Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Цыганов Сергей

Законы времени и всемирная история

Сергей Цыганов

Законы времени и всемирная история

Вступление

До нашего времени дошло множество священных текстов, принадлежащих к различным традициям. В них повествуется о Пути человека к Богу. Пути описываются очень разные и зачастую противоречащие друг другу. Различия возникали со временем вследствие личных особенностей характеров основателей различных религий и школ, а также вследствие изолированности различных народов друг от друга на протяжении многих веков и даже тысячелетий своего развития. Сейчас приходит уникальное время, когда реальной становиться возможность интеграции и взаимодействия многих учений. Сейчас не требуется для изучения какой-либо традиции совершать длительные путешествия в экзотические страны. Информационная изолированность и замкнутость в рамках одной традиции постепенно преодолевается. Однако в рамках этого процесса человека подстерегает опасность погрузиться в хаос понятий, доктрин и практик и вместо Пути к Богу попасть в лабиринт иллюзорных умозаключений. Данная работа является попыткой внести какую-либо ясность в вопросы взаимодействия и взаимопроникновения различных религий и учений.

Любое учение состоит из трех основных частей. Первая часть описывает законы окружающего мира. В древности сюда входили, выражаясь современным языком, естественнонаучные знания и прикладные науки, такие как юриспруденция, медицина и военное искусство. Основным и долгое время единственным научным методом познания окружающего мира выступала астрология. Астрология являлась и является единственным научным методом познания, где причинно-следственные связи между явлениями \"зашиты\" в самом инструменте познания, т.е. она является универсальным ключом ко всем явлениям окружающего мира, позволяющим изучать последние в их разнообразии, не расчленяя явления на части. Сюда же входили хроники прошедших событий, для назидания потомкам и для сохранения связи времен. Вторая часть связана с ритуалами, т.е. с системой поддержания равновесия и гармонии в окружающем мире. Ритуал необходим для поддержания божественного порядка в мире и защите от оскверняющего воздействия демонических сил хаоса. Ритуалом является не только служба в храме, но и повседневные действия каждого человека. Ритуал должен был выводить человека на высшие истины в прозе бытия и придавать божественный смысл каждому законному действию человека. Особую роль играл храмовый ритуал, где священники напрямую входили в общение с Богами и синхронизировали жизнь на земле с небесной. Третьей частью является мистическое общение с Богом и познание Мира путем преданного служения и как награду получения откровений ,т.е. прямого постижения высших истин. Данная часть любого учения является наиболее сокровенной, но не в смысле скрытности и таинственности, а в смысле глубоко внутреннего и личного переживания человеком общения с Богом.

Для устойчивости на Пути необходимо изучать и следовать всем частям учения, т.к. только в этом случае можно достичь конечного успеха, который заключается в приобретении крепкой Веры и следованию дорогами Неба.

Часть первая. Законы мироздания.

Эта часть во многий учениях стыкуется легче всего и здесь появляется возможность осуществить синтез фрагментов, сохранившихся во многих учениях, а также связать их с данными современной науки. Работа будет вестись на мировоззренческой базе основных учений древности. Веды и Авеста - наиболее древние из дошедших до нас учений, где основы мироздания и всемирная история изложены наиболее полно и масштабно. Также будут использованы фрагменты египетских и греческих учений. И наконец самое молодое христианское учение.

Законы времени и всемирная история по Авесте.

Существуют определенные закономерности в развитии мира. Главными из них являются те, что отражены в различных отношениях между Творцом и его Творением. В символике зодиакального круга они отражаются следующим образом: первая треть круга знаменует собой сам процесс творения и постоянного внимания Творца к своему Творению. Этот период включает в себя первые 4 знака. Вторая треть символизирует самостоятельное свободное развитие творения под защитой и покровительством Творца. На этом этапе Творец создает благоприятные условия для развития творческого начала каждого , исправляет и прощает грубые ошибки, т.е.

защищает создания от последствий собственных действий, подсказывая пути выхода из сложных ситуаций. На последнем этапе на создания возлагается полная ответственность за последствия своих поступков и Творец уже выступает не только в роли пастыря, но и учителя, который готовит каждое Творение к роли Творца.

Создания также имеют свои внутренние закономерности развития. Их развитие состоит из 4-х этапов. Первый этап можно назвать детством, т.е. то время, когда создания просто копируют действия Творца, полностью следуя его воле. Второй этап связан с юностью, т.е. периодом первых самостоятельных попыток к действию, но где еще отсутствует ответственность за свои действия. Третий этап можно связать со зрелостью, т.е. когда Творения должны уже осознавать свои действия и самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Четвертый этап можно уподобить сверхзрелости, т.е. состоянию, когда все личные вопросы уже решены и Творение уже начинает пробовать свои силы в качестве Творца, т.е. обучается творчеству.

В Авесте существует отдельная и достаточно хорошо сохранившаяся книга под названием \"Бундахишн\", где описаны основные этапы творения Мира Богом-Творцом Ахура-Маздой (Наилучший владыка). Поэтому при описании первого этапа развития Мира- этапа творения будет использована именно эта книга Авесты. Для ясности восприятия будет применен астрологический метод и весь круг мироздания будет символически связан с зодиакальным кругом. Данный метод позволит нам впоследствии связать воедино индивидуальную судьбу человека и судьбу Мира, т.е.

