Спиллейн Микки
Убей или умри !
МИКИ СПИЛЛЕЙН
\"УБЕЙ ИЛИ УМРИ!\"
Перевод Е.Ивановой
Старенький маневровый локомотив отошел от узловой станции Ричфилда, увлекая за собой поезд, состоящий всего из двух вагонов, и отправляясь в путь по двенадцатимильной подъездной ветке, ведущей в сторону озера Раппахо. Пожалуй, в любое другое время и при иных обстоятельствах путешествие в допотопном вагончике, чудом сохранившемся с доисторических времен, и вызвало бы в моей душе бурю восторга, но только на этот раз оно превратилось в самое настоящее мучение. Все здесь было щедро запорошено угольной пылью, намертво въевшейся в некогда шерстяную обивку кресел и витавшей в воздухе, отчего во рту появлялся специфический привкус. Лето близилось к концу, во всяком случае, два его месяца были уже позади, и теперь в мелькавшие за окном горные долины с территории Канады устремлялись потоки холодного воздуха. Отопление же в вагоне не работало.
Вообще-то, в любое другое время, я не стал бы возражать, но теперь от холода и гуляющих по вагону сквозняков мой забинтованный бок снова начал напоминать о себе тупой, ноющей болью, и мысленно я уже проклинал себя за то, что, как последний дурак, поддался на уговоры идиота врача, решившего, что мне, видите ли, необходим полноценный отдых. Я мог бы неплохо отдохнуть и в Нью-Йорке, но вместо этого позволил сбить себя с толку разговорами о пользе свежего воздуха и согласился отправиться в эту глухомань.
Целью моего путешествия было озеро Раппахо. Но вот, наконец, поезд остановился, и когда я ступил на платформу, из багажного отделения выгрузили тощий бумажный мешок с почтой и с полдюжины свертков.
По другую сторону от платформы был припаркован черный \"Шевроле Шеви\" 58-го года, на дверце которого была от руки намалевана надпись \"ТАКСИ\". Водителя машины я тоже заприметил довольно быстро. Он сидел в будке станционного смотрителя - сухонького, морщинистого старичка - и теперь они оба таращились на меня из окна, как на барана, который отбился от стада и случайно забрел в церковь. Но горы есть горы. И если заявиться туда в межсезонье, когда вашего приезда никто не ждет, то вы рискуете сразу же оказаться в центре всеобщего внимания.
Сделав знак таксисту, я подхватил с земли свою старенькую дорожную сумку и картонный футляр для пересылки чертежей, приспособленный мною для хранения складной бамбуковой удочки, после чего прошел через всю станцию к машине, закинул вещи на заднее сиденье, а сам сел спереди и приготовился к поездке в Пайнвуд. Еще минут через пять объявился водитель.
Он открыл дверцу с противоположной стороны.
- Здрасте. В Пайнвуд едете?
- А что, можно поехать ещё куда-нибудь?
Он покачал головой.
- Да вроде бы на пятьдесят миль окрест больше некуда.
- Ну раз так, поехали в Пайнвуд.
Он сел за руль и включил зажигание. Затем начал сдавать назад, огибая угол станции, и сделал вид, будто бы только что обратил внимание на мою дорожную сумку, лежащую на заднем сиденье.
- Порыбачить едете?
- В общем-то, собирался.
- И зря. Сейчас не сезон.
- Но ведь он ещё открыт, не правда ли?
Он кивнул.
- Ага, до конца месяца. Но рыба уже не клюет.
- Сделайте милость, заткнитесь, пожалуйста, - предложил ему я.
После этого на протяжении всех четырех миль пути навстречу догорающему в небе солнцу, он сидел молча, крепко сжимая руль и глядя на дорогу.
Постоянное население Пайнвуда составляло две с половиной тысячи человек. Городок раскинулся в долине на берегу озера Раппахо, простираясь на полторы мили в длину и четыре квартала в ширину. Летние домики и коттеджи на окраинах уже давно пустовали, и вся городская жизнь сосредоточилась, главным образом, в районе нескольких центральных перекрестков.
Гостиница \"Пайнс-Отель\" стояла на углу двух улиц. Это был трехэтажный каркасный дом с побеленными стенами и опоясанный на уровне второго этажа балконом, который нависал над землей на всю ширину тротуара.
Я расплатился с таксистом, а затем взял свой багаж и вошел в здание.
Двое субъектов внушительной комплекции, скучавшие у дверей, дождались, пока я пройду через весь холл и остановлюсь у стойки портье, после чего направились следом и принялись наблюдать за тем, как я заполняю карточку регистрации. Затем тот, что был попредставительнее, вынул мою карточку из зажима папки и взглянул на нее.
