Владимир Сорокин
Четыре
Московская улица. Ночь
Поздняя зима в Москве: слякоть, остатки грязного снега. Крупный план: большая помпа громко и однообразно откачивает воду. Рядом на вентиляционной решетке метро спят бездомные собаки. Внезапно большой стальной коготь вонзается в асфальт, крошит его с чудовищным лязгом. И сразу же рядом вонзаются еще два когтя. Какофония звуков работающих механизмов становится невыносимой. Собаки срываются с теплого места, пробегают мимо угрюмых машин. Машины продолжают крошить асфальт. На другом конце улице проезжают четыре снегоуборочные машины с красными мигалками. Титры.
Подземный холодильник
Москва, ночь. Большой подземный холодильник, заваленный замороженными мясными тушами. Олег и подполковник стоят посередине. Олег — рослый тридцатитрехлетний брюнет с правильными чертами лица, со вкусом одетый. Подполковник полноватый и лысоватый. Между ними на крюке висит замороженная половина коровьей туши. Подполковник поворачивает ее к свету стороной с синим клеймом «1969. НЗ».
ПОДПОЛКОВНИК: Во, видишь. А те восемнадцать тонн вообще шестьдесят пятого.
ОЛЕГ (раздраженно): Мне насрать, хоть сорок первого! (Оглядывается.) Ну, где он? (Смотрит на часы.) Блядь, уже третий час... Валь, ну сколько можно мудохаться?
ПОДПОЛКОВНИК: Носырев! Носырев!
Появляется прапорщик с исходящей паром кастрюлей в руках.
ПРАПОРЩИК: Там плитка того... я слегка прокипятил.
ПОДПОЛКОВНИК (берет кастрюлю, быстро нюхает, протягивает Олегу): Совсем нормальный запах.
ОЛЕГ (нюхает, поворачивается, идет вдоль стеллажей с тушами): Значит, завтра в девять всю партию. И грузчики твои.
ПОДПОЛКОВНИК: А те восемнадцать? Будешь?
ОЛЕГ: Пока не надо.
ПОДПОЛКОВНИК: А фарш кантемировский? Там у них минус двадцать восемь.
ОЛЕГ: Я фаршем не торгую. Я сто раз тебе повторял.
ПОДПОЛКОВНИК: Там у них минус двадцать восемь, все путём, никогда ничего... всё опечатано еще в девяносто втором.
ОЛЕГ: Я не торгую фаршем.
ПОДПОЛКОВНИК: Восемь лет. Котлетный фарш, с порошком. В жестянках. И транспорт ихний, а?
ОЛЕГ: Я не торгую фаршем! (Выходит из холодильника, идет к машине.)
Зал с роялями
Ночь. Просторный зал, сплошь уставленный роялями. Володя заканчивает настройку рояля. Он худощав, подвижен. На вид ему лет 26. На другом рояле сидит и курит настройщик Сергей — усатый мужчина без возраста.
ВОЛОДЯ: Говорит — а вы возьмите шесть банок, воды налейте, всуньте по газете, поставьте внутрь. И со влажностью вопрос будет решен.
СЕРГЕЙ (смеется): Мудило! Там же на сгибах сразу ржавчина полезет. И — цзынь!
ВОЛОДЯ: А колки — лаком, лаком, лаком. Не пианино — ростовские колокола.
СЕРГЕЙ (смеется): Стекла вылетают, да?! Слушай, а чего там с «Блютнером»?
ВОЛОДЯ: Полурвань. Басы не держат.
СЕРГЕЙ (поет): Полурва-а-нь, полу-рва-а-а-ань! И сколько?
ВОЛОДЯ: Полторы.
СЕРГЕЙ: Полто-ры-ы-ы, полто-ры-ы-ы-ы. Он с ума-а-а-а-а сошел он?
ВОЛОДЯ: Мо-о-о-о-ожет бы-ы-ы-ы-ыть... (Убирает инструменты в портфель.) А где-е-е-е мой шпацей-зе-е-е-е-р?
СЕРГЕЙ: А ху-у-у-й его знае-е-е-ет.
ВОЛОДЯ: А во-о-о-от он. (Убирает шпацейзер в портфель, садится за рояль, наигрывает что-то умопомрачительное, резко вскакивает, хватает пальто, портфель.) Всё! Всё! Всё! (Быстро идет к выходу.)
СЕРГЕЙ: А мэтро ужэ нэ-э-э хо-о-о-о-одыт.
ВОЛОДЯ: А мы на мэтро-о-о-о-о нэ е-е-е-е-ездым. (Выходит из здания на ночную московскую улицу.)
