Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Сильван

(рим.) — «лесной» — древнеримский бог лесов и природы, отождествлявшийся с Паном. По одной версии, он был сыном раба и козы, подругой — плодом кровосмесительной связи тускулан-ки Валерии с отцом. Считался покровителем земледелия, хранителем усадьбы или имения, в которых ему посвящали рощу, божеством животных й растений, гор, скал, металлов. Культ С. был распространен среди рабов и плебеев и противопоставлялся богам официального пантеона; высшие классы, напротив, считали С. чернью среди богов, мятежником, врагом высших богов. С. изображали в крестьянской одежде, с серпом и плодами. Его постоянными спутниками были коза, собака и змея — хранительница дома. Считалось, что он посылает сны и видения, исцеление, удачу, освобождение от рабства, воздаяние за честную трудовую жизнь.

Сильвий

(рим.) — «лесовик» — первый царь Альба-Лонги, сын Энея (вариант: Аскания) и Лавинии. После смерти Юла, старшего сына Энея, основавшего Альба-Лонгу, С. стал правителем этого города и родоначальником царского рода Сильвиев, из которого происходили мифические основатели Рима Ромул и Рем.

Сим

(библ.) — старший сын Ноя, вместе с братьями Хамом и Иафетом спасшийся в ковчеге от потопа. В сказаниях выступает как пророк и священник, получает от архангела Рафаила книгу исцелений, иногда отождествляется с Мельхиседеком.

Симург

(иран.) — мифическая вещая птица, похожая на орла. По одной версии, С. обладал двумя натурами — хорошей и дурной, по другой, было два С. — благой и демонический. Благой С. нашел в пустыне младенца Заля, отца Рустама, и вскормил в своем гнезде. Демонического С. убил Исфандияр, борец за зороастрийскую веру.

Синд, Синие

(греч.) — мифический разбойник, по прозвищу «сосносгибатель», привязывавший путников к вершинам согнутых сосен. Выпрямляющиеся деревья разрывали несчастных. Был убит Тесеем.

Синон

(греч.) — герой послегомеровских сказаний, родственник Одиссея. Когда греки притворно отступили от Трои и оставили на берегу деревянного коня со спрятанными внутри воинами, С. перебежал к троянцам и обманул их, посоветовав втащить коня в город.

Сирены

(греч.) — полуженщины-полуптицы, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (варианты: Мельпоменой, Терпсихорой) или дочерью Стеропы. Число С. колеблется от двух-трех до многих. С. живут на скалистом о-ве, берега которого усеяны костями их жертв, лежащем между о-вом Кирки и чудовищем Сциллой. Своим волшебным пением они увлекают мореходов, которые гибнут в морской пучине. Одиссей по совету Кирки залепил своим спутникам уши воском, а себя велел привязать к мачте и оказался первым человеком, который услышал пение С. и остался после этого жив. С. с досады бросились в море и превратились в скалы. По другому мифу, аргонавты благополучно миновали о-в С. потому, что Орфей своим пением отвлек внимание аргонавтов. После этого С, как и в мифе об Одиссее, превратились в скалы. Прежде С. входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что они не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. (Вариант: С. сами попросили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.) С. сближали с гарпиями и керами и часто изображали на надгробьях в виде крылатых существ с грудью и головой женщины и птичьими ногами.

Сирин

(зап. — евр., слав.) — мифологическая райская птица-дева, прообразом которой послужили греческие сирены. Спускаясь из рая на землю, С. зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах считается олицетворением несчастной души.

Сиринга, Сирийке

(греч.) — «свирель» — нимфа-гамадриада, которую преследовал Пан. Спасаясь от него, С. бросилась в реку и умолила своих сестер-яйяд помочь ей. Они превратили ее в тростник, который, колеблясь на ветру, издавал жалобные звуки. Пан вырезал из этого тростника свирель, носящую имя нимфы.

Сисиф, Сизиф

(греч.) — сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. выдал ее отцу имя похитителя. Разгневанный Зевс послал к С. бога смерти Танатоса, но тот поймал бога в ловушку, заковал в цепи и держал в плену несколько лет. Люди перестали умирать, но потом Apec освободил Танатоса, который тут же унес душу С. в Аид. Но тот снова обманул богов и выбрался из Аида на землю. Это ему удалось благодаря тому, что, уходя с Танатосом, он запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить жертвы богам, а затем умолил Персефону разрешить ему ненадолго вернуться на землю, чтобы наказать жену. Вместо этого С. остался среди живых и за ним пришлось посылать Гермеса. По одному из мифов, С. принял облик жениха Антиклеи, матери Одиссея, и сошелся с ней еще до брака с Лаэртом, став таким образом отцом Одиссея. С. стал любовником Тиро, чтобы погубить ее отца — своего брата Салмонея, так как оракул предсказал, что погубить Салмонея смогут только дети Тиро, родившиеся от С. Но Тиро узнала об этом предсказании и убила своих сыновей от С, чтобы спасти отца. С. совершал и другие беззакония — грабил и убивал путников, разорял Аттику, нападал на соседние страны. За свои преступления он понес в Аиде суровое наказание — боги осудили его вкатывать на гору тяжелый камень, который срывался вниз почти у самой вершины и всю работу приходилось начинать сначала.

Сита

(др. — инд.) — «борозда» — супруга Рамы, главного героя эпоса «Рамаяны». Согласно легенде С. появилась на свет из борозды на вспаханном поле, отчего и получила свое имя, и была удочерена царем Видехи Джанакой (по некоторым версиям, С. — дочь Раваны, брошенная родителями). Став женой Рамы, С. была похищена Рава-ной, который держал ее в заточении на Ланке. Рама убил Равану и освободил С, но сначала она должна была пройти испытание огнем, чтобы доказать верность супругу. С. выдержала испытание, но по возвращении в Айодхью Рама узнал, что подданные продолжают подозревать ее в неверности, и отослал ее в лес. Там С. нашла приюту отшельника, аскета Вальмики, который стал воспитывать двух ее сыновей от Рамы — Кушу и Лаву. Когда сыновья выросли, Вальмики вернул С. Раме, но во время свидания с мужем С. поее просьбе поглотила земля.

Сиуакоатль

(ацтек.) — «женщина-змея» — богиня земли, деторождения и войны, мать бога Мишкоатля. С. изображают в виде молодой женщины с ребенком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, иногда двухголовой, вооруженной копьеметалкой и щитом.

Скади

(сканд.) — дочь великана Тьяцци, жена бога Ньёрда, охотница и лыжница. Когда асы убили ее отца, С. надела шлем и кольчугу и явилась к асам мстить за него. Они вступили в переговоры с ней, и она согласилась заключить с ними мир на условии, что они рассмешат ее и дадут ей мужа по ее выбору. Локи рассмешил С, привязав бороду к своим гениталиям, а затем по выдвинутому асами условию С. стала выбирать мужа по ногам и указала на Ньёрда, думая, что перед ней прекрасный Бальдр.

Скамандр

(греч.) — бог одноименной реки в окрестностях Трои. Отец Тевкра, Каллирои (жены Троса) и Стримо (жены Лаомедонта). Негодуя на Ахилла, завалившего его воды трупами убитых троянцев, С. вышел из берегов, чтобы утопить героя, но вынужден был отступить, так как Гефест направил ему навстречу огненный вал.

Сканда

(индуист.) — «излитый» — предводитель войска богов, один из богов войны. По одному из мифов, С. был сыном Агни и Свахи, дочери Дакши. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно приняла облик шести жен великих риши (кроме седьмой, Арундхати, которая была наиболее верной и благочестивой супругой), поэтому С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами. По другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рожденным для уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы. При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга в свою очередь отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик — звезд Плеяд — отчего его вторым именем стало Карттикея. Выросши, С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асур. Он — юноша (одно из его имен — Кумара, «мальчик»), не женат или имеет женой Девасену, олицетворяющую небесное воинство. Его ездовое животное (вахана) — павлин, его атрибуты — копье, лук и петух, изображенный на его знамени. С. также считается покровителем воров.

