Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Щеглов Сергей

Восход на Аиде

Сергей ЩЕГЛОВ

ВОСХОД НА АИДЕ

1

\"Запасайтесь, дьяволы, гробами,

сейчас стрелять буду!\"

М. Зощенко

Издалека Аида красива. Искрящийся бриллиант в черной оправе, изредка подмигивающий преломленным синим лучом.

Но видели ее такой немногие. Пилоты давно уже не верят в этом районе своим глазам и на всякий случай отключают визуальные экраны. Голубой гигант, не шутка.

А что до пассажиров, то их на Аиду не берут.

Это уже традиция. С тех пор как не удалось установить прямой трансфер с Земли, Аида перестала значиться в расписании рейсов. И если верить официальным документам, здесь работает только маленькая станция регистрации аномальных явлений, устроиться на которую совершенно невозможно.

Но если уж на Аиду берут пассажира, то исключительно во внутренние каюты. Рядом с грузом. Обычная мера предосторожности - в один не слишком удачный год три человека один за другим выпали случайно в открытый космос, и причин этой случайности так и не нашли.

А что до красоты, поговаривают, что первая, теперь уже легендарная экспедиция угодила в аварию именно из-за того, что весь экипаж, разинув рты, глазел на панорамный экран.

Рассуждая так, пассажир протянул руку и попросил к экрану капитана Скворцова.

- А нельзя ли мне, - осведомился он иронически, - поглядеть на планету назначения?

- Еще насмотритесь, - хмуро ответил капитан. - Ничего там особенного нет. Если еще что-нибудь понадобится, сообщите.

И экран погас.

Пассажир покачал головой, неторопливо прошелся из угла в угол. В его тесном, наскоро приспособленном под каюту отсеке нарастал легкий шум.

Не верьте, что планетарные двигатели бесшумны; наверху их, конечно, не слышно, но пассажир помещался в хвостовой части корабля.

И в этот рейс ему было скучно. Он летел один.

Делать было положительно нечего. От скуки пассажир давно уже царапал стенное покрытие завалявшимся в кармане гвоздем. Там и тут пестрели надписи: \"Мыслю, следовательно, существую\", \"Чем хуже, тем лучше\", \"Аида не приходит одна\".

Пассажир предпочитал цитаты.

Внезапно взгляд его упал на почти стертую надпись, сделанную явно в прошлый рейс. Она гласила: \"Ложись!\"

Пассажир пожал плечами в недоумении.

Между тем гул двигателей стал оглушительным. Ноги подогнулись сами собой, и пассажиру пришлось сесть на пол, что вовсе не было неприличным при пятикратной перегрузке. У пола белела такая же полустертая надпись: \"Не вставай!\"

Пассажир все же поднялся на четвереньки. И совершенно напрасно: корабль повело в сторону. Пассажир упал носом вперед. В этом месте надпись на стене объясняла все: \"Все равно упадешь\".

Пассажир послушно лег на спину.

Когда гул двигателей стих, он вызвал Скворцова:

- Капитан, мне бы узнать, скоро ли мы прибудем?

- Мы уже здесь.

Пассажир удовлетворенно зевнул: путешествие закончилось.

- Я понимаю вас так, что мне можно выходить? - сказал он.

- Нужно.

Судя по ответам Скворцова, корабль уже стоял в шахте космодрома. Пассажир потянул воздух ноздрями. Ничем не пахло.

Аида встречала его приветливо.

И на том, как говорится, спасибо. Пассажир взял чемоданчик с вещами и торжественным шагом вышел из отсека.

Капитана Скворцова мутило. Он постоянно прыскал в ноздри дезодорантом, ворочал глазами и учился не дышать. Увидев пассажира, свежего как огурчик, он совсем пал духом.

- Сверхчеловек, - ругнулся он вполголоса.

- Где? - с любопытством спросил пассажир, расслышав.

- В шлюз идите, в шлюз, - простонал Скворцов. - Ну скоро вы там?! крикнул он экрану телекома. - Быстрее, дышать нечем!