Спальня
Комната, превращенная в спальню: мебель сдвинута к стенам, на полу простыни, одеяла, голые, усталые человеческие тела. Одно из них шевелится, встает. Это Марина. У нее красивая фигура, смазливое лицо. Молча она перешагивает через тела, подходит к куче одежды, находит свою, одевается. Шевелится другое тело. Света поднимает голову.
СВЕТА: Ты чего... уже?
МАРИНА: Ага.
СВЕТА: А чего?
МАРИНА: Ничего... Просто. (Полуодевшись, ищет глазами.) Где?
СВЕТА: В вазе.
МАРИНА: В какой?
СВЕТА: «Гагарин».
Марина сует руку в белую вазу с изображением Юрия Гагарина, вынимает четыреста долларов, берет сто, остальные кладет обратно в вазу.
СВЕТА: Марин.
МАРИНА: Чего?
СВЕТА: Ты чего?
МАРИНА: Ничего.
СВЕТА: Я Парвазику скажу.
МАРИНА: Хер с тобой.
Накидывает плащ, выходит из квартиры, спускается в лифте, выходит из подъезда.
Бар
Пустой ночной бар с вялым барменом. Быстро входит Володя с портфелем.
ВОЛОДЯ: Господи... неужели я свободен! (Садится к стойке бара.)
Бармен осовело смотрит на него, жуя зубочистку.
ВОЛОДЯ (устало расстегиваясь): Так... значит, чего бы нам это... (Смотрит на бутылки.)
Бармен молча ждет.
ВОЛОДЯ: Что лучше в три часа ночи — водка или кровь?
БАРМЕН: Я ночью пиво пью.
Входит Олег, подсаживается к стойке.
БАРМЕН (Володе): Так чего вам налить?
ВОЛОДЯ: Давай... сначала водки. А там, как покатит.
БАРМЕН: «Абсолют», «Смирнов», наш «Смирнов», «Кристалл»?
ВОЛОДЯ: «Московская» есть?
БАРМЕН: Конечно. Сколько?
ВОЛОДЯ: Пятьдесят. И томатного сока.
Бармен наливает, ставит.
ОЛЕГ: А мне пивка. Что у вас в бочке?
БАРМЕН: «Гёссер», «Балтика».
ОЛЕГ: Давайте «Балтики».
Бармен наливает кружку, ставит перед Олегом. Володя закуривает. Сидят молча, пьют. На улице раздается визг тормозов и отчаянный собачий визг. Визг переходит в предсмертный рев и обрывается. Машина уезжает. Дверь открывается, входит Марина.
МАРИНА (качает головой): Каким мудаком надо быть, чтобы ночью задавить собаку! (Садится к стойке.)
ВОЛОДЯ: Почему?
МАРИНА: Что — почему?
ВОЛОДЯ: Ну... ночью... это вероятней, чем днем.
МАРИНА: Да город пустой! А он не видит! Идиот. Какие люди козлы...
ВОЛОДЯ: Собаки тоже козлы.
БАРМЕН: Они сами под колеса бросаются.
МАРИНА: Да ладно, сами! От собачьей жизни?
ВОЛОДЯ: От человечьей.
ОЛЕГ: Собачья жизнь вполне комфортная.
БАРМЕН: Чего налить?
МАРИНА: «White Russia».
БАРМЕН: У меня сливки кончились.
МАРИНА (разочарованно): Ну вот, блин. На улице собаку задавили, а в баре сливки кончились.
БАРМЕН: Чего-нибудь другое?
МАРИНА: Чего другое... «Кюрасао» есть?
БАРМЕН: Есть.
МАРИНА: Сделай пополам с водкой. И льда побольше.
Бармен выполняет заказ.
ОЛЕГ: Вообще с собаками не так все просто. У меня приятель задавил двух собак. И оба раза с ним чего-то случалось... ну... плохое. Любовница ушла. С зубами что-то. А потом сбил алкаша на Профсоюзной. Насмерть. И сразу очень удачно купил квартиру. С хорошей европейской мебелью.
МАРИНА: Дешево?
ОЛЕГ: Очень.
ВОЛОДЯ: Собаки ближе к Богу.
МАРИНА: Ты верующий?
ВОЛОДЯ: Нет.
МАРИНА (берет свой дринк, смотрит сквозь голубоватый стакан): Давно «Кюрасао» не пила. Вот если б все такое было.
ВОЛОДЯ: Тогда все бы стали голубыми.
МАРИНА: Их и сейчас хоть жопой ешь.
ВОЛОДЯ: С текилой «Кюрасао» не пробовали?
МАРИНА: Не-а. Вкусно?
ВОЛОДЯ: Убой. Но не на мой вкус.
МАРИНА: Зачем же советуешь?
ВОЛОДЯ: Женщинам нравится.
ОЛЕГ: Женщины вообще перешли на текилу.