Скилла, Сцилла

(греч.) —

1. Дочь морского божества Форкиса и Гекаты (вариант: Ехидны, Кратеиды и др.). С. — чудовище с шестью собачьими головами на шести шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти и двенадцатью ногами. С. жила на крутой скале в узком проливе, по другую сторону которого жило другое чудовище — Харибда. Пролив между С. и Харибдой был чрезвычайно опасен для мореплавателей, и только Одиссей сумел проплыть там, потеряв шестерых спутников, схваченных шестью головами С. Согласно мифу С. некогда была прекрасной девушкой, отвергавшей всех женихов. Когда она отвергла любовь морского бога Главка, тот попросил помощи у волшебницы Кирки, которая была влюблена в Главка и из ревности превратила С. в чудовище.

2. Дочь царя Мегары Ниса, влюбленная в царя Миноса, осадившего их город. Минос обещал жениться на С, и она погубила отца, вырвав у него из головы волшебный пурпурный волос, делавший его бессмертным. Захватив Мегару, Минос утопил С.

Скирон

(греч.) — сын Пелопа (вариант: Посейдона), разбойничавший на дороге между Афинами и Мегарой. С. нападал на путников и заставлял их мыть себе ноги. Когда они приступали к мытью, он пинком сталкивал их в море на съедение огромной черепахе. Был убит Тесеем.

Слейпнир

(сканд.) — «скользящий» — восьминогий конь бога Одина. Родился от Свадильфари — коня, с помощью которого великан строил Асгард, — и Локи, превратившегося в кобылу, чтобы отвлечь коня от строительных работ.

Сокар

(егип.) — бог плодородия и покровитель мертвых. Изображался в виде сокола, отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией.

Солнечная династия

(индуист.) — один из двух главных родов царей и героев в индуистской мифологии. Родоначальником С. д. считается Икшваку, основатель царского дома в городе Айодхья. Среди потомков его старшего сына Викукши — легендарные цари Пришли, Мандхатри, Сатьяврата, Харишчандра, Сагара, Дилипа и др., но прежде всего — Рама, 61-й преемник Ишкваку, аватара бога Вишну. К потомкам Ними — младшего сына Викукши, основателя младшей ветви С. д. — принадлежит Джанака, приемный отец Ситы, ставшей женой Рамы.

Сома

(др. — инд.) — «выжатый» — божественный напиток и бог этого напитка. Напиток имел не хмельное, а галюциногенное действие, и вызывал экстатическое состояние. Его готовили из стеблей одноименного растения, которые вымачивали в воде, выжимали с помощью давильных камней, процеживали через сито из овечьей шерсти, разбавляли водой и смешивали с молоком или ячменем. Бог С. является также богом луны и покровителем растительности, лока-палой (хранителем) северо-востока, его происхождение неоднозначно: его приносит для Ману орел или сокол со скалы или с неба; его приводят гандхарвы или дочь бога Сурьи; его отцом называют Атри, второго сына Брахмы, иногда Дхарму. Брахма отдает во власть С. планеты, звезды, растения, жертвоприношения и жрецов. С. первым совершает обряд посвящения на царство. Нарушив обеты, он похищает у своего брата Брихаспати жену Тару, у которой вскоре рождается сын Будха. В некоторых мифах говорится о 27 дочерях Дакши, женах С, иногда его отождествляют с Ямой. Известен миф о вражде С. с демоном Раху, возникший на основе наблюдения лунных затмений.

Сопдет

(егип.) — богиня звезды Сириус и наступающего нового года, совпадавшего у египтян с первым весенним восходом Сириуса, покровительница умерших. С. изображали в виде коровы или женщины с коровьими рогами.

Сопду

(егип.) — бог в образе сокола, страж восточной границы. С. изображали в длинной одежде, с двумя перьями на голове, с длинными волосами и бородой.

Сохмет

см. Сехмет.

Спарты

(греч.) — «посеянные» — воины, выросшие из зубов убитого Кадмом дракона. Появившись на свет, С. стали сражаться друг с другом, пока их не осталось пятеро: Хтоний («земляной»), Удей («подземный»), Пелор («великан»), Гиперион («сверхмощный»), Эхион («человек-змея»). За одного из них — Эхиона — Кадм выдал замуж свою аочь Агаву. Знатные фиванские роды вели свое происхождение от С.

Спента-Майнью

(авест.) — «дух святости» — дух-творец, порожденный Ахурамаздой вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью. С.-М. создает благую часть мира, а его брат — плохую. По другим мифам, С.-М. является творческой ипостасью Ахурамазды.

Сперхий

(греч.) — «стремительный» — сын Океана и Тефиды, отец Дриопа и Менесфия, бог одноименной реки в Фессалии. Лелей, отец Ахилла, дал обет принести в жертву С. волосы сына, если тот вернется невредимым с Троянской войны, но Ахилл во время погребения Патрокла обрезал свои волосы в знак траура и возложил их на погребальный костер мертвого друга.

Сраоша

(авест.) — дух религиозного послушания и порядка, посланец и вестник Ахурамазды. С. испытал и благословил пророка Заратустру. Его священная птица — петух. По ночам он расправляется со злыми духами и вооружен для этого булавой, копьем, боевым топором. С. предстоит возвестить откровения трем будущим спасителям человечества, сыновьям Заратустры.

Стенел

см. Сфенел.

Стенобея

см. Сфенебея.

Стентор

(греч.) — один из участников Троянской войны, греческий воин, обладавший голосом, равным по силе голосам 50 человек. Погиб, состязаясь с Гермесом в силе голоса.

Стеропа

(греч.) — «вспышка», «молния» —

1. Дочь титана Атланта, одна из плеяд.

2. Дочь аркадского царя Кефея, которой Геракл подарил локон горгоны Медузы, обладавший свойством отпугивать врагов.

3. Жена речного бога Ахелоя, мать сирен.

Стикс

(греч.) — «ненавистная» — река в царстве мертвых и богиня этой реки, океанида, дочь Океана и Тефиды (вариант: дочь Эреба и Никты). По одному из мифов, от брака с титаном Паллантом С. родила Победу (Нике), Зависть, Силу и Мощь. Во время борьбы богов с титанами С. помогла Зевсу, и с тех пор клятва водами С. стала самой священной для богов и людей. Бога, нарушившего клятву на водах С, погружали на год в мертвый сон, а затем еще на 9 лет изгоняли с Олимпа.

Стимфалиды, Стимфалийские птицы

(греч.) — мифические птицы с медными когтями, клювами и перьями, которые поражали как стрелы. Жили они у озера Стимфал в Аркадии, а питались человеческим мясом. Геракл перебил С. (пятый подвиг героя).

Страшный суд

(христ.) — по христианским верованиям — суд вторично пришедшего на землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, предстоящий перед концом времен. Люди специально для этого воскресают во плоти и получают в зависимости от прижизненных поступков либо вечное блаженство в раю, либо вечное наказание в аду. Хорошие становятся по правую руку от судьи, плохие — по левую, а затем праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, тогда как грешники, насильно увлекаемые глумливыми бесами, отправляются в ад. Все это происходит на фоне космической катастрофы: солнце и луна меркнут, звезды падают с неба, небо свертывается, как свиток, от престола судьи течет огненная река, наступает конец мира.

Стрибог

(вост. — слав.) — бог древнерусского пантеона, бог-предок, податель благ наряду с Дажьбогом.

Строфий

(греч.) — фокидский царь, женатый на сестре Агамемнона, отец Пилада. В его доме вместе с Пиладом воспитывался сын Агамемнона Орест, бежавший в Фокиду от Эгисфа.

Субхути

(будд.) — один из наиболее близких учеников Будды Шакьямуни, нередко называемый самым способным из них.

Сукхавати

(будд.) — «счастливая страна» — мир (буддакшетра, или «поле будды») будды Амитабхи, находящийся чрезвычайно далеко от нашего мира. В С. сансара проявляется только в образе людей и богов, между которыми нет коренных различий, а преты, асуры, животные и обитатели нараки там отсутствуют. Почва и вода в С. благородны, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели С. — бодхисатвы, они достигают там нирваны, живут неизмеримо долго и наслаждаются беспредельным счастьем. С. была сотворена Амитабхой, чтобы ускорить путь существ в нирвану.

Сумман

(рим.) — римский бог ночных молний. С. имел свой храм в Риме, впоследствии его функции перешли к Юпитеру.

