Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Николай Васильевич Гоголь

Полное собрание сочинений в четырнадцати томах

Том 12. Письма 1842-1845

Н. В. Гоголь. Портрет работы Портрет работы К. И. Рабуса (карандаш), 1840 г. Государственная Третьяковская галлерея.

От редакции

В состав XII тома Полного собрания сочинений Гоголя входят письма 1842–1845 годов. Из 313 писем, печатаемых в томе, 50 писем не вошло в издание «Писем» под редакцией В. И. Шенрока. Восемь писем и записок публикуются впервые. Из общего числа писем, включенных в XII том, 279 печатаются по подлинникам, шесть — по авторитетным копиям, остальные 28 писем, ввиду отсутствия подлинников и копий, — по печатным источникам.

Особенностью настоящего тома, по сравнению с предыдущими двумя томами писем, является то, что в него включены дошедшие до нас черновые редакции ряда писем Гоголя второй половины 1842 г. Эти черновые редакции писем (№№ 68, 75, 76, 81, 96, 101) находятся в тетради рукописей Гоголя, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, куда они поступили из бумаг А. А. Иванова. В. И. Шенрок не включил их в состав своего издания писем из-за большой трудности их прочтения. Изучение дошедших до нас черновиков писем Гоголя показало, что они содержат существенные смысловые и стилистические варианты и весьма важны для ознакомления с работой Гоголя над его письмами. В то же время изучение это позволило выявить несколько текстов новых, не известных до сих пор писем Гоголя.

Некоторые письма Гоголя 1843–1845 гг. отражают начало того поворота в творчестве великого писателя, который привел его к ошибочной, реакционной книге «Выбранные места из переписки с друзьями», сурово осужденной В. Г. Белинским от лица передовой, демократической России. Характеристика указанного поворота и вызвавших его исторических условий дана в послесловиях к VIII и настоящему томам этого издания, а также в комментариях к письмам.

В подготовке текстов для настоящего тома и комментировании их принимали участие: Р. Б. Заборова (3 письма — к Д. Е. Бенардаки, к М. В. Гоголь и к неустановленному лицу, № 101), А. Н. Михайлова (73 письма 1845 г.), А. А. Назаревский (21 письмо — к Н. Я. Прокоповичу, к М. И., А. В. и Е. В. Гоголь, хранящиеся в Киеве) и Г. М. Фридлендер (216 писем 1842–1844 гг.).

Даты жизни Н. В. Гоголя за 1842–1844 гг. составлены Г. М. Фридлендером, за 1845 год — А. Н. Михайловой.

Сокращенные обозначения архивохранилищ

Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Москва — ЛБ

Государственный исторический музей. Москва — ИМ

Центральный государственный литературный архив. Москва — ЦГЛА

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, Ленинград — ПД

Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград (быв. имп. Публичная библиотека) — ПБЛ

Библиотека Академии Наук УССР. Киев — КАБ

Институт литературы Академии Наук УССР. Киев — КИЛ

Даты жизни Гоголя, 1842-1845

1842.

1-7 января.[1]

Гоголь посылает рукопись «Мертвых душ» в Петербург с Белинским. Письмо № 1.

6 января.

Цензурное разрешение «Москвитянина» № 1, где была помещена рецензия Гоголя на альманах «Утренняя заря».

7 января.

В письме к П. А. Плетневу Гоголь сообщает о враждебном отношении Московского цензурного комитета к «Мертвым душам» и просит П. А. Плетнева, А. О. Смирнову и В. Ф. Одоевского способствовать прохождению рукописи в Петербурге.

Письмо № 2.

Около 24 января.

Не получая известий из Петербурга, Гоголь снова пишет В. Ф. Одоевскому; в письме он раскаивается, что не оставил рукописи в Москве.

Письмо № 3.

Январь — начало февраля.

Гоголь заканчивает работу над «Римом».

Гоголь. АН СССР, III, стр. 707.

Февраль (начало).

Гоголь читает «Рим» у Аксаковых, затем — на вечере у московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына.

«История моего знакомства», стр. 58.

6 февраля.

Не получая известий из Петербурга и понимая безнадежность дальнейших хлопот, Гоголь пишет Плетневу, что он готов согласиться отложить на время печатание первого тома «Мертвых душ»: «Я вижу, не судьба моему творенью теперь быть напечатану». Предлагает для «Современника» статью «около семи печатных листов», т. е. «Портрет» в новой редакции. Письмо не было отправлено своевременно: оно было послано Плетневу лишь 17 февраля.

Письмо № 7.

14 февраля.

