Траулер Семенца всегда выходил точно к косяку. Матросы на МРТ-1 работали быстро. Каждый знал свою работу, действовал не оглядываясь на соседа.
И все-таки мне все время казалось — Семенец ведет себя странно.
Вдруг ни с того ни с сего он начинал лебезить передо мной.
Иногда приглашал отдохнуть в его каюте — приглашал довольно настойчиво. Я сидел на узкой койке, упершись ногами в переборку, и разглядывал стены — все они были увешаны фотографиями траулеров, наверное, тех, на которых плавал Семенец. В каюте была только складная койка и металлический секретер со множеством отделений. Секретер был принайтовлен к переборке под иллюминатором.
Я долго не мог понять — почему Семенец приглашает меня в каюту.
Галиев, траловый мастер, был совсем другим. Казалось, ничто вокруг его не касается. Он всегда был неизменно спокоен. Лицо Галиева, красивое, по-восточному округлое, всегда казалось мне блаженно-ленивым. Увидев меня, Галиев обычно крепко встряхивал мою руку, почти вплотную заглядывал в глаза. И, жмурясь, сонно говорил всегда одну и ту же фразу:
— Привет, маэстрочко. Привет, привет, маэстрочко.
Тяжелее остального давалось мне то, что называлось в инструкциях «работой с общественностью».
Прежде всего — злополучные лекции. Мне приходилось их читать. Даже привлекать помощников.
Первым общественным инспектором, которого лично мне удалось привлечь к работе, оказался директор кинотеатра Прудкин.
Штат Прудкина состоял всего из двух человек — киномеханика, который был одновременно кассиром, и подсобного рабочего.
Прудкин был круглоглазый, сухощавый, с пухлыми губами, над которыми висели моржовые усы. В модном костюме, в ярком галстуке, с набриолиненной прядью волос, тщательно уложенной на преждевременной лысине, он встретил меня в своем кабинете в один из первых дней.
Я должен был читать лекцию и пришел в кинотеатр договариваться о помещении.
Прудкин тут же перешел на «ты». Он говорил скороговоркой, короткими фразами, почти ни разу не дав мне ответить:
— Володя? Леня. Оч-хор. Лады. Тут меня зовут Леонтий Савельич. Но это — заметано. Рижанин? Питерский? Нежно обнимаю.
— Я насчет помещения. Надо прочесть лекцию.
Он секунду разглядывал меня в упор.
— Лекция? О чем разговор. На́ тебе — хочешь ключ? Бери ключ. Бери, бери. Лады. Заходи в любое время. Читай свою лекцию. Только не придут. Вот отруби палец. Нет — ящик коньяку с меня. Не придут. Ну, человека три придет, и — нежно обнимаю. Подожди. Тебе общественность? Хочешь, я у тебя буду общественным инспектором? Нет, извини, Володя. Нежно обнимаю. Скажи — хочешь или нет? Не тяни. Не гоняй порожняк. Хочешь, чтобы у тебя был полный зал на всех лекциях? Бери в общественные. Мы так. Мы пускаем «Семерку». А перед ней — лекция. Тема? Нет, ты тему скажи, потому афишу я должен заказать. Художнику закажем. Учти. Заметано. Ну-ка, дай блокнот. Что там у тебя? «Охрана рыбных запасов». Так. Не пойдет. И это — «Борьба общественности» — не пойдет. Ага, вот. «А что сделал ты?» Нежно обнимаю. Текст: сегодня лекция: «А что сделал ты?» После лекции — худ. кэ-фэ «Великолепная семерка». Мысль. Давай, давай. Выписывай удостоверение. В общественные. И будет мильон человек.
Действительно, на первой моей лекции зал был набит битком.
Голубев. Он шел мимо меня, пошатываясь. Глупо икнул, когда заметил. Он видел, что я иду на причал.
На полпути к причалу я вспомнил, что забыл ключ от замка, которым запиралась швартовая цепь. Вернулся, решил заглянуть в кинотеатр.
Я опять увидел Голубева. Он что-то строгал в зале и был совершенно трезв.
Значит, он зачем-то прикидывался пьяным?
Прудкин.
За болтливостью его был скрыт расчет. Он был холоден, спокоен. Внутри. А снаружи прикрывал спокойствие и расчет болтливостью.
Я спрашивал себя — почему тот, кто давно и прочно внедрился и сидит здесь, должен обязательно держаться в тени? Почему он не может быть именно таким, как Прудкин? Именно таким — болтливым, расторопным? Обычным пробивным киножучком?
