От спортивного парня исходила волна уверенности и силы, но, несмотря на это, кличка никуда не делась. В классе Сергей более-менее общался только с Ромкой Основиным. У них вообще класс был недружным: сплошные ссоры, подлянки и дикие игры, словно это были не школьники, а зверята.
Параллельный класс мало чем отличался: там тоже царила вечная грызня. И ведь школа была не какой-нибудь неблагополучной, а вполне себе нормальной, расположенной практически в центре. Девяностые годы наложили негативный отпечаток на общество, школа являла собой микрокопию страны с ее первобытными порядками.
О том, чтобы сменить школу, Акимов не думал. Город у них маленький, в новой школе о его кличке непременно узнают. Выйдет шило на мыло.
Сергей привык обходиться без друзей. Приходил в класс со звонком, со звонком же и уходил, нисколько не желая задерживаться в «зверинце», как он про себя называл школу. На переменах он предпочитал слушать плеер или читать.
Его круг общения был на тренировках. Там подобрались отличные ребята, которым было некогда заниматься глупостями и не было нужды самоутверждаться за чужой счет.
Чем дольше Акимов занимался каратэ, тем больше его отрывало от школьного коллектива. В течение года он часто уезжал на соревнования, после которых являлся в класс, словно на другую планету: все события проходили без него, о чем он ничуть не сожалел и о чем не хотел знать, но все равно невольно был посвящен в них задним числом.
Петя Пономарёв из параллельного «А» класса физкультурой занимался отдельно, в специальной группе, а на урок со всеми приходил только на зачеты. Для него был облегченный вариант комплекса упражнений, с которым он справлялся едва. Все считали, что Пономарёв филонит, картинно возмущались несправедливости и издевались над ним, когда он извивался на перекладине или в семи потах бежал свою сокращенную дистанцию. Затем под улюлюканье и смешки Петя ходил взад и вперед и шумно восстанавливал дыхание.
Во время одного из таких зачетов Воронин подослал к Пете Лыкова – одного из своих шестерок. Тот сильно толкнул Пономарёва в спину. Петя плашмя грохнулся, издав звук упавшего шкафа. Уже утих продолжительный хохот, а Петя все лежал.
– Да ладно, вставай! – струсил Вовчик. Он опасливо посмотрел на «слепоглухонемых» учителей – Наталью Петровну и Вадима Владимировича, которые на лавочке заполняли журнал.
Короткий свисток.
– Пономарёв! Все в порядке? – «прозрел» физрук.
Ученик не вставал. Вадим Владимирович забеспокоился, к нему на подмогу подскочила коллега. Педагоги знали: случись чего, с них спустят три шкуры.
Нехотя Вадим Владимирович все-таки согласился послать в медпункт за медсестрой. Медсестра кое-как привела ученика в чувство, и вроде бы все обошлось.
Как физрук ни пускал вход самые обаятельные свои улыбки, ни опутывал топорной лестью и однообразными комплиментами, медсестра не пошла на нарушение инструкции и доложила о случившемся школьной администрации.
Вадиму Владимировичу влепили выговор, он выместил злобу на подопечных: всем парням «А» класса выставил за зачет двойки. Парни, воронинские гопники, сочли своим долгом наказать виновного.
Вечером, когда Пономарики возвращались с факультатива по математике, им преградила путь толпа одноклассников.
– Че так поздно из школы? – начал Воронин миролюбиво.
– У нас дополнительные занятия по математике, – ответил Петя, понимая, что встреча ничего хорошего не предвещает.
Его друг Ваня Моряков это понял еще раньше, едва хулиганы появились в поле его зрения. Но, во-первых, деваться было некуда – место глухое, рядом стройка и гаражи, а до оживленной улицы не добежать, – во-вторых, он понадеялся, что все обойдется, Воронинская компашка, как обычно, словесно поглумится и оставит их в покое.
– Математику, значит, любишь, – сплюнул им под ноги Вовчик. – А физра, значит, по боку!
– У нас из-за тебя пары! – угрожающе оскалился Валерка Лыков.
Компания его поддержала шумными выдохами и междометиями.
– Сейчас он за всех будет сдавать зачет! – сообщил вожак.
– Но я не могу. У меня сердце… – растерянно стал оправдываться Петя.
– Не можешь – научим! Упор лежа!
Пономарёв стоял истуканом, его товарищ втянул шею в воротник болоньевой куртки, ища глазами прохожих.
Бакин толкнул Петю, и тот рухнул в траву.
– Упор лежа, я сказал! – повторил Воронин.
Школа очень не любит выносить сор из избы. Родителей Пономарёва, витающих в облаках бесхребетных интеллигентов, директору удалось убедить не обращаться с жалобами в инстанции по поводу произошедшего с их сыном.
После того случая Петя надолго загремел в отделение кардиологии, вернулся в класс лишь к концу года. Когда надо, администрация школы умеет работать: Воронину и его шайке так накрутили хвосты, что до окончания девятого класса о существовании Пономариков хулиганы забыли. А дальше, как выразилась классная дама, вся шелуха отсеялась: самые проблемные ученики разбрелись – кто в никуда, кто в средние специальные учебные заведения.
Акимова это взбесило. Как, ну как можно всем кагалом на одного?! (Молчаливую тень Морякова он в расчет не брал.)
Но после драки кулаками не машут – с того случая прошло уже много времени. Учителя, по обыкновению, историю с Пономарёвым замяли, показательно пропесочили причастных, тем и ограничились. Ни тебе постановки на учет в милицию, ни ходатайства о переводе в специнтернат. Ничего!
