Янин Леонид & Дещеревский Алексей
На байдарках по Двине - 96
Алексей Дещеревский, Леонид Янин
На байдарках по Двине-96
(а на Двине,как на войне)
Отчет о байдарочном походе по маршруту: Старая Торопа - р.Торопа - р.Западная Двина - р.Жижица - оз.Жакто - волок 3км - оз.Двинье - оз.Велинское - р.Двинка - р.Западная Двина - пос.Кресты - ст.Кунья,
совершенном 26.04-06.05 1996 группой в составе:
1-4. Дещеревские Леша (рук., тел.254-90-35), Лена, Олег, Оля.
5-6. Зверевы Ирена, Сережа.
7. Лагуткина Аня.
8. Розенберг Наташа.
9. Янин Леня.
Содержание:
1. Список продуктов и общественного снаряжения.
2. Финансовый отчет.
3. Описание маршрута (автор А.Дещере).
4. Дневник похода (автор Л.Янин).
Пущино-Хотьково-Реутов-Москва, 1996.
1. Список продуктов и общественного снаряжения.
Продукты из расчета на 9 дней Г 8.4 человека (ребенок0.8 чел.) 75.6 ч/дн.
== Продукт
г/ч/д
кол.-во
цена
всего цена
примечание
Вермишель
40
3 кг
4.800
14.400
Гречка
53
4 кг
3.300
13.200
Геркулес
66
5 кг
2.200
22.000
Колбаса варено-копч.
40
3 кг
14.800
44.400
сырокопч.
33
2.5 кг
31.700
74.800
(1 кг остался)
Карамель
13
1кг
12.600
12.600
Сухое молоко
40
3 кг
12.500
37.500
Чай
5
0.4 кг
20000.
8.000
(0.2 кг осталось)
Масло
33
2.5кг
15.000
37.500
Сыр
33
2.5 кг
16.000
40.000
Масло раст.
13
1 л
7.500
7.500
Сахар
53
4 кг
3.000
12.000
Рис
33
2.5 кг
5.000
12.500
Тушенка
100
13 б.
6.100
79.300
(2б осталось)
Изюм
13
1 кг
9.000
9.000
Конфеты шокол.
13
1 кг
19.000
19.000
Лук
26
2 кг
3.000
6.000
Шоколадки
21
16 шт.
2.300
36.800
Хлеб
132
10 бух
2.300
23.000
Морковь
13
1 кг
3.000
3.000
Печенье, сушки, сухари, пряники
50.000
Кетчуп
9.000
Всего продукты
7.560
61 кг
572.000
0.81кг/ч/д
+ закупки в походе
8.160
572
+73
645.000
всего 7.3кг/чел
======================== Снаряжение кол.-во
примечание
1. Палатка с тентом 200x220 см 1 шт. (было тесновато)
2. Коврики ижевские 5 шт. (можно было больше)
3. Спальники на 4+3+2(дет)+1 чел +одеяло (для такой палатки было многовато)
4. Котелки 5+7л 2 шт.
5. КЛМН 9 компл. (2 запасные ложки потеряли)
6. Фляжки 2+2+1л (одна - со спецнапитком)
7. Термос с металл. колбой 1 шт. (был очень кстати)
8. Тряпка посудная и для вычерпа байды 2 шт. (одна утонула)
9. Тросик 1.5м + веревочки 5+3м 1 шт. (было коротковато)
10. Налобники с запасными батарейками 2 компл. (темно не было)
11. Пила для расчистки завалов 1 шт. (для пилки дров не использовалась)
12. Спички, гермоспички 2+2 кор. (всего за поход истратили 14 спичек)
13. Байдарки \"Таймень-3\" + \"Салют-4\" 1+1 шт.