- Мистер Келли Смит, Нью-Йорк, - вслух прочитал он. - Город-то большой, так что адресок можно было бы и полностью указать.
- Ну да. - Портье осторожно, бочком попятился от своей стойки, и на лице его застыла натянутая улыбка, которой, он, по-видимому, хотел угодить одновременно и мне, и тем двоим.
- Я пробуду у вас две недели, - объявил я ему. - Мне нужна комната наверху, но не на солнечной стороне, оплата вперед, наличными. - С этими словами я придвинул к нему стодолларовую купюру и стал ждать.
Смирнов Леонид Леонидович
- Ну а если кому-нибудь вдруг понадобится вас срочно разыскать в Нью-Йорке.., - начал было верзила.
Тайные нити земного могущества
Я выхватил у него свою карточку.
- Тогда просто загляните в телефонный справочник. Я там есть, отрезал я, начиная раздражаться.
- Смит - очень распространенная фамилия...
Художник, автор картин из разряда медитативной живописи, по сути не писал эту книжку. Она явилась сама во время сеансов глубокого сосредоточения. Возможно, она существовала всегда.
- Я единственный Келли Смит, другого нет.
Он пристально уставился на меня, задумав, очевидно, испепелить взглядом, но играть с ним в гляделки я не собирался. Тогда он протянул руку и, взяв со стойки мои сто долларов, принялся их внимательно разглядывать.
Из диалогов об этой книге:
- Давненько я уже не видел таких бумажек.
Я без лишних церемоний выхватил у него свои деньги.
- И никогда больше не увидите, если будете продолжать в том же духе, огрызнулся я.
Мы уже привыкаем, что фантастика становится реальностью, явью. Поэтому судить однозначно, категорично об идеях, высказанных в этой книге, не берусь. Они парадоксальны, странны с обыденной точки зрения. Но только с обыденной.
Портье, испуганно улыбаясь, взял купюру и отсчитал шестнадцать долларов сдачи. Затем он протянул мне ключ от номера.
Константин Логунов,
- Два-девятнадцать, угловая комната.
доктор медицинских наук, профессор.
Верзила тронул меня за плечо.
- Так вы, оказывается, хам.
После прочтения этой книги в стадии рукописи я долго не мог понять, чем же она так резко отличается от многих других? Ответ пришел неожиданно, сам по себе: основное отличие — иной порядок. Будто приписали пару нулей к довольно крупному числу. И стали на этом фоне как-то мелко выглядеть политические распри или разборки между людьми.
Я усмехнулся, нагло глядя на него.
Андрей Мошко,
- А вы - дрянной полицейский. А теперь отстаньте от меня или же начните вести расследование надлежащим образом. Если уж вам так неймется, то я с радостью зайду к вам в участок, расскажу свою полную биографию, позволю вам снять мои опечатки пальцев и вдоволь повыпендриваться, как если бы вас снимали для \"Драгнет\". 1) Но сначала мне нужно принять душ и что-нибудь съесть.
генеральный директор издательства.
_____________________________
1) \"Драгнет\" - популярный в США полицейский телесериал, действие которого основано на реальных событиях, взятых из полицейских архивов.
Все твои картины — живые. Все «иное» явно с тобой общается, а через картины — со всеми. Мне даже кажется, что ты постиг какую-то тайну…
В ответ он недовольно скривился.
Людмила Старовойтова,
- Будем считать, что я поймал вас на слове. Ну так что, неужели и вправду придете?
музыкант, детский композитор.
- Ага, - пообещал я. А потом добавил, глядя ему вслед: - Зайду как-нибудь на досуге.
После того, как за ними закрылась дверь, портье сказал:
Книга довольно злая. Мог бы автор ее несколько смягчить. Но по большому счету, по основной идее, она — очень добрая. Чрезвычайно добрая. Вселенски добрая. Если б автор убрал ее злое наполнение, она потеряла бы ту пряность, тот контраст, которые заставили меня, старика, считывать ее с неослабевающим вниманием.
- Это капитан Кокс со своим сержантом, Хэлом Вэнсом.
Джон Д. Рокфеллер,
- И что, они всех ваших постояльцев встречают с такими почестями?
предприниматель конца XIX-начала XX века, явившийся как-то автору.
- Ну что вы... нет, конечно.
- А много их народу в участке?
Нам не хватает мифа, сказки. И прежде всего — этого не хватает взрослым. Побольше бы сказки в нашу жизнь. И жизнь духа поселится в каждом из нас.
- Полицейских-то? Ну... человек шесть, наверное.
Владимир Саблин,
- Эти двое слишком о себе возомнили. Пусть только попробуют снова доколоться до меня, и я им такую веселую жизнь устрою, что мало не покажется.
журналист.
В этот момент у меня за спиной раздался грудной женский голос, в котором слышались властные нотки.