Спустя годы стало известно, что Пономарёв страдал от врожденного порока сердца. От которого он и умер, не дожив до тридцати лет.
Дядя Сергея Акимова работал в полиции, и логично было бы с таким обостренным чувством справедливости стать полицейским и ему. Мальчик часто слышал разговоры в семье о системе. Система давит, система ломает, система не отпускает. В этих разговорах он в силу возраста не участвовал, поэтому не совсем понимал их смысл, лишь интуитивно догадывался.
Сергей часто замечал, как дядя Гена, хороший, в общем-то, мужик, из веселого балагура порой превращался в следователя из кино с сюжетом времен репрессий.
Происходило это внезапно, из-за пустяковых ситуаций. Например, дядя Гена устроил выволочку своей дочери из-за прогула урока музыки. Было ощущение, что дядя Гена разговаривает не с третьеклашкой, а с малолетней преступницей. Или с ровного места вдруг становился резким и мог наговорить неприятных слов. Правда, дядю Гену быстро отпускало, и он снова превращался в душку.
Жена дяди Гены, тетя Римма, работала адвокатом. Она хорошо зарабатывала, модно одевалась и выглядела успешной дамой: прическа, макияж, холеное лицо и руки, дорогая одежда и украшения. Всякий мог бы позавидовать ее умению держаться – холодная вежливость, минимум слов и эмоций.
Однажды тетя Римма с грустью сказала, что счастливые люди к адвокатам не обращаются. На ее красивом лице хорошо проглядывался отпечаток системы: женщина ежедневно варилась в чужих дрязгах, так что выходило, что и ее саму вряд ли можно было бы считать счастливой.
Поминки Павла Киселёва
Время уже перевалило за полночь, а в дачном доме Киселёвых гости и не думали расходиться.
Алла за хлопотами совсем вымоталась: с муторными и бестолковыми беседами в полиции, подготовкой к похоронам и поминкам.
Из-за следствия хоронить Павла пришлось поздно, его тело долго держали в морге, и вот Алле позвонили и дали добро.
Суета отвлекла вдову от черных мыслей. Алла с головой погрузилась в дела, ведь поминки надо справить так, чтобы все было, как у людей. Дом подготовила для приема гостей – это столько работы! Он у них, хоть и небольшой, всего полтораста квадратных метров, да все надо вымыть, одних окон восемь штук. Паша любил, чтобы солнца было много. А двор, а огород! Их тоже следовало привести в порядок, чтобы перед людьми не краснеть.
Алла сначала хотела устроить поминки в городе, но, прикинув, во сколько обойдется кафе, планы поменяла. В квартиру такая толпа не поместится, хотя там, конечно, ей как хозяйке было бы сподручнее. Паша был общительным, вон сколько народу откликнулось! В квартире стольких не разместить. Хорошо, что Ромка приехал, помог управляться. В отличие от некоторых!
Золовку Полю Алла не любила. Высокомерная и себе на уме, вся такая фу ты ну ты. Даже на кладбище не приехала. Некогда ей, видите ли. Двойняшка называется! Да бог ей судья. Брат у нее хоть и двоюродный, и видятся они редко, но порой выручает здорово.
К слову, это через Ромку они с Пашей познакомились. Брат с ее Пашей в одной параллели учился. Ромка гостей лучше ее знает, потому как она их если и видела раньше, то все как-то мельком: они в основном классом собирались. Вот такой у Паши дружный класс, до сих пор встречаются. Сейчас это редкость.
Из всех Пашиных одноклассников Алла Киселёва сблизилась лишь с Катей Быстровой, которая теперь Бобкова. Катерина ей понравилась сразу: приветливая и обходительная. При мимолетной встрече проявила к ней, к Алле, внимание и выказала желание продолжить знакомство. Они общались нечасто, но всегда душевно. Алла делилась со своей новой знакомой тревогами и маленькими радостями, а та участливо слушала.
Сегодня Катя раньше других к ней приехала, чтобы помочь.
Пожелав спокойной ночи гостям, хозяйка дома позволила себе, наконец, отдых. Лежа на втором этаже под пахнущим ромашковой отдушкой одеялом, Алла не без удовлетворения думала, что поминки прошли неплохо. Правильнее, конечно, было бы остаться с гостями, но силы у нее уже иссякли. С другой стороны, она их не бросила одних – с ними Ромка. Она на правах родства передала ему вахту. Пусть занимается гостями, раз вызвался помочь.
Роман Основин угрюмо допивал приторно-сладкий кагор. Весь вечер, перешедший в ночь, он откровенно скучал. Днем за обычными по такому случаю делами скучать было некогда: привезти-отвезти старших родственников, таскать мебель, продукты, помочь с готовкой – да много всего.
Родня разъехалась рано, Роман тоже бы уехал, но не мог бросить сестру одну. Сам он с Павлом не дружил, и вообще Кисель ему никогда не нравился. Оставалось только гадать, что в нем нашла сестрица. Что касается собравшейся компании одноклассников, с ними он и в школьные годы практически не контактировал, а теперь и подавно. В детстве он и со своим классом мало общался, все по шахматным турнирам разъезжал. Дружил разве только с Серегой Акимовым, с которым до сих пор продолжал поддерживать приятельские отношения. Аким с Киселем не знался и, естественно, на дачу к нему не поехал. А жаль, а то тут и словом перекинуться не с кем.
На ночь из всей компании остались самые беззаботные и пьяные: Сазонов, Фролова, Быстрова, Смагина, Мозгляков, Чунарев и храпящий на диване Гостихин. Кто в разводе, как Фролова, кто холостяковал; у Марины супруг в отъезде, дочь с бабушкой, у Быстровой пацаны выросли.
