Дело о забавах юности
Глава 1.
Марина Лещинская нечасто вспоминала о том, что когда-то принимала участие в телепроекте, посвященном экстрасенсам. Это было еще до того, как она по приглашению Ярослава Краснова пришла работать в отдел \"Т.О.Р.\". Но вот сегодня прошлое снова дало о себе знать: ей позвонили с телеканала и предложили поучаствовать в сборном шоу с разных сезонов. Вкрадчивый мужской голос долго и многословно убеждал ее, расписывая моральные и материальные выгоды. Марина вначале вежливо сказала \"нет\", затем повторила то же чуть более жестко, а под конец просто бросила трубку. Чего-чего, а несговорчивости на телевидении не любят, и Марина очень надеялась, что ей не станут звонить во второй раз.
Но настроение было уже испорчено, и на работу, в штаб-квартиру отдела, Марина прибыла хмурой, как ненастный день. К счастью, первым, кого она встретила еще на крыльце, был Ярослав Краснов. Взбежав по ступенькам, она тут же обняла его - и часть ее раздражения словно растворилась в теплом воздухе.
Ярослав и Марина были не просто коллегами. Их отношения начались не так давно, всего каких-то пару месяцев назад, но к удивлению окружающих и их самих, развивались довольно бурно. Видно, все дело было в том, что искра их чувств друг к другу уже давно тлела где-то под спудом - и, выпущенная на свободу, разгорелась в одно мгновение. Теперь рядом с Ярославом Марина чувствовала себя невероятно спокойно, забывала о своих проблемах, как-то совсем по-другому ощущала жизнь. Если раньше та казалась ей серой и мрачной, то теперь была гораздо ярче, пахла сиренью и свежестью дождя, свежескошенной травой и сахарной ватой.
Ярослав, чуть отстранившись от Марины, вгляделся в ее лицо и тут же спросил:
- Что-то не так?
Марина улыбнулась. Ее до сих пор удивляло, как тонко он чувствовал ее настроение, без малейшего труда - просто сразу замечал все, что происходило с ней. Наклонив голову, она ответила:
- Да ты представляешь, снова звонили с этого шоу. А я-то надеялась, что про меня давно забыли.
- Ну, и что ты им сказала?
- Шутишь? Отказалась, конечно же. Ты же знаешь, меня всегда напрягало подобное соперничество.
- Ну так что же ты переживаешь? Все ведь хорошо, тебя никто не заставляет, - улыбнулся Ярослав.
- Да нет, я понимаю. Просто осадок неприятный остался. Да и вспомнилось снова все. Знаешь, люди такие разные, некоторые ради победы и по головам решаются идти. Хорошо еще, что я без разных инструментов работаю, а у других участников и шары хрустальные разбивали, и карты крали. Ну, они и сами порой, так сказать, давали сдачи. Просто ужас.
- Ну ладно, не думай об этом. Пойдем-ка лучше, а то на летучку опоздаем.
Ярослав обнял ее за плечи, и вместе они вошли в штаб-квартиру отдела. Марина усердно старалась отделаться от неприятных мыслей, но это оказалось не так просто. Вздохнув, она подумала, что хорошо бы сейчас отвлечься на работу. Интересно, какое новое дело им дадут?
...Горячев заметно нервничал: летучка должна была начаться полчаса назад, но сотрудники отдела \"Т.О.Р.\" не торопились собираться. Собственно, опаздывала только Аля Сочина, и это было вполне в ее духе. Сергей позвонил и сообщил, что застрял в пробке. \"Хотя бы предупредил\", - подумал Горячев.
Надо заметить, летучки не всегда начинались в полном составе. Иногда опаздывающие подключались по ходу дела. Горячев не ругал Ярослава за расхлябанность в коллективе - экстрасенсы ему казались похожими на художников: собьешь с настроя, а потом, когда его дождешься, настроя этого, этой невесомой, нематериальной составляющей всей их работы?.. Неощущаемой, но такой существенной и такой ощутимой, когда она есть...
Сегодня же Горячеву было очень важно начать рассказ при всех сотрудниках. Ему хотелось видеть реакцию каждого в первые минуты слушания дела.
А дело, действительно, было необычным. Да, ухмыльнулся про себя Горячев, для нас, как ни странно, стали привычными дела о нападениях, грабежах, убийствах и прочем непотребстве. А тут - ничего криминального, кроме ...
Аля и Сергей вошли друг за другом в кабинет и, стараясь не шуметь, заняли свои места.