Сунда и Упасунда

(индуист.) — братья-асуры, известные привязанностью друг к другу. Благодаря подвижничеству они заслужили у Брахмы власть над тремя мирами, и тот обещал, что им некого будет бояться, кроме как самих себя. Но братья изгнали с неба богов, стали преследовать гандхарвов и нагое, убивать брахманов, и тогда Брахма приказал создать прекрасную апсару Тилоттаму и послать ее к братьям. Увидев Тилоттаму, братья поссорились из-за нее и убили друг друга в поединке.

Сура

(др. — инд.) — «хмельной напиток» —

1. Богиня, олицетворение хмельного напитка суры, а также название самого напитка. По преданию о пахтанье океана богами и асурами С. появилась из океана и была принята богами, но отвергнута сыновьями Дити и Дану, которые с тех пор стали называться асурами.

2. Эпитет богов как противопоставление асурам.

Сурабхи

(др. — инд.) — «сладко пахнущая» — божественная корова, исполняющая любые желания ее владельца. По одним мифам, С. была дочерью Дакши и женой риши Кашьяпы, по другим — она появилась из океана во время его пахтанья богами и асурами. Боги подарили С. риши Васиштхе, затем она стала собственностью мудреца Джа-мадагни. Ее (или ее теленка) пытался украсть царь Картавирья, за что был убит сыном Джамадагни Парашурамой. С тех пор С. живет в раю Индры — сварге.

Сурт

(сканд.) — «черный» — огненный великан, который согласно прорицанию вёльвы (ведьмы) придет перед концом мира с юга и примет участие в последней битве богов (Рагнарё\'к). Он убьет бога Фрейра, а затем сожжет мир.

Сурья

(др. — инд.) — «солнце» —

1. Бог солнца, сын Дьяуса (вариант: Сомы) и Адити, муж Ушас, отец богини Сурьи. С. нередко называют глазом богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. С. — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, он появляется на востоке, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю и небо. Он движется по небу без коней и упряжи, хотя имеет семь коней, колесницу и небесного коня Уччайшраваса, вышедшего из амриты при пахтанье океана. Он разгоняет тьму, болезни, врагов, его просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. В мифе о злобном демоне Раху, преследующем его, С. в гневе пригрозил испепелить весь мир. Тогда Брахма приказал Гаруде взять своего брата Аруну и отнести на колесницу С, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей С. Аруна стал колесничим С. и богом утренней зари. Один из персонажей «Махабхараты» — Карна — был сыном Кунти от С.

2. Дочь бога Сурьи (или Савитара), жена Ашвинов.

Сусаноо

(яп.) — «доблестный», «быстрый» — бог, рожденный Идзанаки из капель воды, омывших его нос во время очищения. При разделе мира между тремя детьми — Аматэрасу, Цукуёми и С. — Идзанаки отдал С. морскую гладь. Недовольный разделом, С. стал плакать, пока его борода не отросла до середины груди, и от его плача засохла зелень, иссякли реки и моря. Идзанаки прогнал его, и С. решил попрощаться со своей сестрой Аматэрасу. Чтобы доказать свое миролюбие, он предложил ей вместе произвести детей. От его меча, раскушенного Аматэрасу, родились девушки-богини, а от ожерелья Аматэрасу, раскушенного С, родились юноши-боги. На радостях С. позволил себе поступки, относившиеся в древней Японии к числу «восьми небесных прегрешений»: сломал межи и каналы на полях Аматэрасу, осквернил испражнениями священные покои, бросил шкуру, содранную с убитой лошади, в комнату, где богиня с небесными ткачихами ткала ритуальную одежду. Затем он ушел в изгнание, где спас людей от восьмиголового и восьмихвос-того змея Ямата-но-ороти и женился на спасенной им девушке Ку-синада-химэ.

Сфенебея, Стенобея

(греч.) — дочь ликийского царя Иобата, супруга тиринфского царя Прета (вариант: женой Прета была Антея), мать Лисиппы, Ифианассы, Ифинои, которые за отказ участвовать в культе Диониса были поражены безумием, но излечены прорицателем Мелампом. С. тщетно пыталась соблазнить героя Беллерофонта, оклеветала его, и он из мести убил ее.

Сфенел, Стенел

(греч.) — «крепкий» —

1. Сын Капанея и Эвад-ны, один из женихов Елены, участник похода эпигонов и Троянской войны, где он был возничим Диомеда. После разгрома Трои С. вывез из дворца Приама священную статую Зевса, которую установил в храме Зевса близ Аргоса.

2. Отец Эврисфея, царя Тиринфа и Микен.

Сфинкс, Сфинга

(греч.) — крылатое чудовище с головой и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, порождение Тифона (вариант: пса Орфа) и Ехидны. С. была наслана на Фивы Герой в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа. Она жила на скале близ Фив и убивала путников, которые не могли разгадать ее загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Царь Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, ответив, что это человек в младенческом, зрелом и старческом возрасте, после чего С. бросилась со скалы (вариант: была убита Эдипом), а Эдип стал царем Фив и женился на Иокасте.

Сцилла

см. Скилла.

Сюань-у

(кит.) — «темная воинственность» — повелитель севера, управитель воды. Сначала С.-у изображали в виде черепахи, обвитой змеей, позже его стали представлять в виде красивого мужчины с распущенными по плечам волосами, в черном халате, в золотой кольчуге и украшенном нефритом поясе, с мечом в руке, но босым. Согласно даосскому преданию, он родился у жены князя райской страны после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который решил посвятить себя самосовершенствованию и поклялся истребить всю нечисть на земле. После сорока лет отшельнической жизни С.-у поднялся в небо, и бог Юй-ди поручил ему ведать севером и искоренять нечисть в Поднебесной. С.-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

«Т»

Тавмант

(греч.) — морской бог, сын Понта и Геи (или Фетиды), супруг океаниды Электры, отец гарпий и богини Ириды, брат Иерея, Форкиса и др.

Таг, Тагес

(рим.) — этрусский бог, сын Гения, внук Юпитера, маДьчик по внешности и мудрец по уму. Выскочил из борозды, которую провел пахарь, работавший близ города Тарквиний. Научив этрусков искусству гадания, Т. исчез. Поучения Т. были записаны в книги жрецов-гадателей (гаруспиков).

Тай-и

(кит.) — «великий единственный» — верховный бог китайской мифологии. Т. -и главенствует над владыками пяти сторон света, повелевает шестнадцатью драконами, знает, когда будут ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В даосских источниках Т.-и — отец дао (философско-религиозное учение), предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте, вне шести мраков, он — первоначальное дыхание, дающее жизнь миру и всем существам. Несмотря на это, он описывается как существо с человечьей головой и телом петуха. Считалось, что Т.-и является повелителем всех частей тела и находится в человеческом мозге, а в определенные дни в году смешивается с божествами внутренних органов и находится в каком-либо из органов. По другой версии, Т.-и находится в некоем дворце киновари, имеющемся в теле человека, где его представляют в виде младенца в шелковой одежде с золотой вышивкой, сидящего на золотом троне с нефритовой отделкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет вещества, а состоит из красного света, ее звук слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, в правой — Полярная звезда.

Тайцзи

(кит.) — «высшее начало», «великий предел» — исходная первоначальная жизненная энергия, из которой появилась Вселенная. Т. рождает две первичные формы (инь и ян), которые порождают четыре вторичные формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян). Те, в свою очередь, порождают восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля).

Такама-нохара

(яп.) — «равнина высокого неба» — верхний небесный мир, место обитания богов и божественных предков, владения богини Аматэрасу.

Талассион

(рим.) — римский бог свадеб (тождествен греческому Гименею), которого призывали, когда свадебная процессия переступала порог дома жениха. Имя бога Т. происходит от ритуального возгласа, для объяснения которого была сложена легенда, связанная с похищением сабинянок. Т. считался одним из ближайших соратников Ромула, и ему была предназначена самая красивая из сабинянок. Когда девушку несли в дом Т., при этом громко выкрикивали его имя, чтобы уберечь ее от менее знатных римлян. С тех пор вошло в обычай во время свадьбы выкрикивать имя Т.

