Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Елена Кабанова, Инесса Ципоркина



Стерва высшей пробы. Игра по правилам и без

А ты кто такой?!

Написав изрядное количество книг на тему «Жизнь замечательной женщины» — про то, как стерва действует и думает в разных обстоятельствах, мы, авторы… несколько растерялись. Неожиданно стало ясно, что четкого представления о том, про кого мы пишем, у читательских масс нет и не предвидится. И каждый, кто возьмет в руки нашу книжку, станет думать «на другого». Вернее, на другую. В общем, не на ту, о которой следует. Кто-то вообразит пустоголовую взбалмошную нимфетку, кто-то — гиену в образе человеческом, кто-то — бензопилу модели «Любовь до гроба», а кто-то вообще припомнит свою свекровь. Есть разные варианты. Объединяет их одно: рамок у понятия «стерва» нет. Это обозначение не столько качеств натуры, сколько определенных ее проявлений. Скажем так, проявлений, которые вызывают у присутствующих резкие перепады артериального давления. Как говорила участница телеигры «Двенадцать негритят»: «Я стервозна по своей природе, могу полы мыть голой». Сильно. Хотя при чем тут стервозность? Это глупость, густо замешанная на эксгибиционизме, молодом задоре и общей неразборчивости. То есть особа с такими бурными проявлениями своего «я» испокон веков называется «дурой». И является как раз классическим антиподом стервы. Вспомни народную поговорку: «Стервой назвали? Не реви. Главное, чтоб дурой не называли!»

Что же тогда делать дуре с ее бушующими эмоциями и необоримым желанием явить себя миру? Честно обозначиться? Вот она, я, дура, полюбуйтесь на меня! Как-то непрестижно. Да и внимание получишь совсем другого сорта, чем хотелось бы. Значит, надо назвать себя поинтересней. Чтобы сам звук имени внушал легкий страх и большое уважение. Вот и зовут себя «стервами». И стиль поведения себе выдумывают такой, какой, по их мнению, может быть присущ стерве. Только у них все равно выходит по-дурацки. Всего один внимательный взгляд на «персону» — и ты уже понимаешь кто перед тобой. Дура, истеричка, подлая баба или озлобленная трусиха. Имя им — легион, представительницам психологических конфессий, стремящихся перекраситься под стерву. Им хочется выглядеть стервами, но, увы, выделываемые ими кунштюки — только кажущиеся знаки стервозности.

И, по большому счету, не в них дело. Дело в нестандартной индивидуальности, для которой свое «я» дороже, чем абстрактные «вечные ценности» и «неоспоримые добродетели». И многим дамам просто-напросто не хватает смелости, чтобы опознать в себе стерву. Нам вот, например, повезло. Когда-то, на заре туманной юности, наш общий коллега, кандидат философских наук, услышал жалобу девушки юной Елены Кабановой на то, что ее назвали «стервой». Услышал и рассудил со свойственной ему философской глубиной: «А почему ты считаешь, что это плохо? К этому негативно относятся по инерции. Со стервами все глубже и тоньше. Понимаешь, есть женщины с высоким эмоциональным уровнем, а есть без. Последние меня, да и большинство остальных мужчин, совсем не интересуют. Я даже не уверен, что это женщины, а не овощи. Или бревна. А вот первые — которые с высоким эмоциональным уровнем — бывают двух разновидностей. Есть такие, у которых их высокий уровень эмоций выражается только в положительном диапазоне. Не знаю, как другие мужики, но я подобных баб больше недели выносить не могу. Зато вторые — куда-а интереснее… Это как раз женщины, у которых их высокий эмоциональный уровень выражается не только в положительных, но и в отрицательных эмоциях. И нередко на мужчину, который рядом. Так называемые стервы. Что тебе сказать о вас? С вами очень трудно, но жить без вас нельзя!» — «Так ты именно поэтому стал философом?» — прозрачно хихикнула девочка Леночка. — «Ну-у, ты и сте-ерва!» — был ей ответ.

Не, мы, разумеется, после этого разговора не кинулись сразу книжки писать. А вот бояться настаивать на своем интересе перестали. Не сразу, правда. Но жить стало до невероятности удобно и приятно. Работа, близкие люди, друзья — оставили только то, что действительно любим, что по-настоящему дорого. И с удовольствием избавились от хлама разного рода: представлений, деятельности, отношений. Того, с чем многие из нас просто не в состоянии расстаться, хотя именно эти вериги больше всего мешают жить и тянут ко дну. Но игра стоила свеч! За это имело смысл бороться! Самое занятное из всего этого заключается в том, что окружающие считают каждую из авторов «везунками по жизни». Нам нередко приходится слышать от знакомых такие тирады: «Да где тебе понять? У тебя нет таких проблем. Ты хорошо устроилась. Тебе — везет». Единственное, что мы можем абсолютно честно на это ответить: «Бля будем, мешок счастья на нас сверху не падал и хребтов нам не ломал». Просто маленький момент: то, что такие условия бытия создавались сознательно в процессе созидательной деятельности, знакомыми, как правило, упускается. Ведь грыжу на этом славном поприще мы себе так и не заработали. А люди почему-то предпочитают уважать трудовую мозоль и другие болячки. Весомые, зримые и не очень эстетичные знаки. Улавливать игры разума гораздо сложнее.

«Ох и трудная это работа — из болота тащить»… свое сознание, весьма удобно в том болоте устроившееся. Оно совсем не легче бегемота и не больше бегемота желает сотрудничать. Всякий, кому хочется стать полноценной личностью, проходит этап борьбы с собой. Скорее всего, то будет борьба сумо: инстинкты и стереотипы станут давить весом и объемом, стараясь завалить и задушить противника — формирующееся независимое «я». Чтобы гармонизировать взаимодействие этих мощных «стихий», уходят годы. А бывает, человек оставляет задачу самопознания и самосовершенствования как не имеющую решения. Да, признаем, задачка не из легких. Но ее необходимо решить. Хотя бы частично. Попробуем начать с ответа на вопрос: ты стерва?

Глава 1. Ты — стерва, или у тебя нервы не в порядке?

Начнем с некоторых жизненно важных вопросов. Как ты справляешься с постоянными раздражителями (в психологии их называют «конфликтогенами» — поскольку наш конфликт с окружающим миром складывается именно из реакции на неприятные нам вещи и явления)? Насколько тебе удается «взять себя в руки» в критической ситуации? Предлагаемый тест поможет ответить на животрепещущие вопросы.



Часть 1.



1. Раздражает ли тебя следующая картина.

Тетенька в летах, одетая как молоденькая девушка:

а) ее проблемы: не я же выгляжу нелепо, а она;

б) глаза б мои на нее не глядели;

в) просто не обращу на это внимание.



2. Смятая страница в журнале, который ты собиралась почитать:

а) разглажу страницу, она же не порвана;

б) неприятно, конечно, но ладно, сойдет и так;

в) ну почему, если я решу почитать журнал — непременно то страница мятая, а если не мятая, так на ней рожа глупая, а если не рожа, так статья идиотская.



3. Когда собеседник оказывается слишком близко к тебе, скажем, в трамвае в час пик:

а) с трудом себя сдерживаю, чтобы не съездить ему (ей) в ухо;

б) но я тоже к нему (ней) близко стою и также могу раздражать;

в) я на такие вещи внимания не обращаю.



4. Пьяный человек на улице:

а) я воспринимаю его как часть пейзажа;

б) все беды от таких, куда только милиция смотрит;

в) зрелище неприятное, но в любом обществе есть социальные язвы.



5. Когда незнакомый человек кашляет на тебя:

а) если переживать из-за каждого пустяка, не хватит никаких нервов;

б) таким место на больничной койке, а не в общественных местах;

в) неприятно, конечно, но не смертельно.