- Ну что ж, начнем? - это был скорее не вопрос, а утверждение. - Сегодня я познакомлю вас с делом не совсем привычного характера. Здесь не будет похищений, грабежей и трупов. Ничего, о чем мы обычно думаем при слове \"криминал\". И все же покой граждан нарушен, и граждан непростых... но давайте-ка по порядку, - и Горячев начал свой рассказ.
Чуть более пяти лет назад по одному из пригородов столицы, Грибоедову, прокатилась волна проникновений на территорию дач высокопоставленных горожан. Эта череда взломов имела в городе широкий резонанс, причем как в прессе, так и у \"сарафанного радио\". Слухов ходило много и разных. Но злоумышленников тогда вычислить так и не смогли.
Объединяла эти преступления не только и не столько известность и состоятельность владельцев, сколько непонятное, необъяснимое с наскоку явление. \"Пришельцы\", устраивая в доме беспорядок, не только не уносили с собой ничего, но, напротив, даже оставляли некие предметы, как бы сувениры на память о своем пребывании. \"Сувениры\" эти не поддавались никакой систематизации, в каждом случае они были разные, но всегда - без каких-либо отпечатков. Ну, а поскольку назвать эти посещения кражами было нельзя (хищений-то как таковых не было, ничего не пропадало), авторов этих преступлений прозвали в городе шутниками.
- Да-а, действительно, дело необычное, прямо-таки мечта криминалиста, - Аля как всегда первой нарушила молчание коллег. - И что, совсем никаких зацепок, никаких подозреваемых? А сувенирчики-то сохранились?
- Ну конечно! Как бы тогда узнали, что на них нет отпечатков, - Скипка улыбнулся несколько снисходительно. - Вопрос в другом: что это за сувенирчики, и какое отношение могут иметь к так называемым потерпевшим? Я прав, Николай Васильевич?
- Безусловно. Но я уже сказал, что какой-либо системы ни следователи, ведшие дело, ни мы проследить не смогли. Судите сами. Например, на даче у Болотова появился томик стихов Цветаевой. При этом ни сам Болотов, ни его жена и дети поэзией не увлекаются. В доме приличная библиотека приключений, как русских, так и зарубежных авторов. И ни одного томика стихов. Ни одного!
Для Моровинского его дача - излюбленное место отдыха, и обставил он его в том же стиле, что и квартиру. Стиль модерн у Моровинских повсюду: стекло, пластик, мобили, кругом автоматика, все само включается-выключается. На фоне этого тем более не понятна находка: а на его даче загадочные посетители оставили массивный медный подсвечник со следами горевшей свечи.
Владлен Давыдович и Галина Андреевна - это я о Каревых - клялись, что никогда не держали в доме ни птиц, ни другой какой-либо живности, нуждающейся в клетке: они убежденные противники всяческой несвободы животных. Осуждают даже тех, кто содержит кур и гусей, не говоря уж о собаках на цепи и тому подобных крысах-хомяках. И представьте себе, именно им \"гости\" оставили небольшую конусовидную клетку. Каково?
- Н-да... нелогично, - Сергей хрустнул длинными пальцами, вызвав этим звуком молчаливое негодование Марины. - Это все \"потерпевшие\"?
- Нет. У нас есть еще двое. Людмила Ильинична Степнова никогда не видела прежде подобной фоторамки ни у себя на даче, ни у соседей. Она вообще не любительница развешивать что-либо на стенах. Жилище у нее довольно аскетичное, зато море книг. И ни одной фотографии, ни одной картины, ни единой полочки с мелочевкой и цветами, ни кашпо.
А супруга Решетова утверждала в беседе со следователем, что предметы из сандала - крохотная ступка и пестик, оставленные непрошенными гостями на самом видном месте - ну никак не могли принадлежать ей, поскольку запах этот вызывал у нее приступы кашля.
Из материалов дела известно, что все пятеро: и Болотов, и Моровинский, и Степнова, и Карев с Решетовым учились в институте на одном курсе. Их связывала давняя дружба и общность интересов: все пятеро были членами легкоатлетической команды вуза, активисты. По окончании вуза им всем предложили остаться работать в городе. Понимаете что-нибудь?
- Пока трудно утверждать что-либо конкретное. Больше похоже на хулиганские выходки подростков... В их среде бывает такое - оставить после себя что-нибудь, для \"прикола\", как они теперь говорят, - Аля многозначительно повела бровями, как будто говоря этим: \"Уж я-то знаю, доводилось общаться с этим контингентом\", - Подростки не могли побывать на этих дачах? Что следователь-то говорит? Кстати, кто вел следствие: опытный оперативник или новичок?
