Настройки шрифта

| |

Фон

| | | |

 

Фейхтвангер Лион

Лион Фейхтвангер - об авторе

Лион Фейхтвангер: об авторе

Энциклопедическая статья из \"Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001\"

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион [2 (по другим данным 7) июля 1884, Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес), немецкий писатель.

Родился в зажиточной, религиозной еврейской семье. Получил гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал германскую филологию, философию, санскрит. На исходе 1900-х гг. Фкйхтвангер выступил как театральный критик, переводил и обрабатывал трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана.

Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901: книга \"Одинокие\", содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома \"Маленьких драм\" и роман \"Глиняный бог\" (1910). В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал \"Шпигель\", который служил \"развитию революционных тенденций\" в Германии. В 1914 Фейхтвангер был призван на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Антивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении \"Песнь павших\" (1915), в пьесе \"Военнопленные\" (1915) и в пьесе \"Мир\" (1918). В годы войны много работал над пьесой \"Уоррен Гастингс\" (1916) и набросками романа \"Еврей Зюсс\" (1918). В ноябре 1918 писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе \"Тысяча девятьсот восемнадцатый год\" (1920). В 1922 Фейхтвангер в соавторстве с Б. Брехтом опубликовал пьесу \"Эдуард II\".

Второй роман Фейхтвангера - \"Еврей Зюсс\" (написан между 1920/22). События, описанные в романе, происходят в первой половине 18 века. Автора привлекало прежде всего наличие в людях движения, стремления к переходу в иное состояние. Такими качествами обладает главный герой романа преуспевающий финансист Йозеф Зюсс Оппенгеймер. \"Еврей Зюсс\" - любимый роман писателя, однако долгое время для него не находилось издателя, и поэтому третий роман Фейхтвангера - \"Безобразная герцогиня\" (1923), действие которого относится к 14 в., вышел раньше, был хорошо принят критиками и открыл путь \"Еврею Зюссу\".

2 ноября 1927 в газете \"Берлинер Тагеблатт\" Фейхтвангер опубликовал статью \"Положение дел в литературе\", в которой шла речь о послевоенной немецкой литературе. Эта статья - своеобразный манифест писателя - реалиста, и лишь во вторую очередь литературный анализ.

Фейхтвангер был и талантливым новеллистом. В 1930 в Берлине был опубликован первый сборник рассказов писателя \"Синяя рубашка из Итаки\". Позднее многие его рассказы (\"Рассказ о физиологе докторе Б.\" (1934), \"Верный Петер\" (1946), \"Пари\" (1946) и др.) печатались в периодике и выходили отдельными книгами.

Романы, составляющие трилогию \"Зал ожидания\" (\"Успех\", 1930; \"Семья Оппенгейм\", 1933; \"Изгнание\", 1939) объединены антифашистской тематикой: в \"Успехе\" описаны первые шаги фашистов, \"Семья Оппенгейм\" повествует об их приходе к власти, \"Изгнание\" рассказывает о судьбе немецких эмигрантов. В 1930-е гг. окончательно сложилась концепция \"фейхтвангеровского исторического романа\" - прежде всего романа о современности.

Роман \"Семья Опперман\", написанный в 1933, вышел в Амстердаме в издательстве \"Кверидо\". В нем использован характерный прием литературы 20 века - раскрытие трагедии общества через описание трагедии одной семьи. Роман \"Изгнание\" вышел в свет в 1938 в журнале \"Интернационале Литератур\", полностью книга была издана в 1940 г. издательством \"Кверидо\". Тема романа жизнь немецких эмигрантов в Париже. В основу сюжета положены реальные события, связанные с похищением нацистами журналиста - эмигранта Якоба.

После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.

В 1932-1942 гг. выходит в свет трилогия Фейхтвангера \"Иосиф\": романы \"Иудейская война\" (1932), \"Сыновья\" (1935) и \"Настанет день\" (1942), главный герой которой древнеримский историк и писатель Иосиф Флавий. Роман \"Лже-Нерон\" (1936), о событиях близкой эпохи представляет собой исторически костюмированную современность.

Второй центр немецкой эмиграции был создан в Москве. О России Фейхтвангер впервые узнал из книг русских писателей, причем неоднократно подчеркивал, что читая произведения Л. Толстого и А. Чехова, получил больше знаний о стране и ее людях, чем из многочисленных исторических трудов. В 1916 он написал статью о \"Вишневом саде\" Чехова и перевел эту пьесу на немецкий язык. Особое влияние, по признанию самого Фейхтвангер, на него оказал М. Горький. В 1917 на мюнхенской сцене Фейхтвангер в качестве режиссера с успехом поставил пьесу Горького \"На дне\". Стремление Фейхтвангера приехать в СССР во многом можно объяснить желанием увидеть Горького. Первый раз писатель приехал в СССР в 1929, затем в 1936. Он выступал на заводах, в редакциях, в Политехническом музее, перед артистами, писателями, совместно с В. Бределем и И. Бехером являлся редактором издаваемых немецких журналов \"Дас Ворт\" и \"Интернационале Литератур\". Пребыванию в СССР Фейхтвангер посвятил очерк \"Москва, 1937\", в котором описывалась советская действительность, мнение о ней на Западе и собственно мысли автора. Книга вышла в 1937 в Амстердаме и тут же по личному указанию Сталина была переведена и издана в СССР. В 1938 Фейхтвангер опубликовал обращение \"К моим советским читателям\". По роману \"Семья Оппенгейм\" в 1938 Г. Рошаль поставил одноименный кинофильм. Пьеса \"Сны Симоны Машар\" (1941-42), написанная Фейхтвангером в соавторстве с Б. Брехтом, была поставлена в 1942 в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос ).

С 1939 Фейхтвангер жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940 он поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.

В 1943 писатель принял участие в конгрессе писателей в Лос-Анджелесе, в том же году вышел в свет роман \"Братья Лаутензак\" (в рукописи \"Чудотворец\"), который продолжил серию антифашистских романов. Роман \"Симона\", посвященный Второй мировой войне, вышел в свет год спустя, в 1944, на английском языке, в 1945 он был издан в Амстердаме на немецком языке.

После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру. Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794). Основой первого романа \"Лисы в винограднике, или Оружие для Америки\" (1947) послужила идея неодолимости прогресса, которую несла с собой эпоха революции. Незаконченное эссе \"Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического повествования\" посвящено природе исторического жанра. В 1948 появилась пьеса Фейхтвангера, \"Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне\", в которой писатель выступил против \"холодной войны\"; она вызвала международный резонанс.

К 125-летию со дня смерти испанского художника Франсиско Гойи Фейхтвангер написал роман \"Гойя, или тяжкий путь познания\" (1951). Особенностью построения произведения является то, что каждая глава заканчивается белыми стихами, в строках которых содержится идея данной главы и своеобразный вывод из нее. В 1953 в свет вышел роман \"Мудрость чудака, или смерть и преображение Жан-Жака Руссо\".

Роман \"Испанская баллада\" (или \"Еврейка из Толедо\") (1955) посвящен событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте.

В 1953 Фейхтвангеру была присуждена Национальная премия правительства ГДР.

А. В. Маркин