Когда разрешено просить милостыню?
Пророк (Мир ему) понимал, что бывают случаи, когда человек не может обойтись без милостыни.
Поэтому нет вины на том человеке, кого обстоятельства вынуждают просить материальную
помощь у правительства или частных лиц. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал:
\"Попрошайничество подобно царапанью своего лица; чтобы сохранить свое лицо,
следует избегать этого, исключением может быть обращение [с прошением] к
правителю или крайняя нужда\" 1.
Муслим в своем сборнике \"Сахих\" передает слова сподвижника Абу Башар Кубайса Ибн аль-
Махарака, который рассказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (Мир ему) с просьбой о помощи
собрать хамала (деньги, которые даются двум враждующим сторонам для того, чтобы они
помирились). Пророк (Мир ему) ответил:
\"Подожди, пока мы соберем милостыню (садака),
затем дадим тебе\". Затем он продолжил:
\"Кубайса! Просить деньги непозволительно за
исключением трех случаев: когда человек берет на себя обязанность платить хамала, он
может просить людей о помощи до тех пор, пока не будет получена необходимая сумма,
после этого он должен прекратить просить; когда человек пострадал от бедствия и
лишился собственности, он может просить, пока снова не станет на ноги; когда человек
нуждается и трое авторитетных людей из его общины утверждают: \"Этот человек
действительно нуждается\", допустимо просить в его положении, пока он
самостоятельно не поднимется на ноги. В остальных же случаях, о Кубайса, попрошайка
использует (милостыню) незаконно\"»2.
--------------------------------
1. Передано Абу Даудом и ан-Насаи.
2. Передано Муслимом, Абу Даудом и ан-Насаи.
Достоинства труда
Некоторые люди презрительно относятся к определенным видам работ или профессий. Однако
Пророк (Мир ему) не признает такого отношения. Он наставлял своих сподвижников, говоря, что
все достоинства человека связаны с его работой - работой любого рода - и что действительно
позорно и унизительно быть на иждивении других людей. Он сказал:
\"Пусть (лучше) любой из
вас возьмет веревку, принесет на спине вязанку дров и продаст ее. Да сохранит Аллах
его честь, это лучше, чем он будет попрошайничать у людей, которые могут ему подать
или нет\" 1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Мусульманин должен зарабатывать, занимаясь земледелием, торговлей или производством, а
также выполняя любой другой труд, не связанный с запретом.
Зарабатывание на жизнь сельскохозяйственным трудом
Всевышний Аллах в качестве своего предпочтения и благосклонности к человеку упоминает в
Коране принципы, которые лежат в основе сельскохозяйственной деятельности.
Он расстелил землю и сделал ее удобной и пригодной для выращивания. Люди должны помнить о
щедротах Создателя и быть Ему благодарными за это:
\"Аллах простер землю перед вами ковром, чтобы вы свободно передвигались по ее
просторам\" (Коран, 71:19-20). «Для тварей простер Он землю, на которой [растут]
плоды и пальмы с тугими гроздьями, а также травы колосящиеся и травы благоуханные.
Какую же из милостей вашего Господа вы не признаете?» (Коран, 55:10-13).
Всевышний Аллах даровал в виде дождя и рек воду, которой Он оживляет землю:
«Он – тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы взращиваем [на земле]
всякие растения зеленые и колосья с зерном. На пальме из завязей Мы [вырастили]
низко свисающие [от тяжести плодов] гроздья. Мы [создаем] и виноградники, и
оливковые и гранатовые рощи, [плоды которых хоть и] похожи [в одном], но [вместе с
тем] различаются [в другом]...\" (Коран, 6:99).
\"Пусть поразмыслит он о том, [кто посылает] ему пропитание, - по Нашему велению
обильно проливаются ливни, потом Мы иссекаем землю ходами [от растений],
взращиваем на ней злаки, виноград, травы...\" (Коран, 80:24-28).
Затем Он посылает ветер с благими вестями, гоняющий облака и рассеивающий семена. В
отношении этого Всевышний говорит:
\"Мы простерли землю, воздвигли на ней горы и взрастили на ней в меру всяких злаков.
Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не обязаны кормить. Нет
мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по
определенной мере. Мы ниспослали ветры, оплодотворяющие [облака дождем], а потом
низвели с неба воду и напоили ею вас, но не вам ее оберегать\" (Коран, 15:19-22).
58
Во всех этих аятах звучит божественное напоминание человеку о том, что Всевышний наделил его
агрокультурной продукцией.
Пророк (Мир ему) сказал:
\"Мусульманину, посадившему или вырастившему урожай,
зачтется (у Аллаха), независимо от того, птица или человек вкушали его\" 1.