- Браво, Аля! Вы попали прямо в точку. Следствие действительно вел новичок, Михаил Слепнев, за год до происшествия закончивший академию. Он начал трудовой путь участковым, хорошо показал себя, и его назначили инспектором, правда, под патронажем опытного Ивана Семеновича Зимина, который со дня на день собирался на заслуженный отдых. К слову сказать, окружение Зимина признавало, что последние месяцы он не так рьяно относился к своим обязанностям, и причиной тому, вероятнее всего, был предпенсионный возраст служителя Фемиды и семейные неурядицы: было известно, что жена Зимина стала часто болеть из-за проблем в семье младшего сына. Тем не менее, патронаж над юным следователем был возложен на Зимина, и большей частью из-за того, что все сколь-нибудь мобильные силы доблестной милиции города Грибоедова были в то время задействованы в поимке четверых сбежавших заключенных.
- А подростки, подростки? Была ли версия с подростками? - у Али явно складывалась картинка преступления, и она активно принялась уточнять детали.
- Сколько уже работаю с вами, Аля, и каждый раз удивляюсь! Вы будто читаете мысли нашего начинающего сыщика. Мнимые ограбления за неимением улик и связующих мотивов были списаны на действия хулиганствующей группы подростков. Кто именно был участником банды \"шутников\", выяснить не удалось, у всех подозреваемых молодых людей с \"неправильным поведением\" оказалось крепкое алиби. Дело вылилось в банальный бытовой \"висяк\". Оно пролежало положенное время на столе юного Пинкертона и благополучно перекочевало в архив, оставив после себя горечь от недополученных процентов раскрываемости. Это устроило и его наставника, ибо, как я уже говорил, за процентами этими он не гнался. Постепенно город забыл о своем интересе к незаконным проникновениям. И, возможно, никогда бы уже и не вспомнил... - Горячев, не закончив фразы, как бы задумался, медленно обводя взглядом присутствующих.
- И что, история имела продолжение? - напористая Аля не преминула зацепиться за последнюю фразу шефа.
- Представьте себе! - Горячев будто очнулся от раздумий и развернулся к Сочиной: - История, как вы выразились, имела продолжение. Спустя пять лет произошло очень похожее событие, вернее, цепь событий. Вы, вероятно, догадываетесь, что опять неизвестные посетили несколько дач, оставляя после себя некие предметы. И опять эти же дачи, и опять никаких следов, кроме беспорядка и незатейливых \"сувениров\". Кстати, предметы эти были похожи на те, что оставлялись в прежние визиты. Поэтому у нас есть двойная коллекция. И хотя на этот раз дело поручили опытному капитану Волкову, следствие по-прежнему буксует.
- Что, опять никого не поймали? Прямо сериал мексиканский. Действительно, шутники какие-то шалят, покоя не дают мирным гражданам, - это уже Сергей Скрипка заинтересовался рассказом, и в его голосе сквозил сарказм по отношению то ли к \"лазутчикам\", то ли к \"мирным гражданам\", то ли к служителям доблестной полиции.
- Вот в том-то и дело, что граждане эти, хоть и мирные, - Горячев пропустил \"подкол\" Сергея мимо ушей, - но очень-очень влиятельные, и посему не любящие, когда их тревожат по пустякам. Пострадавшие слишком известные в городе люди, чтобы и на этот раз оставить задачу с неизвестными нерешенной. Один чиновник из аппарата губернатора, другой - второе лицо правящей партии... и другие рангом не ниже. Все они видят в происшествии незримую угрозу, предостережение... и, конечно, оказывают на следствие определенное давление. Грозят выйти на правительственный уровень со своими претензиями к Следственному комитету. Поэтому-то начальник Волкова, полковник Кайгородов, Василий Игнатьевич, обратился в Московское Следственное Управление с просьбой. Хочет, чтобы сотрудники нашего отдела помогли в расследовании.
- И что, всем отделом едем в Грибоедов? - усмехнулся Скрипка.
Горячев хитро улыбнулся.
- А вот сейчас мы и выясним, кто поедет. Держите, кудесники, - с этими словами он протянул экстрасенсам пачку фотографий.
Глава 2.
На снимках были изображены те самые вещи-\"подкидыши\" в разных интерьерах - очевидно, каждая там, где и была найдена. Медный подсвечник, украшенный барельефными листьями и цветами, стоит на стеклянном столике, и предмет действительно кажется здесь, среди минимализма и хай-тека, вопиюще чужеродным. Маленькая клетка из прутьев на подоконнике, серебристая фоторамка с вырезанными на ней латинскими буквами и завитушками, пустая, на книжной полке...
