Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Эйзенштейн Сергей

Броненосец Потемкин, 1925, С экрана в жизнь

Сергей Эйзенштейн

Броненосец \"Потемкин\", 1925. С экрана в жизнь

Всякое явление имеет случайную, поверхностную видимость. И оно же имеет под собой глубоко таящуюся закономерность. Так было и с фильмом. \"Потемкин\". К двадцатилетнему юбилею годовщины 1905 года была задумана Агаджановой-Шутко и мною большая эпопея \"1905\", куда эпизод восстания на броненосце \"Потемкин\" входил наравне с другими эпизодами, которыми был так богат этот год революционной борьбы.

Начались \"случайности\". Подготовительные работы юбилейной комиссии затянулись. Наконец возникли осложнения со съемками картины в целом. Наступил август, а юбилей был назначен в декабре. Оставалось одно: из всей эпопеи выхватить один эпизод, но такой эпизод, чтобы в нем не утерять ощущение целостности дыхания этого замечательного года.

Еще беглая случайность. В сентябре есть съемочное солнце только в Одессе и Севастополе. В Севастополе и Одессе разыгралось восстание \"Потемкина\". Но здесь уже вступает и закономерность: эпизод восстания на \"Потемкине\", эпизод, которому Владимир Ильич уделял в свое время особое внимание, вместе с тем является одним из наиболее собирательных эпизодов для всего года. И вместе с тем любопытно вспомнить сейчас, что этот исторический эпизод как-то был в забытьи: где бы и когда бы мы ни говорили о восстании в Черноморском флоте, нам сейчас же начинали рассказывать о лейтенанте Шмидте, об \"Очакове\". \"Потемкинское\" восстание как-то более изгладилось из памяти. Его помнили хуже. О нем говорили меньше. Тем более важно было поднять его наново, приковать к нему внимание, напомнить об этом эпизоде, вобравшем в себя столько поучительных

элементов техники революционного восстания, столь типичного для эпохи \"генеральной репетиции Октября\". \' А эпизод действительно таков, что в нем звучат почти все мотивы, характерные для великого года. Восторженность на Одесской лестнице и зверская расправа перекликаются с Девятым января. Отказ стрелять в \"братьев\", эскадра, пропускающая мятежный броненосец, общие настроения поголовной солидарности -- все это перекликается с бесчисленными эпизодами этого года в всех концах Российской империи, передающими потрясение ее основ.

Один эпизод отсутствует в фильме -- финальный рейс \"Потемкина\" в Констанцу а. Тот эпизод, который к \"Потемкину\" сугубо приковал внимание всего мира. Но этот эпизод доигрался уже за пределами фильма -доигрался в судьбе самого фильма, в том рейсе по враждебным нам капиталистическим странам, до которого дожил фильм.

Авторы картины дожили до того величайшего удовлетворения, которое может дать работа над историческим революционным полотном, когда событие с экрана сходит в жизнь. Героическое восстание на голландском военном судне \"Цевен провин-сиен\", матросы которого на суде показали, что все они видели фильм \"Потемкин\",-- вот то, о чем хочется вспомнить сейчас.

О тех броненосцах, на которых кипит такая же революционная энергия, такая же ненависть к эксплуататорской власти, такая же смертельная злоба к тем, кто, вооружаясь, зовет не к миру, а к новой бойне, к новой войне. О том величайшем зле, имя которому -- фашизм. И твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты и сверхдредиоуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний, как это сделали великие герои революционной борьбы -- \"Князь Потемкин Таврический\" тридцать лет тому назад и славный голландский \"Цевен провинсиен\" на наших глазах.