14. Гермы д/вещей (большие)+продуктов 4+3шт. (было мокровато)
15. Гитары (в чехле,+ключ+струны+порожек) 2 шт. (иногда было хорошо)
16. Фотоаппараты + экспонометр 3+1 шт. (снимали маловато)
17. Рыбнабор (крючки, поплавки, леска) 1 компл. (рыбу Аня ловила руками)
18. Ремнабор (клей, резина, шкурка, проволока,
заклепки, болты, штыри к \"Тайменю\", брезент,
прорезинка, плоски, напильник, отвертка) (не хватало скотча/изоленты)
19. Швейнабор (иглы, нитки, наперсток, материя, тесьма,
резинка, ножницы)
20. Аптечка (много всего разного)
21. Топонабор (часы, документы, бумага в клеточку и не только,
ручки, расписания, карты, компас) (все равно заблудились)
2. Финансовый отчет (тыс.руб.).
Ирена
Дещере
Нат
Леня
Аня
О?
Продукты
138
276
77
77
77
645
поезд в?\'
поезд в??
18.4+41.9
14.7+40.2
О? 115
18.4+41.9 Г2
14.7+40.2 Г2
О? 197
41.9
40.2
О? 82
41.9
40.2
О? 82
23.9
20.6
О? 45
270
251
522
Автобус
17
22
11
11
11
72
Прочее (аптечка и др.)
3
6
2
2
2
15
Расчетные траты
273
504
172
172
135
1 255
3. Описание маршрута (автор А.Дещере)
Все ссылки даны по карте-атласу \"Тверская область\" масштаба 1:200000 (1992г). В среднем, в день плыли 5-6 часов ходового времени. Скорость байдарок относительно воды была 5-7 км/час.
1. р. Торопа. Поезд Москва-Великие Луки приходит в Старую Торопу рано утром, около 3 утра. В мае светает в начале шестого, так что темного времени как раз хватает, чтобы \"в полторы ходки\" донести до реки поклажу и сварить завтрак. От станции идти надо на восток по шоссе до переезда (700 м), затем вдоль путей. Вскоре после переезда от ж/д (она здесь однопутная) отходят две ветки к северу и к югу. Если пойти по правой ветке, можно сократить сплав километров на 10, но пешеходный участок при этом удлинится до 700+1500 метров вместо 700+1000 м, если идти по прямой.
Собирать байдарки удобнее на левом берегу реки. Переходить через мост ж/д ветки Москва-Рига нужно по одному-двое, чтобы без помех разместиться на \"островке безопасности\" при появлении поезда (они здесь неожиданно выскакивают из-за поворота и проносятся через мост, не снижая скорости).
Отплыли около 9 утра, имея 3-суточный запас хлеба. Как выяснилось позже, несмотря на большое количество деревень на реке, купить там хлеб непросто.
Весна в 1996г. была немного запоздалой, но дружной. К началу похода снег уже практически сошел, и вода спадала. Течение в Торопе довольно быстрое, особенно на первых 10-15 км и после озера. В день старта (5-6 часов сплава) прошли большую часть Торопы и заночевали в 2-3 км выше Аверьково. На всем протяжении реки много удобных красивых мест для стоянки. Только в озере Шнидкино берега сильно заросли тростником и причалить можно не везде. Понравился выход из озера: буквально за 200 метров его абсолютно не видно, и кажется, что озеро кончается тупиком.
На второй день за полтора часа прошли остаток Торопы с сильным перекатом перед с.Устье и вышли в Западную Двину. В 300 м впереди увидели коренной берег. Двина в этом месте поворачивает влево, справа - устье Жижицы.
2. р. Жижица. Кусты по берегам были в воде. Где Жижица - не видно. Но найти русло оказалось нетрудно по более черной, чем в Двине, воде. Желая облегчить подъем, шли не по руслу, которое сильно петляет, а по залитым водой луговинам, придерживаясь заброшенной линии электропередач. Сперва действительно сэкономили много времени и сил, но в 2 км от устья забурились влево, перепутав небольшой приток с основным руслом, и потеряли на поиски правильного пути почти полчаса. Чтобы выйти в Жижицу, пришлось вернуться назад и уйти к востоку от ЛЭП на 150-200 м.
