Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Авиация 2000 02

AVIATION MAGAZINE № 6

Авиационо-исторический журнал

Издаётся с 1999 г.

№ 6 (№ 2/2000)

На первой странице обложки: Картина Юрия Тепсуркаева

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Со следующего номера мы начинаем печатать серию статей об истории одного из знаменитых отечественных авиационных заводов — Казанского № 22 (ныне — Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова). В качестве анонса посмотрите фоторепортаж Ильдара Валеева и Владимира Анютова на последней странице обложки. По сути, изучая свою авиацию, мы первым делом обращаем внимание на конструктора, лётчика и на собственно летательный аппарат, упуская из вида целый пласт отечественной истории, связанной именно с производством, без которого в конечном итоге конструктор остался бы вольным ремесленником, лётчик — редкой профессии циркачом, а летательный аппарат — исключительным дивом, о встрече с которым рассказывается внукам как о самом большом приключении в жизни.

Обращаемся ко всем предприятиям России — не сжигайте свои архивы (а такое, увы, случается в последнее время нередко). Давайте расскажем, нарисуем, напечатаем о вас, ибо без вас не было бы и авиации в нашей стране.

Главный редактор.

P. S. Приношу свои извинения Александру Заблотскому — соавтору А. Сальникова — за пропуск его имени в статье о самолёте Бе-8. напечатанной в предыдущем номере.



Капитан Баркер и его «Кэмел» В6313, Франция, октябрь 1917 г. Белый квадрат обозначает принадлежность к 28-й эскадрилье, номер «1с» говорит о том, что это машина командира флайта «С». Командирский самолёт можно также узнать по цветным лентам на стойках крыльев.

Уильям Баркер

Сергей Спичак (Санкт-Петербург)



Уильям Джордж Баркер (William George Barker) родился 3 ноября 1894 г. в Канаде, в городе Дофин, провинция Манитоба (Dauphin, Manitoba). С детства для него имели значение лишь две вещи — лошади и оружие, и всё свободное время молодой человек проводил в седле, охотясь на птиц, став со временем настоящим снайпером.

В двадцать лет Баркер записался добровольцем на военную службу, выбрав кавалерию, дабы иметь возможность применить оба своих таланта. В декабре 1914 г. он был зачислен в 1-й полк Канадских Конных Стрелков (1st Canadian Mounted Rifles), вместе с которым прибыл в Европу в июне следующего года. К тому времени на Западном фронте уже не было необходимости в коннице, позиционная война просто не оставляла для неё места, поэтому полк переформировали в пехотную часть. Личный состав в течении двух месяцев проходил боевую подготовку в тренировочном лагере Шорнклифф (Shorncliffe Military Camp). Инструкторы сразу обратили внимание на отличные стрелковые навыки рядового Баркера, и к тому времени, когда в сентябре полк отправился на фронт, Уильям уже числился пулеметчиком.



Второй лейтенант Уильям Баркер, на его груди «крылья» наблюдателя.



Канадцы прибыли в район Ипра за несколько дней до начала большого наступления. Очень скоро им пришлось испытать все «прелести» окопной войны: вечную грязь, артобстрелы, газовые атаки и постоянный страх смерти. Высокорослому (больше метра восьмидесяти) Баркеру, приходилось постоянно помнить, что траншеи расчитаны на людей среднего роста, и пригибаться пониже. Нескольких месяцев такой жизни оказалось более чем достаточно для появления желания попробовать себя на новом поприще — в авиации. Уильям отлично знал, что в воздухе уцелеть, быть может, еще труднее, чем в окопах (однажды на его глазах немецкий истребитель сбил английский самолет), но все-таки летать было приятнее, да и почетнее, чем воевать в пехоте. Он подал рапорт о переводе в авиацию, но по неизвестной причине получил отказ.

Весной 1916 г в небе Европы хозяйничали немецкие «Фоккеры», перед которыми британские самолеты-разведчики были практически беззащитны. Добровольцев-энтузиастов для летной работы в таких условиях находилось не слишком много, и RFC 1* начал испытывать нехватку кадров для восполнения потерь и укомплектования формирующихся эскадрилий. Поэтому в пехотные и артиллерийские части зачастили вербовщики, призывавшие сменить окопную грязь на романтику полетов. Особенно приветствовались солдаты-пулеметчики.

На этот раз никаких препятствий для перевода не было, и в первых числах марта капрал (Corporal) Баркер был зачислен в школу наблюдателей. За шесть дней, отведённых на обучение, курсанты постигали азы штурманской подготовки, аэрофотосъемки, воздушной стрельбы и комуникации. После окончания такого «суперускоренного» курса, Баркер стал «кандидатом во вторые лейтенанты» (Probationary 2nd Lieutenant), стажё- ром-наблюдателем 9-й эскадрильи. Часть имела на вооружении самолеты В.Е.2, почти всю войну составлявшие основу британской авиации. Это были надежные машины, любимые летчиками за простоту управления, но из-за особенностей компоновки (расположение места наблюдателя перед кабиной летчика) и неудачного размещения вооружения их экипажи не могли надёжно защищаться от атак вражеских истребителей.

С 8 по 13 марта Баркер совершил четыре вылета, в которых его пилотом был капитан Хенри ван Гутем (Henry E.van Goethem). Они проводили разведку вдоль линии фронта, не залетая на территорию противника, так что эти первые полеты являлись скорее учебно-ознакомительными, чем боевыми. Во второй половине марта Баркер приступил уже к настоящей «работе». Через месяц стажировка закончилась, он стал вторым лейтенантом, уже дипломированным наблюдателем и был переведён в 4-ю эскадрилью, которая занималась, в основном, фоторазведкой. В июне, во время одного из вылетов Баркер получил первое ранение — немецкая пуля попала в ногу. Рана оказалась легкой, врач ограничился перевязкой и разрешил дальнейшие полеты.

Служба с фоторазведчиками закончилась 7 (по другим данным 18) июля очередным переводом, на этот раз в эскадрилью номер 15, которая занималась (главным образом) взаимодействием с артиллерией. Так что Баркеру пришлось срочно осваивать работу с радиопередатчиком. При необходимости эскадрилья привлекалась к выполнению любых заданий, но большую часть времени её экипажи искали подходящие цели (обычно немецкие тяжелые батареи) и наводили на них огонь своей артиллерии.

21 июля Баркеру довелось впервые испытать радость победы. Его В.Е.2 был атакован неприятельским самолетом, идентифицированным как «Роланд». Немецкий летчик всё хорошо рассчитал: он зашел со стороны солнца и спикировал на свою жертву, добившись внезапности нападения. Но Уильям недаром провел столько времени на охоте: мгновенно среагировав на атаку германца меткой пулеметной очередью, он послал вражеский аэроплан к земле.

Хорошее настроение лётчиков омрачало только то, что их победа не была засчитана, в этом плане Баркеру еще долго не везло. 15 августа он сумел отразить атаку «Фоккера»-моноплана, но и этот успех не был подтвержден, хотя косвенным его признанием можно считать то, что тогда канадец впервые удостоился «упоминания в приказе» (Mentioned in Desparches — принятая в британской армии форма поощрения за какие-либо выдающиеся действия, которые, однако, недостаточны для более серьёзной награды).