Гоголь получил письмо П. А. Плетнева с извещением о том, что Петербургский цензурный комитет назначил цензором «Мертвых душ» А. В. Никитенко и что рукопись «пропускается».

Письмо № 10.

24 февраля — 4 марта.

Гоголь пишет письма министру народного просвещения С. С. Уварову и попечителю С.-Петербургского учебного округа М. А. Дондукову-Корсакову с просьбой облегчить цензурное прохождение «Мертвых душ».

Письма №№ 16 и 17.

Конец февраля — начало марта.

Гоголь заканчивает переработку «Портрета».

Гоголь АН СССР, III, стр. 667.

4 марта.

Гоголь, опасаясь новых цензурных препятствий, посылает П. А. Плетневу письма к С. С. Уварову и М. А. Дондукову-Корсакову; письма эти не были переданы Плетневым, так как он получил их, когда «Мертвые души» уже были разрешены А. В. Никитенко.

Письмо № 18.

9 марта.

Цензурное разрешение первого тома «Мертвых душ» (без «Повести о капитане Копейкине», подвергшейся запрещению).

Письмо № 37.

11 марта.

Цензурное разрешение «Москвитянина» № 3, где был опубликован «Рим».

17 марта.

Гоголь посылает П. А. Плетневу новую редакцию «Портрета» для «Современника» и оттиски «Рима».

Письмо № 27.

Вторая половина марта — начало апреля.

Гоголь ожидает получения из Петербурга рукописи «Мертвых душ» и испытывает большое волнение за ее судьбу. Задержка рукописи на почте вызвана тем, что она в Петербурге «таскалась по рукам многих».

Письма №№ 29, 30, 31, 37; «История моего знакомства», стр. 58–59.

5 апреля.

Гоголь получил рукопись «Мертвых душ» из петербургской цензуры и, узнав о запрещении «Копейкина», «лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе».

Письма №№ 37 и 38.

5-9 апреля.

Началось печатание первого тома «Мертвых душ» (2400 экземпляров).

Письмо № 37; «История моего знакомства», стр. 59.

5-10 апреля.

Гоголь работает над переделкой «Повести о капитане Копейкине».

10 апреля.

Гоголь посылает в Петербург, Плетневу, переделанную им «Повесть о капитане Копейкине» для передачи А. В. Никитенко вместе с письмом к последнему, в котором он просит его разрешить новую редакцию повести.

Письма №№ 38 и 39.

12 апреля.

П. А. Плетнев пересылает А. В. Никитенко письмо Гоголя и переделанную «Повесть о капитане Копейкине», прося его помочь Гоголю «сколько возможно».

В. Гиппиус. «Гоголь в письмах и воспоминаниях». 1931, стр. 226.

14 апреля.

Белинский в письме к М. С. Щепкину излагает (для передачи Гоголю) цензурную историю «Мертвых душ».

«Письма» Белинского, II, стр. 303–305.

18 апреля.

В. П. Боткин сообщает Белинскому, что рукопись «Мертвых душ» получена Гоголем и уже печатается.

«Литературная Мысль», II. Пгр. 1923, стр 181.

20 апреля.

Письмо Белинского к Гоголю из Петербурга. Белинский стремится в письме выяснить отношение Гоголя к «Отечественным Запискам» и откровенно отзывается о московских друзьях Гоголя, Погодине и Шевыреве, как о «холопах» Уварова. Давая высокую оценку Гоголя как единственного (после смерти Лермонтова) великого русского писателя, Белинский обещает по случаю выхода «Мертвых душ» написать о Гоголе и его сочинениях ряд статей.

«Письма» Белинского, II, стр. 308–310.

Апрель (вторая половина?).

Гоголь сообщает Аксаковым о своем намерении совершить поездку в Иерусалим.

«История моего знакомства», стр. 60.

Конец апреля — начало мая.

Гоголь работает над корректурой «Мертвых душ».

6 мая.

Цензурное разрешение «Москвитянина», ч. III, № 5, где было помещено объявление о выходе «Мертвых душ».

9 мая.

Приезд М. И. Гоголь и А. В. Гоголь в Москву.

Именинный обед Гоголя у Погодина. В числе гостей С. Т. и К. С. Аксаковы, Т. Н. Грановский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, М. Н. Загоскин, Н. Ф. Павлов, Д. Н. Свербеев, П. В. Нащокин и др.

«Материалы» Шенрока, IV, стр. 125; «История моего знакомства», стр. 62.

11 мая.

Гоголь в письме к Н. Я. Прокоповичу просит поблагодарить Белинского за его письмо и передать, что не пишет к нему, «потому что, как он сам знает, обо всем этом нужно потрактовать и поговорить лично, что мы и сделаем в нынешний проезд мой чрез Петербург».

