Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Бурцев Г.А., Малашенков С.Г., Смиронов В.В., Сямиуллин Я.С



\"ОСНОВЫ РУКОПАШНОГО БОЯ\"

Введение

Рукопашный бой существует столько же, сколько существует человечество. Дошедшие до нас источники свидетельствуют о существовании определенных приемов защиты и нападения еще в далеком прошлом. На одной из древнеегипетских пирамид обнаружено около четырехсот рисунков, изображающих приемы борьбы. Но особенно было развито единоборство в Древней Греции. Физические упражнения греки объединяли в два раздела: орхестрика и палестрика. Орхестрика носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику же входили военно-прикладные виды спорта и среди них панкратион, представляющий собой сочетание кулачного боя с борьбой.

В средние века в Европе основным методом подготовки воина были рыцарские турниры, на которых участники демонстрировали умение стрелять из лука, фехтовать, ездить верхом и бороться. В сочетании с фехтованием применялись удары руками и ногами, броски и захваты. Но если главным оружием рыцаря был меч, то простой люд мог полагаться лишь на свою ловкость и умение постоять за себя без оружия. А это умение приобреталось на любимых простонародьем состязаниях по боевому единоборству. Особенно часто такие соревнования проводились в Англии, где к XVII веку оформились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, кумберлендский и девонширский. На их базе родился современный вид спорта — бокс.

Наряду с английским широкое распространение в Европе в прошлом веке получил и французский бокс. Во Франции издавна практиковалось единоборство под названием «савате», включающее удары руками и ногами. Преподаватель английского бокса и фехтования Шлекур систематизировал приемы савате, добавил к ним приемы английского бокса и создал новый вид единоборства, получивший название «французский бокс». Доведенная до совершенства техника ударов ногами делает французский бокс схожим с различными видами восточных единоборств.

Народы Азии использовали различные виды боевых единоборств.

Родиной их считают Индию, но наибольшее распространение боевые единоборства, известные под общим названием «у-шу», получили в соседнем Китае. Под различными названиями китайское у-шу существовало и в других странах дальневосточного региона. В Бирме его называют «бандо», в Индонезии — «пенчак-силат» и т. д. В Европе восточные единоборства стали известны как «кунг-фу». Но особую популярность в мире получило японское карате, представляющее собой один из вариантов древнейших единоборств. В Японии родился еще один популярный вид спортивного единоборства — дзюдо, выросшее из дзю-дзюцу, а также основанное на болевых захватах айкидо.

Богатые традиции боевых единоборств имеются и у нас в стране.

Много славных побед в рукопашных боях одержали русские воины в битвах с врагами Родины. Достаточно вспомнить битвы у Невы в 1240 году и на льду Чудского озера в 1242 году. В грандиозном рукопашном бою на Куликовом поле в 1380 году русские воины одержали победу над полчищами хана Мамая. С объединением русских земель вокруг Москвы и созданием централизованного Русского государства возникло постоянное войско, бережно сохранявшее старые традиции, в том числе и боевых единоборств, в специальных руководствах и уставах. Заметное место в них отводится приемам рукопашного боя. В вышедшем в 1647 году первом воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» рукопашному бою посвящена значительная его часть.

Использовались в армии и народные средства и способы подготовки к рукопашному бою. Издавна среди русского народа были популярны различные «молодецкие забавы», и особенно кулачный бой, в котором зачастую участвовало все мужское население деревень и городов. Обычно каждая из противоборствующих сторон выстраивалась в линию, плечом к плечу, и затем противники сходились «стенка на стенку». Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили обыкновенно в праздничные дни, вблизи жилых мест, а зимой чаще всего на льду.

Собирались «охотники», составляли два враждебных лагеря и по сигналу свистом бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры или бубны (музыкальные инструменты).

В народе сложились неписаные правила таких единоборств, поражающие своим благородством и великодушием. Запрещалось бить «под ложечку», в спину, позором считалось ударить поверженного наземь противника.

Выдающиеся русские полководцы в своей военно-учебной деятельности не обходили вниманием подготовку войск к рукопашному бою. Например, в строевом уставе 1700 года «Краткое обыкновенное учение» впервые вводятся основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Получившие хорошую подготовку в кулачных боях, русские юноши быстро освоились и со штыковым боем. Штыковая атака Новгородского полка в Полтавской битве 1709 года предопределила исход этого решающего сражения со шведами.

Огромная заслуга в дальнейшем развитии рукопашного боя в русской армии принадлежит А.В.Суворову. У Суворова обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку.

Каждый солдат проходил индивидуальную подготовку (заряжание ружья, прицеливание, различные способы передвижения, приемы штыкового боя).

А.В.Суворов требовал в «Полковом учении» и в «Науке побеждать» учить без «жестокости и торопливости» «с подробным растолковыванием и показанием» каждого приема. На завершающем этапе обучения в суворовских войсках проводилась комплексная тренировка в штыковых атаках. «Преимущество в ближнем бою, — считал полководец, будет иметь та сторона, у которой больше решимости сойтись в ближнем бою и больше умения владеть штыком».[1]

Методы обучения и воспитания войск, разработанные и внедренные в практику войск Суворовым, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие военного искусства и принесли бессмертную славу русскому оружию.

Выдающийся русский флотоводец Ф.Ф.Ушаков уделял большое внимание физической подготовке моряков, в том числе и их подготовке к рукопашным схваткам.