Талия, Фалия

(греч.) — «цветущая» —

1. Муза комедии и легкой поэзии. Изображалась в виде юной девушки в легкой одежде, в венке из плюща, с комической маской в левой руке, иногда с пастушеским посохом или бубном в правой. От Т. и Аполлона родились корибанты. По другому мифу, Зевс превратился в коршуна и овладел Т., и та из страха перед ревностью Геры скрылась под землей, где у нее родились демоны — палики.

2. Одна из харит.

3. Одна из нереид.

Талое, Тал

(греч.) —

1. Медный великан, герой критских легенд. Т. был выкован Гефестом и подарен Зевсом критскому царю Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил о-в и бросал огромные обломки скал в приближающиеся корабли чужеземцев. Если кто-то из мореплавателей высаживался на берег, Т. раскалял докрасна свое медное тело на огне и сжигал им пришельцев. В теле Т. была только одна жила, наполненная ихором (кровью богов) и тянущаяся от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было его единственное уязвимое место. Когда аргонавты приплыли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке которого великан задел ногой острый камень. Гвоздь, затыкающий жилу, выскочил, вся кровь великана вытекла, и он умер. Подругой версии, Т. поверил обещанию Медеи сделать его бессмертным и позволил ей вытащить гвоздь из лодыжки. (Вариант: Т. был убит аргонавтом Пеантом, выстрелившим в него стрелой из лука Геракла и попавшим в лодыжку.) Происхождение мифа связано с огромными медными статуями, находившимися на Крите и поражавшими мореплавателей своими размерами.

2. Племянник и ученик (вариант: его звали Пердикс) Дедала, считавшийся изобретателем гончарного круга и многих других орудий. Т. превзошел в мастерстве своего учителя, и Дедал из зависти сбросил его со скалы Акрополя.

Талфибий, Талтибий

(греч.) — участник Троянской войны, глашатай Агамемнона. Считался покровителем спартанских послов и глашатаев.

Тамир, Тамирис

см. Фамирид.

Таммуз

(евр.), Думузи (шумер.), Дуузу (аккад.) — бог сезонной растительности и плодородия, бог-пастух, возлюбленный и супруг Инанны, которого она отдала взамен себя в подземное царство. Т. (Думузи) каждый год проводит под землей только полгода, а другую половину года его там замещает сестра Гештинанна.

Танатос, Фанат

(греч.) — бог смерти, брат-близнец бога Гипноса, сын Никты, брат кер. Его изображали в черном плаще, с громадными черными крыльями, с мечом в руках, которым он срезает прядь волос с головы умирающего, чтобы исторгнуть его душу. Т. неподкупен, он не принимает жертв и даров. Изредка смертным удается победить или обмануть его: могучий Геракл отвоевал у него Алкестиду, супругу царя Ад мета; хитрый Сисиф поймал Т. в ловушку и держал там несколько лет (в это время люди не умирали), пока Apec не освободил его.

Тантал

(греч.) — царь Сипила во Фригии (Малая Азия), прославившийся своим богатством, сын Зевса, отец Пелопа и Ниобы, дед Атрея и Фиеста. Т. пользовался благосклонностью богов и был удостоен чести посещать собрания и пиры богов на Олимпе. Возгордившись, Т. оскорбил богов и был за это низвергнут в Аид. В мифах приводится несколько причин гнева богов. По одной версии, Т. разгласил людям тайные решения Зевса или похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими своих приятелей. По другой версии, желая узнать, всеведущи ли боги, он накормил их мясом своего сына Пелопа. По третьей, Т. спрятал золотую собаку, похищенную Пандареем из храма Зевса, и совершил при этом клятвопреступление, поклявшись, что не видел эту собаку. Т. был низвергнут в Тартар, где он стоял по горло в воде, а над его головой свисали ветви с плодами, но при этом он терзался голодом и жаждой, потому что ветви отодвигались, когда он протягивал руку за плодом, а вода отступала, когда он хотел сделать глоток. Кроме того, Т. все время терзался страхом, так как над ним висела качающаяся скала, ежеминутно грозившая сорваться и раздавить его.

Тапас

(др. — инд.) — «жар», «пыл» — космический жар как универсальный космогонический принцип. Т. лежит в основе мироздания, из него возникли закон и истина, ночь, океан, из которого появился год, и т. п. Умерщвление плоти, аскеза также является выражением и средством накопления Т. Аскет, накопивший Т. благодаря своему подвижничеству, может силой Т. совершать чудеса и великие дела, подчиняя своей воле даже богов.

Тара

(будд.) — «спасательница» — женщина-бодхисатва, идам и праджня, воплощение беспредельного сострадания. Культ Т. в вадж-раяне не уступает в популярности культам наиболее известных мужских бодхисатв — Авалокитешвары, Амитабхи, Ваджрапани и др. В пантеоне ваджраяны насчитывается 21 Т., которых представляют в одежде индийской царевны и различают по цвету и положению рук и ног. Самые известные из них — Зеленая Т. (Сяматара) и Белая Т. (Ситатара). По легенде, Т. первоначально была индийской принцессой, в которой проявился дух просветления (бодхичитта). Монахи сказали, что в новом рождении ей следует воплотиться мужчиной, но она отвергла эту идею, сказав, что женственность тоже можно превратить в средство достижения просветления. Она надолго погрузилась в созерцание и стала Т., дав обет избавлять все существа от мук сансары.

Тара

(индуист.) — жена наставника богов Брихаспати. Ее похитил бог луны Сома, и это вызвало войну между богами, пришедшими на помощь Брихаспати, и асурами, ставшими на сторону Сомы. Брахма возвратил Т. мужу, но до того она родила от Сомы Будху.

Тараксипп

(греч.) — «ужас коней» —

1. Злой демон, пугавший лошадей. На олимпийском ипподроме находился одноименный алтарь, посвященный Т. Во время состязаний Т. пугал лошадей, отчего колесницы разбивались, а возничие получали увечья. Считалось, что в Т. перевоплотился один из погибших пелопоннесских героев (варианты: Эномай, Миртил, Алкаф — претендент на руку Гипподамии, убитый Эномаем, Исхен — внук Гермеса, принесший себя в жертву, чтобы спасти страну от голода). Колесничие приносили жертвы Т., чтобы умилостивить его. На истмийском ипподроме считали, что Т. стал сын Сисифа Главк, который был разорван своими конями на погребальных играх в честь Пелия.

2. Одно из прозвищ Посейдона-Гиппия (Конного).

Тарпея

(рим.) — дочь римского полководца, которому поручили оборону крепости на Капитолийском холме во время войны с сабинянами. Подкупленная сабинским царем, обещавшим подарить ей то, что сабинские воины носили на руке (золотые браслеты и кольца), Т. открыла ворота, но сабинский царь приказал своим воинам забить ее щитами, которые они тоже носили на руке. Более известен миф, согласно которому Ромул узнал о предательстве Т. и приказал сбросить ее со скалы, получившей название Тарпейской. Впоследствии с этой скалы сбрасывали преступников.

Тартар

(греч.) — нижняя часть преисподней Аида, жилище Никты, которого страшатся даже боги. Т. находится на таком же расстоянии от земли, как земля от неба. Он огорожен медной стеной, вокруг него вечно бушуют вихри, мрак окружает его в три слоя. В Т. заключены Кронос и побежденные титаны, туда посылают умерших в наказание за дерзость богам и святотатство. Медные ворота Т. созданы Посейдоном, их стерегут сторукие великаны (гекатонхейры). В некоторых мифах Т. персонифицирован и считается одним из первых четырех богов наряду с Хаосом, Геей и Эросом. От Т. Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну.

Татенен

(егип.) — «поднимающаяся земля» — бог земли, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей, бог времени, обеспечивающий долгую жизнь фараону. Ему принадлежат глубины земли, ночью к нему спускается солнце, он владеет полезными ископаемыми, из него вырастают растения. Впоследствии был отождествлен с Птахом.

Татхагата

(будд.) — прозвище Будды Шакьямуни, которое также могло употребляться по отношению к любому архату. Истолкования этого слова различны: «так (обретя просветление) пришедший», «так (как прошлые будды) ушедший», «постигший таковость (истинную сущность)», «так (в естественности) идущий».

