Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Иосиф Аронов, Анатолий Шолом, Лидия Александровская, Владимир Смирнов

Сертификация сложных технических систем

Введение

В настоящее время общепризнано, что сертификация – одна из наиболее эффективных форм обеспечения качества продукции или услуг, а также их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Зародившись первоначально как инструмент протекционизма, сертификация в дальнейшем превратилась в средство правового регулирования торговых отношений и формирования партнерства между предприятиями.

Современные формы сертификации обеспечивают:

• гарантию качества продукции (услуги) путем предотвращения попадания на рынок продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов;

• доверие к качеству экспортируемой продукции;

• предотвращение импорта продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов;

• замещение импортной продукции высококачественной отечественной;

• защиту изготовителя от конкуренции с поставщиками несер-тифицированной продукции;

• расширение рекламных возможностей поставщика;

• стабильное качество конечной продукции при условии применения сертифицированных комплектующих изделий и материалов.

Многофункциональность сферы сертификации требует формирования соответствующей инфраструктуры – органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий, чем обеспечивает занятость множеству людей.

Особенно важна сертификация для сложных технических систем, отказы которых зачастую приводят к тяжелым последствиям. Так, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в 1997 г. в стране было зафиксировано 1174 чрезвычайные ситуации, обусловленные техногенными авариями, из которых 871 характеризовалась как местная и территориальная, а 5 – как региональные и федеральные. Ежегодно в авариях и катастрофах в стране гибнет более 50 тыс. человек, получают травмы более 250 тыс., а ущерб составляет около 500 млрд руб. Если же учесть, что ущерб ежегодно возрастает на 10–30 %, то можно представить, каковы будут потери, обусловленные низким качеством сложных изделий, к XXI веку.

Особая роль сертификации сложных систем в обеспечении безопасности техники отражена в законах РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Следует отметить, что формы и методы сертификации сложных изделий отличаются от традиционных подходов, применяемых при сертификации более простого оборудования. Например, сертификация аудио– и видеотехники не требут подтверждения в рамках сертификационных испытаний показателей надежности, а для оборудования летательных аппаратов проверка показателей надежности обязательна. Таким образом, особенности сертификации сложных систем должны быть предметом специального изучения, которому и будет способствовать настоящее пособие.

Решению вопросов сертификации большое внимание уделяют такие международные организации, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Сертификация сегодня рассматривается как средство, не только облегчающее производителю выход на рынки других стран, но и существенно повышающее его эффективность производства. Например, если бы ПО «Атоммаш», поставивший в США сосуды высокого давления, не сертифицировал их на соответствие Кодам (стандартам) ASME (Американское общество инженеров-механиков), то их цена была бы на порядок ниже. Поэтому в пособии рассматриваются вопросы сертификации продукции в рамках международных, региональных и национальных систем сертификации.

Особое место занимает сертификация систем качества поставщика продукции (исполнителя услуги) на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 или других стандартов, устанавливающих требования к системам качества (например QS-9000, TL-9000). Такая сертификация особенно важна при выходе предприятия на международные рынки, при участии в международных тендерах и других проектах. Учитывая это обстоятельство, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 2 февраля 1998 г. № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг». Оно, в частности, предусматривает поддержку субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе международных стандартов. В настоящем пособии рассмотрены вопросы создания систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000, и их сертификации. А так как добиться повышения конкурентоспособности продукции в современных условиях можно только путем коренной перестройки, которая получила специальное наименование – реинжиниринг, то в пособии затронуты также проблемы реорганизации предприятия.

Глава 1

Основные понятия в области сертификации

1.1. Термины и определения

Слово «сертификация» образовано от «сертификат» (лат. cer-tum – верно + facere – делать), т. е. «сделано верно». Сертификатом удостоверяют какой-либо факт, например происхождение, подлинность товара и т. д. Наиболее распространенным случаем применения сертификации является подтверждение соответствия какого-либо объекта установленным к нему требованиям (рис. 1.1).



Рис 1.1

Подтвердить соответствие может каждая из заинтересованных сторон: первая – изготовитель, продавец, исполнитель, вторая – потребитель, заказчик, третья – независимый орган.

Первая сторона подтверждает соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации.

Декларация о соответствии – документ поставщика продукции (исполнителя работ, услуг), в котором он под свою ответственность письменно заявляет, что поставляемая им продукция (выполняемые работы, услуги) соответствует требованиям стандартов или других нормативных документов.

Противоречие между первой и второй сторонами в оценке соответствия продукции, процесса или услуги одним и тем же требованиям проявляется довольно часто, поэтому наиболее объективной оценкой считают оценку третьей стороной – лицом или органом, признаваемым независимым от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон. Участвующие стороны – это, прежде всего, изготовители, продавцы, исполнители, потребители или представляющие их интересы иные субъекты.

Участие третьей стороны в подтверждении соответствия является главным признаком сертификации.

Сертификация – процедура подтверждения соответствия, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Сертификация может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательная сертификация – сертификация, которая вводится законами для определенной продукции и проводится уполномоченными на то органами на соответствие законодательным актам, обязательным требованиям технических регламентов, стандартов или других нормативных документов, принятых в соответствии с законодательством.

Обязательная сертификация вводится для защиты интересов населения и государства. Как правило, подтверждаются установленные законом требования безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Обязательная сертификация является необходимым условием допуска продукции на рынок и (или) ее использования.

Добровольная сертификация – сертификация, которая проводится по инициативе заявителя в зарегистрированной системе сертификации на соответствие любым требованиям, определяемым заявителем.

Добровольная сертификация является средством повышения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Обязательная и добровольная сертификации базируются на единых принципах.