Наконец, последний, кого я подозревал, был траловый мастер Галиев.
Еще двое вызывали особое внимание. Колхозный повар Куркин и учитель рисования Терехов.
Я уже не один раз видел Терехова, прогуливающегося по набережной.
И особенно часто — около киоска Союзпечати.
Однажды, когда мы патрулировали побережье у запретзоны, я рассказал о своих подозрениях Васильченко. Тот выслушал меня молча. Показал рукой, что хочет взять штурвал.
— Ты должен был через это пройти.
Он по своему обыкновению помедлил.
Я следил, как катер режет волну. Висят в стороне, следуя рядом с нами, чайки. Что значит «должен был через это пройти»?
— Я тоже сначала подозревал всех. Не удивляйся. Прудкина — потому что он часто и, так сказать, законно ездит в город.
Васильченко подождал, что скажу я. Но я предпочел промолчать.
— Еще потому, что у него есть обыкновение часто прятать вещи в камеру хранения. Без всякого на то основания. Ведь ты обратил на это внимание?
— Обратил, — стараясь не глядеть на Васильченко, признался я. Я чувствовал себя довольно глупо.
— Знаю все это. Спрячет рюкзак дня на два. Уедет. Потом возьмет.
— Это просто так?
— Ну что ж. Я думаю, это либо левые фильмы, либо «товар». Шмотки. Часто ты это за ним замечал?
— Три раза, — помедлив, признался я.
— Три раза, — Васильченко сделал вид, что ему необходимо переложить курс. Это из чувства такта.
— Последний раз — на неделю, — сказал я, чувствуя неловкость и досаду.
— Может быть, на этот раз он что-то из нового достал? Для плана. Что там у нас анонсировано?
Я не ответил.
— Кажется, «Когда тебя нет»?
— «Когда тебя нет».
Васильченко поправил капюшон.
— Ладно, хорошо. Прудкина я снимаю.
— Что дальше у тебя? Галиев?
— Галиев.
— Так, Галиев. Это потому, что он входит в число тех, кто приехал три года назад. Так?
— Не совсем. Но в общем, и поэтому.
— Что еще? Ты встречал его на катере за банкой? У Малых Бакланов?
— Ты сам говорил, что знаешь всех браконьеров наперечет. Я его ловил там пять раз. С сухими сетями.
— Извини, Володя. Я забыл тебя предупредить.
— О чем?
— Ты знаешь, что у Галиева сейчас роман?
— Роман?
— Грубо говоря — связь. Ну, связь, роман, называй, как хочешь.
— При чем тут это?
Я понимал, что злюсь совершенно зря.
— А при том, что Галиев — прости — путается сейчас с Ольгой Толкуновой. Женой тралмейстера. Может, знаешь — Ваня Толкунов? С МРТ-4? Это — его жена. И встречается Галиев с ней за Малыми Бакланами. В запретзоне.
— Не знал.
— Там ведут прокладку тепловой магистрали. Трубы кладут. Есть там вагончик. Бытовка. Замка нет. Очень удобно. Прости, но это — жизнь. Ты, случаем, Галиева не там ловил? На траверзе этой бытовки? На его собственном катере?
— Допустим.
— При этом всегда — с сухими сетями. И удивлялся, что он в мой список не входит?
— Сдаюсь. Хватит. Снял Галиева.
— Только, Володя, не обижайся. Я ведь сам, повторяю, через все это прошел.
— Спасибо, что щадишь. Не нужно.
— Это неизбежно. Что там у тебя про Голубева?
— Про Голубева — ничего.
— Не будем говорить. Любит прикинуться пьяным, а сам трезв. Да? Это тебя смущает? Ну и что?
— Остался Семенец.
— Теперь — последняя кандидатура. Семенец. У тебя, видно, что-то серьезное есть о нем. Ну, признавайся сразу.
Я чувствовал — сейчас я просто ничего не могу поделать со своим раздражением.
— Есть серьезное или нет? Все равно же скажешь.
— Есть, — сказал я. — Но это серьезное кажется мне слишком серьезным.
— Об этом серьезном я тебе сейчас расскажу. Сам на этом чуть не поймался. И сам понял. Семенец заметил, что ты все время стремишься попасть на его траулер. Так?
— Допустим. Что же в этом?
— Ну, во-первых, сразу бросаются в глаза его нервы. Все время нервничает. Особенно когда ты в капитанской рубке.