6. Когда кто-то грызет ногти:

а) какая невоспитанность;

б) да на здоровье;

в) чтобы себя привести в чувство, вспоминаю из Марка Твена, что «грызть чужие ногти … крайне недопустимо».



7. Когда кто-то смеется невпопад:

а) какой придурок (вариант: какая дура);

б) значит ему (ей) весело, а я потерплю;

в) хорошо, когда люди смеются.



8. Когда кто-то пытается навязать тебе свое мнение, учит тебя что и как делать:

а) экий болван, пусть займется собой;

б) я в этот момент отключаюсь и думаю о чем-то о своем;

в) вообще-то раздражает, но я не буду опускаться до его уровня и хамить в ответ.



9. Когда «предмет любви» постоянно опаздывает:

а) опаздывать — это дурной тон, и я постоянно об этом говорю;

б) устраивать скандал после опоздания, значит продлевать неприятности, лучше не зацикливаться;

в) кто не без греха, я тоже иногда опаздываю.



10. Когда в кинотеатре кто-то перед тобой все время вертится и комментирует фильм:

а) как мне хочется взять в руки «калаш» или «ремингтон» и разрядить обойму ему в голову;

б) если бы он заткнулся, было бы намного лучше;

в) а я смотрю кино и не обращаю внимание на психов.



11. Когда ты собираешься прочесть интересную книжку, а тебе уже подробно пересказывают ее содержание:

а) хочется стукнуть рассказчика и порвать книжку;

б) попрошу не рассказывать мне содержание, пока я не прочту;

в) чтобы не раздражаться, отключусь и не стану слушать, или перебью и заговорю о своем.



12. Когда тебе дарят ненужные предметы:

а) передарю его дарителю год спустя;

б) а кого не раздражает демонстративное проявление невнимания;

в) у меня как раз есть чуланчик для таких подарков.



13. Когда в общественном транспорте громко разговаривают:

а) отойду подальше, чтобы меньше доставал;

б) ну и пусть;

в) я не могу сосредоточиться на своих мыслях, чужой голос мне мешает, я сильно раздражаюсь.



14. Слишком сильный запах духов:

а) духи не фекалии;

б) да так надушенных в кутузку надо сажать, за преднамеренное нанесение вреда здоровью окружающих;

в) успокаиваю себя тем, что в свое время я тоже экспериментировала и не сразу обрела чувство меры.



15. Человек, который во время разговора сильно жестикулирует:

а) у каждого свои недостатки, но легче нам заметить чужие;

б) а я громко, фальшиво, но с удовольствием пою;

в) от его жестов у меня рябит в глазах, жужжит в ушах, и если он не получит от меня промеж глаз, может считать, что ему крупно повезло.



16. Коллега, который часто употребляет иностранные слова:

а) от его навязчивой псевдообразованности меня стошнит прямо сейчас;

б) если я терпела все его глупости, то почему бы мне потом не посмеяться над этим в курилке с другими сотрудниками;

в) ну, не говорит же он со мной постоянно на китайском, и на том спасибо.



Подсчитай баллы по следующей схеме:



1. а — 1; б — 3; в — 0.

2. а — 0; б — 1; в — 3.

3. а — 3; б — 1; в — 0.

4. а — 0; б — 3; в — 1.

5. а — 0; б — 3; в — 1.

6. а — 3; б — 0; в — 1.

7. а — 3; б — 1; в — 0.

8. а — 3; б — 0; в — 1.

9. а — 3; б — 1; в — 0.

10. а — 3; б — 1; в — 0.

11. а — 3; б — 0; в — 1.

12. а — 1; б — 3; в — 0.

13. а — 1; б — 0; в — 3.

14. а — 0; б — 3; в — 1.

15. а — 1; б — 0; в — 3.

16. а — 3; б — 1; в — 0.



Более 43 баллов. Можно сказать, что ты потенциальный пациент клиники неврозов. Ты вспыльчива, легко выходишь из себя. Раздражаешься даже на незначительные вещи. Любое отступление от правил тебя травмирует. А ты, в свою очередь, травмируешь окружающих. Но жизнь состоит из отступлений от правил, это случается на каждом шагу. Это норма. В общем, исправляться стоит тебе. Что исправлять, подумай сама: здоровье или натуру. И заняться этим стоит специалисту, потому как случай нехитрый, но очень запущенный. Хранить в себе постоянно извергающийся вулкан, не давать выхода огню и лаве — такое человеку не под силу. А изливать продукты извержения на окружающих — прямая дорога к тому, чтобы заработать славу «психованной бабы». Сомнительное удовольствие, ничего не скажешь. Лучше сосредоточиться на тех вещах, от которых можешь получать радость. И постарайся расширить сферу «позитива» в своей жизни.

От 8 до 42 баллов. Ты относишься к группе людей, у которых «все в порядке». Ты реагируешь только на определенные «индивидуальные» раздражители, но из обычных бытовых неприятностей драму делать не станешь. Великое достижение — особенно в современном мире, где любая ерунда может серьезно повредить психике! Такая терпимость и снисходительность помогает жить как тебе самой, так и окружающим тебя людям. Ты умеешь повернуться спиной к «конфликтогенам» и достаточно легко про них забываешь. Это не легкомыслие, и не слабость — наоборот, это сила натуры. Поэтому не пытайся «ужесточить» свое поведение и свое отношение к миру, что бы тебе ни говорили. С тобой приятно общаться, не забывай об этом. Береги и цени свое душевное спокойствие и гармоничное взаимодействие с реальностью.

До 8 баллов. Существует две возможных характеристики твоей «непробиваемости». Или данный тест оказался недостаточно исчерпывающим, и твои уязвимые стороны в нем не отразились. Или, душа моя, крепкая же ты особа! Крепче дуба и брони. Твое спокойствие временами напоминает аутизм или фатальную невосприимчивость. Похоже, ничто тебя по-настоящему не волнует, не трогает, не беспокоит, не занимает. А, может, у тебя превратные представления о том, как должен воспринимать окружающий мир по-настоящему сильный человек? Или ты так глубоко ушла в себя, что снаружи уже не докричаться? Или, совсем в крайнем случае, ты та самая мешающая спать соседка, которую так мечтала убить Земфира. Словом, твою невозмутимость впору назвать «последним покоем». Достигнутой нирваной, за которой лежит полное отрешение от всего мирского и окончательный выход из круга реинкарнаций. Есть над чем задуматься.



Часть 2.



1. Тебя захлестывают эмоции:

а) я все принимаю близко к сердцу, для меня размолвка на работе и война в Ираке одинаковое потрясение;

б) нервные клетки не восстанавливаются, колыхать воздух эмоциями — пустое дело;

в) время от времени не могу себя сдержать;

г) по своей природе я эмоциональна и впечатлительна.



2. Ты стараешься избегать неловких ситуаций и людей, при общении с которыми ты испытываешь дискомфорт:

а) всегда стараюсь улизнуть, не хочу лишних неприятностей на свою голову и вторые 90;

б) периодически, когда чувствую, что я психологически не готова;

в) нет, я всегда привыкла отстаивать свою точку зрения;

г) я не нарываюсь, но и не прячусь.



3. Ты ждешь одобрения своих поступков от окружающих, зависима от их мнения:

а) у меня своя голова на плечах есть, а что думают другие — мне по барабану;

б) только от очень узкого круга людей, которым я доверяю и которых люблю;

в) мы живем среди людей, я всегда ориентируюсь на мнение окружающих и корректирую свое поведение;

г) приходится обращать внимание на мнение окружающих, иначе не уловишь «что такое хорошо и что такое плохо».