Положительный результат сертификации удостоверяется сертификатом соответствия.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификат соответствия оформляют на официальном бланке. Как правило, он содержит информацию об органе, выдавшем сертификат, заявителе, сертифицированной продукции (процессе, услуге), нормативных документах, на соответствие которым проведена сертификация. Сертификат подписывают лица, уполномоченные органом по сертификации, и выдают его заявителю.

Наряду с сертификатом соответствия применяют знак соответствия.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается, что маркированная им продукция соответствует требованиям документов, указанных в сертификате соответствия.

Знак подтверждает не только соответствие продукции, процесса или услуги установленным требованиям, но и что этот факт подтвержден процедурой сертификации. Этим знак соответствия в области сертификации отличается от знака соответствия государственным стандартам. Право на применение знака соответствия предоставляется заявителю специальным разрешением или лицензией, выдаваемыми органом по сертификации.

Знак соответствия может быть нанесен непосредственно на продукцию, на тару, упаковку, на сопроводительную документацию, поступающую к потребителю вместе с товаром, а также использоваться в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках.

Сертификацию проводят в рамках определенной системы сертификации.

Система сертификации – совокупность участников сертификации и правил управления и процедур и может включать несколько подсистем – систем сертификации однородной продукции.

Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты, правила и одна и та же процедура.

Систему сертификации однородной продукции может возглавлять центральный орган.

Центральный орган – юридическое лицо, определенное для организации и координации работ в системе сертификации однородной продукции.

Основными участниками системы сертификации являются органы по сертификации и испытательные лаборатории.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию.

Орган по сертификации продукции использует для принятия решения о выдаче сертификата результаты испытаний, проведенных испытательной лабораторией, результаты сертификации системы качества или производства заявителя, проведенной органом по сертификации системы качества, или результаты собственной оценки состояния производства.

Непосредственную работу по сертификации проводят эксперты.

Эксперт по сертификации – специалист, аттестованный в установленном порядке для проведения работ по сертификации в определенной области.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Несколько испытательных лабораторий могут быть объединены общей сферой деятельности и единым руководством. В этом случае применяют термин «испытательный центр».

Для осуществления работ по сертификации органы по сертификации и испытательные лаборатории аккредитуются в установленном порядке и осуществляют свою деятельность в соответствии с их областями аккредитации.

Заявитель – юридическое или физическое лицо, предоставившее продукцию на сертификацию и отвечающее за качество и безопасность этой продукции.

Заявителем может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся изготовителями продукции, подлежащей сертификации, или продавцами этой продукции. В зависимости от результатов сертификации заявителю выдается или не выдается сертификат соответствия.

Держатель сертификата – организация или гражданин, на чье имя выдан сертификат соответствия.

Сертификацию продукции проводят определенным способом, по установленной форме – схеме сертификации.

Схема сертификации – определенная совокупность действий, результаты которых принимаются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям.

Схема сертификации продукции может состоять из одной или нескольких способов проверки, таких, как испытания образцов продукции, проверка ее производства, инспекционный контроль сертифицированной продукции.

Продукция, подлежащая сертификации, должна быть определенным образом идентифицирована.

Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают тождественность представленной на сертификацию продукции наименованию и другим признакам, указанным в стандартах или технической документации, и информации о продукции. Идентификация проводится заявителем и органом по сертификации.

Сертификационные испытания – испытания образцов продукции для решения вопроса о возможности выдачи сертификата.

Проверка производства в схемах сертификации осуществляется различными способами: анализом состояния производства, сертификацией систем качества или производства поставщика.

Анализ состояния производства – процедура, с помощью которой орган по сертификации продукции оценивает производство сертифицируемой продукции с точки зрения возможности поддержания в течение определенного срока стабильности характеристик, подтверждаемых сертификатом соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка соответствия, осуществляемая органом по сертификации с целью установления того, что поставляемая сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Инспекционный контроль в соответствии со схемой сертификации предусматривает проверку тех же элементов, что и при первичной сертификации.

Общее понятие «аккредитация» происходит от латинского слова «accredere» – «доверять», т. е. испытывать чувство уверенности в чьей-нибудь добросовестности, искренности, объективности, в правильности чего-нибудь.

До недавнего времени аккредитация рассматривалась исключительно как процедура назначения и приступления к исполнению своих обязанностей официального представителя одного государства или одной организации при другом государстве (организации).

С развитием сертификации аккредитация стала необходимым атрибутом допуска организаций к работам по сертификации и превратилась в самостоятельный вид деятельности.

Аккредитация (для целей сертификации) – процедура, посредством которой полномочный (авторитетный) орган официально признает возможность определенной организации выполнять конкретные работы – ее компетентность.

Главными объектами аккредитации в области сертификации являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Эта процедура проводится в рамках определенной системы аккредитации.

Система аккредитации – система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Основным участником системы аккредитации является аккредитующий орган.

Аккредитующий орган – орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию в системе.

Объектами управления системы аккредитации является деятельность по аккредитации заявителей.

Непосредственную работу, связанную с аккредитацией конкретной организации, выполняют эксперты по аккредитации.

Эксперт по аккредитации – лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации соответствующих объектов, и обладающее компетентностью, признанной аккредитующим органом. Компетентность оценивается применительно к определенным объектам аккредитации (эксперт по аккредитации испытательных лабораторий, эксперт по аккредитации органов по сертификации и т. д.).

Аккредитация осуществляется по инициативе заявителя аккредитации.

Заявитель (аккредитации) – организация, претендующая на аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в аккредитующий орган. Заявитель может претендовать на аккредитацию своей организации в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории, или того и другого.

Предлагаемая заявителем сфера деятельности оформляется как область аккредитации.