Выше этого места подпор Двинской воды уже не чувствовался, затопленные луговины почти сразу кончились. Течение умеренно быстрое, средняя скорость движения относительно берега (шли на веслах) 3-4 км/час.
На каждой байдарке шло 4-5 человек, а гребли только двое. Для облегчения подъема попытались высадить \"балласт\" (детей и женщин) на берег, но идти по берегу оказалось медленнее, чем плыть, и пришлось посадить всех обратно.
Заночевали в 2-3 км выше деревни Зубари. По плану, мы собирались идти до озера Святое, но по техническим причинам (начала рваться дека на байдарке) пришлось встать раньше. Река здесь довольно сильно петляет по открытой луговой пойме, и \"от леса до леса\" иногда надо грести минут 20-30.
На третий день утром прошли оз.Святое (его с реки не видно). Берега здесь повышаются, лес подступает вплотную к воде, есть несколько удобных и красивых мест для стоянки.
Долго искали обозначенный на карте мост через Жижицу в том месте, где восточное направление течения реки переходит на южное. Только около деревни Милюшаты поняли, что торчавшее на одной из излучин бревно - все, что осталось от этого моста. Весь широтный участок реки ниже деревни Милюшаты неудобен для стоянки: берега низкие, луговые, лес редко подходит к воде.
В Милюшатах обнесли наплавной мост. Переждав сильный дождь, пошли дальше, присматривая место для ночевки. Через 2-3 км вместо одного обозначенного на карте моста увидели сразу два: новый, по которому сейчас ездят, и старый, сохранившийся со времен войны. У старого моста один пролет рухнул, а под другим можно было бы пройти, если бы не плотный тростниковый ковер. Хотя на левом (орографически) берегу реки виднелся не обозначенный на карте домик, решили не обносить мост, а заночевать рядом с ним среди елок. Весь лес изрыт окопами - во время войны здесь проходила линия обороны.
На четвертый день выплыли поздно из-за дождя. До Прилук река опять петляет по широкой луговой пойме. Заночевать на этом участке можно либо поблизости от \"нашего\" моста, либо непосредственно перед Прилуками, где на правом по ходу (орографически-левом) берегу есть удобные места для стоянки.
В Прилуках около моста высадили на берег продотряд. Отсюда до Ямищ, где есть единственный на Жижице стационарный магазин, 2-3 км по дороге. В Петухи и Прилуки раз в неделю (кажется, в понедельник то ли четверг) приезжает автолавка, но для быстро плывущей группы ждать ее - непозволительная роскошь. Кроме того, на праздничной неделе автолавка может и не приехать.
По расчетам, продотряд должен был добраться до Ямищ на час раньше нас, до закрытия магазина, и закупить хлеб на оставшиеся дни похода. Увы, хлеба в магазине не оказалось. Купили молока, картошки, баранок, выпросили у местных жителей буханку хлеба, чтобы заедать сало, и поплыли дальше.
На участке от Ямищ до истока Жижица заметно мелеет и становится шире, течение быстрое (4-5 км/час). Шли с трудом, но все время на веслах, хотя местами глубины едва хватало для груженой байдарки. Дно здесь плотное, песчано-каменистое, и летом в теплую погоду можно рассчитывать на несложную проводку прямо по руслу.
3. Оз. Жакто и волок в оз.Двинье. Южный берег озера сильно заболочен и зарос тростником, так что причалить практически негде. Единственное возможное место стоянки - высокий левый мыс после выхода из Жижицы. По плану, мы собирались найти обозначенный на карте канал в озеро Двинье и пройти его, поэтому сразу направились в сторону деревни Кочегарово. Пару раз зайдя в тростники, нашли единственное место, где можно удобно выйти на берег. Сидевший там рыбак рассказал, что обозначенного на карте канала на самом деле уже давно нет и никогда не было. Посоветовал идти волоком по дороге в сторону деревни Двинь Покровская. Нам этот путь показался слишком легким, поэтому мы взяли часть вещей и отправились на разведку канала, с тем чтобы использовать его хотя бы частично, а в случае непроходимости - выйти на озеро Двинье восточнее истока канала.