В конце лета — начале осени 1916 г. боевые вылеты на устаревших В.Е.2 становились всё более рискованными — на фронте появились немецкие истребители нового поколения. С лучшими из них — «Альбатросами» D.II Баркеру и его пилоту пришлось столкнуться в середине сентября, когда им поручили сфотографировать новые укрепления, которые возводили немцы. При пересечении линии фронта одиночный английский самолёт был атакован парой «Альбатросов». Большинство летчиков в такой ситуации не медля ни секунды развернулись бы и попытались спастись бегством, но пилот Баркера продолжил полет к цели, надеясь на свое искусство и меткость стрелка. Уильям полностью оправдал доверие напарника и сумел настолько сильно повредить один из истребителей, что оба немца предпочли ретироваться и поискать более легкую добычу. Проведя фотографирование, британский экипаж благополучно доставил фотоснимки на свой аэродром, отразив на обратном пути атаки еще четырех истребителей.

В ноябре лейтенант Баркер во второй раз был упомянут в приказе, на этот раз за срыв немецкой контратаки на важный пункт, занятый незадолго до того канадскими войсками: 15 ноября они с летчиком лейтенантом Аклендом (А. V. Acland) обнаружили концентрацию войск противника и по радио вызвали огонь всей артиллерии сектора.

На следующий день пара В.Е.2 бомбами и пулеметным огнем «обработала» немецкие траншеи, в этот раз Уильям летел с командиром своего флайта 2* капитаном Пендером (W. G. Pender). На этом его «тур» 3* закончился, 18 ноября он узнал о предстоящем возвращении в Англию, но еще несколько дней оставался на фронте и 23 ноября вместе с Пендером совершил свой последний полёт над линией фронта.

За успешные боевые вылеты молодой лейтенант был представлен к первой награде: 10 января 1917 г. на его груди появился Военный Крест (Military Cross 4*).

По прибытии на земпю «Туманного Альбиона» Уипьям, решив, что должен стать летчиком, подал соответствующий рапорт и в декабре получил направление в летную школу. В те тяжелые для Британии времена пилотов готовили почти также быстро, как и наблюдателей. После 55 минут полетов с инструктором курсанту Баркеру доверили подняться в небо одному. Ещё несколько часов в воздухе, и наступило время сдавать экзамен — ряд взлётов-посадок и полет по кругу. Уже 24 февраля новоиспечённый лётчик прибыл для прохождения дальнейшей службы в свою эскадрилью.

На следующий день Баркер совершил свой первый боевой вылет в новом качестве. Его постоянным наблюдателем стал второй лейтенант Гудфеллоу (2Lt С. S. Goodfellow). В последующие несколько недель не проходило и дня, чтобы они не поднимались в воздух на разведку. В одном из таких полётов Баркер провел третий успешный бой, его стрелок сумел повредить немецкий истребитель, который «ушёл со снижением».

С началом весеннего наступления под Аррасом британские аэролланы постоянно «висели» над полем боя, корректируя огонь артиллерии или проводя штурмовку наземных цепей. Баркер и Гудфеллоу особенно отличились 25 апреля, обнаружив на одном из участков немецкой сети траншей большое скопление солдат противника — до тысячи человек. Авиаторы вызвали артиллерийский огонь, сорвавший планировавшуюся атаку. Затем они корректировали контрбатарейную стрельбу, но вскоре полет пришлось прекратить: самолет был настолько сильно поврежден зенитным огнем, что летчик с трудом сумел перетянуть через линию фронта. За этот вылет Баркер и Гудфеллоу были упомянуты в приказе по армии.

Четвертый месяц 1917 года, на который пришелся пик потерь английской армейской авиации, вошел в историю как «Кровавый Апрель», 15-я эскадрилья лишилась нескольких самолётов, остальные к тому времени были уже сильно изношены, но замены пока не предвиделось. Только 22 мая летчики узнали о скором получении новой техники. 28 мая эскадрилья приняла на баланс первые пять разведчиков R.E.8. Эти аэропланы оказались гораздо более сложными в управлении, чем старые добрые В.Е.2, но зато являлись по-настоящему боевыми машинами: стрелок в них располагался позади летчика и оперировал турельным пулемётом с широким сектором обстрела.

1* Royal Flying Corps (Королевский Летный Корпус) — название армейской авиации Великобритании.

2* Flight, штатная численность шесть самолётов. От двух до четырех флайтов составляли эскадрилью и обозначались буквами алфавита.

3* Английские и американские летчики, в отличие от своих коллег из других воюющих стран, переводились в тыл после определенного периода времени, проведенного на фронте. Этот период, длительностью обычно от шести до двенадцати месяцев, и назывался «туром».

4* Аббревиатуры британских наград указываются после имени кавалера, например LI Barker, МС.



В.Е.2с 4132, самолёт капитана ван Гутема, Неокрашенные полотняные поверхности и чёрная носовая часть были характерны для большинства самолётов этого типа вплоть до конца лета 1916 г. Аналогично выглядели машины, на которых Баркер летал в 9-й и 4-й эскадрильях, а также в начальный период службы в 15-й.



Перевооружение закончилось только в июле, когда часть отвели в тыл для отдыха. 18 июля Баркер, получивший к этому времени звание капитана и должность командира флайта «С» 5* был во второй раз награжден Военным Крестом 6*.

В августе эскадрилья вернулась на фронт, и в одном из первых боевых вылетов на новом самолёте Баркер получил ранение в голову осколком зенитного снаряда. Потеряв ненадолго сознание, пилот затем пришёл в себя и сумел достаточно удачно посадить поврежденный самолёт. К счастью, осколок прошёл по касательной, лечение ограничилось наложением нескольких швов, но на этом второй «тур» канадца закончился.

В начале сентября Уильям вернулся в Англию, став инструктором в лётной школе. Это было обычной практикой для боевых летчиков в перерывах между периодами службы на фронте. Работа инструктором с одной стороны давала возможность отдыха ветеранам, а с другой — позволяла курсантам учиться у авиаторов с боевым опытом. Правда, сам «ветеран» (которому и было-то всего 22 года) вовсе не считал, что ему требуется какой-либо отдых и всеми способами пытался его сократить. Для этого он даже учинил «воздушное хулиганство» — в нарушение приказа, запрещающего полеты на малой высоте 7*, пролетел в нескольких метрах над крышами лондонских домов, а затем устроил демонстрацию фигур высшего пилотажа прямо над штабом.

Однако пребывание в летной школе все- таки пошло на пользу Баркеру: он отлично освоил управление не только разведчиком, но и истребителем. Поэтому, когда он окончательно надоел начальству, его направили именно в истребительную авиацию, предоставив даже возможность выбора между двумя эскадрильями: 56-й и 28-й. Первая воевала на истребителях S.E.5a, а вторая только готовилась к отправке на фронт на «Кэмелах». Зная возможности обоих аппаратов, он выбрал более лёгкий и маневренный «Кэмел». Этот самолёт, погубивший множество лётчиков, был одним из самых сложных в управлении, но в руках умелого пилота становился грозой для любого противника.