Область аккредитации – один или несколько видов работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Область аккредитации обычно включает объекты сертификации и (или) виды испытаний, нормативные документы, в соответствии с которыми проводится сертификация. Область аккредитации ограничивается определенными рамками объектов сертификации или испытаний, применяемыми нормативными документами и подтверждаемыми требованиями объектов сертификации или испытаний.

Критерии аккредитации – требования, которым должен отвечать объект аккредитации. Все критерии аккредитации сводятся к компетентности, беспристрастности и независимости и устанавливаются стандартами или другими нормативными документами.

Соответствие организации критериям аккредитации проверяют предварительно по документам, представленным заявителем, а затем – непосредственно в организации-заявителе аккредитации.

Экспертиза документов заявителя – анализ комплектности, содержания и оформления документов, представленных заявителем с целью определения их соответствия критериям и правилам аккредитации и оценки возможности аккредитации заявителя.

Экспертное заключение – документ, содержащий результаты экспертизы документов, представленных заявителем на аккредитацию.

Аттестация – непосредственная проверка на месте объекта аккредитации с целью определения его соответствия установленным требования (критериям аккредитации).

Аттестация является процедурой, предшествующей обобщающему анализу полученных доказательств и принятию решения по аккредитации (или отказу в аккредитации).

Программа аттестации – документ, содержащий перечень вопросов к объекту аккредитации, способов проверки и исполнителей.

Акт аттестации – документ, составляемый экспертами по аккредитации по результатам аттестации.

Аттестат аккредитации – документ, выданный по правилам системы аккредитации и удостоверяющий факт официального признания аккредитующим органом компетентности организации в определенной области деятельности (области аккредитации).

Срок действия аккредитации – календарная продолжительность от даты регистрации аттестата аккредитации в реестре соответствующей системы аккредитации до установленной даты прекращения его действия.

Возможность сохранения действия аккредитации в пределах срока действия аттестата аккредитации подтверждается по результатам инспекционного контроля.

Инспекционный контроль – проверка, проводимая аккредитующим органом с целью установления, что деятельность аккредитованного органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) продолжает соответствовать установленным требованиям.

Приостановление действия аттестата аккредитации – временное прекращение действия аккредитации при нарушении ее условий до выполнения корректирующих мероприятий в установленные сроки.

Отмена действия аттестата аккредитации – безусловное прекращение действия аккредитации при выявленных нарушениях критериев аккредитации.

Аккредитация на новый срок – аккредитация, проводимая в связи с истечением срока действия ранее выданного аттестата аккредитации.

1.2. Основные процедуры проведения сертификации

Основные операции, выполняемые при сертификации продукции, определяются выбранной схемой сертификации. Выбор схемы обязательной сертификации осуществляется органом исполнительной власти, на который законодательным актом возложена организация обязательной сертификации определенных объектов.

Схемы сертификации в общем случае определяются последовательно на трех уровнях: национальном, системы сертификации однородной продукции, органа по сертификации продукции.

Схемы сертификации однородной продукции учитывают необходимые доказательства, отражающие специфику продукции и степень ее потенциальной опасности. Орган по сертификации по получении заявки на конкретную продукцию выбирает наиболее подходящую схему сертификации с учетом предложений заявителя, исходной информации, типа производства продукции и т. п.

При добровольной сертификации схему сертификации продукции определяет заявитель с согласия органа по сертификации.

Схемы сертификации включают одну или несколько операций, результаты которых являются доказательством подтверждения соответствия. К таким операциям относят: испытания, анализ представленной заявителем документации, проверку производства, инспекционный контроль. В табл. 1.1 приведены схемы сертификации, принятые в Российской Федерации.

Таблица 1.1





Сертификационные испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях. Эти испытания в зависимости от совокупности продукции, на которую необходимо распространить сертификат, осуществляют в форме испытаний типа, испытаний партии или испытаний единицы продукции.

Испытания типа применяют при сертификации выпускаемой продукции, когда результаты испытаний ее образцов при определенных условиях можно распространить на всю совокупность выпущенной впоследствии продукции за время действия сертификата. Испытания типа, как правило, дополняют другими видами проверок (проверка производства, инспекционный контроль).

Испытания партии применяют в случае выдачи сертификата на эту партию, их осуществляют в виде испытаний выборки из этой партии. При этом другие виды проверок не используют.

Испытания единицы продукции проводят для выдачи сертификата только на эту единицу продукции. Так же, как и для партии, других видов проверок не требуется.

Результаты сертификационных испытаний оформляются протоколом.

Анализ представленной заявителем документации проводится органом по сертификации для выяснения возможности использования этой документации в качестве полного или частичного доказательства соответствия заявленной продукции установленным требованиям. Анализ документации заменяет операцию сертификационных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, когда затраты на такие испытания соизмеримы с доходом от реализации сертифицируемой продукции или когда испытания проводить невозможно и нецелесообразно (например при сертификации комплекта оборудования, когда необходимы разрушающие испытания).

В качестве основного документа для анализа заявитель представляет заявку-декларацию, в которой он под свою ответственность подтверждает соответствие представленной им на сертификацию продукции установленным требованиям.

Заявка-декларация сопровождается имеющимися у заявителя документами, полученными вне рамок сертификации соответствия. В качестве доказательных могут засчитываться такие документы, как протоколы собственных испытаний, гигиенические заключения, сертификаты пожарной безопасности, сертификаты или протоколы испытаний комплектующих изделий и материалов, зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества, протоколы испытаний в зарубежных лабораториях, техническая документация изготовителя (конструкторская, технологическая, эксплуатационная и т. п.).