Таурт

(егип.) — богиня, покровительница беременных женщин и младенцев. Она помогала при родах, лечила от бесплодия, способствовала обилию молока у кормящих матерей. Т. также была связана с культом умерших: вместе с Хатор она встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. Ее изображали в виде беременной самки гиппопотама с женскими руками и грудью, стоящей на львиных задних лапах.

Тваштар

(др. — инд.) — «создающий» — бог-демиург, сын Адити, творец всех существ и форм, божественный мастер, создавший для Индры палииу-ваджру и колесницу, для напитка сомы — чудесную чашу (луну), для Брихаспати — железное оружие и т. п. Имел жену из рода асур, родившую от него трехглавого Вишварупу и дочь Саранью. Когда Индра убил Вишварупу и без приглашения напился сомы, которой ведал Т., тот создал из сомы и огня демона Вритру, чтобы отомстить Индре.

Тевкр

(греч.) —

1. Сын фригийского речного бога Скамандра, считался первым царем Трои. По его имени троянцев иногда называли тевкрами.

2. Сын Теламона и Гесионы, единокровный брат Аякса Большого (Теламонида). Вместе с братом участвовал в Троянской войне и был там одним из лучших стрелков из лука. Вместе с другими воинами находился внутри внесенного в Трою деревянного коня. После самоубийства Аякса Большого вернулся на родину (о-в Саламин), но Теламон проклял его и обрек на изгнание за то, что он не уберег брата от гибели и не отомстил за него. Т. долго скитался по разным странам, пока по указанию Аполлона не поселился на о-ве Кипре, где основал город, назвав его Саламином в честь своей родины.

Тейя

см. Фейя.

Текмесса

(греч.) — фригийская царевна, захваченная в плен Аяксом Большим и ставшая его наложницей.

Теламон

(греч.) — саламинский герой, сын Эака, брат Пелея, отец Аякса Большого (от мегарской царевны Перибеи). Был изгнан отцом из страны за убийство единокровного брата Фока и поселился на о-ве Саламине. Тщетно пытался оправдаться перед отцом, который запретил ему ступать на землю о-ва Эгины. Т. участвовал в кали-донской охоте и в походе аргонавтов. Был соратником Геракла в войне против амазонок и в войне против троянского царя Лаомедонта. В награду за храбрость Геракл отдал Т. в жены дочь Лаомедонта Гесиону, ставшую матерью Тевкра.

Телегон

(греч.) — «рожденный вдали» — сын Одиссея и Кирки. Возмужав, Т. по совету матери отправился на розыски отца. Когда Т. со спутниками высадился на берег Итаки и напал на пасущиеся там стада, Одиссей с оружием в руках выступил против чужеземцев. В битве Т. смертельно ранил Одиссея копьем с наконечником из плавника ската, не узнав своего отца. Так исполнилось пророчество Тиресия о том, что Одиссея настигнет смерть от моря, но не в море. Узнав, что он убил отца, Т. увез тело Одиссея к Кирке, его сопровождала Пенелопа, которую Т. впоследствии взял в жены. Кирка даровала Т. и Пенелопе бессмертие и перенесла их на «острова блаженных».

Телемах, Телемак

(греч.) — сын Одиссея и Пенелопы. После отъезда отца под Трою Т. был воспитан старым другом Одиссея Ментором. Когда Т. вырос, он тщетно пытался заставить женихов матери покинуть дом Одиссея. По совету Афины Т. отправился на розыски отца к его соратникам по Троянской войне — Нестору и Менелаю. Афина, приняв облик Ментора, сопровождала Т. и защищала его в пути. По ее совету Т. возвращался домой кружным путем, чтобы избегнуть засады женихов, задумавших убить его. Прибыв тайно на Итаку, Т. в хижине пастуха Эвмея встретил нищего странника, которым оказался его отец. Вместе с Одиссеем Т. разработал план мести женихам и участвовал в их истреблении. Поздние мифы рассказывают, что после смерти отца Т. женился на Кирке, от которой имел сына Латина. По другим версиям, Т. женился на Навсикае, дочери Алкиноя, или на Поликасте, дочери Нестора, или на Касифоне, дочери Кирки.

Телеф

(греч.) — «сосущий лань» — сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожденного Авгой. Поэтому Алей обрек дочь на безбрачие, сделав ее жрицей Афины. Однако прибывший к Алею Геракл соблазнил Авгу, и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины, и разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и нашел там младенца. По одной из версий мифа, царь приказал своему другу Навплию заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, царь которой, Тевфрант, женился на Авге и усыновил ребенка (вариант: удочерил Авгу). По другой версии, Авга была разлучена с сыном и продана Навплием в Мисию, где на ней женился Тевфрант. Отобранный у нее младенец был брошен в лесу, вскормлен ланью, а затем найден пастухами, назвавшими его Т. Когда Т. вырос, в одном из сражений он убил сыновей Алея, исполнив тем самым предсказание оракула. Затем Т. отправился на поиски матери в Мисию, где был усыновлен Тевфрантом и после его смерти стал мисийским царем. По другому варианту, прибывший в Мисию Т. помог Тевфранту в борьбе против напавших на страну врагов, и тот в благодарность обещал выдать за Т. свою приемную дочь Авгу и сделать его своим наследником. Но Авга после смерти Геракла не хотела принадлежать никому из смертных и попыталась убить Т. Боги предотвратили убийство и помогли Авге узнать сына. Т. унаследовал от Тевфранта царский престол. Дальнейшая судьба Т. связывается с Троянской войной: не зная пути в Трою, греки по ошибке прибыли в Мисию и стали опустошать страну. Т. отразил нападение, но был ранен копьем Ахилла. Рана Т. не заживала, и оракул сообщил, что исцелить ее может только тот, кто нанес рану. Под видом нищего Т. отправился в Аргос и умолил Ахилла залечить его рану ржавчиной своего копья. За это Т. указал грекам морской путь в Трою. Сам Т. участия в Троянской войне не принимал. Позднее, однако, на стороне троянцев сражался его сын Эврипил, убитый Неоптолемом.

Теллус, Теллура

(рим.) — «мать-земля» — древнеримская богиня земли и ее производительных сил (Мать Земля, Терра Матер). Т. отождествлялась с Геей, считалась богиней жизни и подземного мира, так как земля принимает в себя мертвых. Как богиню плодородия и покровительницу браков, Т. отождествляли с Церерой, культ которой вытеснил культ Т.

Тельхины

(греч.) — морские демоны, сыновья Геи, спутники Посейдона, искусные мастера, изготовившие серп для оскопления Урана. Т. поселились на о-ве Родос, а их сестра Галия, возлюбленная Посейдона, родила от него дочь Роду, по имени которой стал называться остров. Т. обучили родосцев добыванию и обработке металлов, изготовлению статуй богов, изобрели мельницу. Они могли вызывать дождь и принимать любой облик, нередко действовали во вред людям и богам, губили животных и растения. По одному из мифов, они окропили землю Родоса водой реки Стикс, сделав ее бесплодной, и были истреблены за это Аполлоном или Зевсом (вариант: остров был затоплен, и Т. перебрались на Крит, Кипр и др.). Существует также версия, что Т. были оклеветаны соперниками, завидовавшими их мастерству.

Темен

(греч.) —

1. Сын Аристомаха, правнук Гилла, принадлежащий к поколению Гераклидов, которому оракул предсказал победоносное возвращение в Пелопоннес. После одержанной Герак-лидами победы над потомками Агамемнона Т. достался Аргос. Так как Т. пренебрег сыновьями и решил передать власть дочери Гир-нефо и ее мурку Деифонту, те решили убить отца, чтобы завладеть царством. Когда они осуществили свой план, войско все же передало власть Гирнефо и Деифонту.

2. Сын Пеласга, герой аркадской легенды, согласно которой Т. воспитал богиню Геру. Впоследствии, когда она поссорилась с Зевсом, он приютил ее в Стимфале, где основал три храма — в честь Геры-ребенка, Геры-зрелой и Геры-одинокой.

Темида, Темис

см. Фемида.

Темисто

см. Фемисто.