Важное место штыковому бою отводил ученик А.В.Суворова М.И.Кутузов. Так, в разосланном в войска в июле 1812 года Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения в отличие от устава штыковой бой в обороне и в наступлении определялся как главное средство достижения победы. В нем говорилось: «Каждый офицер должен личным примером воодушевлять людей в рукопашных схватках».

Таким образом, в XVIII веке в русской армии и на флоте сложилась наиболее прогрессивная система боевой подготовки войск в целом и обучения военнослужащих рукопашному бою в частности.

До конца 50-х годов XIX века обучение военнослужащих рукопашному бою осуществлялось лишь эпизодически. В подготовке войск в это время начинает преобладать прусская муштра и палочная дисциплина.

Из-за нехватки учителей фехтования в военно-учебных заведениях встал вопрос об открытии курсов для подготовки мониторов — помощников фехтовальщиков. Такие курсы начали организовываться при Гвардейском корпусе в 1812 году, а затем с 1821 года и при военно-учебных заведениях.

Крупные неудачи русской армии и флота в Крымской войне (1853–1856) показали порочность и несостоятельность плац-парадных порядков. В боевой учебе стали предприниматься попытки улучшения боевой и физической подготовки войск.

С конца 50-х годов XIX века фехтование (штыковой бой) наряду с гимнастикой начали включать в содержание обучения большинства воинских частей. В 1857 году разрабатываются Правила для обучения употреблению в бою штыка и приклада. В них главное внимание уделялось индивидуальной подготовке каждого воина, для обучения штыковому бою предусматривались макеты ружей с мягкой и податливой оконечностью, маски, нагрудники и перчатки, а также излагались приемы боя штыком, прикладом, имелись указания по тактике действий в рукопашном бою с несколькими противниками или с лицами, вооруженными разным оружием. В 1859 году вышли Правила для обучения войск гимнастике, значительное место в которых отводилось рукопашному бою.

В 1861 году были изданы Правила для обучения употреблению в бою штыка. Это руководство состояло из четырех частей, которые включали в себя: технику уколов, ударов, передвижений, отбивов, обманов; правила применения уколов, ударов; описание вольного боя на штыках; перечень материального обеспечения занятия по штыковому бою.

В 1881 году выходят новые Правила для обучения употреблению в бою штыка. В них указывалось, что искусство действий в рукопашном бою заключается: в умении поразить штыком противника, прежде чем он сам успеет нанести удар; в применении таких ударов, после которых неприятель уже не мог бы владеть оружием; в умении защищать себя от ударов, отбивая вовремя штык нападающего и тотчас нанося ему удар.

Особое значение для совершенствования подготовки русских воинов к рукопашному бою имела практическая и научно-публицистическая деятельность генерала М.И.Драгомирова, считавшего, что пуля и штык не исключают, а дополняют друг друга: первая прокладывает дорогу второму.

В апреле 1907 года разрабатывается руководство «Обучение штыковому бою». В нем учтен опыт русско-японской войны и многолетней практики обучения войск рукопашному бою.

В 1910 году утверждается Наставление для обучения войск гимнастике. Оно закрепило учебные занятия как основную форму физической подготовки войск и рекомендовало расчет часов учебного времени на различные разделы физической подготовки, например на штыковой бой отводилось 32 часа.

В современных условиях советская школа рукопашного боя, богатая своими традициями, развивается по различным направлениям.

В настоящем пособии авторы впервые на основе базово-кустового метода изложили систему подготовки, обучения и совершенствования навыков выполнения отдельных приемов и ведения рукопашного боя с одним и несколькими противниками.

В пособии описаны только основы техники рукопашного боя.

Перед авторами стояла задача изложить последовательность методической системы освоения техники рукопашного боя, а не просто всех известных приемов. Поэтому специалисты в этой области найдут здесь лишь основную (базовую) технику, на которой строятся последующие, более сложные разделы. Например, в пособии приводятся не все удары руками, ногами, стойки, перемещения, болевые и удушающие приемы.

В дальнейшем авторами планируется подготовить ряд работ, в которых будет представлен технически более сложный материал, но его освоение будет возможным лишь после изучения настоящего пособия.

Следует отметить, что методика подготовки, последовательность освоения технических действий, описанные в данной книге, существуют уже не одно столетие. Авторы передают эту последовательность максимально приближенно к начальному виду с небольшими изменениями, так, чтобы она органично вошла в существующую в войсках учебную программу.

Авторы выражают искреннюю признательность всем оказавшим помощь в подготовке книги и готовы с благодарностью принять замечания.

Глава 1. Общие основы методики обучения рукопашному бою

Базово-кустовой метод обучения рукопашному бою



Исторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс — применение удара, самбо и дзюдо — использование бросков и болевых удержаний, айкидо — воздействие болевым захватом. Но многообразие задач, которые необходимо уметь решить в реальном рукопашном бою, диктует необходимость многоплановой подготовки бойца:

— уметь противостоять без оружия вооруженному холодным оружием противнику, противодействовать физически более сильному врагу или нескольким противникам одновременно;

— вести бой на ближней дистанции, позволяющей производить броски и болевые приемы;

— освобождаться от захватов противников за различные части тела и удушений;

— знать способы конвоирования, обыска и др.

Такое многообразие задач заставляло и заставляет искать наиболее рациональные пути обучения рукопашному бою. Вначале подготовка бойца строилась на основе изучения каратэ.