4. Ты смотришь на себя со стороны:

а) в самых критических ситуациях;

б) если время от времени этим не заниматься — будешь смешно выглядеть;

в) это не моя забота, это — чужие проблемы;

г) если не будешь все время смотреть на себя со стороны, то не поймешь какое впечатление ты производишь на окружающих.



5. Ты боишься оставаться в одиночестве:

а) я не люблю оставаться в одиночестве, хотя наедине с собой чувствую себя более уверенно, чем в обществе людей;

б) оно для меня невыносимо;

в) периодически одиночество мне необходимо;

г) я одиночества не боюсь, мне всегда есть чем заняться.



6. У тебя возникает ли ощущение, что ты больше не можешь контролировать ход своей жизни, что ты себе не хозяйка:

а) у меня все под контролем, своя голова на плечах и чужой мне не надо;

б) за меня сначала отвечали родители, в школе — учителя, теперь — муж;

в) я по природе фаталистка, все контролировать невозможно, как говорится: судьба играет человеком;

г) когда у меня возникает такое чувство, я стараюсь не упускать время и быстро привожу свои дела в порядок.



7. Ты считаешь, что ощущение подавленности — это признак слабости:

а) когда испытываешь страх перед будущим, то постоянно чувствуешь себя подавленной;

б) сильные люди нередко испытывают чувство подавленности, на таких давит ответственность, но сил у них при этом не убывает;

в) иногда чувство подавленности может сделать меня слабой;

г) когда я чувствую себя подавленной, то могу потерять и силы, и волю.



8. Ты считаешь, что стопроцентно хорошие взаимоотношения в принципе возможны:

а) иногда приятно помечтать, что где-то есть твоя половинка с которой у тебя все будет на миллион долларов;

б) многие люди рассказывают про такие отношения, значит, и мне должно повезти;

в) конечно, если не верить в возможность идеальных отношений, то и жить не стоит;

г) в сентиментальных романах, в бразильских сериалах, у еще живой бабушки с уже мертвым дедушкой, словом — не в этой жизни.



9. У тебя возникает чувство изолированности от окружающего мира:

а) мир сам по себе, я сама по себе, но время от времени мы встречаемся;

б) только в отдельных критических ситуациях;

в) я всегда в самой гуще событий;

г) я слишком хороша для этого грубого, уродливого мира.



10 Бывает так, что ты себе не нравишься:

а) еще чего, да я само совершенство;

б) когда исполнятся мои мечты и я стану венцом творения, тогда я буду от себя в восторге, а сейчас для этого у меня и повода не найдется;

в) я часто думаю, что нравилась бы себе: если бы родилась в аристократической семье, получила бы прекрасное образование, умела бы зарабатывать деньги, имела бы внешность фотомодели и т. д.;

г) изредка, когда меня начинает заедать самоедство, я чувствую недовольство собой.



11. Ты впадаешь в депрессию:

а) спросите лучше, когда у меня ее не было;

б) мне незнакомо это состояние, грустно мне бывает, но чтобы впадать в депрессию, я лучше в спортзале макивару отлуплю;

в) когда чувствую, что впадаю, то стараюсь не затягивать это «удовольствие», как говорится: спасение утопающих — дело рук самих утопающих;

г) мне часто не везет и я впадаю в депрессию.



12. У тебя бывает такое чувство, что ты уже никому ничего не можешь дать:

а) а что с меня взять, с меня и взять-то нечего;

б) одна жертва судьбы немного может дать другим жертвам судьбы;

в) интересно, а разве такое может случиться;

г) когда случается, то для меня это повод к самоанализу и совершенствованию.



13. Тебе кажется, что твои знакомые нехорошо о тебе отзываются:

а) нельзя понравится всем, так что я допускаю такую возможность;

б) в жизни много несправедливости: делай добро людям, не делай добра людям — все равно будут плохо говорить;

в) я постоянно чувствую, что обо мне сплетничают за моей спиной;

г) моим знакомым не с чего говорить обо мне плохо.



14. Ты избегаешь новых знакомств:

а) стараюсь избегать: новые люди — новые разочарования;

б) только если чувствую, что потенциальный знакомый может быть мне неприятен или навредить;

в) мне старых знакомых вполне достаточно, больше не надо;

г) нет, не в моих правилах заранее искать подвохи.



15. Ты затаиваешь злобу:

а) если злишься, то лучше сразу выплеснуться по полной программе, а затаивать злобу — бессмысленное занятие, себя лишний раз напрягать;

б) у меня многое вызывает злость: поступки людей, несовершенство мироздания, но я бессильна что-то сделать;

в) я надеюсь, что отольются кошке мышкины слезки;

г) если меня очень сильно обидеть, то я это запомню, и при случае с удовольствием «насолю» обидчику.



Подсчитай баллы по следующей схеме.



1. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3.

2. а — 4; б — 2; в — 1; г -3.

3. а — 1; б — 2; в — 4; г — 3.

4. а — 2; б — 3; в — 1; г — 4.

5. а — 3; б — 4; в — 2; г — 1.

6. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2.

7. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3.

8. а — 2; б — 3; в — 4; г — 1.

9. а — 3; б — 2; в — 1; г — 4.

10. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2.

11. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3.

12. а — 4; б — 3; в — 1; г — 2.

13. а — 2; б — 3; в — 4; г -1.

14. а — 3; б — 2; в — 1; г — 4.

15. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2.



От 60 баллов до 45. Тебе надо полностью изменить свой образ жизни и отношение к окружающему миру. Ты балансируешь на грани патологии. Ты абсолютно дезориентирована в окружающей тебя действительности. Реальность тебя тяготит. Но ты сама при этом чудовищно ленива, в тебе нет ни воли, ни любопытства, чтобы исследовать и понять мир вокруг себя. Если будешь дальше идти на поводу у своего страха, то дорога тебе будет одна — в психушку. К тому же ты слишком заигралась в ранимость и беззащитность. Постоянная демонстрация этих качеств стали для тебя удобной формой манипуляции окружающими. Объяснять, что это — нехорошо, мы не станем. Скажем так, неприбыльно. Манипулируя окружающими подобным образом, ты тратишь гораздо больше времени и сил, чем при попытках самостоятельного решения своих проблем. И еще. Узок круг твоих доноров. И со временем их будет становиться все меньше и меньше, так что есть смысл позаботиться о себе хотя бы из чувства самосохранения.

От 44 до 30. Ты не боишься окружающего мира, но при этом ты достаточно безвольна. Твое кредо можно выразить словами песенки Александра Дольского: «Подайте сошедшему как бы с ума в процессе различных процессов». Твое оружие против страха перед жизнью — фатализм. Ты полностью устранилась из активного процесса освоения действительности, вероятно потому, что на жизненном пути тебя постигла масса разочарований. Ты не веришь, что окружающие люди могут полюбить тебя такой, какая ты есть на самом деле. Поэтому, общаясь с другими людьми, ты стараешься мимикрировать под их взгляды. К тому же ты, не обремененная волевым началом, и других людей воспринимаешь такими же безвольными существами, за которых думает кто-то свыше. Это происходит потому, что ты часто не понимаешь причинно-следственных связей в поведении окружающих. Их поступки часто кажутся тебе странными и непредсказуемыми, а потому опасными. Происходит это оттого, что во главу угла ты ставишь свой интерес, но отказываешь окружающим в наличии такого же интереса. Ты не видишь в них отдельных людей, а воспринимаешь их только во взаимодействии с собой. Постарайся поменьше «грузить Боженьку» и внимательно посмотри на других людей. Возможно, при более пристальном рассмотрении они окажутся не такими уж страшными и непредсказуемыми.