- Не думаю, что смогу принять вас здесь, как желанного гостя.
Вопросы, на которые нет ответов. А он мучительно хочет на них ответить. Бездна, которую он видит, не ослепляет, а озаряет его. С удовольствием входишь в его мир. Становится на душе спокойнее.
Я взглянул на портье.
Эдуард Агавелов,
- Премиленькое у вас заведение, ничего не скажешь. А это ещё кто такая?
школьный учитель автора,
- Хозяйка. - Он кивнул на красовавшуюся у него на стойке металлическую табличку с гравировкой: \"Мисс Дэри Дал, владелица\".
заслуженный учитель Российской Федерации.
Она оказалась рослой, полногрудой девицей с безупречной, загорелой кожей и распущенными, сильно выгоревшими на солнце волосами, рассыпавшимися по широким плечам.
- У тебя нет выбора, дорогуша. Я уже оплатил счет за две недели вперед. А теперь, давай, улыбнись. Такая милая крыска, как ты, должна всегда улыбаться.
Она улыбнулась. Очень мило. Как я и ожидал, улыбка получилась довольно соблазнительной, после чего она, не спеша и покачивая бедрами, направилась в мою сторону. И лишь взгляд её оставался по-прежнему холоден.
- Пошел к черту, урод, - обронила она, проходя мимо меня.
Ее имя показалось мне знакомым. Объяснение этому я смог получить все у того же услужливого портье.
- Это её сестра жила в Нью-Йорке и по прошлому году наложила на себя руки. Ее звали Флори Дал. Выбросилась из окна небоскреба \"Нью-Сенчури-Билдинг\".
Мне не составило никакого труда припомнить эту нашумевшую историю. В прессе было много шума, когда, сводя счеты с жизную, девушка угодила на крышу припаркованного внизу лимузина и едва не убила делегата одного из европейских представительств ООН, находившегося в машине в обществе одной известной в городе проститутки. Бульварные газеты успели раструбить об этом происшествии прежде, чем скандал удалось замять.
- Круто, - сказал я. - Но все равно ей следует держать себя в руках.
Ужинал я в ресторане у Уайта. Я занял столик в углу, откуда было хорошо видно, как с улицы сюда заходят местные завсегдатаи, тут же направляющиеся к стойке бара у дальней стены. Посетителей в обеденном зале оказалось мало, и это были пожилые пары, так что, после того, как они ушли, я остался один. Но, похоже, мое присутствие никому не давало покоя. Я то и дело ловил на себе настороженные, испуганные взгляды присутствующих. Было видно по всему, что настроены они отнюдь не дружелюбно.
Ступень Посвящения — Вторая.
Официантка принесла мой счет, и я тихонько спросил у нее:
(Первой ступенью может быть ваш личный жизненный опыт.
- Послушай, сладкая моя... что, черт возьми, творится у вас в городе?
А может и не быть.)
Она тоже была явно испугана.
- Что вам угодно, сэр? - вот и все, что ей удалось выдавить из себя.
Я подошел к бару.
В восемь часов вечера появились капитан Кокс и сержант Вэнс и стали усиленно притворяться, будто бы им нет до меня никакого дела. Еще через четверть часа в бар вошла Дэри Дал. Когда она увидела меня, то взгляд её стал ещё более презрительным, чем прежде, и она демонстративно повернулась ко мне спиной.
1. Прежде чем скомкать эти листки и выбросить, я все-таки не поленился прочитать их. Прочитал и почему-то не стал ни комкать, ни выбрасывать. Я не мог понять, откуда они взялись, эти три листка, будто кто-то таинственный проник сюда, в комнату, и подбросил их на мой письменный стол. Как же я не заметил этого пришельца? Вдруг вор? Не остановил его, не заговорил с ним? Похоже, он интересный человек, видимо, его всерьез волнуют вопросы весьма высокого порядка. Без сомнения, он — сноб, много возомнивший о себе, да и нахальный: бесцеремонно проник в чужой дом и подбросил непонятно зачем свои сумасбродные записи. Хотя, впрочем, перечитаю-ка их повнимательнее.
Я уже собирался уходить, когда дверь снова открылась, и в помещении будто повеяло холодом. Все разговоры внезапно смолкли. Двое крепких парней в твидовых пиджаках закрыли за собой дверь и с нарочитой небрежностью подошли к бару. Костюмы их были безупречны, но казались снятыми с чужого плеча, так как их обладатели совершенно не походили на пижонов, отоваривающихся исключительно в дорогих бутиках на Мэдисон-авеню. Одного из них звали Нэт Пейли; того же амбала, что был помассивнее, надлежало величать Ленни Уивером - на тот случай, если вам не хотелось портить с ним отношения и была дорога собственная жизнь. Если же жить вам все-таки уже надоело, то его можно было назвать просто Свиным Рылом - столь метким прозвищем наградила его в свое время Марджи Провецки.