Однако вскоре обнаружилось, что одним этим видом единоборства невозможно решить всего многообразия задач рукопашного боя. В результате сформировался метод, который мы назвали синтетическим. Суть его в попытке объединить каратэ с другими видами боевых единоборств. Новый метод позволил улучшить качественный уровень рукопашной подготовки, но простое суммирование различных видов единоборств принесло новые проблемы. «Ахиллесовой пятой» этого метода является отсутствие органической связи между видами единоборств, что приводит к увеличению объема тренировочного процесса. Следующим этапом развития рукопашной подготовки явилось выделение в процессе обучения ряда типичных боевых ситуаций, наиболее часто встречающихся в боевой практике войск (бесшумное снятие часового, взятие «языка» и т. д.), так называемый ситуационный метод. При всех достоинствах этого метода он тоже не лишен недостатков, главным из которых является отсутствие универсальности в рукопашной подготовке. Тактика этого метода строится по логическим шаблонам, в то время как реальный рукопашный поединок требует гибкого интуитивно-творческого мышления.

Очевидно, что решить стоящие на пути развития рукопашного боя проблемы можно только на основе системного комплексного подхода. Именно таким подходом, по нашему мнению, обладает базово-кустовой метод-обучения рукопашному бою.

Главная идея метода состоит в расчленении сложного движения на простые составляющие движения различных частей тела.

Выполнение любого приема основано на базовом движении, представляющем собой перемещение из одной стойки в другую (заданную).

Одновременно с таким базовым движением производятся определенные движения корпусом, руками, кистями и т. д. Построение приема можно рассматривать по аналогии со строением «куста». На «стволе» базового движения «насажено» движение корпуса, на котором, в свою очередь, «крепится» то или иное движение руки, ноги и т. д. За такое сходство метод получил название базово-кустового.

В процессе обучения по этому методу происходит отработка элементарных движений, составляющих «куст». Этих движений сравнительно немного — несколько базовых перемещений в стойках, несколько движений корпусом, руками, ногами, головой. Обучение этим простым движениям обычно не вызывает особых затруднений, так как они являются естественными движениями человеческого тела и не требуют особых физических усилий. Многие из этих движений, в том числе базовые перемещения, могут быть включены в утреннюю зарядку, а также в общую разминку, проводимую в начале занятия.

Путем построения «куста» из этих движений может быть создана огромная масса приемов для самых разнообразных боевых ситуаций. Очевидно, что простое механическое заучивание такого большого количества приемов весьма затруднительно. Обучаемый же, освоивший базово-кустовой принцип построения приемов, не имеет в этом необходимости, прием «конструируется» им для конкретно поставленных условий. Здесь интересно отметить, что примерно такой же метод применяет в своей практике известный советский педагог В.Ф.Шаталов. Его метод «опорных сигналов» или «опорных вех» также основывается на базовых моментах, на которых фиксируется память обучаемого, а остальная информация «привязывается» к этим моментам. Методика Шаталова отличается высокой эффективностью.

Благодаря базово-кустовому методу в основу действий бойца поставлена работа всего тела. Сами базовые движения построены на работе наиболее мощного мышечного комплекса человеческого тела — мышц тазобедренного пояса. Эти движения в сочетании с принципом воздействия на наиболее слабые и уязвимые места и точки противника позволяют противостоять заведомо более сильному физически человеку или нескольким противникам.

Базово-кустовой подход является универсальным для различных конкретных ситуаций. На одних и тех же базовых перемещениях и движениях частями тела могут быть построены приемы для совершенно разных ситуаций в бою: от нанесения ударов до болевых захватов, бросков и конвоирования. Кроме того, может быть выбрана степень воздействия на противника в зависимости от конкретной ситуации и поставленной боевой задачи. Базовые перемещения и движения частей тела возможны и при применении холодного оружия и различных подручных средств. И в этом случае совершается та же работа тела, но эффект воздействия усиливается за счет применения особых свойств предмета (штыкового оружия, магазина автомата, приклада, острой палки, лопатки, ремня и др.). Данный метод обладает большим количеством вариантов применения приемов. Например, построив прием на том или ином базовом перемещении, его можно совершать с отходом назад, движением вперед на противника, с уходом в сторону с линии атаки, с резким понижением центра тяжести тела, с заходом за спину противника и т. д. Выбор того или иного варианта определяется конкретной ситуацией (узкий проход и коридор, стена или обрыв за спиной, наличие второго противника и др.).

Таким образом, в основе тактических и технических действий бойца лежит принцип творческого подхода к данной ситуации, что, естественно, увеличивает шансы на победу.

Важным достоинством предлагаемого метода является возможность значительного повышения продуктивности учебного процесса, построенного на эффективной методике обучения, и, как следствие, резкое сокращение времени, необходимого для подготовки высокотехничного бойца.

Большая заслуга в разработке и внедрении системы рукопашного боя на основе базово-кустового метода принадлежит кандидату экономических наук, старшему научному сотруднику Института востоковедения АН СССР Г.В. Попову.



Последовательность обучения отдельному приему



В процессе обучения отдельному приему или действию[2] можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствует определенная степень формирования двигательного навыка. К ним относятся ознакомление, разучивание и тренировка.

Практика показывает, что наибольшую часть времени занимает тренировка. Разучивание, как правило, осуществляется на первом занятии, а на ознакомление с приемом отводится всего несколько минут.

Из указанных выше этапов обучения в самостоятельный этап можно выделить лишь первый — ознакомление, в процессе которого у обучающихся формируется целостное представление о двигательном акте. Разучивание и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, и если они и делятся, то только условно — с учебной целью. Поэтому между разучиванием и тренировкой отсутствует резкая грань.

Под разучиванием принято понимать первоначальное овладение двигательным актом, умение воспроизвести технику приема в общей правильной форме движения.