мы сможем уподобить различные эпизоды жизни человека эпизодам из жизни Мироздания.

Миротворный круг.

1-17 Овна.

Как открыто религией маздаяснийцев, так и провозглашено, что Хормазднаивысший по своему всеведению и божественности и непревзойден по своему великолепию; местопребывание Хормазда- это область света, который они называют \"бесконечным светом\", а всеведение и божественность непревзойденного Хормазда - то, что они называют откровением (daena). Откровение - это объяснение обоих духов; одинтот, кто не зависит от безграничного времени; потому что Хормазд и эта область и религия , и время Хормазда были, есть и будут всегда: тогда как Ариман с превратным пониманием и жаждой разрушения был в бездне, и он и есть тот, кого не будет / кто не имеет будущего; и место этого разрушения и эта тьма есть то, что они называют \"бесконечный мрак\". И между ними было пустое пространство, то есть то, что они называют \"воздух\", который теперь есть место их встречи. Оба они являются и ограниченными и неограниченными духами, ибо наивысший есть то, что они называют бесконечным светом, а бездна - то, что есть бесконечный мрак, так что между ними пустота и один не связан с другим; и кроме того оба духа как бы ограничены своими собственными сущностями. Хормазд через всеведение знал, что существует Ариман и что бы он ни замышлял, он до конца будет вселять злобу и жадность; и поскольку Он (Хормазд) достигает цели многими средствами. Он также духовно произвел существа, которые были необходимы как средства, и в течении 3000 лет они оставались в духовном состоянии; так что они были немыслящими и неподвижными с неосязаемыми телами. Злой дух из-за /своего/ отсталого знания не постигал существования Хормазда; но впоследствии он восстал из бездны и вышел на свет, который он увидел.

18-23 Овна (1-й Гахамбар)

Жаждущий разрушения и от своей злобной природы, он кинулся разрушать этот свет Хормазда, неуязвимый для дьяволов, и он увидел, что его (этого света храбрость)

и слава были выше, чем его собственные и потому он улетел обратно в темный мрак...

24-29 Овна ...и поскольку Он достигает цели многими средствами, Он /Хормазд/ также духовно произвел существа, которые были необходимы как средства, и в течении 3000 лет они оставались в духовном состоянии, так что они были немыслящими и неподвижными с неосязаемыми телами.

... и сотворил (Ариман) (там) множество демонов и дьяволов;

Хормазд прежде всего произвел Воху-Мано (\"благой помысел\"), благодаря которому происходит продвижение созданий Хормазда.

Злой дух, прежде всего, создал Митохт, а затем Акомана (\"злой помысел\" ) (ложь).

Первым из творений Хормазда в этом мире было небо, и его добрый помысел (Воху-Ман), После этого явились Ардавахист, вслед за ним Шатроварья, и за ним- Спендармат, и за тем Хорвадад, и затем Амеродад.

Из темного мира Аримана пришли Акоман и Андар и потом- Совар, за ним Нанхед, и после Таирев(больной) , Заирик

29-30-й Овна

Хормазд, путем доброго действия, произвел свет мира, вместе с которым возникла добрая религия маздаяснийцев; это произошло потому, что обновление, которое придет к созданиям; было известно Ему.

29-й Зеркало мира Величайшая чистота великого предела Инь-Ян.

30-й Три великих начала

Триада наичистейших. Тройной обогреватель.

Телец

И Хормазд отвечал так: \" Через меня возникло небо из вещества рубина без колонн, на духовной опоре далеко- охватывающего света; откуда через меня возникла земля, которая понесла материальную жизнь, и нет никакой поддержки для мирского творения, кроме нее, откуда солнце, и луна, и звезды (были) произведены мною на небесный свод светящихся тел; откуда зерно было сотворено мною так, что засеянное в землю, оно вырастает снова и возвращается с увеличением; откуда различного рода краски (цвета) были созданы мною в растениях; откуда был произведен огонь без горения в растениях и других существах; откуда сын, сотворенный мною, получил форму в чреве матери, и было воспроизведено строение кожи, ногтей, крови, ног, глаз, ушей, и других частей, каждой в отдельности; откуда я соорудил ноги для воды, чтобы она могла утекать, и сотворил тучу, которая носит воду мира и изливает ее дождем там, где ей предназначено; откуда мною был создан воздух, который переносится в мгновение ока силой ветра от самого низа доверху по своей воле, и никому не удается удержать его, как бы ни простирал рук; ...\".

1-12 Тельца

Из созданий Хормазда первым было небо, вторым - вода, третьим - земля, четвертым - растения, пятым - животные, шестым - человечество.

1-й небо Воху-Ман (благая мысль)

2-й вода Ардавахист (совершенная правдивость)

3-й земля Шахревар (желанная власть)

4-й растения Спендармат (щедрая преданность)

5-й животные Хорвадад (целостность)

6-й человечество Амеродад (бессмертие)

7-й звезды неба

Хормазд произвел освещение между небом и землей, звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, а затем Луной , а после Солнцем.