От места высадки узкая тропинка идет сначала по берегу 100 м на север, затем вдоль небольшого ручья отходит от озера и еще через 100 м выходит на поле около обозначенной на карте отметки уреза воды 166м. В этой точке ручей раздваивается. Правый (орографически) исток ручья пересекает шоссе Груздево-Ямищи в 1 км выше точки слияния. Пройдя по дороге до места пересечения, мы обнаружили, что этот ручей и есть конец обозначенного на карте канала. Но в отличие от канала, который последние 500 м до озера Жакто идет на восток, настоящий ручей течет после пересечения с шоссе на север, лишь перед самым озером поворачивая к восток-северо-востоку.
Ниже шоссе воды в канале вполне достаточно для байдарки, но движению сильно мешали бы кусты и кочки. Выше шоссе канал идет по лесу, много упавших деревьев, сучков, берега местами заболочены. Решили идти до озера Двинье волоком. Сначала пытались разведать путь вдоль канала, но вскоре поняли, что углубляться в лес не стоит. Лучше идти по проселочной дороге на Заборье, начинающейся сразу после моста (пересечения шоссе с каналом) в деревне Кочегарово. Она идет по восточному краю вытянутого поля на юг-юго-восток, дважды заходя в сосновый лес. Примерно через 1.5 км от Кочегарово пригорок, с которого влево (на восток) видно Заборье. В этом месте развилка. Чтобы выйти на озеро, надо пройти еще 1 км по правой дороге на юг, затем юго-запад. В 300 м от воды - удобный бугор с соснами, где можно поставить лагерь. По верху бугра проходит линия окопов, оставшихся со времен войны.
Поручив дежурным ставить палатку и варить ужин, мы по дороге вернулись к байдаркам (путь налегке занял 35 минут) и с некоторым напрягом понесли оставшееся имущество к лагерю. Вскоре стало ясно, что унести все за один раз не сможем. Трое женщин взяли три рюкзака и весело побежали вперед, а двое мужиков и Оля начали поочередно перетаскивать две байдарки в направлении лагеря. Не успели мы пройти и полдороги, как передовая группа вернулась с сообщением, что ужин готов, и умчалась обратно с одной из байдарок (хоть бы поесть принесли!). Всего волок вместе с разведкой занял 3 часа и закончился уже в сумерках после 10 вечера.
4. Оз. Двинье и Велинское, Едрицкий канал. На пятый день утром мы вышли в озеро Двинье и обогнув правый мыс, направились к западу, а затем к северо-западу. Шли быстро, чему способствовал легкий попутный ветерок, почти не поднимавший волну. На острове у входа в глубокий западный залив устроили перекус. Этот и другие острова в заливе - остатки древней морены. Они очень красивы. Высокие берега сильно заросли камышом, но высадиться можно почти везде. Наверху морены остались укрепления времен войны.
Минут через 50 после обеда причалили в месте предполагаемого устья Едрицкого канала. В древности по нему шел торговый путь \"из варяг в греки\". Ладьи из Западной Двины поднимались в озеро Двинье и дальше по каналу, а затем волоком шли в озеро Едрицкое, откуда спускались в Кунью, Ловать, Ильмень-озеро и Новгород. Мы собирались повторить их путь через водораздел.
Канал нашли почти сразу, точно в том месте, где он обозначен на карте. Устье сильно заросло камышом, и с воды его не видно, но если идти по берегу, где просматривается набитая рыбаками тропинка, не заметить канал невозможно. Прямой и изначально довольно глубокий (больше 1 м), хотя и заилившийся и заросший, он уверенно уходит в глубину леса.