Аля, первой взяв в руки фотографии, пожала плечами. Разложила снимки на столе, вознесла над ними ладони с разведенными пальцами. Предметы действительно весьма странно смотрятся в этих интерьерах... но по ее части здесь ничего нет. Она молча передала фотографии Марине.
Лещинская принялась сосредоточенно рассматривать каждый снимок. Наконец, расположив их на манер веера, она закрыла глаза и напряженно нахмурила брови, отчего ее лицо стало почти сердитым. Наконец, вздохнув, она сказала:
- Очень сложно что-то понять, только будто бы тени фактов и эмоций. Вы же знаете, мне сами предметы в руках держать надо. Фотографии для меня лишь посредники, будто чей-то пересказ того, что происходило на самом деле. Но мне кажется, я смогу помочь в этом деле - только мне нужен доступ к самим предметам. А еще лучше - самой побывать на этих дачах.
Она передала фотографии Сергею, сидевшему за соседним столом. Тот провел тонкими пальцами по каждому изображению, глубоко вдохнул, запрокинул голову и через несколько секунд сказал:
- Да, что-то здесь определенно чувствуется. Очень много эмоций, очень - но их не разобрать. Подождите... похоже, все дело в том, что эти эмоции, чувства тщательно сдерживались, вот теперь и не \"читаются\". Согласен, нужно ехать по местам происшествий. Как это, выполнимо? - повернулся он к шефу, с интересом наблюдавшему за работой сотрудников необычного отдела. Уж не первый месяц Горячев работал с этими удивительными людьми, но они раз за разом поражали его своими способностями. Иногда у него даже холодок по спине пробегал.
Поразмыслив недолго, шеф кивнул.
- Почему бы и нет, организуем. Вы же у меня следователями числитесь - вот и поедете якобы с допросом. И осмотритесь на месте, незаметно для хозяев.
- Николай Васильевич, мне тоже нужно ехать, - как-то встревоженно произнесла Марина, - Мне обязательно нужно над этим делом поработать, я чувствую.
- Обязательно, обязательно, - задумчиво протянул шеф, - только это еще не все.
Говоря это, Горячев уже протягивал Але Сочиной вторую стопку фото. На них были уже не комнаты, а портреты потерпевших. Еще не разложив снимков, еще только сжимая пачку тонкими сильными пальцами, Аля уже переменилась в лице. Ее глаза широко открылись, лицо осунулось, взгляд пробежался по присутствующим, затем медленно опустился к стопке фотографий.
- Там покойник, Николай Васильевич! - Горячев пораженно поднял брови, остальные замерли на своих местах. Аля уже раскладывала на столе фотографии, а в тишине напряженно звенел ее голос. - Вот этот человек, его нет в живых, но у него есть брат-близнец, который живет сейчас в его доме. Но здесь нет криминала. Он сам погиб, по своей вине: это был очень активный человек, увлекался подледным ловом, этой зимой поскользнулся на льду, упал неудачно, перелом шейки бедра. Мог бы еще жить и жить, но пессимизм сократил его дни. Он не верил в выздоровление... И еще... Он всю свою взрослую жизнь о чем-то очень-очень сожалел... По остальным ничего не вижу, - Аля медленно и устало подняла глаза на шефа, развела руками, как бы извиняясь.
Марина сидела, не шелохнувшись, прижимая ладони к груди, как будто защищая свое сердце от тревожных известий. Мужчины сгрудились у окна. Тишину разорвал голос Горячева.
- Ладно, сегодня мы уже никуда не успеем, а завтра Лещинская и Скрипка отправятся к потерпевшим. Адреса скину позже. Поеду документы оформлять.
Глава 3.
Марина и Сергей созвонились вечером и продумали последовательность своих визитов. А с утра пораньше отправились на дачи.
- Хорошо, что в этот раз выделили машину, - улыбнулась Лещинская. - Не каждый же раз нам твоего друга беспокоить.
- Ага, машину, - ухмыльнулся Скрипка, с силой захлопывая дверцу старенькой \"шестерки\". - Тут как в мультике про волка - только зонтика вместо тормозов не хватает.
Марина снова улыбнулась. Ее удивляло, как Сергей порой относился к таким обычным вещам, на которые она вообще не обращала внимания - словно сноб-аристократ. Хотя в общении Сергей был простым человеком, без излишних претензий. Конечно, была у него страсть к дорогим красивым костюмам, не совсем понятная при их разъездной работе. Но что тут поделаешь, у каждого свои \"пунктики\".