Сначала он создал небесную сферу, и

8-й назначение четырех стражей По образу и подобию военной армии, предназначенной для битвы, они распорядились каждым отдельным созвездием из этих 6480 тысяч маленьких звезд, как своими помощниками; и среди этих созвездий 4 вождя, назначенных на 4-ре стороны света являются главными.

Tistar- вождь востока. Sataves- запада. Vanand- Юга. Haptok-ringсевера.

Великим из тех, что они называют Гах (время дня), о котором они говорят, что он великий середины неба.

9-й созвездия (Хормазд) назначил ей звезды созвездий, особенно те двенадцать ...(зодиакальные ).

которые от своего первотворения были разделены на 28 делений.

И все доподлинно Его существа, пребывающие в мире, вверены им, так что, когда разрушитель наступает, они одолевают врага и свои собственные напасти и создания этого мира бывают спасены от своих врагов.

10-й планеты

11-й Луна

12-й Солнце

13-й Небесный свод Через меня возникло небо из вещества рубина без колонн, на духовной опоре далеко- охватывающего света;

14-й Недра Структура земли.

15-й Материки

16-й Вода

17-й Белая Хом

18-й Бык

19-й Гайомард

20-й воздух, ветер

21-й водоемы

22-й почва

23-й Растения

24-й Животные

25-й Человечество

26-й Огонь мира

27-й Огонь растений

28-й Огонь животных

29-й Огонь человечества

30-й

Близнецы

1-8 Близнецов Хормазд исполнял духовный обряд Язисны с архангелами (амешаспентами) в Рапитвин Гах, и в Язисне он обеспечивал все необходимые средства, чтоб одолеть врага.

Он совещался в сознанием (bod) и с духами- хранителями (fravahar) людей, и с всеведущей мудростью, внесенной затем среди людей, говоря: что кажется вам более продвигающим ?\" . \" Когда я вручу вас этому миру то, что вы будете состязаться в (своей) телесной форме с дьяволом, и дьявол погибнет, и в конце я снова приготовлю вас для совершенства и бессмертия, и в конце я верну вас обратно в мир, и вы будете всецело бессмертны, нетленны и безмятежны; или то, что вы всегда будете нуждаться в защите от разрушителя?\".

И тогда духи- хранители людей пришли к единому мнению с всеведущей мудростью о продвижении мира через зло, которое находит на них в этом мире от дьявола Аримана, и о становлении их, в конце концов, снова не подверженными нападкам (преследованию) врага, совершенными и бессмертными в будущем существовании навечно и навсегда.

9-13 Близнецов

... и эти твари, созданные разрушителем, восстали для насилия.

Хормазд, которому эти создания злого духа были ясно видны, создания ужасные, извращенные и злые, не находил их, к тому же, достойными одобрения (хвалы).

Потом, и злой дух увидел создания Хормазда; они проявились, многочисленные существа (вызывающие) восхищение, пытливые (вопрошающие) существа, и они казались ему достойными хвалы, и он хвалил творения и творчество Хормазда.

Затем Хормазд со знанием, от которого возможен путь к конечной цели, пошел навстречу злому духу и предложил ему мир, и сказал так: \" Злой дух! Окажи содействие моим созданиям и вознеси хвалу! с тем, чтобы в награду за это ты и твои творения смогли стать бессмертными и нетленными, свободными от голода и жажды\".

Тогда Злой дух вскричал: \" Я не умру, и не буду помогать твоим созданиям, и не стану возносить хвалу среди созданных тобой существ и я не един с тобой во мнении насчет благих вещей. Я буду разрушать твои создания вечно и всегда, более того, я вызову у всех твоих существ неприязнь к тебе и привязанность ко мне\".

И объяснение этого в том, что злой дух узрел в таком образе действий Хормазда, что Он беспомощен, и (именно) поэтому Он обратился к нему с уважением, и (именно) поэтому Он предложил ему мир; и Он (злой дух) не согласился, но затеял сводить счеты в столкновении с Ним.

И Хормазд сказал так: \" Ты не всеведущий и не всемогущий, О злой дух! Так что разрушить меня- выше твоих сил, и выше твоих сил заставить мои создания отвратиться от моего притяжения.

Тогда через всеведение Хормазд знал, что: \" Если я не подарю ему период (некий срок соревнования), то у него появиться возможность поступать так, что он, вероятно, сумеет вызвать обольщение (прельстит собой мои создания. Ведь даже теперь есть в человечестве многие смешанного типа, которые осуществляют больше ложного, чем правильного\".

И Хормазд сказал злому духу так: \" Назначим время! Пусть смешение противоречий длится 9 тыс. лет\". Ибо он знал, что путем назначения этого срока злой дух мог быть уничтожен.

Тогда злой дух, ненаблюдательный и невежественный, удовлетворился этим уговором (соглашением): поистине, как два человека, которые поссорились между собой; условливаются о времени: \"Давай назначим такой-то день для драки (боя)\".