Тренировка характеризуется дальнейшим углубленным совершенствованием и доведением до автоматизма техники выполнения приема, формированием у обучающихся прочного навыка и способностей применять его в сложных условиях.

Ознакомление с приемом. Цель — создать у обучаемых правильное, полное представление о разучиваемом приеме и рациональном способе его выполнения. Для ознакомления с приемом необходимо:

— назвать его;

— образцово показать в целом (в боевом темпе);

— разъяснить практическое применение (дать тактическое обоснование его);

— показать, если это необходимо, по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения;

— указать на главное в технике выполнения.

На этапе ознакомления применяются преимущественно методы рассказа и показа. Они должны помочь обучающимся осознать цель и значение изучаемого приема, вызвать у них живой интерес и желание осваивать технику выполнения приема. В зависимости от сложности приема ознакомление проводится, как правило, в течение одной-двух минут.

Правильное название изучаемого приема способствует повышению у военнослужащих общетеоретического уровня, знания ими терминологии приемов рукопашного боя. Кроме того, при названии приема у занимающихся создается определенное начальное представление о нем, которое в ходе дальнейшего ознакомления дополняется и конкретизируется.

Перед тактическим обоснованием применения приема необходимо образцово показать его. Показ приема должен быть четким, проводиться в боевом темпе и создавать ясное зрительное представление о приеме в общем виде. Четкая и красивая демонстрация руководителем занятия приема еще более укрепляет интерес занимающихся и служит образцом для подражания.

Показ может проводиться не только руководителем занятия, но и подготовленным военнослужащим. Этот метод демонстрации, как правило, применяется в том случае, когда командир хочет сосредоточить внимание обучаемых на отдельных элементах техники выполнения наиболее сложных приемов рукопашного боя.

Для правильного восприятия показываемого приема существенное значение имеет ракурс, под которым обучаемые видят демонстрацию этого приема. Поэтому при показе отдельных приемов целесообразно демонстрировать их как в одну, так и в другую сторону, а подразделение располагать таким образом, чтобы руководитель был виден каждому занимающемуся. Наиболее удобным при показе приемов рукопашного боя является одношереножный или двухшереножный строй. При двухшереножном строе демонстрацию приемов целесообразно проводить, находясь между двумя шеренгами, стоящими друг к другу лицом на расстоянии 6–8 шагов.

В конце ознакомления излагается техника выполнения приема.

Первоначальное изложение ее основ должно быть максимально общим и кратким, с точной терминологией названия приема и его частей. Детальное изложение техники на данном этапе нецелесообразно, так как обилие новой информации не позволит обучаемым «уловить» и запомнить отдельные мелкие детали техники выполнения приема.

При этом изложение техники сопровождается повторным показом приема в той последовательности, в какой он будет разучиваться (в целом в медленном темпе или по разделениям).

Для более полного и точного восприятия военнослужащими изучаемых приемов, особенно сложных, в конце объяснения целесообразно указать на главные элементы в технике выполнения того или иного приема и провести дополнительный показ с акцентом на них.

Разучивание приема. Цель — формирование у военнослужащих новых двигательных навыков. Главное при этом — добиться правильной техники выполнения приема.

В зависимости от уровня подготовленности военнослужащих, структуры и сложности приема разучивание осуществляется методом целостного разучивания, методом разучивания по разделениям (частям) и методом разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.

Начальное разучивание каждого отдельного приема проводится в такой последовательности:

— выполнение по разделениям или в целом в медленном темпе в простейших условиях;

— выполнение в целом в постепенно ускоряющемся темпе;

— самостоятельное выполнение;

— выполнение в боевом темпе.

Метод целостного разучивания применяется в том случае, если прием прост, доступен обучаемым для выполнения его в целом (например, изготовка к бою) либо тогда, когда выполнить прием по разделениям нельзя или не имеет смысла (удары рукой, ногой и др.).

Сущность метода целостного обучения состоит в том, что разучивание приемов рукопашного боя проводится путем многократного их выполнения в целом (без разделений и остановок) вначале в медленном темпе в простейших условиях, а затем в постепенно ускоряющемся и в боевом темпе в разнообразных условиях и обстановке как по командам руководителя занятия, так и самостоятельно.

Метод разучивания по разделениям (частям) позволяет значительно уменьшить затраты физических усилий и избежать закрепления существенных двигательных ошибок, которые неизбежны при начальном этапе разучивания. Выполнить сложное двигательное действие в начале разучивания с первой попытки в целом практически очень трудно. В ряде приемов овладевать техникой подобных действий легче методом разучивания по разделениям (частям). Разделение двигательного акта в начале разучивания дидактически целесообразно.

Метод разучивания приема по разделениям (частям) широко используется в процессе обучения рукопашному бою и применяется в том случае, если прием сложный для разучивания в целом и может выполняться с остановками, паузами (болевые приемы в стойке, броски, приемы удушения и др.). Особенность его состоит в том, что в ходе обучения осуществляется последовательная фиксация определенных положений (частей) двигательного акта. Она обеспечивает, с одной стороны, правильное представление обучаемых о том, какое положение занимают части тела в данный момент, с другой — постоянный контроль, устранение ошибок и уточнение техники выполнения приема руководителем занятия.