— Это что — аргумент в его пользу?
— А однажды — может быть, совсем недавно, — когда ты стоял у него за спиной, он предложил тебе отдохнуть у него в каюте. Было такое?
— Было. Слушай, Андрей. Ну тебя к черту.
— Подожди. Дай я тебе расскажу, что было дальше. Ты спустился к нему в каюту. Так? И вдруг заметил — у него все незаметно помечено. Метки всюду понаделаны. Но такие, что и не заметишь сразу. Замаскированные. Ниточки, бумажки. На секретере, на ящике. Ему очень важно было узнать, будешь ли ты осматривать его вещи. Так или нет?
— Да. Но почему?
— Не знаю. Может быть, Семенец — уголовник. И что-то скрывает. Однако не стоит всерьез считать, что он принимал передачи от Трефолева.
— Нам легче от этого? Того, кого мы ищем, в таком случае, как будто нет.
— Ничего подобного. Он есть. Просто нужно знать. Наверняка знать, что он человек умный. Надо знать это, и все. И вести себя так же. Так же умно, как он. По крайней мере, не глупее.
— Ладно, Андрей. В любом случае — спасибо.
— Не стоит. Главное — помочь Сторожеву.
— Думаешь, мы поможем?
— Думаю. Больше того — уверен.
Да, подумал я. Человек Васильченко трудный. И все-таки мне повезло, что мы работаем вместе.
— Просто надо не торопиться. Подбираться к нему как будто исподволь. Спокойно. И верить, что мы сейчас в лучшем положении, чем он.
— Как бы не так.
— Может быть, ты даже прав. Тех, кто приехал сюда три-четыре года назад, нужно оставить. Кого ты еще подозреваешь?
— Это теперь уже неважно.
— Перестань, Володя.
— Терехова. Некто Вячеслав Константинович.
— Учитель рисования? У тебя есть что-то конкретное?
— Конкретного нет. Просто видел его. Говорил о нем с Зибровым. Он разошелся с женой. Оставил детей. Никого не принимает. Живет один. Если допустить, что это тот, кого мы ищем, — у него прекрасное прикрытие.
— Все пока верно.
Я следил, как чайки летят рядом с нами, на небольшой высоте. Изредка одна из чаек падала вниз и возвращалась с рыбой.
— Художник. Может ходить на пленэр с этюдником. Так сказать, по всему району. Ходит он?
— Ходит. Но это еще не основание.
— Зачем ему быть учителем?
Васильченко передал мне штурвал.
— Ведь он отлично чувствовал себя в Ленинграде. Кажется, выставлялся.
Я следил за курсом, направляя катер к порту. И вдруг подумал — Саша учится в художественно-промышленном училище. Наверняка она знает Терехова. По крайней мере, хоть что-то о Терехове. Может быть, даже как-то связана с ним. Например, ходит смотреть его работы.
— Не надо создавать какой-то стереотип. Скажем — не надо представлять, что он должен быть обязательно пожилым.
Мы теперь шли совсем рядом с набережной. На ней сейчас было пусто.
— Или, допустим, что он обязательно мужчина.
— Ладно. Он — женщина, — сказал я.
— Ты о голосе?
— Это — прелестная блондинка.
— Голос довольно просто изменить. Больше того — я убежден, что разговаривал он с Трефолевым по телефону, меняя голос.
А ведь Васильченко прав.
— Сделать это довольно легко. Простая тренировка. Тем более говорил он — или она — два-три слова.
Я вспомнил курс звукомаскировки, прослушанный в училище.
— Ты прав. Есть технические средства. Накладные пленки, горловые и небные вставки. Сопелки и так далее. Я все это проходил.
— Ну вот видишь.
Днем я увидел Сашу в кафе. Она сидела одна. Я взял кофе. Сел за ее столик. Саша улыбнулась.
— Странный вы человек, Володя.
Она сказала это так, будто мы только что виделись.
— Здравствуйте.
По ее виду я понял — она решает сейчас, стоит ли принимать мой тон. У нее глубокий спокойный голос. Голос этот мне нравится. Впрочем, так же, как она сама.
— Вам неприятен мой жених?
— А вам?
Саша рассмеялась.
— Почему он должен мне нравиться или не нравиться? Я его не знаю.
— Подождите. Он сейчас подойдет.
— Пожалуйста. Подожду.
— Вы, наверное, знаете его отца.