Хормазд знал и то, что через всеведение, что в пределах этих девяти тысяч лет, 3 тыс. лет все будет происходить согласно воле Хормазда, 3 тыс. лет будет смешение воли Хормазда и воли Аримана и последние 3 тыс. лет злой дух станет немощным, и они изгонят врага прочь.

После этого, Хормазд единожды произнес Ахунвар так:... Он также показал злому духу Свое торжество в конце, и бессилие злого духа. Полное уничтожение демонов и воскрешение и безмятежное будущее существование (своих) созданий вечно и всегда.

И злой дух , который ощутил собственное бессилие и понял, что демоны уничтожены, пришел в смятение и пал обратно в темный мрак.

Поистине так произнесено в откровении, что когда была произнесена одна из ее (Ахунвара) 3-х частей, злой дух сжал свое тело от страха, а когда были произнесены две ее части, он пал на колени, когда же она была произнесена полностью, он пришел в смятение и бессилие, словно от вреда, который он причинял существам Хормазда. И он оставался в замешательстве 3 тыс. лет.

14-27 Близнецов

.. злой дух, когда он узрел свое бессилие, и собственное, и благодаря праведному человеку, пришел в смущение и оказался пребывающим в замешательстве 3 тыс. лет.

В продолжении этого замешательства махадэвы из демонов по очереди возглашали так: \" Восстань же ты, наш отец! Ибо мы намерены учинить противоречия в этом мире, отчего вред и горе постигнет тех, кто от Хормазда и Амешаспентов\".

По очередь они дважды перечисляли присущие им злые дела, но это не удовлетворяло его: и этот нечестивый дух из страха перед праведным человеком, был не в силах поднять свою голову до поры, пока не пришла нечестивая Гех по завершении 3 тыс.

лет.

И Она возопила к злому духу так: \" Восстань же ты, наш отец! Ибо я стану учинять это противоречие в мире, покуда не взрастут вред и горе Хормазду и Амешаспентам\".

И она дважды по порядку перечислила свойственные ей злые дела. Но это не удовлетворило его: этот нечестивый злой дух не восстал от своего замешательства и страха перед праведным человеком.

И снова взывала нечестивая Гех: \" Восстань же ты, о наш отец! Ибо в этом противоречии я изолью так много досады на праведного человека и на рабочего быка, что через мои дела им не захочется жизни, и я разрушу их живые души; и я разволную эту воду, я растревожу растения, и я раздразню огонь Хормазда, все творение Хормазда станет у меня раздраженным и лишенным покоя.

И Она так перечисляла эти злые дела во второй раз, что злой дух восхитился и восстал от своего замешательства: и он поцеловал Гех в голову, и осквернение которое они называют менструацией, стало явным в Гех.

И он воззвал к Гех так: \" Каково твое желание? Такое, чтобы я мог дать его тебе?

\" И Гех возгласила злому духу: \" Человек- вот мое желание, так что дай его мне\".

Формой злого духа было бревноподобное тело ящерицы, но он явился Гех юношей 15-ти лет, и это понесло к нему помыслы Гех.

28-30 Близнецов Перед его приходом к быку Хормазд пустил на землю исцеляющий плод, который называют \"bina\", скудный водой, открыто перед его глазами, чтоб хоть немного облегчить ему ущерб и неудобство от этого бедствия.

И перед его приходом к Гайомарду, Хормазд вызвал пот у Гайомарда, длившийся столько времени, сколько он мог повторять молитву из одной строфы; более того, Хормазд преобразил этот пот в юное тело человека пятнадцати лет, высокое и лучезарное.

Рак

1-й нападение Аримана Вслед за тем злой дух, объединившись в союз с демонами, направился к светилам; и он увидел небо; и он возвел наверх их, преисполненных злобных намерений.

(И) он встал на одной трети среди неба и он прыгнул, подобно змее, с неба на землю.

В месяце Фравардине, в день Хормазда он обрушился в полдень. Отчего небо раскололось и устрашилось им, как овца (устрашается) волком.

2-й осквернение воды

И он накинулся на воду, которая располагалась ниже земли,

3-й осквернение земли

и затем, пробив середину этой земли, он вошел в нее.

4-й осквернение растений

После этого, он пришел к растениям...

И паразитирующие насекомые были рассеяны им по всей растительности, и она немедленно завяла.

5-й смерть быка

... Бык стал тощим и больным, и покуда его дыхание уходило, и он умирал, он сказал так: \" Скот должен быть сотворен, и его дело, труд и забота предопределены\".

6-й смерть Гайомарда

Когда Гайромард истекал потом, он видел мир темным, как ночь, и землю, как если бы на ней не осталось даже острия иглы, свободной от ядовитых тварей.

И злой дух думал. что все создания Хормазда были приведены в негодность, кроме Гайомарта: и Асто-видад. с тысячью демонов, вызывающих смерть, был послан им на Гайомарда.

Но назначенное ему время еще не пришло, и он (Asto-vidad) не добыл средств заарканить его; т.к. сказано, что когда пришло противодействие злого духа, тогда срок жизни и правления Гайомарда был определен в тридцать лет и Гайомард говорил так: \" Хотя разрушитель пришел, все человечество будет моего рода, и хорошо уже одно то, когда они исполняют долг и добрые дела.