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и сопоставляет образец сертифицируемой продукции с ними. В случае необходимости орган по сертификации запрашивает дополнительные материалы.

По результатам рассмотрения орган до сертификации принимает решение о возможности или невозможности выдачи сертификата соответствия на основе представленных заявителем документов. При этом учитываются: специфика продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства, репутация предприятия в отношении качества сертифицируемой продукции и другие факторы, влияющие на достоверность оценки.

Анализ документации может быть единственным основанием для выдачи сертификата или одной из операций доказательства соответствия наряду с проверкой производства и инспекционным контролем.

Проверку производства осуществляют для выявления возможности поставщика выпускать продукцию со стабильными показателями качества и безопасности. Проверку проводят в трех различных формах: анализ состояния производства, сертификация системы качества, сертификация производства.

Состояние производства анализирует орган по сертификации продукции силами своих или приглашенных экспертов, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

Проверку производства осуществляют непосредственно у изготовителя продукции с предварительным ознакомлением с информацией заявителя о типе и объеме производства, номенклатуре продукции, выпускаемой предприятием, о поставщиках комплектующих изделий и материалов. Для проверки производства составляют специальную программу.

Программа проверки включает анализ определяющих технологических процессов системы контроля (входной, операционный и приемочный контроль), претензий и рекламаций потребителей по поводу качества продукции и т. п.

Все предусмотренные программой проверки проводят применительно к тем показателям продукции, которые подтверждаются сертификатом. Результаты анализа состояния производства оформляются актом.

Анализ является дополнительной информацией для обоснованного принятия решения о соответствии продукции установленным требованиям на основании результатов сертификационных испытаний или рассмотрении заявки-декларации.

Сертификацию системы качества или производства, являющуюся элементом схемы сертификации продукции, как правило, проводят в виде самостоятельной операции, предшествующей сертификации продукции. Это связано с тем, что сертификацию систем качества и производства осуществляет не орган по сертификации продукции, а орган по сертификации системы качества (производства).

Схему сертификации продукции с использованием сертификации системы качества (производства) применяют в случаях, когда:

• объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки испытуемой продукции;

• технологические процессы чувствительны к внешним факторам, установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;

• характерна частая смена модификации продукции;

• продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

Сертификацию системы качества или производства используют в основном в сочетании с сертификационными испытаниями типа и инспекционным контролем. Возможно применение сертификации системы качества только в сочетании с инспекционным контролем за ее функционированием.

Инспекционные испытания проводят на образцах продукции, взятых у изготовителя или у продавца, или у того и другого (чаще у изготовителя). Это объясняется более простой организацией (образцы отбираются на складе готовой продукции) и широкими возможностями самого отбора (большой объем для выбора).

Преимуществом отбора образцов у продавца является то, что при испытаниях выявляются свойства продукции с учетом ее транспортирования и хранения. Следовательно, эта оценка более приближена к состоянию продукции, характеризующему ее переход непосредственно к потребителю. Другое преимущество проявляется при сертификации импортной продукции, когда для проведения инспекционного контроля не требуется выезд за рубеж за образцами. Образцы для испытаний отбираются из партий продукции, ввезенных на территорию государства.

Особенностью инспекционных испытаний является также возможность их проведения в обоснованных случаях непосредственно на предприятии в присутствии представителя органа по сертификации.

Контрольные вопросы

1. Какие формы подтверждения соответствия продукции вы знаете?

2. Какие полномочия имеет испытательная лаборатория?

3. Чем отличаются обязательная и добровольная сертификация?

4. Для чего проводится добровольная сертификация?

5. Что включает в себя система сертификации?

6. Что такое схема сертификации?

7. Как осуществляется проверка производства?

8. Что такое аккредитация?

9. Что включает в себя процедура сертификации?

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27. 12. 1995 г.

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции от 09. 01. 1995 г.

3. Сборник законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сертификации продукции и услуг (часть первая), 1995 г.

4. Сборник законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сертификации продукции и услуг (часть вторая), 1995 г.

5. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г., № 3.

6. ГОСТ Р 40.0001—95. Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации.

7. ГОСТ Р 40.002—96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества.

8. ГОСТ Р 40.003—96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества.

9. ГОСТ Р 40.004—96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств.

10. ГОСТ Р 40.005—96. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертификацией систем качества и производств.

11. ГОСТ Р ИСО 9001—96. Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

12. ГОСТ Р ИСО 9002—96. Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.

13. ГОСТ Р ИСО 9003—96. Система качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

14. Сборник нормативных документов на системы качества (сборник включает ГОСТ Р ИСО 9001—96, ГОСТ Р ИСО 9002—96, ГОСТ Р ИСО 9003—96, комментарий по их применению).

15. Сборник нормативных документов по проверке систем качества (сборник включает ГОСТ Р ИСО 10011—1—93, ГОСТ Р ИСО 10011—2– 93, ГОСТ Р ИСО 10011—3—93).

16. Система сертификации ГОСТ Р. – М.: Госстандарт РФ, 1992.

17. Методические материалы по сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ Р – М.: ВНИИС, 1993.

18. Егорова Л.Г. Опыт и перспективы сертификации систем качества / Стандарты и качество. 1997. № 11.

19. МС ИСО 8402 – 94. Словарь качества.

20. Воробьева Г. Н. О стандартизации услуг / Стандарты и качество. 1998. № 1.

21. Литвинов О. В. Знаки соответствия в СССР, России и странах СНГ // Стандарты и качество. 1998. № 1.

22. Руководство ИСО/МЭК 22. Информация о заявлении изготовителя о соответствии стандартам или другим техническим требованиям.

23. Руководство ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и сертификации.