Характер разделения изучаемого приема зависит от его структуры и сложности, уровня подготовленности занимающихся, но во всех случаях следует руководствоваться требованиями принципа доступности обучения. При этом в процессе разучивания целостного приема необходимо помнить, что деление может привести к искажению его динамической структуры. Поэтому его следует проводить на основе квалифицированного анализа техники. Каждая часть должна представлять собой логически завершенную, относительно самостоятельную двигательную структуру, но не превращаться в очень мелкие изолированные упражнения. Большое количество частей или делений, как свидетельствует практика, затрудняет их усвоение, вызывает преждевременное утомление и потерю интереса к обучению.

Разучивание приемов рукопашного боя по разделениям (частям) проводится по следующей схеме. Вначале отдается предварительное распоряжение, что сделать на тот или иной счет, а затем подается команда «Делай — РАЗ» и т. д. Например:

«На счет раз — с шагом вперед захватить руками ноги противника ниже колен, делай — РАЗ;

на счет два — рвануть ноги на себя, толкнуть плечом под ягодицы и, удерживая ноги, бросить противника на землю, делай — ДВА;

на счет три — обозначить удар ногой в болевую точку, делай — ТРИ».

По разделениям прием выполняется 3–4 раза.

При последующих выполнениях приема предварительные команды могут не отдаваться, а подаются лишь команды «Делай — РАЗ», «Делай — ДВА» и т. д.

По мере отработки техники выполнения приема по разделениям (частям) объединение разделений (частей) осуществляется последовательным присоединением их друг к другу или к основному элементу приема.

После выполнения приема на 3–4 счета оно может выполняться на два счета: на первый выполняется основное, ведущий элемент приема (например, рычаг руки наружу), на второй обозначается удар ногой в болевую точку.

Для качественной отработки техники приема в ходе разучивания необходимо сначала добиваться правильных действий, а затем уже наращивать быстроту их выполнения. Поэтому после отработки приема по разделениям (частям) следует приступить к разучиванию его в целом в медленном и постепенно убыстряющемся темпе.

После того как обучаемыми освоен прием в целом, руководитель предоставляет им время для его самостоятельной отработки.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе.

Основное внимание на заключительном этапе разучивания следует обращать на закрепление навыков в выполнении приемов путем многократного их повторения. С этой целью необходимо широко использовать метод самостоятельной работы обучаемых под постоянным контролем руководителя занятия.

Метод разучивания с помощью подготовительных (подводящих) упражнений применяется, во-первых, в том случае, если прием выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а разделить на части невозможно (бросок через голову) и, во-вторых, если прием сложный и возникает необходимость предварительно отработать подводящие упражнения, а затем приступить к разучиванию приема в целом или по разделениям (например, бросок через спину).

Тренировка в выполнении приема. Это систематическое многократное выполнение разученного приема в постепенно усложняющихся условиях. На данном этапе достигается качественное (автоматизированное) овладение двигательным навыком в процессе его практического применения, а также высокий уровень развития физических, волевых и специальных качеств.

Приобретенная при разучивании система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам (разнохарактерным действиям, большой физической нагрузке, утомлению, изменению внешней среды, обстановки и т. п.). В ходе тренировки закрепляется сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с этим увеличивается приспособляемость к различным изменениям условий.

Для качественного овладения приемом целесообразно максимально усложнять обстановку, на фоне которой проводится тренировка, предоставляя обучающимся право проявлять широкую инициативу и находчивость в решении стоящих задач.

Усложпение обстановки при проведении тренировки достигается путем:

— изменения начальных и заключительных положений;

— выполнения приема на точность, скорость и результат;

— увеличения количества повторений, скорости и дистанции передвижений, массы выкладки;

— применения внезапно изменяющихся условий (действий по внезапным сигналам, командам, в зависимости от поведения «реального противника» и т. п.);

— выполнения приема в комплексе с ранее изученными приемами на фоне значительной физической и психической нагрузки как на специально подготовленных местах, так и на различной местности;

— выполнения некоторых приемов в условиях ограниченной подвижности (узких местах и проходах, на уменьшенной площади опоры, на высоте и т. п.), слабой видимости и в средствах индивидуальной защиты;

— включения в тренировку соревновательного метода.

Разнообразные действия позволяют довести выполнение изученного приема до автоматизма в любой быстроменяющейся, сложной обстановке, что крайне необходимо для военно-профессионального применения навыка.

Выполнение изученных приемов в сочетании с другими ранее изученными приемами является характерной особенностью методики обучения рукопашному бою.

Дальнейшее совершенствование осуществляется в комплексной тренировке, которая проводится в конце основной части каждого занятия. Она может проводиться двумя способами:

— путем последовательного выполнения изученных приемов в процессе различных скоростных передвижений как на специально подготовленных местах (в оборудованном зале, на полосе препятствии, на площадке для рукопашного боя и т. п.), так и на разнообразной местности;

— в форме учебной схватки с запланированными и внезапными действиями.

В обоих случаях военнослужащие решают поставленные задачи в зависимости от действий «реального противника».

При проведении комплексной тренировки предусматривается постепенное увеличение сложности упражнений, возрастание сочетания приемов, изменение условий их выполнения. В ходе комплексной тренировки в целях развития у военнослужащих находчивости, инициативы и быстроты ориентировки в постоянно изменяющейся обстановке широко применяются незапланированные действия обучаемых по сигналам (командам) руководителя занятия. Кроме того, обучаемые самостоятельно реагируют на неожиданные атакующие или контратакующие действия противника.

Таким образом, заключительный этап тренировки характеризуется органическим слиянием процессов совершенствования техники выполнения приемов и развития у занимающихся высокого уровня физических, волевых и специальных качеств.

Для выполнения комплексного тренировочного упражнения (комбинаций из приемов и действий) подается предварительная команда, в которой указываются исходное положение, содержание упражнения, порядок его выполнения, заключительное положение, а затем исполнительная команда «ВПЕРЕД».