– Ну, земля пухом! – поднял очередную рюмку изрядно захмелевший Чунарев.
Тосты первого говоруна класса Кольки Чунаря стали совсем короткими. Он обвел мутным взглядом стол, вдруг остановил его на обмотанной нитью сиреневых пластиковых бусинок свече и изрек:
– Я так и не въехал, что там Алка про бусы сегодня втирала. Типа Кисель искал бусы? Ну нашел их и че? Чтобы теперь их к свечке прицепить?
– Это ритуал, дебил! – шикнула на него Марина. – Мы все-таки покойного поминаем, а не просто бухаем.
– Понятно, что ритуал. Только я не догоняю, на кой Киселю сдались эти бусы?
– Не эти. Другие. Ему нужны были бусы из аметистов! – просветили Кольку.
– А что аметисты? – допытывался Чунарев.
– Когда, сжигая синеву,Багряный день растет неистов,Как часто сумрак я зову,Холодный сумрак аметистов, —
продекларировал Вениамин.
В прошлом они с Чунарем боролись за место классного спикера. Развязный Николай брал дерзостью и нахрапом, что у интеллигентного и трусоватого Сазонова отсутствовало. Зато отличник Веня имел широкий кругозор вместе с хорошо подвешенным языком. Эти качества стали цениться в коллективе лишь ближе к окончанию школы, и потому большую часть школьных лет первенство было за Чунарем.
Вениамин бросил короткий взгляд на Марину, та жеманно хлопнула острыми ресницами.
– Пойду воздухом подышу, – поднялась она с места.
Сазонов ринулся, чтобы составить Марине компанию, но его остановил звонкий смех Ларисы Фроловой.
– Смагина до ветру пошла! – во весь голос объявила Ларка с целью пояснить Сазонову, что его сопровождение в данном случае лишнее.
Все дружно заржали, кроме сконфуженного Вени.
– Вы можете нормально объяснить?! – рассердился Чунарь, когда хохот стих.
Коля снова потянулся за бутылкой.
– А чего объяснять? – выдохнула Фролова. – Пашке зачем-то понадобились бусы из аметистов.
– Алла считает, что бусы должны были помочь уладить дела, но они пропали. Может, из-за них Киселёв и погиб, – предположил Мозгляков.
– Как это?
– Никак. Вдова умом тронулась, – нахмурилась Катя.
Беседа стала уходить в нежелательное русло.
– Вы полегче! – вступился за сестру молчавший до этого Основин.
Пьяная компания ему изрядно надоела, но он, соблюдая приличия, продолжал держаться.
– Такое бывает, – попыталась оправдать Катерину Фролова. – Моя тетя после похорон тоже сама не своя была, заговариваться стала. А потом прошло. Врачи говорили, из-за стресса.
– Может, на самом деле в смерти Киселёва замешаны бусы, если они дорогие, – принялся рассуждать Николай.
– Вряд ли, – авторитетно заявил Сазонов. – Аметист – камень дешевый. Считай, стекляшка.
– Так то не просто бусы из аметистов, а которые принадлежали Серафиме Суок, – пояснил всезнающий Мозгляков.
– Тогда да! – поддакнул Колька. Он был рад щелкнуть по носу зазнайку Сазона. – Если эти стекляшки принадлежали кому-то знаменитому, то они могут очень дорого стоить. Суок, Суок… что-то знакомое, – наморщил лоб Чунарев. – Стойте! Я уже слышал про бусы Суок! Только не помню где.
– В нашем классе девчонка была с бусами Суок, – подсказал Мозгляков.
– Точно! Зоська Сапожникова. С дурацкими фиолетовыми бусами.
– А где она теперь? Кто-нибудь слышал о Сапожниковой? – как можно равнодушнее спросил Сазонов.
Он не хотел, чтобы заметили его интерес к Зосе. Но от Мозглякова такого рода вещи никогда не ускользали. Кирилл вообще был наблюдательным. Будь он умнее и деликатнее, продвинулся бы куда дальше мастера-механика в метрополитене.
– Вроде тоже в Питер переехала, – насмешливо произнес Мозгляков. – Она тебе нравится?
– Да ну! – с пренебрежением отмахнулся Вениамин. – Что там может нравиться? – он это произнес как можно равнодушнее, но Кирилл еще в школе просек симпатию Сазона к странной однокласснице.
Зося Сазонову нравилась. Даже очень. Тонкая, беззащитная, своими порывистыми движениями походившая на быструю птичку, всегда немодно одетая, молчаливая и недоступная. Неразгаданная тайна. В том, что за ее молчанием скрывается целый мир, Веня не сомневался. Он давно понял, что Зося совсем не такая, какой ее привыкли воспринимать в классе, не замкнутая и скучная кулема. Какая она на самом деле, Вениамин сказать не мог.
Сазонов с Зосей никогда не разговаривал, даже ни разу не сказал ей дежурного «привет» или «пока». Не доводилось.
С Зосей никто не общался, а он – как все. С детского сада Веня усвоил: против коллектива идти нельзя. Лучше, если удастся окружить себя друзьями. Если ты один, каким бы ты охренительным ни был, тебя сожрут. Охренительного сожрут скорее, чем посредственного. Посредственный не представляет угрозы для лидера, для него он не конкурент. На охренительного одиночку лидер сразу делает стойку, как охотничий пес. Охренительный – прямой соперник, потому что способен затмить своими качествами любого лидера, и он сильнее, так как не нуждается в поддержке толпы. В этом его ошибка. Против толпы не выстоять никому, даже Косте Цзю. Завалить-то Костя всех завалит, и никто не осмелится против него выступить. С ним будут считаться, как считаются с танком на автотрассе, – будут держаться на расстоянии, да и только.