Глава 2

Международные, региональные и национальные системы сертификации

2.1. Мировая практика сертификации

Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) в публикации «Certificat», подготовленной под патронажем Европейского комитета по стандартизации (СЕН) в 1992 году, привела данные о действующих в 15 странах-членах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) системах сертификации, органах по сертификации и о сертифицируемой продукции (по 53 видам).

По данным АFNOR, в странах ЕАСТ сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и более 700 органов по сертификации.

Анализ этих сведений показал, что в большинстве стран сертификацией охватываются такие виды продукции, как:

• нагревательные устройства (14 стран);

• электрооборудование, электродвигатели, осветительные устройства, средства обеспечения безопасности и охраны здоровья (13 стран);

• трубопроводная арматура, средства пожарозащиты, строительная техника, системы водоснабжения, тара и упаковка (12 стран);

• техника для домашнего хозяйства, лабораторное оборудование, цемент, бетон и соответствующее оборудование, механические устройства, станки и инструмент (11 стран);

• складское и подъемно-транспортное оборудование, сельскохозяйственная продукция и соответствующее оборудование, медицинская техника, оборудование и изделия для занятий искусством, спортом и для отдыха (10 стран).

В то же время лишь в одной стране сертификации подлежат кожаные и меховые изделия и соответствующее оборудование (Германия), две страны (Германия и Нидерланды) сертифицируют железнодорожную технику, в трех странах (Германии, Великобритании и Франции) объектами сертификации являются оптика и фототовары.

Сертификация, давно и широко используемая в промышленно развитых и развивающихся странах в международном экономическом сотрудничестве, позволяет им защищать свой рынок от появления продукции, не соответствующей национальным стандартам или другим техническим нормам. Стандарты и технические нормы на одну и ту же продукцию в разных странах обычно различаются, как и процедуры проведения сертификации, что создает так называемые технические барьеры в международной торговле.

Поэтому важным фактором, обеспечивающим равноценное партнерство конкурентов на мировом рынке и играющим решающую роль на международном уровне, являются стандарты, принятые на основе «консенсуса». Они устанавливают правила, регламентирующие приведение взаимоотношений между покупателем и продавцом к согласию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Как правило, в каждой стране действует несколько систем сертификации. Их разнообразие и многочисленность определяются разнообразием законодательной базы, национальной практики и традиций стандартизации в областях охраны труда, здоровья и окружающей среды, защиты прав потребителей и т. д.

Наряду с таможенными тарифами, защищающими хозяйство стран от внешней конкуренции, широко и регулярно применяются нетарифные средства ограничения импорта товаров, которые, кроме усложнения таможенных формальностей, антидемпинговых процедур, налогов на импорт и т. п., включают в себя ограничения, основанные на действующих правилах в области здравоохранения, защиты окружающей среды, стандартизации и сертификации (аттестации) продукции, а также на санитарных, ветеринарных и административных формальностях.

Почти во всех странах специальные службы, расположенные на границах, обеспечивают такие виды контроля ввозимой продукции, как ветеринарный (животных и продукции животноводства), фитосанитарный (продукции растениеводства, пищевых товаров), проверку скоропортящейся продукции, особо опасных химических веществ, транспортных средств.

В ряде стран (Япония, Китай, Корея, Перу, Турция и др.) осуществляется контроль не только импортируемых, но и экспортируемых товаров.

На внешнем рынке большую роль играют многочисленные соглашения по признанию результатов работ в области сертификации, заключенные между странами – торговыми партнерами на различных уровнях. Эти соглашения заключаются на двух– и многосторонней основе, а также в рамках региональных и международных систем сертификации.

2.2. Деятельность в области стандартизации и сертификации на региональном уровне

В разных регионах учреждены органы и организации, осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение взаимного признания результатов работ по стандартизации и сертификации:

• Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ), учрежденный в 1961 г. девятнадцатью странами Центральной и Латинской Америки;

• Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО), действующая с 1968 г. В ее работе принимают участие 17 арабских стран;

• Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО), созданная в 1977 г. с целью содействия развитию стандартизации, сертификации и испытаний в 23 африканских государствах;

• Международная ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – межправительственная организация, объединяющая в настоящее время шесть стран и созданная с целью решения задач развития регионального сотрудничества в области стандартизации и сертификации, содействия развитию промышленности и торговли. Консультативный комитет АСЕАН по стандартизации и качеству, созданный в 1994 г., провозгласил своей основной задачей способствование устранению технических барьеров в торговле стран региона, гармонизации стандартов и сертификационных процедур;

• Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), созданная в 1952 г. по инициативе национальных организаций по стандартизации Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции;

• Орган регионального сотрудничества стран Северной Европы (НОРДА), созданный в 1986 г. в качестве форума органов по аккредитации испытательных лабораторий, действующих в скандинавских странах. Указанные страны заключили соглашение о сотрудничестве с целью обеспечения взаимного признания результатов испытаний, проводимых испытательными лабораториями, аккредитованными в национальных системах аккредитации.

Отбором уже апробированных методов испытаний и контроля продукции, пригодных для стран региона, занимается Испытательный центр северных стран – НОРДТЕСТ.

Скандинавские страны в 1984 г. заключили соглашение, предусматривающее взаимное признание сертификатов соответствия на взаимопоставляемую продукцию, выданных на основе унифицированных стандартов, разработанных в основном ИНСТА, и правил сертификации.