- До свидания, - сказал пассажир и вышел.

Капитан Скворцов откинулся на спинку кресла, вдохнул нечаянно воздух, пропитанный, как ему казалось, запахом миллиона дохлых кошек, и застонал:

- Чтоб я еще на Аиду пошел! И куда профсоюз смотрит...

Пассажир стоял в шлюзе, тоже немало озабоченный. Он вертел чемоданчик в руках, не зная, куда поставить, а прямо ему в лицо пялился всеми объективами шлюз-робот, злобно мигая транспарантом \"Предъявите пропуск!\".

Пассажир сообразил, наконец, что рискует остаться в шлюзе навсегда, и впал в нервное расстройство. Он швырнул чемоданчик на пол, ударил себя кулаком в грудь и закричал:

- Я же сюда по разнарядке! Какой пропуск?! Я Петров, вот мое удостоверение!

Робот мигал транспарантом и ничего не хотел знать. У него, о чем Петров и не подозревал, не было микрофонов.

Пассажир плюнул в сердцах, боязливо оглянулся и открыл чемоданчик. Достал аппарат странного вида, но банального назначения, и включил.

Транспарант погас, шлюз открылся. Робот перешел в пассивное состояние. Не выключая аппарата, пассажир быстро пересек нейтральную полосу, закрыл дверцу транспортной кабины и заключил:

- Прибыл.

В тот же миг заработала приветственная программа:

- Поздравляем вас с прибытием на гостеприимную Аиду! Будьте особенно осторожны в первые дни вашего здесь пребывания! По выполнении непосредственного задания немедленно возвращайтесь на ближайшую контролируемую станцию. В случае регистрации новых феноменов немедленно выходите на центральный информаторий по прямой телепатической связи. Помните: ваша жизнь - достояние народа!

Программа окончилась, дверцы распахнулись. Пассажир, перестав быть таковым, оказался в приемном отсеке космодрома.

Отсек был невелик. В нем еле помещался оргкомпьютер допотопной модели, письменный стол и десяток полукресел для посетителей. На полу Петров с изумлением увидел ковер.

За столом сидел мордастый мускулистый человек в распахнутом халате и плавках.

- Фамилия? - грозно спросил он.

- Простите? - не понял пассажир. - Вот удостоверение, вот направление, тут все сказано...

- Об информодрязге слыхал?

- А-а...

- То-то! Фамилия? Имя-отчество?

- Петров. Игорь Сергеевич.

- Год рождения?

- Двадцать второй.

- Место рождения?

- Земля, Россия.

- Специальность?

- Диалогик. Немного системотехник...

- Хорошо, специалисты тут нужны... Причины направления на Аиду?

- Распределение.

- Что-о?!

- Распределение. После Академии...

- Ничего себе, - пробормотал человек. - А что в Академии? Что-то было такое? Инциденты, срывы, человеческие жертвы?

- Инциденты? - Петров наморщил лоб. - Разве что \"Исход\"...

- Уф-ф! - человек повеселел. - Вот и отлично! Что ты там натворил?

Петров наклонился к самому уху человека и сказал несколько фраз. Тот кивнул, не скрывая удовлетворения.

- Ну, раз так, все в порядке! Распределю тебя в седьмой, на плато Прохлады, значит. Будешь чем интересоваться - вызывай меня, не стесняйся. С любой точки, я дальний, нет проблем!

- Простите, я не совсем...

- Я, говорю, телепат - дальний. Впрочем, здесь и безопасник станет телепатом. Словом, захочешь поболтать с Эрбом Хоо - вызывай! А пока топай, устраивайся. Чемоданчик сдай в бессрочную, одежду туда же, у нас мода другая. Остальное сам поймешь.

- До свидания, - вежливо сказал Петров, и пошел. Почти сразу же он понял тонкости местной моды. Стало вдруг нестерпимо жарко, пот пропитал комбинезон и капал под ноги, галстук-бабочка повис мокрой тряпкой. В туфлях творилось что-то ужасное. Ступая по отчего-то одевшейся в иней ковровой дорожке, Петров проследовал к секции номер семь, пытаясь не ломать голову, что это такое - термофлуктуация или психодрязг индивидуального наведения.