1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Он также говорил:
\"Каждому мусульманину, чей урожай вкушают люди, воздастся за это,
даже за то, что своровано из него. Что бы ни вырастил человек (например, плодоносное
дерево), он будет получать вознаграждение до Судного Дня\" 2.
2. Передано Муслимом.
Смысл данного хадиса заключается в том, что вознаграждение посадившему саженцы или
засеявшему урожай будет идти до тех пор, пока кто-либо питается из его плодов. И это несмотря
на то, жив или умер посадивший или посеявший, даже если все это перейдет во владение к
другому человеку. Ученые отметили: \"Благосклонность Аллаха заключается в том, что Он
продолжает вознаграждать человека даже после его смерти, так же как и при его жизни, в шести
случаях:
-
за продолжающуюся благотворительность (за построенные на благо человека мост, школу и
т.п.);
-
за оставленные знания;
-
за праведных детей, молящихся за него;
-
за посадку деревьев;
-
за посев зерновых;
-
за охрану границы от врагов (пока граница остается неизмененной).
Однажды мимо Абу ад-Дарда, сажающего дерево грецкого ореха, проходил человек, который его
спросил: \"Ты такой почтенный старец, и ты сажаешь дерево, которое неизвестно когда принесет
плоды? Абу ад-Дарда ответил: \"Что с того, если я буду получать вознаграждение в будущем за
каждого, кто будет вкушать из его плодов?\".
Один из сподвижников Пророка (Мир ему) сообщил, что он слышал своими ушами, как Пророк
сказал:
\"Кто посадит дерево и терпеливо будет ухаживать за ним, пока оно не принесет
плоды, тому воздастся от Аллаха за каждый его плод\" 1.
Многие ученые, основываясь на такого рода хадисах, заключают, что земледелие - лучшая из
профессий. Хотя другие считают таковой производство и ручной труд, а кое-кто торговлю.
Некоторые исследователи говорят: \"В каждом случае должны учитываться обстоятельства. Когда
имеется нехватка в продуктах питания, главным становится земледелие; когда нужно
разнообразить ассортимент, приоритетной становится торговля; когда необходимы промышленные
товары, главным становится производство\"2.
Последнее разъяснение соответствует действиям современной экономики.
1. Передано Ахмадом.
2. Комментарий аль-Касталани к хадису, переданному аль-Бухари.
Запретный посев
Выращивание любых растений, приносящих вред, как, например, гашиш, запрещено (харам). То
же относится и к табаку. Если мы говорим, что табак запрещен (исходя из источника, на который
мы опираемся), то запрещено его и выращивать. Если мы говорим, что использовать табак
отвратительно (макрух), то, соответственно, и его выращивание - макрух.
Недопустимо мусульманину выращивать запретное, даже если он продает его немусульманину,
так как мусульманин не может участвовать в распространении запретного (харам). Так же, как
нельзя выращивать свиней для их продажи, например христианам. Нам уже известно, что в
Исламе запрещается продавать добротный виноград тем, кто производит из него вино.
Ремесла и профессии
Ислам особо подчеркивает превосходство земледельческого труда, обещая щедрое воздаяние за
него. Однако это не означает, что умма должна сосредоточить свои силы и устремления
исключительно на земледелии и уподобиться морскому моллюску, не вылезающему из своей
ракушки. Ислам не приемлет того, чтобы его последователи занимались исключительно
земледелием, «следуя за бычьими хвостами» (ходя за плугом). Такое положение приводит умму к
печальному исходу. Пророк (Мир ему) предупреждал о печальных последствиях этого для уммы, и
время подтвердило правильность его слов. Пророк сказал:
\"Когда вы займетесь
ростовщичеством, возьметесь за бычьи хвосты, ограничившись земледелием, и оставите
59
джихад, то Аллах унизит вас, и это продолжится до тех пор, пока вы не вернетесь к
своей религии (исполняя заветы Аллаха)\" 2.
2. Передано Абу Даудом.
Поэтому наряду с земледелием должны наличествовать и другие специальности и профессии,
которые могли бы поддерживать достойную жизнь общества, а также укреплять и обогащать
государство. Другие специальности и профессии не только разрешены исламским шариатом, но и
являются обязанностью (фардуль-кифая) для мусульман. Это означает, что исламское общество
должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного
существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает
квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину, в частности
на ее руководителей.
Имам аль-Газали отмечает: \"К фардуль-кифая относятся все знания, необходимые для
жизнедеятельности общества. Например, медицина необходима для поддержания здоровья
человека, а арифметика - для расчетов, распределения наследства и многого другого. Если всеми
этими знаниями обладает часть членов общества, то с остальной части снимается обязательство
заниматься этими работами. И не удивительно, что мы говорим: медицина и арифметика являются
фардуль-кифая, так же как основные ремесла и специальности типа земледелия, текстильной
промышленности и политики, так же как портные и медработники. Если в обществе отсутствует
медработники, это приведет к его гибели. Тот, кто посылает болезнь, посылает излечение и учит,
как с ней бороться. Недопустимо обрекать себя на погибель\"1.