7-й осквернение огня

И после этого, он (злой дух) пришел к огню и он смешал с ним дым и темноту.

8-й твари Аримана прорывают небесную сферу Планеты со многими демонами прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия: и все мироздание было обезображено так, как если бы огонь изуродовал всякое место, и дым взошел над ним.

... Небесная сфера была во вращении, и солнце, и луна оставались в движении: и мировая борьба, вызванная ропотом мазайниканских демонов, была в созвездиях.

... поистине, подобно мухе, он набросился на все творение; и он столь совершенно повредил и омрачил этот мир, как будто среди дня настала ночь.

Вредоносные существа были разбросаны им по всей земле... так что не более чем острие иглы оставалось свободным от ядовитых тварей.

И алчность, нужда, страдания, голод, болезни, вожделение и апатия, распространились им повсюду...

9-й восстановление неба и низвержение Аримана в Ад.

Семь вождей планет приблизились к 7 вождям созвездий, а именно: планета Меркурий (Tir) - к Тиштару, планета Марс (Vahram)- к Хапток-Ринг, планета Юпитер (Auharmazd)- к Вананду, планета Венера (Anahid)- к Сатавес, планета Сатурн (Kevan)- к великому середины неба. Гокихар и вороватый Муспар, снабженный хвостами - к Солнцу, Луне и звездам. По взаимному согласию Солнце присоединило Муспар к своему излучению, чтобы уменьшить его способность вредить.

Сам дух неба подобен одному из воинов, одетых в броню; он вооружил небо против злого духа и продолжал вести борьбу, пока Хормазд завершал крепостной вал вокруг неба, крепче неба и перед небом.

И был сооружен крепостной вал неба (небесный бастион) с тем, чтобы враг не мог более смешаться с ним.

И девять дней и ночей небесные ангелы сражались в этом мире с объединенными силами демонов злого духа; и повергли их смятенных в ад; Ад находится в середине земли: там, где злой дух пронзил, напал на нее, так что владения этого мира обратились в двойственные, и гонения, раздоры и смешение высокого с низким стали проявляться.

10-й Очищение воды.

И после этого, дух ветра, чтобы не могло произойти загрязнения, расшевелил ветер и атмосферу, как жизнь шевелится в теле, и вся вода была увлечена им и разнесена к границам земли, и широководный океан возник от этого.

Вредоносные твари остались мертвыми в земле, и их смрад и яд были смешаны с землей, и для того, чтоб удалить этот яд из земли, Тистар опустился в океан в форме белой лошади с продолговатыми копытами.

И Апаош демон, вышел навстречу ему в виде черной лошади с неуклюжими (kung)

копытами; в миле (parasand) от него взлетел Тистар от испуга, который погнал его прочь. И молить стал Хормазда об удаче Тистар и Хормазд дал ему силу и мощь, как сказано, что тотчас в Тистара вошла сила десяти быстрых лошадей, десяти энергичных верблюдов, десяти могучих быков, десяти гор и десяти рек. В миле от него взлетел Апаош, демон, устрашенный его силой; по этой причине они говорят о выстреле стрелы с силой Тистара, в смысле \" на одну милю\".

После этого, тучей словно кувшином (khumb) - так они называют меру, которая была средством (применялась) для этой работы- он черпал воду и делал дождь, самый необыкновенный, с каплями величиной с бычью голову, которые проливались охапками и пригоршнями, и большими, и малыми.

На протяжении этого дождя демоны Аспенгаргак и Апаош соперничали с ним (с дождем), и огонь Вазист превратился в его (дождя) дубинку; и от ударов этой дубинки Аспенгаргак исторгал заунывнейший шум, проявляя неистовую ярость, как это происходит и теперь.

И десять дней и ночей он производил дождь таким способом, и яд и злоба вредоносных созданий смешались с водой, и вода стала совсем соленой потому, что в земле остались кое-какие из тех зародышей, которые вечно накапливают вредоносные существа.

Вслед за тем ветер, таким же путем, как и раньше, обуздал воду. К концу 3-х дней (разогнав ее) в разные стороны земли; и три великих моря и двадцать три малых моря возникли от этого; и там стали проявляться два истока (kashmak) моря: один - озера Кекаст, а другой Совбар, чьи источники (ключи) связаны с источником моря.

И с его (Hugar) северной стороны стекало две реки, и текли - одна на восток, а другая на запад; это реки Араг и Вех; как сказано: \" Через утолщение этих шириной в палец ты изливаешь и гонишь вдаль такие воды, о Хормазд!\".

Обе эти реки вьются вдоль всех краев земли и снова смешиваются с водой широководного океана. Как и эти две реки, совершают свое движение еще 18 судоходных рек, которые берут начало из того же истока, что и они, а после - и другие воды исходят из этих судоходных потоков, и все они возвращаются снова в реку Араг и реку Вех, от которых, вследствие этого, происходит оплодотворение (khvapardarih) мира.

11-й Восстановление земли

Когда обрушился злой дух, земля сотряслась и в ней образовалось вещество гор.