Хмурый робот принял чемоданчик и выдал пакет со стандартным набором плавки, халат, пляжные тапочки. Петров переоделся и наконец-то избавился от жары.

- Скажите, как проехать к седьмому сектору? - спросил он у робота.

- Вы перед входом.

- Ах да, извините...

Петров нерешительно открыл полусферу входа с огромной белой семеркой. Просунул голову внутрь, понюхал воздух.

- Идиот! - раздался над ухом чей-то ужасный вопль.

Петров качнулся - кто-то толкнул его в спину - не удержался и сел прямо на пол, хватаясь за него руками. Над ним, добродушно улыбаясь, стоял гигантского роста человек с квадратным подбородком, почти загораживающим остаток лица.

- Это же трансфер, - объяснил он. - Сюда лучше заходить полностью, если хочешь добраться до места в целом виде.

- Простите, - пробормотал Петров. Глаза его были прикованы к лицу незнакомца; казалось, он мучительно пытается что-то вспомнить.

- Меня зовут Стив, - представился человек, одной рукой ставя Петрова на ноги. - Из седьмого. А ты что, новенький?

- Стив... Пармен? - выдавил Петров.

- Да.

Петров сжал лоб ладонью.

- Из АДа?

- В прошлом... Ты что, слышал обо мне?

- Не знаю... Вспомнилось и опять пропало... Ничего не могу понять. Извините еще раз. Меня зовут Игорь, Петров Игорь Сергеевич.

- Ты в седьмой? Тогда пошли!

Петров кивнул. Пармен распахнул уже успевшую захлопнуться полусферу, и они вошли внутрь.

- Раз уж мы знакомы, - проговорил Петров, - не могли бы вы... ну... вкратце рассказать, что здесь к чему, как жизнь... вообще?

- Аида, - Стив пожал плечами. - Самый закрытый участок Галактики.

- Но почему?

- В двух словах этого не скажешь. Новичку для начала надо почитать список феноменов; а если вообще - то только на своей шкуре поймешь. Вот так, к примеру.

Стив распахнул халат. Петров замер, глядя в упор и не смея отвести взгляд. На груди Стива раскинулась разноцветная сетка, смахивавшая бы на татуировку, не будь она подвижной, с изменяющимися линиями, не ползай по ней разноцветные точки, не походи она по раскраске на десантную интерактивную карту.

- Что это? - шепотом спросил Петров, машинально протягивая руку. Палец его коснулся функциональной точки, и карта-татуировка изменила масштаб, подобно настоящей, рисуемой электронной панелью.

Петров испуганно отдернул руку.

- Не пугайся так, - улыбнулся Стив, застегивая халат. - Это и красиво, и безопасно. Ехали мы как-то на вездеходе по этому, - он ткнул себя пальцем в грудь, - району. Попали в трясучку, я навалился на планшет с картой... Сначала думали - обычная надпечатка, но Грег заметил, что она работает. Видно, то была не просто трясучка.

- Она работает? А как? - поинтересовался Петров.

- Как настоящая... А-а, ты о физических принципах?! Даже Паша Буров, который тогда ударился головой о медкомпьютер и теперь знает все, не может сказать, как это происходит. Все, говорит, нормально, клетки как клетки он их теперь без микроскопа видит - и откуда у них избирательное отражение, одной Аиде известно.

- Ну, это-то как раз просто, - пробормотал Петров. - А вы не объясните, что такое трясучка?

- Типун тебе на язык! - ответил Стив.

Они стояли в кабине слишком долго. Стив заметил бы это раньше, не будь он занят разговором. Теперь же странное состояние кабины заметил даже Петров.