В региональной системе сертификации электроизделий и шлемов по требованиям безопасности, созданной скандинавскими странами, изделия после сертификации и получения лицензии на право использования знака соответствия маркируют одним из знаков, зарегистрированных в странах-участницах системы: DS (Дания), SFS (Финляндия), NS (Норвегия), SIS (Швеция). Общескандинавский знак сертификации может быть образован из двух, трех или четырех национальных знаков и дополнен при маркировке кодом названия страны. Условием сохранения лицензии, выданной одной из национальных организаций по стандартизации, является поддержание технического уровня предприятия-изготовителя в состоянии, обеспечивающем стабильный выпуск высококачественных изделий;

• Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), учрежденная в январе 1960 г. в результате подписания Стокгольмской конвенции министрами семи государств-учредителей – Великобритании, Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швейцарии и Швеции. Одним из главных направлений деятельности органов ЕАСТ является ликвидация нетарифных барьеров путем заключения соглашений о взаимном признании результатов технических испытаний и контроля, а также путем ликвидации различий в национальных технических нормах на промышленные изделия. В ЕАСТ введена процедура, обязывающая каждую страну-члена заблаговременно сообщать о введении новых технических регламентов;

Европейский союз (ЕС) – преемник Европейского сообщества, созданный в 1993 г. в соответствии с так называемым Ма-астрихским договором и состоящий из трех известных сообществ: Европейского экономического сообщества – ЕЭС (ныне – Европейское сообщество), Европейского объединения угля и стали и Европейского сообщества по атомной энергии. В настоящее время ЕС объединяет 15 стран (с 1 января 1995 г. к 12 странам-членам ЕЭС присоединилась Австрия, Швеция и Финляндия).

Маастрихский договор от 7 февраля 1992 г. закрепил новую программу интеграции, которая ведет к превращению ЕС в объединение федерального типа.

Истоки формирования ЕС можно отнести еще к 1957 г., когда шесть стран Западной Европы (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) начали объединяться в ЕЭС с целью создания свободного внутреннего рынка для товаров, лиц, услуг и капиталов и заключили Римский договор.

Отмена технических (нетарифных) барьеров для свободной торговли товарами – одна из целей стран ЕС.

Один из видов деятельности ЕС для достижения этой цели направлен на правовое и нормативное обеспечение работ по сертификации. Странами ЕС предусмотрено выполнение программы по устранению различий между национальными стандартами и техническими регламентами через разработку директив ЕС и евростандартов.

В 1985 г. был принят документ ЕЭС «Глобальный подход к испытаниям и сертификации», который предусматривает разработку мер по усилению доверия со стороны потребителей и органов государственной власти к товарам, появляющимся на рынке, а также по повышению уверенности в объективности и компетентности независимых испытательных лабораторий, сертификационных органов и производственных лабораторий, принадлежащих изготовителю.

Комиссия ЕЭС (КЕС) в мае 1985 г. опубликовала так называемую «Зеленую книгу» – «Развитие Европейской стандартизации: действия для ликвидации технических барьеров в Европе», в которой выдвинуто жесткое требование: европейские стандарты должны иметь высокий научно-технический уровень и отражать новейшие достижения в технике и технологии, а директивы ЕЭС – содержать эффективные меры, препятствующие проникновению в Сообщество опасной для населения и окружающей среды продукции.

Новый подход, принятый в ЕЭС с 1985 г., имеет далеко идущие последствия для изготовителей как входящих в настоящий момент в ЕС, так и не входящих в него. В большинстве случаев принцип взаимного признания означает: если имеется директива ЕС, соответствие товара любому стандарту в любом государстве-члене дает право выхода этого товара на весь свободный рынок. Такое право гарантировано для каждого изделия, которое соответствует требованиям соответствующих директив.

В ЕС одним из главных аспектов технической политики является внедрение методов обеспечения качества на базе стандартов ЕМ серии 29000 (соответствуют серии стандартов ИСО 9000).

Возможность использования сертифицированной системы качества при подтверждении соответствия продукции установленному образцу или стандарту как альтернатива более традиционной системе сертификации третьей стороной позволяет изготовителю сократить затраты на сертификацию, проводимую независимыми органами.

В целях обеспечения доверия к испытательным лабораториям, органам по сертификации и органам надзора, осуществляющим свою деятельность в рамках ЕС, во всех странах ЕС приняты к использованию единые критерии оценки упомянутых органов, разработанные в таких международных организациях, как ИСО, МЭК и ИЛАК (Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий). Эти критерии включены в серию европейских стандартов ЕМ 45000. Соблюдение этих стандартов позволяет укрепить позицию изготовителей, желающих экспортировать свою продукцию в страны-члены ЕС, особенно в тех случаях, когда результаты испытаний и сертификаты основаны на гармонизированных европейских стандартах. При введении законодательных норм правительства стран ЕС должны указывать только те лаборатории, которые отвечают требованиям европейских стандартов серии ЕМ 45000.

КЕС совместно с АФНОР и СЕН создали банк данных «Сертификат», который содержит полную информацию обо всех существующих в Европе сертификационных системах и процедурах, как обязательных, так и добровольных. Любой изготовитель может узнать в банке данных, что от него требуется при поставке на рынок его продукции.

Для оценки соответствия продукции евростандартам согласно решению Совета ЕЭС от 12.12.90 № 90/683 используются так называемые модули, каждый из которых является совокупностью определенных типовых процедур. Возможность (или необходимость) использования того или иного модуля при проверке соответствия требованиям конкретной директивы устанавливается в ней самой.

Модули, основанные на технологиях гарантии качества, извлеченные из стандартов серии ЕН 180 9000, устанавливают связь между регулируемыми и нерегулируемыми секторами, чтобы помочь производителю одновременно удовлетворить как требования директив, так и нужды потребителя. При определенных условиях производитель получает возможность извлечения прибыли из своих вложений в систему качества. Вносится вклад в развитие качества (от качественного продукта – к качественной компании) и осознание важности стратегии качественного управления. Ниже в табл. 2.1 и табл. 2.2 приводится перечень модулей оценки соответствия директивам ЕС.