Сначала встала гора Эльборц; вслед за тем другие цепи гор из середины земли; ибо, когда встал Эльборц; все остальные горы оставались в движении, т.к. все они выросли от корня Эльборца.

Образование континентов

В тот день, когда Тистар произвел дождь, когда от этого возникли ее моря, все пространство наполовину покрытое водой, было превращено в 7 долей, та доля которая представляет собой половину (от всего) находится в середине, а шесть остальных вокруг. Эти 6 долей составленные вместе таковы, как один Хванирас.

К ним применялось также название Keshvar (\"зона\" или \"край\"), и они существовали рядом; и если с восточной стороны этой доли (Хванираса) лежит край Савах, то с западной- край Арзах, две доли с южной стороны - это края Фрададафша и Видадафша, а две доли с севера - края Ворубарста и Воругарста, а та что в середине- Хванирас.

И в Хванирасе есть море, ибо одна часть широководного океана омывает его (вокруг); Ибо Хванирас дал кайянов и героев, и добрая религия маздаяснийцев взошла в Хванирасе, и уже потом передавалась другим областям; и Саошианс, который сделает злого духа бессильным и вызовет воскрешение и будущее существование, рожден в Хванирасе.

От места , где солнце восходит в самый длинный день, до того где оно восходит в самый короткий день, лежит восточная область Савах; от места, где оно восходит в самый короткий день, до того, где оно уходит в самый короткий день, лежат направления южных областей Фрададафша и Видадафша; от места , где оно заходит в самый короткий день, до места, где оно заходит в самый длинный день, лежит западная область Арзах, от места, где восходит в самый длинный день, до того, где оно заходит в самый длинный день, лежат северные края Ворубарста и Воругарста.

Когда солнце приходит, оно освещает области Саваха, Фрададафша, Видадафша половину Хванираса; когда оно уходит на темную сторону, то освещает области Арзаха, Ворубарста, Воругарста и другую половину Хванираса; когда здесь - день, там- ночь.

12-й восстановление растений

Столкновение с растениями было такого, когда они стали совсем сухими.

Амеродад, т.к. растительное царство было его владением, немного растолок растения и смешал их с водой, которую черпал Тистар, и Тистар сделал эту воду дождем, выпавшим по всей земле.

И по всей земле выросли растения, подобно волосам на головах людей.

Десять тысяч их выросло одного особого вида для изгнания 10 тыс. болезней, которые произвел для созданий злой дух; и от этих десяти тысяч произошло 100 тыс.

Из того же зачатка растений было сотворено и выросло в широководном океане древо всех зародышей, от которого с тех пор размножаются зародыши всех видов.

И близ этого дерева всех зародышей было взращено дерево Гокард для изгнания обезображивающей дряхлости; и от этого возникла полное совершенство мира.

13-й Восстановление животных

Семя быка было вознесено на лунную станцию; там оно было тщательно очищено и произвело множество видов животных.

Сначала двум быкам, одному самцу и одной самке, а затем по одной паре каждого отдельного вида было позволено сойти на землю, и была видимость в Airan-veg на один Hazar (милю), который составляет около Parasanga (лиги); Сказано, что вследствие ценности быка, он был сотворен дважды, один раз как бык, а в другой - как множество видов животных.

Тысячу дней и ночей они пребывали без еды, а потом стали поглощать сперва воду, а затем траву.

И после этого, 3 класса животных были произведены от него.

Первые - коза и овца Вторым - верблюд и свинья Третьим - лошадь и осел Ибо первыми были сотворены от него те, что сотворены от него те, что пригодны для пастбищ, те, которые теперь держаться в долине.

вторыми - те, что пребывают на вершинах холмов, вечно странствующие, без привычек к руке.

третьими были созданы те, что обитают в воде (ограде).

Первый род тот, который имеет ступню, раздвоенную надвое, и способен пастись.

Второй род- осло-ногие, из которых быстрая лошадь- наибольшая, а осел наименьший.

Третий род- тот, что с пяти-дольной лапой из которых собака наибольшая, а виверра- наименьшая Четвертый род- летающие, из которых Грифон (Синмурф)- больше всех, а зяблик самый маленький.

Пятый род- водные, из которых самая крупная Kar-рыба, а Nemdu- мелкая.

Эти 5 родов разделены на 282 вида.

14-й природа людей

О природе людей сказано в откровении, что когда Гайомард при кончине изверг из себя семя, что семя было тщательно очищено путем движения света Солнца, и Neryosang взял на себя хранение двух порций, и Spendarmad получила одну порцию.

За сорок лет в форме одноствольного растения Rivas (ревень), и за пятнадцать лет его пятнадцать листьев, Mashya и Mashoya выросли из земли таким образом, что их руки были заложены за плечи, и соединены друг с другом. Они были связаны вместе и были похожи друг на друга. И их талии были сближены и так соединены между собой, что было не ясно, кто из них мужского, а кто женского пола, и в ком из них обитает живая душа Хормазда.

И оба они изменились из формы растения в форму человека, и дыхание (nisto) , которое и есть душа вошло в них духовно; и более того, тогда по этому подобию выросло дерево, чей плод был десятью разновидностями человека.