От 29 до 18. У тебя все в порядке. Твои реакции в норме. К тому же у тебя достаточно сил для позитивного освоения окружающего мира. Ты умеешь побороть свои страхи (это немало!). Ты стараешься по мере сил бороться со стрессом и депрессией (и это немало!). Но ты, слава богу, не киборг без страха и упрека, а личность, не потерявшая в борьбе за самосохранение нормальной человеческой живости и восприимчивости. Ты предпочитаешь быть такой, какая ты есть на самом деле, и позволяешь эту «роскошь индивидуального самопознания» всем прочим. У тебя есть хороший психологический фундамент для того, чтобы заложить основы для формирования настоящей здоровой стервозности.

От 17 и менее. Ты человек здоровый и уравновешенный, но не гибкий. Тебе не всегда удается найти общий язык с окружающими, поэтому ты стараешься не особенно обращать на них внимания. Ты стараешься не только не реагировать на мелочи, но вообще стараешься ни во что не углубляться. Поэтому твои отношения с окружающими скорее формальны, чем настроены на взаимопонимание. Ты построила свою личность на довольстве собой в особо примитивных формах. Тебе незачем присматриваться к другим людям. Они составляют для тебя некий фон, на котором ты во всей красе «даешь антраша». Поэтому ты так нетребовательна в выборе знакомств: для пейзажа все сгодится. Но и люди не стремятся с тобой общаться. А многие, начав общение, быстро растворяются в воздухе. Таким, как ты, советовать что-либо бесполезно, поэтому мы приглядимся к остальным, более восприимчивым натурам.

Глава 2. Освежает, бодрит и… пудрит мозги

Из чего она состоит, наша неповторимая натура, индивидуальность, личность? И что, собственно, такое характер? И чем он отличается от темперамента? А тот, в свою очередь, от психологического типа? Честно говоря, входить во все детали этой проблемы нам не с руки. Но вкратце обрисовать — это можно. Характер (от греч. сharacter — «отпечаток», «признак») есть определенный способ мышления, который проявляется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Проявления характера напрямую связаны с темпераментом и со способностями человека. А психологический тип все суммирует и систематизирует. Вот такая трехступенчатая пирамида. И у каждой ступеньки — свои свойства, свой метод формирования и развития, свое поле деятельности.

Психологи считают, что свойства темперамента — признаки врожденные и определяются эмоциональностью, общительностью, а также скоростью движений и мышления. Темперамент в «чистом виде» не встречается, а исключительно в смешанном — «в коктейле» с качествами других темпераментов. Индивидуальность сложнее схемы и совмещает в себе черты сразу нескольких типажей. Поэтому для развития полноценной личности имеет смысл «включаться в работу» всеми сторонами характера. Тем более, что врожденные черты, когда человек не прилагает сознательных усилий по их «обработке», мало меняются со временем и даже в глубокой старости будут такими же, как и при рождении. Что называется, «каков в колыбельке, таков и в могилку».

Способности человека так же, как и темперамент, закладываются во внутриутробном развитии. Способностями обусловлены морфологические и функциональные особенности мозга и органов чувств. И бывают таланты, которыми нас может наделить только природа. Например, абсолютный слух, безошибочно распознающий и надолго запоминающий любой звук в пределах человеческого восприятия. Или системный блок, удерживающий в памяти и просчитывающий миллионы комбинаций — незаменимый дар для хорошего шахматиста или игрока в покер. Но плохо бы человечеству пришлось, если бы наши возможности ограничивались «дарами природы». К счастью, существуют и приобретенные способности, которые «вырастают» из натуральной почвы, используя врожденные таланты в процессе сознательной деятельности, общения, обучения.

Характер, в отличие от темперамента, природой не дается, а складывается на протяжении всей жизни. В детстве видны лишь предпосылки, а примерно в двенадцатилетнем возрасте обнаруживаются его первые проявления. Многие их них базируются на врожденных чертах темперамента — скорость обработки информации, степень общительности и т. п. Нормальные люди изначально обречены на изменение характера. Изменения условий существования, возрастные, экономические и сугубо личные кризисы, опыт побед и утрат — все сопутствует появлению новых свойств и качеств. Весь вопрос, куда они ведут, эти «прорезавшиеся» в чащобе тропинки? Как ни странно, от человека зависит. Надо научиться двум очень серьезным и трудным тактикам: контролю потока мыслей и контролю восприятия. Чем-то обе тактики похожи на аутотренинг: действительно, придется натренировать свое сознание и ставить плотины «возвращающемуся негативу». Дело в том, что некоторые навязчивые идеи серьезно искажают картину реальности. Снова и снова внедряясь в наше сознание, они разрастаются и создают ощущение, что весь мир — один большой негатив: над твоей головой распласталось черное небо и жуткими белыми вспышками светятся вокруг чьи-то силуэты, сверкают отовсюду хищные глаза с темных пятен неразличимых лиц… Если дать волю страхам, они оккупируют мозг и вытеснят оттуда всю радость жизни. И все желание жить — в таком-то кошмаре!

Обнаружив эту закономерность — что негативные ощущения формируют даже не пессимистическое, а суицидальное видение мира, — некоторые «штатные пастыри народов» прибегли к довольно старому и столь же малоэффективному средству — к пионерскому задору. Можно, разумеется, завесить все свободное пространство плакатами вроде «Будь проще!», «Позвоните родителям!», «Уважайте старость и младость!», «Мне улыбнутся — и аз воздам!» Но, как ни странно, лозунги и слоганы обычно производят не ободряющее, а стрессовое воздействие. Видимо, потому, что сама по себе частота их повторения влияет на мозг совершенно так же, как негативный раздражитель. Приблизительно тем же образом, что и мрачные мысли вкупе с неприятными ощущениями. «Опять ты здесь! Чтоб ты сгорел у пожарной части, рожа зубастая!» — вот, пожалуйста, патентованная улыбка с развеселой подписью превращается в неприятное ощущение и приносит с собой отнюдь не волну оптимизма, но именно мрачные мысли. И все, готово дело: потенциальный «заряд бодрости» как-то ненароком сливается с цунами мизантропии. А это есть состояние, периодически накатывающее на каждого нормального человека. Так организм «перерабатывает» ежедневную порцию стрессов.

Словом, реклама оптимизма не в силах сделать нас весельчаками. Да и не стремится она к этому, признаем честно. Это просто попытка «отреагировать» на ухудшение общенародного настроения формальными средствами. Те же «средства быстрого реагирования» применяют и многочисленные популярные статьи и пособия. Если поверить тому, что в них пишется, получается чудная вещь: изменения психологического состояния к лучшему, оказывается, плевое дело, проще, чем два пальца… буквой V растопырить. Но это всего лишь реклама. Такая же, как воззвания типа: «Хотите похудеть? Нет ничего проще!» — и сообщение о «новейшем изобретении» — таком же бесполезном, как и все предшествующие. Разумеется, подобная тактика «уловления душ» душам никакого облегчения не приносит. Одни разочарования. И «подателю сего оптимизма» стоит подумать, каким испытаниям он подвергает ни в чем не повинных людей, набивая человеческие мозги категоричными штампованными советами «радоваться жизни» с мобилкой, микроволновкой, дубленкой и первомаем.