...Дачный поселок Купцово, как и городок Грибоедов, был когда-то большим селом под стольным градом. Грибоедов был графским поместьем, а Купцово славилось добротными крепкими хозяйствами поставщиков к царскому столу. В лихие годы перемен купеческие дома были разорены, частично преданы огню, частично отданы под магазины, больницы, школы. Грибоедов, будучи ближе к столице, превратился в пригород, спальный район. Купцово же в годы советской власти оказалось в запустении, зато в перестроечные годы пережило возрождение, причем, в новой ипостаси: в этом живописном уголке на берегу реки Вазузы стали строить фешенебельные дачные коттеджи. Архитектурного единства никто не соблюдал, каждый застраивался так, как ему заблагорассудится. Единственным критерием было соревновательное, почти олимпийское: кто выше, кто больше, кто шикарнее.
...Экстрасенсы решили стартовать с дачи Болотова. Сергей удивленно присвистнул, когда машина остановилась перед высокими воротами: дача оказалась настоящей виллой. Трехэтажный, из красного кирпича, дом с зеленой крышей, расчищенные, ухоженные дорожки общирного парка, идеально подстриженные деревья и кустарники - такой, почти викторианский по духу пейзаж открылся экстрасенсам. На двери, гармонируя с общим стилем поместья, был подвешен молоток, выполненный под старину. Протянув руку, Марина постучала им о специальную дощечку.
Дверь им открыла девушка в простом платье бледно-зеленого цвета.
- Добрый день, - мелодично произнесла она, - заходите.
Марина подумала, что нисколько не удивилась бы, если бы на голове юной особы красовался накрахмаленный чепчик, а вокруг талии были бы обернуты завязки белоснежного фартука. Девушка явно не была хозяйкой дома.
Марина и Сергей вошли в прихожую, где все здесь было под стать экстерьеру дома, с налетом роскоши \"под старину\" - большинство вещей были современными. Марина отметила, что вокруг нет ни пылинки, даже на подставке для обуви.
- Хозяев нет, они не хотят, чтобы их беспокоили, - произнесла, не дожидаясь вопроса, девушка. - Проходите, вы можете все осмотреть. Михаил Иванович только дал указание не открывать шкафов - ведь у вас же нет ордера на обыск?
- Нет у нас ордера, - с улыбкой успокоил ее Сергей, - да мы, в общем-то, долго смотреть не собираемся. А... как вас зовут?
- Катя, - чуть покраснев, ответила она.
- Катя, а как долго вы служите у Михаила Ивановича? - Сергей улыбался открыто, и девушке ничего не оставалось, как принять участие в разговоре.
- Осенью будет десять лет, - Катя смущалась и говорила чуть слышно.
- Десять? Но вы такая молоденькая, когда же вы успели столько отработать?
- Меня тетя Лида, мамина сестра, устроила. Она врач в ведомственной больнице, при администрации, где Михаил Иванович служит. Мама тогда сильно болеть стала, а нас у нее четверо, я старшая. Когда девять классов закончила, тетя Лида меня сюда привела. Вы не думайте, они очень добрые, особенно Нина Васильевна. Они мне вечерку закончить помогли, потом посоветовали в экономический колледж поступать, на заочное. Закончу - обещали экономкой поставить, - Катя устало потерла лоб, а у Марины похолодела спина. Она тронула Сергея за локоть и покачала головой. Но он уже и сам все понял: заболтался с симпатичной девушкой не о том, о чем следовало.
- Катюша, значит, вы знаете о том происшествии? - перешел он непосредственно к цели визита.
- Да. Я в тот день выходной попросила, к маме в больницу ездила, а Михаил Иванович с Ниной Васильевной были в гостях, - Катя поежилась от неприятных воспоминаний.
- Значит, вы сможете показать нам тот томик Цветаевой, что подбросили Михаилу Ивановичу. Ведь он сохранился, его не выбросили?
- Конечно, ну что вы! Михаил Иванович сразу сказал, что его обязательно нужно сохранить, как вещественное доказательство. Книгу забрали на время следствия, но потом вернули. Михаил Иванович сначала не хотел брать, но потом передумал. Но если б он не захотел забирать, я бы себе взяла, - уже другим голосом добавила она. - Ну нельзя выбрасывать стихи! Да еще Цветаева, моя любимая поэтесса. Да вы проходите в гостиную, книгу я сейчас принесу.