Письмо № 46.

11-15 мая.

Гоголь получил из цензуры разрешенную «Повесть о капитане Копейкине».

15 мая.

Гоголь уполномачивает Н. Я. Прокоповича объявить о выходе в свет поэмы «Мертвые души» и пишет: «Попроси Белинского, чтобы сказал что-нибудь о ней в немногих словах, как может сказать не читавший ее». Просьба эта была выполнена Белинским в № 6 «Отечественных Записок».

Письмо № 47.

15-17 мая.

Закончилось печатанье «Мертвых душ».

18 мая.

Гоголь посылает экземпляр «Мертвых душ» П. М. Языкову.

Письмо № 49.

20 мая.

В «Прибавлении» к № 40 «Московских Ведомостей» появилось объявление об отъезде Гоголя за границу (в Италию).

«Прибавление» к «Московским Ведомостям», № 40, от 20 мая, стр. 594.

21 мая.

Гоголь дарит экземпляры «Мертвых душ» Аксаковым.

«История моего знакомства», стр. 63.

23 мая.

В № 41 «Московских Ведомостей» объявлено о новой книге: «Похождения Чичикова или Мертвые души, поэма Н. Гоголя, напечатана на веленевой бумаге, в большую 8 долю листа, 473 стр., М. 1842, цена в красивой обертке 10 р. 50 коп.».

Гоголь выехал из Москвы в Петербург.

«Московские Ведомости», № 41 от 23 мая, стр. 288; «История моего знакомства», стр. 63–65.

25-26 мая.

Гоголь приехал в Петербург.

«Прибавление» к «СПб. Ведомостям», № 118 от 28 мая, стр. 1282.

26 мая.

«Мертвые души» поступили в продажу в Петербурге.

«Северная Пчела», № 116 от 26 мая, стр. 464.

26 мая — 5 июня.

Гоголь живет, проездом за границу, в Петербурге у Плетнева, встречается с Белинским, поручает Прокоповичу издание своих сочинений, читает у А. О. Смирновой главы «Мертвых душ» и «Женитьбу».

Анненков, стр. 244; «Записки», I, стр. 303; письмо № 62.

5 июня.

Выезд Гоголя из Петербурга за границу.

20(8) июня.

Гоголь приехал в Берлин.

«Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179.

11 июня.

Отзыв А. И. Герцена в его дневнике о «Мертвых душах»: «…удивительная книга, горький упрек современной России, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит удалую, полную силы национальность».

Соч. Герцена, ред. М. Лемке, III, стр. 29.

8-13 июня.

Н. Я. Прокопович приступил к печатанию четырехтомного издания «Сочинений» Гоголя.

Письмо Н. Я. Прокоповича к С. П. Шевыреву от 6 июня 1842 г. (ПБЛ).

26(14) июня.

Гоголь посылает из Берлина В. А. Жуковскому первую часть «Мертвых душ» и пишет при этом: «Она в отношении к ним <последующим двум частям> всё мне кажется похожею на приделанное губернским архитектором наскоро крыльцо к дворцу, который задуман строиться в колоссальных размерах…»

Из Берлина Гоголь выезжает на курорт Гастейн через Дрезден и Прагу.

«Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179; письмо № 66.

30 июня.

Цензурное разрешение «Современника», т. XXVII, № 3, где были опубликованы новая редакция «Портрета» и статья П. А. Плетнева (за подписью «С. Ш.») «„Чичиков или Мертвые души“ Гоголя».

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXIII, № 7, где была помещена статья Белинского «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Июль — первая половина сентября (н. ст.).

Гоголь в Гастейне с Н. М. Языковым. В первых числах августа выезжал в Мюнхен, затем вернулся обратно в Гастейн.

Письма №№ 67, 74 и 83.

27 (15) июля.

Гоголь посылает Н. Я. Прокоповичу из Гастейна переделанный им конец «Ревизора» и просит Прокоповича передать Белинскому просьбу отпечатать и прислать ему оттиск статьи Белинского о «Мертвых душах».

Письмо № 72.

29 июля.

Герцен в своем дневнике дает резкую отповедь дворянским либералам — славянофилам и западникам по поводу «Мертвых душ» и указывает на огромное значение поэмы для русского общества.

Соч. Герцена, ред. М. Лемке, III, стр. 34–35.

Около 30 июля.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXIII, № 8, где была помещена статья Белинского «Несколько слов о поэме Гоголя: „Похождения Чичикова или Мертвые души“» (по поводу одноименной брошюры К. С. Аксакова).

18 (6) августа.