Тенгри

(бурят., монг. и др.) — «небо» — в мифологии народов Центральной Азии — название класса небесных богов. Т. имеют прозвища в зависимости от приписываемых им функций — Т. грома, молнии, направлений и стран света, звезд и созвездий, природных и сверхъестественных сил, человеческих чувств и страстей, небесных явлений и т. п. Т. также называются духи огня, домашние и охотничьи духи, ламаистские божества и др.

Теоклимен

см. Феоклимен.

Теоноя

см. Феоноя.

Терей

(греч.) — фракийский царь, сын Ареса, супруг Прокны.

Термин

(рим.) — римский бог границ, межей и пограничных межевых знаков. Кроме большого числа Т., приписываемых каждому демаркационному знаку (вехе, столбу, камню и т. п.), существовал культ единого Т. Изображавший его камень находился на Капитолийском холме в храме Юпитера и Символизировал нерушимость границ Рима и их постоянное расширение. Культ Т., по преданию, ввел царь Нума Помпилий, учредивший в его честь праздник — терминалии. В этот день к межевому знаку приходили жители окрестных деревень, украшали его и приносили жертвы. Осквернение и порча межевых знаков считались тяжким преступлением.

Терпсихора

(греч.) — «любящая танцы» — муза танца. Т. изображали юной девушкой с лирой в руках.

Терсит, Ферсит

(греч.) — участник Троянской войны, незнатный греческий воин, враг Ахилла и Одиссея. На собрании войска под Троей Т. оскорбил Агамемнона, обвинив его в том, что он несправедливо захватывает большую часть добычи. За это Одиссей жестоко избил Т. В «Илиаде» Т. изображен безобразным, горбатым, хромоногим, косым, лысым и болтливым. В послегомеровских поэмах Т. выведен знатным этолийцем, сыном царя Агрия. Возможно, вначале существовали два Т. — знатный родич Диомеда, убитый Ахиллом, и простой воин, выступивший против Агамемнона, а впоследствии оба Т. слились в один персонаж. По одной из версий мифа, Т. был убит Ахиллом за насмешки над ним и надругательство над телом павшей в поединке царицы амазонок Пенфесилеи.

Тесей, Тезей

(греч.) — сын афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. Царь Эгей, долго бывший бездетным, спросил о своем потомстве оракула, но получил неясный ответ. Отправившись в странствия, он попал к трезенскому царю Питфею, который разгадал смысл ответа оракула и понял, что сын Эгея родится великим героем. Он напоил Эгея и уложил его со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь (или накануне) с Эфрой сблизился Посейдон, отчего ребенок Эфры стал сыном земного и божественного отцов. Уходя в Афины, Эгей попросил, чтобы будущего сына воспитали, не называя ему имени отца, так как опасался козней сыновей своего младшего брата, из-за его бездетности претендовавших на власть. Он спрятал свой меч и сандалии под большим камнем и сказал, чтобы сына отослали к нему в Афины, когда юноша сможет поднять камень и достать из-под него отцовский меч и сандалии. Когда Т. возмужал, мать открыла ему, кто его отец. Т. поднял каменную глыбу, достал меч и сандалии и отправился в Афины, избрав сухопутную дорогу, на которой встречались разбойники и чудовища. По дороге в Афины Т. убил Перифета, прозванного Коринетом (Дубиноносцем) за то, что он убивал путников дубиной, затем разбойника Синида, который ловил путников, привязывал их к вершинам согнутых деревьев и, отпустив сосны, разрывал людей пополам. На границе Мегариды и Аттики Т. убил Скирона, который заставлял путников мыть ему ноги, а затем сталкивал их с утеса в море. Он убил страшное чудовище, порождение Ехидны и Тифона — кроммионскую свинью, а также великана Керкиона и разбойника Дамаста по прозвищу Прокруст («Вытягиватель»), который укладывал путников на ложе и у тех, кто был длиннее этого ложа, обрубал стопы, а маленьких людей растягивал, ломая им кости. Совершив эти подвиги, Т. прибыл в Афины. Жена Эгея, волшебница Медея, узнала, кто такой Т., и, опасаясь, что теперь ее сын Мед не унаследует власть, решила погубить Т. Она уговорила мужа, который сначала не узнал сына, отравить юношу, поднеся ему на пиру чашу с ядом. Во время пира Т. вытащил меч, чтобы разрезать мясо, и в этот миг Эгей узнал своего сына по мечу. Эгей объявил Т. своим наследником, а Медея с сыном бежала в Колхиду. Сыновья Палланта, младшего брата Эгея, подняли мятеж, но были перебиты. После их истребления Т. совершил ряд подвигов и утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Он поймал марафонского быка, привезенного Гераклом с о-ва Крита, и принес его в жертву Аполлону Дельфийскому. Затем он уничтожил Минотавра и освободил Афины от дани — семерых юношей и семерых девушек, раз в девять лет приносимых в жертву критскому чудовищу. Эту дань критский царь Минос потребовал за то, что его сын Андрогей погиб на афинских играх (вариант: был послан Эгеем на борьбу с марафонским быком и погиб на охоте). Чтобы убить чудовище, Т. отправился на Крит в числе обреченных юношей. Дочь Миноса Ариадна полюбила Т. С ее помощью герой убил чудовище и выбрался из лабиринта, в котором держали Минотавра. Афины были избавлены от страшной дани. Герой увез Ариадну, но покинул ее на о-ве Наксос, где она стала жрицей и супругой Диониса (вариант: Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом). В случае победы Т. обещал отцу поднять на корабле белый парус, но забыл об этом, и Эгей увидел приближающийся корабль с черным парусом. Подумав, что его сын погиб, царь в отчаянии бросился в море, которое с тех пор стало называться Эгейским, а Т. стал царем Афин. Ему приписывают объединение всей Аттики в единое государство, разделение афинян на три сословия, учреждение праздников панафиней и синойкий. В Аттике Т. считали главным героем и противопоставляли дорийскому Гераклу. Желая, чтобы Т. превзошел славой Геракла, ему приписывали участие в походе аргонавтов, в калидонской охоте, а также ряд других подвигов. Иногда предания о Т. сливаются с мифами о Геракле. По некоторым мифам, Т. принимает участие в походе Геракла против амазонок (вариант: совершает этот поход самостоятельно). Из страны амазонок Т. привозит плененную им царицу Антиопу (вариант: упоминаемую в мифе о Геракле Ипполиту). Чтобы вернуть свою царицу, амазонки вторглись в Аттику. Кровопролитная война закончилась битвой под Афинами, в которой амазонки потерпели поражение. В этом сражении погибла жена Т. Антиопа, защищавшая Афины от амазонок. От Антиопы у Т. был сын Ипполит, в которого влюбилась новая жена Т. Федра, родившая от Т. сыновей Акаманта и Демофонта. В другом мифе рассказывается о дружбе Т. с царем лапифов Пири-фоем. На свадьбе Пирифоя Т. принимал участие в битве с кентаврами на стороне лапифов. Когда Пирифой овдовел, они с Т. договорились помочь друг другу добыть жен. Сначала они похитили Елену, по жребию доставшуюся Т., а затем попытались похитить из Аида Персефону, за что были прикованы к скале в преисподней и оставались там, пока Геракл не освободил Т. В отсутствие Т. братья Диоскуры отбили свою сестру и увели в плен Эфру, а власть в Афинах захватил Менесфей, дальний родич Эгея. Афиняне поддержали Менесфея, и Т., прокляв сограждан, удалился на о-в Скирос, где погиб от руки царя Ликомеда (вариант: упал со скалы и утонул). Впоследствии сын Т. Демофонт вернул себе власть в Афинах. Т. почитали в Аттике как героя и создателя Афинского государства. По совету Дельфийского оракула останки Т. во время греко-персидских войн были перенесены с о-ва Скирос в Афины.

Тескатлипока

(ацтек.) — «дымящееся зеркало» — бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов. Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звездами, поэтому его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами, или в виде его духа-двойника ягуара, пятнистая шкура которого уподоблялась звездному небу. По некоторым мифам, Т. превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените и его воспринимают как изображение одноногого человека, поэтому Т. часто изображали с одной ногой. Т. был богом-творцом, вместе с Кецалькоатлем отделившим небо от земли, глазом, видящим в ночи, судьей и мстителем за причиненное зло, всезнающим и беспощадным, вездесущим и полным неожиданностей. Он считался как благодетельным, так и зловредным богом, мог дать счастье и благополучие, но легко гневался и становился разрушителем. Постоянным атрибутом Т. является зеркало с отходящим от него завитком дыма, закрепленное на виске или обрубке ноги (отсюда его имя). В это зеркало Т. видит все, что происходит на свете. Для этой же цели у него есть палка с круглым отверстием на одном конце. На груди Т. носит кожаное кольцо, висящее на желтой ленте, — символ вечности.