Стив сел и махнул рукой - тоже садись. Петров едва успел опуститься на пол, как кабину затрясло - сначала мелко-мелко, углы оплыли и размазались в воздухе, потом стены затряслись и начали шарахаться взад-вперед. Стив закрепился на полу, держась за специальные выступы. Кабина уже обезумела - стены ходили ходуном, делая ее то круглой, то пятиугольной, а потолок резко пошел вниз, словно собираясь прихлопнуть Петрова огромной ладонью. Петров в ожидании удара зажмурился.

Но ударило его об пол.

Петров застонал и возмутился:

- Прекратите! Я буду жаловаться!

Поэтому ли, или по другой причине, но трясучка постепенно стала стихать. Петров поднялся на онемевшие от вибрации ноги и стал поправлять халат.

Стив громко свистнул.

На плече Петрова ярко и отчетливо выступили строчки \"Инструкции по технике безопасности в случае задержки кабины\".

- Ну вот, - сказал Стив с некоторым удивлением. - Быстро.

- В гробу я видел... - Петров, вне себя, скреб плечо ногтями, нервно цедя слова. - Т-тряс-сучка... Если и дальше так пойдет... Тьфу, гадость! Как отсюда выйти и где ближайший синтезатор?

- Через дверь, - сказал Стив. - Да не нервничай ты, это еще цветочки... Нашему брату не привыкать... Ты куда?

Петров, не оглядываясь, раскрыл дверь и вышел.

- Да не поможет синтезатор! - прокричал Стив ему вслед, вспомнив последний вопрос Петрова. - Тут все совсем не так, как на Земле!

2

\"...это лотерея, в которой

выигравшему достается смерть\".

А. Дюма

Инструкция по ТБ на обнаженном плече соседа совсем не интересовала плотного коренастого мужчину с голубыми глазами. Он листал местный журнал \"Аидец\", изредка оглядываясь вокруг. Сосед заметно нервничал и непрестанно поглядывал на сидящих впереди. Очереди к синтезатору, по-видимому, были для него непривычны.

Мужчина почти дочитал журнал, когда подошла его очередь.

- Простите, - нервно проговорил сосед, - вы не могли бы пропустить меня вперед? Я очень тороплюсь, а здесь...

- Торопитесь?

Мужчина воззрился на своего соседа с ужасом.

- Уже вечер, а нужно еще устроиться... Я только сегодня прилетел, а тут эта напасть... - он дотронулся до своего плеча. - Вы, как мне кажется, не спешите, я вас очень прошу...

- Пожалуйста.

- Благодарю...

Сосед тут же подскочил к синтезатору. Тот загудел от непривычного задания, однако сумел-таки переварить его и выплюнул предмет, похожий на электробритву, пышущий жаром после синтеза.

Мужчина с голубыми глазами привстал.

Человек с инструкцией на плече включил \"бритву\", и сразу стало ясно, что это не просто нечто бреющее. Вместо негромкого жужжания режущих поверхностей раздалось низкое шипение. Человек поднес псевдобритву к плечу и принялся водить туда и обратно.

- Что вы делаете?! - воскликнул мужчина с голубыми глазами.

- Снимаю надпечатку, как видите...

- Вы новичок? Надпечатки не смываются; они не сдираются с кожей; они не умирают с человеком. Это феномен седьмого разряда, тип \"Б\". Рекомендую почитать каталог...

- Благодарю за информацию, - сухо сказал человек и отвел псевдобритву. Надпечатки на плече больше не было.

- Э?! - издал звук голубоглазый. - Как вы это сделали?!

- Простите, может быть, мы познакомимся? Я - Петров, диалогик, прибыл по распределению...

- Да, конечно, Патрик Лоу, главный врач сектора, но как ты это сделал? Это была настоящая надпечатка!

- Конечно, настоящая, - Петрову не понравилось, что Патрик перешел на ты, но как гость он не стал обижаться. - Вы серьезно спрашиваете?

- То есть?

- То есть не шутите?

- Какие шутки! Ты только что сделал невозможное!

- Вы хотите сказать, что не знаете, что такое лорик?!

- Локальный репликатор? - Патрик недоуменно пожал плечами. - При чем здесь он?!