Их появление здесь вызвало в моей душе целую бурю эмоций, мне нестерпимо захотелось рассмеяться, но я все же решил сдержаться и ограничился лишь тем, что слегка отодвинулся от от стойки. Тщедушному пареньку, ворвавшемуся в бар следом за ними, на вид было не больше двадцати лет, в руке он сжимал пустую молочную бутылку и тут же набросился на Пейли и Уивера, сопровождая это действо отборными ругательствами.
Его беда была в том, что он слишком много говорил. Пытался поскорее выплеснуть все, что накипело на душе, но не находил нужных слов. Ленни не глядя ударил странного паренька наотмашь тыльной стороной руки, а Нэт сгреб его в охапку, отобрал бутылку и швырнул несчастного на пол.
2. — Почему ты, с твоим положением, образованием, известностью, наконец, здороваешься на улице за руку с каким-то бомжом, ханыгой? От него, простите, запах нехороший… Он что, друг детства?
Нападавший не был ранен, но его боевой запал быстро улетучился, и он уже не был способен ни на что другое, как просто лежать на полу и плакать. Его лицо исказила гримаса гнева.
— Нет, я его практически не знаю…
Ленни хмыкнул и взял со стойки стакан с выпивкой.
— Я тебя не пойму. Есть ведь такое понятие — идентификация…
- Ты что, малявка, совсем оборзел?
— А я не чураюсь идентификации с ним. Почему? Ответ прост, но чтобы прийти к этой банальной прописной истине, потребовалось слишком много…
- Ублюдок долбанный! - процедил сквозь зубы поверженный пацан. - Это ты уговорил её работать у него.
— Могу я хоть услышать эту банальную прописную истину?
- Гулял бы ты отсюда, щенок.
— Пожалуйста: мы не знаем, кто из Высшего Мира персонифицирован в этом человеке.
- Она не должна была соглашаться. У неё была хорошая работа. А ты соблазнил её деньгами, да? Вот почему она согласилась. Ей всегда хотелось иметь много денег. Сволочи! Ублюдки долбанные!
— Ничего не поняла.
Тут Нэт со всей силы пнул его ногой, отчего его ботинки оказались тут же забрызганы кровью, а парнишка остался лежать на полу. У него началась рвота, он судорожно вздрогнул и начал задыхаться. Дэри была единственной, кто нашел в себе силы сдвинуться с места. Ей удалось перевернуть беднягу вниз лицом и удерживать его в таком положении до тех пор, пока он тихонько не застонал и снова открыл глаза.
— Я тоже не понимал. Раньше.
Она же одарила двоих амбалов своим презрительным взглядом и проговорила:
— Сколько пафоса! Давай лучше о другом.
- Сонни прав. Вы и в самом деле долбанные ублюдки.
- Что, леди, тоже желаете получить в грызло? - поинтересовался у неё Ленни.
На какое-то мгновение в баре воцарилась мертвая тишина, и тут я сказал:
3. Впервые я почувствовал, что оказался на подступах к тому, чтобы начать что-то понимать, когда знакомый ученый (он занимается исследованием силовых полей) продемонстрировал мне несложный опыт.
- Сейчас ты у меня получишь в рыло!
— Вот это — телескоп, — пояснил он, — самый простенький, точнее будет назвать его хорошей подзорной трубой. А вот здесь — излучатель. Посмотри, посмотри в телескоп!
Уивер резко развернулся, и удар моей ноги пришелся точно в цель, разнося вдребезги его мужское достоинство, а в то время, как он согнулся пополам, заходясь в беззвучном вопле, я ухватил Нэта за волосы и со всего маху приложил его физиономией об стойку бара. Взревев от боли, он пытался отбиваться и одной рукой вцепился в повязку, прикрывающую рану в боку, после чего мне показалось, будто душа моя расстается с телом. Но это был его первый и последний шанс. Вторым ударом я едва не размозжил ему голову и оставил валяться на полу рядом с его приятелем.
Смотрю. Передо мной — обычное звездное небо, не раз мною виденное прежде. И вдруг! Ученый щелкает выключателем, и перед моими глазами — совсем другие звезды, черные дыры, скопления «тусклых галактик», газовых облаков. В знакомые с детства созвездия добавились новые звезды. Все на каких-то непривычных, вроде бы пустых ранее местах. Не знаю, как это называется, как это правильно называется, если, конечно, можно это назвать правильно, но там, в телескопе, — совсем иное, Иное…
Я взглянул на Дэри и изобразил на лице улыбку, затем прошел мимо двоих полицейских, сидящих за столиком, объявив при этом во всеуслышание: \"Да уж, братцы, тихий и спокойный у вас городишко, ничего не скажешь,\" - после чего вышел на улицу и отправился к себе. Болеть.