Тетида, Тетис

см. Фетида.

Тефида, Тефия, Тетия, Тефис

(греч.) — титанида, дочь Урана и Геи, супруга Океана, мать трех тысяч океанид и всех рек. Жилище Т. и Океана находится на краю света, там они приютили Геру, когда ее муж Зевс боролся с титанами.

Тефнут

(егип.) — богиня влаги, входящая в гелиопольскую эннеаду (девятку) богов. По гелиопольскому мифу, Т. вместе со своим братом-близнецом и мужем Шу является дочерью Ра-Атума, матерью Геба и Нут. Ее называли «любимым Оком Ра» и изображали в виде львицы.

Тиамат

(аккад.) — «море» — богиня, олицетворяющая первозданную стихию, мировой хаос. Вместе со своим супругом Апсу (Абзу) считается создательницей первых богов. Убита Мардуком во время космической битвы старших богов (возглавляемых ею) и младших богов (возглавляемых Мардуком). Мардук рассек ее тело на две части, сделав из одной части небо, а из другой — землю.

Тиберин

(рим.) — бог реки Тибр. Согласно легенде Т. был царем города Альбы и утонул в реке Альбула, получившей затем название Тибр. (По другой версии, Т. спас Рею Сильвию, брошенную в реку.) В мифе об Энее Т. явился Энею во сне и посоветовал ему заключить союз с Эвандром. Т. был посвящен храм, выстроенный на о-ве посреди Тибра. Т. изображали в виде мужчины с веслом и рогом изобилия, иногда с волчицей и младенцами Ромулом и Ремом у ног.

Тидей

(греч.) — один из участников похода семерых против Фив, сын Ойнея и Перибеи, отеи Диомеда. Т. изображали могучим и воинственным мужчиной невысокого роста. Он был вынужден бежать из дома после убийства родственника и пришел в Аргос, где у ворот дворца царя Адраста встретился с Полиником. Они поссорились и вступили в поединок. Адраст вышел на шум и увидел сражающихся юношей, один из которых поверх вооружения был покрыт шкурой льва, а другой — кабана. Вспомнив прорицание оракула, что его дочери должны выйти замуж за льва и кабана, Адраст разнял Т. и Полиника, помирил их и выдал за них своих дочерей. Женившись на Деифиле, Т. принял участие в походе против Фив. Прибыв в Фивы в качестве посла к царю Этеоклу, он вызвал на поединок нескольких фиванцев и победил их. На обратном пути он попал в засаду, устроенную 50 фиванцами, и перебил их, пощадив только Меона. В решающем сражении за Фивы Т. был смертельно ранен Меланиппом. К умирающему Т. явилась Афина, чтобы даровать ему бессмертие, но Амфиарай помешал этому, прислав Т. голову ранившего его Меланиппа. В припадке ярости Т. разрубил череп врага и стал есть его мозг. Увидев это, Афина ужаснулась свирепости Т. и покинула его. Умирающий Т. успел лишь попросить Афину даровать бессмертие его сыну Диомеду. Т. похоронил благодарный ему за спасение Меон.

Тинст

см. Фиест.

Тилоттама

(индуист.) — «превосходная в (каждой своей) частице» — одна из апсар. По одним мифам, она была женой брахмана, но за купание в неположенное время в следующем рождении стала апсарой. По другим мифам, ее сотворил из драгоценных камней Вишвакарман (или Брахма), чтобы она соблазнила асуров Сунду и Упасунду. Т. была так прекрасна, что, когда она впервые обходила собрание богов, Шива, заглядевшись на нее, сделался четырехликим, а у Индры на теле выступила тысяча глаз.

Тиндарей

(греч.) — сын спартанского царя Ойбала (или мессенского героя Периера) и наяды Батии (или Горгофоны, дочери Персея). Изгнанный из Спарты братом Гиппокоонтом, Т. бежал в Этолию к царю Фестию, которому помогал в войнах, и в награду получил в жены его дочь Леду. Впоследствии Геракл вернул Т. власть в Спарте. От Леды Т. имел дочерей Клитемнестру, Тимандру, Филоною, Елену и сыновей-близнецов Кастора и Полидевка (Диоскуров). (По другому мифу, Елена и Полидевк были детьми Леды и Зевса.) Когда Елену выдавали замуж, Т. по совету Одиссея взял клятву у многочисленных женихов дочери, что они будут соблюдать и защищать честь того, кто станет ее мужем. Позднее эта клятва заставила греческих царей отправиться на войну под Трою вместе с мужем Елены Менелаем. В благодарность за мудрый совет Т. сосватал Одиссею дочь своего брата Икария Пенелопу. После гибели Кастора и Полидевка и принятия их в сонм богов Т. отказался от царства в пользу Менелая.

Тиона

см. Фиона.

Тиресий

(греч.) — легендарный слепой прорицатель, сын Эвера и нимфы Харикло, отец предсказательницы Манто. Будучи юношей, Т. увидел двух спаривающихся змей и убил одну из них, оказавшуюся самкой. В наказание за это боги превратили его в женщину. Через семь лет Т. убил змею-самца, и к нему вернулся прежний пол. Когда Зевс и Гера поспорили о том, кому любовь приносит больше радости — мужчине или женщине, они спросили об этом Т., поскольку он побывал и мужчиной, и женщиной. Т. ответил, что женщине, и Гера, разгневавшись, ослепила его, а Зевс наделил его даром прорицания и даровал ему долгую жизнь, равную семи (вариант: девяти) человеческим жизням. (По другой версии, Т. ослепила Афина, которую он увидел купающейся, но по просьбе Харикло богиня взамен зрения наделила Т. даром понимания языка птиц и дала ему посох, который сам указывал верную дорогу.) Считалось, что Т. прожил срок от основания Фив Кадмом до разрушения города эпигонами. Т. открыл Эдипу его происхождение, а во время похода семерых против Фив предсказал, что фиванцы победят, если Креонт принесет в жертву своего сына Менекея. После завоевания Фив эпигонами Т. отправился к Дельфийскому святилищу, но по дороге умер. По милости Персефоны Т. и после смерти сохранил в Аиде разум и способность предвидеть будущее. Он предсказал сошедшему в Аид Одиссею причину его смерти, сказав, что героя постигнет смерть вне моря, но от моря (Одиссей погиб от раны, нанесенной копьем, имевшим наконечник из плавника ската).

Тиро

(греч.) — дочь Салмонея, жена фессалийского царя Кре-фея, мать Эсона, возлюбленная речного бога Энипея. Посейдон, приняв образ Энипея, сошелся с Т., и от этого союза родились близнецы Пелий и Нелеп, брошенные матерью.

Тисамен

(греч.) — сын Ореста и Гермионы (вариант: Эригоны), правитель Спарты, погибший в борьбе с Гераклидами. По другой легенде, Т. погиб в битве с ионийцами, когда хотел найти у них убежище после изгнания из Спарты.

Тисба

см. Фисба.

Тисифона

(греч.) —

1. Имя одной из эриний. По одному из мифов, Т. пыталась соблазнить мудрого царя Киферона, но была им отвергнута и умертвила его своими волосами-змеями.

2. Дочь Алкмеона и Манто. Отец отдал Т. на воспитание коринфскому царю Креонту. Жена Креонта приревновала красивую девушку к мужу и продала ее в рабство. Ее купил не признавший дочери Алкмеон и содержал как рабыню, пока Дельфийский оракул не открыл ему истину.