- С избирательной коррекцией, отмечу, - победоносно заключил Петров. - Это очень просто. Восстанавливается старая кожа, до надпечатки, окружающие ткани корректируются. И все.

- Гм... - Патрик еще раз взглянул на плечо Петрова. - Где же надпечатка в таком случае?

- Где изображение, когда выключен экран?

- Экран? - Патрик захлопал глазами. - Гм... Вон ты как... И часто у тебя такие идеи возникают?

- Это не идея, - Петров начал злиться. - Это очевидный факт!

- Знаешь, - задумчиво, глядя в сторону, сказал Патрик. - Давай работать вместе.

Петров пожал плечами:

- Ничего не имею против. Это ведь седьмой сектор?

- Конечно! Тебе нужно устроиться? Пойдем, покажу.

- Синтезатор, - напомнил Петров.

Патрик уставился на него в недоумении.

- Что - синтезатор? - шепотом спросил он.

- Вы стояли в очереди, - терпеливо объяснил Петров. - Или он вам больше не нужен?

- Ах, да!

Патрик остановился, вернулся к синтезатору и поспешно, виновато оглядываясь, вытащил оттуда пачку сигарет. Петров поморщился.

Заметив это, Патрик усмехнулся:

- Ничего, привыкнешь. Если, конечно, успеешь. Ну, теперь пошли.

Петров спрятал лорик в широченный карман халата и зашагал вслед за Патриком. Тот открыл одну дверь, вторую, втиснулся в шлюз и пригласил следовать за ним. Петров поежился.

- На поверхность?! - спросил он нерешительно, сообразив, зачем шлюз.

- На поверхность, - отозвался Патрик, глядя на приборы. - Погода что надо. Семьсот харри в секунду. И градиент - сорок на метр.

- А разве трансфер не...

- Пешком интереснее! И к тому же безопаснее.

- Безопаснее? - с сомнением переспросил Петров.

- Запомни: здесь опасны только безопасные места.

Двери шлюза открылись, и Петров выглянул наружу. Нельзя сказать, что увиденное его удивило; он ждал как раз чего-то в этом роде. Причудливые фиолетовые растения выплывали из пятнистого тумана, а за ними, в зеленоватых просветах, простиралась безотрадно-серая, уходящая далеко к горизонту череда бесконечных гор. Пик торчал за пиком, скалы громоздились табунами, изредка поблескивая в лучах падавшего неизвестно откуда странного света. Тропинка, выбитая в камне, вела налево.

- Главный корпус, - сказал Патрик, ткнув пальцем, - трансфер, столовая, лаборатории, узел связи, клуб, бар.

- Бар?!

- Бар, бар. Возьми левее.

Петров успел. Потом он долго вспоминал, что именно произошло - уже поднахватавшись знаний о феноменах. Кажется, это был блик. По ногам прошла волна жара, и прямо перед глазами вырос ослепительно-желтый столб, закачался из стороны в сторону, побледнел и погас. Патрик тут же стронулся с места и как ни в чем не бывало пошел дальше по тропинке, оставляя глубокие следы в размякшем камне. Петров не сразу двинулся следом, давая время пятнам, прыгавшим в глазах, успокоиться. Было холодно и непонятно, и по спине забегала дрожь.

Они взошли на вершину небольшого возвышения, похоже, самую высокую точку сектора - отсюда была видна россыпь полусферических корпусов, прилепившихся на краю огромной кальдеры. Патрик протянул руку:

- Жилые корпуса, подсобки, гараж. Я живу во втором слева, вон у той симпатичной скалы. Мы ее называем Дракон.

- Невелики корпуса, - заметил Петров.

- Рефракция. Кстати, задержи дыхание. Ветерок с болот.

- С болот?! Здесь?! - удивился было Петров, но тут повеяло крайне своеобразным запахом, и он зажал нос, ошеломленно всматриваясь в темный провал кальдеры - свалка там, что ли?

- Береги дыхание. Идти еще минуты две, - обрадовал Патрик.