Россия признана правопреемницей по соглашению ЕЭС– СССР, заключенному в 1989 г. В 1994 г. после почти трехлетних переговоров между Российской Федерацией и ЕС было заключено новое торгово-экономическое соглашение – Соглашение о партнерстве (СПС), которое нацеливает на партнерство между сторонами, в том числе на сотрудничество в многочисленных конкретных отраслях стандартизации, науке и технике, космосе, связи. В ходе переговоров о СПС со стороны ЕС было проявлено нежелание серьезно рассматривать вопрос о создании зоны свободной торговли промышленными товарами. Решение этого вопроса было отложено до 1998 г. В июне 1995 г. ЕС подписал с Россией Временное соглашение о торгово-экономических отношениях, вступившее в силу в феврале 1996 г. Режим торговли с ЕС особенно важен для российского бизнеса, поскольку страны Сообщества являются крупнейшими торговыми партнерами России – на них в совокупности приходится свыше 40 % ее внешнеторгового оборота.

На региональном (европейском) уровне функционируют различные органы (организации), обеспечивающие реализацию интеграционной политики ЕС.

К ним относятся организации, действующие под эгидой КЕС:

• Европейский комитет по стандартизации (СЕН), создание которого было провозглашено 23 марта 1961 г. на заседании представителей ЕЭС и ЕАСТ в Париже.

Деятельность СЕН, в рамках которого осуществляют работу более 140 технических комитетов, направлена на выявление реальных потребностей в стандартах путем диалога с их пользователями, обеспечения надлежащего качества нормативных документов, повышения роли европейских стандартов;

• Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), созданный в декабре 1972 г., работающий в тесном сотрудничестве с СЕН и осуществляющий деятельность, направленную на устранение технических различий, как между национальными стандартами в области электротехники стран-членов, так и между процедурами сертификации соответствующих изделий;



Таблица 2.1





Европейская организация по содействию сотрудничеству испытательных лабораторий (ЕВРОЛАБ), созданная 27 апреля 1990 г. в Брюсселе. Учредители подписали Меморандум о взаимопонимании, среди них были делегации, представляющие как государственные, так и частные испытательные аналитические лаборатории 16 стран ЕЭС и ЕАСТ.

Основная цель деятельности ЕВРОЛАБ – содействие взаимному признанию результатов испытаний посредством создания атмосферы доверия, развития методов обеспечения качества в области испытаний, применения европейских стандартов серии ЕН 45000;

• Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС) – некоммерческая международная ассоциация, образованная в 1990 г. согласно Меморандуму о взаимопонимании, подписанному ЕАСТ, СЕН и СЕНЭЛЕК, с целью создания в Европе центрального органа по вопросам, касающимся оценки соответствия. ЕОИС функционирует под руководством Генеральной ассамблеи, состоящей из представителей всех заинтересованных стран, как государственного, так и частного секторов.

ЕОИС призвана координировать деятельность по сертификации в Европе, содействовать ее развитию, а также способствовать установлению соглашений о взаимном признании результатов испытаний и сертификатов на основе согласованных процедур.

Роль ЕОИС как главного центра по оценке соответствия в Европе состоит в активном стимулировании создания отраслевых комитетов и согласительных групп, состоящих из представителей испытательных лабораторий и органов по сертификации, руководстве их деятельностью путем разработки соответствующих инструкций.

Конечная цель ЕОИС – создать единую группу по оценке соответствия на базе стандартов ИСО 9000 для всей Европы.

ЕОИС опубликовала в 1994 г. «Справочник ЕОИС», в котором дана информация о статусе ее членов и признанных ими согласительных групп. Во второе издание Справочника будет включена база данных по аккредитованным испытательным и сертификационным органам Европы;

• Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества (ЕКС), созданный 18 странами-членами ЕЭС и ЕАСТ для приведения правил и процедур оценки и сертификации систем качества в соответствие со стандартами ЕН 29000 и EN 45012;

• Европейская организация по аккредитации органов по сертификации (ЕОАОС), учрежденная 22 мая 1991 г. в г. Утрехте на основе Меморандума о взаимопонимании между национальными органами, проводящими оценку и аккредитацию органов по сертификации. Одна из целей этой организации – обеспечение доверия к сертификатам, выдаваемым аккредитованными органами;

• Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 г. как орган, объединяющий национальные организации по качеству и стандартизации девяти европейских стран для изучения и распространения современных подходов и методов решения проблем качества;

• Европейский фонд по управлению качеством (ЕФУК), созданный в сентябре 1988 г. президентами 14 ведущих европейских компаний для решения практических вопросов в области качества (создание учебных центров для подготовки менеджеров по качеству, организация лабораторий поверки средств измерений, аттестация инспекторов по качеству, создание банка данных о качестве и т. д.). В настоящее время ЕФУК включает более 100 компаний;

В начале 1995 г. была создана Европейская ассоциация по координации участия потребителей в деятельности по стандартизации (а№ЕС). Она получила статус ассоциированного члена СЕН, взаимодействует с СЕНЭЛЕК и другими европейскими организациями по стандартизации.

Координационная группа АNEС и рабочие группы в таких областях, как безопасность детей, электроприборы, газовые приборы, безопасность машин, окружающая среда и транспорт, координируют работу 50 технических комитетов и рабочих групп европейских организаций по стандартизации;

• Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МТС) учрежден в 1992 г. государствами Содружества независимых государств (СНГ) в рамках Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В работе МГС принимают участие Азербайджанская республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. В 1996 г. МГС признан ИСО как региональная организация под названием «Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации».