В сентябре молодой капитан прибыл в Ятсбери (Yatesbury), где тренировалась его новая авиачасть и спустя несколько дней принял командование флайтом «С». За ним закрепили «Кэмел» В6313, на котором он впервые поднялся в воздух 30 сентября, предварительно избавившись от оптического прицела «Алдис» (Aldis), к которому по какой-то причине имел стойкую неприязнь. С этого момента началась параллельная история двух истребителей — лётчика и его самолёта.

В начале следующего месяца 28-я эскадрилья была признана готовой к боевым действиям, и 8-го октября её девятнадцать «Кэмелов» приземлились на аэродроме в Сент-Омере (St.Omer). Тем же вечером Баркер поднялся в воздух для знакомства с окружающей местностью во главе четверки, в состав которой, помимо него, вошли командиры двух других флайтов и один «рядовой» пилот. Несмотря на категорическое запрещение пересекать линию фронта, Уильям повел группу в глубину территории противника. Заметив ниже себя несколько неприятельских истребителей и выбрав цель — замыкающего в немецкой группе, он устремился на противника. После нескольких атак крылья «Альбатроса» D.V оторвались от фюзеляжа 8*. В этот момент ведущий наконец вспомнил, что все его подчиненные — новички, прекратил бой и начал собирать своих ведомых. К счастью, ни один из них не пострадал, и флайт в полном составе вернулся на свой аэродром. По возвращении на базу, Уильям решил ничего не говорить о своей победе, опасаясь неприятностей за нарушение приказа. Конечно, такое событие, как первый бой летчики не смогли долго держать в секрете, но дело решили «спустить на тормозах». Разумеется, ни о какой засчитанной победе не могло быть и речи.

5* В британской авиации существовало точное соответствие звания и должности: капитан командовал флайтом. майор — эскадрильей, а подполковник — крылом. Когда летчик продвигался по службе он автоматически получал звание, соответствующее занимаемому посту.

6* Согласно правилам. действующим в британской армии, награда вручается только один раз. а при последующих награждениях вручается уже полоска (Bar), которую прикрепляют к орденской ленте. Иногда при перечислении наград слово «Bar» заменяют звездочкой, например «МС».

7* Кстати, этот запрет на бреющие попеты в небоевых условиях действовал по крайней мере до начала Второй Мировой войны. В тридцатых годах его нарушение стоило карьеры многим летчикам-истребителям.

8* Судя по этому описанию, немецкий лётчик должен был погибнуть, но на самом деле никаких потерь в тот день зарегистрировано не было.



R.E.8 А3598 после вынужденной посадки в августе 1917 г. Начиная с середины 1916 г. английские самолёты получилили защитный камуфляж: верхние и боковые поверхности машин покрывались зелёно-коричневым составом РС10 (оттенок мог варьироваться в широких пределах), нижние поверхности оставались неокрашенными.



«Пап» В2192, на котором «хулиганил» Баркер. Самолёт ему одолжили инструкторы Школы Пилотажа в Госпорте (School of Special Flying Gosport) капитаны Балфор и Фут (Н.Н.Balfour, E.L.Foot). Как и многие другие пилотажные машины, он несёт своеобразный «антикамуфляж». В данном случае — чёрно-белые полосы (на нижних поверхностях — чёрные полосы по неокрашенному полотну).



С 10 октября эскадрилья базировалась на аэродроме Дроглан (Droglandt), где тренировочные и ознакомительные полеты продолжались еще некоторое время. Первые официальные боевые вылеты состоялись 18 октября, а через двое суток был открыт и боевой счет части. В тот день силами трех истребительных эскадрилий был предпринят налет на аэродром Румбеке (Rumbeke). Непосредственный удар осуществляли «Кэмелы» 70-й эскадрильи (одиннадцать самолетов с бомбами и восемь — эскорт), выше в полном составе шла 28-я, в задачу которой вменялось уничтожение всех пытающихся взлететь неприятельских самолетов. От атак сверху «Кэмелы» прикрывали семь «Спадов» из 23-й эскадрильи. Подобное объединение сил (45 машин!) для одной операции явилось новым словом в британской тактике, оно должно было дать гарантированное превосходство над любым противником.

Подвергшийся атаке аэродром служил местом базирования 2-й немецкой истребительной эскадрильи (Jasta 2), которая могла поднять в воздух не больше дюжины самолетов, однако германцы сумели сбить два «Кэмела» из 70-й. Но в целом бой и весь налет прошел для англичан успешно, они заявили о девяти победах, из которых пилоты 28-й эскадрильи претендовали на четыре, но одну из них не засчитали, признав «недостоверной». Одна из подтвержденных побед открыла боевой счет Уильяма Баркера 9*.

24 октября во время очередного патрулирования над линией фронта канадец атаковал один из восемнадцати двухмоторных бомбардировщиков, которые шли растянутым строем. Длинной очередью он повредил правый двигатель вражеской машины, но затем был вынужден прекратить бой из-за отказа пулеметов. Два дня спустя капитан «отыгрался» за свою неудачу на двух красноносых «Альбатросах».

В тот день из-за плохой погоды двухместные самолёты остались на аэродромах, их заменили истребители, которые штурмовали различные цели. Флайт «С» обнаружил и успешно атаковал немецкую колонну, но сам попал под внезапный удар нескольких «германцев», Самолет Баркера был пробит пулями от оперения до кабины. Уходя из под удара, лётчик резко бросил машину влево, едва не задев кроны деревьев, затем сделал петлю и оказался позади одного из нападавших. Пулеметная очередь прошила кабину немецкого истребителя, который рухнул на землю, но в это время в хвост «Кэмелу» зашел другой «Альбатрос». Проведя тот же маневр, Баркер «свалил» и его 10*. 27 октября Уильям сбил еще один немецкий истребитель, но эта победа не была засчитана.

На этом служба 28-й эскадрильи во Франции закончилась, 29 октября часть получила приказ прибыть в городок Канда (Candas), где располагалось 2-е Авиационное Депо (2 Aircraft Depot). Там самолеты разобрали и подготовили к транспортировке по железной дороге, эшелон был отправлен 31 октября, место назначения — Италия. Осенью 1917 г. итальянский фронт был «взломан» германо-австрийским контрнаступлением, и Великобритания направила войска на помощь союзнику.

9 ноября «Кэмелы» были выгружены в Милане 11*. По прибытии на новое место англичане несколько недель занимались организационными вопросами, собирали и испытывали аэропланы (Баркер облетал В6313 15 ноября), изучали окружающую территорию. 17-го числа перебазировались в Геди (Ghedi), 22-го в Верону (Verona), а 28-го — на аэродром Гросса (Grossa). На следующий день английские самолеты впервые появились в небе над австрийскими войсками.

В первом боевом вылете четверка Баркера провела тяжелый двадцатиминутный бой с дюжиной «Альбатросов». Уильям сумел зайти в хвост одному из противников и обстрелял его из пулеметов. Вражеский самолет пошел вертикально вниз, британец последовал за ним и, когда тот на высоте около 5000 футов (около 1,5 км) перешел в горизонтальный полет, выпустил еще одну длинную очередь. Верхние плоскости «Альбатроса» «сложились» назад, затем оторвалось нижнее крыло и немецкий аэроплан закувыркался к земле…

3 декабря Баркер продолжил череду своих успехов: в воздушном бою над Конельяно (Conegliano) он сбил «Альбатрос» D.III, а спустя 5 минут после этого поджёг аэростат. Эти победы были первыми успехами RFC на итальянском фронте.