ВОЛОДЯ: Правда?
ОЛЕГ: Две знакомые. Одна раньше вообще не пила. Теперь как приду — сразу лимон режет, соль. А другая с мужем каждый вечер выпивает бутылку текилы. Каждый вечер!
ВОЛОДЯ: Семейный алкоголизм.
МАРИНА: Я текилу терпеть не могу. Бр-р-р! Она же из кактусов, да? Как алоэ вспомню! Меня им в детстве бабушка от гайморита лечила. Ужас!
ВОЛОДЯ: Вылечила?
МАРИНА: Неа. (Роется в сумочке.) Как февраль — так белые сопли... белые сопли...
ВОЛОДЯ: Белые? Как сливки?
МАРИНА: Слаще... Ну, вот. И сигареты там забыла.
Володя протягивает ей пачку «Мальборо».
МАРИНА: Ой, это не «light»? Ну, ладно... (Берет.) Сэсэ.
ВОЛОДЯ: Что — сэсэ? (Дает ей прикурить.)
МАРИНА: Это по-китайски «спасибо».
ВОЛОДЯ: Вы знаете китайский?
МАРИНА: Не дай бог! (Смеется.)
ВОЛОДЯ: Почему?
МАРИНА: Крыша поедет.
ОЛЕГ: Умные русские начинают учить.
МАРИНА: Зачем?
ОЛЕГ: За Китаем будущее.
МАРИНА: Вы так думаете?
ОЛЕГ: Уверен.
ВОЛОДЯ: Мы летом в Вене с приятелем пошли фотоаппарат купить. Купили «Никон», такой, ну, нормальный, не очень дорогой, с зумом. Я взял его, посмотрел, а на нем написано: made in China. Центр Европы.
МАРИНА: Да, шмоток много китайских.
БАРМЕН: Не просто шмоток. Я в ГУМе себе отличный свитер купил китайский. Ангора. И всего за девятьсот рублей.
ОЛЕГ: Знаете, какой в Китае рынок рабочей силы?
МАРИНА: Ну?
ОЛЕГ: 600 миллионов человек.
МАРИНА: Ни фига себе! Это... только одних рабочих?
ОЛЕГ: Одних рабочих.
ВОЛОДЯ: Можно за неделю вторую Китайскую стену построить.
ОЛЕГ: Параллельно с первой, да? (Смеется.)
ВОЛОДЯ: А потом — третью, четвертую. Межкомнатные перегородки. И — Великую Китайскую Крышу.
ОЛЕГ: Которая всех нас накроет!
МАРИНА: 600 миллионов! (Качает головой.) Не верится. А вы точно знаете?
ОЛЕГ: Сто процентов.
МАРИНА: Вы что, в институте статистики работаете?
ОЛЕГ: Хуже.
МАРИНА: Где?
ОЛЕГ: В администрации президента.
Пауза.
МАРИНА: И... чего... и чем вы там занимаетесь?
ОЛЕГ: Ну, чем занимается любая администрация? Администрированием.
МАРИНА: А это в самом Кремле?
ОЛЕГ: Наш отдел на Лубянке. В здании ФСБ.
МАРИНА: Круто. И чем... ну, чем вы конкретно занимаетесь? Это охрана?
ОЛЕГ: Администрация президента охраной не занимается. Наш отдел конкретно отвечает за поставку питьевой воды в Кремль.
Пауза. Бармен дремлет, присев.
ВОЛОДЯ: Ну вот, теперь можно и граппы. Шеф! Надеюсь, граппа у тебя не кончилась?
Бармен встает, молча наливает.
ОЛЕГ: И мне еще пивка.
Бармен наливает ему пива, садится, тут же задремывает.
ВОЛОДЯ: И какую же воду пьют в Кремле?
ОЛЕГ: Разную. От «Evian» до «Боржоми».
МАРИНА: А президент какую пьет?
ОЛЕГ: Президенту привозят родниковую воду.
ВОЛОДЯ: Откуда?
ОЛЕГ: Из истока Волги. Тверская область.
МАРИНА: А там что?
ОЛЕГ: Там Волга начинается. Прямо стоит колодец, и из него бьет родник. Великая русская река.
МАРИНА: Интересно... И вкусная вода?
ОЛЕГ: Да. Вода хорошая, мягкая.
МАРИНА: И вы это все привозите?
ОЛЕГ: Ну, не я же лично. Я просто это контролирую.
МАРИНА: А президента часто видите?
ОЛЕГ: Раза два в месяц.
МАРИНА: Скажите, а он пьющий?
ОЛЕГ: Практически — нет. Так, немного французского вина, «Château Latour». И на приемах — бокал шампанского. А вот жена любит выпить.