Хормазд говорил Маша и Машойя так: \" Вы- человеческий род, Вы прародители этого мира; и Вы сотворены мною совершенными в преданности; так исполняйте преданно обязанности закона, мыслите добрые мысли, говорите добрые слова, делайте добрые дела и не поклоняйтесь никаким демонам !\".

И первое, что они помыслили, было то, что каждый из них должен приносить радость другому, как человек человеку. И первое дело, которое они совершили, когда они вышли наружу, это они тщательно вымылись и первые слова, которые они произнесли, были те, что Хормазд сотворил воду и землю, растения и животных, звезды и луну, и солнце, и все процветание, чей источник и действие от проявленной праведности.

Но впоследствии вражда проникла в их умы, их мышление основательно извратилось, и они возгласили... хвалу Ариману (первородный грех).

Ком: В Арийской традиции первородным грехом считается не половой акт, а поклонению Ариману, которое и явилось причиной последующих страданий человечества.

... и они извлекли огонь из дерева лотус-сливы и самшита, через водительство небесных ангелов, т.к. обе эти древесины оказались наилучшими производителями огня для них; и они возбудили огонь своими ртами; и первым топливом, зажженным ими, была сухая трава, Kendar, лотос, листья финиковой пальмы и мирт; и они сделали жаркое из овцы.

И они бросили три пригоршни мяса в огонь со словами: \" Это доля огня\", один кусок остального они метнули в небо со словами: \" это доля ангелов\" . А птица гриф , приблизившись, унесла немного поодаль от места перед ними, т.к. собака съела первое мясо.

От них родилось пятнадцать пар, из которых каждая отдельная пара стала расой, и от них пошло постоянное продолжение рода этого мира.

Вследствие увеличения всех пятнадцати рас, девять рас переправились на спине быка Sarsaok через широководный океан в другие 6 областей и остались там; а шесть рас остались в Хванирасе.

15-й природа огня

О природе огня сказано в откровении, что огонь произведен пяти родов.

огонь Berezi-savang- огонь, который вздымается перед Хормаздом.

огонь Vohu-fryar - огонь в телах людей и животных.

огонь Urvazist - тот, что в растениях огонь Vazist - тот, который в туче, что противостоит Аспендарику.

огонь Spenist, который они поддерживают в этом мире.

Огонь Frobak, Gusasp и Burzin-Mitro есть полное тело огня Vahram.

16- Сийямак

17- Хошиянг

Хошиянг, был сыном Фравака, сына Сийямака, сына Машойи, сына Гайомарда Видевдад ХХ, 7 \" этот древний закон был тот, который он (Хошиянг) первый установил . Следование закону верховной власти\".

18- Тахморуп

Тахмуруп был сыном Вивангхау, сына Янгхада, сына Хошиянга Йима , Тахморуп, Спитур и Нарсих, которого они называют \" Рашну из Кино\"- все были братья.

Царь Тахморуп подчинил бесов и заставил их работать. Из Аримана он сделал лошадь и ездил на нем верхом.

19-й Древо Гокард

О природе дерева Гокард в откровении сказано, что был первый день, когда оно выросло в глубокой грязи в широководном океане: и оно необходимо, как творящее обновление вселенной, т.к. из него они готовят ее бессмертие. (Гокард это белая Хом).

А среди тех, что вошли, как противники, злой дух сотворил там ящерицу, как противодействующую в этой глубокой воде, чтобы она могла вредить Хоме.

И чтобы не подпускать (к ней) эту ящерицу, Хормазд создал десять рыб Kar, которые во все времена неустанно ходят вокруг Хомы, так что голова одной из них постоянно повернута к ящерице.

И вместе с ящерицей эти рыбы питаются духовно, т.е. им не нужно никакой пищи: и до обновления вселенной будет продолжаться их соперничество.

20-й древо всех семян Древо многих семян выросло посреди широководного океана, и в его семени- все растения: говорят, что оно правильно-исцеляющее.

Между этими деревьями поставлена гора со впадинами 9999 тысяч мириадов, каждый мириад в десять тысяч.

Этой горе дано покровительство над водами так, что вода течет оттуда в русла ручьев по всей земле семи областей, ибо источник всей морской воды в землях семи областей- там.

21-й Источник Аредвисуры

О природе морей сказано в откровении, что широководный океан держит одну треть этой земли на южной стороне границы Эльборца и так широководен этот океан, что вода тысячи озер удерживается им, как например, источник Aredvisur, о котором говорят, что он- перво-озеро (ключ-озеро).

Из-за тепла и прозрачности воды, очищающей более, чем другие виды воды, все непрерывно истекает из источника Aredvisur.

На южной стороне горы Эльборц сооружено сто тысяч золотых каналов, и эта вода с ее теплом и чистотой поступает по этим каналам на величественный Hugar, высочайший; на вершине этой горы есть озеро Urvis. Она втекает в это озеро, полностью очищается и возвращается обратно по другому золотому каналу.

На высоте в тысячу людей открытое золотое ответвление этого канала соединено с горой Ausindom посреди широководного океана: отсюда одна часть течет в океан для очищения моря, а другая часть проявляется, как влажность (моросит сыростью) по всей земле, и все создания Хормазда приобретают от нее здоровье, и она разбавляет сухость атмосферы.