Предупреждение и исправление ошибок



Для качественного и быстрого усвоения изучаемого упражнения большое значение имеет предупреждение и своевременное исправление ошибок.

Чаще всего ошибки обучаемых являются следствием несовершенной методики, недооценки руководителем занятия дидактических принципов и методов обучения. Слабое знание обучаемыми техники выполнения приемов, нарушение правильной и четкой организации занятия, низкое состояние дисциплины и порядка также являются непосредственными причинами возникновения ошибок у обучаемых.

Кроме того, на начальном этапе обучения имеют место причины, зависящие только от индивидуальных качеств занимающихся:

— недостаточное понимание обучаемыми техники приема (устраняется доходчивым объяснением и качественным дополнительным показом);

— плохая координация движений вследствие слабой физической подготовленности обучаемых (для исправления целесообразно использовать в процессе разучивания соответствующие подготовительные упражнения);

— недостаточный самоконтроль обучаемых (устраняется путем мобилизации внимания на выполняемые движения и действия);

— утомление — состояние, при котором непривычные движения выполняются с излишним мышечным и нервным напряжением (для устранения необходимо строго соблюдать оптимальную быстроту выполнения и частоту повторений приема).

Как показывает практика, предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо (особенно на начальном этапе обучения) своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им закрепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

Поскольку в начале разучивания техника приема осваивается в общих чертах, анализ и оценка ее выполнения не должны быть слишком подробными. Возможности для самоконтроля движений, как указывалось ранее, у обучаемых крайне ограничены. Поэтому не следует пытаться подмечать и устранять у отдельных обучаемых все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале — более существенные, а затем — незначительные.

При групповом методе обучения сначала следует указать и устранить ошибки, общие для всех обучаемых, потом индивидуальные (последние — с помощью персональных указаний и замечаний руководителя без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в демонстрации приема, выполненного с ошибкой (соблюдая при этом педагогический такт), а затем без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятия.

Таким образом, для предупреждения возникновения ошибок и быстрого их устранения необходимо постоянно учитывать ранее изложенные причины и творчески применять в процессе обучения указанные рекомендации.



Предупреждение травм на занятиях



На практических занятиях, как и при проведении рукопашного боя в других формах физической подготовки, приемы рукопашного боя выполняются в разнообразной обстановке на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений. Активная двигательная деятельность в процессе обучения связана с возможностью получения занимающимися тяжелых телесных, психических повреждений, поэтому руководители занятий должны постоянно проводить профилактику этих повреждений.

Основными причинами травм на занятиях по рукопашному бою являются:

— плохая организация занятий;

— слабое владение руководителями занятий методикой обучения;

— низкая воинская дисциплина;

— неподготовленность мест занятий и инвентаря.

В целях предупреждения травм у обучаемых руководитель занятий обязам:

— соблюдать последовательность выполнения упражнений, следить за интервалами и дистанциями между обучаемыми при выполнении приемов боя, особенно с оружием и в движении;

— следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки;

— применять на занятиях ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов);

— следить, чтобы вырывание оружия, выкручивания рук, болевые приемы проводились правильно, плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» или после частых хлопков о поверхность поля немедленно прекращались;

— следить, чтобы удары ножом, рукой и ногой на партнере только обозначались;

— требовать выполнения бросков от края ковра (ямы с песком) к середине.





Рис 1.1. Места нанесения ударов в голову.

1 — висок; 2 — переносица; 3 — челюсть; 4 — сонная артерия; 5 — гортань; 6 — подбородок; 7 — глаза





Рис 1.2. Места нанесения ударов в туловище и нижние конечности:

1 — ключица; 2 — солнечное сплетение; 3 — подреберье (печень); 4 — низ живота; 5 — пах; 6 — колено; 7 — голень; 8 — подъем стопы; 9 — основание черепа; 10- верхний шейный позвонок; 11 — почки; 12 — копчик; 13 — коленный сгиб; 14 — икроножные мышцы



Команды, подаваемые при обучении рукопашному бою



На занятиях по рукопашному бою, как и по другим разделам физической подготовки, перестроения и разминания осуществляются согласно Строевому уставу Вооруженных Сил СССР.

При обучении приемам рукопашного боя применяются следующие команды:

— для изготовки к бою или принятия исходного положения — «К бою — ГОТОВЬСЬ» или «Правостороннюю (левостороннюю) стойку «ПРИНЯТЬ»;

— для нанесения укола на месте — «КОЛИ»;

— для выполнения отбива стволом автомата (рукой, малой саперной лопаткой) — «Влево (вправо, вниз направо) — ОТБЕЙ»;

— для нанесения удара — «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом) — БЕЙ»;

— для нанесения уколов (ударов) в движении — «Нанести уколы штыком (удары прикладом) по группе чучел (мишеней) — ВПЕРЕД»;

— для выполнения приема самостраховки (болевого приема, захвата, броска) — «Падение назад — начи-НАЙ»; «Рычаг руки наружу — начи-НАЙ»; «Заднюю подножку (бросок) — начи-НАЙ».

Для выполнения приема по разделениям указываются исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении задней подножке: «С шагом левой ноги влево вперед осадить противника, делай— РАЗ; подбить правой ногой коленный сгиб противника и рывком руками вниз налево бросить его на ковер, делай— ДВА;

— обозначить удар каблуком в подреберье, делай — ТРИ».