Корпус приближался стремительно, и все же в шлюз Петров вошел, морщась - пришлось несколько раз делать вдох. Патрик включил дезактивацию, облился несколькими душами - кое-что перепало и Петрову - и вошел внутрь. Сразу за шлюзом начиналась кают-компания, безлюдная и полутемная.

- Мы вовремя, - весело заметил Патрик. - Похоже, восход. Ты его, конечно, еще не видел.

- Когда там... Восход? - Петров пожевал губами, словно вспоминая что-то. Потом вдруг воскликнул:

- Послушайте, как мне отсюда улететь? Только со следующим транспортником? Или можно как-то быстрее?

- Ты что?! - изумился Патрик.

- \"Восход\"! - объяснил Петров. - Как я мог забыть! Гекуран, всепланетный эксперимент... через месяц... - Энтузиазм его внезапно улетучился. - А я здесь...

- Так-так, - Патрик странно посмотрел на Петрова. - Ты что здесь, турист?

- Да нет, по распределению... Но потом я наверстаю...

- Тебя что, не предупредили? - продолжал Патрик непонятно.

- О чем?

- Так, - Патрик неопределенно махнул рукой. - Ладно. Сам узнаешь. А уехать отсюда непросто.

- Почему?

- Пойдем, восход посмотришь, - Патрик мягко толкнул Петрова к выходу, - красиво, знаешь ли, и случается нечасто...

Коридор, лифт, обзорная галерея, два кресла. Удивительно - корпус вроде бы стоял в низине, а вид был, как с Эвереста - дикие скалы в фиолетовых разводах растений на сотни километров вдаль. Что-то было в них завораживающее, Петров смотрел и с каждой секундой все с большей тревогой чувствовал, что не хочет отводить взгляд. Среди скал попадались настоящие скульптуры; пещерный дракон, как живой, глядел на него слева, а справа гряда скал плыла над туманом, словно стадо слонов. Впереди, за высоким гребнем, в небе, растерявшем обычную убогую бесцветность, одна за другой вспыхивали и наливались цветом арочные полосы, сиреневые поначалу и почти красные сейчас, а потом сверкнула из-за горизонта мгновенная россыпь лучей - зеленый, красный, синий - и Петров сжал подлокотники в немом восхищении.

Перед ним, в гранях черных скал, из-за горизонта поднимался, разворачиваясь во всем великолепии, огромный айсберг света; он горел слева направо всеми цветами радуги, словно гигантский спектроскоп встал между солнцем и глазом; по скалам, еще недавно серым и безжизненным, пронесся ураган красок, они вспыхнули ослепительно и расцвели нежными тонами, а потом покрывало красок полезло вверх, и Петров понял - это росли долго ждавшие рассвета каменные цветы Аиды, они вытягивались с фантастической быстротой, а айсберг-солнце вздымался все выше, по-прежнему разделенный на разноцветные полосы, и подбирался вершиной к зениту, основанием все еще касаясь разноцветных скал, ни на что не похожий, холодный и величественный.

Многоцветные тени упали на мозаичный пол, Петров смотрел и внимал, он был бледен, лицо строго вытянулось, он видел и не понимал; и все же не смел ни словом, ни жестом прогнать очарование этого зрелища; а пляска цветов проникала, тем временем, в самое сердце...

Патрик шевельнул затекшей ногой. Тишины и очарования хватило ненадолго - он торопился. Двадцать восемь минут сидели они в зале, и это заставило Патрика нахмуриться.

- Надеюсь, ты раздумал уезжать? - спросил он вполголоса.

Петров ничего не ответил. Тогда Патрик поднялся и встал между окном и Петровым. Тот нехотя шевельнулся, выжав растерянную улыбку.

- Да... - только и сказал он. - И это здесь - каждый день?

- Конечно, нет. Но пойдем!

Они вышли в коридор. Патрик скользнул взглядом по табло, снял со стены шифроключ и передал Петрову. Тот кивнул, увидев на бирке номер тринадцатый.

- Место безопасное, - обнадежил Патрик. - Заодно к феноменам привыкнешь. Недели через две можно будет наверх, к нам.