1. Аль-Газали, \"Воскрешение наук о вере\", т. 1, с.37.
В Коране упоминается много сфер деятельности, которые являются благом, щедротами Аллаха. В
отношении Дауда (Мир ему) Всевышний Аллах говорит:
\"Мы сделали железо для него ковким [и повелели] «Выкуй кольчуги во весь рост и
соблюдай меру в звеньях [кольчуг]\" (Коран, 34:10-11). \"Мы научили [Дауда]
изготовлять кольчуги, чтобы они предохраняли вас в ваших сражениях. А разве вы
благодарны [за это]?\" (Коран, 21:80).
Он говорит о пророке Сулеймане (Мир ему) следующее:
«Мы заставили для него течь родники расплавленной меди. И часть джиннов работала
на него по повелению его Господа. А тому, кто из них ослушается Нашего повеления, Мы
дадим вкусить наказание огнем. Они создают для него то, что он пожелает: алтари,
изваяния, чаши, огромные, как водоемы, прочно стоящие котлы. (Мы велели) роду
Дауда: \"Воздавайте [Аллаху] благодарность\"» (Коран, 34:12-13).
И Он говорит о пророке Зулькарнайне (Мир ему) и строительстве им высокой плотины:
«Он ответил: \"То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне
[людской] силой, чтобы я воздвиг между вами и ими преграду. Возите ко мне железные
балки\" ... Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал:
\"Раздувайте\". Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился:
\"Несите мне расплавленную медь, я вылью ее на расплавленное железо\". [С тех пор
племена Йаджудж и Маджудж] не могли ни перебраться через преграду, ни пробить в
ней брешь» (Коран, 18:95-97).
Аллах напоминает об истории с пророком Нухом (Ноем), построившим корабль, и сравнивает его
с горой, бороздящей море:
\"Среди Его знамений – плывущие по морю корабли, подобные горам\" (Коран, 42:32).
В Коране также говорится о таких специальностях, как охота на наземных животных, ловля
морских рыб и животных, а также о ныряльщиках, достающих жемчуг и кораллы и т.п.
Кроме этого в Коране неоднократно подчеркивается ценность железа, о котором ранее не
упоминалось ни в одной книге. После того как Аллах сказал о посланных Им Посланниках и
Священных Писаниях, Он говорит:
\"...Мы ниспослали также [умение плавить] железо, в котором содержится и сильное
зло, и польза для людей...\" (Коран, 57:25).
Неудивительно, что сура, содержащая этот аят, получила название \"Аль-Хадид\" (Железо).
Любая профессия или специальность, удовлетворяющая потребности общества или приносящая
реальную пользу, рассматривается как нужная, при условии, что человек выполняет ее так, как
этого требует вероучение Ислама. Ислам вознес некоторые профессии, которые люди считали
недостойными и унизительными, например профессию пастуха. Труд пастуха не ценился и не
почитался людьми, однако Пророк (Мир ему) сказал:
\"Не было послано Аллахом Пророка,
который бы не пас овец\" . Они спросили: \"И тебя тоже, о Посланник Аллаха?\", и он ответил:
\"Да, я пас (скот) жителей Мекки за вознаграждение\" 1.
1. Передано аль-Бухари.
60
Мухаммад (Мир ему), Посланник Аллаха и последний Пророк, пас овец! Более того, он пас не
своих овец, а овец, принадлежащих жителям Мекки, за весьма скудную плату. Он сказал это
своим сподвижникам, дабы разъяснить, что честь и хвала относится к труженикам, а не к
предающимся роскоши и тунеядцам.
В Коране рассказана история Пророка Мусы (Мир ему), который в течение восьми лет трудился в
качестве наемного работника, чтобы добиться руки одной из дочерей старца. Муса был
прекрасным работником, и дочь старца оценила его:
«Одна из дочерей сказала: \"Отец мой! Найми его: он – лучше других, кого бы ты ни
нанял. Он сильный и достойный доверия\"» (Коран, 28:26).
Ибн Аббас сказал: \"Дауд делал кольчуги и щиты, Адам был земледельцем, Нух был плотником,
Идрис - портным, Муса - пастухом\"1.
Мусульманин должен наслаждаться своей работой. Ведь каждый Пророк имел специальность. В
одном достоверном хадисе говорится:
\"Никакая еда не может быть лучше, чем та, что
произведена собственными руками, и Пророк Дауд ел то, что производил своими
руками\" 2.