Рекламно-зубоскальный оптимизм, конечно, не улучшает контроля над ходом мыслей и течением настроений. Этим навыкам следует учиться. Сегодня мы терпим нагрузки вдвое (если не впятеро) большие, чем обитатели благополучных, цивилизованных стран со стабильным течением жизни. Хотя бы потому, что поминутно вынуждены делать выбор — всего на свете. Продуктов, прессы, манеры поведения, мест работы и партнеров для общения. Все меняется слишком быстро — и совета спросить не у кого. Не рекламщиков же спрашивать! Получается, что главная задача для современного человека — и особенно для женщины, более притязательной и специфичной в своих пристрастиях — это тотальная защита. От некачественных товаров, услуг, связей, людей и положений. Надо защититься самой и укрыть тех, кто тебе близок, но чересчур доверчив, от неминуемых проблем и разочарований. В общем, стерва — не любительница покрасоваться. Она просто старается оградить себя и своих любимых от большей части неприятностей. В этом плане стервозность — одна из самых эффективных методик «создания жизненного комфорта».

Впрочем, надо учитывать и то, что предрасположенность разных психологических типов к стервозности тоже различна. Для кого-то сопротивление внешнему прессингу и необходимость открытого конфликта — самая болезненная травма, страшнее любого поражения. Таким людям в качестве ободрения мы можем привести историю, рассказанную знаменитым психиатром и мыслителе Виктором Франклем. Во время Первой мировой войны военный врач — еврей по национальности — сидел в окопе со своим приятелем, полковником-немцем. Тогда подобные альянсы не были исключением. Во время обстрела врач изрядно нервничал, а приятель его поддразнивал: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской!» На что врач ответил: «Конечно, боюсь. Но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы давно уже умерли». А в чем мораль? Мораль в том, что смелость формируется из хорошо дрессированной трусости. А вот прирожденная отчаянная храбрость, как правило, связана с… генетическим дефектом.

Пять лет назад президент Общества человеческой генетики Дэвид Камингс опубликовал книгу «Генетическая бомба». В ней излагается теория синдрома дефицита удовлетворенности: некоторые сочетания генов не дают нам удержать чувство удовлетворения. Кто-то приходит в чудесное расположение духа благодаря чашечке капуччино, а кто-то «вянет» через минуту после великого триумфа. Журналисты окрестили подобное явление «мусорным геном». Чтобы хоть на мгновение ощутить счастье, люди с таким дефектом готовы испытать на себе все пороки мира — алкоголизм, наркоманию, клептоманию, азартные игры, обжорство, экстрим в спорте и в сексе. И все равно их мучают последствия депрессии — хронической или периодической — повышенная тревожность, аутизм, дефицит внимания, навязчивые мысли, расстройства в поведении, бессонница, ночные кошмары, панические атаки, резкие перемены настроения, заикание. В общем, есть причины, чтобы придти в отчаяние и уже ничего не бояться — с таким-то генотипом! Между тем регулировать и нивелировать можно все — даже гормональный дисбаланс. Просто надо узнать как.

И снова возникает тема самоконтроля. Сегодня, после целого столетия неустанного пережевывания теории, созданной Зигмундом Фрейдом, культура XXI века стала относиться к слабостям и страстям намного снисходительнее и уже не требует от всех и вся несгибаемой твердости и неприступной крепости по жизни. И становится понятно, что многие недостатки есть не что иное, как продолжение достоинств, а многие неблаговидные поступки объясняются «всплесками» темного скопища инстинктов в нашем мозгу. Это, с одной стороны, хорошо. Чувствительная натура, разумеется, не расцветает в удушливой атмосфере ригоризма и конформизма. Чтобы стать подобием Терминатора, нужно начисто задавить эмоциональную сферу. Но, между тем, если дать ей «распуститься пышным цветом», человеку грозит истерия или еще какая патология почище. Зрелая личность должна отделять свои чувства от своих действий. Эмоции, прежде чем отразиться в поведении, должны пройти «шлифовку разумом». Иначе, ощутив пустоту в желудке, мы станем не йогурты покупать, а продуктовые ларьки громить.

Поэтому не мешает некоторым любителям, скажем, астрологии поменьше уповать на то, что Марс, Венера или Луна дадут им отпущение грехов. Язвительность Скорпиона или упрямство Тельца можно, разумеется, растить и растить, не подвергая никаким ограничениям. И со временем стать одиозной личностью, своеобразной квинтэссенцией отрицательных качеств своего знака. И еще гордиться содеянной глупостью или гадостью: «Чего же вы хотите? Я ведь Скорпион по знаку Зодиака!» Вы, душенька, не по знаку, а по сути скорпион. Или таракан. В общем, насекомое, чьи представления о комфортном образе жизни суть противоположны человеческой норме. Вот почему от вас все бегут, а кто посмелее — пытаются вывести инсектицидом. И не надо на звезды кивать. Древний мудрый Зодиак тут ни причем. Мы, знаем, что говорим. Одна из нас как раз Скорпион, но никакой тяги травить всех, кто рядом окажется, не испытывает. И кусается, только если на нее давят. Словом, эмоциональность должна иметь рамки, а проявления характера не должны быть стихийными. Это вредит не только имиджу — это вредит индивидуальности. Сила страстей ее просто разрывает. Ни на какое развитие сил не остается.

В то же время восприимчивость — качество бесценное, дающее огромные перспективы своему обладателю. Одна знакомая преподавательница как-то пожаловалась нам на неразвитого ученика. Ей никак не удавалось вызвать мальчика на «интеллектуальную беседу». В качестве ответа на вопрос: «Что тебе больше всего по жизни нравится?», ребенок — вообще-то, уже подросток — так прямо и отвечал: «На мотоцикле гонять». Видимо, наша приятельница ожидала, что он скажет: «Кафку читать. Руфкую народную кафку», дабы можно было его похвалить: ты хороший мальчик, хоть и шепелявый. В общем, педагогиня расстроилась. Чтобы ее утешить, мы ей напомнили, что она-то, небось, тоже любит свой автомобиль и часто рассказывает, какой кайф ловит от вождения! Словом, посоветовали обращать внимание не на «золотой запас знаний», а на восприимчивость и на скорость обработки информации. Зачастую ученики, чья голова уже изрядно переполнена навязанными ранее штампами, отказываются думать самостоятельно. Им трудно отрешиться от готовых схем и заново рыться в пластах информации, сортируя и раскладывая по полкам пыльные залежи. Гораздо легче оставить все как есть и гордиться, что у тебя, словно у достопочтенного Степана Плюшкина, героя «Мертвых душ», в кладовых памяти полезная информация становится «гнилью и прорехой», пока сам ты, наподобие Плюшкина, не обратишься наконец «в какую-то прореху на человечестве».

Дабы избежать подобной судьбы, нужно приложить усилия. Развивая произвольность поведения (этот психологический термин означает «управление темпераментом»), совершенствуя мобильность мышления, человек может ввести свою чувствительность и восприимчивость в нужное русло. Не перекрывая своему сознанию «кислород» и не уничтожая способность видеть все краски мира.

Глава 3. «Говорят, мы бяки-буки, как выносит нас земля»

Чтобы выявить, на какой почве «произрастает» наша личность, не мешает пройти тест, изложенный в нашей книге «Из домохозяйки — в бизнес-стервы». Благодаря ему ты узнаешь, к каким типам принадлежат главные компоненты психологического рисунка твоей личности. Тест и описания психологических типов мы составили на основе классификации, созданной известным психологом Николаем Нарицыным. А сейчас взгляни на палитру психологических типов. Чтобы было легче сориентироваться, мы дали им имена героев всеми любимой сказки. Ну, и конечно, добавили к образам давно знакомых персонажей некоторые неожиданные черты…

Винни-Пух. Очень деятельный, склонен к риску, у него масса планов один другого причудливее — и он обязательно постарается воплотить в жизнь хотя бы один. Просто чтобы посмотреть, получится или нет. У Винни-Пуха добрая душа, он считает, что окружен друзьями, а врагов опасаться не стоит — по крайней мере заранее. Для Винни-Пуха невыносим монотонный образ жизни, длинные речи, долгие проводы и тоскливое ожидание. Действительно, Винни-Пуха любят, пусть он и авантюрист, и возмутитель спокойствия. Зато его оптимизм распространяется на окружающих и помогает пережить любые неприятности. Винни-Пухи обычно лидируют в компании и зачастую втягивают родню и знакомых в разные предприятия — не всегда успешные. Но с таким другом не соскучишься — периодически он просто взрывается, будто праздничный фейерверк. Но именно периодически, с абсолютно индивидуальной «амплитудой». Практически у всех людей, принадлежащих к этому типу, «феерические» моменты, когда Винни-Пухи уподобляются батарейкам «Энерджайзер», перемежаются подавленными состояниями. Тогда Винни-Пух не в силах лапы поднять. Его обуревает лень и печаль.