- К вам?

- К старожилам. Новичку туда лучше не показываться.

Они подошли к квартире, Петров открыл дверь и пригласил Патрика войти. Потом спросил:

- Почему?

- Феномены.

- Какие? - Петров обнаружил на стене большой, в полметра, список феноменов и приготовился слушать разъяснения. Патрик усмехнулся:

- Не эти. Соляроиды, фантомы, дрязги... Зато этой мелочи почти не бывает. Мы-то привыкли, а новичкам плохо.

- Понятно...

Петров посмотрел в список. \"Эффекты и феномены\". Последние строчки совсем свежие, приписаны от руки. Поднял глаза: квартира что надо, три комнаты, окна во всю стену. Сквозь толстое стекло видны причудливые скалы.

- Ну что, устроился? - спросил Патрик нетерпеливо.

- Сейчас...

Петров еще раз посмотрел список и поежился. Под взгляд попалась строчка - \"Отслоение кожи\". В графе \"Оптимальные действия\" стоял жирный прочерк.

Не искушая судьбу, Петров отвел глаза и согласился, что устроился.

- Тогда - в лабораторию.

Заперев дверь - привычка - Петров, как в тумане, зашагал за неутомимым главным врачом. Коридоры, коридоры - корпуса состояли, похоже, исключительно из них, - лестница в подвал.

Тут помещались владения Патрика Лоу. Он вошел в темноту, не сбавляя скорости, протянул руку, и подвал осветился. Патрик поморщился на получившийся мертвенно-зеленый свет, щелкнул по-особому пальцами. Свет просветлел, стал нежным и приятным. И одновременно раздался чей-то голос:

- А, новенький! Привет, давно ждем!

- Алан! - воскликнул Патрик раздраженно. - Уходи, добром прошу!

- Еще чего! Я тебе уже год, как не подчиненный! Лучше располагайтесь, и поболтаем!

- Имей совесть, Алан, - Патрик двинулся вперед, туда, где располагался невидимый Петрову Алан. - Это же новичок!

- Ну и что? - Раздалось бульканье, означавшее, по всей видимости, смех. - Новичком больше, новичком меньше - какая разница?! Мы все здесь в равных условиях! Хотите безопасности - присоединяйтесь!

Петров почувствовал себя неуютно.

- Э... Вы меня не представите? - обратился он к Патрику, который стоял, засунув руки в карманы, и недружелюбно глядел в сторону высокого кресла перед большим панорамным экраном. Случайно опустив глаза, Петров наконец увидел: на крапчатом полу четко отпечатывалась тень кресла, и над этой тенью колебалась как бы полутень - легкое, зыбкое потемнение в форме человеческой фигуры.

- Нет, - отрезал Патрик. - Уходи, или...

- Да брось ты! - сказал Алан, и тень на полу качнулась в такт словам. - С чем пожаловали?

Патрик, не отвечая, вернулся к Петрову и вдруг запустил руку в карман его халата. Петров онемел от возмущения, глядя, как Патрик вытаскивает лорик и тычет в него толстым указательным пальцем. Щелкнула кнопка, Алан за креслом забулькал, но теперь это бульканье и отдаленно не напоминало смех, и Петров увидел, как полутень заколебалась, на секунду сделалась темной, совершенно нормальной тенью человека, сидящего в кресле - и вдруг исчезла.

- Э... - выдавил Петров, но привычка взяла свое. - Нельзя ли возвратить мне аппарат?!

- Подействовал, - как будто удивляясь этому, сказал Патрик. - Надо же... Ах, да, конечно, конечно!

Его широкая ладонь с лежащим на ней лориком приблизилась к Петрову.

- Конечно, подействовал. - Спрятав лорик в карман, повеселевший Петров презрительно пожал плечами. - Вы что, совсем тут все позабыли? Лорик - примитивная машина, ну тот же чайник, и его возможности общеизвестны.

- Таких машин в номенклатуре семь миллионов. - Патрик подошел к креслу. - Начисто...