Она назвала фамилию известного художника. Про эту фамилию я мог бы сказать — много раз слышал.
— Сын художника?
— Не нужно язвить, Володя. Он сам довольно способный. Серьезно. Чтобы убедиться — не дожидаясь, без него, приглашаю посмотреть его работы.
— Спасибо. Где он пропадает? Я бы на его месте был осторожней.
— Ничего. Если вы об этом — я за себя спокойна. Он у знаменитости.
— Интересно.
— Вы знаете всех местных знаменитостей?
— Никого. Я — серый человек.
— Тут два композитора живут. Постоянно.
— Это я знаю.
— Потом — есть такой Терехов, Вячеслав Константинович. Знаете?
— Кажется. Слышал.
Что ж, подумал я. Значит, мне просто везет. Мы почти сразу заговорили о Терехове. Тем лучше.
— Художник. И неплохой.
— Он как раз и научил вас живописи? Или рисованию?
— Нет. Преподает он совсем недавно. Года три. У него любопытные работы. Особенно ранние. Мы ведь знаем Терехова давно. Никита у него как раз и торчит. Каждый день.
— Порекомендуйте. Взглянуть одним глазом.
— Терехову? Вячеславу Константиновичу?
— А что? Запрещено? Я что-то не так сказал?
— Нет, — Саша засмеялась. — Просто он невозможный человек. Знаете, как все талантливые люди. Никого не принимает.
Я понял — сейчас не надо настаивать. Еще успеется. Не надо торопиться.
— Вы тоже невозможная?
Она улыбнулась.
— Вы считаете меня талантливой?
Повернулась. Крикнула:
— Никита! Иди. Ну? Скорей сюда. О, господи. Жду тебя уже час. Бездарный ты человек. Совсем. Садись.
Никита сел за стол, снял очки. Стал тщательно протирать их салфеткой. Вид у него был настороженный. Мне он не понравился. Скучное лицо. Ровный румянец. Чуть оттопыренные уши. Редкая бородка.
— Никитушка, ну что с тобой? Познакомьтесь. Никита — Володя. Володя — Никита.
Сидеть рядом с Никитой у меня не было никакого желания. Надо скорее извиниться и уйти.
— Никита, можешь поговорить с Вячеславом Константиновичем? Володя хотел бы посмотреть его работы.
Никита бросил на нее выразительный взгляд.
— Никита!
Он сник.
— Никитушка, деточка моя. Ну? Договорились.
— Попробую. Но ты же зна-а-ешь, — он растягивал слова. — Это ж. Ну как сказать. Ну, понимаете, — он повернулся ко мне.
— Знаете, — я встал. — Простите. Пока не торопитесь.
Саша толкнула Никиту.
— Пусть это получится как-нибудь само собой. Без нажима. Пока не просите за меня. Хорошо, Никита?
— Как хотите, — Никита наградил меня соответствующим взглядом. И снова получил толчок.
— До свиданья.
— До свиданья, — Саша подняла руку, улыбнулась.
Честно говоря, она улыбнулась очень хорошо.
Раннее утро. Что-то около пяти. По-апрельскому светло. Я стою во дворе, укрываясь воротником реглана от сильного ветра с моря. Васильченко выкатывает из сарая мотоцикл.
— Начинаем трудовой день. Володя, учти — есть ветерок.
— Ага. Учел.
— В море не забирайся. Есть у тебя такая привычка, — он бьет ногой по педали. В воздухе раздается треск. Но сейчас он почти не слышен в шуме прибоя и сосен.
— Ладно, — я сажусь в коляску. — Где тебя искать, если вернусь? Сети будешь смотреть?
— Да, — нехотя тянет Васильченко. Я понимаю, чем вызван его тон. Процедура осмотра сетей — занятие малоприятное. Но это нужно делать. Из-за пяти-шести браконьеров приходится проверять всех.
Мы медленно выезжаем.
Сворачиваем на соседнюю улицу, выкатываем на набережную. Путь этот я знаю наизусть. Думаю о том, что весенняя путина кончилась. Патрулировать побережье сейчас намного легче.
У причала Васильченко резко тормозит.
— Давай. Если задержусь — подожди на причале. В моторе поковыряйся. Если сам задержишься — я в правлении. Поедем на турбазу у Щучьего озера. Председатель там весь день сегодня будет. Делянки смотрят. Подпишем акты. Да вот он сам. Эдгар Августович, привет.
Председатель колхоза стоит у пустого траулера. Значит, он поднялся еще раньше, чем мы. Часа в четыре.