Женщины этого типа испытывают приступы активности, сменяющиеся периодами депрессии — и у каждой собственный «цикл». В активной фазе они бессчетно тратят силы: ежедневно надраивают квартиру и стряпают «скромное повседневное меню из семи блюд», еженедельно посещают театры, выставки, концертные залы, после работы мечутся по магазинам, как угорелые, флиртуют напропалую — и вдобавок вечно что-то проектируют, планируют, обдумывают… А потом, точно выключили свет или села батарейка, интерес к жизни пропадает. Не радуют ни вечеринки, ни шоппинг, ни мужское внимание. Некоторые, впрочем, пытаются лечить свою депрессию с помощью секс-допинга. Глубоко ошибочная тактика. В пассивной фазе Винни-Пух женского пола от любовных утех может только получить лишь ощущение, что ею «попользовались». Она чувствует себя настолько вялой, что кажется противоположностью себе самой — в фазе активности. Итак, в общем и целом Винни-Пухи живут по собственным «часам», которые нельзя переделать. И притворяться Винни-Пухи не любят, и сдерживать свою энергию не считают возможным, и желания свои стремятся удовлетворять, а не подавлять, стеснительно отворачиваясь. Поэтому можно считать даму, принадлежащую к типу Винни-Пуха, «природной» стервой. Даже если сейчас она «в печали». Но это пройдет: организм накопит силы — и снова в бой!

Пятачок. Главное свойство натуры — осторожность. Считает, что жизнь — ужасно сложная штука. Опасается серьезных (и несерьезных) проблем — в настоящем и в грядущем — а потому мечтает об информации, благодаря которой все можно просчитать заранее. Пятачок ужасно не любит принимать скоропалительных решений. Он в некотором роде перфекционист: хочет достичь наилучшего результата, а для этого нужно все хорошенько обдумать. Притом, что сделать выбор — чрезвычайно трудно, поэтому Пятачок нередко пытается переложить эту задачу на плечи «специалиста» — или просто на кого-нибудь посильнее и похрабрее. Ему не хватает уверенности в себе. Но он заботится о близких, способен на мужество и даже на подвиг — если нет другого выхода. Пятачок боится разочаровать друзей. Он очень добросовестный и не любит ссор. Хотя даже близкие не часто понимают, какое многогранное восприятие мира у Пятачка.

Вечные сомнения и страхи серьезно портят жизнь дамам, принадлежащим к типу Пятачка. Общаясь и завязывая отношения с другими людьми, они ищут руководителя, друга и защитника, но могут наткнуться на тирана, охотно использующего людские слабости в собственных целях, на деспота, которому нравится давить и ломать окружающих его людей, или просто на человека, который не понимает, что гнетет Пятачка, откуда такая неуверенность буквально во всем, почему Пятачок ведет себя, словно канатоходец, постоянно балансируя между «да» и «нет» — и оттого «непонятливый» знакомый вечно будет дуться и разражаться. Пятачок — самый «нестервозный» психологический тип. Его нужно серьезно «дрессировать», чтобы научиться держать себя в руках в конфликтных ситуациях. Лучше всего прибегнуть к помощи качеств, связанных с другими психологическими радикалами. Сам Пятачок совершенно бесконфликтен. Если ему угрожать напрямую, он еще подставит щеку: примется искать в себе причину недовольства собеседника — и легко может убедить себя в том, что «я сам нарвался».

Кролик. Ужасно основательный и рациональный. Его кредо: порядок важнее всего. Кролик любит, когда события предсказуемы, а жизнь ясна и благополучна. Хорошо, если на друзей можно положиться и обстановка вокруг комфортная. Кролик любит власть, хочет, чтобы его уважали и сам глубоко почитает авторитеты, ищет их поддержки. Приятно работать под началом толкового руководителя. Кролик — расчетливый реалист, а потому в разных обстоятельствах он может казаться разным: своим парнем, сухарем или энтузиастом — если «маска» выгодна. Бывает, Кролик переходит черту: упорство становится упрямством, педантизм — занудством, практичность — скупостью и т. п.

Дамы-Кролики очень разнообразны. Ведь их поведение зависит от выбранного ими образца. Если Кролик склонен подражать «дамочкам с журнальных разворотов», то его внимание оккупируют темы ухода за собой и за домом. Кремы, маски, ополаскиватели смешаются с чистящими средствами и освежителями воздуха в невообразимый коктейль чистоты, мягкости и свежести. Каждый посетитель такого «накрахмаленного рая» будет невольно озираться кругом — нет ли где поблизости группы журналистов с камерой наперевес? Вот-вот прибегут и снимут всех, кто поблизости окажется, для конкурса «Лучшая домохозяйка». А при подражании образцам другого рода — например, «работнице», Кролик будет сутками пропадать в офисе, тоннами таскать работу на дом, говорить исключительно о грядущих встречах-переговорах. И притом — не быть трудоголиком. Просто Кролик — перфекционист. И ему необходимо обогнать всех на избранном поприще, неважно где оное расположено — по крышей дома своего или на месте работы. А бывают и другие варианты «подражания образцам» — всего не перечислишь. Поэтому и поведение Кролика нужно расценивать не как стервозность, а как стремления рационалиста и перфекциониста. Как ни странно, благодаря этой «неспециальной» тактике из Кролика при соответствующих обстоятельствах получается отменная стерва. Ведь Кролик не выпендривается, не мстит, не сливает агрессию — он всего-навсего расчищает себе дорогу к поставленной цели. Как бульдозер. Разве бульдозер можно обвинить в излишней эмоциональности?

Ослик Иа-Иа. Он склонен мыслить глубоко, нестандартно. Часто страдает от депрессии: Иа-Иа мучает сложное, непознаваемое устройство мира. Ослик много сил отдает «великой задаче», хотя окружающие вечно мешают суетой и глупыми советами… Время от времени Иа-Иа разражается путаными рассуждениями, которые дано понять немногим. Поэтому окружающим кажется, что Ослик живет в выдуманном мире. Его дом и образ жизни могут вызывать изумление — но они совершенно подходят для нестандартной натуры Ослика. Иа-Иа отлично знает, чего хочет, но практически никогда не разъясняет своих намерений «публике». Он упрям, как и полагается Ослику, и его трудно переделать. Иа-Иа интроверт и предпочитает одиночество. Общение с ним — задача не из простых. То он не обижается резкую критику, то злится, услышав ни к чему не обязывающие фразы. Хотя и на обиду бывают свои причины. Если Ослик соизволит объяснить, что случилось, ты, скорее всего, с ним согласишься. Но Иа-Иа редко снисходит до объяснений. А потому многие считают Иа-Иа занудой и ипохондриком.

