочет, – сказал Адам.
– Адам, – Эмили повысила голос. – Вы не будете присутствовать на допросе. И истец – Катя. Так что я хотела бы услышать, что скажет она, а не вы.
– Все о’кей, – Катя посмотрела себе под ноги.
О’кей… куда там – о’кей. Близко не лежало.
Комиссар уголовной полиции Нина Лей представилась вежливо и приветливо. Короткая стрижка, широкое и плоское лицо, небольшие глаза – как будто от трех разных людей. Хорошие очки, к примеру, не помешали бы.
Она вела их по коридорам и переходам так, будто за ней кто-то наблюдал, будто велась непрерывная фотосъемка. Добраться до цели – задача второстепенная; важна походка, важны позы. Что это? Неуверенность в себе? Некоторые из клиентов Эмили тоже будто все время позировали.
Странное здание. Очевидно, перестраивали много раз. Местами – полный модерн. Стекла во всю стену, замысловатые стальные конструкции, а местами – типичное начало прошлого века: темные дубовые панели, не особо тщательно расчищенная лепнина на потолке. Навстречу все время попадались люди: огромные накачанные парни, явно из группы захвата, пожилые господа в кардиганах с крошечными очками для чтения на цепочках, среднего возраста дамы со стрижкой «паж» и тренировочными часами на запястьях. Вся эта разношерстная компания, надо полагать, работает в полиции.
Наконец они подошли к металлической двери. Нина набрала код, и они оказались в небольшой комнатке. Один угол отгорожен стойкой, как у администраторов в гостиницах.
– Дело настолько деликатно, что я попросила бы вас оставить мобильные телефоны, компьютеры и даже компьютерные часы вот тут, – Нина показала на столик с пластиковыми пакетами на молниях.
Вермлендский диалект. Ни с каким не спутаешь.
Эмили вскинулась.
– А вы не забыли? Катя – истец, а не подозреваемый.
– Конечно, конечно… я просто напоминаю: мы – спецподразделение в НОО, и у нас свои правила, – она взяла пакет, открыла молнию и протянула Эмили. – Прошу вас.
Не особенно сговорчива эта полицейская дамочка.
В комнате для допросов окон нет. То есть наверняка есть, но наглухо занавешены плотными шторами. Графин с водой и кофейный термос на столе. На одной из стен – большое зеркало. Эмили знала этот трюк. Зеркало Гезелла. Со стороны освещенной комнаты – зеркало, а со стороны полутемного тамбура за стеной – обычное стекло. Можно видеть все, что происходит в допросной.
– Присаживайтесь. Я только схожу за диктофоном, – сказала Нина и вышла.
Катя ритмично постукивала пальцами по столу.
– Как ты себя чувствуешь? – спросила Эмили. – Если захочешь сделать перерыв, только мигни – я тебе уже говорила.
Катя даже глаз не подняла. Тихая барабанная дробь. Очень тихая – возможно, здесь специальная поглощающая звук акустика. Чтобы крики не слышались снаружи. Тедди… он восемь лет сидел за высокими стенами и зарешеченными окнами. Разве такая жизнь могла не повлиять на его взгляд на общество? И главное: взгляд общества на него.