Председатель Калнинь был грузным, неповоротливым. Объемы его были так велики, что он казался мне болезненным. Краснолицый, седой, с заплывшими маленькими глазками, он всегда поднимался раньше всех. Говорили, что именно поэтому колхоз из года в год выполняет план. Но я знал, что Калнинь просто не спит ночами. Он часто жаловался мне на бессонницу.
— Проснулись. Уж нас теперь не потерзаете.
— Грех, Эдгар Августович, — сказал Васильченко. — Уж так, как мы относимся. Я ведь даже сети в эту путину не разрезал ни разу. Хотя были основания.
— Знаю, знаю. Я нужен тебе сегодня?
— Да. Частника потрогаем. Пара актов, думаю, будет.
— На делянках ищи тогда у Щучьего.
— А убежите? Смотрите.
— Не убегу, — Калнинь что-то заметил на пустом траулере. Тяжело дыша, перевалился прямо через планшир.
— Давай, — Васильченко уехал.
Прыгаю на борт «Тайфуна». Размыкаю цепь. Достаю багор.
Неторопливо отталкиваюсь от причала.
Спускаюсь в люк, сажусь за штурвал.
Прежде чем включить мотор, смотрю на море. Балла три. Не больше.
Разворачиваю катер круто в море. Нос «Тайфуна» с размаху бьет в волну. В открытый люк летят брызги. Приноравливаясь, ставлю нос катера по волне, стараюсь взять ближе к морю. Так, чтобы постепенно полоска берега сзади, полого выступающая над волнами, стала неразличимой. Стучит мотор, от него идет запах теплого металла и солярки.
На всякий случай включаю рацию. В эфире, как принято говорить, пусто. Пропускаю попискивание береговой станции торгового флота. Вот ровная дробь пограничников. Нахожу музыку.
Сейчас, после конца путины, пусто не только в эфире, но и в море.
Пустота моря кажется сейчас привычной. Поэтому мачта малого траулера, появившаяся за поворотом берега, раздражает меня. А через несколько минут заставляет насторожиться. Чуть подальше над морем вьется туча бакланов. Они кричат, камнем падают в воду. Значит, с траулера что-то сбросили. Рыбу? Не знаю. Беру бинокль. С трудом различаю белые цифры на черном борту. Номер не наш, совсем незнакомый. Из какого-то дальнего колхоза. Неужели ведут промысел? Наглецы. Да еще в запретной зоне. Может быть, это не колхозники.
Круто беру к траулеру. Сигналю прожектором: «Немедленно остановитесь. Инспекция».
Кажется, послушались. Ход у «Тайфуна» прекрасный, узлов до двадцати. Пока подойду, пройдет минут пятнадцать. Нужно ли готовить оружие? На всякий случай перекладываю пистолет в карман реглана. Кто их знает. По виду — колхозники. Стоят на палубе.
— Эй, на траулере! Что делаете в запретквадрате?
Разглядывают меня. Один из стоящих на палубе, плотный человек в рваной брезентовой робе, помахал рукой. Я подхожу ближе, стопорю мотор. О днище траулера громко бьет волна. Открываю люк.
— Что делаете в запретзоне? Кто такие?
— Промысловики, — с борта спускают трап. Я бросил конец, там поймали. Я с трудом уцепился за деревянную перекладину трапа. Полез, стараясь уберечься от брызг. Не успел — хлюпнувшая о борт волна окатила меня почти до шеи, залила сапоги.
— Инспектор участка Мартынов, — я оглядел стоящих на палубе. Черти, вы мне дорого заплатите за промокшие ноги. — Где капитан?
— У себя. Внизу, в каюте.
Я спустился в каюту и увидел Сторожева. Он улыбался. На нем был свитер и распахнутый лохматый полушубок.
— Привет, — Сторожев уступил мне место на тесной койке. — Прости за маскарад. Садись.
— А я-то лопух.
— Ничего. Никакой ты не лопух.
Действительно, комар носу не подточит. Главное, рыбу сбросили. Специально для бакланов. Называется — купили.
— Ну, как дела?
— Сейчас расскажу подробно. Да. Взяли вы меня на пушку.
— Чем подробней, тем лучше.
Я рассказал все, что мне удалось увидеть и услышать. Я старался рассказывать без своих предположений, спокойно, не торопясь. Просто говорил о том, что было.