На рождество 1917 г. стояла плохая погода, никаких полетов не ожидалось, да они и не планировались: «рождество — это святое». Уильям и его друг лейтенант Харольд Хадсон (Harold В.Hudson) решили поздравить с праздником своих коллег по другую сторону фронта, но избрали для этого весьма своеобразный способ.

Тайком от начальства они заправили свои самолёты, взлетели и взяли курс на один из известных им аэродромов противника. О том, что произошло дальше свидетельствует журнал боевых действий немецкого 204 артиллерийского авиаотряда (204 Artillerie Fliegerabteilung, сокращенно FAA 204). В нем есть запись о паре «Сопвичей», которые проштурмовали аэродром, повредив несколько ангаров, а также четыре самолета (один из них серьезно)12*. Во время одного из последних заходов был сброшен плакат с надписью «Австрийскому Лётному Корпусу от Английского RFC. Желаем вам счастливого рождества». Сделав свое «чёрное дело», оба лётчика благополучно вернулись на свой аэродром и уговорили своих механиков залатать несколько пробоин и не «распространяться» об этом.

На следующее утро около сорока немецких самолетов пересекли линию фронта, это был «удар возмездия». Итальянские наблюдатели приняли их за англичан, потому что противник ещё ни разу не появлялся в таком количестве. Тревога была объявлена только в тот момент, когда неприятельские бомбы уже сыпались на авиабазу Истрана (Istrana), где базировались восемь эскадрилий: две английские и шесть итальянских (среди последних — четыре истребительных).

В результате налёта пострадали ангары и несколько аэропланов, но и потери атакующей стороны были значительными: взлетевшие итальянские истребители и оказавшийся поблизости британский патруль (три «Кэмела» из 28-й эскадрильи) одержали восемь побед, шесть неприятельских самолетов догорали на итальянской территории. Отражение этого и следующего ударов 26 декабря 1917 г. получило название «Воздушной Битвы при Истране». По иронии судьбы Баркер, днем ранее «заваривший кашу», поднялся в воздух слишком поздно, и его тройка никого не встретила.

Более удачным оказалось патрулирование 28 (по другим данным — 29) декабря. Три «Кэмела» атаковали привязной аэростат, в результате чего личный счет ведущего увеличился до семи побед. В тот день он был представлен к Ордену за Заслуги (Distinguished Service Order — DSO), который получил 18 февраля.

9* На восемь подтверждённых английских побед приходится лишь один погибший немецкий лётчик.

10* На самом деле в этом бою не пострадал ни один из немецких пилотов.

11* В источниках приводятся различные даты убытия эскадрилий из Франции и их прибытия в Италию, но разница не превышает нескольких дней.

12* Интересный факт: аэродром FAA 204 в середине декабря уже дважды подвергался бомбардировке силами восемнадцати R.E.8, и оба раза без малейшего успеха.



Уильям Баркер начинает очередной боевой вылет на своём «Кэмеле» В6313. Хорошо видны светлые диски колёс.



Первый день нового 1918 года ознаменовался восьмой победой аса. На этот раз он сопровождал группу разведчиков R.E.8 и на его подопечных попытался напасть неприятельский истребитель. Баркер сначала подождал, пока находящийся ниже британцев «Альбатрос» наберет высоту, после чего атаковал и сбил противника.

24 января Баркер и Хадсон взлетели для того, чтобы провести учебный бой и опробовать свои пулемёты. Полётное задание не предполагало появления над линией фронта, но именно туда и направились друзья. Согласно версии, изложенной впоследствии командиру эскадрильи, они не собирались пересекать линию фронта, а просто «проверяя работу пулеметов, заметили два аэростата на одном поле» и не смогли устоять. Спустя несколько мгновений оба «баллона» поглотило пламя, заодно досталось и какому-то обозу, который на свою беду в это время двигался мимо располажения воздухоплавательной части. В этом бою была применена тактика, которая станет обычной только во время Второй Мировой войны: основную атаку выполнял ведущий, а ведомый подавлял вражеские зенитные огневые точки. Все победы записали как групповые.

Похожим образом эта пара действовала и 12 февраля, когда они опять полетели опробовать оружие. Но на этот раз уже не было разговора о «случайно обнаруженных» целях, скорее всего из-за того, что их пришлось слишком долго разыскивать. Эти поиски дали отличный результат: на небольшом поле в районе Фоссамерло (Fossamerio) были «припаркованы» сразу пять аэростатов — два обычных и три круглых, меньших по размерам. Они располагались так близко друг к другу, что для уничтожения всех потребовалось поджечь только один, пламя затем перекинулось на остальные.

Когда Баркер «обрабатывал» аэростаты, его самого попытался атаковать одиночный «Альбатрос», но после предупредительной очереди Хадсона неприятельский летчик предпочел скрыться в облаках. Никакого другого противодействия австрийцы не оказали, зенитчики «проспали» нападение и открыли огонь слишком поздно, да и стреляли из рук вон плохо.

Баркер и Хадсон еще не раз летали вместе, но ничего столь выдающегося, как эта охота за аэростатами, совершить им уже не удалось. 8 марта Уильям едва не лишился своего «Кэмела». В тот день ему из-за технических неполадок пришлось вынужденно садиться в Азоле (Asola), над землей стелился легкий туман, который помешал летчику правильно всё расчитать. и посадка завершилась в положении «вверх колесами».

Далее по заведенному порядку самолет следовало передать для ремонта в авиа- парк, однако в этом случае лётчик мог больше не увидить свою машину. В этой связи необходимо отметить, что Баркер был не менее суеверен, чем большинство авиаторов того времени, и после первых официально подтверждённых побед уверился в том, что удачу ему приносит именно этот «Кэмел». Именно поэтому, в то время как все остальные лётчики постоянно меняли самолёты, он летал всегда только на В6313. Перспектива лишиться своего «талисмана» не могла понравиться асу, и он настоял, чтобы ремонт провели силами технического персонала эскадрильи, благо повреждения оказались не слишком большими: пришлось заменить шасси, винт и немного поработать над верхним крылом.

Самолет был введен в строй через неделю, и 16 марта Уильям снова поднял его в воздух. Два дня спустя канадец пополнил список своих успехов, отправив на землю очередной австрийский истребитель, а еще через 24 часа в одном бою сбил сразу два «Альбатроса». Таким образом, личный счет капитана Баркера достиг 22 побед.

Первый день апреля 1918 г. принес новость: армейская и морская авиации были объединены в RAF (Royal Air Force — Королевские Воздушные Силы). Это изменение коснулось в большей степени моряков, а армейские летчики сохранили свои звания, организацию авиачастей и их нумерацию. Единственным заметным отличием стала новая эмблема на груди.

Тем временем командир эскадрильи майор Гланвилл (H.F.GIanville) закончил свой «тур» и вернулся в Англию. Уильям был уверен, что он, как лучший лётчик, является первым кандидатом на занятие вакантной должности, но начальство на этот счёт имело другое мнение. Препятствием для продвижения по службе стали те самые «нелегальные» полёты на фронт, к которым он был склонен. Естественно, это не могло понравиться честолюбивому канадцу, который не захотел продолжать службу на старом месте и потребован перевода в другую часть.

Командир крыла не видел тому никаких препятствий, и 10 апреля Баркера «поменяли» на одного из «флайт-коммандеров» 66-й эскадрильи, которая также воевала на «Кэмелах». Никто не возражал и против того, чтобы летчик взял с собой свой «счастливый» самолет, на котором он и перелетел на аэродром Сан Пьетро (San Pietro), где базировалась 66-я эскадрилья RAF.

Через неделю Уильям одержал свою первую победу на новом месте и в тот же день узнал о третьем представлении к Военному Кресту. Это было своеобразным извинением от командира крыла. Наградной лист несколько месяцев «гулял» по инстанциям, так что пилот получил свою «планку» только в сентябре.

В конце весны активность авиации на итальянском фронте заметно возросла, обе стороны готовились к предстоящему наступлению. Для наблюдения за приготовлениями противника над линией фронта всё чаще начали появляться двухместные самолёты. Прикрывая своих разведчиков и перехватывая чужие, Баркер записал на свой счет три аэроплана «типа С» и еще три истребителя. За надёжное прикрытие французских самолетов союзники наградили его Военным Крестом (Croix de Guerre).

24 мая ас участвовал в бою с одним из самых сильных противников, с которыми ему довелось встречаться. Тогда его тройка встретила такую же по численности группу австрийских истребителей. Баркер атаковал замыкающего в группе и после короткой очереди неприятельский самолет сорвался в штопор (но сбит не был). Затем Уильям наблюдал за тем, как после атаки лейтенанта Джеральда Беркса (Gerald A.Birks) у «Берга» разрушились крылья 13*. В это время капитан заметил, что на его ведомых, которые ведут бой с двумя оставшимися австрийцами, пикирует тройка «Альбатросов». К несчастью для себя, новоприбывшие не заметили Баркера, и он спокойно сделал 40 выстрелов по «брюху» одного из «Альбатросов», который после этого врезался в землю, взорвавшись при падении. Два других австрийца вышли из боя 14*. К тому времени лейтенант Гордон Аппс (Gordon F.M.Apps) уже разделался со «своим» противником, и вместе с Берксом гонялся за последним оставшимся вражеским аппаратом. Австрийский летчик оказался настоящим мастером, он «вертелся» так, что оба англичанина никак не могли поймать его в прицел, и только вмешательство Баркера позволило поставить финальную точку: «Альбатрос» упал рядом с обломками первого сбитого «Берга».

13* Возможно, имеется в виду тот самолет, который перед этим обстрелял Баркер.

14* Судя по всему, так как в рапорте о них больше не упоминается.



28-я эскадрилья вскоре после прибытия в Италию. На переднем плане самолёты флайта «С». Конец 1917 г.



Такова британская версия этого боя, австрийскую можно узнать в № 4 нашего журнала. Если сравнить эти описания, то можно прийти к выводу, что они относятся к двум разным схваткам. Обе стороны не смогли правильно определить число самолётов врага, но по крайней мере австрийцы не записывали себе «дутых» побед. А вот успехи «Кэмелов» в данном случае оказались именно таковыми. При том, что англичане «видели» падение всех четырёх истребителей, на самом деле упал только один, ещё два произвели вынужденные посадки.

Фанерно-полотняные аэропланы времён Первой Мировой не могли выдержать сколько-нибудь значительного срока службы, пришел в негодность и В6313. Однако и на этот раз летчик не захотел с ним расставаться, и 26 мая самолет был «обновлён» силами механиков, которые заменили полотно, проверили все соединения и т. п. Возможно, именно к этому времени относится также и замена 130-сильного двигателя Clerget 9В на Clerget 9Bf номинальной мощностью 140 л. с. (на контрольных испытаниях серийный двигатель этого типа свободно выдавал 160 «лошадей»!).

Июнь 1918 г. оказался не менее «жарким», чем май. В первой половине месяца Баркер сбил три «Берга»: двухместный разведчик и два истребителя. 15 июня ситуация на фронте резко меняется: австрийские войска начинают наступление. С раннего утра практически вся союзная авиация осуществляет удары по наземным целям, 66-я эскадрилья в полном составе атакует понтонные переправы через реку Пьяве (Piava) и скопления войск на противоположном берегу реки. Штурмовые действия продолжаются еще несколько дней, пока истребители не возвращаются к выполнению более привычных заданий.

Утром 13 июля, когда четверка Баркера взлетела на очередное патрулирование, на самолете одного из ведомых отказал двигатель и дальше полет продолжили три «Кэмела». В районе австрийского аэродрома Годега (Godega) англичане провели бой с неприятельскими истребителями, одержав три победы. Две из них были записаны на счёт Уильяма (37-я и 38-я), они стали его последними успехами в составе 66-й эскадрильи.

15 июля Баркеру присвоили звание майора и назначили командиром 139-й эскадрильи, — единственной части итальянского фронта, вооруженной двухместными истребителями Бристоль F2B «Файтер» (Bristol F2B Fighter). Теперь, вместе с новым командиром, в дополнение к «Брисфитам» у нее появился еще и один «Кэмел», по документам отправленный из 66-й эскадрильи в Авиапарк Z (‘Z’ Aircraft Park Italy), а уже оттуда приданный 139-й. Все эти перемещения существовали только на бумаге: летчик, получив новое назначение привычно прихватил с собой и персональный самолёт.

18 июля в 6.30 утра с аэродрома Виллаверла (Villaverla) взлетели два самолета: «Кэмел» и «Бристоль». В районе населенного пункта Азиаго (Asiago) летчики заметили идущие ниже самолеты противника (пару разведчиков под прикрытием трех истребителей). Баркер дал сигнал к атаке, но во время пикирования двигатель «Файтера» отказал, и «Кэмел» остался в одиночестве. Английский истребитель «повис» на хвосте одного из немецких разведчиков, поливая его пулеметным огнем. Противники снизились с 4500 до 2000 м, после чего немецкий аэроплан «посыпался» вниз и взорвался при ударе о землю. Тем временем к схватке присоединились «Кэмелы» 66-й эскадрильи RAF. Баркер снова набрал высоту и помог одному из своих бывших однополчан уничтожить второй разведчик, а другие британцы сковали боем «Альбатросы» прикрытия и сбили два из них.



8 марта 1918 г. Баркер улыбается — по крайней мере, он не сломал шею, а самолёт можно отремонтировать… Весной 1918 г. 28-я эскадрилья сменила тактические номера на кодовые буквы, и В6313 получил литеру «N».



Один из «Кэмелов» 66-й эскадрильи. Среди прочих пилотов на нём летали лейтенанты Аппс и Беркс. Горизонтальная и вертикальная полосы на фюзеляже-обозначения части.



Спустя двое суток «Кэмел» и два «Файтера» появились над аэродромом Мотта (Motta) одновременно с шестеркой «Альбатросов» D.III, заходящих на посадку. Трио англичан спикировало и спокойно пристроилось «в хвост» неприятельской группе. Австрийские летчики либо просто не смотрели по сторонам, либо приняли их за своих, не ожидая встретить противника над собственным аэродромом. Очень скоро они поплатились за свою ошибку: Баркер расстрелял в упор один из «Альбатросов», буквально рассыпавшийся в воздухе, затем атаковал второй истребитель и преследовал врага до самой земли, пока тот не разбился. Третий аэроплан врага сбили общими усилиями пилот и стрелок одного из «Бристолей».

После получения доклада об этом бое командир крыла подписал представление к награждению своего лучшего лётчика вторым DSO за уничтожение 33 самолетов и 9 аэростатов противника.

23 июля Баркер в паре с одним из «Файтеров» отправился на «специальное задание» (к сожалению, не удалось установить, в чём именно оно заключалось). Над Ваццолой (Vazzola) они атаковали одиночный истребитель врага. После нескольких очередей оба пулемета на «Кэмеле» заклинило, и бой продолжил ведомый. Непрерывно стреляя, экипаж «Бристоля» упорно преследовал противника, удирающего в сторону своего аэродрома. Австрийский летчик так и не сумел спастись, его самолет рухнул в трех сотнях метров от кромки летного поля…

Во второй половине июля на аэродроме 139-й эскадрильи появился новый самолёт — двухмоторный бомбардировщик «Савойя-Помилио» S.P.4, выделенный для доставки итальянского разведчика за линию фронта. В начале месяца план этой операции предложил капитан Уэдгвуд-Бенн (Wedgwood-Benn) из 34-й эскадрильи RAF, ну а в 139-й «Савойя» появилась потому, что именно её командир вызвался добровольцем для претворения плана в жизнь. Специально для этого задания в конструкцию бомбардировщика вносятся кое-какие изменения, одно из которых — появление люка в полу кабины стрелка, на месте которого должен сидеть агент, чтобы облегчить проведение десантирования: пилот просто повернёт ручку, и парашютист выпадет через открывшееся отверстие.



139-я эскадрилья, июль 1918 г. Первым в ряду стоит «Файтер» D8063. Все самолёты несут двойную белую полосу вокруг фюзеляжа.



Майор Баркер перед своим самолётом. В6313 перекрашен: нос стал чёрным, никаких старых обозначений не осталось. Лётчик «доработал» стандартные обозначения 139-й эскадрильи, добавив три чёрные и две белые полосы на фюзеляже. Индивидуальным обозначением был чёрный киль с изображением сердца, пронзённого стрелой. На межкрыльевых стойках появились белые горизонтальные полоски, обозначающие воздушные победы (только над самолётами). Судя по их числу, фотография сделана после 23 июля.



Баркер и Уэдгвуд-Бенн выполнили на «Савойе» несколько тренировочных полетов со сбросом «имитатора» (мешка с песком), 8 дополнение к этому Уэдгвуд-Бенн, готовясь к возможному снабжению разведчика, совершил ряд вылетов на «Бристолях» 139-й эскадрильи, сбрасывая грузы и клетки с почтовыми голубями (этот опыт впоследствии так и не пригодился). Вскоре все испытания и приготовления были закончены и лётчики ждали только безлунную ночь, дабы провести «натурный эксперимент».

Наконец, в полночь 28 июля они поднялись в воздух на одном из «Файтеров» и без особого труда нашли поле — место предстоящего десантирования. Сделав круг над целью. экипаж отправился домой. На обратном пути британцы решили обстрелять австрийский прожектор, но не учли того факта, что на их самолете был обычный боекомплект с большим процентом трассирующих пуль. Зенитчики, вероятно, были рады встрече, и немедленно открыли огонь по источнику стрельбы. Экипаж пережил несколько горячих минут, пока пилот не вывел машину из опасной зоны. «Бристоль» вернулся на свою территорию в разгар ночного налета австрийской авиации. Баркер попытался перехватить бомбардировщики, но за оставшиеся 45 минут полетного времени так и не смог обнаружить ни один из них.

Тренировку признали успешной и запланировали операцию на одну из ближайших ночей. Однако природа внесла свои коррективы: ураган, обычный для тех мест, повредил ангар вместе со стоявшим в нем S.P.4, на ремонт которого потребовалось более недели. Всё было готово только 9 августа. Оба британца заняли свои места в кабине самолёта и провели его контрольный облёт. Аппарат был в порядке, и они взяли своего «пассажира» — тененте Алессандро Тандура (Tenente 15* Alessandro Tandura) из военной разведки. Сразу поспе взлёта погода резко ухудшилась, но летчики сумели точно сориентироваться и выбросить парашютиста в заданном районе. На обратном пути они также сбросили на противника несколько бомб, пулеметом на сей раз не пользовались.

Приземление агента прошло не слишком удачно: он налетел на стену и при ударе потерял сознание, но пришёл в себя до рассвета и благополучно скрылся. После того, как на «большой земле» были получены первые сообщения от разведчика, Баркера наградили итальянской Серебряной Медалью за Храбрость (Medaglia d’Argento al Valor Militare), приказ об этом вышел 12 августа.

В августе и сентябре 1918 г. во время поездки по британским частям, воюющим в Италии. 139-ю эскадрилью несколько раз почтил своим присутствием Его Королевское Высочество Принц Уэльский, будущий король Эдуард VIII. Принц был дипломированным военным летчиком-наблюдателем и никогда не упускал возможности подняться в воздух, тем более находясь вдалеке от монарших глаз. Во время визитов на аэродром Виллаверла он совершил несколько полётов, в том числе по меньшей мере два с Баркером (на «Бристолях» D7972 и D8063). Одну из этих «прогулок» с некоторой натяжкой можно считать боевым вылетом: принц расстрелял несколько пулемётных дисков в сторону австрийских траншей. Однако вскоре о его выходках донесли королю, и Георг V официально запретил сыну летать.

Как уже было отмечено выше, Уильям избегал полётов на любых самолётах, кроме своего В6313, но когда он стал командиром части, это стало невозможным. Хороший командир не может не знать, на чём летают его подчинённые, а майор Баркер являлся именно таковым, поэтому он просто обязан был повоевать и на «Бристоле». Известен по крайней мере один воздушный бой, который канадец провёл на двухместном истребителе. 17 сентября Баркер и стрелок лейтенант Остин (Austin) отправились в патрульный полет на «Бристоле» D7972. Над городком Вальстанья (Valstagna) они атаковали австрийский разведчик «Бранденбург» C.I, но в этом бою асу явно не везло: он выпустил две сотни пуль из носового «Виккерса» без какого-либо видимого результата.

На следующее утро «госпожа удача» вернулась к Баркеру вместе с его «Кэмелом», на котором он отправился в одиночный полёт. В 9.50, находясь западнее населенного пункта Санта-Джустина (Santa Giustina), канадец заметил девять «Альбатросов», летящих растянутым строем на высоте 5000 м. В это время в воздухе находилось также несколько итальянских истребителей, но обе группы держались каждая над своей территорией, явно не желая пересекать линию фронта и вступать в бой. Баркер подлетел поближе к итальянцам и попытался увлечь их в атаку, но за ним последовал только один летчик на «Ньюпоре» с красным фюзеляжем.

15* Соответствует британскому лейтенанту.



«Савойя-Помилио» S.P.4 на аэродроме Виллаверла. Перед бомбардировщиком — майор Баркер (1-й слева), капитан Уэдгвуд-Бенн (2-й справа), тененте Тандура (в центре) и два штабных офицера (итальянец и англичанин). 9 августа 1918 г.



Неприятельская девятка следовала вдоль линии фронта, Уильям и его итальянский коллега летели за ней, держа дистанцию порядка 300 м. Через несколько минут Баркер начал бой (что делал пилот «Ньюпора», не отражено в документах). Сначала майор атаковал истребитель, идущий на одной с ним высоте, потом сделал «горку» и открыл огонь по второму неприятелю. После нескольких точных выстрелов этот «Альбатрос» сорвался в штопор. Проследить за его падением Баркеру не удалось. Затем майор резким виражом ушел из-под атаки двух других истребителей и в упор расстрелял еще одного врага, которого также вскоре упустил из вида, так как в лобовую атаку на него вышел очередной «австрияк». Оба противника открыли огонь и промахнулись; когда между самолетами было не более полусотни метров, Баркер начал боевой разворот. «Кэмел» обладал таким превосходством в маневренности, что сразу зашел в хвост «Альбатросу». Последовала короткая очередь и за австрийским аэропланом потянулся шлейф дыма. Летчик выпрыгнул из горящего самолета и Баркеру довелось увидеть очень редкое для итальянского фронта зрелище — раскрывшийся купол парашюта… 16*.

После обеда канадец на «Бристоле» вернулся к месту утреннего боя. Он пролетел прямо над местом падения своей последней жертвы, дав возможность стрелку лейтенанту Биглу (Beagle) сделать отличные фотоснимки обломков «Альбатроса».

29 сентября 1918 г. майор Уильям Баркер совершил свой последний боевой вылет в качестве командира 139-й эскадрильи. Одновременно это был и конец карьеры его «Кэмела». На следующий день лётчик сдал командование и начал собираться в дорогу, а его самолёт подлежал демонтажу и отправке для списания в 7 Авиапарк (7 Aircraft Park). Баркер снял с самолета свой талисман — фигурку демона, а также взял на память бортовые часы. Но на следующий день пропажа обнаружилась, и его заставили вернуть на склад «казённое имущество»…

Любопытный факт: Баркер летал на В6313 ровно год, проведя в воздухе 379 часов 25 минут (общий налёт машины составил 404 часа 10 минут), за это время он одержал на этом «Кэмеле» 46 побед. Такого боевого счета не имел ни один другой самолёт за всю историю британской военной авиации.

После возвращения в Англию Баркеру предложили пост начальника одной из летных школ углублённой подготовки, но даже после целого года постоянных боёв он не желал «чахнуть» на тыловой службе. С большим трудом Уильям сумел убедить начальство, что после такого долгого периода, проведённого в Италии, он не сможет хорошо работать в новом качестве, пока не изучит современную тактику применения авиации на французском фронте.

Добившись своего, Баркер получил один из новейших истребителей Сопвич «Снайп» и отправился в десятидневную командировку в 201-ю эскадрилью «Кэмелов». К своему разочарованию, за эти дни он так и не встретил в воздухе противника. 27 октября срок командировки закончился, но прежде чем взять курс на острова, Баркер решил напоследок еще разок «поохотиться». Над линией фронта канадцу наконец-то повезло — он встретил неприятельский разведчик, быстро сблизился с ним и открыл огонь. Немецкий пилот оказался настоящим мастером: он умело маневрировал, так что его стрелок мог постоянно обстреливать английский истребитель. Получив несколько попаданий во время первой атаки, Баркер некоторое время кружил в отдалении от противника, стремясь держаться вне зоны досягаемости оборонительного огня, а затем меткой очередью с расстояния 200 м поразил кабину неприятельского самолета. Стрелок прекратил огонь — он был убит или тяжело ранен. Теперь можно было без опасения сблизиться и добить врага. Вскоре германский аэроплан, задымив, пошел вниз.

16* Из трёх официально засчитанных побед в действительности имела место только последняя.



Два фото «Кэмела» В6313 в его финальной форме. Изменена эмблема на киле, добавлены «две с половиной» белые и три чёрные полосы. Капот заменён на новый, в котором сделаны дополнительные отверстия для охлаждения (это может означать, что двигатель заменили только в сентябре, а не в мае); для улучшения обзора снята вся обшивка центроплана. Судя по числу отметок о победах, снимок сделан уже в конце сентября 1918 г.



Проследить, что с ним станет, ас не сумел, потому что сам попал под огонь — видимо, чересчур обрадовался тому, что его последняя командировка на фронт всё-таки не будет бесполезной. Словно «зеленый» новичок, опытный мастер допустил грубейшую ошибку, перед атакой не посмотрев по сторонам. Ниже него, как оказалось, патрулировала группа немецких истребителей. Пока Уильям гонялся за разведчиком, они набрали высоту, и один подобрался на дистанцию прицельного огня. Пулемётная очередь прошила фюзеляж «Снайпа», одна из пуль попала лётчику в правое бедро.

Уйдя из-под удара левым виражом с сильным снижением, Баркер с ужасом обнаружил рядом с собой больше десятка «Фоккеров» D.VII, лучших немецких истребителей. Вступив с ними в неравный бой, канадец сумел показать, на что способен «Снайп» в руках опытного пилота, быстро сумев зайти в хвост одному из «Фоккеров». Короткая очередь — и из мотора «немца» повалил дым. Затем майор сумел поразить ещё двух противников, но силы были слишком неравными. После второго ранения, на этот раз в левую ногу, он потерял сознание.

Когда Баркер пришёл в себя, альтиметр показывал на тысячу футов меньше, а вокруг снова были «Фоккеры». Казалось, живым от них не уйти, так что Уильям решил «прихватить» с собой ещё хотя бы одного немца. Не обращая внимания на остальных, он «вцепился» в ближайшего противника и погнался за ним, непрерывно стреляя. Когда до столкновения оставались считанные секунды, «Фоккер» потерял управление. В это время очередная немецкая пуля перебила левую руку Баркера и от болевого шока он опять лишился чувств.

Но судьба хранила героя: он пришёл в себя уже на небольшой высоте и даже вроде бы умудрился поджечь еще один истребитель врага, а затем попытался со снижением уйти в сторону своей территории. Разогнавшиеся на снижении «Фоккеры» настигли повреждённый английский аэроплан и постарались добить его. На этот раз все пули минули летчика, но буквально изрешетили весь «Снайп», пробив бензобак. К счастью, пожара не произошло, однако горючее осталось только в расходном бачке. Баркер всё- таки сумел оторваться от преследования: сначала развернул машину навстречу «Фоккерам», а затем, едва разминувшись с ними, перевёл самолет в отвесное пикирование, имитируя падение. Едва перетянув через траншеи, он сумел почти идеально посадить избитую машину, и лишь в самом конце самолёт скапотировал, попав колесами в воронку. Оборону на этом участке занимал шотландский полк, солдаты которого вытащили вновь потерявшего сознание пилота из кабины. Он пришёл в себя только через несколько дней в госпитале.

Все этапы этой затяжной схватки прошли на глазах у наземных войск и вскоре о ней узнала «широкая общественность». Газеты взахлеб рассказывали о бое одного английского летчика с тремя группами немецких истребителей общей численностью в полсотни самолётов, причём якобы шесть из них он сбил! В действительности Баркер, скорее всего, имел дело с одной и той же группой, которая снижалась вслед за ним, а не с тремя разными, как он сам считал. Да и не факт, что число «Фоккеров» превышало десять, всё-таки спокойно сосчитать их не было возможности. Наземные войска сообщали о падении десятка «немцев», сам же летчик помнил, что стрелял по шести, но что стало с ними дальше он, разумеется, знать не мог 17*. В итоге были засчитаны четыре сбитых (разведчик, первый и два последних истребителя), ещё две подтверждены не были. Такова официальная версия, но в документах 201-й эскадрильи значатся только три победы (разведчик и два последних истребителя).

Израненного канадца доставили в Руан, в 8-й госпиталь (No.8 General Hospital), врачи которого спасли ему жизнь. 30 ноября на торжественной церемонии король Георг V вручил майору Уильяму Баркеру Крест Виктории (Victoria Cross, сокращённо VC) — высшую награду Великобритании, которой, в противоположность прусскому Pour-le-Merite, награждали только за проявление беспримерного героизма, а не за общую сумму воздушных побед.

17* Ничего плохого с ними не случилось: в немецких документах отсутствуют сведения о потерях и победах. Точнее, есть то и другое, но все они относятся к другим воздушным боям. Вообще, если бы не тысячи свидетелей и неоспоримые доказательства в виде трех пулевых ранений, можно было бы усомниться в самом факте проведения этого боя…



В воздухе на «Бристоле» D8063 — Баркер и принц Эдуард.



Фотография на память: офицерский персонал 139-й эскадрильи перед командирским самолётом. Баркер в центре группы.



Великая война закончилась. В январе 1919 г. Баркера выписали из госпиталя и для дальнейшего лечения отправили в Англию. В начале весны он снова начал летать, несмотря на то, что в всё ещё продолжал держать руку на перевязи. В одном из полётов пассажиром Уильяма снова стал наследник престола, они в течении получаса летали над Лондоном на новом двухместном самолете Солвич «Дав» (Dove).

В апреле Баркер, ставший незадолго до этого подполковником, покинул ряды RAF и в следующем году совместно с другим канадским асом Уильямом Бишопом (William Bishop, 72 победы) основал «Бишоп энд Баркер Компани» (Bishop and Barker Company). Эта авиакомпания оперировала несколькими самолетами, выполняя коммерческие полёты из Торонто. Но вскоре дела пошли из рук вон плохо, и компаньоны вынуждены были продать все самолеты, чтобы расчитаться с кредиторами.

После этого фиаско Баркер решил вернуться на военную службу и в 1920 г. поступил в CAF (Canadian Air Force, Канадские ВВС). Он был командирован в RAF и сначала служил в Министерстве Авиации (Air Ministry), а позднее принимал участие в разработке воздушных путей сообщения на Ближнем Востоке, летая над пустынными просторами Ирака и Палестиной.

В 1924 г. канадец снова вышел в отставку, вернулся на родину и занялся табачным бизнесом, однако спустя пять лет продал свое предприятие и вскоре получил сразу несколько предложений о сотрудничестве от авиационных фирм. В январе 1930 г. Баркер принял одно из предложений и стал вице-президентом канадского филиала корпорации «Фэрчайлд» (Fairchild Aviation Corporation of Canada).

В марте фирма демонстрировала свой новый самолет чинам из Министерства Обороны. Перед официальными армейскими испытаниями вице-президент решил лично облетать новинку. 12 марта он взлетел с аэродрома Рокклиф (Rockcliffe) в пригороде Оттавы (сейчас там находится канадский Национальный Авиационный Музей, одним из экспонатов которого, кстати, является фюзеляж баркеровского «Снайпа»), Проведя 10-ти минутный полёт, Баркер вернулся к аэродрому и прошел над ним на высоте нескольких метров, затем сделал «горку». Внезапно машина потеряла скорость, свалилась на крыло и врезалась в землю.

Расследование обстоятельств катастрофы не выявило неисправности самолета, по словам очевидцев, мотор все время работал на полной мощности. Вывод был однозначен — ошибка пилота…



«Снайп» Е8102 после вынужденной посадки был вывезен в тыл, но его не стали ремонтировать, а по просьбе канадского правительства отправили «на родину героя». Из-за особого положения пилота в авиачасти на самолёте были нанесены только персональные обозначения: пять белых полос на фюзеляже.



Подполковник Уильям Джордж Баркер, 1919 г.



Перевод имен собственных дается в соответствии с правилами, изложенными в справочнике «Иностранные фамилии и личные имена».

Автор выражает благодарность Алексею «Полковнику» Андрееву за помощь в работе над публикацией.



Список воздушных побед Уильяма Баркера






















































































































































































№ Дата Время Тип л/а противника Победа
Место падения или воздушного боя Данные противника
15 Sqn RFC (на различных В.Е.2)
— 21.07.16 ? Roland С.II ooc
?
—, 15.08.16 ? Fokker Е Des
Achiet-le-Grand
25.03.17 ? Тип D DD
?
28 Sqn RFC (на Camel В6313)
—. 08.10.17 ? Albatros D Des
? не подтверждается
1.20.10.17 12.15 Albatros D.III Des
Южнее Roulers подтверждается 1 из 8 побед ***
2. 26.10.17 12.15 Albatros D.V Des(F)
Западнее Roulers не подтверждается
3. 12.20 Albatros D.V Des
Roulers — Thielt не подтверждается
-. 27.10.17 15.45 Albatros D OOC
Юго-восточнее Roulers
4. 29.11.17 12.15 Albatros D.V Des
Sernaglia — Pieve di Soligo подтверждается
5. 03.12.17 12.45 Albatros D.III Des(F)
Северо-восточнее Conegliano подтверждается
6. 12.50 аэростат Des(F)
Северо-восточнее Conegliano
7. 28.12.17 08.45 аэростат Des(F) * Северо-восточнее Pieve di Soligo
8.01.01.18 11.15 Albatros D.III Des(F)
Северо-западнее Vittorio подтверждается
—. 11.15 Albatros D.III DD
Северо-западнее Vittorio
9. 24.01.18 16.20 аэростат Des ** В 2 км к востоку от Conegliano
10,
аэростат Des ** Б 2 км к востоку от Conegliano
11.02.02.18 10.50 Albatros D.V Des(F)
В 1 км к юго-западу от Conegliano подтверждается
12.
Aviatik С Des
Gera не подтверждается
13. 05.02.18 12.00 Albatros D.III Des
В Зкм к северо-западу от Oderzo подтверждается
14. 12.15 Aviatik Des
Cornare подтверждается
15. 12.02.18 14.45 аэростат Des ** Fossamerlo
16.
аэростат Des ** Fossamerlo