Вениамин не был хлюпиком: спортивный, крепко сложенный, но, увы, до чемпиона по борьбе ему было далеко, а посему Веня боялся остаться без соратников, чтобы не отмутузила толпа гопников. Благодаря своему подвешенному языку Сазонов еще в детском саду сколотил себе группу поддержки, с которой, не без участия матери-педагога, попал в один класс.
Сапожникова, как он узнал от матери, из неблагополучной семьи. Этим все и объяснялось: и ее странное поведение, и малообщительность, и неуравновешенная психика.
Эх, если бы у Зои была нормальная семья, все было бы иначе. Он бы еще в школе стал с ней дружить, и, вполне возможно, они сейчас были бы вместе.
Тогда, в школе, водиться с белой вороной значило самому ею же стать, чего Вениамин никак не хотел.
В качестве предмета воздыхания он выбрал Смагину – привлекательную и благополучную, но обычную, в которой все предсказуемо. Если Зою можно сравнить с многотомным бестселлером в неяркой обложке, то Марина – одна лишь обложка, нарядная, глянцевая, модная, под которой, увы, лишь название и тираж.
Сазонов презирал себя за то, что не смел защитить понравившуюся девочку от задиристых одноклассников, ненавидел Зою за это и одновременно восхищался ею.
– Это точно! – не без удовольствия согласилась с ним Быстрова. – Ни кожи ни рожи. Вешалка на ходулях!
– Ты видела Сапожникову? – переключился на Катю Мозгляков.
Ему было важно знать подробности. Кирилл любил быть в курсе происходящего, он и на дачу Киселёвых напросился, чтобы удовлетворить свое любопытство.
– Видели мы Зоську! – ответила за нее Фролова. – В фитнес-центре стриптиз танцует.
– Да ладно?! – не поверил Чунарев. – Вот вам и тихоня с бусами! Я бы позырил.
– Она в бусах танцует. В тех самых, фиолетовых, – делилась наблюдениями Лариса. – Но выглядит секси.
– В бусах?! – изумилась Катя. – Когда ты ее видела в последний раз?
– Так в субботу. Я в бассейн шла, а у нее занятия в зале со стеклянной стенкой. Стоит такая в босоножках на платформе, трико в обтяжку и в этих своих бусах.
– Стриптиз в бабушачьих бусах?! – нервно хохотнула Быстрова. – Как была чокнутой, так и осталась.
– Раньше Сапожникова танцевала без бус, а в последнее время только в них, – пожала плечами Лариса. – Но двигается она классно. И бусы смотрятся гармонично. Винтаж.
– Старье! – не согласилась Катя.
Полученная информация ее озадачила: бусы у Зоськи?! Ведь Кисель их у нее забрал! Похвастался, как у него все ловко получилось, слова спрашивал для заклинания. Или так и не смог сделать дело и про все наврал?
– А что, эти бусы реально Суок? – обнаружил себя Гостихин, продирая глаза на диване, что стоял в дальнем углу. Пошатываясь, Жора подошел к столу и потянулся за водой. – Сушняк, – пояснил он. – Вроде почти не пил, а колбасит не по-детски.
– Что еще за Суок? Не слышала о таком бренде. Какой-нибудь очередной хендмейд, – вернулась с воздуха Смагина.
Кажется, разговор зашел на ее тему. Марина демонстративно поправила свою подвеску с лазуритами «Raganella princess».
– Суок – так звали куклу из «Трех толстяков», балда! – громко в голос засмеялась Фролова.
Она не упустила случая поддеть Смагину-Рассохину. Строит из себя светскую львицу на том лишь основании, что какой-то там троюродный родственник ее мужа футбольный арбитр. Илья Рассохин! Может, просто однофамилец, а про родство Маринка выдумала, чтобы добавить себе очков. Задирать нос она любила всегда.
– «Три толстяка» – это сказка. В таком случае «бусы Суок» звучит как «бусы Красной Шапочки»! – поспешила реабилитироваться Марина, снисходительно фыркнув, что значило: «Не тупее тебя, Фролиха!»
– У сказочных персонажей тоже могут быть прототипы, – не удержался от комментария Вениамин. – В основе «Трех толстяков» лежат переживания автора. Кукла Суок – это возлюбленная Олеши.
– Сапожникова говорила, что ее бусы раньше принадлежали той самой кукле Суок, – подтвердил Мозгляков.
– Алёши, куклы… Вы че, недоперепили? – икнул Гостинин. – Харэ разводить заумные разговоры! Башка должна отдыхать!
– А у тебя она и так не переутомляется.
– Да ну вас! – оскорбился Жора. – Как в библиотеку зашел! – Он прихватил со стола ломтик сыра и отчалил на свой диван.
– Было такое! Зоська еще шептала на них что-то, – вспомнил Чунарь.
– Ага! Колдовала, – с сарказмом сказала Маринка. – Смешная она. Рассказывала, что, если бусам пожаловаться, они все устроят.
– Кому рассказывала? Тебе, что ли? – усмехнулась Фролова. – Ты же с ней не дружила.
– С Сапожниковой никто не дружил, – согласилась Быстрова. – Мутная она. У себя на уме. С такими никому не интересно.
– Да, я с ней не дружила, – не стала отрицать Марина. – Не мой уровень. Зоська Светке Хлудковой рассказывала, а Светка мне. Так вот, Сапожникова уверяла, что через эти бусы у нее связь с потусторонним миром.