Титаны, титаниды

(греч.) — боги первого поколения, дети Урана и Геи (Неба и Земли), шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гипе-рион, Иапет и Кронос) и шесть сестер-титанид (Тефида, Фейя, Мнемосина, Феба, Рея, Фемида), а также их дети. Т. поддержали Кроноса, который оскопил и сверг Урана. Они женились на сестрах-титанидах и океанидах — Океан на Тефиде (они породили 3000 океанид), Кой на Фебе (дети — Лето и Астерия), Крий на Эврибии (дети — Астрей, Паллант и Перс), Гиперион на Фейе (дети — Гелиос, Селена, Эос), Иапет на Климене (дети — Прометей, Эпиметей, Атлант, Менетий), Кронос на Рее (дети — Гера, Гестия, Аид, Деметра, Посейдон, Зевс). После свержения Кроноса Зевсом Т. восстали против новых богов-олимпийцев. Олимпийцы одержали победу с помощью киклопов и гекатонхейров, освобожденных ими из Тартара. Побежденные Т. были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры стали их стражами.

Титий

(греч.) — великан, сын Зевса и Элары, дочери Орхомена. Т. родился под землей, куда Зевс спрятал свою возлюбленную от ревнивой Геры. Чтобы погубить внебрачного сына Зевса, Гера разожгла в нем страсть к Лето. Великан попытался обесчестить Лето и был убит стрелами ее детей Аполлона и Артемиды. По другому мифу, Т. был поражен молнией Зевса и низвергнут в Аид. В подземном царстве Т. лежал распростертым на земле, и два коршуна постоянно терзали его печень.

Титон, Тифон

(греч.) — сын (вариант: брат) троянского царя Лаомедонта, брат Приама, отец Мемнона и Фаэтона, возлюбленный Эос, которая унесла его к себе. Эос попросила у Зевса бессмертия для Т., но забыла попросить для него вечной молодости, и Т., хотя Эос давала ему нектар и амброзию, со временем стал дряхлым стариком. Эос разлюбила его и превратила в сверчка.

Тифон

(греч.) — младший сын Геи и Тартара, родившийся после победы богов над титанами, чудовище с сотней драконьих голов, человеческим туловищем до бедер и извивающимися змеями вместо ног. (Подругой версии, Т. был рожден Герой, когда она ударила рукой о землю, досадуя, что Зевс самостоятельно родил Афину.) Т. обладал различными голосами: голосом богов, рычанием льва, лаем собаки, шипеньем змей. Т. был отцом разрушительных вихрей и (от брака с Ехидной) Лернейской гидры, двухголового пса Орфа, адского пса Кербера, Химеры, Немейского льва, орла, терзавшего Прометея, фиванской Сфинкс. Т. сразился с Зевсом за власть над миром и победил его, вырезал у него жилы на ногах и бросил его в киликийскую пещеру, поставив на страже драконицу Дельфину. Гермес и Пан выкрали у Т. жилы и вставили их Зевсу, который снова сразился с Т. и одолел его, навалив на него гору Этну. С тех пор Т. лежит под горой и извергает оттуда пламя.

Тихе, Тиха

(греч.) — «случайность» — дочь Океана (вариант: Зевса) и титаниды Тефиды. Богиня случая и судьбы, Т. символизировала неустойчивость и изменчивость мира, случайность любого события жизни. В Риме ее отождествляли с Фортуной, которая при Империи считалась покровительницей ряда городов. Т. изображали молодой женщиной, стоящей на шаре или колесе, с корабельным рулем в одной руке и с рогом изобилия — в другой.

Тиштриа

(авест.) — «относящийся к созвездию из трех светил» (поясу Ориона) — бог — олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба, низводящий дожди на иссушенную зноем землю. Т. почитали как стрелка, способного принимать различные облики (юноши, златорогого быка, белого коня). Т. в облике прекрасного белого коня с желтыми ушами и золотыми удилами сражается с демоном засухи Апаошей в облике безобразного черного коня с облезлыми ушами, спиной и хвостом. После трех суток битвы Апаоша изгнал Т. из озера Ворукаша, но Т. обратился за помощью к Ахурамазде, который дал ему силу десяти коней, верблюдов, быков, гор и рек. Т. победил Апаошу, воды освободились и начался дождь.

Тлалок

(ацтек.) — «заставляющий расти» — бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Т. изображали в виде человека с глазами совы или кругами в виде змей, располагающимися вокруг глаз или на лбу, с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Тело Т. черного цвета, на его голове — зубчатая корона, в его руках — змееподобный, усаженный зубами посох (молния), или стебель маиса, или кувшин с водой. Т. — благодетельный бог, в его ведении находятся атмосферные воды и источники, но он также может вызывать наводнения, засухи, град, удары молний, заморозки. Считалось, что он насылает на людей ревматизм, проказу, подагру и водянку, поэтому в его владения на небе (Тлалокан) попадают убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики.

Тлеполем

(греч.) — сын Геракла и Астиохи, дочери царя феспротов. Т. вырос в доме отца, но нечаянно убил Ликимния, дядю Геракла, и вынужден был бежать оттуда. Со своей дружиной он поселился на о-ве Родос, где основал города Линд, Иалис и Камир. Будучи одним из женихов Елены, принял участие в Троянской войне и был убит ликийским царем Сарпедоном.

Тонатиу

(ацтек.) — «солнце» — бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами. По ацтекским поверьям, Т. каждый день должен был получать кровь жертв, иначе он мог умереть во время ночного путешествия по подземному миру.

Тор

(сканд.) — бог грома, сын Одина и Ёрд, муж Сив. Имеет дочь Труд и сыновей Магни и Моди, причем Магни рожден от великанши Ярнсаксы. Т. изображают рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом Мьёлльниром. Его жилище — Трудхейм, он ездит в повозке, запряженной двумя козлами, Тангниостром и Тангрисниром. Останавливаясь на ночлег, Т. убивает козлов и жарит их на ужин, оставляя нетронутыми кости, а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёскви, у которых Т. остановился на ночлег, ели это мясо, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел. Тьяльви с сестрой были вынуждены стать слугами Т. в качестве выкупа за ущерб. Т. защищает Мидгард и Асгард от великанов (ётунов) и чудовищ, он — противник мирового змея Ёрмунганда. Большинство мифов о Т. связаны с его походами в страну великанов. После похищения великаном Трюмом молота Мьёлльнира Т. отправился в страну великанов, наряженный богиней Фрейей, предназначенной в невесты Трюму, и в сопровождении Локи, одетого ее служанкой. На пиру «невеста» проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот, который приносят для освящения свадебного обряда, избивает великанов. Чтобы добыть у морского великана Хюмира котел для варки пива, Т. побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает мирового змея со дна океана. В мифе о великане Хрунгнире, который победил Одина в конном состязании и стал похваляться перед асами, что убьет их всех и уведет с собой богинь Фрейю и Сив, боги позвали Т., и тот вместе с Тьяльви отправился к Хрунгниру в Ётунхейм и убил великана в поединке. Однако сам он был ранен жерновом в голову, а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло. Ногу великана скинул с шеи отца сын Т. — богатырь Магни, а осколки жернова стала вынимать из головы Т. волшебница Гроа. Узнав о том, что скоро вернется ее муж, которого Т. вынес из страны великанов, Гроа на радостях перестала читать заклинания, и осколки жернова так и остались в голове Т. В последней битве перед концом света (Рагнарёк) Т. убивает Ёрмунганда, но тут же сам умирает от его ядовитых укусов.

Тот

(егип.) — бог мудрости, счета и письма, муж Маат, богини истины и порядка. Т. изображали в виде человека с головой ибиса и с палеткой писца в руке. Его священным животным был ибис. Как астральное божество, Т. отождествляли с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Ра-солнца. Считалось, что Т. создал письменность и научил людей письму, что он ведет счет дням, месяцам и годам, ведет летописи, записывает даты рождения и смерти людей. Т. считался покровителем писцов, а также архивов и библиотеки Гермополя, он управлял всеми языками и прозывался языком бога Птаха. Ему принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале и культе мертвых — он присутствовал на суде Осириса как советник и писец эннеады (девятки) богов. Т. участвовал в оправдании Осириса и отдал приказ о его бальзамировании, он прекратил борьбу Сета с Гором. Считалось, что он охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. Т. изображали около весов записывающим результат взвешивания сердца умершего.

Трилока

(др. даинд.) — «три мира» — согласно древнеиндийской космологии — небо, земля и подземное царство.

Тримурти