1. Передано аль-Хакимом.
2. Передано аль-Баззаром и другими.
Виды деятельности, с которыми борется Ислам
Существуют запрещенные Исламом виды деятельности, которые наносят вред обществу, его вере,
морали, чести и нравственности.
Проституция
Проституция узаконена во многих странах Запада, где выдаются лицензии, дающие право ее
обладателям вести такого рода деятельность наряду с другими профессиями. Ислам полностью
осуждает и отвергает подобную практику и запрещает любой женщине, свободной или
несвободной, зарабатывать своим телом.
Во время джахилийи некоторые владельцы рабынь ежедневно взимали с них дань, не заботясь о
том, каким образом те зарабатывали деньги. Большинство рабынь вынуждено было прибегать к
проституции, а иные хозяева принуждали их заниматься этим ремеслом, чтобы получать от этого
прибыль. Ислам навсегда освободил своих сыновей и дочерей от подобной позорной ноши.
Всевышний Аллах сказал:
\"Своих невольниц, если они склонны к целомудрию, не принуждайте предаваться
распутству ради приобретения мирских благ\" (Коран, 24:33).
Ибн Аббас рассказывал, что Абдулла Ибн Убай (известный мунафик Медины) пришел к Пророку
(Мир ему), приведя с собой одну из самых привлекательных своих невольниц по имени Муаза, и
произнес: \"О Посланник Аллаха! Она принадлежит к (таким-то) сиротам. Не позволишь ли ты ей
совершать прелюбодеяние с тем, чтобы они (эти сироты) что-то имели от этого?\" -
\"Нет\" , -
ответил Пророк (Мир ему) 1.
1. Фахруд-дин ар-Рази. \"Тафсир\", т.23, с.320.
Так Посланник Аллаха (Мир ему) запретил эту скверную профессию, независимо от того, на что
будет расходоваться заработок от нее. При этом отвергаются любые ссылки на нужду, отчаяние
или высокие цели, и все это важно потому, что мусульманское общество не должно быть
запачкано этой мерзостью.
Танцы и стриптиз
Подобным же образом Ислам не приемлет стриптиз, а также другие виды деятельности,
побуждающие к похоти, например непристойное пение, бесстыдные актерские сцены и другие
аналогичные забавы, которые называют сегодня \"искусством\" и относят к прогрессивным
явлениям.
Ислам запрещает любой вид интимных отношений вне брака, а также любое слово и дело,
приводящее к запретным отношениям. Это - одна из основных заповедей Корана, запрещающая
прелюбодеяние (по араб. «зина»).
\"Не приближайтесь к зина, ибо оно – мерзость и мерзкий путь\" (Коран, 17:32).
Смысл этой фразы в том, что запрещено не только само прелюбодеяние, но и все то, что
приближает к нему. Все, о чем шла речь выше, например непристойные песни и танцы,
представляют собой
\"приближение к прелюбодеянию\" ; подобные действия провоцируют
похоть, что толкает человека к греху. Разве не зло то, что они творят?!
61
Профессия ваятеля статуй
Ранее мы отмечали, что Ислам запрещает приобретать статуи и тем более их изготавливать.
Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который говорил: «Я был с Ибн Аббасом,
когда к нему подошел человек и сказал: \"О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими
собственными руками, ваяя эти образы!\" Ибн Аббас ответил ему: \"Мне не остается ничего, кроме
как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (Мир ему):
\"Кто изваяет образ,
подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в него духа, но он никогда не сможет этого
сделать\". Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: \"Горе тебе, если ты
ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души\"»1.
То же самое относится к созданию идолов и им подобных.
1. Передано аль-Бухари.
Что касается живописи и фотографии, мы ранее отмечали, что дух шариата склонен к их
разрешению или, максимум, к их неодобрению. Но они будут являться запретными, если на них
(на фотографии или на живописном полотне) изображен непристойный вид женщины или
показаны интимные отношения между мужчиной и женщиной и т. д. То же самое касается
возвеличивающих изображений, как, например, образы ангелов, пророков и других.
Производство алкоголя и наркотиков
Как ранее отмечено, Ислам запрещает любое действие, связанное с опьяняющими напитками
(хамр), будь то производство, распространение или потребление. Каждый, принимающий в этом
участие, является проклятым, по словам Посланника Аллаха (Мир ему). Это же относится и к
наркотикам типа гашиша, опиума и им подобных, их производство, распространение или
потребление также рассматривается как харам. Короче говоря, Ислам запрещает работать в
любой отрасли, заниматься любым видом трудовой деятельности, которая имеет какое-либо
отношение ко всему тому, что относится к хараму.