Основными задачами деятельности МГС являются:

• проведение согласованных работ по стандартизации, метрологии, сертификации продукции, работ, услуг и систем качества;

• устранение технических барьеров в экономическом сотрудничестве;

• обеспечение объективной оценки качества продукции и взаимного признания сертификатов и знаков соответствия на взаимопоставляемую продукцию.

После принятия в 1993 г. «Порядка признания результатов работ по сертификации» формы и методы решения указанных задач непрерывно совершенствуются – от взаимного признания протоколов испытаний и сертификатов соответствия через разработку модельного законодательного акта государств-участников Соглашения «О сертификации продукции и услуг» и межгосударственных нормативных документов, устанавливающих общие требования к правилам (порядкам) проведения сертификации однородных групп продукции, а также через введение единой формы сертификата и знака соответствия – к формированию в рамках МТС единой для государств-участников Соглашения системы подтверждения соответствия.

2.3. Деятельность международных организаций в области сертификации

Крупнейшей международной организацией, ставящей своей целью разработку правил и условий мировой торговли, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действующее с 1947 г.

На Уругвайском (восьмом) раунде многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ в декабре 1993 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию – ВТО.

Датой официального начала функционирования ВТО является 1 января 1995 г. Соглашение с ВТО подлежит ратификации всеми странами-членами ГАТТ.

В настоящее время членами ГАТТ являются 123 государства, на долю которых приходится около 90 % мирового товарооборота. В целом же в деятельности рабочих органов ГАТТ участвует в разных формах более 170 стран. Около 20 государств (включая Россию, Белоруссию, Армению, Молдавию, Украину, Латвию, Литву, Эстонию, а также Китай, Болгарию) находятся в стадии присоединения к Генеральному соглашению. Организационная система ГАТТ представляет собой базисное соглашение, включающее 38 статей, наряду с которыми в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1973–1979 гг.) был заключен ряд секторальных соглашений, уточняющих и расширяющих отдельные положения Генерального соглашения. Одним из секторальных соглашений является Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Основные требования Соглашения могут быть разделены на три группы.

В области стандартизации. Стороны должны гарантировать, что технические регламенты и стандарты разрабатываются, принимаются и применяются таким образом, чтобы не создавать препятствий международной торговле.

В тех случаях, когда необходимо разработать технические регламенты или стандарты, а соответствующие международные стандарты уже существуют или находятся на окончательной стадии разработки, стороны должны их использовать, полностью или частично, в качестве основы для разработки собственных технических регламентов или стандартов.

Если соответствующего международного стандарта не существует или техническое содержание предлагаемых технических регламентов или стандартов не полностью аналогично техническому содержанию соответствующих международных стандартов и если технические регламенты или стандарты могут оказать значительное влияние на торговлю других стран, стороны должны:

• как можно раньше поместить в печати уведомление, из которого заинтересованным сторонам стало бы ясно, что предполагается издание конкретных технических регламентов или стандартов;

• через секретариат ГАТТ/ВТО уведомить другие стороны о том, на какие виды продукции предполагается разработать технические регламенты, кратко указав при этом цель и обоснование необходимости их разработки;

• предоставить по требованию без дискриминации другим странам (в отношении технических регламентов), а также заинтересованным лицам других сторон (в отношении стандартов), подробные сведения или копии предлагаемых технических регламентов или стандартов и, если возможно, указывать те части этих документов, которые по своей сути отличаются от соответствующих международных стандартов.

В области оценки соответствия. Стороны должны гарантировать, что системы оценки соответствия разрабатываются и применяются так, чтобы не создавать препятствий в международной торговле.

В случае, если соответствующих рекомендаций международных организаций не существует или системы оценки соответствия отличаются от рекомендаций международных организаций и если такие системы могут оказать значительное влияние на торговлю других стран, стороны должны:

• как можно раньше издать уведомление о предполагаемом введении системы оценки соответствия, чтобы заинтересованные стороны могли своевременно с ним ознакомиться;

• уведомить секретариат ГАТТ/ВТО о продукции, на которую будет распространяться система, вместе с кратким описанием ее цели;

• предоставить по требованию без дискриминации другим сторонам подробные сведения о предлагаемых правилах системы или копии этих правил.

В области информации. Каждая сторона должна обеспечить создание информационно-справочной службы для ответов на запросы заинтересованных лиц других сторон, касающиеся:

• любых технических регламентов, принятых или разрабатываемых на их территориях центральными или местными правительственными органами, неправительственными органами, которые имеют юридическое право вводить технические регламенты, или региональными органами по стандартизации, членами или участниками которых эти органы являются;

• любых стандартов, принятых или разрабатываемых центральными или местными правительственными органами или региональными органами по стандартизации, членами или участниками которых эти органы являются;

• любых систем оценки соответствия, действующих или разрабатываемых на их территориях, применяемых центральными или местными правительственными или неправительственными органами, которые имеют юридическое право сводить технические регламенты, или региональными органами по сертификации, членами или участниками которых эти органы являются;

• печатных изданий, в которых помещены уведомления, касающиеся Соглашения, или данные о местонахождении такой информации.

В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в ГАТТ, предоставленный ему в мае 1990 г. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.92 № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

Статус наблюдателя в ГАТТ, полученный Россией в 1992 г., открыл перед нашей страной ряд существенных возможностей, позволив, в частности, привлекать специалистов ГАТТ к экспертизе российского внешнеэкономического законодательства, а также пользоваться в полном объеме имеющейся в ГАТТ информацией о торговой статистике, ограничительных мерах, вводимых другими странами, и т. д.

Основными целями присоединения России к ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника являются:

• устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и улучшение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг;