Геннадий Щеглов, Вадим Арчер
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Оглавление
Сокращения
А
Б
В
Г
Д
Е, Ё
Ж
З
И, Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
Сокращения
авест. — авестийский
аккад. — аккадский
англ. — английский
араб. — арабский
ацтек. — ацтекский
библ. — библейский
будд. — буддизм
бурят. — бурятский
вал. — валлийский
виз. — византийский
герм. — германский
греч. — греческий
др. — древне
вост. — восточно
евр. — еврейский
европ. — европейский
егип. — египетский
зап. — западно
инд. — индийский
индуист. — индуистский
иран. — иранский
иуд. — иудаизм
кельт. — кельтский
кит. — китайский
кор. — корейский
лат. — латинский
монг. — монгольский
мусулъм. — мусульманство
рим. — римский
рус. — русский
семит. — семитский
сканд. — скандинавский
слав. — славянский
ср. — средне -
тибет. — тибетский
тур. — турецкий
фин. — финский, карело-финский
финик. — финикийский
христ. — христианство
шумер. — шумерский
южн. — южно-
яп. — японский
«А»
Аарон
(иуд.) — «осиянный» — родоначальник священнической касты, сын Амрама и Иохавед из колена Левия, брат Моисея и Мари-ам Пророчицы. А. помогает Моисею творить чудеса в споре с фараоном, вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося Моисея во время битвы с амаликитянами, чтобы обеспечить победу. Как и Моисею, А. не дано войти в «землю обетованную», он умирает в возрасте 123 лет на горе Ор.
Абант
(греч.) —
1. Сын Посейдона и нимфы Аретусы.
2. Аргос-ский царь, сын Линкея и Гипермнестры, одной из Данаид;
3. Сын Мелампа.
Абдер
(греч.) — сын Гермеса, любимец Геракла. Похитив у фракийского царя Диомеда свирепых коней-людоедов (девятый подвиг Геракла), Геракл поручил их охрану А., а сам вступил в бой с догнавшим его Диомедом. Кони разорвали А., а на месте его гибели Геракл построил город Абдеры.
Абсирт
—
см. Апсирт.
Абунданция
(рим.) — «обильная» — богиня изобилия, иногда считалась спутницей Цереры. Обычно изображалась женщиной, сыплющей золотые монеты из рога изобилия.
Аваддон
(иуд.) — «погибель» — злой демон, олицетворение могильной ямы и преисподней, близок к ангелу смерти. По христианским представлениям, А. во время конца света нашлет на людей полчища чудовищной саранчи.
Авалокитешвара
(будд.) — «взирающий очами» — один из главных бодхисатв в мифологии махаяны и ваджраяны (течения буддизма), олицетворение сострадания, заступник и спаситель.
Авалон, Аваллон
(кельт.) — «яблочный» — потусторонний мир наподобие рая, «остров блаженных», помещавшийся обычно на далеких «западных островах», где, как считалось, время остановилось, царит изобилие и все вечно молоды.
Аватара
(индуист.) — «нисхождение» — воплощение божества в смертном существе ради выполнения какой-либо задачи (обычно спасения мира от некоей напасти, восстановления закона и добродетели). Наиболее известны десять аватар бога Вишну — рыба, черепаха, вепрь, человек-лев, карлик, Парашурама (Рама-с-топором), Рама, Кришна, Будда, Калки (белый конь — будущая аватара, в облике которой Вишну появится в конце калиюги, чтобы подготовить возрождение мира).
Авгий
(греч.) — «сияющий» — царь племени эпеев, живших в Пелопоннесе, сын Гелиоса (или Посейдона) и Гирмины. А. владел огромными стадами скота, стойла которых не очищались тридцать лет. Геракл обещал очистить их за один день, а А. должен был отдать за это Гераклу десятую часть скота. Геракл отвел русло протекавшей неподалеку реки Алфей и направил ее в Авгиевы конюшни. Мощный поток воды за один день смыл все нечистоты (седьмой подвиг Геракла), но А. не захотел отдать обещанное вознаграждение. Это вызвало войну, в которой Геракл одержал победу и убил А., его сыновей и племянников.
Авель
(библ.) — второй сын прародителей человечества Адама и Евы, скотовод, убитый своим старшим братом земледельцем Каином зато, что боги приняли жертву А. («первородных ягнят»), но отвергли жертву Каина («от плодов земли»).
Авраам
(библ.) — родоначальник евреев и (через сына Измаила) арабов.
Аврора
(рим.) — «предрассветный ветерок» — богиня утренней зари.
Авсон, Авзон
(греч.) — сын Одиссея и нимфы Калипсо (или волшебницы Цирцеи, Кирки). Считался родоначальником авсонов (авзонов) — первых обитателей Италии.
Автолик
(греч.) — ловкий разбойник, сын Гермеса и Хионы, отец Антиклеи — матери Одиссея. От своего отца Гермеса А. получил дар плутовства, а также способность принимать любой облик, становиться невидимым, делать невидимыми предметы и изменять их до неузнаваемости. Когда А. похитил стада Сисифа, тот уличил его и в наказание обесчестил его дочь Антиклею, которую затем выдали замуж за Лаэрта. Согласно этому варианту мифа Одиссей считался сыном не Лаэрта, а Сисифа, т. е. внуком А. и правнуком Гермеса. А. был искусен в борьбе, которой он обучал Геракла.
Автомедонт, Автомедон
(греч.) — возница Ахилла, спасший после смерти Патрокла колесницу хозяина. После гибели Ахилла служил его сыну Неоптолему.
Агенор
(греч.) — царь финикийского города Сидона, брат-близнец Бела, сын Посейдона и нимфы Ливии, отец Кадма, Килика, Феникса, Европы. Когда Зевс похитил Европу, А. послал сыновей на поиски, запретив им возвращаться без сестры. Не найдя ее, сыновья не вернулись к отцу и поселились в разных землях, получивших название от их имен (Финикия — от Феникса, Киликия — от Килика, крепость Кадмея в Беотии — от Кадма).
Аглавра, Агравла
(греч.) — «светловоздушная» — одна из дочерей Кекропа, которым Афина поручила хранить ящик с новорожденным Эрихфонием. А. и ее сестра Герса нарушили запрет богини и открыли ящик. Увидев там ребенка, нижняя половина туловища которого была змеиной, сестры сошли с ума и бросились с афинского акрополя в пропасть.
Аглая
(греч.) — «блестящая» — одна из харшп.
Агни
(индуист.) — «огонь» — бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, один из главных богов индуистского и ведийского пантеона.
Ад
(христ.) — преисподняя — место вечного наказания падших ангелов и душ умерших грешников. Изображается в виде застенка божественного правосудия, где правит Сатана, а черти выполняют роль палачей. Каждый из виновных подвергается там различным пыткам в зависимости от совершенных проступков.
Адам
(христ.) — «человек» — первый мужчина, созданный Богом из праха на шестой день сотворения мира, родоначальник человечества. Сначала он вместе с первой женщиной Евой, созданной ему в помощь из ребра его, жил в райском саду (Эдеме), но затем Сатана в образе змея подговорил их съесть запретный плод с древа познания добра и зла, и они были изгнаны Богом на землю. Аналогичная легенда об Адаме и Хавве существует в мусульманстве
Адити
(др. — инд.) — «беспредельность» — богиня, мать и родоначальница ряда главных богов древнеиндийской мифологии (адтьев). отвечающих за природные и космические явления.
Адитьи
(др. — инд.) — группа небесных богов, сыновей Адити. В ранних текстах «Ригведы» их шесть:
Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В более поздних текстах их число меняется от восьми до двенадцати, частично изменяется и их состав.
Адмет
(греч.) — фессалийский герой, царь города Феры. участник калидонской охоты и похода аргонавтов. Аполлон, искупая убийство киклопов, служил у А. пастухом и помог ему добыть невесту, дочь ларя Пелия Алкестиду. Отец соглашался отдать Алкестиду, если жених приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем.
Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня послала змей в спальню новобрачных, но Аполлон спас А. Когда наступил час смерти А., Аполлон разрешил ему послать вместо себя в Аид другого человека, который добровольно согласится на это. Алкестида сошла вместо мужа в Аид, но приехавший в гости к А. Геракл защитил ее от бога смерти и вернул мужу.
Адонис
(греч.) — «господь, владыка» — божество финикийского происхождения, олицетворяемое с умиранием и возрождением природы; сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны; Феникса и Алфеси-беи), превращенной богами за кровосмешение в мирровое дерево. Младенец отличался исключительной красотой, и Афродита отдала его на воспитание владычице подземного царства Персефоне, которая впоследствии не пожелала расстаться с прекрасным юношей. Зевс рассудил спор богинь, постановив, что юноша должен проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальным временем распоряжаться по своей воле. Вскоре А. погиб на охоте от раны, нанесенной вепрем. Из капель его крови выросли розы, а из слез оплакивавшей его Афродиты — анемоны.
Адраст
(греч.) — «неизбежный, неотвратимый» — герой, аргосский царь, один из эпигонов. Изгнанный родичем Амфиараем, бежал в Сикион к царю Поливу, своему деду по материнской линии, после смерти которого стал царем Сикиона. Оракул предсказал А., что его дочери выйдут замуж за кабана и льва, и он выдал дочерей за героев Полиника и Тидея, на щитах которых были изображены кабан и лев. Позднее он примирился с Амфиараем и вернулся в Аргос. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, А. возглавил поход семерых против Фив. Поход был неудачным, из семерых вождей спасся только А. благодаря быстроте подаренного ему Гераклом коня Арей-она. Десять лет спустя он возглавил победоносный поход эпигонов на Фивы, где потерял любимого сына Эгиалея и умер от горя.
Адрастея
(греч.) — «неизбежная, неотвратимая» — богиня, отождествлявшаяся сначала с богиней Кибелой, а также с нимфой Идой, воспитавшей Зевса, позднее — с богиней возмездия Немесидой.
Азазель
(иуд.) — злой демон. В «день искупления» грехи еврейского народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в жертву богу Яхве, а второго, «козла отпущения», отводили в пустыню для А. В апокрифической «Книге Еноха» А. представлен как падший ангел, совратитель человечества, научивший мужчин войне и оружейному делу, а женщин — блудным умениям раскрашивать лицо и вытравливать плод, за что А. после Страшного суда должны бросить в огонь.
Азрайл
—
см. Израил.
Аид «невидный, ужасный» Гадес, Плутон
(греч.) — властитель подземного мира и царства мертвых, сын Кроиоса и Реи, брат Зeвca и Посейдона. После свержения отца и раздела мира между братьями А, получил подземное цapcтвo. Прозвище А. — Плутон («богатый») появилось от того, что он считался владельцем несметных подземных богатств и огромного количества человеческих душ. Cyпpyгoй А. была дочь Зевса и богини земледелия Деметры Псрсефона, которую он похитил во время прогулки. Деметра так горевала о дочери, что перестала посылать людям урожай. Чтобы человечество не погибло от голода, Зевс приказал вернуть Персефону матери, но А. заставил ее проглотить несколько зерен граната, чтобы связать ее узами суп-ружества. После этого Персефона одну треть года оставалась в подземном царстве, а две трети проводила с матерью на земле. А. владеет волшебным шлемом, делающим его носителя невидимым — этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, чтобы убить горгону Медузу.
Аид, Тартар, Эреб
(греч.) — преисподняя, царство мертвых. Но представлениям древних, вход в А., охраняемый трехглавым псом Кербером, находился на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю. Кербер всех пропускает в А., но никого не выпускает. А. населен многочисленными демонами и чудовищами, там текут подземные реки Кокит, Стикс, Ахерон, Пирифяегетон (огненный Флегетон), а также Лета, река забвения, глоток воды из которой заставляет забыть земную жизнь Во времена Гомера сформировалось представление о разделении А. на части — асфоделевые луга, где обитают обычные души, Тартар, в котором заключены души наказанных людей и низверженные титаны, и элизиум, место для праведников. Тени умерших к вратам А. провожает Гермес Психопомп (проводник душ), а перевозчик мертвых Харон переправляет их через реку Стикс. В связи с этим верованием покойнику перед погребением клали в рот мелкую монету для уплаты за перевоз, так как считалось, что без оплаты тот навеки останется на берегу Стикса. Затем тени умерших предстают перед судом, который производят Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса, поставленные судить умерших. В греческой мифологии есть легенды, связанные с посмертным наказанием — Тантал стоит по шею в воде и над ним свисают спелые плоды, но он не может достать их и вечно терзается голодом и жаждой; Данаиды льют воду в бездонную бочку; Сисиф вкатывает на гору тяжелый камень, который срывается вниз, когда остается несколько шагов до вершины, и т. п. Существуют легенды и о том, как смертные спускались в А. и выходили оттуда живыми — Зевс разрешил певцу Орфею вывести из А. свою жену Эвридику; Геракл спускался туда по требованию Эврисфея за псом Кербером (двенадцатый подвиг героя); Одиссей и Эней побывали в А., чтобы узнать о своем будущем. Древние представления об А. были частично восприняты христианством.
Аиравата
(др. — инд.) — «восставший из вод»— прародитель слонов, изображаемый с четырьмя клыками, хранитель Востока. По одной версии, он появился из вод Мирового океана во время пахтанья их богами, по другой — он и еще семь слонов появились из скорлупы золотого яйца Брахмы, став хранителями восьми частей света. А. считается ездовым животным (ваханой) и боевым слоном Индры.
Академ
(греч.) — афинский герой, указавший Диоскурам, где была спрятана их сестра Елена, похищенная Тесеем. Считалось, что А. похоронен в священной роще, растущей в окрестностях Афин. В IV в. до н. э. в этой роще Платон обучал своих учеников, отсюда его школа получила название «Академия».
Ака Мана
(авест.) — «злая мысль» — в иранской мифологии одно из триады злых божеств авестийской религии.
Акамант
(греч.) —
1. Герой, сын афинского царя Тесея и Федры, один из участников Троянской войны. А. вместе с Диомедом был послан в Трою требовать возвращения Елены. Дочь ПриамаЛаодика влюбилась вА. и родила ему сына Мунита. При взятии Трои А. с братом Демофонтом освободили похищенную Диоскурами мать Тесея Эфру и вернули ее в Афины. После Троянской войны А. много скитался, побывал во Фракии и основал колонию на Кипре. Вернувшись, правил в Афинах вместе с братом.
2. Вождь фракийцев, пришедших на помощь Трое, прославился своей храбростью и быстротой бега.
3. Троянский герой, сын Антенора и Феано.
Акаништха
(будд.) — одно из небес брахмалоки, высшая из «сфер, имеющих форму». В мифологии некоторых школ ваджраяны считается наивысшим небом, где обитает изначальный Будда. Некоторые источники утверждают, что там до рождения находился Будда Шакь-ямуни.
Акарнан
(греч.) — сын Алкмеона и нимфы Каллирои, внук фи-ванского героя и прорицателя Амфиарая. Мать умолила Зевса сделать ее сыновей А. и Амфотера взрослыми, чтобы они отомстили за отца, предательски убитого сыновьями царя Фегея. Дети мгновенно превратились в сильных юношей и отомстили убийцам, разорив город Псотиду (Беотия), в котором правил Фегей. Ожерелье Гармонии, из-за которого погиб Алкмеон, А. пожертвовал дельфийскому храму Аполлона.
Акает
(греч.) — фессалийский герой, сын царя города Полк Пе-лия, участник похода аргонавтов и калидонской охоты. После возвращения аргонавтов сестры А. — пелиады — убили и сварили в котле своего отца, поверив Медее, что это омолодит его. Став царем Полка, А. изгнал Медею и Ясона. После калидонской охоты А. приютил и очистил от греха Пелея, нечаянно убившего на охоте своего тестя. Жена А. Астидамия влюбилась в Пелея, но была отвергнута им. Чтобы отомстить, она оклеветала Пелея, обвинив его в домогательствах. Рассерженный А. оставил Пелея безоружным на горе Пелион, где жили свирепые кентавры. С помощью мудрого кентавра Хирона Пе-лей спасся и, взяв Иолк, убил А. и его жену. По другим источникам, была убита только Астидамия, а А. уцелел и отомстил Пел ею во время Троянской воины.
Акка, Ларентия
(рим.) — жена пастуха Фаустула, воспитавшая Ромула и Рема, мать двенадцати сыновей, впоследствии составивших жреческую коллегию Арвальских братьев. По другой версии, А. Л. была гетерой, которую сторож храма Геркулеса привел для него в уплату за проигрыш в кости. Проведя с ней ночь, Геркулес наградил ее браком с богатейшим человеком, оставившим ей огромное состояние, которое она завещала римлянам. Ее чтили как богиню — покровительницу общин и приносили ей благодарственные жертвы. А. Л. отождествлялась с богиней Два Диа.
Аконтий
(греч.) — юноша с острова Кеос, полюбивший прекрасную девушку Кидиппу. Когда Кидиппа молилась в храме Артемиды, он подбросил к ногам девушки яблоко с надписью: «Клянусь, что выйду замуж только за А.». Кидиппа прочла надпись вслух и в негодовании отбросила яблоко, но клятву, произнесенную в святилище, нельзя было не исполнить. После этого каждый раз, когда Кидиппу хотели выдать замуж, Артемида насылала на нее болезнь. Наконец ее отец побывал в дельфийском храме Аполлона и узнал, что на его дочери лежит заклятие Артемиды. Он разыскал А. и женил его на Кидиппе.
Акрисий
(греч.) — аргосский царь, отеи Данаи, матери Персея. Ему было предсказано, что он погибнет от руки сына своей дочери, и он запер Данаю в башне, но Зевс проник туда в виде золотого дождя и зачал Персея. Данаю с сыном посадили в ящик и бросили в море, но они спаслись. Став юношей, Персей на состязаниях по метанию диска случайно попал диском в находившегося среди зрителей А. и убил его.
Актеон
(греч.) — сын Аристея и Автонои, дочери основателя Фив Кадма, внук Аполлона и Кирены, обучавшийся искусству охоты у кентавра Хирона. Во время охоты А. увидел купающуюся Артемиду. Разгневанная богиня превратила А. в оленя, и его растерзали собственные собаки.
Алатырь, латырь
(рус.) — легендарный камень, обладающий чудесными и целебными свойствами, «всем камням отец», лежащий в море на острове Буяне. Предположительно восходит к. представлениям о янтаре как обереге. (Сравни древнее название Балтийского моря — Алатырское море.)
Албасты
(тур.) — в мифологии тюркских, татарских, азиатских народностей — злая демоница, связанная с водной стихией. А. обычно представляют в виде уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими отвисшими грудями, что она закидывает их за спину. Существуют поверья, что А. может превращаться в животных и в различные предметы. Она обитает вблизи рек или других водных источников и обычно появляется перед людьми на берегу, расчесывая волосы. По различным поверьям, А. насылает болезни и ночные кошмары, особенно она вредит роженицам и новорожденным. Она катается по ночам на лошадях и заплетает их гривы. Согласно некоторым поверьям она может сожительствовать с людьми, например с охотниками, принося им удачу. Ее обычные атрибуты — магическая книга, гребень и монета, завладев одним из них, можно подчинить ее. У турок также считается, что А. можно подчинить себе, воткнув в ее одежду иглу. Подчиненная А. помогает по дому и способствует обогащению своего хозяина. Исходя из этого, можно предположить, что первоначально А. была доброй богиней, покровительницей домашнего очага, охоты, диких животных.!
Алет
(греч.) — «скиталец» —
1. Царь Микен, сын Эгисфа. После того как Эгисф был убит сыном Агамемнона Орестом, власть в Микенах перешла к А., который правил до тех пор, пока оправданный судом ареопага Орест не убил его и не вернул власть роду Атридов.
2. Потомок Геракла, родившийся во время пребывания Гераклидов в изгнании. А. захватил Коринф хитростью, пообещав жениться на дочери коринфского царя из рода Сисифа, если она откроет ему городские ворота.
Алкафой, Алкатой
(греч.) — мегарский герой, сын Пелопа и Гипподамии, брат Атрея и Фиеста. Когда сын мегарского царя Мегарея был растерзан львом, его отец обещал выдать свою дочь за того, кто отомстит за гибель юноши. А. убил льва на горе Киферон и после смерти тестя стал царем в Мегарах. С помощью Аполлона А. восстановил стены города, разрушенные критянами.
Алкестида, Алкеста, Алцеста
(греч.) — дочь царя Пелия, супруга Адмета. Согласилась сойти в Аид вместо своего обреченного на смерть супруга, которому Аполлон разрешил остаться в живых, если кто-нибудь пойдет в Аид вместо него. Приехавший в это время Геракл спас А. от пришедшего за ней бога смерти и возвратил мужу.
Алкиной
(греч.) — царь феаков, внук Посейдона, живший на острове Схерия во дворце, окруженном вечнозеленым садом. Он радушно принял выброшенного морем Одиссея и устроил в его честь пир, на котором Одиссей рассказал о своих приключениях. А. дал Одиссею корабль, доставивший героя на родину. Когда аргонавты останавливались у А. во время бегства из Колхиды, он отказался выдать Медею преследователям, так как она стала женой Ясона.
Алкиона, Алциона
(греч.) — «зимородок» —
1. Дочь Эола, супруга фессалийского царя Кеика. Бросилась в море, когда муж не вернулся из плавания, и была превращена богами в зимородка.
2. Одна из плеяд, дочь Атланта и Плейоны, ставшая возлюбленной Посейдона.
Алкионей
(греч.) — один из гигантов, сын Геи и Урана. Получил прозвище Волопас за то, что угнал быков Гелиоса. Обладая большой мощью, мог сразу сокрушить двенадцать колесниц и дважды двенадцать воинов. Сражался с богами во время гигантомахии и был неуязвимым, пока стоял на родной земле, но Геракл убил его, оттеснив с родной земли.
Алкмена
(греч.) — дочь Электриона, жена царя Амфитриона, отличавшаяся исключительной красотой. За нечаянное убийство своего тестя Амфитрион с женой был изгнан из Микен и поселился в Фивах. Привлеченный красотой А., Зевс явился к ней в отсутствие мужа, приняв его облик. В течение их брачной ночи солнце трое суток не поднималось над землей. Вскоре у нее одновременно родились двое сыновей — Ификл от мужа и Геракл от Зевса. После смерти мужа и сыновей А. правила в Тиринфе. Преследуемая микенским царем Эврисфеем, А. вместе с внуками вынуждена была бежать в Афины. Когда афиняне отразили нападение Эврисфея и взяли его в плен, она настояла на его казни. После смерти А. была перенесена на острова блаженных в Аиде и вступила там в брак с Радаманфом.
Алкмеон
(греч.) — один из эпигонов, возглавивших поход семерых против Фив после смерти своего отца Амфиарая. Вернувшись после победы (вариант: до начала похода), А. согласно клятве, данной отцу, убил свою мать Эрифилу как виновницу гибели Амфиарая. Вскоре А. овладело безумие, и оракул открыл ему, что он получит прощение только на земле, которой еще не существовало во время совершения убийства матери. Такой землей оказался остров в устье реки Ахелоя, намытый речными наносами. А. поселился на этом острове, женился на дочери бога реки Каллирое и имел от нее сыновей Акарнана и Амфотера. По требованию Каллирои он поехал в Псотиду за ожерельем Гармонии, сказав там, что берет его для дельфийского храма Аполлона, и был убит сыновьями Фегея, раскрывшими его обман.
Алконост
(виз., слав.) — легендарная райская птица, которая несет яйца на берегу моря и, погружая их в морские глубины, делает его спокойным на шесть дней. Ее пение так прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.
Аллат
(араб.) — «богиня» — древнеарабская богиня неба и дождя. Некоторые этнические группы почитали ее как богиню солнца, но чаще она отождествлялась с Афродитой (Уранией). А. была также повелительницей туч и молний, в Набатее и Пальмире отождествлялась с Афиной.
Аллах
(араб.) — «бог» —
1. Верховное божество древнеарабской мифологии, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как демиург, создатель мира и людей, глава и отец остальных богов. Супругой А. в одних районах считалась Аллат, в других — Узза, в иных районах они вместе с Манат считались его дочерьми.
2. Единый Бог мусульманской религии, считающийся идентичным Богу иудеев и христиан. В Коране особенно подчеркивается единственность А. Он всемогущ, вездесущ и вечен.
Алоады
(греч.) — От и Эфиальт, сыновья Алоэя, внуки Посейдона (вариант: сыновья Посейдона), с детства отличавшиеся необыкновенной силой и гигантским ростом. Братья захотели взобраться на небо, чтобы похитить Геру и Артемиду, и для этого решили взгромоздить на Олимп гору Оссу, а на Оссу — Пелион, но были убиты стрелами Аполлона. (Вариант: А. погибли, пронзив друг друга копьями, которыми пытались попасть в Артемиду, превратившуюся в пробежавшую между ними лань). По другому мифу, А. заковали Ареса в цепи и 13 месяцев держали его в заточении. На земле царил мир, пока Гермес не освободил Ареса. После смерти братья были отправлены в Тартар, где, прикованные змеями к колонне, обречены вечно слушать крик совы.
Алопа
(греч.) — дочь элевсинского правителя Керкиона, тайно родила от Посейдона сына, которого из страха перед гневом своего отца вынуждена была бросить в лесу. Ребенка нашли пастухи и принесли его царю. По роскошным пеленкам, в которые был завернут младенец, Керкион узнал правду и приказал казнить дочь. Посейдон превратил А. в источник.
Алфей
(греч.) — бог одноименной реки в Пелопоннесе, сын титана Океана и титаниды Тефиды. Он полюбил нимфу Аретусу, спутницу богини Артемиды, и стал преследовать ее. Нимфа взмолилась о помощи и была превращена Артемидой в источник, после чего А. превратился в реку и соединил свои воды с этим источником.
Алфемен, Алтемен
(греч.) — сын критского царя Катрея. Оракул предсказал, что Катрею суждено погибнуть от руки сына. А. уехал на о-в Родос, чтобы больше не встречаться с отцом, но Катрей, состарившись, решил повидаться с сыном и передать ему свое царство. Когда царь со свитой высадился на Родосе, местное население приняло пришельцев за пиратов. Началось сражение, и Катрей пал от руки сына. Узнав, что пророчество сбылось, А. в отчаянии попросил богов послать ему смерть. Земля разверзлась и поглотила его.
Алфея, Алтея
(греч.) — жена калидонского царя Ойнея, мать Мелеагра. Когда Мелеагру исполнилось семь лет, мойры предсказали ей, что ее сын умрет, когда догорит пылавшее в это время полено в очаге. А. выхватила полено из огня, погасила его и спрятала. Во время калидонской охоты Мелеагр убил ее брата Плексиппа, и она в порыве гнева сожгла полено. Мелеагр умер, а А., опомнившись, раскаялась в своем поступке и покончила с собой.
Алциона
— см.
Алкиона.
Альвис
(сканд.) — «всезнайка» — мудрый подземный карлик (цверг), посватавшийся к Труд, дочери бога Тора. Согласно скандинавской мифологии цверги под воздействием дневного света превращаются в камень. Тор затянул разговор до рассвета, сделав вид, что испытывает мудрость жениха, и А. превратился в камень.
Альвы
(сканд.) — низшие природные духи, имевшие отношение к плодородию. В «Старшей Эдде» противопоставляются высшим богам — асам, иногда смешиваются с цвергами и ванами. Возможно, в связи с этим в «Младшей Эдде» говорится о делении А. на темных (подземных) и светлых.
Амазонки
(греч.) — мифическое племя женщин-воительниц, живших на берегах Меотиды (Азовское море) или в Малой Азии. Для сохранения рода А. вступали в браки с мужчинами соседних племен, отсылая затем мужей на родину. Мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек оставляли и учили военному делу. Их название предположительно переводится как «безгрудые», так как они якобы выжигали девочкам правую грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма Артемиды. А. поклонялись Артемиде и Аресу, которого считали своим родоначальником. Сказания об А. возникли в догреческое время, являясь выражением эпохи матриархата. С мифами об А. связано множество произведений античного искусства, изображающих битвы греческих героев с А.
Основные мифы об А.:
1. Геракл добывает пояс царицы А. Ипполиты, подаренный ей Аресом (девятый подвиг Геракла);
2. Тесей похищает царицу А. Антиопу, мать Ипполиты, женится на ней и отражает нападение А. на Афины;
3. А. под руководством царицы Пенфесилеи приходят на помощь троянцам. Пенфесилея гибнет от руки Ахилла.
Амалфея, Амалтея
(греч.) — коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, где мать Рея прятала его от отца Кроноса. Слуги Реи — куреты и корибанты — по просьбе А. заглушали плач ребенка бряцанием оружия и забавляли его плясками. После смерти А. была вознесена Зевсом на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего). Ее шкура была превращена Зевсом в щит — эгиду, а ее рог — в рог изобилия. (Вариант: А. — нимфа, воспитавшая младенца Зевса).
Амаравати
(др. — инд.) — «обитель бессмертных» — столица сварги — небесного царства Индры.
Амата
(рим.) — жена царя Латина, мать Лавинии. А. препятствовала браку дочери и Энея, желая выдать ее замуж за Турна. Она подговорила Турна начать войну с Энеем, а после поражения и гибели Турна покончила с собой.
Аматэрасу
(яп.) — богиня солнца, прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Рождена богом Идзанаки из капель воды, которой он омыл левый глаз во время очищения, совершенного им после спасения из страны мертвых. Важное место в мифах занимает ее ссора с Сусаноо, который совершил в ее владениях ряд проступков — разрушил оросительные сооружения на ее полях, осквернил ее покои, содрал шкуру с живой лошади и напугал ее небесных ткачих. Разгневанная богиня скрылась в гроте, оставив мир во тьме. Чтобы вернуть миру свет, боги решили выманить ее оттуда хитростью. Для этого небесный кузнец Амацумара и богиня Исикоридомэ («литейщица») изготовили священное зеркало, на ветви священного дерева повесили ожерелье из резных яшм, принесли петухов, чтобы возвестить утро, а богиня Амэ-но удзумэ стала плясать на перевернутом чане, распустив завязки своей одежды, что вызвало громкий хохот богов. Удивленная таким шумом, А. выглянула из грота, и ее вытащили оттуда за руку.
Амацумара
(яп.) — бог — покровитель кузнецов, небесный кузнец, изготовивший священное зеркало, один из магических предметов, с помощью которого выманили из грота богиню Аматэрасу. Священное зеркало до настоящего времени является одной из регалий японских императоров.
Амброзия, амвросия
(греч.) — «бессмертное» — благовонное притирание и пища олимпийских богов, поддерживающая их бессмертие и вечную юность.
Аментет
(др. — егип.) — «запад» — богиня царства мертвых, в египетской мифологии размещавшегося на западе. Считалась покровительницей умерших, встречающей их в стране мертвых.
Амеша Спента
(авест.) — «бессмертные святые» — в иранской мифологии семеро божеств, являющихся ближайшими слугами верховного божества Ахурамазды. В состав А. С. входят Boxy Мана («благая мысль»), АшаВахишта («высшая правда»), Кшатра Вайрья («божественная власть»), Спента Армайти («святое смирение»), Хаурватат («целостность»), Амертат («бессмертие»). Седьмым к ним причисляется Сраоша («послушание») или Спента-Майнью («святой дух»), как творческая ипостась Ахурамазды.
Амик
(греч.) — великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). А. нападал на приезжих иноземцев и убивал их ударом кулака. Когда в его страну прибыли аргонавты, А. предложил любому из них сразиться с ним в кулачном бою. Вызов принял один из Диоскуров — Полидевк и убил А. (Вариант: Полидевк пощадил А. и взял с него обещание впредь не нарушать законов гостеприимства.)
Амимона
(греч.) — одна из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Когда Посейдон разгневался на аргосцев и лишил их страну воды, отец послал А. и ее сестер на поиски источника. Во время поисков А. случайно попала дротиком в сатира, который погнался за ней. А. воззвала к Посейдону, и бог метнул в сатира трезубец, попавший в скалу. Из скалы тремя струями забил источник, впоследствии названный Лернейским ключом.
Амон, Амон-Ра
(др. — егип.) — «сокрытый, потаенный» — вначале — местный фиванский бог земледелия. Священным животным А. был баран. Во времена Нового царства А. был отождествлен с богом солнца Ра и стал общеегипетским богом. А.-Р. считался царем всех богов, богом-творцом, создавшим все сущее. Изображался в виде человека, иногда с головой барана, в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Бедняки почитали А.-Р. как мудрого и всеведущего бога, заступника угнетенных, и обращались к нему с молитвами о помощи. Обожествление фараонов связывали с их происхождением от А.-Р., так как считалось, что фараон рождается от брака царицы и А.-Р., к которой тот является в образе ее мужа.
Амрита
(др. — инд.) — «бессмертный» — божественный напиток бессмертия. С этим напитком тесно связаны ведийские представления о соме, оба понятия являются частично взаимозаменяемыми.
Добыче А. посвящен один из основных индуистских мифов о пахтанье богами и асурами Мирового океана, по которому чашу А. вынес из океана бог врачевания Дханвантари. Бог Нараяна (вариант: Вишну) принял вид красивой девушки и увел за собой асуров, а остальные боги тем временем начали пить А. Вернувшись, асуры вступили в битву за А. с богами, в которой потерпели поражение и были сброшены в недра земли и на дно океана.
Амулий
(рим.) — по латинскому сказанию, царь Альбы, потомок Энея. Лишил царской власти старшего брата Нумитора, а его дочь Рею Сильвию отдал в весталки. Когда Рея Сильвия родила от бога Марса близнецов — Ромула и Рема, А. велел ее казнить, а детей бросить в Тибр. Марс спас близнецов, которые впоследствии убили А. и вернули царство Нумитору.
Амур
(рим.) —
см. Эрос.
Амфиарай
(греч.) — аргосский царь, наделенный даром прорицания, участник калидонской охоты, похода аргонавтов, войны семерых против Фив. Изгнал из Аргоса своего родича Адраста. После примирения Адраст выдал за него свою коварную сестру Эрифилу, ставшую причиной смерти А. Будучи прорицателем, А. предвидел поражение в походе против Фив и отказался в нем участвовать, но Эрифила, подкупленная Полиником, подарившим ей ожерелье Гармонии, заставила мужа принять участие в походе. Перед отъездом А. заставил своих сыновей Алкмеона и Амфилоха поклясться, что они отомстят Эрифиле за его смерть. После разгрома войск под Фивами он обратился в бегство, но не погиб, а по воле Зевса был поглощен землей вместе с колесницей и получил бессмертие.
Амфиктибн
(греч.) — сын Девкалиона и Пирры, муж дочери царя Аттики Краная. Вначале А. царствовал в Фермопилах, затем сверг своего тестя и 12 лет правил Афинами. Согласно легенде именно он дал городу имя Афины (до этого город назывался Краная). Впоследствии А. был свергнут Эрихфонием.
Амфилбх
(греч.) — сын Амфиарая и Эрифилы, брат Алкмеона, один из претендентов на руку Елены, участник Троянской войны и похода эпигонов против Фив. Унаследовал от отца дар предвидения. Вместе с прорицателем Калхантом основал несколько храмов-оракулов на побережье Малой Азии.
Амфион
(греч.) — сын Зевса и фиванской царевны Антиопы, брат-близнец Зета. После рождения братья по приказу фиванского царя Лика были брошены у подножия горы Киферон, где их подобрали и воспитали пастухи. Возмужав, они захватили Фивы и убили Лика и его жену Дирку, отомстив за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Зет был очень силен, а А. обладал божественным даром игры на волшебной лире, подаренной ему Гермесом. Когда братья решили возвести стену вокруг Фив, Зет подтаскивал к стене огромные камни, которые сами укладывались на место под звуки волшебной лиры. А. женился на Ниобе и обзавелся многочисленным потомством, которое было истреблено стрелами Аполлона и Артемиды, разгневанными похвальбой матери. Когда на его глазах погибла вся семья, А. покончил с собой (вариант: в отчаянии пытался разрушить храм Аполлона, но был убит стрелой бога).
Амфитрион
(греч.) — сын тиринфского царя Алкея, внук Персея. Вместе со своим дядей — микенским царем Электрионом — участвовал в войне против телебоев, живших на о-ве Тафос. В этой войне погибли сыновья Электриона, и тот, отправляясь в новый поход, поручил А. управление государством и свою дочь Алкмену. Во время проводов А. нечаянно убил тестя брошенной в корову дубинкой и вместе с Алкменой бежал из Микен в Фивы. Там он укрылся у фиванского царя Креонта, очистившего его от греха нечаянного убийства. Креонт обещал А. помощь в войне с телебоями, если тот убьет свирепую тев-месскую лисицу, разорявшую окрестности Фив. Эту лисицу никто не мог догнать, и А. одолжил у охотника Кефала чудесную собаку, от которой никто не мог убежать. Состязание между лисицей и собакой завершилось решением Зевса превратить обоих животных в камни. При поддержке Креонта, Кефала и других героев А. отправился войной на телебоев. Их столицу нельзя было захватить, пока там правил Птерелай, которого Посейдон сделал бессмертным, вырастив на его голове золотой волос, но дочь Птерелая Комето влюбилась в А. и вырвала этот волос из головы отца. Птерелай умер, а А. захватил владения телебоев, убил Комето и с добычей вернулся в Фивы. Пока А. был в военном походе, Зевс принял его облик и вошел к его жене, после чего Алкмена одновременно родила двух сыновей: Ификла от А. и Геракла от Зевса. Узнав о невольной измене жены, А. простил ее и полюбил обоих сыновей. Он погиб, сражаясь вместе с Гераклом против минийцев, наложивших на Фивы дань.
Амфитрита
(греч.) — морская богиня, дочь Нерея и Дориды, супруга Посейдона. По одной из версий мифа, она была похищена Посейдоном, по другой — скрылась от него в одной из пещер Океана, и Посейдон послал на ее поиски дельфина. Тот нашел А. и доставил будущему супругу, а Посейдон в благодарность поместил его среди звезд. Изображалась А. на мчащейся по морю колеснице, запряженной тритонами, с трезубцем в руке.
Амэ-но Кагуяма
(яп.) — священная гора, упавшая на землю с небес. Считалось, что на ней обитает дух местности Ямато. Служила местом отправления древних дворцовых религиозных обрядов. Земля с этой горы использовалась для гадания.
Амэ-но Минакануси
(яп.) — «бог-владыка священного центра небес» — первое из трех божеств, начавших сотворение мира. Первое из семи одиночных божеств — высших небесных богов, оставшихся невидимыми.
Амэ-но-токотати
(яп.) — «бог, находящийся в глубине небес» — одно из семи первых небесных божеств, оставшихся невидимыми. Появилось в виде побегов тростника в те времена, когда земля была еще молодой и носилась по морским волнам в виде медузы.