Женщины, которых многие считают «странными», часто несут в своей натуре черты Ослика Иа-Иа. Они склонны считать себя асексуальными, хотя влюбляются довольно часто и вздыхают по многим — но платонически. Иа-Иа вообще не очень опытны в банальных «ужимках и прыжках», сопутствующих ухаживаниям. Так, например, могут напрямую воспринимать общеизвестные приемы, вроде беседы о прекрасных, но равнодушных звездах, приглашений на чаек и кофеек, предложений как-нибудь пообедать вместе, чисто по-дружески. Дескать, никакой это не предлог для интимного знакомства — просто человек ужасно хочет чаю. Или увлекается астрономией. Или симпатизирует мне как личности. Но если дама, принадлежащая к этому психологическому типу, неожиданно обнаружит, что к ней питают пылкую страсть — и не останется безответной — ее сексуальность может проснуться очень быстро. К тому же Иа-Иа склонны отдавать себя чувству целиком, без остатка. Но проблема в том, что эмоциональная и интеллектуальная жизнь у них зачастую разобщены. И потому Ослики, как правило, ищут партнера или для общения, или для интима. И стараются впоследствии не встречаться со «свидетелями своего падения». Видимо, побаиваются, что им станут пенять за «странности поведения». Как видишь, Осликам легче избегать человека, несущего с собой проблемы, нежели отстаивать свою позицию в прямом конфликте. Словом, стервозность Иа-Иа проявляет только в двух состояниях: когда, не обращая внимания на досужие пересуды, занимаются тем, чем считают нужным; а так же тогда, когда на них находит приступ упрямства, и они не склонны уступать ничьим ответным требованиям.

Тигра. Откровенен и общителен, но вместе с тем и равнодушен к чужому мнению. Тигра живет настоящим и не любит далеко идущие планы, на любую проблему предпочитает реагировать действием. Тигра не выносит запретов. Он жаждет удовольствий, поэтому склонен к конфликтам — и с законом в том числе. Тигра не терпит бюрократизма и проволочек. Он — прирожденный авантюрист, находчивый и рискованный. Его жизнь должна быть яркой и бурной. Тигре неведомы сомнения. Он ужасно любит побеждать, но не унывает в случае проигрыша. Тигру бесполезно укорять, переучивать, перекраивать. Он не любит критиков, не выносит самоедства. Тигре трудно разглядеть нюансы во всем, что его окружает — в отношениях, событиях, чувствах. Он слишком прямолинеен. Поэтому многих он раздражает, но Тигре все равно, что о нем думают. Если полоса неудач слишком широкая, это может Тигру сломать — он спринтер, мастер коротких дистанций. В подходящих обстоятельствах он великолепен.

Непосредственность натуры в сознании большинства людей прочно закреплено за мужским полом: они якобы и риск любят больше, и выражаются резче, и напитки предпочитают покрепче, и поступают «от всего сердца». Как понимаешь, сегодня все эти предубеждения то и дело оказываются фикцией — так же, как и жеманство, якобы присущее женщине, но не мужчине. Тигра женского пола ведет себя в стиле «свой парень». Кого-то подобная манера отталкивает, кого-то привлекает. Но Тигре все равно — она делает то, что хочет и меняться ради «улучшения репутации» не станет. Это один из самых стервозных типов — стервозных по природе. Тигре дорога ее тигриная жажда жизни, равно как и скорейшая реализация желаний, амбиций, планов. Ничьи жалобы и упреки не остановят расходившуюся Тигру — если она сможет, то перешагнет препятствие и пойдет своим путем. А это — основная способность стервы. И мытье полов в чем мама родила здесь, как видишь, совершенно ни при чем.

Крошка Ру. Крошка Ру и Тигра похожи — но не идентичны. Тигре-то все равно, что говорят на его счет, а вот для Крошки Ру, наоборот, жизнь без восторженной публики не в радость. Именно поэтому он мечтает быть — или казаться — лучше всех. Самооценка Ру зависит от мнения окружающих. Тот, кто его невзлюбил, становится для Ру личным врагом. Крошка Ру обожает похвастать, охотно рассказывает про свои приключения и достижения. Тогда он их заново переживает — и даже красочнее, чем в действительности. Ру отличный слушатель и зритель — доверчивый, внимательный, эмоциональный. Благодаря этим качествам все видят в нем любящего родственника, верного друга и просто симпатягу. Крошка Ру легко улавливает атмосферу, царящую кругом — и «вливается». Если все грустят — Ру тоже невесел, а если кругом веселье — он счастлив. С Крошкой Ру мир кажется красочнее. Ведь его жизнь — постоянное шоу. Ру никого не обманывает намеренно, просто для него производимое впечатление и реальное положение дел — практически одно и то же. Ру не переносит одиночества, в уединении он болеет.

Для женщин, чья натура включает склонность к демонстративному поведению по типу Крошки Ру, самое главное в жизни — «сделать себе красиво». В ее жизни все должно быть прекрасно — от букетов и любовных серенад до пика карьеры. Никаких «Оскаров», присылаемых по почте, и Нобелевских, полученных по доверенности! Проход по красной дорожке и реверанс перед Ее величеством шведской королевой для Крошки Ру дороже самого приза. Если Ру относительно легко переносит проблемы, не связанные с возможностью «козырнуть при всем честном народе», то лучше не становиться между ней и возможностью «показать себя». Последствия непредсказуемы. Так что Крошка Ру, как и Ослик Иа-Иа, обладает «переменной» стервозностью — есть обстоятельства, которых они «не потерпят!», а есть обстоятельства, на которые эти психологические типы смотрят сквозь пальцы, и даже не думают оказывать «захватчикам» должного сопротивления. Главное для «нападающего» — точно знать, чем дорожит противник. Иначе можно так нарваться, что Крошки Ру и Ослики окажутся опаснее прирожденных хищников типа медведей и тигров!

Таким образом, «предпосылками» для природной стервозности из шести психологических типов наделена только половина: Винни-Пух, Кролик и Тигра. Ни Пятачок, ни Ослик Иа-Иа, ни Крошка Ру не являются подходящим «материалом» для формирования законченной стервы. Не спорим, и эти психологические типы могут перевозбуждаться и взрываться. Но подобный «перегрев» редко становится тактикой защиты собственных интересов. Скорее уж единичными всплесками возмущения или еще чего-нибудь негативного. Представь себе: обыкновенную кастрюлю намертво закрыли, придавив крышку кирпичом, и поставили на огонь. Когда содержимое закипело, пар, найдя выход, засвистел не хуже Соловья-разбойника. Но от такой процедуры кастрюля скороваркой, естественно, не стала. Скороварке свойственны другая фактура, другая конструкция и другие функции. Поэтому, если ты захочешь стать стервой и смело защищать «свое кровное», не пытайся переломить собственную натуру. Лучше поищи в своем характере подходящий психологический радикал.

Пятачок может доминировать — но он наверняка не один в твоем сознании. Часто «на периферии» может оказаться и Кролик, и Ослик, и даже… Тигра. Они есть, но неразвиты. Их черты подавлены общим владычеством Пятачка. Как, спрашивается, это робкое существо забрало власть над всем твоим «я»? А-а-а… У науки психологии много таких парадоксов. На самом деле страх — одно из сильнейших переживаний. Среди мотиваций «по мощности» страх стоит на первом месте. Первое ощущение родившегося ребенка — страх. И последние человеческие ощущения, вероятно, тоже изрядно сдобрены страхом. Страхи сопровождают нашу жизнь на всем ее протяжении — и, естественно, могут отвоевать нашем в сознании преизрядную территорию. В результате Пятачок, неконфликтный по отношению к окружению, тихой сапой прибирает к рукам (к копытцам?) все наше «я». Эт-то надо исправить! Другой радикал не уничтожит Пятачка, у которого, как и у любого психотипа, имеются положительные свойства, но зато аккуратненько подвинет своеобычную боязнь кому-то «не пондравиться», свойственную Пятачку, его же нерешительность, неуверенность, заниженную самооценку. Чем плохо? Но для получения таких результатов придется немало над собой поработать.