- Зачем вы его так? - спросил Петров.

- Не его. Это был финалят.

- Что?!

- Финалят. Феномен, - Патрик опустился в кресло. - Вот так и живем.

- Как это - финалят?

- Сейчас, сейчас...

Патрик несколько раз ткнул пальцем в клавиатуру. Засветился экран. Петров с минуту ждал объяснений, потом сообразил - огляделся, нашел список феноменов и прочел вслух:

- \"Финалят\". Образование, возникающее после катарсиса - смотри катарсис. Воздействия: эмоциональное, семантическое, редко биохимическое... Оптимальные действия: ждать конца цикла. Эмпирическая формула длительности цикла... Это уже не то... Ага, вот: \"Катарсис\". Переход человека в метастабильное состояние с сохранением только рассудочной деятельности... И кто эти формулировки придумывал...

- Не нравится? - Патрик довольно хохотнул. - Тогда вычеркивай смело все равно это одно явление, хроносценция. Открытое Пэ Лоу минуту назад.

- Зачеркнуть? Охотно... - Петров пошарил по карманам. Фломастера не было: не запасся. - Без лорика у вас, похоже, как на Земле без телекома. Финалят я уже видел, а как выглядит катарсис?

- Колебания эфира; если человек оказывается в их зоне, сначала кричит, потом постепенно теряет сознание, становится все прозрачнее и как бы растворяется в воздухе. Происходит это редко, раз в пять-шесть месяцев. Защита неизвестна.

- Так это смерть?

- Официально да, но по сути... Алану не повезло первому: он как раз сказал \"финита\", откуда пошло название. Потом, в циклах, рассказал, что происходит после конца... Память сохраняется.

- Тогда зачем вы его уничтожили?

- Из-за тебя. Финалят - это не для новичков...

- Неужели?

- И в его присутствии невозможно работать, болтун... И потом, честно говоря, он слишком меня раздражает!

Петров издал сдавленный звук, слишком странный для того, чтобы быть реакцией на слова Патрика.

Лицо человека, возникшее в воздухе прямо перед ним, казалось знакомым. Жаль, что ничего, кроме лица, не было вообще - по фигуре, по одежде можно было бы догадаться, кто это.

- А повторить нельзя? - осведомилось висящее в воздухе лицо голосом Алана.

Петров покосился на Патрика. Тот ничего не делал. Стоял, опершись на кресло, и смотрел, словно все происходящее его уже не касалось.

- Аут у него, - сообщил финалят. - Не привык меня во плоти видеть. Ничего, привыкнет! Ну, доставай эту свою штуковину!

- Вы имеете в виду лорик? - машинально спросил Петров, опуская руку в карман.

- Вот-вот! - лицо закачалось вперед-назад: очевидно, Алан пытался кивнуть. - Ну, давай! Глядишь, весь перейду в новую форму - а то ужасно неудобно, голова в одном месте, руки в другом, ноги в третьем, ощущения в четвертом, и все взаимодействия - сотрясение воздуха...

Петров включил лорик, настроил. Алан замолчал, сжал губы. Тело его, сотрясаемое судорогами, медленно проявлялось, обретая плотность нормального человеческого тела, одетого в потертый комбинезон. Проявив Алана полностью, Петров выключил лорик и с беспокойством посмотрел на индикатор заряда. Энергия батарей была на исходе.

- Порядок! - Алан удовлетворенно оглядел себя. - А ну-ка...

Он протянул руку и коснулся кресла. Петров поморщился - он почему-то знал, что произойдет. Кресло задрожало, словно до него дотронулись отбойным молотком на полном ходу, и повалилось на бок. Алан свистнул, быстро поднял кресло и сел в него, закинув ногу за ногу. Кресло тряслось, постепенно успокаиваясь.

Патрик, наконец, рискнул заговорить.

- Мда-с! Алан, ты в норме?

- В норме?! - Алан издевательски фыркнул. - Как бы не так! Я абсолютно уникален! И отклонения из тех, что к совершенству!