Для выполнения приема в целом в процессе разучивания вначале отдается распоряжение, что и как делать, например: «Выполнить загиб руки за спину в медленном (быстром) темпе». Затем подаются команды «К бою — ГОТОВЬСЬ» («Правостороннюю стойку — ПРИНЯТЬ»), «Загиб руки за спину — начи-НАЙ».

Для самостоятельного выполнения приема отдается распоряжение, например: «Загиб руки за спину выполнить самостоятельно 3–4 раза», и команда «К выполнению упражнения — ПРИСТУПИТЬ».

Для окончания упражнения подается команда «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ» или «СТОЙ».



Наиболее уязвимые места человеческого тела



В рукопашном бою удары наносятся в наиболее уязвимые места человеческого тела (рис. 1.1,1.2).

Последствия ударов в эти места приведены в таблице.





Глава 2. Техника выполнения приемов рукопашного боя и методика обучения

Специальные упражнения для разминки



Гибкость человеческого тела определяется степенью подвижности в суставах. Движения человека можно разделить на активные и пассивные в зависимости от степени мышечных усилий. Все медленные движения, которые осуществляются за счет мышечных усилий, относятся к активным. Пассивные движения осуществляются под воздействием внешних сил: силы тяжести, инерции и т. д. Пассивные движения, при которых происходит полное или почти полное расслабление мышц, удается получить при выполнении упражнений с партнером. Разминка при помощи партнера позволяет достигать большой гибкости и подвижности суставов, кроме того, происходит отработка элементов боевой техники рукопашного боя.

В данном подразделе рассматриваются наиболее специфические разминочные упражнения, тесно связанные с техникой исполнения боевых приемов. Общеразвивающие упражнения, которые всегда присутствуют в системе обучения рукопашному бою, здесь не рассматриваются.

Упражнение 1 (рис. 2.1). Партнеры сидят друг против друга на полу, широко раздвинув ноги, упираясь ступнями в ступни (рис 2.1а)





и захватив кисти рук друг друга, поочередно отклоняются назад, стараясь положить свое туловище спиной на пол (рис. 2.1б).





Упражнение 2 (рис. 2.2).

Партнеры сидят на полу уперевшись спинами, руки перекрещены.

Один из партнеров подтянул к себе согнутые в коленях ноги. У другого ноги лежат на полу, ступни расположены вертикально (рис. 2.2а). Используя силу ног, первый партнер накатывается на второго, наклоняя его вперед.

Второй партнер должен следить за тем, чтобы его спина оставалась все время прямой, смотреть вперед, голову не опускать (рис. 2.2б).





Упражнение 3 (рис. 2.3). Один из партнеров сидит на полу максимально раздвинув ноги. Другой, стоя у него за спиной и уперевшись ладонями в лопатки сидящего партнера, наклоняет его вперед, сначала к одной ноге (рис. 2.3а), затем к другой (рис. 2.3б) и в середину (рис. 2.3в).

При выполнении наклонов спина у сидящего должна оставаться прямой.





Упражнение 4 (рис. 2.4).

Партнер, сидящий на полу, сгибает одну ногу в колене, ступня этой ноги прижимается к бедру другой выпрямленной ноги. Другой партнер, находящийся за спиной, фиксирует ногой колено согнутой ноги сидящего партнера и наклоняет его к другой ноге.

Затем положение ног сидящего меняется.

Упражнение является подготовительным к выполнению ударов ногами в прыжке.





Упражнение 5 (рис. 2.5). Один из партнеров ложится на спину и прижимает согнутые в коленях ноги к груди. Другой партнер упирается ладонями в колени первого, а своими коленями прижимает его ягодицы к полу.

Далее этот партнер осуществляет круговые движения ног первого, при каждом круговом движении совершая накат всем телом для увеличения силы воздействия.





Упражнение 6 (рис. 2.6). Один из партнеров сидит на полу, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, ступни соединены.

Другой партнер, упираясь руками в колени сидящего, старается положить их на пол, при этом наклоняет вперед сидящего партнера.





Упражнение 7 (рис. 2.7). Один из партнеров сидит, на полу скрестив ноги. Другой партнер заходит слева, кладет левое предплечье на шею сидящего партнера сзади, правую руку просовывает под мышку его правой руки и соединяет кисти рук в замок (рис. 2.7а). Затем поворачивает корпус сидящего партнера вправо (рис. 2.7б). Те же действия выполняются в другую сторону.





Упражнение 8 (рис. 2.8). Один из партнеров ложится на спину и поднимает вверх правую ногу. Другой партнер прижимает носком правой ноги левую ногу лежащего партнера к полу. Можно прижимать ногу в области щиколотки или чуть выше, но обязательно ниже колена (рис. 2.8а). Далее, фиксируя одной рукой колено поднятой ноги, стоящий партнер наклоняет ее вперед до максимальной растяжки (рис 2.8б), затем отводит ногу вправо и кладет на пол (рис. 2.8в). Лежащий на полу партнер должен правой рукой дотянутся до носка, спина при этом не отрывается от пола.

Далее разминающий переводит правую ногу партнера влево и прижимает колено к полу, как можно ближе к левому плечу. Правая стопа разминающего фиксирует положение правой стопы лежащего партнера. Чтобы спина лежащего не отрывалась от пола, разминающий прижимает его правое плечо левой ногой к полу (рис. 2.8 г).

Те же действия выполняются с другой ногой.





Упражнение 9 (рис. 2.9). Один из партнеров лежит на животе.