Сергей и Марина вошли вслед за Катей в роскошный зал. Марина неторопливо пошла вдоль его стены, аккуратно прикасаясь к предметам интерьера. Створка двери со стеклянной цветной витражной вставкой, обои под тисненый шелк цвета бордо, огромное глубокое мягкое кресло, обитое тканью в тон стен, груда подушечек на нем. Рядом торшер в малиновой драпировке и небольшой ломберный столик, покрытый темно-зеленым старинным сукном...
Почти во всю длину стены напротив входа тянулся огромный книжный шкаф (видимо, в этом доме все было весьма масштабным). Книги, тонкие и толстые, большие и не очень, с тиснением на корешках и совсем скромные, и много-много журналов. Марина прочла на обложках: \"Русский путешественник\", \"Мир приключений\", \"Библиотека приключений\" и тому подобное. Как и говорил Горячев, среди обилия приключенческой литературы не было ни одного, пусть самого крохотного, томика стихов.
Марина пыталась найти хоть след той идеи, которая заставила \"шутника\" принести стихотворный сборник в этот неромантичный дом. Что он хотел этим сказать?
В поисках предметов, которые откликнулись бы в ее сознании более яркими образами, Марина обошла всю комнату, но ей так ничего и не открылось. Что визит неизвестного не был простым хулиганством, они с Сергеем поняли, как только вошли в этот дом. Но вот что двигало \"гостями\", этот вопрос оставался открытым. Видения как бы прятались, не хотели выходить наружу. И, только замыкая круг обхода и прикасаясь вновь к витражу дверной створки, Марина почувствовала легкое дуновение образа. Этот образ двоился, представая, как двуликий Янус, в разных обличьях. Иногда его половинка уплывала на середину комнаты, превращаясь в женский образ, потом начинала метаться, и чем ближе оказывалась к двери, тем более походила на мужчину, вернее сказать, юношу.
Сергею не нужны были прикосновения к предметам или стенам. Его картинки ткались прямо из воздуха. Они, как мираж в знойной пустыне, сначала плыли в его мозгу маревом, постепенно крепчая и, наконец, вставали живой картинкой прямо перед глазами. Он видел, как молодая особа швыряет на пол подушечки с кресла, как достает и раскладывает на полу несколько книг. Вот призрачная девушка вынимает из своей сумки сборник стихов и кладет поверх них. На ее лице - смущение, неуверенность...
Дачу Болотова Сергей и Марина покидали обескураженными. Начиная осмотр, оба были уверены, что поездка принесет много полезной для расследования информации. Но первый визит принес им не так много сведений... Может, повезет дальше?
Экстрасенсы молча сели в машину, Сергей повернул ключ зажигания, \"шестерка\" недовольно заурчала и, проехав два квартала, свернула с главной улицы в неширокий переулок, в конце которого их ждала новая встреча.
Глава 4.
Дача Людмилы Ильиничны Степновой, директора профтехучилища, была похожа на обычные дачи пенсионеров, живущих в достатке. Одноэтажный кирпичный домик с мансардой и просторной верандой не притязал на звание шикарного. Крытый дворик соединял боковое крыльцо с бревенчатой банькой, за которой виднелся небольшой - по всей вероятности, рукотворный - прудик. Зеленая лужайка вмещала гамак, детские качели, небольшую беседку и увитые виноградом шпалеры. И никаких грядок и навозных куч. Дорожка от калитки до крыльца дома была выложена каменными плитками и представляла собой настоящий туннель, \"потолок\" которого был густо увит плющом.
Нажав кнопку звонка, Марина от неожиданности вздрогнула: прямо над ней раздался мелодичный девичий голос, спрашивающий их о цели прихода. После обмена любезностями с \"невидимкой\" Марина и подошедший Сергей услышали вежливое \"входите\", калитка сама распахнулась и, впустив посетителей, самостоятельно захлопнулась.
Экстрасенсы прошли через увитый плющом туннель и попали прямо на веранду, к накрытому для чая столу. Грузная дама с отечным лицом натянуто улыбнулась в ответ на приветствие и вяло махнула рукой в сторону стройной девушки, которая и провела гостей в комнату.
- Бабушка не любит чужих, а я покажу вам все, что понадобится. Бабушка специально позвала меня. Можете называть меня Люси - меня все домашние так называют. Бабушка очень устает, у нее ноги больные, а я помогаю ей, особенно, когда в доме гости, - белокурый ангелок щебетал почти без умолку, с интересом наблюдая за пришедшими.