– Ну не дурочка ли? – Катя манерно передернула плечиком. – Зоська пыталась придать себе значимости, вот и выдумала небылицу. Она всегда была никем, никем и осталась! – И, желая замять тему, предложила: – Давайте уже выпьем! Мальчики, у меня давно опустел бокал!
Катя приняла позу королевы бала: она протянула пустой бокал, манерно оттопырив мизинчик; глаза полузакрыты, подбородок высоко поднят так, что выбившийся из пучка локон упал на нарочно оголенное плечо.
К ней со всех сторон потянулись наливать спиртное. Смагина ревниво отвернулась: она тоже была не прочь оказаться в центре мужского внимания, но вовремя не сообразила провернуть старый дешевый трюк с опустевшей тарой.
– Нет, нет! Водку не надо! – кокетливо запротестовала Быстрова. – Налейте мартини!
– Мартини закончилось. Давай коньячку, – предложил альтернативу Николай.
– А давай! – задорно махнула рукой Катерина.
В эту ночь ей хотелось забыться и хоть здесь почувствовать себя прежней Катей Быстровой: яркой, веселой, пленительной, задающей тон в коллективе.
Лем Станислав
Цезарий Стшибиш \'Некробии\'
Ближе к утру все стали разбредаться по дому, чтобы прикорнуть кто где. Алла загодя позаботилась, чтобы всем хватило спальных мест. Она была родом из поморского поселка, где традиции прежде всего, главная из них – не упасть в грязь лицом перед людьми.
Станислав Лем
Кате не спалось. Изрядно набравшись, она вышла на террасу. Бледной грушей желтела луна, ветер гнал за горизонт рваные облака.
Цезарий Стшибиш \"Некробии\"
Закурила. Струйка дыма разбавила прозрачную свежесть предрассветных сумерек. Сигарета облегчения не принесла, напротив, во рту появился противный привкус.
ПРЕДИСЛОВИЕ СТАНИСЛАВА ЭСТЕЛЯ
В последний раз Катя курила в колледже, когда нервничала перед экзаменами. Экзамены она тогда провалила и из колледжа вылетела. И вот с недавних пор начала курить снова.
– Придурок! Какой же этот Кисель придурок! Ничего поручить нельзя! – Быстрова гневно затушила недокуренную сигарету и вернулась в дом.
Несколько лет назад художники ухватились за смерть, как за спасение. Вооружившись анатомическими и гистологическими атласами, они принялись выпускать кишки обнаженной натуре и рыться в печенках, вываливая на полотна замордованное уродство наших жалких потрохов, в обыденной жизни столь разумно прикрытых кожей. И что же? Концерты, с которыми по вернисажам прогастролировало гниение всех цветов радуги, не стали сенсацией. Это было бы чем-то разнузданным, если бы хоть кого-нибудь покоробило, и чем-то кошмарным, если бы хоть кто-нибудь задрожал, - и что же? Не возмутились даже старые тетушки. Мидас превращал в золото все, чего ни касался, а нынешнее искусство, отмеченное проклятием противоположного знака, одним прикосновением кисти лишает серьезности всякий предмет. Как утопающий, оно хватается буквально за все - и вместе со схваченным идет ко дну на глазах у спокойно скучающих зрителей.
За все? Стало быть, и за смерть? Почему не задело нас ее вывернутое наизнанку величие? Разве эти увеличенные иллюстрации из пособий по судебной медицине, густо замалеванные кроваво-красным, не должны были заставить нас хоть на минуту задуматься - своей чудовищностью?
Катя
Но они были слишком натужны... и потому бессильны! Сам замысел напугать взрослых оказался ребяческим, вот ничего и не получалось всерьез! Вместо memento mori нам предъявили старательно взлохмаченные трупы - тайна могил, раскопанных чересчур нарочито, обернулась склизкой клоакой. Не тронула никого эта смерть - слишком она была напоказ! Бедняги-художники, которые, забросив натуру, начали эскалацию Гран-гиньоля [здесь: театр ужасов (фр.)], сами оставили себя в дураках.
Опять этот придурок накосячил! Ни на что не способный козел. Кисель – он и есть кисель. Прости господи, нехорошо так о покойниках. Только языком трепать горазд.
«Я все решил. Бусы у меня».
Но после такого конфуза, такого фиаско смерти - что, собственно, нового сделал Стшибиш, чтобы вернуть смерти ее значительность? И что такое его \"Некробии\"? Ведь это не живопись - Стшибиш не пишет красками и, кажется, в жизни не держал кисти в руках. Это не графика, потому что он не рисует; не занимается он резьбой по металлу или по дереву и не ваяет - он всего лишь фотограф. Правда, особенный: он использует рентген вместо света.
Решил он. Решала. Ага, у него бусы, а то как же! Не надо было вообще с ним связываться!
Он - анатом; своим глазом, продолженным рыльцами рентгеновских аппаратов, он прошивает тела навылет. Но обычные черно-белые медицинские снимки, конечно, оставили бы нас равнодушными. Вот почему он оживил обнаженную до костей натуру. Вот почему его скелеты ступают таким энергичным шагом - в регланах, словно в одеянии смертников, с призраками портфелей в руках. Снимки достаточно ехидные и диковинные - верно, но не более того; однако этими моментальными фото он лишь примеривался, пробовал - как бы на ощупь. Шум поднялся, только когда он отважился на нечто ужасное (хотя ничего ужасного уже не должно было быть): он просветил навылет - и показал нам таким - секс.
С другой стороны, к кому же ей было обращаться с таким специфическим предложением? Ни один нормальный человек не повелся бы на этот бред: магические бусы! А Кисель повелся. Потому что дебил.