Увы, сухопутная разведка вверх по каналу показала, что за последние 500 лет его судоходные качества несколько ухудшились. Для наших старых байдарок с истлевшей за многие годы непрерывных плаваний шкурой путь по каналу вполне мог оказаться последним. Хотя упавших деревьев мы практически не заметили (возможно, их убрала экспедиция московских школьников, вроде бы прошедшая этим путем за несколько лет до нас), многочисленные кочки с вероятными сучками практически исключали возможность проводки. А экскаватор для расчистки канала мы с собой не захватили, да и заняла бы эта работа наверняка не один день (а у нас на канал и волок их оставалось не больше двух). Как ни жалко, пришлось отказаться от мысли повторить путь древних купцов и коммерсантов и переключиться на запасной вариант маршрута со сплавом по р.Двинке и Западной Двине.
Заночевали на высоком северном берегу залива. Утром осмотрели устье второго канала, выходящего в озеро на 500 м севернее. По расходу воды этот канал больше первого, но идти по нему на байдарках мы посчитали нереальным по тем же причинам.
Путь по озеру Двинье и протоке в озеро Велинское оказался более сложным, чем накануне, из-за сильного встречного ветра. Пришлось идти под самым берегом. Сразу после выхода из залива и непосредственно перед Поташево есть удобные выходы на берег; в других местах пристать сложно из-за сплошных зарослей камыша. В деревне Б.Кретивля попытались купить хлеб, но смогли выпросить только одну буханку. Магазина в деревне, разумеется, нет, и местные жители ездят за хлебом через озеро.
Встали на высоком правом берегу протоки примерно в 1 км. от озера Велинское. Была мысль ночевать на острове, но из-за сильного ветра, больших волн и продолжавшей рваться байдарки побоялись переплывать протоку. Место оказалось на удивление приятным: высокий (в??10м), красивый поросший соснами бугор со всех сторон окружен моховым болотом. Местные в Б.Кретивле говорили нам про какой-то высокий \"остров\", где останавливаются туристы; возможно они имели в виду именно наш бугор. На болоте - голубика, клюква, брусника, черника. Увы, только листья - не сезон.
Седьмой день похода встретил нас сильным южным ветром. Особенно трудным оказался выход в озеро Велинское: даже на границе камышей высота волны была близка к критической. Дальше шли правым берегом и довольно скоро добрались до деревни Борки. В деревне - ни одного человека и ни одного дома. Только пепелища да кирпичные печи посреди обгоревших фундаментов. Судя по всему, деревня полностью выгорела 2-3 дня назад. Непонятно, кто и зачем в этих глухих местах поджигает сухую траву. Но весь путь по реке Двинке и Жижице нас сопровождали выжженные низовым палом берега, так что иногда даже нельзя было найти место для обеда или ночевки.
5. р. Двинка.По карте Псковской обл. (масштаб 1:500000) мы оценили, что река Двинка состоит из трех участков. Вытекая из озера Велинское на юго-восток, через 5 км она поворачивает к востоку, минует деревни Селище (+4 км) и Осиновка (еще +4км) и затем резко загибается к югу и впадает в Западную Двину. Первый юго-восточный участок (треть пути?) мы прошли за 40 минут; берега реки здесь топкие, торфяные; течение слабое; глубина 1-2 метра. В конце участка встретился наплавной мостик, который прошли, приподняв два бревна. Сразу за поворотом русла на восток к реке справа подходит заброшенная дорога на деревню Борки. Здесь берега реки коренные, леса достаточно, чтобы выбрать удобное место для стоянки. Предыдущие два дня были довольно теплыми, и вода в мелководном устье Двинского озера хорошо прогрелась. Ночью с удовольствием поплавали в Двинке. Хотя по расходу воды она заметно меньше Жижицы, глубина ее весной почти везде больше метра. У тех, кто не купался, утром начался насморк.