Из ленных морей три являются главными, а двадцать три меньшими.

Из трех главных, одно - море Putic другое- Kamrud и третье Sahi-bun.

Из всех трех, Putik -наибольшее, где есть прилив и отлив на той же стороне, где и широководный океан, и оно соединено с ним.

Посреди этого просторно разлитого океана, на стороне Путик имеется море, которое они называют залив Sataves.

Густой и соленый смрадный поток стремится пройти из моря Путик в широководный океан: но могучим высотным ветром оттуда залив Sataves изгоняет все, что ни есть смрадное , а все что ни есть чистое и очищенное, входит в широководный океан и в источник Аредвисуры; а то втекает обратно, во второй раз, в Путик.

Управление этого моря связано в Луной и ветром: оно поднимается и опускается, в прибывании и убыли, из-за ее круговорота.

А управление заливом Сатавес закреплено за созвездием Сатавес, под чьим покровительством находятся моря южной четверти, поистине как те, что на северной стороне находятся под защитой Haptok-ring.

22-й озера

О природе озер сказано в откровении, что так много источников вод открывается взору, тех , что они называют озерами (var). двойники человеческих глаз (kashm)

эти источники вод, такие как озеро Кекаст, озеро Совбар, озеро Хваризем, озеро Фраздан, озеро Зариманд, озеро Асваст, озеро Хасру, озеро Сатавес, озеро Урвис.

23-й реки

О природе рек сказано в откровении, что эти две реки текут с севера, отчасти с Эльборца и отчасти с Эльборца Хормазда, одна к западу, та что Араг, и одна к востоку, та что река Вех.

И вслед за ними еще восемнадцать рек потекли из того же источника, поистине, как остальные воды произошли от них в великом множестве: ибо говорят, что они вытекали одна из другой так быстро, как (звук голоса), когда человек без конца вторит Ашем-Воху.

Все они, с той же самой водой, снова смешивались с этими реками, т.е. с рекой Араг и рекой Вех. Обе они вершат непрерывный круг по двум оконечностям (краям)

земли и приходят в море: и все области земли угощаются от возлияний вод их обеих, которые после того, как вместе достигают широководного океана, возвращаются к истокам, откуда они вышли: т.к. сказано в откровении, что, поистине, как свет входит (через Эльборц) и выходит через Эльборц, так и вода сходит с Эльборца и уходит через Эльборц.

24-й горы

О природе гор сказано в откровении, что, во-первых, горы выросли за 18 лет : а Эльборц рос непрерывно до завершения 800 лет; 200 лет до звездной станции, 200 лет до лунной станции, 200 лет до солнечной станции и 200 лет до бесконечного света.

Тогда как другие горы выросли от Эльборца в числе 2244...

Эльборц стоит вокруг этой земли и связан с небом.

Терак Эльборца тот самый, через который звезды, луна и солнце проходят, и через который они возвращаются вновь.

Величественный Хугар, тот с которого прыгает вниз вода Аредвисуры с высоты в тысячу людей.

Гора Аусиндом, будучи из рубина, вещества неба, находится в середине широководного океана так, что его вода, которая с Хугара, низвергаясь, вливается в него.

Kakad-i-Daitik (судейский пик) - тот, что в середине мира и высотой в сотню людей, на котором стоит мост Kinvar: и они берут отчет (расчет) деяний души на этом месте.

Хребет Арезуры - вершина при вратах ада, где они постоянно сдерживают скопище демонов.

Сказано также, что помимо Эльборца Апарсен - величайшая; гору Апарсен они называют горой Парс, и ее начало в Сагастане, а ее конец Кугистане.

Великая гора Манус - та , на которой был рожден Манучихар.

25-й травы

Когда отошел первозданный бык, там, где вытек его костный мозг, проросло 55 видов зерна и выросло 12 видов лекарственных растений.

... Из рогов возник горох из носа лук из крови виноградная лоза из легких травы подобные руте из сердцевины сердца чабрец для изгнания зловония.

Когда семена всех растений с теми, что от первозданного быка, появляются на нем, каждый год, птица Камрос стряхивает из с дерева всех семян и смешивает с водой; Тистар зачерпывает их с дождевой водой и выливает их в виде дождя на все области.

Хормазд Мирт и жасмин

Воху-Ман Белый жасмин

Аша-Вахишта Мышиные ушки (душистый майоран)

Шахревар Королевский базилик

Спента-Армаити Мускусный цветок

Хаурват Лилия

Амертат Kamba

Хварна Пахнущая апельсином мята

Атар Ноготки

Апам-Напад Водяная Лилия

Хваршат Белый marv

Махranges

Тиштар Фиалка

Геуш-урван moren

Аредвисура Karda

МитраФиалки

Сраоша Красная хризантема

Рашну Собачья роза

Фраваши Петушиный гребешок

Бахрам Sisebar

Рамман Желтая хризантема

Вата Мята

ВаюТригонелла

ДаэнаСтолепестковая роза

АшаДикие цветы

Арштад Белая хом

АсманХлебопекарный базилик