Это собрание работ Стшибиша открывают его \"Порнограммы\" - поистине комические, только комизм их довольно жесток. Свинцовые бленды своих объективов Стшибиш нацелил на самый назойливый, разнузданный, обнаглевший - групповой секс. Писали, что, дескать, он хотел осмеять порнографию, разобрав ее буквально по косточкам, и достиг своего: невинная перепутанность этих костей, друг в друга вцепившихся, сложенных в геометрические загадки, на глазах у зрителя внезапно - и грозно превращается в современный Totentanz [пляска смерти (нем.)], в нерест подпрыгивающих скелетов. Писали, что он решил оконфузить, вышутить секс и что это ему удалось.
Кисель всегда был таким – тупым и упертым. Учился на дохлые тройки, фанатично во все верил. В пятом классе все ржали, когда Кисель на полном серьезе утверждал, что пейджер ему подарил Дед Мороз, что не мешало всему классу этот пейджер «брать поносить». За это Киселёва в коллективе и принимали – за модные, дорогие вещи, которыми его снабжали родители-стоматологи.
Рыхлый коротышка Паша Киселёв не пользовался успехом у девочек, отчего он, похоже, нисколько не страдал, ввиду своего отставания в развитии. Мальчики в свои игры его не принимали – не дорос.
Так ли? Да, несомненно... но в \"Некробиях\" можно увидеть и нечто большее. Карикатуру? Не только - в \"Порнограммах\" есть какая-то скрытая серьезность. Пожалуй, прежде всего потому, что Стшибиш \"говорит правду\" и притом одну только правду, а ведь правда, не подвергнутая \"художественной деформации\", считается ныне чем-то простоватым; но тут он не более чем свидетель, то есть пронизывающий, но не переиначивающий взгляд. Укрыться от этого свидетельства негде, его не отвергнешь, как выдумку, трюк, условность, игру понарошку, потому что правота на его стороне. Карикатура? Язвительность? Но ведь эти скелеты, их абстрактный рисунок - почти красивы. Стшибиш действовал со знанием дела: не столько оголил то, что есть, содрав с костей телесную оболочку, сколько освободил их - честно ища их собственный, _нам_ уже не адресованный смысл. Выстраивая их собственную геометрию, он дал им суверенность.
В начальных классах Киселёв визжал, как девчонка, бывало, ревел из-за двоек и замечаний в дневнике. Упрашивал учителей, чтобы ничего туда не писали, иначе дома его накажут.
Киселёв рос плохо, его рост остановился на слишком низком для мужчины метре шестидесяти пяти. При всех своих недостатках Павел мнил себя ни больше ни меньше – суперменом. Он и ник себе взял из кино про бандитов – Данила.
Эти скелеты живут, хотелось бы сказать, по-своему. Он даровал им свободу посредством испарения тел, то есть посредством смерти, а между тем тела играют в \"Некробиях\" важную роль, хотя замечается это не сразу. Тут не место вдаваться в детали рентгеновской техники, но несколько слов пояснения необходимы. Если бы Стшибиш использовал жесткое Х-излучение, на его снимках мы бы увидели одни только кости - в виде резко прочерченных полос или прутьев, расчлененных, словно разрезами, чернотой суставных щелей. Слишком чистой, слишком препарированной была бы эта остеологическая абстракция. Но Стшибиш поступает иначе, и человеческие тела, просвеченные _мягким_ излучением, проступают у него молочной, клубящейся дымкой - как намек, как аллюзия; этим достигается нужный эффект. Видимость и реальность меняются местами. Средневековый, гольбейновский Totentanz, продолжающийся в нас втихомолку, недвижный, все тот же, не затронутый суматохой блистающей цивилизации, сращение смерти с жизнью - вот что схватывает Стшибиш, как будто не догадываясь о том, как будто случайно. Мы узнаем тот же веселый задор, ту же молодцеватость, жизнерадостность и фривольное исступление, которыми наделил свои скелеты Гольбейн; но только аккорд значений, который берет современный художник, шире, потому что самую _современную_ технику он нацелил на самую _древнюю_ задачу человеческого рода; именно так выглядит смерть посреди жизни, именно такова просвеченная до самых костей механика размножения рода, которой лишь ассистируют бледные призраки тел.
Кате предложил назваться Дашей, киношной подружкой Данилы Багрова.
Нам скажут: хорошо, допустим, и такую можно тут найти философию; но ведь Стшибиш намеренно пошел до конца: копулирующих сделал трупами, уцепился за _модную_ тему, эффектно и ради эффекта, - не дешевка ли это? Нет ли в \"Порнограммах\" ловкости рук? А то и просто мошенничества? Таких суждений тоже хватает. Мне не хотелось бы выкатывать против них гаубицы тяжелой риторики. Я предпочел бы внимательнее присмотреться к двадцать второй порнограмме, названной \"Триолисты\".
Быстрова только посмеялась: Даша так Даша, ей не жалко. Так даже лучше. Для конспирации.
Это непристойная сцена, но ее непристойность особого рода. Если положить рядом обычный снимок тех же самых людей - продукцию коммерческой порнографии, ее невинность на фоне рентгенограммы обнаружится сразу.
Катерина связывалась с Киселём, используя специально добытую для этой цели сим-карту, которую оформил на себя случайный алкаш за бутылку. А Кисель писал ей со своей. Если подзалетит – его проблемы, она не при делах. Кто ему мешал сделать то же самое?