— Что я видел?
* * *
— Ты видел нашу Вселенную, ту же самую, привычную для взгляда, только в лучах определенного силового поля.
Окно было распахнуто настежь, и я даже видел, как мое дыхание застывает в холодном воздухе облачками белого пара, но тем не менее с меня градом лился пот. Когда в дверь постучали, я автоматически сказал: \"Войдите!\", совершенно не волнуясь о том, кто бы это мог быть. Мой бок превратился в огромный огненный шар, а лекарства, принятые мной, должны были подействовать не раньше, чем через час.
— ?!
В её голосе не было слышно сочувствия. Как и прежде, в нем слышалось презрение, но только теперь к нему примешивалось некоторое любопытство. Она стояла рядом, узкое платье обтягивало её плоский живот и пышную грудь, и глядя на нее, я вспомнил о картинах, на которых были изображены воинственные амазонки, и подумал, что из неё получилась бы неплохая воительница. Особенно без одежды.
— То, что мы называем реальным миром, — совсем не реальный мир, — продолжал он с нарочитым спокойствием. — Мы можем воспринимать лишь ту часть реальности, которую позволяет воспринимать физическое строение нашего глаза и нашего мозга. Реальность — иная.
- Сонни просил меня сказать вам \"спасибо\".
Реальность стала Иной. А изменена лишь точка отсчета, лишь одна составляющая, физическая составляющая — добавлены лучи силового поля в исходном пункте наблюдения. И в результате: весь мир — Иной.
Заставить голос звучать так, как будто ничего не случилось, оказалось очень непросто.
А если изменить две, изменить три составляющие…
- Всегда пожалуйста.
Меняется картина не только зрительная, меняется суть. Есть ведь гипотеза: будь у нас постоянная температура тела 34 градуса, а не 36,6, мы жили бы лет по 600-700. Не знаю, не могу компетентно судить о справедливости гипотезы, меня привлекало в увиденном в телескоп другое. Я решил менять составляющие. У своей деятельности, у своего здоровья, у своей судьбы, наконец.
- А вы... отдаете себе отчет в том, что делаете?
Результаты таких изменений превзошли самые смелые ожидания.
Она немного помолчала.
- Зачем вы приехали в Пайнвуд?
- В отпуск, киска. На две недели. Не хотел, но пришлось. А теперь ты не могла бы оказать мне одну небольшую услугу? - Я закрыл глаза. Огонь в моем боку начал разгораться с новой силой.
4. Для людей совершенно естественно четырехмерное видение мира. Неспособные внимательно вглядеться в окружающий их (рядом с ними же!) мир, они любят называть нас инопланетянами. Но мы ниоткуда не прилетали, мы всегда были здесь. Просто несовершенство вашего глаза и ограниченность возможностей вашего мозга не позволяют вам видеть нас. Что и кто вы для нас? Наша прошлая жизнь? Если так, то она интересна для нас примерно столько же, сколько для человека интересна его жизнь в форме эмбриона.
- Что еще?
Мы никогда ничего не скажем в утвердительной форме. Вы не должны и не можете это знание иметь как знание. Как предположение — да. Как веру — да. Но не как знание. Поэтому здесь ничего не будет в утвердительной форме.
- В моей дорожной сумке, вон там... в боковом кармашке лежит пузырек с капсулами. Пожалуйста...
В диалог мы вступаем крайне редко. И лишь с теми, кто стремится постичь Законы Вселенской Гармонии. Мы сами выходим на контакт.
Я слышал, как вжикнула растегиваемая молния, и в следующий момент девушка испуганно охнула. Ну, конечно, она по ошибке залезла в другой карман и наткнулась на пистолет, который теперь с глухим стуком упал на пол. Затем она снова подошла к моей кровати. В руке у неё был пузырек.
Записи на этом обрывались. Всего три листка. Но, похоже, эти бумажки — не последние. Они появятся еще и еще. Видимо, Неизвестный этот всерьез за меня взялся.
- Так вы, стало быть, и наркотиками балуетесь? Ну да, обычное состояние для наркомана, вовремя не принявшего своей \"дозы\". У него начинается \"ломка\", бьет озноб, он сильно потеет. - Она ссыпала капсулы обратно в пузырек и закрыла крышку. - В ресторане ты всем показал, какой ты крутой. Посмотрим, каким крутым ты станешь сейчас. - С этими словами она не глядя швырнула пузырек за окно, и было слышно, как он разбивается об асфальт.
Но почему эта тварь пишет моим почерком?
- Ты - дерьмо, - сказала она и вышла из номера.