Гоголь пишет из Гастейна большое письмо к С. Т. Аксакову по поводу «Мертвых душ»; сообщает, что «ни в каком случае» не поедет в Иерусалим раньше окончания всей поэмы (т. е. ее второго и третьего томов).

Письмо № 76.

10 сентября (29 августа).

Гоголь посылает Н. Я. Прокоповичу из Гастейна рукопись «Игроков» и просит сообщать ему толки о «Мертвых душах».

Письмо № 83.

31 августа.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXIV, № 9, где были помещены статьи В. Г. Белинского «Библиографическое известие» и «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке», посвященные Гоголю.

9 сентября.

В Александринском театре в бенефис режиссера Н. И. Куликова была поставлена сочиненная им инсценировка «Комические сцены из новой поэмы Мертвые души сочинения Гоголя» с участием Самойлова (Чичиков), Максимова I (Ноздрев), Мартынова (почтмейстер).

«Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», 2, стр. 432–438.

22 (10) сентября.

Гоголь и Н. М. Языков приехали в Венецию.

«Материалы» Шенрока, IV, стр. 169.

11 сентября.

В Москве в Большом театре в бенефис Самарина была поставлена инсценировка Куликова «Комические сцены из новой поэмы Мертвые души» с участием Щепкина (почтмейстер) и Живокини (Ноздрев).

«Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», 2, стр. 438.

9 октября (27 сентября).

Гоголь вместе с Н. М. Языковым приехал на зиму в Рим и поселился на своей старой квартире — на Via Felice, № 126.

Письмо № 87; «Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179.

6 октября — 1 декабря.

«Сочинения» Гоголя в цензуре.

22 (10) октября.

Гоголь посылает Н. Я. Прокоповичу из Рима «Театральный разъезд после представления новой комедии» и торопит его с печатаньем сочинений. Просит передать «Ревизора» и «Женитьбу» в театральную цензуру, чтобы они были готовы к бенефисам Щепкина и Сосницкого.

Письмо № 86.

19 октября.

Любительский спектакль в Александровском лицее, на котором лицеистами были разыграны инсценированные ими два эпизода из «Мертвых душ» (у Собакевича и у Плюшкина).

«Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», 2, стр. 439.

24 октября.

Письмо М. С. Щепкина к Гоголю. Щепкин уведомлял Гоголя о том, что он просил Белинского отдать в театральную цензуру комедию «Женитьба».

«Русский Архив» 1889, № 1, стр. 556.

31 октября.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXV, № 11, где была помещена статья Белинского «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя „Мертвые души“» (ответ К. С. Аксакову).

Октябрь — конец года.

Гоголь живет в Риме вместе с Н. М. Языковым, заканчивает работу над изданием «Сочинений» и работает над вторым томом «Мертвых душ». Встречается с А. А. Ивановым, Ф. И. Иорданом, И. С. Шаповаловым, Ф. В. Чижовым.

«Записки», I, стр. 326–328.

26 (14) ноября.

Гоголь посылает Н. Я. Прокоповичу исправления к «Женитьбе» и «Игрокам», соглашается «Сцену из светской жизни» назвать «Отрывком», сообщает, что все драматические сцены, составляющие четвертую часть сочинений, принадлежат М. С. Щепкину.

Письмо № 95.

28 (16) ноября.

Гоголь, получив от Прокоповича известие о «корсарстве» Куликова, просит П. А. Плетнева (в письме к нему) увидеться с директором петербургских театров А. М. Гедеоновым и договориться с ним о том, чтобы он не допускал постановки произведений Гоголя на сцене без согласия автора; одновременно Гоголь пишет и к М. С. Щепкину, которому он передает право распоряжаться всеми своими драматическими сочинениями и их постановкой.

Письма №№ 94–96.

3 декабря (21 ноября).

В письме к М. С. Щепкину Гоголь дает указания о постановке своих пьес. Просит позаботиться о новой постановке «Ревизора».

Письмо № 102.

17 (5) декабря.

Гоголь пишет к А. О. Смирновой, что он садится на две недели за работу, чтобы «заплатать прорехи, нанесенные цензурою» его «Сочинениям».

Письмо № 103.

9 декабря.

Первое представление «Женитьбы» в Петербурге.

А. Вольф. «Хроника петербургских театров», т. I. СПб. 1877, стр. 100; «Письма» Белинского, II, стр. 328.

10 декабря.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXVI, № 1 (статья Белинского «Русская литература в 1842 году» и «Женитьба» Н. Гоголя).

Конец декабря.

Последние два тома сочинений Гоголя, уже отпечатанные, задержаны цензурой.