- Люси, вам, вероятно, уже есть шестнадцать? - Сергей искал повод прервать словесный поток хотя бы на время.
- О, мне уже восемнадцать, я в прошлом году окончила школу, - Люси готова была продолжать. Было видно, что она скучает по общению. Но Сергей предупредительно поднял перед собой ладонь.
- Люси, значит, вы должны хорошо помнить события пятилетней давности, так? Покажите нам гостиную. Только мы должны осмотреть ее в полной тишине. А потом вы угостите нас чаем, и мы поговорим.
Девушка с готовностью закивала хорошенькой головкой, а Марина удивленно глянула на Сергея: оказывается, он недурной психолог.
Они вошли в гостиную, и все повторилось в точности, как на даче Болотова, за исключением интерьера. Жилище Степновой было довольно аскетично. Ни фотографий, ни картины, ни полочек с мелочевкой и цветами, ни кашпо.
Сергей стоял посередине комнаты с закрытыми глазами и делал глубокие вдохи, будто хотел забрать с собой ощущения, которые переживал в данный момент сам, или те, что остались здесь после памятного события. Марина неторопливо обошла комнату, осторожно прикасаясь к стенам, мебели, книгам, которые заполняли книжные стеллажи вдоль стены и впечатляли своим количеством. И снова лишь отголоски эмоций, сдавленных волевым усилием.
Внучка Степновой все это время стояла на пороге гостиной и старательно подавляла в себе желание откомментировать каждое движение гостей, каждую вещь, к которой прикасалась Марина.
Наконец ее долготерпение было вознаграждено. Сергей открыл глаза, перевел взгляд на Люси и улыбнулся, давая ей понять, что сеанс молчания окончен.
- Ну что ж, мы готовы попить с вами чаю и услышать ваш рассказ, - обратился он к девушке. - Ваша бабушка не будет против?
- Ну что вы, она сейчас в кабинете, бабушка сама приказала напоить вас чаем, он у нас особенный, цветочный! Вам обязательно понравится!
Они прошествовали на веранду, где самовар, казалось, уже устал пыхтеть. Усаживаясь за большой стол, явно предназначавшийся для обширного семейства, Сергей спросил:
- А ловко все тут у вас устроено. Кто же этот мастак?
- О! Это у нас дед такой, он инженер был, у него все в руках горит. Это так бабушка говорит.
Сергей и Марина дали выговориться миловидной внучке Степновой, используя чаепитие как передышку. Мягко и тактично закруглив щебет блондинки и пообещав приехать еще, экстрасенсы попрощались.
***
Марина поймала себя на мысли, что ей очень любопытно посмотреть на дом Моровинского, в котором был найден массивный медный подсвечник. Может быть, такой интерес возбуждала его фамилия или те фрагменты интерьера, что она увидела на фотографиях... Так или иначе, но, когда они подъехали к дому, Марина едва ли не выпрыгнула из машины.
По сравнению с этим зданием дача Болотова как-то теряла свое великолепие, блекла - дом Моровинского, скорее, хотелось назвать усадьбой. Перед крыльцом была разбита обширная лужайка, там и сям украшенная небольшими кустиками и декоративными деревцами. Заметно было, что здесь поработал ландшафтный дизайнер - в расположении растительности улавливался какой-то рисунок, камешки вокруг кустов были уложены ровно, но в то же время с намеком на \"художественный беспорядок\". Кое-где встречались большие камни, перекочевавшие на российские газоны с легкой руки какого-то любителя всего японского. Хозяин дома уже ждал их на пороге, гостеприимно распахнув дверь.
Едва Марина и Сергей вошли в дом, как у них появилось ощущение, будто фасад был только маскировкой. Здесь не было и следа того купеческого размаха, что сквозил в облике здания. В столовой, куда их провел хозяин, интерьер был выдержан в стиле хай-тек - четкие геометрические линии, минимализм форм, функциональные изыски. Марина присела на белый прямоугольный диван и продолжила с любопытством оглядываться - такой она бы сделала и свою квартиру, если б можно было не ограничивать себя в тратах. Отметив про себя необычную, даже непонятную конструкцию штор, она, наконец, вспомнила, зачем она здесь.
- Анатолий Сергеевич, расскажите, как вы обнаружили лишнюю вещь?
Моровинский кивнул и с готовностью начал монолог. Марина отметила, что он, несмотря на то, что был у себя на даче и отдыхал, был одет в чистую, идеально отглаженную светлую рубашку и светлые брюки жемчужного оттенка. Видно, что он, как и Сергей, был из тех людей, что придерживаются аккуратности в одежде при любых обстоятельствах.