Часа в три дня я проснулся. Сначала я просто неподвижно лежал на кровати и тяжело дышал, а когда тошнота вроде бы немного отступила, то встал и разделся. За окном накрапывал унылый, мелкий дождик.
После горячего душа мне показалось, что я заново родился.
5. Путь эмбриона к новорожденному — это воплощение в материи, в живой материи, уже существовавшего кода. Код (или Разум Души, или Космический Разум) выстраивает будущего человека в утробе матери. Все уродства и отклонения — только лишний раз доказывают зависимость человека от творящей силы Вселенского Кода. Какой сверхгигантский разум придумал этот код? Какой сверхчеловеческой силе подстать изменить этот код и совершить чудо? Повернуть Путь судьбы из потемок к свету? Даже времени Он может сказать: время, назад! Как выйти на контакт с Созидательным Разумом? Да и внемлет ли он нашим желаниям?
Мой пистолет все ещё валялся на полу, на том самом месте, где его обронила Дэри Дал, и теперь я поддел его пальцами ноги, поднял с пола и сунул в кожанный несессер с бритвенными принадлежностями.
Всякий раз думая о том, как эта полоумная шлюха швыряет за окно мой пузырек с лекарствами, мне хотелось убить её. Хотя, конечно, легче мне от этого все равно не стало бы. Возможно, пройдет ещё часа два, и мне снова очень, очень, очень понадобятся эти капсулы. Я сунул в карман пятьдесят долларов и спустился вниз.
На улице, прямо под окнами моего номера, я нашел осколки пузырька. Находившиеся в нем капсулы уже давным-давно размокли и были смыты потоками дождя.
6. Несколько лет назад многие газеты мира обошла небольшая заметка про одну женщину (она живет в какой-то из южных стран, к сожалению, не запомнил, в какой). Эта женщина в возрасте где-то семидесяти лет неожиданно начала молодеть. К девяностолетию она стала выглядеть, как ее тридцатилетняя правнучка. И автор эффектно закончил свою публикацию замечанием самой помолодевшей старушки о том, что у нее есть проблемы со своим другом (тоже правнуком по возрасту), так как в девяносто шесть лет ложиться на аборт несколько стеснительно.
Постаравшись побыстрее отрешиться от мрачных мыслей, я разыскал аптеку и протянул фармацевту свой запасной рецепт. Он взглянул сначала на него, затем пристально посмотрел на меня и сказал:
Зная газетную кухню, я прекрасно понимаю, насколько ценна публикация подобных заметок для поднятия тиража. И все-таки… Процентов девяносто, кого я спрашивал, возможно ли такое, отрезали однозначно: чушь, вымысел. Остальные что-то пытались объяснить методиками лечебного голодания, настоями трав, восстановлением клеточной воды, очищением кровотока. Очень интересные предположения. Однако, похоже, помолодевшая старушка ничего не делала специально, чтобы с ней произошло подобное чудо.
- Это будет готово через час.
Размышляя, как обычно, за холстом, я, совсем усталый, уснул. Утром появился очередной листок с очередной записью. Но там было написано одно лишь слово, ничего мне на тот момент не сказавшее: «Вхождение».
- Да, знаю. Я зайду попозже.
Из аптеки я отправился в ресторан. И хотя витрины магазинов были ярко освещены, а светофор на углу исправно мигал, на улице не было видно ни одного прохожего, ни одной машины. Город словно вымер.
Зал ресторана тоже был пуст. Официантка узнала меня, и на её лице появилась какая-то странная улыбка. Она приняла мой заказ и стремительно умчалась в кухню. Бармен тем временем прошел через весь зал и остановился возле меня.
7. Клетку можно программировать на бессмертие. Только структурированная клетка способна к самовосстановлению. Графит и алмаз имеют в основе один и тот же углерод. Только разную структуру.
Это был седеющий человек лет около пятидесяти, несколько худощавый, с глубоким, усталым взглядом.
Когда частота колебаний энергии человека как биологического существа совпадает с частотой космических колебаний, человек слышит Космос.
- Послушайте, мистер, - сказал он, - мне лишние проблемы не нужны.
Формулу физического бессмертия не получат в пробирках и лабораториях. Она придет из Космоса, когда наступит час ее прихода.
Я откинулся на спинку стула.
Космический Разум остерегается передать иное открытие на Землю.
- А вы хоть знаете, что из себя представляют те шутники?
Есть информация, что в Межгалактическом интеррасовом центре побывал представитель Земли, и ему сказали, что земляне еще не подготовлены к Высшему Знанию.
Он кивнул.
- Мы уж сами как-нибудь разберемся.
- Что ж, дело хозяйское, - отозвался я. - Я, конечно, не знаю, почему и зачем эти отморозки оказались здесь, но сильно сомневаюсь в том, чтобы вам с ними удалось разобраться. Руки коротки. Так что научитесь быть благодарным, когда другие люди оказывают вам небольшие услуги. Понятно?
