Эйзенштейн Сергей
Автобиография
Сергей Эйзенштейн
Автобиография
Fisse, scrisso, amo...\".
Как бы хотелось исчерпать статью о себе столь же скупо--тремя словами.
Сами слова при этом были бы, вероятно, иными, чем эти три, которыми резюмировал свой жизненный путь Стендаль.
Эти три слова -- по-русски: \"Жил, писал, любил\"--согласно завещанию Стендаля, должны. были служить эпитафией на его могиле.
Правда, законченным я свой жизненный путь не полагаю. (И боюсь, что на нем предстоит еще немало хлопот.\')
А потому в три слова улягусь вряд ли.
Но, конечно, три слова могли бы найтись и здесь.
Для меня они были бы:
\"Жал, задумывался, увлекался\".
И пусть последующее послужит описанием того, чем жил, над чем задумывался и чем увлекался автор.
\"
АВТОБИОГРАФИЯ
Не могу похвастать происхождением.
Отец не рабочий.
Мать не из рабочей семьи.
Отец архитектор и инженер. Интеллигент. Своим, правда, трудом пробился в люди, добрался до чинов.
Дед со стороны матери хоть и пришел босой в Питер, но не трудом пошел дальше,. а предпочел предприятием -- баржи гонял и сколотил дело. Помер. Бабка -- \"Васса Железнова\".
И рос я безбедно и в достатке. Это имело и свою положительную сторону: изучение в совершенстве языков, гуманитарные впечатления от юности. Как это оказалось все нужным и полезным не только для себя, но -- сейчас очень остро чувствуешь -- и для других! (Нужны для юношества средние художественные! учебн[ые] заведения! [Это] моя мечта\")
Но вернусь к себе.
Итак, к семнадцатому году я представляю собой молодого человека интеллигентной] семьи, студента Инст [итута] гражд [анских] инженеров, вполне обеспеченного, судьбой не обездоленного, не обиженного.
И я не могу сказать, как любой рабочий и колхозник, что только Окт[ябрьская] революция дала [мне] все возможности к жизни.
Что же дала революция мне и через что я навеки кровно связан с Октябрем?
Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое -- эти она сделала меня художником.
Если бы не революция, я бы никогда не \"расколотил\" традиции -- от отца к сыну -- в инженеры.
Задатки, желания были, но только революц [ионный] вихрь дал мне основное -- свободу самоопределения.
Ибо если самоопределение народов--одно из величайших достижений, то одно же из величайших достижений -- это доступность осуществления своего творчески-трудового идеала каждым человеком.
В буржуазном обществе этого нет. Там профессиональное рабство, зависимость. А особенно в так наз [ываемых] \"свободных\" профессиях.
Не то у нас. Начиная с любого пионера, который точно может начертать себе пути своих идеалов, зная, что страна, партия в государство помогут ему всем; так и в любой, сложной, \"вольной\" профессии художника, писателя -- то же самое. Для социализма вы можете трудиться в той профессии, кою-:
рая вам особенно дорога, в которой вы и дать можете больше всего.
В критический момент (третий курс института) я вкушаю впервые эту свободу выбора своей судьбы, которая сейчас записана в параграфах прав трудящихся Конституции.
Происходит это в самый разгар гражданской войны.
В семнадцатом г [оду] я был призван в школу прапорщиков инженерных войск. [Она скоро] расформирована, а в феврале восемнадцатого г [ода1 я уже вступаю в военное строительство,-- [путь] от телефониста до техника и поммладпрораба.
Любопытно, .что [моя] художественная] деятельность начинается с РККА. Культработа в строительстве. (Комиссар пишет. Инженеры играют.)
Переход в Политуправление] Запфронта.
Декоратор фронтов [ой] трупп[ы]. Елисеев. Агитпоезда. 1920-й [год]. Пузатый пан-паук, прокалываемый красноарм [ейским] штыком.
(Докололи сейчас!)
Выбор: в институт, в искусство?!
Попадаю в Москву. В Акад[емию] Генштаба, по восточн[ым] языкам. :
Первый Рабочий театр Пролеткульта.
Приезжаю в театр \"вообще\". Но то, что театр был рабочим, оказалось не случайно. Из театра \"вообще\"--это становится революционным] театром.
С этим же театром мы врастаем (1924) в первую киноработу -- \"Стачку\" (\"К диктатуре\") -- цикл картин по истории партии.
И если революция привела меня к искусству, то искусство целиком ввело в революцию. Углубление в историю партии и
революц [ионное] прошлое русского народа давало то идеологическое наполнение, без коего невозможно большое искусство...
И это второе, что дала мне революция,-- идейное наполнение для искусства.
Искусство подлинно, когда народ говорит устами художника.
И это удавалось.
То, чего не имеют художники в мире нигде.
Но наша страна дает художнику еще больше: она дает ему метод познания \"тайн\" своего искусства.
Углубление в каждую область не может не привести к ощущению ее диалектики. Но философское обобщение возможно, лишь [когда] базиру [ешься] на методе.
Встреча с методом.
Проблема выразительности актера.
Итак, советский строй дал мне еще и самое нужное: метод и твердую философскую базу для теоретических] исканий.
Скоро надеюсь перейти в стадию нахождений.
Из дальнейших этапов интересна заграница.
Заграница -- это как бы университет и зачет на выбор классовой позиции человека.
Видел все там -- от миллионера до нищего. Колониальную эксплуатацию Мексики, негров. Воочию -- буржуазный строй. Заграница может работать двояко. Предельная закалка.
\"Бежин луг\" упоминаю, ибо с ним связано одно из самых сильных переживаний творческой жизни.
Не только меня защитили, но и сам я творчески основательно защитился... * * *
И вновь я на работе, несмотря на все козни.
Мы \"ответили\" \"Александром] Невским\".
И вот вы видите, что советский строй:
1. Сделал меня художником.
2. Дал мне идейную на[полненность].
3. Дал мне теоретическую] базу для научной работы.
4. И не дал мне пропасть в один из самых тяжелых творческих моментов моей биографии; в тот момент, когда человеку нужны и поддержка и доверие.
И я могу сказать, что мне, как и каждому. Советская власть дала все.
Неужели же я останусь в долгу перед своей Родиной?!
И как каждый из нас, я отдаю и отдам себя целиком нашей Родине, великому делу строительства коммунизма.