МАРИНА: Да? И что?
ОЛЕГ: Шампанское.
МАРИНА: Французское?
ОЛЕГ: Ну не наше же!
МАРИНА: И действительно много пьет?
ОЛЕГ: Где-то... пару бутылок в день.
МАРИНА: Разве это много? Пару бутылок шампанского! (Переглядывается с Олегом.) Если б водки!
ВОЛОДЯ: Русская женщина должна спокойно выпивать литр водки.
МАРИНА: Конечно! Моя подружка одна может. И еще потом пойти... ну... туда... выйти на подиум.
ОЛЕГ: Она модель?
МАРИНА: Да.
ВОЛОДЯ: А вы по подиуму не ходите?
МАРИНА (смеется): Нет. Я в другом бизнесе работаю.
ВОЛОДЯ: Интересно, в каком?
МАРИНА: Рекламном.
ВОЛОДЯ: И что вы рекламируете?
МАРИНА: Разное... Но сейчас конкретно один японский аппарат.
ВОЛОДЯ: Оргтехнику?
МАРИНА: Нет... это такой аппарат... дайте еще сигаретку! (Закуривает.) Такой аппарат нового поколения... для... улучшения здоровья во время работы.
ОЛЕГ: Типа ионизатора воздуха?
МАРИНА: Почти. Но совсем нового поколения. Его в офисе включают в розетку, и через несколько минут от него идет такое поле, такие лучи, и очень хорошо сразу действуют. Люди не устают, бодрые все время, нет раздражительности, злобы такой нашей. Не в лом работать. И усталость пропадает. Я, честно говоря, сначала не верила — ну, знаете, работа есть работа: вчера кондиционеры рекламировали, сегодня этот аппарат. А потом на пробу взяла один и у себя дома поставила.
ОЛЕГ: И как?
МАРИНА: Ну... вообще другое дело! Я утром, бывало, встаю — тяжело как-то, все не в кассу, все послать хочется, ну, работы много, ездишь, ездишь целый день, подписываешь, говоришь... а тут — такое приятное настроение! Японцы все-таки умеют вещи делать.
ВОЛОДЯ: А как он называется?
МАРИНА: Он по-японски называется. «Чао ван».
ВОЛОДЯ: «Чао ван»?
МАРИНА: Да. Это название одной японской птицы. Ну, которой они поклоняются.
ОЛЕГ: Журавль, что ли?
МАРИНА: Нет, это другая птица... она на аппарате изображена, синяя такая и такой красноватый хвостик. Она... живет у них в лесу или в горах. Только в Японии. И... поет только ночью.
ОЛЕГ: Как филин?
МАРИНА: Нет. И когда она поет, то всем японцам становится очень хорошо.
ВОЛОДЯ: Спать?
МАРИНА: Не, ну вообще. И они плачут. От радости.
ВОЛОДЯ: Во сне?
ОЛЕГ: «Чао ван». Не слышал. И много вы продали этих аппаратов?
МАРИНА: Ой, уже полторы тысячи.
ОЛЕГ: Может, вы нам предложите?
МАРИНА: Пожалуйста. Оставьте ваш телефон.
ОЛЕГ (улыбается): Ну, нам вы не дозвонитесь. Это же Лубянка. Лучше дайте ваши координаты.
МАРИНА (роется в сумочке): Сейчас... Фу, черт, как всегда визитки в офисе оставила. Давайте я вам телефон запишу. (Пишет.) Звоните с девяти до пяти. Марина Борисовна. Если я не в разъездах, то всегда в кабинете. Ну, или секретарше месседж оставите.
ОЛЕГ: Спасибо. Хотите еще выпить?
МАРИНА: Ага. Только... чего-нибудь другого.
ОЛЕГ: Шампанского?
МАРИНА: Давайте.
ОЛЕГ: Шеф, шеф, проснись.
БАРМЕН: Я не сплю. (Наливает.)
ОЛЕГ: Ну, что, давайте чокнемся, Марина Борисовна.
МАРИНА: Давайте... как вас?
ОЛЕГ: Олег Николаич.
МАРИНА: А вас, молодой человек?
ВОЛОДЯ: Просто Владимир.
МАРИНА: Ну что, Олег Николаич и просто Владимир, будем, как говорится, в струе!
ВОЛОДЯ: Или — в строе.
ОЛЕГ: Только не в армейском.
ВОЛОДЯ: Я про музыкальный.
Чокаются, пьют.
МАРИНА: А вы музыкант?
ВОЛОДЯ: Что, похож?
МАРИНА: Ага.
ВОЛОДЯ: Нет. Совсем мимо. Химик-органик.
МАРИНА: Ой, страшно! Я в школе химию вообще... так ненавидела! Эти формулы!