8. Для меня неважно, где мои картины будут висеть — в Лувре или на чердаке крестьянской избы. Для меня неважно — купят ли их и за сколько. Для меня важно, для меня ценно, для меня самое-самое: то состояние, в котором я был, когда их делал.
Бармен ничего не понял, и это было видно по его лицу. Он взглянул в окно, на дальний склон горы.
- А вы разве не того... не с холма?
- Мак, я понятия не имею, о чем ты ведешь речь. Не хочу никого обидеть, но, по-моему, в вашем городе живут одни придурки. Вчера вечером я один вступился за мальчишку и накостылял по шеям тем двоим обормотам, пока ты, полицейские и все остальные просто стояли вокруг, как истуканы, да хлопали глазами, и теперь выходит, что я же во всем и виноват. Меня это совершенно не устраивает.
9. Лет двадцать пять назад тебя за такие мысли в один миг выкинули бы из университета. Лет шестьдесят пять назад посадили бы. Но сегодня, когда ты сам к ним пришел, пройдя определенный Путь, ты можешь их открыто высказывать. Мысли эти стары, как Вечность, стары, как Истина, сколько бы ни давили их, сколько бы ни изгоняли, они все равно побеждают:
Дверь с грохотом распахнулась, и в зал ворвался сержант Вэнс. Пробравшись между столиками, он остановился передо мной и швырнул на стол листок бумаги. Это был мой рецепт.
Дух первичен по отношению к телу. Дух способен регулировать состояние тела. Все в человеке, как и у любого из животных, земное. Только дух — космического происхождения. Именно дух способен регулировать жизнь по неземной (несмертной) модели.
- Это заявка на наркотики, мистер. Так что теперь вам придется дать кое-какие объяснения.
Я угрожающе медленно встал из-за стола. Вэнс был рослым, крепким парнем, но теперь у него попросту не хватало духу глядеть на меня свысока. На лице у него было написано смущение и испуг, а рука сама собой потянулась к рукоятке табельного пистолета.
И тогда я сказал:
10. В моей комнате вдруг обнаружилась еще одна, совсем иная. Она начиналась примерно посередине моей, ближе к правой от входа стенке, и тянулась вдаль. Зыбкие, прозрачные линии, желто-золотистые, будто излучающие загадочный свет, обозначали ее контуры. Мебель, вещи, находящиеся в ней, казалось, не кончаются. За первыми предметами возникают новые, за ними еще, еще. Робко делаю первый шаг. Иду по полу. Будто ступаю по чему-то мягкому, тонко чувствующему мои шаги. Прохожу сквозь комнату соседей, если судить по расстоянию и не замечать пройденных стен, но я все в той же, желто-золотистой, иной комнате. Вот уже должна быть наша мерзкая коммунальная кухня с кучами хлама, пустых бутылок, обгоревших кастрюль, и с вечным, неистребимым, всепроникающим коммунальным запахом, но я не вижу и кухню, не ощущаю ее ароматы, я в той, в желто-золотистой, бесконечной комнате. Вот выплыл, будто слегка окунутый в проявитель, белый концертный рояль среди зарослей нездешних благоухающих растений, издалека плывут звуки песен, то нарастая, то прячась в лесной чаще, то разливаясь эхом среди скал. На лужайках, среди благоухающих белых и розовых огромных цветов резвятся крохотные юные феи. Золотистые белочки скачут наперегонки по ветвям тысячелетних дубов, а там, за деревьями, за скалами, не хочет садиться за горизонт двойное веселое солнце, оно не торопится, оно ждет.
- Ладно, придурок, я тебе сейчас разъясню кое-что, но только если ты и после этого от меня не отстанешь, то я возьму вот эту твою пушку и засуну её тебе в задницу. Этот рецепт подлинный, и он был выписан самым настоящим врачом на самых что ни на есть законных основаниях. Если же ты задумал провести проверку, то первым делом свяжись с врачом, который его выписал. А уж затем, на тот случай, если он окажется липовым, то и заявляйся ко мне. Тем более, что на сей счет существует специальная инструкция, подробнейшим образом описанная в своде законов. А теперь ты отнесешь этот рецепт туда, где ты его взял, и проследишь, чтобы заказ был исполнен в срок, а иначе тебе придется арестовать самого себя.
А я — иду.
Он понял все, как надо. Поначалу замер, как будто кол проглотил, но затем стало ясно, что смысл моих слов дошел до него в полной мере, и он выбежал на улицу так же быстро, как и вошел сюда.
Во, брат, как! Хороший у меня отдых, ничего не скажешь.