- Вы знаете, ничего особенного в тот день не происходило. Это была пятница, я немного задержался в городе... знаете, я хоть и не работаю уже, но друзья меня часто на консультации приглашают, не откажешь же, - при этом Моровинский удовлетворенно улыбнулся. Сергей и Марина поняли, что ему это очень льстило и было скорее удовольствием, чем обузой. - Ну вот, приехал сюда, все тихо и спокойно. Никаких там следов взлома или чего-то такого я не замечал, ваши меня уже об этом спрашивали. Но мебель, да и вообще интерьер я после того случая все-таки сменил - одна знакомая надоумила. Говорит, мало ли, что они хотели, может, порчу навести. Да и чтобы ничего не напоминало и не омрачало, так сказать. Благо связи прежние еще работают, и на складе были подходящие \"шкафчики-диванчики\", - хозяин хохотнул, и было непонятно: то ли порча была для него не страшна, то ли радовало наличие старых работающих связей.
- Ну, я-то в такие дела не верю, в порчу-то, - еще раз широко ухмыльнулся он.
Не верите, но обстановку все же решили сменить, улыбнулась про себя Марина. Значит, есть чего бояться? Или кого-то, кто мог бы за какие-то поступки попытаться отомстить таким вот необычным способом? Впрочем, им пока ничего об этом не известно, так что выводы делать еще не время.
- Ну, а что вы подумали, когда нашли в комнате предмет, который, очевидно, вам не принадлежал? Наверное, были какие-то мысли, откуда он мог взяться?
- Вы знаете, мне очень хотелось разгадать эту загадку! - в глазах Моровинского зажглись огоньки любопытства. Похоже, это странное происшествие не столько беспокоило его, сколько казалось неким приключением, если не сказать авантюрой. - Но, сколько я ни думал, никак не мог найти правдоподобного ответа. Вот, может быть, вы мне его подскажете.
Моровинский сложил руки на коленях, словно ожидая, что тайное станет явным прямо здесь и сейчас. Спросив разрешения, Марина и Сергей принялись осматривать комнаты. Но ничего нового им не открылось и здесь. Уходя, Лещинская еще раз бросила взгляд на интерьер той комнаты, где они беседовали с хозяином. Моровинский, заметив это, шепнул ей чуть ли не на ухо:
- Шторы, если вам интересно, держатся на магнитах. У меня здесь вообще много интересного, мог бы порассказать, если как-нибудь заглянете.
Марина натянуто улыбнулась, с удивлением понимая, что под обликом респектабельного пенсионера скрывается престарелый ловелас. Поспешно попрощавшись, экстрасенсы вышли из дома. Марина с гримасой отвращения сделала несколько напряженных движений, будто снимая с себя и одежды липкую паутину.
- Ну что, продолжим? Или уж лучше завтра?
- Завтра, - Марина провела рукой по лбу, словно пытаясь стереть накопившуюся усталость, - на свежую голову съездим. Сейчас я в офис, нужно запрос оформить в архив, эти \"сувениры\" не дают мне покоя. Чувствую, что есть что-то, но что? Пощупать нужно.
Скрипка молча кивнул и открыл перед коллегой дверцу авто. Обратный путь прошел в молчании - оба переваривали события сегодняшнего дня.
Марина забежала в кабинет, опять столкнувшись с Ярославом в дверях. Он отпрянул, давая Лещинской пройти, затем помог снять плащ и налил минеральной воды.
- Устала? - заботливо спросил он, подавая Марине стакан.
- Ну-у, - Марина не знала, какими словами обозначить свое состояние. - Знаешь, давай сначала о деле. Мне очень нужно, просто необходимо потрогать эти самые \"лишние\" предметы, понимаешь? Короче, я хочу пропуск в архив.
- Да не переживай ты, я уже заказал, завтра с утра и пойдешь. А сейчас тебе необходим отдых, я же вижу, ты вся сама не своя. Что у вас там произошло?
- Давай завтра об этом. Ты прав - мне действительно необходим отдых, - несколько успокаиваясь, проговорила Марина.
Глава 5.
Утро следующего дня Лещинская провела в офисе - ждала разрешения на посещение архива Следственного комитета. Что-то там у них не состыковывалось, и то ли не было на месте того важного человека, который ставил свой автограф на документы, то ли еще какие причины мешали, но курьера все не было. Марина не любила ожиданий, тем более, когда, ожидая, ей приходилось еще и бездельничать. Это просто выводило ее из равновесия.