Разминающий садится ему на ноги и, взяв за руки, тянет на себя (рис. 2.9а, б). Упражнение повторяется несколько раз. Затем разминающий поворачивается на 180° и садится на ягодицы лежащего партнера. Левой рукой фиксируя вертикальное положение правой стопы партнера, разминающий тянет носок стопы на себя (рис. 2.9в), а затем двумя руками прижимает стопу к своей груди (рис. 2.9 г). Те же действия разминающий выполняет с другой ногой лежащего партнера. Далее разминающий встает и прижимает стопы лежащего партнера к ягодицам (рис. 2.9д).





Упражнение 10 (рис. 2.10). Партнеры стоят лицом друг к другу.

Один из партнеров встает на колено, а другой кладет правую ногу ему на плечо. Первый партнер начинает медленно вставать с колена, поднимая ногу второго и следя за тем, чтобы она все время оставалась прямой (рис. 2.10а).

Когда будет достигнут максимальный уровень растяжки, второй партнер разворачивается на опорной ноге на 90°, при этом стопа поднятой ноги тоже разворачивается и ложится ребром на плечо, бедро при этом максимально выдвинуто вперед (рис. 2.10б). В этом положении разминающийся выполняет наклоны к опорной ноге (рис. 2.10в). Выполнив наклоны, разминающийся поворачивается спиной к разминающему, партнеры берут друг друга за руки (рис. 2.10 г). Разминающийся выполняет наклоны к опорной ноге. При возвращении в исходное положение партнер тянет его за руки на себя (рис. 2.10д).

Те же действия выполняются с другой ногой.





Упражнение 11 (рис. 2.11).

Один из партнеров подпрыгивает и садится на бедра другого, обхватив его за шею руками (рис. 2.11а). Последний выполняет наклоны вперед и возвращение в исходное положение (рис. 2.11б).





Упражнение 12 (рис. 2.12).

Партнеры стоят спина к спине, взявшись под руки (рис. 2.12а).

Выполняются одновременные приседания, пятки от пола не отрываются, корпус прямой (рис. 2.12б). После выполнения приседаний один из партнеров из исходного положения делает наклон вперед, положив другого себе на спину. Верхний партнер полностью расслабляется (рис. 2.12в). Затем верхний и нижний партнеры меняются местами.





Упражнение 13 (рис. 2.13).

Один из партнеров стоит ноги шире плеч и чуть согнуты в коленях, руки на талии (рис. 2.13а).

Другой партнер просовывает ногу между рукой и туловищем первого и, имитируя боковой удар, выводит ногу максимально вперед, разворачивая бедра, и переводит ее в боковое положение (рис. 2.13б). Возвращение в исходное положение происходит за счет движения бедра назад. Стопа опорной ноги не меняет своего положения. Те же действия выполняются другой ногой. Затем партнеры меняются ролями.





Упражнение 14 (рис. 2.14). Разминающийся перехватывает петлей ремня или пояса стопу правой ноги. Другой конец пояса закидывает за шею и удерживает его левой рукой (рис. 2.14а). Колено поясом подтягивается к груди. Затем, не меняя стойки, выводит бедро вправо параллельно полу (рис. 2.14б). Далее отводит ногу назад, чтобы колено было направлено в сторону пола, и двумя руками тянет ремень вперед (рис. 2.14в). Перехватив ремень и положив его снова на шею, обучающийся выводит ногу тшеном в сторону и прижимает стопу к бедру опорной ноги (рис. 2.14 г). Упражнение повторяется несколько раз, затем те же действия выполняются с другой ногой.





Упражнение 15 (рис. 2.15). Разминающийся делает правосторонний шпагат(рис. 2.15а). Затем разворачивается на 90° и переходит на прямой шпагат, упираясь в пол кулаками (рис. 2.15б), выполняет сгибание — разгибание рук в упоре на кулаках 5–8 раз, прижимая таз при этом к полу (рис. 2.15в). После этого откидывается назад, упираясь пальцами рук в пол. Задерживается в таком положении, вытянув вперед сначала одну руку, затем другую (рис. 2.15 г). Далее разворачивается на 90° в левосторонний шпагат. Затем, возвращаясь в прямой шпагат, выполняет сгибание — разгибание рук в упоре на кистях, пальцы при этом направлены вверх (рис. 2.15д, е). После этого откидывается назад, уперевшись в пол ладонями, и остается в таком положении. Далее вытягивает вперед сначала одну руку, потом другую (рис. 2.15ж).





Упражнение 16 (рис. 2.16). Разминающийся, сидя на полу, вытягивает одну ногу вперед, другую сгибает в колене и максимально отводит назад (рис. 2.16а). Выполняет наклоны вперед к вытянутой ноге. Затем закидывает руку за голову, чтобы локоть был направлен вверх, и делает наклоны вперед вдоль вытянутой ноги (рис. 2.16б).

Те же действия выполняются другой ногой.





Упражнение 17 (рис. 2.17) Из положения лежа, ноги скрещены, руки за головой (рис. 2.17а) разминающийся выполняет подъем корпуса в положение сидя (рис. 2.17б). Упражнение повторяется максимальное количество раз.





Упражнение 18 (рис. 2.18). Из исходного положения сидя на полу скрестив ноги, руки на голенях (рис. 2.18а) разминающийся выполняет перекаты на спине назад — вперед (рис. 2.18б). Затем делает переворот назад через левое (правое) плечо и встает на колени, уперевшись в пол ладонями (рис. 2.18в). Из этого положения поочередно каждой рукой совершает поворот кистей рук пальцами внутрь, локоть при этом выводится максимально вперед (рис. 2.18 г).