* * *
11. Что первично? Моя картина стала ключом для вхождения в Иную комнату или проявление, открытие, явление комнаты стало началом рождения картины? Когда-нибудь я это пойму.
Вилли Элкинс - так звали хозяина гаража - с радостью сдал мне напрокат свой пикап всего за пятнадцать долларов в неделю. Это была раздолбанная колымага, но меня такая машина вполне устраивала. В придачу он объяснил мне, где и как я могу разыскать старину Морта Стайгера, у которого можно было без проблем нанять лодку. Старик подождал, пока я выберу что-нибудь на свое усмотрение, а затем покачал головой и усмехнулся сквозь сломанную вставную челюсть.
Художник, учившийся живописи у профессора из института изящных искусств, изображает мир таким, каким он видится человеческому глазу. Для такого художника важен закон перспективы, сочетаемость красок, масштаб фигур, расположение светотени. Художник, учившийся писать у Вселенского Разума, видит истинную картину Мира, подчас сложную для человеческого глаза, подчас невоспринимаемую человеческим глазом.
- А вы ведь не рыбак, правда?
- Не-а, - замотал головой я. - Время от времени берусь за удочку. Но я не рыбак.
Он замолчал и настороженно уставился на меня.
12. Почему эта женщина вслух, при совершенно посторонних людях, в зале заседания районного суда, жалуется, что ее муж — пьет? Она держится достойно, уверенно, даже властно, но моментами проскакивает что-то «не то».
- Так вы с холма?
А ведь она — человек, от подписи которого зависят судьбы людей. Она выносит приговоры. Она — Федеральный судья (назовем ее пока условно — г-жа Zet) Федерального суда …ского района. Придет еще час, когда мы назовем ее имя полностью.
- Причем тут \"холм\"? Какой ещё холм и кто там живет?
Она делает благородное дело — очищает общество от бандитов, воров, от нечисти.
Старик помедлил с ответом и задумчиво пожевал губами.
Она — в высшей степени достойный и уважаемый человек.
- Вы что, шутите? Хотя, наверное, нет. - Он неопределенно взмахнул рукой, тыкая корявым пальцем куда-то в пространство повыше моего плеча. Вон за тем хребтом стоит большой дом. Отсюда не видно, но там ещё проложена дорога, которая ведет к озеру, а все вокруг обнесено забором. Вот так-то. Не войти, не выйти без особого разрешения.
Но почему так тревожно у нее на сердце? Это великая ответственность — вершить суд. И неужели не было случая, когда она осудила невиновного?
- Чьего разрешения?
Да были, конечно же. Как профессионал она чувствовала, догадывалась, предполагала, понимала порою, что человек невиновен, но судебная машина…
- Городских людей. Это дом мистера Симпсона. Кажется, он какой-то крупный промышленник или что-то в этом роде. Сам-то я его никогда в глаза не видел. Он любит уединение.
Я хмыкнул.
Уж если эта машина запущена, остановить ее трудно. Это так. И, конечно, не раз приходилось подлаживаться под ее неумолимый ход, и, конечно же, были невинноосужденные. И не один.
- Еще бы. Ведь он держит при себе целую шайку головорезов. Не далее, как вчера я повстречал двоих из этой компании. Пришлось наставить их на путь истинный.
Поэтому о них и говорится во множественном числе. Был как-то порыв, необъяснимое желание самой сделать явку с повинной за вынесение заведомо ложного приговора. Но это — лишь порыв, секунда, доля секунды. Как же! Ронять престиж! Да и знают о ложном приговоре (кроме г-жи Zet) всего двое: тот, кто совершил преступление на самом деле, и тот, другой, кто за это преступление осужден, будучи невиновным.
На этот раз старик ещё больше растянул губы в улыбке и позволил себе усмехнуться.
Первый — будет молчать. Второму — кто поверит? Вас, что ли, уважаемая г-жа Zet, накажут за лжеприговор? Никогда! Можно жить спокойно и продолжать свое тяжкое, но благородное дело.
- Так, значит, это были вы. Вилли рассказал мне про вчерашнее. Будьте поосторожней, а то ещё накликаете беду на свою голову.
Но что-то пошло «не то». Раньше и предположить такого не могла. А теперь — «не то». Не То!
- Если мне и стоит кого-то опасаться, то только не тех двоих обормотов. Примечательно другое: если этот Симпсон такой крутой, то какого черта он привечает в своем доме таких недоносков?
Какие-то тяжкие мысли не отпускают, будто на душе груз повис. Она купила новую помаду, новое платье, новую шубу, сменила машину. Внешние перемены не помогли.
- Возможно, я смогу ответить на этот вопрос.
Еще не нахлынули на весь ее род беды, болезни, несчастья. Но уже что-то «не то». Какая-то причина у этого есть? В чем она?