Сторожев выслушал все не перебивая. Когда я закончил, включил приемник. Довольно долго делал вид, что ищет что-то в эфире. Наконец спросил:
— Сам ты что думаешь?
Я поправил сапоги. Потрогал брюки — они были мокрыми. Мне не хотелось отвечать.
— Пока ничего не думаю, Сергей Валентинович.
— Почему?
— Не хочу быть мальчиком.
Сторожев выключил приемник.
— Я от Зиброва немного знаю. Ну, Петрович тоже кое-что передал.
Сторожев положил руку на мою ладонь. Похлопал.
— Делал ты все правильно.
— Я наломал кучу дров. Самому противно. Вы уже слышали, наверное. Петровичу сказал о тех, кого подозреваю. О Прудкине, Семенце, Галиеве. Потом — о Терехове и Голубеве.
— Это он мне говорил. И все-таки ты много сделал. Только давай снова. Попробуем разобрать.
Я подробно рассказал о том, как был проучен. Сторожев внимательно выслушал. Улыбнулся.
— Это ты называешь «наломать дров»?
— Только так, Сергей Валентинович. Навалял.
— А мы не наваляли? Мы хоть что-нибудь знаем? Хоть на грамм больше, чем ты? Ответь?
— Это другое дело.
— Никакое не другое. Работаешь ты нормально. Ты молодой работник. А я? Каково мне смотреть тебе в глаза?
Я промолчал.
— Есть у меня хоть какая-то идея? Нет. А нужна идея.
— Факты нужны, Сергей Валентинович. А я их просто не могу собрать. Уж осмыслить — тем более.
— Факты нам пока не очень помогают.
Сторожев открыл термос. Налил в две жестяные кружки крепкий чай.
— Пей. Вместо идеи. А Петрович молодец. Он прав насчет Семенца. Но мне ты нужен сам. Как самостоятельная мыслящая единица. Пойми и это. Слушай Петровича, но и сам работай.
— Понял, Сергей Валентинович. Пока не очень получается.
— Васильченко передай следующее: вы теперь мне нужны будете оба. Поэтому лучше вам в эти дни выходить на «Тайфуне» вместе. Может быть, появлюсь во вторник. Примерно в этом же квадрате. И на этой же посудине. Повторяю — ты все делал правильно. Семенец — тип в самом деле подозрительный. Сейчас я как раз занимаюсь его биографией. Думаю, что-то там есть — если только это не мания преследования.
— А с Прудкиным?
— Прудкин совсем не так прост. Насчет Прудкина я бы еще подумал, не сбрасывал его со счетов. Грубость иногда может превратиться в тонкость. Представь еще раз — кто Прудкин?
— Знаю я этот тип наизусть. Обычный киножучок.
— Жучок очень ловкий. И скажи — чем это не прикрытие? Разве мы не можем с тобой предположить, что это — прикрытие? Тогда как он будет действовать? Наверное, так и будет. Будет прятать «левые» картины. Держать их в камере хранения. Ведь действуй он по-другому, это скорей бы вызвало наши подозрения. Именно жучок, хитрый жучок — его прикрытие. Учти одно — он не знает, что Трефолев накрыт.
Сторожев перевернул кружку. Надел ее на горлышко термоса.
— Вот видишь, как я тебя поддерживаю.
— Да, Сергей Валентинович. Меня сейчас только поддерживать.
— Или хотя бы с тем же Тереховым. Тоже совершенно правильное размышление.
Прямо подо мной перекатывалась вделанная в стол выносная картушка гирокомпаса. Вот ее круг медленно пополз по часовой стрелке. Помедлил, остановился. Дернулся. Пополз против часовой стрелки. Я наблюдал за кругом.
— Помни — ты меня оштрафовал. Лезь назад. Действуй в том же духе. Тот же квадрат. Вторник. И так же рано утром.
— Есть.
Я выбрался на палубу.
Шоссе было пустым. Запах земли и высохшего мха. Уже весна, земля начинает прогреваться. Поэтому и пахнет землей.
Мы свернули к Щучьему озеру. Подъезды к озеру густо заросли вереском, рябиной, туей, ивняком. На кустах уже обозначились почки. Почва вокруг была болотистая. Казалось, Васильченко вел мотоцикл прямо по воде. Он ехал в самой гуще, так, что по лицу били ветки. Каким-то чудом удерживая коляску, выехал сразу к озеру.
Мы объехали все вокруг. Калниня нигде не было.
— Что-то Августович подвел. Я как чувствовал.