БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО
ЛИБРЕТТО
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
ПЕРВАЯ КАРТИНА
ИНСТИТУТ СТРАВИНСКОГО — КЛИНИКА ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ
Мастер у окна… Издалека, кажется с Патриарших прудов, доносится вальс духового оркестра… Мастер садится к столу, берет лист бумаги и карандаш…
МАСТЕР:
Когда душа и разум
устанут от разлук,
одной случайной фразы
достаточно, мой друг…
Одной небрежной темы
и двух удачных нот…
И вот уже не те мы…
И мир уже не тот.
И мир уже не тот…
Приди о, луч, к монете,
упавшей в полынью.
Тебя ничем на свете
я не обременю.
Я лишь сверкну и этим
утешусь хоть на час…
Подобно малым детям,
всегда живущим в нас…
Всегда живущим в нас…
БЕГЕМОТ:
(с Патриарших).
Патриаршие пруды
от любой спасут беды.
Посидишь часок-другой —
и горе снимет как рукой…
Посидишь часок-другой —
и горе снимет как рукой!
МАСТЕР:
(фантазируя)
Однажды весной, в час жаркого заката,
на Патриарших прудах…
Два гражданина, два литератора
спорили о пустяках.
В будке у пруда нету нарзана…
Страшно безлюдно.
ПРОДАВЩИЦА И МАСТЕР:
Пиво лишь к вечеру…
МАСТЕР:
Бросить все к черту!
БЕРЛИОЗ:
(про себя)
И в Кисловодск…
МАСТЕР:
Страшно и странно…
БЕРЛИОЗ:
А что есть?
МАСТЕР:
Но надо спорить…
ПРОДАВЩИЦА:
Есть абрикосовая…
МАСТЕР:
…когда делать нечего.
Вечное зло или вечное благо…
ПРОДАВЩИЦА:
Только теплая…
МАСТЕР:
Кто ваш создатель, творенья венец?
Солнце заходит (тоже от страха).
ИВАН:
Ну давайте, давайте…
МАСТЕР:
Так кто же ты, наконец?
ИВАН И БЕРЛИОЗ НА ПАТРИАРШИХ ПРУДАХ
ИВАН:
(с пафосом).
Тут схватили Иисуса
по фамилии Христос.
«Отрекись!» —
«Не отрекуся!» —
он надменно произнес.
Возмутились фарисеи,
обозлилися опять,
за порочные идеи,
порешив его распять.
И тогда стопы направил
к рукомойнику Пилат,
сполоснувшись, прогнусавил:
«А я ни в чем не виноват!..»
БЕРЛИОЗ:
Приемлемо, и все-таки, любезный мой Иван,
Христа на свете не было, религия — обман!
Античные историки, и Флавий, и Филон,
свидетельств не оставили, что был на свете он…
Нет ни одной восточной сказки,
где б чудо-дева, недотрога
не родила б кого-нибудь… от бога…
И христиане, не придумав ничего иного,
чем непорочное зачатье,
точно так же, как другие,
своего создали бога —
Иисуса, которого не было на свете никогда!!
Не было на свете.
ИВАН:
Не было на свете…
БЕРЛИОЗ:
Не было Христа!
ИВАН:
Не было Христа…
БЕРЛИОЗ:
Не было на свете…
Не было Христа… Никогда!
ЯВЛЕНИЕ ВОЛАНДА
ВОЛАНД:
Я вас прошу меня простить.
И разрешите мне присесть.
Позвольте поблагодарить
за то, что вы сказали здесь,
что будто не было Христа.
БЕРЛИОЗ:
Конечно, не было Христа!
ИВАН:
Вот так!
ВОЛАНД:
Вы атеисты?
БЕРЛИОЗ:
(про себя).
Вот чудак! Француз, поляк…
ИВАН:
(про себя).
Британец, швед…
ВОЛАНД:
Выходит, бога тоже нет?
БЕРЛИОЗ:
Конечно, бога тоже нет.
Мы атеисты! Бога нет!
Вот наш и всей
ИВАН:
…почти…
БЕРЛИОЗ:
…страны ответ!
ВОЛАНД:
Какая прелесть,
что почти во всей стране
проблема эта решена в… полне!
Пять доказательств говорят,
что это непреложный факт!
БЕРЛИОЗ:
Они не стоят ничего!
ВОЛАНД:
Шестым был Кант.
ИВАН:
Да ну его!
Вот взять бы Канта за грудки,
да года на три в Соловки!
ВОЛАНД:
Именно, именно,
ему там самое место!
Ведь говорил я ему тогда за завтраком:
«Вы, профессор, воля ваша,
что-то нескладное придумали.
Оно, может, и умно, но больно непонятно.
Над вами потешаться будут».
БЕРЛИОЗ:
За завтраком… Канту?..
Что это он плетет?..
ВОЛАНД:
Коль бога нет, то кто же, кто же
жизнью земною управляет, кто же?
И вообще распорядком на земле?
ИВАН:
Сам человек и управляет!
ВОЛАНД:
Виноват, для того, чтобы управлять,
нужно как-никак иметь точный план на некото —
рый, хоть сколько-нибудь приличный срок!
Позвольте же вас спросить, как же может
управлять человек, если он не только лишен
возможности составить какой-нибудь план
хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет,
скажем, в тысячу, но не может ручаться даже
за свой собственный завтрашний день?
И, в самом деле, вообразите, что вы, например,
начнете управлять, распоряжаться
и другими, и собою. Вообще, так сказать,
входить во вкус. И вдруг у вас…кхе…кхе…
саркома легкого — да, саркома. И вот ваше
управление закончилось! Ничья судьба, кроме
своей собственной, вас более не интересует.
Родные начинают вам лгать. Вы, чуя неладное,
бросаетесь к ученым врачам, затем
к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как
первое и второе, так и третье — совершенно
бессмысленно, вы сами понимаете. И все это
кончается трагически. Тот, кто еще недавно
полагал, что он чем-то управляет, оказывает —
ся вдруг лежащим неподвижно в деревянном
ящике. И окружающие, понимая, что толку от
лежащего нет более никакого, сжигают его в
печи. А бывает еще хуже: только что человек