Ведь порнография непристойна не сама по себе: она возбуждает лишь до тех пор, пока в зрителе продолжается борьба вожделения с ангелом культуры. Но когда этого ангела черти уносят, когда, по причине всеобщей терпимости, обнажается слабость полового запрета - и его совершенная беззащитность, когда запреты выбрасываются на свалку - до чего же быстро обнаруживает тогда порнография свою невинность, то есть напрасность, ведь она - ложное обещание телесного рая, залог того, чему никогда не сбыться. Это запретный плод, и соблазна в нем столько же, сколько силы в запрете.
Киселёв мертв, а другой кандидатуры для исполнения задуманного у нее нет. По правде говоря, посвящать кого бы то ни было в столь деликатное дело рискованно. Поэтому действовать теперь придется самой. Так надежнее.
Катя не могла не признать: тренер леди-дэнс, Зоя Сапожникова, действительно хороша. Длинные, тонкие ноги с рельефом мышц, изящные руки, пластичные движения. Летящие в такт музыки рыжие волосы, на лебединой шее фиалкового цвета бусы. Хрупкость и страсть – вот что бросалось в глаза при взгляде на Сапожникову. Как бы ни было неприятно, а соперница ее превосходила.
Ибо что мы наблюдаем? Взгляд, охладевший от привычки, видит голышей, которые не жалеют сил, лезут из кожи вон, чтобы выполнить поставленную в фотоателье задачу, - до чего же убогое зрелище! Не столько смущение, сколько чувство оскорбленной человеческой солидарности пробуждается в смотрящем, ведь эти голыши так усердно друг по дружке елозят, что уподобляются детям, которым непременно хочется сделать что-то ужасное, такое, чтобы у взрослых зрачки побелели, но на самом-то деле они не могут, просто не в состоянии... и их изобретательность, раззадоренная уже только злостью на собственное бессилие, устремляется - нет, не ко Греху и Падению, но всего лишь к дурашливо-жалкой мерзости. Вот отчего в натужных стараниях этих крупных голых млекопитающих проглядывает банальная инфантильность; это не ад и не рай, но какая-то тепловатая сфера - сфера скуки и тяжелой, скверно оплачиваемой, напрасной работы...
Катя украдкой наблюдала за Зоей из коридора. Чтобы бывшая одноклассница ее не узнала, Бобкова не маячила, наблюдала за Зоей из укрытия.
Но секс Стшибиша хищен, потому что чудовищен и смешон, как те толпы проклятых, что низвергаются в преисподнюю на картинах старых голландцев и итальянцев; впрочем, на грешников, кувырком летящих на Страшный суд, мы, упразднившие тот свет, можем смотреть отстранение, - но что мы можем противопоставить рентгенограмме? Трагически смешны скелеты, сошедшиеся в клинче, в котором тела служат непреодолимой преградой. Кости? Но в неуклюжем, исступленном объятье мы видим как раз людей, и это зрелище было бы только жалким, если б не его кошмарный комизм. Откуда он? Да из нас же - ибо мы узнаем в нем правду. Вместе с телесностью исчезает и смысл объятий, оттого они так бесплодны, абстрактны и до ужаса _деловиты_, пылают так леденяще и бело, так безнадежны!
Когда Катя объявила мужу о своем намерении заняться спортом, он ответил: «Зачем?» Это можно было трактовать как комплимент, но Катя услышала в этом насмешку, мол, спорт тебе не поможет.
А еще есть их святость, или насмешка над нею, или намек на нее, святость, не приделанная задним числом, какими-то ухищрениями, но несомненная, ибо гало окружает тут каждую голову: это волосы вздымаются нимбом, бледным и круглым, как на иконе.
– Хочу привести себя в форму, – пояснила Катя, – а то толстеть начала.
Впрочем, я знаю, как трудно распутать и назвать по имени все то, что создает целостность зрительского впечатления. Для одних это в буквальном смысле Holbein redivivus [воскресший Гольбейн (лат.)]: и впрямь, необычен возврат - через электромагнитное излучение - к скелетам, словно мы возвращаемся в средневековье, укрытое в наших телах. Других шокируют призрачные тела, которые, словно бессильные духи, вынужденно ассистируют нелегкой акробатике пола, превращенного в невидимку. Кто-то еще уподобил скелеты инструментам, которые вынули из футляра, чтобы исполнить обряд посвящения в какую-то тайну, - говорили даже о \"математике\", о \"геометрии\" мертвого секса.
Артём спорить не стал, что выглядело откровенным хамством. Он даже не попытался отговорить ее от посещения «Фаворита», клуба, в котором занимался он сам и в котором работала Сапожникова.
Последнее озадачивало: не считает нужным скрывать любовницу? Совсем охренел!
Все это возможно; но отвлеченные толкования не объясняют грусть, которую пробуждает в нас искусство Стшибиша. Символика, взраставшая столетиями и унаследованная от столетий, хотя и влачила потаенное существование - потому что мы от нее отреклись, - не погибла, как видим. Эту символику мы переделали в сигнализацию (черепа с костями на столбах высокого напряжения, на бутылях с ядом в аптеках) и в наглядные пособия (скелеты в учебных аудиториях, скрепленные блестящей проволокой). Словом, мы обрекли ее на Исход, изгнали из жизни, но окончательно от нее не избавились. А так как мы не способны осязательную материальность скелета, этого подобия сучьев и балок, отделить от идеи скелета как метафоры судьбы, то есть символа, - наш ум приходит в непонятное замешательство, от которого он спасается смехом. И все же мы понимаем, что веселость эта отчасти вынужденная: мы заслоняемся ею, чтобы не поддаться Стшибишу целиком.
Она Артёму тогда так и сказала:
– Бобков! Ты совсем охренел!