И первая линия окопов, блиндажей и проволочных заграждений, которую надо преодолеть, конечно же, «злые языки» — те самые, которые «страшнее пистолета». И пулемета. Но бояться их не следует, потому что и казнят-то они всех, кто «был и не был виноват», своего рода «субъективным оружием». Чем больше человек боится пересудов и недобрых ухмылок, тем слаще будет его жалить гадюкам из «Школы злословия» (нет, мы не о Татьяне Толстой и не о Дуне Смирновой, а о классических, высокопрофессиональных гадюках — о леди Снируэлл с присными). У каждого из нас — своя леди Снируэлл. Вопрос: как с ней быть?

Глава 4. От парткома, от месткома и от себя лично

Мы уже неоднократно упоминали, что званием стервы женщину, как правило, награждает общественность, заботливая (особенно когда срочно требуется повод для сплетен) и внимательная (тем более внимательная, чем менее ее касается объект внимания). Условия «присуждения звания», равно как и возраст, всегда индивидуальны. Уровень требований может — и должен — меняться, иначе мы и в XXI веке жили бы на ветках могучих тропических дерев и изъяснялись гортанными криками и жестами, не делящимися на приличные и неприличные. Но до того момента, пока общественность попривыкнет к нововведениям — например, к моде на брюки или на яркую бижутерию — всегда проходит немало времени. И множество «передовых умов» оказывается в полной… зависимости от степени окостенелости того самого общественного мнения, от которого зависит их репутация и карьера. А результат, что и говорить, паршивый: у талантливого, умного человека не остается ни сил, ни времени для нормальной реализации себя, поскольку все уходит на «сглаживание углов и шероховатостей».

Причем именно то, что составляло самые неприятные (опять-таки в глазах общественности) недостатки выдающегося человека, в глазах его биографов станет залогом его достижений, открытий, прозрений и прочих свершений. Все-все на свет вытащат — и манеру цыкать зубом, и привычку карандашом в ухе ковырять, и любовь к вареным вкрутую яйцам… Почитаешь такое «детальное исследование» и поймешь: чтобы стать гением, нужно иметь десяток отклонений от общепринятых норм поведения. А прочее, необходимое для успеха, доверить мемуаристам. Они довершат твое растле… раскрутку, и ты станешь культовой фигурой. Аминь твоим способностям и амбициям. Канун да ладан. В памяти людской останутся только твои дурные привычки.

Впрочем, немало людей сделало торной именно эту дорогу. И если живописи Сальвадора Дали только добавили славы странности ее автора (скандальные — скандальной), то для подавляющего большинства «записных гениев» XX столетия имидж «enfant terrible» оказался едва ли не единственной приметой неординарности. Происходит то, о чем говорил Ромен Роллан: «Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой». Но публике и этого бывает достаточно, чтобы порадоваться восшествию нового светила. Художница Мария Башкирцева еще в XIX веке иронизировала над подобной «стремительной оценкой»: «Слово «гений обладает тем же свойством, что и слово «любовь». В первый раз едва решаешься написать его, а как раз написал, и пойдешь употреблять его каждый день по поводу любого пустяка». Так и появилась индустрия раскрутки и институт общественного мнения — все выросло на почве человеческих привычек. Кстати, это весьма плодотворный «назем». Конформисты, наверное, от того любят почитать и послушать о личностных рамках, ограничивающих даже самый незаурядный ум, что понимают: «чем больше привычек, тем меньше свободы». Эту (довольно тривиальную) истину высказал не кто иной как Иммануил Кант. А свобода представляется конформистам опасной стихией — вроде раскаленной магмы, что плещется под тонюсеньким слоем земли и камня. И если некоторым сторонникам традиций не хватает информации, дабы понять: магма способствует вращению планеты и продолжению жизни, а свобода — развитию человеческой индивидуальности — то, соответственно, сочувствия этим «стихиям» от традиционалистов ждать не приходится.

Получается довольно забавно: пока ты еще «салага» (сиречь дебютант) никакие твои достижения не в силах компенсировать твоей самой скверной привычки — привычки оригинальничать; едва ты становишься культовой фигурой, никакие твои достижения уже не интересуют публику настолько, насколько всем любопытны твои скверные привычки. Публика ищет в тебе признаки «ненормальности» — но не в плане оригинальности мышления, а исключительно в плане оригинальности поведения. Поистине, «привычка — это разум глупцов», как сказал французский афорист Пьер Буаст. Впрочем, мы решили обсудить эту тему, просто чтобы доказать тебе одну вещь, чрезвычайно легкую в произнесении, но сложную в усвоении: «Не надо себя стесняться». Ведь мы, женщины, стараемся «соответствовать» километровому списку требований разной степени устарелости, даже не утруждая свой разум рефлексией: «Зачем мне это надо?» — уход за своей внешностью, за своим домом, за своей семьей, за своим мужчиной и проч. Нам «неудобно» — а вдруг окружающие заметят, что мы располнели, или так и не научились готовить, или не следим за культурными новинками, или… В общем, целая сотня «или». А оправданий — с гулькину конституцию. То есть нет никаких оправданий.

Что же касается мужчин, то они тоже не могут без смущения вычеркнуть из списка обязательств те или иные «претензии» — вроде накачанных бицепсов, пышной шевелюры и умения ремонтировать бытовую технику. Но их легче убедить, что «так надо для дела». В конце концов, если «для дела», то мужчина смирится и с брюшком, и с лысиной — надо же угасающий интеллект периодически если не поддерживать, то подхлестывать глюкозой, никотином и алкоголем! Женщина подобных «сверхценностей» не знает — или не желает замечать. Видимо, придется согласиться с «историческими установками», что женский пол хранит заветы природы, а мужской — двигает прогресс. Поэтому мужчинам легче отказаться от «биологических примет привлекательности». Хотя само разделение на «дочерей природы» и «отцов прогресса», безусловно, глубоко устарело — не столько в психологическом, сколько в социальном плане. Женщины тоже ой-ой сколько на себе волокут во имя торжества цивилизации. В общем, будем учиться выбирать. И не наобум, а согласно психологической схеме, изложенной в предыдущей главе. Свободный выбор есть самое действенное оружие, с помощью коего мы можем победить привычки и стереотипы, пустившие глубокие корни в нашем сознании. Или, того хуже, в подсознании.

С чего, собственно, начинается главная проблема личности? С детства, если приглядеться. Оставив за кадром Эдипов комплекс и комплекс Электры, взглянем на то, как подросток решает одну из самых важных задач в жизни каждого человека — как он формирует собственную систему ценностей. Мы много говорили о том, что средства массовой информации, круг общения и вся социальная среда в целом стараются подменить индивидуальный «ответ» стандартным вариантом — максимально удобным, доходчивым и… всерьез понижающим уровень сопротивляемости того, кто примет «готовенькое» на веру. Всегда удобно манипулировать человеком, играющим по известным тебе правилам. То есть пешкой, которая хорошо укладывается в древнюю, как мир, формулу. Желание «любящих и добрых» знакомцев поставить нас в позу… подчинения стереотипам настолько велико, что они зачастую не замечают, с кем имеют дело. Маленькая стерва, конечно, менее опытна, менее активна и менее защищена, нежели стерва зрелая — но уже в детстве у несговорчивых особ модели «начинающая стерва» рождается большое нежелание «идти по стопам». Тогда-то и возникают ее первые «идейные конфликты» с миром взрослых.