В. Гиппиус. «Гоголь в письмах и воспоминаниях». М. 1931, стр. 266–267.

1843.

Январь — апрель (н. ст.).

Гоголь в Риме. В конце января в Рим приезжает А. О. Смирнова и остается там до мая. Гоголь знакомит Смирнову и ее брата А. О. Россета с архитектурными памятниками и художественными сокровищами Рима, совершает с ними совместные прогулки по Риму, в Альбано и в Римскую Кампанью. Слушая чтение «Писем путешественника» Ж. Санд, сравнивает ее романтические описания природы с фальшивой игрой на скрипке.

«Записки», II, стр. 1–4; «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 11–12 и 26–36.

4 января.

Отношение попечителя петербургского учебного округа кн. Г. Волконского на имя министра народного просвещения по поводу сомнений цензуры, вызванных 3 и 4-м томами «Сочинений» Гоголя. Особенное внимание цензуры привлекли «Шинель», «Женитьба», «Театральный разъезд».

«Литературный музеум», II. 1921, стр. 49–66.

26 января.

Цензура сняла запрет с 3 и 4-го томов «Сочинений» Гоголя, и они вышли в свет.

Письмо Н. Я. Прокоповича к С. П. Шевыреву от 26 января 1842 г. (ПБЛ).

Около 30 января.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXVI, № 2 (статья Белинского «Сочинения Н. Гоголя. Библиографическая хроника»).

5 февраля.

Первая постановка «Женитьбы» и «Игроков» в Москве на сцене Большого театра, в бенефис Щепкина (с участием Живокини).

Гоголь. АН СССР, V, стр. 464 и 474.

28 (16) февраля.

Гоголь в письме к С. П. Шевыреву, торопившему его со вторым томом «Мертвых душ», пишет, что последний будет готов не раньше чем через два года. Здесь же Гоголь просит своих московских и петербургских друзей взять на себя заботы об устройстве его материальных дел, так как без этого он не сможет довести работу до конца.

Письмо № 108.

18 (6) марта.

Гоголь в письме к С. Т. Аксакову обсуждает толки, вызванные «Женитьбой» и «Игроками»; дает свое согласие, чтобы Щепкин, игравший Подколесина, и Живокини, игравший Кочкарева, переменились ролями; не соглашается на постановку в Москве «Театрального разъезда».

Письмо № 110.

28 (16) марта.

Гоголь в письме к Н. Я. Прокоповичу просит поблагодарить Белинского, Краевского и Никитенко за участие в издании его сочинений и уведомить его о толках, вызванных выходом последних.

Письмо № 113.

19 (7) апреля.

Гоголь просит Н. Я. Прокоповича прислать ему через Моллера экземпляры «Сочинений», критики на «Мертвые души» и на «Сочинения» (в том числе статьи Белинского), карты Европейской и Азиатской России.

Письмо № 118.

1 мая (19 апреля).

Гоголь из Рима выехал во Флоренцию.

«Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179.

5 мая (23 апреля).

Гоголь во Флоренции, откуда он выехал в Болонью.

Там же.

8 мая (26 апреля).

Гоголь в Модене, откуда он выехал в Мантую.

Там же.

26 апреля.

Первый спектакль «Игроков» в Петербурге в бенефис Н. И. Куликова.

Гоголь. АН СССР, V, стр. 474.

9 мая (27 апреля).

Гоголь в Вероне; через Трент, Ровердо, Инсбрук и Зальцбург выезжает в Гастейн.

«Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179.

30 апреля.

Цензурное разрешение «Отечественных Записок», т. XXVIII, № 5, где напечатана статья Белинского об «Игроках» («Театральная летопись»).

Май (н. ст.) — вторая половина.

Гоголь в Гастейне у Языкова.

24 (12) мая.

В письме к К. С. Аксакову Гоголь интересуется публичными чтениями своих произведений в Москве Щепкиным и Аксаковым.

Письмо № 127.

23 (11) мая.

Гоголь приехал в Мюнхен, где он «засел на несколько дней» для работы.

«Русская Мысль» 1896, № 5, стр. 179; письма №№ 128 и 129.

28 (16) мая.

Гоголь пишет Н. Я. Прокоповичу, отвечая на его вопрос, когда будет готов второй том «Мертвых душ»: «М<ертвых> д<уш> не только не приготовлен 2-ой том к печати, но даже и не написан. И раньше двух лет… не может выйти в свет».

Письмо № 128.

6-10 июня (25–29 мая).

Гоголь во Франкфурте встречается с Жуковским, вместе с ним и его женой выезжает в Висбаден. Знакомится с некоторыми критическими статьями о «Мертвых душах».