Эротика, как безысходная напрасность стремлений, и секс, как упражнение в проективной геометрии, - вот два противостоящих друг другу полюса \"Порнограмм\". Впрочем, я не согласен с теми, для кого искусство Стшибиша начинается и кончается \"порнограммами\". Если бы мне предложили выбрать акт, который я оцениваю особенно высоко, я без колебаний выбрал бы \"Беременную\" (стр.128). Будущая мать с замкнутым в ее лоне ребенком - этот скелет в скелете в достаточной мере жесток и абсолютно не лжив. В большое, крупное тело, белыми крыльями раскинувшее тазовую кость (рентген улавливает предназначение пола отчетливее, чем обычное изображение обнаженной натуры), на фоне этих крыльев, уже раздвинутых для родов, - с повернутой головой, мглистый, потому что еще не доконченный, втиснут детский скелетик. Как неуклюже это звучит, - и какое достойное целое образуют светотени рентгенограммы! Беременная в расцвете лет - и в расцвете смерти; плод, еще не рожденный и уже умирающий - потому что уже зачатый. Спокойный вызов и жизнеутверждающая решимость ощущаются в этой тайно подсмотренной нами картине.
– С чего это? – осторожно спросил Артём.
Что ожидает нас через год? О \"Некробиях\" забудут и думать; воцарятся новые техники и новые моды (бедный Стшибиш - после успеха сколько у него нашлось подражателей!). Разве не так? Да, конечно; тут ничего не поделаешь. Но как ни оглушителен калейдоскоп перемен, обрекающий нас на неустанные отречения и расставания, - сегодня мы щедро вознаграждены. Стшибиш не стал вторгаться в глубь материи, в ткань мхов или папоротников, не увлекся экзотикой бесцельных шедевров Природы, не вдался в расследования, манией которых наука заразила искусство, но подвел нас к самому краю наших тел, ни на йоту не переиначенных, не преувеличенных, не измененных - подлинных! - и тем самым перебросил мосты из современности в прошлое, воскресил утраченную искусством серьезность; и не его вина, что воскресение это дольше двух-трех мгновений длиться не может.
В тот раз, когда он покорно вытер ноги о подаренную Адой футболку, выяснения отношений удалось избежать. Катя почему-то больше не возвращалась к этой теме, а он, чтобы не будить лихо, старался не провоцировать жену.
Катя смотрела немигающим взглядом гремучей змеи – вот-вот набросится и выпустит яд. Где-то он прокололся. Но где? Телефон у него с паролем, да и Катя его телефон принципиально не проверяет – считает ниже своего достоинства шарить и вынюхивать. Королева.
При этих мыслях самолюбие Бобкова закровоточило: сам он не гнушался шпионить за женой. Выходит, Катя его нравственней. Артём сам себе не мог признаться, что всегда и во всем мысленно соревнуется с супругой. Ему важно ее превосходить. И опять Катя оказалась лучше его.
– С того! – фыркнула Катерина и ушла собирать сумку в фитнес-центр.
Новая Катя Быстрова была не из тех, кто размазывает сопли и впадает в депрессию. Ее мстительная натура требовала действий, чтобы навсегда избавиться от соперницы.
Катя не планировала заниматься спортом, по крайней мере сейчас: не до этого.
Придя в «Фаворит», она убедилась: бусы остались при Зосе.
У Быстровой выстроился новый план.
* * *
Внизу, переливаясь огнями, шумел оживленный Каменоостровский проспект. С террасы последнего этажа старинного здания с лепниной и колонами, где расположился пафосный бар «Элегия», открывался красивейший вид на крыши.
Внутри уютная, подобранная со вкусом обстановка, тихая музыка, приятный мягкий свет. Публика вся сплошь респектабельная – посетители с низкими доходами в этот бар не заходят: заоблачный ценник им не по карману.
Ромка Основин, владелец логистической фирмы, может себе позволить ужин в подобном заведении. Он, Серёга Акимов, тоже не голь перекатная. Вообще-то он не любитель барствовать, но Ромка позвонил, давно не виделись, свободный вечер – почему бы нет.
За соседним столиком расположились две девушки. Одна из них, в полном боевом вооружении от приклеенных ресниц и отутюженных длинных волос до высоченных каблуков, бросала в их сторону призывные взгляды. Ее подруга выглядела скромнее в своем бежевом брючном костюме и удобных кроссовках; ее внимание было направлено куда угодно, только не на них. Мужчины ей были до лампочки.
На первый взгляд могло показаться, что девушкам лет по двадцать пять и они пришли в этот бар отдохнуть.
Акимов, в силу своей профессии, мог точно сказать, что обеим за тридцать. У той, что в бежевом костюме, личная жизнь устроена, а ее подруга в активном поиске. В очень активном, судя по прикиду и поведению.
Роман вырядился в своем стиле: какой-то брендовый полувер, дорогие туфли, часы от «Картье», на носу очки в золотой оправе.
Акимов явился в том, во что привык одеваться всегда, – в джинсах и рубашке. Тоже не масс-маркет, но непосвященные не разберут.
Девица, что перед ними выгибалась, похоже, в таких вещах ориентировалась поверхностно, и потому ее больше интересовал тщедушный, но с кричащими своей дороговизной аксессуарами очкарик Основин, а не атлетически сложенный Сергей.
Серёгу отнюдь не задевало такое избирательное внимание не к его персоне. Более того, ему было неудобно за так откровенно навязывающую себя девушку.
– Сеструха считает, что ее мужа убили, – задумчиво произнес Роман, цедя абсент.
– Почему она так считает? – в Сергее тут же проснулся сыщик.
Он был в курсе, что родственница Ромки недавно овдовела.
– Очень вовремя скончался. Сердце подвело, при том что на сердце Пашка никогда не жаловался.