Заночевали, рассчитывая на восьмой день быть на Двине еще до обеда. Однако, чем ближе к деревням Селище и Осинище, тем сложнее становился маршрут. Завалы и заколы сменились мостами, один из которых (старый автомобильный мост в деревне Селище) при попытке забраться на него для просмотра рухнул, здорово (до самой шеи) подмочив репутацию адмирала. Репутацию постирали и разложили на носу байдарки, где она успешно сохла и почти уже высохла, когда на нее вместе с небольшим оползнем свалилась со следующего моста Лена. В общем, этот участок пути - самый сложный на Двинке, и к тому же все его прохождение сопровождалось неудачами. Так, выйдя в деревне Селищи, чтобы купить молока и яиц (на хлеб мы уже не рассчитывали), Наташа чуть не наступила на гадюку, а яйца нам продали по 5000 за десяток.
Лишь через 4 часа непрерывной борьбы, где в ход шли пила, ноги, зубы и все остальное, мы наконец прошли деревню Осиновка (кстати, между Селищем и Осиновкой можно при нужде заночевать) и вскоре после этого были на Двине.
6. р. Западная Двина.Устье Двинки и сама Двина в этом месте очень красивы. Крутые покрытые еловым и смешанным лесом берега без всякой поймы возвышаются на 20-50 м над водой. На половине или трети высоты тут и там попадаются удобные террасы-полочки, где можно поставить палатки. Вода в Двине заметно холоднее, чем в Жижице и Двинке.
Течение в Двине на участке от устья Двинки до Крестов весной очень сильное, 4-5 км/час, и только местами оно падает до 2-3 км/час. Ниже деревень Губа и Русаново берега понижаются, а населенность увеличивается, но найти удобное и красивое место для лагеря можно и здесь. Из-за задержки на Двинке мы плыли до Крестов почти без остановок, только мимоходом поглядывая на многочисленные курганы, линии обороны и воинские кладбища на берегах. На всем этом участке, прохождение которого заняло меньше 4 часов, через Двину нет ни одного мостика. Единственный висячий мост - в Крестах, что позволяет удобно переночевать, высушить и сложить байдарки на левом берегу Двины, а утром выйти к автобусу.
От моста до автобусной остановки около 200 м. Автобус на Кунью-Великие Луки идет в 6 утра и 6 вечера, но по выходным и праздникам некоторые рейсы отменяются. Билет до Великих Лук стоит 12т.р.; мы вдевятером с двумя байдарками уехали в Кунью за 72т.р.
В Кунью автобус приходит около 9 вечера уже после отправления пассажирского поезда Великие Луки-Москва, на который мы рассчитывали попасть. Этот поезд ходит трижды в неделю (из Москвы - в понедельник, среду и пятницу, обратно - во вторник, четверг и воскресенье), но он хорош тем, что на нем всегда есть свободные места. Кунью этот поезд проходит около 7 вечера, в Москву прибывает в 6 утра.
В 10 на Москву идет ежедневный скорый поезд Великие Луки-Москва, на котором мы и уехали, правда, в разных вагонах. Обратные билеты (плацкарт) стоили чуть больше 40 т.р. на человека (купе обошлось бы 65т.р.). В Москву приехали в 6.50 утра.
Еще из Куньи в Москву можно ехать через Ржев (ежедневный поезд Новосокольники-Ржев отправляется в сторону Москвы в 1.46, обратно в 21.32) и затем от Ржева дизелем до Шаховской и дальше электричкой, но это заметно дольше, чем на прямом поезде и вряд ли намного дешевле. В поезде Новосокольники-Ржев есть прямой вагон Ленинград-Ржев.
Для полноты приведу время отправления ежедневного пригородного поезда Нелидово-Великие Луки со ст.Кунья: на Нелидово - в 9.03, на Великие Луки - в 15.38.
Кроме перечисленных, по рижской ж/д ходит еще скорый поезд Рига-Москва, но в Кунье и Старой Торопе он не останавливается.
О чем молчали сводки
(Остроприключенческий дневник-отчет - киноповесть, автор Л.Янин)
Ничего общего с реальными событиями